Инструктивная карта
Дата_______________ Класс__________ ФИО учащегося___________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, ответ запишите.
1.Митоз | А. Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям. |
2. Гаметы (половые клетки) | Б. Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза. |
3. Зигота | В. Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму |
4. Мейоз | Г. Клетки, формирующие тело организма. К ним относятся все клетки тела. |
5. Соматические клетки | Д. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет. |
6. Оплодотворение | Е. Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками |
1 - __ , 2 - __ , 3 - __ , 4 - __ , 5 - __ , 6 - __ .
Задание 2. Запишите что такое размножение.
Размножение - _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Охарактеризуйте половое и бесполое размножение и сравните данные формы по предложенным критериям.
Формы размножения
Половое - __________________________ Бесполое - _________________________
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________
Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Сколько организмов участвует в размножении |
| |
2. Из каких клеток развивается новый организм |
| |
3. Основной способ деления клеток |
| |
4. Что происходит с генетической информацией потомков |
| |
5. Длительность процесса |
| |
Задание 4. Охарактеризуйте различные виды бесполого и полового размножения.
Классификация бесполого размножения:
Бинарное деление -__________________________________________________________________
Шизогония - _______________________________________________________________________
Споруляция - _______________________________________________________________________
Почкование - _______________________________________________________________________
Фрагментация - _____________________________________________________________________
Полиэмбриония - ____________________________________________________________________
Клонирование - ______________________________________________________________________
Вегетативное -______________________________________________________________________
Классификация бесполого размножения:
Изогамия - __________________________________________________________________________
Гетерогамия - _______________________________________________________________________
Конъюгация - ________________________________________________________________________
Партеногенез -_______________________________________________________________________
Задание 5. Сформулируйте значение полового и бесполого размножения.
Преимущества полового размножения - ______________________________________________
____________________________________________________________________________________
Преимущества бесполого размножения - _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитайте текст, объясните, в чем сущность данного способа размножения. Как лично вы относитесь к клонированию человека? Хотели бы вы иметь своего клона?
Клонирование. Каждая клетка организма содержит генетический код, описывающий все тело целиком, поэтому становится возможным построить тело на основе лишь одной клетки. Это достигается посредством удаления яйцеклетки из ее оболочки и замены его ядром клетки тела.
Используя методы стимуляции, можно добиться такого поведения клетки с замененным ядром, как если бы она была оплодотворена - она начнет развиваться в качестве эмбриона. Поместив клонированный эмбрион в матку, ученые добились успехов в производстве клонированной овцы, свиней и кошек.
В клонировании человека различают два вида: терапевтическое (ткани) и репродуктивное (получение сформировавшегося человеческого организма).
Терапевтическое используется для получения здоровых тканей с целью дальнейшей замены, ими пораженных. К примеру, вполне можно вырастить нервные ткани и затем использовать их для восстановления поврежденного мозга головы или спинного мозга.
Репродуктивное клонирование.
К сожалению, ученые не желают ограничиваться использованием метода клонирования только лишь для того, чтобы создавать стволовые клетки, но все время обращают свои взоры на возможность клонирования людей. Клонирование в этом смысле можно использовать для того, например, чтобы создать ребенка для бездетной пары или одинокой женщины. Таким образом, если ядро клетки мужа поместить в яйцеклетку его жены, то появившийся ребенок будет «идентичным близнецом» своего отца. В случае же одинокой женщины, клонирующей саму себя, у не родится дочь, как две капли воды похожая на свою мать.
Однако опыты с клонированными животными наводят на мысль, что клонирование людей приведет к возникновению серьезных дефектов, а поскольку основой для их организма служат гены взрослых людей, то они будут страдать от симптома преждевременного старения.
Задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст.________________ - это присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Размножение бывает двух видов ____________________ и ____________________. _______________- это форма размножения, связанная с развитием новых организмов из половых клеток. _______________ - форма размножения, не связанная с обменом генетической информацией. Бесполое размножение бывает нескольких видов : _________________ - деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки._________________ - множественное деление. _________________ - размножение посредством спор. __________________ - размножение при котором на материнской особи происходит образование выроста-почки, из которого развивается новая особь. _____________________ - это разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. _________________ - когда во время эмбрионального развития из одной зиготы развивается несколько зародышей-близнецов. _______________ - воспроизведение генетически однородных организмов (клеток) путём бесполого размножения. _____________________ - образование нового организма из многоклеточной части тела родительской особи. Половое размножение так же бывает нескольких видов: __________________ - примитивная форма полового процесса, при котором сливаются две одинаковые морфологически и по величине гаметы. ___________________ - слияние гамет разного вида. _________________________- обмен генетической информацией между особями одного вида. _______________________ - когда новый организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Бесполое и половое размножение обеспечивает __________________ живых организмов. На основе сведений о размножении родилась наука ___________________- это наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов.