СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Содержание определенных занятий усложняется в течение времени с каждым годом обучения, зависит от динамики уровня развития детей и уровня усвоения программы.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни. Взаимодействуя с детьми, педагог-психолог накапливает информацию, перепроверяет её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.
Психологический практикум направлен на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально-ориентированных программ, доступных для усвоения ученику с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО УСК Руководитель: С.Н. Калинина Протокол № 1 от 26.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Л.Н. Гаврилова | УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» О.М. Яппарова Приказ № -од от 31.08.2022г. |
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
по Психологическому практикуму
5-7 классы
Составители:
Педагог-психолог Тетерева Нина Георгиевна
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа разработана и составлена на основании:
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);
Конституции Российской Федерации;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
Устава ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги»;
Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой М.: Просвещение, 2005; Программу «Психологический практикум», составитель Шевченко А.В., 2012г.; Программы элективного курса по психологии
«Поверь в себя», автор-Хромцова С.Л.; пособия "Обучение жизненно важным навыкам в школе" под редакцией Майорова Н. П., Интеллект-Центр, 2010 г.
Цель курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся, формирование навыков адекватного поведения.
Формирование знаний о психологии человека.
Формирование и развитие процессов самопознания, стремления к знаниям о своем внутреннем мире;
Создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.
Обучение способам группового взаимодействия и формирование навыков общения:
Развитие познавательных процессов.
Формирование необходимых навыков поведения в трудных ситуациях.
диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Содержание определенных занятий усложняется в течение времени с каждым годом обучения, зависит от динамики уровня развития детей и уровня усвоения программы.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни. Взаимодействуя с детьми, педагог-психолог накапливает информацию, перепроверяет её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.
Психологический практикум направлен на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт соци- ально-ориентированных программ, доступных для усвоения ученику с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места психологического практикума представлено в следующей таблице:
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Количество учебных часов за год |
5 | 2 | 34 | 68 |
6 | 2 | 34 | 68 |
7 | 2 | 34 | 68 |
8 | 1 | 34 | 34 |
9 | 1 | 34 | 34 |
Личностные результаты
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.
развитие познавательной активности, памяти, мышления, речи, воображения.
умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
умение практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности;
умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;
умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
умение выделять существенные свойства предметов, явлений;
умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
умение образовывать понятия формулировать определения понятий;
умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
уметь оценивать поступки одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;
умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
умение критически подходить к решению задачи, проблемы, определять собственное отношение к явлениям жизни;
умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.
Знания и умения обучающихся по психологическому практикуму оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимися, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
5 класс
Познавательные беседы:
Как появился человек на земле;
Какие животные похожи на человека, где они обитают;
Думают ли животные;
Чем отличается человек от животного;
Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует;
Как мы распознаём горе и радость;
Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим?;
Кого мы называем другом, товарищем, знакомым;
Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей;
Что нам снится, откуда приходят сны;
Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение;
Почему возникает страх;
Мозг и его тайны;
Психика и мозг человека;
Что изучает психология, для чего она нужна человеку;
Давайте знакомиться с собой и друг с другом.
Понятия: археологи, вожак, инстинкт, органы чувств, горе, радость, поступок, мимика, друг, дружба, товарищ, сон, сновидение, настроение, страх, мозг, психика, наука, психология, внутренний мир, внешний вид, черты характера, привычка.
Тема: «Ощущение и восприятия»
Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
Тема: "Внимание и внимательность"
Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания.
Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница" и т. д.
Обсуждаемые проблемы:
Что такое внимание;
Почему человек допускает ошибки;
Как правильно сохранить внимание на уроке, в процессе труда в школе и дома;
Режим внимания;
В каких случаях от человека требуется особое проявление внимания;
Что такое внимательность в поведении человека в школе, дома, в гостях, в транспорте;
Какие черты характеризуют невоспитанного человека. Как они проявляются.;
Как люди оценивают человека с плохим вниманием (рассеянный, ненадёжный, беспо- лезный);
Можно ли дружить с невнимательным человеком;
Как стать внимательным. Тема: «Запоминай и помни»
Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.
Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:
связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;
умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности;
понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. Обсуждаемые проблемы:
Может ли человек обойтись без памяти. Что такое хорошая память. Как правильно запоминать. О пользе забывания.
Раздел «Введение»
Из чего состоит психологическая жизнь человека; Познай себя, и ты познаешь жизнь;
Понятия: психология, внутренний мир, психика.
Раздел «Как мы познаём мир»Тема: «Ощущения и восприятия»
Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.
Познавательная беседа: «Как ощутить радость жизни?» Тема: "Внимание и внимательность"
Практические занятия и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация.
Понятия: внимание, объём внимания, избирательность, концентрация, переключение, скорость, внимательность
Тема: "Запоминай и помни"
Упражнения на развитие памяти. Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.
Познавательные беседы: Правила хорошего обращения с памятью. Виды памяти, особенности памяти учащиеся.
Понятия: память, слуховая, зрительная, комбинированная, произвольная, непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание
Тема: Качества ума
Упражнения, игры на развитие мышления. Познавательные беседы:
красота разума;
как решать мыслительные задачи;
кто царит в нашей голове;
правила развития ума;
виды мышления, способы мышления, как умом победить силу.
Понятия: мышление, ум, разум, логика анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Тема: «Воображение»
Упражнения на развитие воображения.
Познавательные беседы: Правила развития воображения.
Вывод: воображение помогает лучше узнавать мир, развивать и открывать себя.
Понятия: воображение, творчество Тема: «Речь и общение»
Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).
Познавательные беседы:
Чем отличается слово от воробья;
Сможет ли Маугли заговорить;
Язык мой - друг мой;
Хорошие речи и слушать приятно;
Как слово наше отзовётся;
Правила общения.
Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.
Тема: "Как и что мы чувствуем" Познавательные беседы:
Почему в цирке работает клоун;
Страсти на стадионе;
Когда нам грустно;
Как возникает страх и трусость;
Бесстрашный человек - это хорошо или плохо?
Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов. Анализ жизненных наблюдений с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Практические приёмы деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции.
Понятия: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость
Раздел «Введение»
Познавательные беседы:
История психологии;
Как работают психологи;
Понятия: психология, психологи, психотерапевты.
Тема: "Психологические процессы"
Упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий. Правила развития основных психологических процессов.
Понятия: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение Тема: "Общение"
Познавательные беседы:
Действительно ли "злые языки страшнее пистолета";
Как понять человека. Всегда ли чужая душа - потёмки?
Согласного стада и волк не берет.
Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", литературный пересказ, "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.
Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое)
Тема: "Как и что мы чувствуем" Познавательные беседы:
Зачем нужны эмоции;
"Да, жалок тот, в ком совесть не чиста";
"Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".
Упражнения, задания, игровые ситуации на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными ситуациями: "Раскрась свои чувства", "Комплимент", "Пульс", "Хоровод", "Пиктограммы", "Лесенка", "Куда уходит злость" и т. д.
Понятия: эмоции, эмоциональные ситуации, радость, счастье, веселье, грусть, печаль тоска, горе, гнев, страх, совесть, управление эмоциями, трудная ситуация.
Тема: "Воля"
Познавательные беседы:
История марафонского бега;
Упрямство и настойчивость;
Не хочу и надо.
Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)
Обсуждение результатов с самооценкой причин ошибок, повторов, не успеха.
Анализ литературных текстов, событий, раскрывающих волевые действия человека, его дисциплинированность.
Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.
Тема: "Характер"
Познавательные беседы:
-Правда ходит на прямых ногах, кривда -на кривых;
-Шило в мешке не утаишь;
-Что такое совесть;
-Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер;
-Всякий человек -кузнец своего счастья.
Задания на самооценку с помощью выбора из списка наиболее часто встречающихся черт характера (не более 10 черт). Рассказы учащихся с объяснением и подтверждением фактами выбранных ими наименований.
Сравнение рассказа о себе с тем, как характеризуют рассказчика его близкие друзья и одноклассники. Анализ причин расхождения в самооценке и в оценке окружающих. Анализ литературных текстов, представляющих разные характеры людей. Как воспитывается характер.
Понятия: характер, поступок, поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.
Раздел «Введение»
Познавательные беседы:
-Давайте знакомиться с собой и друг с другом. Понятия: дружба, друзья, настоящий друг.
Закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие.
Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Понятия: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, общение.
Тема: "Как и что мы чувствуем"
Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Познавательные беседы:
Зачем осознавать и понимать эмоции;
Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины;
Что такое стресс и как его преодолеть.
Понятия: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность, стресс, горе, несчастье, недомогание.
Тема: "Воля"
Познавательные беседы:
Своя воля страшней неволи;
Будь своему слову хозяин,
Правила воспитания воли.
Упражнения и задания на развитие воли.
Понятия: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание.
Тема: "Характер"
Познавательные беседы:
Видна птица по полёту;
Можно ли стать гением;
Терпение даёт умение;
Толпа и личность;
Не место красит человека;
Как стать личностью;
Может ли ползать рождённый летать?
Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки: "Зеркало", "Что я знаю о себе", "Перевоплощение", "Коршун и бабочка", "Я такой же, как ты" и др.
Тема: "Кем быть"
Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека. Анализ характеристик человека трудолюбивого и нерадивого. Рассказы о том, как человек выбирает себе профессию: по интересу, по умению, по знаниям.
Работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений. Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения
Тема: "Как мы видим друг друга" Познавательные беседы:
разговор взглядов;
язык жестов и движений,
как понять другого человека;
особенности подросткового возраста;
про мужчин и женщин;
"По одёжке встречают ..."
Тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я".
Тема: "Межличностные отношения" Познавательные беседы:
Нет друга, так ищи;
Как преодолеть границы;
Права человека среди людей;
Самое утреннее из чувств;
Почему люди спорят и ссорятся.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других, "Перевоплощение", "Психологический портрет", "Я такой же, как ты»,
«Комплимент", "Если бы я был тобой", "Телепатия" и др.
Понятия: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора.
Раздел «Введение»
Познавательные беседы:
-Что и как изучает психология;
-Зачем изучать психологию.
Понятия: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос, психология
Тема: "Психология личности" Познавательные беседы:
Как мы себя ценим?;
Что такое самоценность?;
Личностью не рождаются, а становятся;
Личность - это настоящее в человеке, а личина?;
Зависит ли характер от темперамента.
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных.
Тема: "Психологические процессы и информация" Познавательные беседы:
Почему взрослые советуют или приказывают: "Думай!";
Все ли стерпит бумага;
Прогресс человечества - в чём его плюсы;
Как понять человека.
Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией: "Живая скульптура", "Веришь - не веришь", "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" и др.
Понятия: жизненная ситуация, мысли и чувства, информация, виды информации, собственное мнение
Тема: "Творчество"
Познавательные беседы:
Что такое творчество;
Любое дело – творчески;
Когда интересно жить;
Что мне нравится в себе.
Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники»,
«Приветствие», «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», литературный пересказ,
«Акробат».
Понятия: творчество, мыслить творчески, творчество и воображение.
Тема: "Проблемы и как их решать" Познавательные беседы:
Чего я хочу;
Что я могу сделать для осуществления желаемого;
Что не могу я, но могут другие.
Упражнения, задания на развитие навыков - принятия и исполнения решений: "Ком- плимент", литературный пересказ, "Сорви шапку", "Рука в руке", "Ищем секрет",
«Подарок другу», "Самопохвала" и т. п.
Понятия: желания и возможности, преграды в исполнении желаний, проблемы и их решения.
Тема: "Личность и её социальные роли".
Познавательные беседы:
Что такое социальная роль;
Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины;
Перевоплощение личности.
Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты»,
«Один дома», «Правильная забота» и др.
Понятия: личность, социальная роль и ее виды, уверенность, положительные и отрицательные роли
Тема: "Кем быть".
Познавательные беседы:
Человек и профессия;
Терпение и труд всё перетрут;
Где родился, там и пригодился.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.
Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения
Тема: "Психология межличностных отношений".
Познавательные беседы:
Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека;
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты;
Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть;
Личные взаимоотношения людей;
Чего никогда нельзя делать в любви;
Сигналы отношения;
Причины одиночества.
Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.
Тема: "Психология конфликта''. Познавательные беседы:
Причины ссор и конфликтов;
Маленькие хитрости в решении ссор;
Что нужно, чтобы решить конфликт;
Повиновение или решение;
Что значит принять решение;
Как согласовать мнения;
"Правильная" забота.
Упражнения, тренинги на развитие навыков понимания других, навыков решения конфликтов.
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.
Повторение изученных разделов.
Тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегу- лирования, самопознания, самоопределения.
класс
Раздел | Тема |
Кол-во часов | Из них | |
Изучение нового и закрепление | Контроль | |||
1 | Введение | 32 | 31 | 1 |
2 | Как мы познаём мир
| 36 | 35 | 1 |
Раздел | Тема |
Кол-во часов | Из них | ||
Изучение нового и закрепление | Контроль | ||||
1 | Введение
| 4 | 3 | 1 | |
2 | Как мы познаём мир
| 40 | 39 | 1 | |
3 | Познай себя | 24 | 23 | 1
| |
7 класс
| |||||
| Раздел | Тема |
Кол-во часов | Из них | |
| Изучение нового и закрепление | Контроль | |||
| 1 | Введение
| 4 | 3 | 1 |
| 2 | Как мы познаём мир
| 40 | 39 | 1 |
| 3 | Познай себя | 24 | 23 | 1
|
Наименование | Календарно - тематическое планирование. |
| ||||
Предмет | Психологический практикум |
| ||||
Параллель | 5 класс |
|
| |||
Наименование раздела | Номер урока | Тема уроков | Планируемый результат | Домашнее задание | ||
Введение | 1 | Как появился | Умение устанавливать все |
| ||
|
| человек на земле | возможные связи и отношения | |||
|
|
| объектов окружающего мира, | |||
|
|
| выявлять причинные связи между | |||
|
|
| явлениями, событиями. | |||
| 2 | Как появился | Умение устанавливать все |
| ||
|
| человек на земле | возможные связи и отношения | |||
|
|
| объектов окружающего мира, | |||
|
|
| выявлять причинные связи между | |||
|
|
| явлениями, событиями. | |||
| 3 | Какие животные | Умение устанавливать все |
| ||
|
| похожи на | возможные связи и отношения | |||
|
| человека, где они | объектов окружающего мира, | |||
|
| обитают | выявлять причинные связи между | |||
|
|
| явлениями, событиями. | |||
| 4 | Какие животные | Умение устанавливать все |
| ||
|
| похожи на | возможные связи и отношения | |||
|
| человека, где они | объектов окружающего мира, | |||
|
| обитают | выявлять причинные связи между | |||
|
|
| явлениями, событиями. | |||
| 5 | Думают | ли | Умение | устанавливать все |
|
|
| животные |
| возможные | связи и отношения | |
|
|
|
| объектов | окружающего мира, |
|
|
| выявлять причинные связи между |
|
явлениями, событиями. | ||||
6 | Чем отличается | Умение устанавливать все |
| |
| человек от | возможные связи и отношения | ||
| животного | объектов окружающего мира, | ||
|
| выявлять причинные связи между | ||
|
| явлениями, событиями. | ||
7 | Чем отличается | Умение устанавливать все |
| |
| человек от | возможные связи и отношения | ||
| животного | объектов окружающего мира, | ||
|
| выявлять причинные связи между | ||
|
| явлениями, событиями. | ||
8 | Как и почему | Умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями. |
| |
| человек видит, | |||
| слышит, чувствует, | |||
| думает, говорит, | |||
| действует. | |||
9 | Как и почему | Умение устанавливать все |
| |
| человек видит, | возможные связи и отношения | ||
| слышит, чувствует, | объектов окружающего мира, | ||
| думает, говорит, | выявлять причинные связи между | ||
| действует. | явлениями, событиями. | ||
10 | Как мы распознаём | Умение осознавать и выражать свои |
| |
| горе и радость | чувства. | ||
11 | Как мы распознаём | Умение осознавать и выражать свои |
| |
| горе и радость | чувства. |
| 12 | Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим? | Понимание и принятие чувств окружающих людей. |
|
13 | Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим? | Понимание и принятие чувств окружающих людей. |
| |
14 | Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. | Формирование представления детей о дружбе. |
| |
15 | Кого мы называем другом, товарищем, знакомым. | Формирование представления детей о дружбе. |
| |
16 | Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
| |
17 | Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
| |
18 | Что нам снится, откуда приходят сны. | Формирование познавательного интереса. |
|
|
|
|
Умение размышлять. |
|
19 | Что нам снится, откуда приходят сны. | Формирование познавательного интереса.
Умение размышлять. |
| |
20 | Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение. | Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний. |
| |
21 | Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение. | Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний. |
| |
22 | Почему возникает страх. | Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний. |
| |
23 | Почему возникает страх. | Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний. |
| |
24 | Мозг и его тайны. | Развитие мышления. |
| |
25 | Мозг и его тайны. | Развитие мышления. |
| |
26 | Психика и мозг человека. | Развитие мышления. |
|
| 27 | Психика и мозг человека. | Развитие мышления. |
|
28 | Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | Формирование познавательного интереса. Умение размышлять. |
| |
29 | Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | Формирование познавательного интереса.
Умение размышлять. |
| |
30 | Что изучает психология, для чего она нужна человеку. | Формирование познавательного интереса.
Умение размышлять. |
| |
31 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я» |
| |
32 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я» |
|
|
|
|
|
|
Как мы познаём мир | 33 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных ощущений. |
|
34 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных ощущений. |
| |
35 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных ощущений. |
| |
36 | Ощущение и восприятия | Развитие слуховых ощущений |
| |
37 | Ощущение и восприятия | Развитие слуховых ощущений |
| |
38 | Ощущение и восприятия | Развитие слуховых ощущений |
| |
39 | Ощущение и восприятия | Развитие восприятия звуков, развития слуха. |
| |
40 | Ощущение и восприятия | Развитие восприятия звуков, развития слуха. |
| |
41 | Ощущение и восприятия | Развитие восприятия звуков, развития слуха. |
| |
42 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных и зрительных ощущений. |
| |
43 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных и зрительных ощущений. |
| |
44 | Ощущение и восприятия | Развитие осязательных и зрительных ощущений. |
| |
45 | Внимание и | Анализ ситуаций с проявлением |
|
|
| внимательность | внимательности как свойства личности. |
|
46 | Внимание и внимательность | Анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности. |
| |
47 | Внимание и внимательность | Анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности. |
| |
48 | Внимание и внимательность | Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания. |
| |
49 | Внимание и внимательность | Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания. |
| |
50 | Внимание и внимательность | Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания. |
| |
51 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться. |
| |
52 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться. |
| |
53 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться. |
| |
54 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не |
|
|
|
| отвлекаться. |
|
55 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться. |
| |
56 | Внимание и внимательность | Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться. |
| |
57 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
58 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
59 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
60 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
61 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
62 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
63 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
64 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
65 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
|
| 66 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
|
67 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
68 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
|
Наименование |
Календарно - тематическое планирование. |
| ||
Предмет | Психологический практикум |
| ||
Параллель | 6 класс |
|
| |
Наименование раздела | Номер урока | Тема уроков | Планируемый результат | Домашнее задание |
Введение | 1 | Познай себя, и ты познаешь жизнь | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. |
|
|
|
| Формирование положительного образа «Я». | |
| 2 | Познай себя, и ты познаешь жизнь | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. |
|
|
|
| Формирование положительного образа «Я». | |
| 3 | Познай себя, и ты познаешь жизнь | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. |
|
|
|
| Формирование положительного образа «Я». | |
| 4 | Познай себя, и ты познаешь жизнь | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. |
|
|
|
| Формирование положительного образа «Я». |
Как мы познаём мир | 5 | Ощущения восприятия | и | Развитие осязательных ощущений. |
|
| 6 | Ощущения | и | Развитие осязательных и |
|
|
| восприятия |
| зрительных ощущений. | |
| 7 | Внимание | и | Развитие памяти, способности к |
|
|
| внимательность |
| длительной концентрации | |
|
|
|
| внимания. | |
| 8 | Внимание | и | Развитие памяти, способности к |
|
|
| внимательность |
| длительной концентрации | |
|
|
|
| внимания. | |
| 9 | Внимание | и | Развитие памяти, способности к |
|
|
| внимательность |
| длительной концентрации | |
|
|
|
| внимания. | |
| 10 | Внимание | и | Развитие памяти, способности к |
|
|
| внимательность |
| длительной концентрации | |
|
|
|
| внимания. | |
| 11 | Внимание | и | Анализ ситуаций с проявлением |
|
|
| внимательность |
| внимательности как свойства | |
|
|
|
| личности. | |
| 12 | Внимание | и | Анализ ситуаций с проявлением |
|
|
| внимательность |
| внимательности как свойства | |
|
|
|
| личности. | |
| 13 | Внимание | и | Анализ ситуаций с проявлением |
|
|
| внимательность |
| внимательности как свойства | |
|
|
|
| личности. | |
| 14 | Внимание | и | Развитие памяти, способности к |
|
|
| внимательность |
| длительной концентрации | |
|
|
|
| внимания. |
| 15 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
|
16 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
17 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
18 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
19 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
20 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
21 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
22 | Запоминай и помни | Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения. |
| |
23 | Качества ума | Развитие мышления. |
| |
24 | Качества ума | Развитие мышления. |
| |
25 | Качества ума | Формировать умение выдвигать гипотезы. |
| |
26 | Качества ума | Формировать умение выдвигать гипотезы. |
| |
27 | Воображение | Развитие образного мышления. |
| |
28 | Воображение | Развитие абстрактного мышления. |
| |
29 | Воображение | Развитие творческого мышления. |
|
| 30 | Воображение | Развитие творческого мышления. |
|
31 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
32 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
33 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
34 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
35 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
36 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
37 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
38 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
39 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
40 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
41 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
42 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
43 | Речь и общение | Развитие коммуникативных |
|
|
|
| способностей. |
|
44 | Речь и общение | Развитие коммуникативных способностей. |
| |
Познай себя | 45 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
|
46 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
47 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
48 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями |
| |
49 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
50 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
51 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
52 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями |
| |
53 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
54 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
55 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
56 | Как и что мы | Умение управлять чувствами и |
|
|
| чувствуем | эмоциями |
|
57 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
58 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
59 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
60 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями |
| |
61 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
62 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
63 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
64 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями |
| |
65 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
66 | Как и что мы чувствуем | Умение осознавать и выражать свои чувства |
| |
67 | Как и что мы чувствуем | Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |
68 | Как и что мы чувствуем | Умение управлять чувствами и эмоциями |
| |
| ||||
| ||||
| ||||
|
Наименование | Календарно - тематическое планирование. |
| |||||
Предмет | Психологический практикум |
| |||||
Параллель | 7 класс |
|
| ||||
Наименование раздела | Номер урока | Тема уроков | Планируемый результат | Домашнее задание | |||
Введение | 1 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я».
|
| |||
| 2 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. |
| |||
|
|
| Формирование положительного образа «Я». | ||||
3 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я». |
| ||||
4 | Давайте знакомиться с собой и друг с другом | Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей. Формирование положительного образа «Я». |
| ||||
Как мы познаем мир |
|
| 5 | Общение | Развитие у обучающихся |
| |
| |
|
|
| навыков общения. | ||
6 | Общение | Развитие у обучающихся |
| ||||
|
|
|
|
| навыков общения. | ||
|
|
| 7 | Общение | Развитие у обучающихся |
| |
|
|
|
|
| навыков общения. | ||
|
|
| 8 | Общение | Умение найти контакт | и |
|
|
|
|
|
| уверенно общаться. |
| |
|
|
| 9 | Общение | Развитие толерантности и |
| |
|
|
|
|
| эмпатии. | ||
|
|
| 10 | Общение | Умение пользоваться «считывать» мимику, | и |
|
|
|
|
|
| жесты. |
| |
|
|
| 11 | Общение | Умение пользоваться | и |
|
|
|
|
|
| «считывать» мимику, |
| |
|
|
|
|
| жесты. |
| |
12 | Общение
| Умение пользоваться и «считывать» мимику, жесты. |
|
| |||
13 | Общение
| Умение пользоваться и «считывать» мимику, жесты. |
|
| |||
14 | Общение
| Умение пользоваться и «считывать» мимику, жесты. |
|
| |||
15 | Общение
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
16 | Общение
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
17 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
18 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
19 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
20 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
21 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
22 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
23 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
24 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
25 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
26 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
27 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
28 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
29 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
30 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
31 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
| |||
32 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков
| Умение выбрать продуктивный способ общения. |
|
|
Познай себя | 33 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| ||||||
|
|
| ||||||||
34 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
|
|
| ||||||||
35 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
36 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
37 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
38 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
39 | Упражнения на развитие коммуникативных навыков | Умение выбрать продуктивный способ общения. |
| |||||||
40 | Упражнения на | Умение выбрать |
| |||||||
| развитие | продуктивный способ | ||||||||
| коммуникативных | общения. | ||||||||
| навыков
|
| ||||||||
41 | Как и что мы чувствуем
| Умение осознавать и выражать свои чувства. |
| |||||||
42 | Как и что мы чувствуем
| Умение осознавать и выражать свои чувства. |
| |||||||
43 | Как и что мы чувствуем
| Умение осознавать и выражать свои чувства. |
| |||||||
44 | Как и что мы чувствуем
| Понимание и принятие чувств окружающих людей |
| |||||||
45 | Как и что мы чувствуем
| Понимание и принятие чувств окружающих людей. |
| |||||||
46 | Как и что мы чувствуем
| Умение управлять чувствами и эмоциями. |
| |||||||
47 | Как и что мы чувствуем
| Умение управлять чувствами и эмоциями. |
| |||||||
48 | Как и что мы чувствуем
| Активизация механизмов самопознания и самовыражения. |
| |||||||
49 | Как и что мы чувствуем
| Активизация механизмов самопознания и самовыражения. |
| |||||||
50 | Как и что мы чувствуем
| Активизация механизмов самопознания и самовыражения. |
| |||||||
51 | Воля | Умение выявлять собственные возможности и интересы.
|
| |||||||
52 | Воля | Умение организовать и планировать свою жизнедеятельность.
|
| |||||||
53 | Воля | Умение организовать и планировать свою жизнедеятельность.
|
| |||||||
54 | Воля | Умение управлять своим поведением и эмоциями.
|
| |||||||
55 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
56 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
57 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
58 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
59 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
60 | Воля | Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.
|
| |||||||
61 | Характер | Расширение представлений о понятии характер, черты характера.
|
| |||||||
62 | Характер | Расширение представлений о понятии характер, черты характера.
|
| |||||||
63 | Характер | Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя. |
| |||||||
64 | Характер | Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя.
|
| |||||||
65 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.
|
| |||||||
66 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.
|
| |||||||
67 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.
|
| |||||||
68 | Характер | Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.
Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5. 1998.
Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.
Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва. Черо. 1997.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология, № 3, 1998.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.
Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.
Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва. 2001.
Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
Пиз А. Язык телодвижений. Москва. 1995.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва: ВЛАДОС, 2003.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. ЭКСМО– пресс. 2001.
Прутченков А.С. Наедине с собой. Педагогическое агентство. Москва. 18.Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва. «Открытое общество». 2001.
Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва. 1999.
Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
Ноутбук, телевизор