СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по психологическому практикуму 5-7 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Содержание определенных занятий усложняется в течение времени с каждым годом обучения, зависит от динамики уровня развития детей и уровня усвоения программы.

Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни. Взаимодействуя с детьми, педагог-психолог накапливает информацию, перепроверяет её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.

Психологический практикум направлен на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально-ориентированных программ, доступных для усвоения ученику с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по психологическому практикуму 5-7 классы»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

УСК

Руководитель:

С.Н. Калинина

Протокол № 1 от 26.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Л.Н. Гаврилова

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги»

О.М. Яппарова Приказ № -од от 31.08.2022г.









Рабочая адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1

по Психологическому практикуму




5-7 классы


Составители:

Педагог-психолог Тетерева Нина Георгиевна





2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная программа разработана и составлена на основании:


  • Конвенции о правах ребенка;

  • Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.);

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

  • Устава ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги»;

  • Учебного плана ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» на 2022-2023 учебный год;

  • Положения о рабочих программах учителя ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги».


Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой М.: Просвещение, 2005; Программу «Психологический практикум», составитель Шевченко А.В., 2012г.; Программы элективного курса по психологии

«Поверь в себя», автор-Хромцова С.Л.; пособия "Обучение жизненно важным навыкам в школе" под редакцией Майорова Н. П., Интеллект-Центр, 2010 г.

Цель курса заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся, формирование навыков адекватного поведения.


Основные задачи программы:


  • Формирование знаний о психологии человека.

  • Формирование и развитие процессов самопознания, стремления к знаниям о своем внутреннем мире;

  • Создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

  • Обучение способам группового взаимодействия и формирование навыков общения:

  • Развитие познавательных процессов.

  • Формирование необходимых навыков поведения в трудных ситуациях.


Основные направления работы:


  • диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);

  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему

«Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);

  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

  • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Содержание определенных занятий усложняется в течение времени с каждым годом обучения, зависит от динамики уровня развития детей и уровня усвоения программы.

Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни. Взаимодействуя с детьми, педагог-психолог накапливает информацию, перепроверяет её в других (модифицированных) условиях, чтобы иметь объективные данные для того или иного заключения, для индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.

Психологический практикум направлен на социализацию личности обучающегося, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт соци- ально-ориентированных программ, доступных для усвоения ученику с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с учебным планом ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» описание места психологического практикума представлено в следующей таблице:


Класс

Количество часов в

неделю

Количество учебных

недель

Количество учебных

часов за год

5

2

34

68

6

2

34

68

7

2

34

68

8

1

34

34

9

1

34

34


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Личностные результаты


  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • развитие творческого потенциала личности, создание позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми.

  • развитие познавательной активности, памяти, мышления, речи, воображения.

Предметные результаты Минимальный уровень
  • умение ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;

  • умение практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности;

  • умение активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения;

  • умение объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;

  • умение выделять существенные свойства предметов, явлений;

  • умение обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;

  • умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;

  • умение сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;

  • умение образовывать понятия формулировать определения понятий;

  • умение находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;

  • умение бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.


Достаточный уровень
  • уметь оценивать поступки одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми;

  • умение осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);

  • умение критически подходить к решению задачи, проблемы, определять собственное отношение к явлениям жизни;

  • умение подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;

  • умение использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности.


Оценка эффективности занятий

Знания и умения обучающихся по психологическому практикуму оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимися, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс


Раздел «Введение»

Познавательные беседы:

    • Как появился человек на земле;

    • Какие животные похожи на человека, где они обитают;

    • Думают ли животные;

    • Чем отличается человек от животного;

    • Как и почему человек видит, слышит, чувствует, думает, говорит, действует;

    • Как мы распознаём горе и радость;

    • Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим?;

    • Кого мы называем другом, товарищем, знакомым;

    • Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей;

    • Что нам снится, откуда приходят сны;

    • Откуда и как возникает хорошее и плохое настроение;

    • Почему возникает страх;

    • Мозг и его тайны;

    • Психика и мозг человека;

    • Что изучает психология, для чего она нужна человеку;

    • Давайте знакомиться с собой и друг с другом.

Понятия: археологи, вожак, инстинкт, органы чувств, горе, радость, поступок, мимика, друг, дружба, товарищ, сон, сновидение, настроение, страх, мозг, психика, наука, психология, внутренний мир, внешний вид, черты характера, привычка.


Раздел «Как мы познаём мир»

Тема: «Ощущение и восприятия»

Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

Тема: "Внимание и внимательность"

Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания.

Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница" и т. д.

Обсуждаемые проблемы:

    • Что такое внимание;

    • Почему человек допускает ошибки;

    • Как правильно сохранить внимание на уроке, в процессе труда в школе и дома;

    • Режим внимания;

    • В каких случаях от человека требуется особое проявление внимания;

    • Что такое внимательность в поведении человека в школе, дома, в гостях, в транспорте;

    • Какие черты характеризуют невоспитанного человека. Как они проявляются.;

    • Как люди оценивают человека с плохим вниманием (рассеянный, ненадёжный, беспо- лезный);

    • Можно ли дружить с невнимательным человеком;

    • Как стать внимательным. Тема: «Запоминай и помни»

Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Примеры проявления памяти при запоминании, узнавании и воспроизведении различного по содержанию материала. Индивидуальные особенности памяти у учащихся.

Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения:

    • связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием;

    • умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности;

    • понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения. Обсуждаемые проблемы:

Может ли человек обойтись без памяти. Что такое хорошая память. Как правильно запоминать. О пользе забывания.


  1. класс


Раздел «Введение»

Из чего состоит психологическая жизнь человека; Познай себя, и ты познаешь жизнь;

Понятия: психология, внутренний мир, психика.

Раздел «Как мы познаём мир»

Тема: «Ощущения и восприятия»

Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

Познавательная беседа: «Как ощутить радость жизни?» Тема: "Внимание и внимательность"

Практические занятия и упражнения на развитие внимания и внимательности, анализ ситуаций с проявлением внимательности как личностного качества, примеры проявления таких качеств внимания как объём, избирательность, скорость, переключаемость, концентрация.

Понятия: внимание, объём внимания, избирательность, концентрация, переключение, скорость, внимательность

Тема: "Запоминай и помни"

Упражнения на развитие памяти. Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.

Познавательные беседы: Правила хорошего обращения с памятью. Виды памяти, особенности памяти учащиеся.

Понятия: память, слуховая, зрительная, комбинированная, произвольная, непроизвольная, запоминание, воспроизведение, узнавание

Тема: Качества ума

Упражнения, игры на развитие мышления. Познавательные беседы:

    • красота разума;

    • как решать мыслительные задачи;

    • кто царит в нашей голове;

    • правила развития ума;

    • виды мышления, способы мышления, как умом победить силу.

Понятия: мышление, ум, разум, логика анализ, синтез, закономерность, виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Тема: «Воображение»

Упражнения на развитие воображения.

Познавательные беседы: Правила развития воображения.

Вывод: воображение помогает лучше узнавать мир, развивать и открывать себя.

Понятия: воображение, творчество Тема: «Речь и общение»

Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("Карлсон сказал", литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница»).

Познавательные беседы:

    • Чем отличается слово от воробья;

    • Сможет ли Маугли заговорить;

    • Язык мой - друг мой;

    • Хорошие речи и слушать приятно;

    • Как слово наше отзовётся;

    • Правила общения.

Понятия: общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.


Раздел «Познай себя»

Тема: "Как и что мы чувствуем" Познавательные беседы:

    • Почему в цирке работает клоун;

    • Страсти на стадионе;

    • Когда нам грустно;

    • Как возникает страх и трусость;

    • Бесстрашный человек - это хорошо или плохо?

Занятия с использованием музыкальных, изобразительных (художественных), литературных материалов для выделения и анализа эмоциональных состояний и переживаний человека. Групповые диспуты (суждения) о правильности выводов. Анализ жизненных наблюдений с примерами ярких эмоциональных проявлений: гнева, страха, агрессии. Сравнение эмоциональных проявлений на примере известных героев из книг, фильмов. Практические приёмы деятельности человека по преодолению страха в экстремальных ситуациях, по умению сдерживать и контролировать свои переживания и эмоции.

Понятия: эмоции и чувства, радость, улыбка, веселье, гнев, раздражение, печаль, грусть, тоска, злость, агрессия, стыд, страх и трусость, бесстрашие, смелость


  1. класс


Раздел «Введение»

Познавательные беседы:

    • История психологии;

    • Как работают психологи;

Понятия: психология, психологи, психотерапевты.


Раздел «Как мы познаём мир»

Тема: "Психологические процессы"

Упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ощущений и восприятий. Правила развития основных психологических процессов.

Понятия: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение Тема: "Общение"

Познавательные беседы:

    • Действительно ли "злые языки страшнее пистолета";

    • Как понять человека. Всегда ли чужая душа - потёмки?

    • Согласного стада и волк не берет.

Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", литературный пересказ, "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д.

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое)


Раздел «Познай себя»

Тема: "Как и что мы чувствуем" Познавательные беседы:

    • Зачем нужны эмоции;

    • "Да, жалок тот, в ком совесть не чиста";

    • "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно".

Упражнения, задания, игровые ситуации на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными ситуациями: "Раскрась свои чувства", "Комплимент", "Пульс", "Хоровод", "Пиктограммы", "Лесенка", "Куда уходит злость" и т. д.

Понятия: эмоции, эмоциональные ситуации, радость, счастье, веселье, грусть, печаль тоска, горе, гнев, страх, совесть, управление эмоциями, трудная ситуация.

Тема: "Воля"

Познавательные беседы:

    • История марафонского бега;

    • Упрямство и настойчивость;

    • Не хочу и надо.

Текстовые задания на выявление устойчивости внимания и волевого усилия с усложняющимся содержанием ("Найди отпечатки", "Мозаика", "Перепутанные линии" и др.)

Обсуждение результатов с самооценкой причин ошибок, повторов, не успеха.

Анализ литературных текстов, событий, раскрывающих волевые действия человека, его дисциплинированность.

Понятия: воля, цель, выбор и решение, упрямство и настойчивость, преодоление, дисциплина, волевой человек.

Тема: "Характер"

Познавательные беседы:

-Правда ходит на прямых ногах, кривда -на кривых;

-Шило в мешке не утаишь;

-Что такое совесть;

-Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер;

-Всякий человек -кузнец своего счастья.

Задания на самооценку с помощью выбора из списка наиболее часто встречающихся черт характера (не более 10 черт). Рассказы учащихся с объяснением и подтверждением фактами выбранных ими наименований.

Сравнение рассказа о себе с тем, как характеризуют рассказчика его близкие друзья и одноклассники. Анализ причин расхождения в самооценке и в оценке окружающих. Анализ литературных текстов, представляющих разные характеры людей. Как воспитывается характер.

Понятия: характер, поступок, поведение, привычка, самооценка, слабый и сильный человек, честность, совесть, воспитание характера.


  1. класс


Раздел «Введение»

Познавательные беседы:

-Давайте знакомиться с собой и друг с другом. Понятия: дружба, друзья, настоящий друг.


Раздел «Как мы познаём мир»

Закрепление правил развития психических процессов. Игры, упражнения, задания на их развитие.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Понятия: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, общение.


Раздел «Познай себя»

Тема: "Как и что мы чувствуем"

Упражнения, задания на развитие и закрепление навыков управления своими эмоциями и эмоциональными состояниями, в том числе адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Познавательные беседы:

    • Зачем осознавать и понимать эмоции;

    • Как преодолеть страх, неуверенность, чувство вины;

    • Что такое стресс и как его преодолеть.

Понятия: эмоции, положительные и отрицательные эмоции, страх и вина, неуверенность, стресс, горе, несчастье, недомогание.

Тема: "Воля"

Познавательные беседы:

    • Своя воля страшней неволи;

    • Будь своему слову хозяин,

    • Правила воспитания воли.

Упражнения и задания на развитие воли.

Понятия: воля, волевые черты, своеволие, убеждения, идеалы, выдержка, терпение, самообладание.

Тема: "Характер"

Познавательные беседы:

    • Видна птица по полёту;

    • Можно ли стать гением;

    • Терпение даёт умение;

    • Толпа и личность;

    • Не место красит человека;

    • Как стать личностью;

    • Может ли ползать рождённый летать?

Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки: "Зеркало", "Что я знаю о себе", "Перевоплощение", "Коршун и бабочка", "Я такой же, как ты" и др.

Тема: "Кем быть"

Познавательные беседы с толкованием пословиц и поговорок о труде человека. Анализ характеристик человека трудолюбивого и нерадивого. Рассказы о том, как человек выбирает себе профессию: по интересу, по умению, по знаниям.

Работа с анкетами профессиональной направленности, интересов, намерений. Анализ итогов с обсуждением возможности учащихся работать по избранным ими профессиям, индивидуальные и групповые консультации.

Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения


Раздел «Я среди людей»

Тема: "Как мы видим друг друга" Познавательные беседы:

    • разговор взглядов;

    • язык жестов и движений,

    • как понять другого человека;

    • особенности подросткового возраста;

    • про мужчин и женщин;

    • "По одёжке встречают ..."

Тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я".

Тема: "Межличностные отношения" Познавательные беседы:

    • Нет друга, так ищи;

    • Как преодолеть границы;

    • Права человека среди людей;

    • Самое утреннее из чувств;

    • Почему люди спорят и ссорятся.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других, "Перевоплощение", "Психологический портрет", "Я такой же, как ты»,

«Комплимент", "Если бы я был тобой", "Телепатия" и др.

Понятия: дружба, барьеры общения, права человека, самооценка, спор, ссора.

  1. класс


Раздел «Введение»

Познавательные беседы:

-Что и как изучает психология;

-Зачем изучать психологию.

Понятия: эксперимент, наблюдение, тест, анкетирование, опрос, психология


Раздел «Познай себя»

Тема: "Психология личности" Познавательные беседы:

    • Как мы себя ценим?;

    • Что такое самоценность?;

    • Личностью не рождаются, а становятся;

    • Личность - это настоящее в человеке, а личина?;

    • Зависит ли характер от темперамента.

Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных.


Раздел «Как мы познаём мир»

Тема: "Психологические процессы и информация" Познавательные беседы:

    • Почему взрослые советуют или приказывают: "Думай!";

    • Все ли стерпит бумага;

    • Прогресс человечества - в чём его плюсы;

    • Как понять человека.

Упражнения, задания на развитие навыков работы с информацией: "Живая скульптура", "Веришь - не веришь", "Пожелание", "Рефлексия", "Кустики идей" и др.

Понятия: жизненная ситуация, мысли и чувства, информация, виды информации, собственное мнение

Тема: "Творчество"

Познавательные беседы:

    • Что такое творчество;

    • Любое дело – творчески;

    • Когда интересно жить;

    • Что мне нравится в себе.

Упражнения на развитие навыков творчества: "Что мне нравится в себе", "Пленники»,

«Приветствие», «Самопохвала», «Скульптор», «Комплимент», литературный пересказ,

«Акробат».

Понятия: творчество, мыслить творчески, творчество и воображение.

Тема: "Проблемы и как их решать" Познавательные беседы:

    • Чего я хочу;

    • Что я могу сделать для осуществления желаемого;

    • Что не могу я, но могут другие.

Упражнения, задания на развитие навыков - принятия и исполнения решений: "Ком- плимент", литературный пересказ, "Сорви шапку", "Рука в руке", "Ищем секрет",

«Подарок другу», "Самопохвала" и т. п.

Понятия: желания и возможности, преграды в исполнении желаний, проблемы и их решения.

Тема: "Личность и её социальные роли".

Познавательные беседы:

    • Что такое социальная роль;

    • Социальные роли ребёнка, подростка, взрослого, мужчины, женщины;

    • Перевоплощение личности.

Упражнение, тренинги на социализацию личности, развитие уверенности: «Я и ты»,

«Один дома», «Правильная забота» и др.

Понятия: личность, социальная роль и ее виды, уверенность, положительные и отрицательные роли

Тема: "Кем быть".

Познавательные беседы:

    • Человек и профессия;

    • Терпение и труд всё перетрут;

    • Где родился, там и пригодился.

Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.

Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения


Раздел «Я среди людей»

Тема: "Психология межличностных отношений".

Познавательные беседы:

    • Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека;

    • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты;

    • Безразличие, отчуждение, вражда, ненависть;

    • Личные взаимоотношения людей;

    • Чего никогда нельзя делать в любви;

    • Сигналы отношения;

    • Причины одиночества.

Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений.

Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.

Тема: "Психология конфликта''. Познавательные беседы:

    • Причины ссор и конфликтов;

    • Маленькие хитрости в решении ссор;

    • Что нужно, чтобы решить конфликт;

    • Повиновение или решение;

    • Что значит принять решение;

    • Как согласовать мнения;

    • "Правильная" забота.

Упражнения, тренинги на развитие навыков понимания других, навыков решения конфликтов.

Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.


«Обобщение»

Повторение изученных разделов.

Тренинги, упражнения на закрепление, навыков конструктивного общения, саморегу- лирования, самопознания, самоопределения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


  1. класс


Раздел

Тема


Кол-во часов

Из них

Изучение

нового и закрепление

Контроль

1

Введение

32

31

1

2

Как мы познаём мир


36

35

1

  1. класс




Раздел

Тема


Кол-во часов

Из них

Изучение нового и

закрепление

Контроль

1

Введение


4

3

1

2

Как мы познаём мир


40

39

1

3

Познай себя

24

23

1



7 класс



Раздел

Тема


Кол-во часов

Из них


Изучение нового и

закрепление

Контроль


1

Введение


4

3

1


2

Как мы познаём мир


40

39

1


3

Познай себя

24

23

1


Наименование

Календарно - тематическое планирование.


Предмет

Психологический практикум


Параллель

5 класс



Наименование раздела

Номер урока

Тема уроков

Планируемый результат

Домашнее задание

Введение

1

Как появился

Умение устанавливать все




человек на земле

возможные связи и отношения




объектов окружающего мира,




выявлять причинные связи между




явлениями, событиями.


2

Как появился

Умение устанавливать все




человек на земле

возможные связи и отношения




объектов окружающего мира,




выявлять причинные связи между




явлениями, событиями.


3

Какие животные

Умение устанавливать все




похожи на

возможные связи и отношения



человека, где они

объектов окружающего мира,



обитают

выявлять причинные связи между




явлениями, событиями.


4

Какие животные

Умение устанавливать все




похожи на

возможные связи и отношения



человека, где они

объектов окружающего мира,



обитают

выявлять причинные связи между




явлениями, событиями.


5

Думают

ли

Умение

устанавливать все




животные


возможные

связи и отношения





объектов

окружающего мира,





выявлять причинные связи между


явлениями, событиями.

6

Чем отличается

Умение устанавливать все



человек от

возможные связи и отношения


животного

объектов окружающего мира,



выявлять причинные связи между



явлениями, событиями.

7

Чем отличается

Умение устанавливать все



человек от

возможные связи и отношения


животного

объектов окружающего мира,



выявлять причинные связи между



явлениями, событиями.

8

Как и почему

Умение устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями.



человек видит,


слышит, чувствует,


думает, говорит,


действует.

9

Как и почему

Умение устанавливать все



человек видит,

возможные связи и отношения


слышит, чувствует,

объектов окружающего мира,


думает, говорит,

выявлять причинные связи между


действует.

явлениями, событиями.

10

Как мы распознаём

Умение осознавать и выражать свои



горе и радость

чувства.

11

Как мы распознаём

Умение осознавать и выражать свои



горе и радость

чувства.



12

Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим?

Понимание и принятие чувств окружающих людей.


13

Почему люди бывают плохие и хорошие, как мы об этом судим?

Понимание и принятие чувств окружающих людей.


14

Кого мы называем другом, товарищем, знакомым.

Формирование представления детей о дружбе.


15

Кого мы называем другом, товарищем, знакомым.

Формирование представления детей о дружбе.


16

Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


17

Хорошо ли мы знаем себя и своих друзей.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


18

Что нам снится, откуда приходят сны.

Формирование познавательного интереса.







Умение размышлять.


19

Что нам снится, откуда приходят сны.

Формирование познавательного интереса.



Умение размышлять.


20

Откуда и как возникает хорошее и плохое

настроение.

Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.


21

Откуда и как возникает хорошее и плохое

настроение.

Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.


22

Почему возникает страх.

Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.


23

Почему возникает страх.

Развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний.


24

Мозг и его тайны.

Развитие мышления.


25

Мозг и его тайны.

Развитие мышления.


26

Психика и мозг человека.

Развитие мышления.




27

Психика и мозг человека.

Развитие мышления.


28

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

Формирование познавательного интереса.

Умение размышлять.


29

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

Формирование познавательного интереса.



Умение размышлять.


30

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

Формирование познавательного интереса.



Умение размышлять.


31

Давайте знакомиться с собой и друг с другом

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.

Формирование положительного образа «Я»


32

Давайте знакомиться с собой и друг с другом

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.

Формирование положительного образа «Я»








Как мы

познаём мир

33

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных ощущений.


34

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных ощущений.


35

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных ощущений.


36

Ощущение и восприятия

Развитие слуховых ощущений


37

Ощущение и восприятия

Развитие слуховых ощущений


38

Ощущение и восприятия

Развитие слуховых ощущений


39

Ощущение и восприятия

Развитие восприятия звуков, развития слуха.


40

Ощущение и восприятия

Развитие восприятия звуков, развития слуха.


41

Ощущение и восприятия

Развитие восприятия звуков, развития слуха.


42

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных и зрительных ощущений.


43

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных и зрительных ощущений.


44

Ощущение и восприятия

Развитие осязательных и зрительных ощущений.


45

Внимание и

Анализ ситуаций с проявлением





внимательность

внимательности как свойства личности.


46

Внимание и внимательность

Анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности.


47

Внимание и внимательность

Анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности.


48

Внимание и внимательность

Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания.


49

Внимание и внимательность

Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания.


50

Внимание и внимательность

Развитие памяти, способности к длительной концентрации внимания.


51

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться.


52

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться.


53

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться.


54

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не






отвлекаться.


55

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться.


56

Внимание и внимательность

Развитие организованности и повышение четкости, умения не отвлекаться.


57

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


58

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


59

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


60

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


61

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


62

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


63

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


64

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


65

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.




66

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


67

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


68

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.





Наименование


Календарно - тематическое планирование.


Предмет

Психологический практикум


Параллель

6 класс



Наименование раздела

Номер урока

Тема уроков

Планируемый результат

Домашнее задание

Введение

1

Познай себя, и ты познаешь жизнь

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.





Формирование положительного образа «Я».


2

Познай себя, и ты познаешь жизнь

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.





Формирование положительного образа «Я».


3

Познай себя, и ты познаешь жизнь

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.





Формирование положительного образа «Я».


4

Познай себя, и ты познаешь жизнь

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.





Формирование положительного образа «Я».

Как мы

познаём мир

5

Ощущения восприятия

и

Развитие осязательных ощущений.



6

Ощущения

и

Развитие осязательных и




восприятия


зрительных ощущений.


7

Внимание

и

Развитие памяти, способности к




внимательность


длительной концентрации





внимания.


8

Внимание

и

Развитие памяти, способности к




внимательность


длительной концентрации





внимания.


9

Внимание

и

Развитие памяти, способности к




внимательность


длительной концентрации





внимания.


10

Внимание

и

Развитие памяти, способности к




внимательность


длительной концентрации





внимания.


11

Внимание

и

Анализ ситуаций с проявлением




внимательность


внимательности как свойства





личности.


12

Внимание

и

Анализ ситуаций с проявлением




внимательность


внимательности как свойства





личности.


13

Внимание

и

Анализ ситуаций с проявлением




внимательность


внимательности как свойства





личности.


14

Внимание

и

Развитие памяти, способности к




внимательность


длительной концентрации





внимания.



15

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


16

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


17

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


18

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


19

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


20

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


21

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


22

Запоминай и помни

Закрепление и развитие приёмов запоминания и воспроизведения.


23

Качества ума

Развитие мышления.


24

Качества ума

Развитие мышления.


25

Качества ума

Формировать умение выдвигать гипотезы.


26

Качества ума

Формировать умение выдвигать гипотезы.


27

Воображение

Развитие образного мышления.


28

Воображение

Развитие абстрактного мышления.


29

Воображение

Развитие творческого мышления.




30

Воображение

Развитие творческого мышления.


31

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


32

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


33

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


34

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


35

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


36

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


37

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


38

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


39

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


40

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


41

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


42

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


43

Речь и общение

Развитие коммуникативных






способностей.


44

Речь и общение

Развитие коммуникативных способностей.


Познай себя

45

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


46

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


47

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


48

Как и что мы чувствуем

Умение управлять чувствами и эмоциями


49

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


50

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


51

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


52

Как и что мы чувствуем

Умение управлять чувствами и эмоциями


53

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


54

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


55

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


56

Как и что мы

Умение управлять чувствами и





чувствуем

эмоциями


57

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


58

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


59

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


60

Как и что мы чувствуем

Умение управлять чувствами и эмоциями


61

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


62

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


63

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


64

Как и что мы чувствуем

Умение управлять чувствами и эмоциями


65

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


66

Как и что мы чувствуем

Умение осознавать и выражать свои чувства


67

Как и что мы чувствуем

Понимание и принятие чувств окружающих людей


68

Как и что мы чувствуем

Умение управлять чувствами и эмоциями










Наименование

Календарно - тематическое планирование.


Предмет

Психологический практикум


Параллель

7 класс



Наименование раздела

Номер урока

Тема уроков

Планируемый результат

Домашнее задание

Введение

1

Давайте

знакомиться с собой и друг с другом

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.

Формирование положительного образа «Я».




2

Давайте

знакомиться с собой и друг с другом

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.





Формирование положительного образа «Я».


3

Давайте

знакомиться с собой и друг с другом

Формирование представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.

Формирование положительного образа «Я».





4

Давайте

знакомиться с собой и друг с другом

Формирование

представлений у обучающихся о ценности самого себя и других людей.

Формирование положительного образа «Я».




Как мы познаем мир



5

Общение

Развитие у обучающихся







навыков общения.

6

Общение

Развитие у обучающихся







навыков общения.




7

Общение

Развитие у обучающихся







навыков общения.




8

Общение

Умение найти контакт

и







уверенно общаться.





9

Общение

Развитие толерантности и







эмпатии.




10

Общение

Умение пользоваться

«считывать» мимику,

и







жесты.





11

Общение

Умение пользоваться

и







«считывать» мимику,







жесты.


12

Общение


Умение пользоваться и

«считывать» мимику,

жесты.



13

Общение


Умение пользоваться и

«считывать» мимику,

жесты.




14

Общение


Умение пользоваться и

«считывать» мимику,

жесты.



15

Общение


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



16

Общение


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



17

Упражнения на

развитие коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



18

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



19

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



20

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



21

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать продуктивный способ

общения.



22

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



23

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



24

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



25

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



26

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



27

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



28

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



29

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



30

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



31

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать продуктивный способ

общения.



32

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков


Умение выбрать

продуктивный способ

общения.










































Познай себя

33

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.





34

Упражнения на развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.





35

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.


36

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.


37

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.


38

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.


39

Упражнения на

развитие

коммуникативных

навыков

Умение выбрать

продуктивный способ

общения.


40

Упражнения на

Умение выбрать



развитие

продуктивный способ


коммуникативных

общения.


навыков



41

Как и что мы чувствуем


Умение осознавать и

выражать свои чувства.


42

Как и что мы чувствуем


Умение осознавать и

выражать свои чувства.


43

Как и что мы чувствуем


Умение осознавать и

выражать свои чувства.


44

Как и что мы чувствуем


Понимание и принятие

чувств окружающих людей


45

Как и что мы чувствуем


Понимание и принятие

чувств окружающих людей.


46

Как и что мы чувствуем


Умение управлять чувствами и эмоциями.


47

Как и что мы чувствуем


Умение управлять чувствами и эмоциями.


48

Как и что мы чувствуем


Активизация механизмов самопознания и самовыражения.


49

Как и что мы чувствуем


Активизация механизмов самопознания и самовыражения.


50

Как и что мы чувствуем


Активизация механизмов самопознания и самовыражения.


51

Воля

Умение выявлять собственные возможности и интересы.



52

Воля

Умение организовать и планировать свою жизнедеятельность.



53

Воля

Умение организовать и планировать свою жизнедеятельность.



54

Воля

Умение управлять своим поведением и эмоциями.



55

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



56

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



57

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



58

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



59

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



60

Воля

Развитие умений достигать поставленной цели социально приемлемыми способами.



61

Характер

Расширение представлений о понятии характер, черты характера.



62

Характер

Расширение представлений о понятии характер, черты характера.



63

Характер

Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя.



64

Характер

Развитие способности выделять и понимать отрицательные и положительные черты характера как у других, так и у себя.



65

Характер

Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.



66

Характер

Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.



67

Характер

Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.



68

Характер

Формирование нравственной оценки особенностей своего и чужого характера.

















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2004.

  2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5. 1998.

  3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1. 1998.

  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.

  5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб. Речь. 2001.

  6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва. Черо. 1997.

  7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология, № 3, 1998.

  8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб. Питер. 2000.

  9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб.: Питер, 2000.

  10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. Питер. 2000.

  11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.

  12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва. 2001.

  13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.

  14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва. 1995.

  15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва: ВЛАДОС, 2003.

  16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. ЭКСМО– пресс. 2001.

  17. Прутченков А.С. Наедине с собой. Педагогическое агентство. Москва. 18.Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва. «Открытое общество». 2001.

  1. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва. 1999.

  2. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.

  3. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.

  4. Ноутбук, телевизор