Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено Руководитель МО учителей МИФ Королева Е.И./____________/ Протокол №_______От «___»_________2021 год | Согласованно Зам.директора по УВР Яковлева С.Г./____________/ «___»_________2021 год | Утверждаю Директор школы Кугаева У.К./____________/ «___»_________2021 год |
Рабочая адаптированная программа для детей ОВЗ
по биологии
(наименование предмета)
для 7-9классов
(ступень обучения (класс)
Рабочую программу составила:
Королева Елена Ивановна
учитель математики
высшей квалификационной
категории
п. Светлый
2021-2022 год
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету «Биология»
для 7-9 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-9 классов составлена на основе требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Уровень подготовки учащихся- базовый.
Место учебного предмета в учебном плане – обязательная часть.
Согласно Адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, составленной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Биология» отводится:
в 7 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю;
в 8 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю;
в 9 классе - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета
осознание себя как гражданина России; сформированность чувства гордости за свою Родину;
сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:--представление о биологии, узнавание и различение деревьев, кустарников, трав; о многообразии растений, узнавание растений на рисунках, моделях, знание общих признаков растений, выполнение некоторых практических работ, знание правил поведения в природе; представление о бактериях как мельчайших организмах; представление о шляпочных грибах, знание правил гигиены и применение знаний в жизни. Достаточный уровень-представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
-представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
-знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
-осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
-знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
-установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
-выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
-знание признаков сходства и различия между группами растений и животных;
-описание особенностей состояния своего организма;
-выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
-знание названий специализации врачей;
-узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
-применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
-знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
-знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
-знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объясОбщая характеристика учебного нения новых ситуаций;
-выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
-владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. Содержание учебного предмета «Биология. Растения, бактерии, грибы.»
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Растения вокруг нас | 2 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 24 |
3 | Многообразие растительного мира | 38 |
4 | Растение-живой организм | 1 |
5 | Бактерии | 2 |
6. | Грибы | 1 |
| Итого | 68 |
Общая характеристика учебного предмета. Курс состоит из 5 разделов: -растения вокруг нас, значение и охрана растений; -общее знакомство с цветковыми растениями - строение растений (цветка, семени, листа, стебля, корня), условия прорастания семян, функции органов растения, связь растения со средой обитания – деление растений на группы, мхи, папоротники, голосеменные, цветковые, класс однодольные, общие признаки злаковых, использование злаков в народном хозяйстве, класс двудольные, цветочно-декоративные, овощные лилейные, овощные и технические пасленовые, картофель, цветочно-декоративные пасленовые, плодово-ягодные розоцветные, яблоня, вишня, абрикос, малина, земляника, сложноцветные- подсолнечник, календула, бархатцы, уход за комнатными растениями, осенние работы в саду, весенние работы в саду; --бактерии- строение, физиология, значение; -грибы - строение, съедобные и ядовитые. Запланировано 6 лабораторных и 2 практические работы, 6 проверочных работ. Контроль осуществляется в форме тестов, практических работ, самостоятельных работ, зачетов с учетом нормативов образовательной программы школы. Основные технологии: сотрудничество, формирование критического мышления, тестирование, КСО. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, в парах, в групп .
Учащиеся должны знать: --названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; -строение и общие биологические особенности цветковых растений; -разницу цветков и соцветий; -некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местны); -разницу ядовитых и съедобных грибов. Учащиеся должны уметь: -отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные); -приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных); -различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); -различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; -приводить примеры однодольных и двудольных растений; -выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе); -различать грибы и растения между собой. Содержание учебного предмета «Биология. Животные» 8 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Беспозвоночные животные | 8 |
3 | Позвоночные животные | 41 |
4 | Сельскохозяйственные млекопитающие | 15 |
5 | Значение животных в природе и жизни человека | 2 |
| Общее количество часов | 68 |
Общая характеристика учебного предмета «Животные» 8 класс.
Курс состоит из 5 разделов:
-введение- многообразие и значение животного мира; -беспозвоночные животные - общие признаки червей, дождевые черви, круглые черви – паразиты, общие признаки насекомых, бабочка-капустница, майский жук, пчела медоносная, тутовый шелкопряд ; -позвоночные животные - общие признаки рыб, внешнее и внутреннее строение и скелет рыбы, размножение и развитие рыб, рациональное использование и охрана рыб, общие признаки земноводных, среда обитания и внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие лягушки, общие признаки, среда обитания и внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся, размножение и развитие пресмыкающихся., общие признаки птиц, особенности внешнего и внутреннго строения, размножения и развития, экологические группы птиц, птицеводство, общие признаки млекопитающих, внешнее и внутреннее строение, размножение млекопитающих, грызуны, хищные звери, ластоногие, копытные, китообразные, приматы; -сельскохозяйственные млекопитающие- содержание коров на фермах, содержание овец и выращивание ягнят, содержание свиней на свиноводческих фермах, верблюды, лошади ; -значение животных в природе и жизни человека. По итогам изучения учащиеся должны знать: -основные отличия животных от растений; -признаки сходства и различия между изученными группами животных; -общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; -места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; -название некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; -значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; -основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными. Учащиеся должны уметь: -узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); -кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изучаемых животных; -устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособление к ней, особенности строения организма и поведение животных.
Содержание учебного предмета «Биология. Человек» 9 класс.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Общий обзор | 7 |
3 | Опорно-двигательная система | 12 |
4 | Кровеносная система | 9 |
5 | Дыхательная система | 8 |
6 | Пищеварительная система | 9 |
7 | Выделительная система | 3 |
8 | Кожа | 5 |
9 | Нервная система | 9 |
10 | Органы чувств | 5 |
11 | Охрана здоровья | 1 |
| Общее количество часов | 68 |
Общая характеристика предмета «Биология. Человек» 9 класс.
Курс состоит из 11 тем: 1.Введение - место человека среди млекопитающих в живой природе; 2.Общий обзор - клетка, химический состав клетки, жизнедеятельность клетки , ткани , органы, системы органов; 3.Опорно-двигательная система- значение опорно-двигательной системы , состав, строение и соединение костей , строение и значение мышц, первая помощь при травмах, гигиена физического труда; 4.Кровеносная система- значение крови и органы кровообращения , состав крови, сердце: его строение и работа , первая помощь при кровотечениях , остановки сердца, предупреждение заболеваний кровеносной системы; 5.Дыхательная система - значение дыхания, органы дыхательной системы, строение легких, газообмен в легких и тканях, регуляция дыхания, гигиена дыхания, первая помощь при нарушении дыхания; 6.Пищеварительная система- значение и состав пищи, система органов пищеварения, пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике, гигиена и нормы питания, профилактика желудочно-кишечных заболеваний; 7.Выделительная система - значение выделения, строение почек, предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы; 8.Кожа- строение и значение кожи, функции и гигиена кожи, первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях, гигиенические требования к одежде и обуви; 9.Нервная система - значение и строение нервной системы, спинной мозг, головной мозг, особенности высшей нервной деятельности человека, гигиена нервной деятельности, нарушение нервной деятельности; 10.Органы чувств - значение органов чувств, органы чувств, их строение, функции, гигиена; 11.Охрана здоровья - здоровье человека и общество, факторы, сохраняющие образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология. По итогам изучения учащиеся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно-гигиенические правила;
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему.
Контроль осуществляется в форме тестов, практических работ, самостоятельных работ, зачетов с учетом нормативов образовательной программы школы.
Тематическое планирование предмета «Биология» 7-9 классы.
7 класс «Растения, грибы, бактерии» 68 час.
№урока | Тема урока | Количество уроков |
| Разнообразие растений. | 1 |
| Значение и охрана растений. | 1 |
| Строение растений Лабораторная работа. «Строение цветкового растения» | 1 |
| Строение цветка. Лабораторная работа «Строение цветка» | 1 |
| Виды соцветий | 1 |
| Опыление цветков | 1 |
| Разнообразие плодов | 1 |
| Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян | 1 |
| Строение семени фасоли. Лабораторная работа «Внешний вид семени фасоли» | 1 |
| Строение семени пшеницы Лабораторная работа «Строение зерновки пшеницы» | 1 |
| Условия прорастания семян. | 1 |
| Определение всхожести семян. | 1 |
| Правила заделки семян в почву. | 1 |
| Виды корней. | 1 |
| Корневые системы. | 1 |
| Значение корня .Видоизменения корней. | 1 |
| Внешнее строение листа. | 1 |
| Из каких веществ состоит растение. | 1 |
| Образование органических веществ в растении. | 1 |
| Испарение воды листьями. | 1 |
| Дыхание растений. | 1 |
| Листопад и его значение. | 1 |
| Строение стебля. | 1 |
| Значение стебля в жизни растения. | 1 |
| Разнообразие стеблей. | 1 |
| Взаимосвязь частей растения. | 1 |
| Связь растения со средой обитания. | 1 |
| Деление растений на группы. | 1 |
| Мхи. | 1 |
| Папоротники | 1 |
| Голосеменные. Хвойные растения. | 1 |
| Покрытосеменные или цветковые растения. | 1 |
| Класс однодольные. Общие признаки злаковых. | 1 |
| Хлебные злаковые культуры. | 1 |
| Выращивание зерновых. | 1 |
| Использование злаков в народном хозяйстве. | 1 |
| Лилейные.Цветочно-декоративные лилейные. | 1 |
| Овощные лилейные. Лабораторная работа «Строение луковицы» | 1 |
| Дикорастущие лилейные. Ландыш . | 1 |
| Двудольные. Пасленовые. Паслен. | 1 |
| Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа «Строение клубня картофеля» | 1 |
| Выращивание картофеля. | 1 |
| Томат. | 1 |
| Баклажан и перец. | 1 |
| Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 |
| Бобовые. Пищевые бобовые -бобы и горох. | 1 |
| Фасоль и соя. | 1 |
| Кормовые бобовые. | 1 |
| Шиповник –растение семейства розоцветных. | 1 |
| Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня . | 1 |
| Груша | 1 |
| Вишни | 1 |
| Малина | 1 |
| Земляника | 1 |
| Персик и абрикос | 1 |
| Сложноцветные | 1 |
| Подсолнечник | 1 |
| Календула и бархатцы | 1 |
| Маргаритка и георгин. | 1 |
| Уход за комнатными растениями. Практическая работа «Перевалка комнатных растений» | 1 |
| Пересадка комнатных растений. Практическая работа «Пересадка комнатных растений» | 1 |
| Осенние работы в саду. Обработка почвы в приствольных кругах плодовых деревьев. | 1 |
| Осенние работы в саду. . | 1 |
| Весенний уход за садом. | 1 |
| Растение - живой организм. | 1 |
| Бактерии | 1 |
| Бактерии . | 1 |
| Грибы – строение, съедобные и ядовитые. | 1 |
8 класс. «Животные». 68 ч.
№ Урока | Тема урока | Количество уроков |
1 | Многообразие животного мира. | 1 |
2 | Значение животных и их охрана. | 1 |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки червей. Дождевой червь. | 1 |
4 | Круглые черви – паразиты человека. | 1 |
5 | Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | 1 |
6. | Бабочка капустница. | 1 |
7. | Яблонная плодожорка. | 1 |
8. | Майский жук. | 1 |
9. | Комнатная муха. | 1 |
10. | Медоносная пчела. | 1 |
11. | Тутовый шелкопряд. | 1 |
12. | Беспозвоночные животные. | 1 |
13. | Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. | 1 |
14. | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания, кровообращения, нервная система. | 1 |
15. | Размножение рыб. | 1 |
16. | Речные рыбы. | 1 |
17. | Морские рыбы. | 1 |
18. | Рыболовство и рыбоводство. | 1 |
19. | Рациональное использование рыб. | 1 |
20. | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | 1 |
21. | Внутреннее строение земноводных. | 1 |
22 | Размножение и развитие лягушки. | 1 |
23. | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение. | 1 |
24. | Внутреннее строение пресмыкающихся. | 1 |
25 | Размножение и развитие пресмыкающихся. | 1 |
26. | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | 1 |
27. | Особенности скелета птиц. | 1 |
28. | Особенности внутреннего строения птиц. | 1 |
29. | Размножение и развитие птиц. | 1 |
30 | Птицы, кормящиеся в воздухе. | 1 |
31. | Птицы леса. | 1 |
32. | Хищные птицы. | 1 |
33. | Птицы пресных водоемов и болот. | 1 |
34. | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. | 1 |
35. | Домашние куры, утки и гуси. | 1 |
36. | Птицеводство. | 1 |
37 | Птицы (обобщающий урок). | 1 |
38 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих. | 1 |
39. | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. | 1 |
40 | Внутренние органы млекопитающих. | 1 |
41 | Грызуны. | 1 |
42. | Значение грызунов в природе и жизни человека. | 1 |
43. | Зайцеобразные. | 1 |
44. | Разведение домашних кроликов. | 1 |
45. | Хищные звери. | 1 |
46 | Дикие пушные хищные звери. | 1 |
47 | Разведение норки на звероферме. | 1 |
48. | Домашние хищные звери. | 1 |
49 | Ластоногие. | 1 |
50 | Китообразные. | 1 |
51. | Парнокопытные. | 1 |
52. | Непарнокопытные. | 1 |
53. | Приматы. | 1 |
54 | Млекопитающие (обобщающий урок). | 1 |
55. | Корова. | 1 |
56 | Содержание и выращивание коров на фермах. | 1 |
57. | Выращивание телят. | 1 |
58. | Овцы. | 1 |
59 | Содержание овец и выращивание ягнят. | 1 |
60 | Верблюды. | 1 |
61 | Северные олени. | 1 |
62 | Домашние свиньи. | 1 |
63. | Содержание свиней на свиноводческих фермах. | 1 |
64 | Выращивание поросят. | 1 |
65. | Домашние лошади. | 1 |
66. | Содержание лошадей и выращивание жеребят. | 1 |
67 | Виртуальная экскурсия на животноводческий комплекс. | 1 |
68. | Виртуальная экскурсия в зоопарк. | 1 |
9 класс. Человек. (68ч)
№ Урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Место человека среди млекопитающих. | 1 |
3 | Строение клеток и тканей человека. | 1 |
4 | Органы и системы органов. | 1 |
5 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 1 |
6. | Состав и строение костей. | 1 |
7. | Соединение костей. | 1 |
8. | Череп. | 1 |
9. | Скелет туловища. | 1 |
10. | Скелет верхних конечностей. | 1 |
11. | Скелет нижних конечностей. | 1 |
12. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 |
13. | Значение и строение мышц. | 1 |
14. | Основные группы мышц человека. Практ. раб. «Показ основных групп мышц на таблице». | 1 |
15. | Работа мышц. Физическое утомление. | 1 |
16. | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 |
17. | Значение опорно-двигательной системы. Значение физических упражнений в ее формировании. Практ. раб. «Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки». | 1 |
18. | Повторение. | 1 |
19. | Значение крови и кровообращения. | 1 |
20. | Состав крови. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови.» | 1 |
21. | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 |
22 | Органы кровообращения. Сердце. Лабораторная работа «Подсчет частоты пульса». | 1 |
23. | Большой и малый круги кровообращения. | 1 |
24. | Сердечно- сосудистые заболевания и их предупреждение. | 1 |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
26. | Повторение. | 1 |
27. | Дыхание: органы дыхания, их строение, функции. Значение дыхания. | 1 |
28. | Газообмен в легких и тканях. | 1 |
29. | Гигиена дыхания. | 1 |
30 | Болезни органов дыхания, их предупреждение. | 1 |
31. | Повторение. | 1 |
32. | Значение питания. Пищевые продукты. | 1 |
33. | Питательные вещества. Демонстрация обнаружения крахмала в хлебе и картофеле, белка и крахмала в пшеничной муке. | 1 |
34. | Витамины. | 1 |
35. | Органы пищеварения. Практ. раб. «Показ органов пищеварения на муляжах» | 1 |
36. | Ротовая полость. Зубы. | 1 |
37 | Изменение пищи в желудке. | 1 |
38 | Изменение пищи в кишечнике. | 1 |
39. | Гигиена питания. | 1 |
40 | Уход за зубами и ротовой полостью. | 1 |
41 | Предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. | 1 |
42. | Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. | 1 |
43. | Пищевые отравления. | 1 |
44. | Повторение. | 1 |
45. | Почки- орган выделения. Практ. раб. «Зарисовка контура почки» | 1 |
46 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 |
47 | Кожа и ее роль в жизни человека. | 1 |
48. | Уход за кожей. | 1 |
49 | Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями. | 1 |
50 | Закаливание организма. | 1 |
51. | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | 1 |
52. | Первая помощь при ожогах и обморожении. | 1 |
53. | Головной и спинной мозг. Практ. раб. «Показ головного и спинного мозга» | 1 |
54 | Нервы. | 1 |
55. | Значение нервной системы. | 1 |
56 | Режим дня, гигиена труда. Практическая работа . «Составление распорядка дня» | 1 |
57. | Сон и его значение. | 1 |
58. | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему. | 1 |
59 | Повторение. | 1 |
60 | Орган зрения. Демонстрация модели глазного яблока. | 1 |
61 | Гигиена зрения. | 1 |
62 | Орган слуха. | 1 |
63. | Гигиена слуха. Демонстрация модели уха. | 1 |
64 | Орган обоняния. | 1 |
65. | Орган вкуса. | 1 |
66. | Повторение. | 1 |
67 | Охрана здоровья человека. Практ. работа «Составление правил личной гигиены» | 1 |
68. | Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации. | 1 |
Материально-техническое обеспечение: рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. «Природоведение. Билогия. География» Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва. - М.: Просвещение, 2018 г.
Учебник. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / З.А. Клепинина. – М. : Просвещение.
Учебник. Биология. Животные. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – М.: Просвещение.
Учебник. Биология. Человек. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева . – М.: Просвещение.
Мультимедийные обучающие программы; общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности; технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия; оборудование для демонстрации и проведения опытов: лупы, микроскопы. Интернетисточники.