Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________ Т. А. Лущай
Приказ № 248 от «28» 08 2020 г.
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся, воспитанников
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету «Русский язык»
2 класс, 1 вариант
2020/21 учебный год
Составитель
учитель:
___________/Хазарова Ю.С./
(Ф.И.О.)
ст. Незлобная
Ставропольский край
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы «ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на период 2019-2024 годы (вариант 1)
- Авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.
Рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы с лёгкой умственной отсталостью.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказами Минобрнауки РФ:
от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
от 08.06.2017 г № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
Для реализации программного содержания используется учебник:
- Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова «Русский язык» (М., Просвещение, 2017 г.)
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22» на 2020 – 2021 учебный год и рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Составленная программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Русский язык».
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи обучения русскому языку:
научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 класса положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:
сознательности и активности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
научности;
доступности;
связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
динамичность восприятия;
продуктивной обработки информации;
развития и коррекции высших психических функций;
мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий;
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
Виды работ обучающихся:
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении, разнообразные виды диктантов: зрительный, слуховой, объяснительный, предупредительный, письмо по памяти.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год.
Основное содержание тем по предмету «Русский язык»
Разделы | Кол час. | Краткое содержание раздела |
Повторе-ние | | Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. |
Звуки и буквы | | Звуки гласные и согласные, их различение. · Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. · Слова с гласной э. · Слова с буквами и и й, их различение. · Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. · Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. · Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. · Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. · Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. |
Слово | | Изучение слов, обозначающих предметы: · называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; · называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); · различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); · сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия: · называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? · группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); · различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); · умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы. Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. |
Предло-жение | | Практическое знакомство с построением простого предложения: · составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; · заканчивание начатого предложения (Собака громко...); · составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; · выделение предложения из текста. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. |
Связная письменная речь | | Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). · Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. · Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. |
Письмо и чистописание | | Совершенствование техники письма. · Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. · Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. · Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. · Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. · Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. · Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. · Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. · Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. |
Устная речь | | Повторение пройденного за год. · Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. · Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. · Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта). |
Распределение часов по четвертям
Предмет | Количество часов в неделю | Количество часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
Русский язык | 4 | 32 | 32 | 40 | 32 | 136 |
Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
Нормативная база для рабочих программ
Программы разработаны на основе следующих документов:
Конституции Российской Федерации от 12.12.1993;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010, Приказ №-271).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. №АФ-150/06;
Письма Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27 марта 2000г. № 27/901-6;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в редакции от 30.03.2015 года;
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительный – 9 классы. Сроки реализации: 2019 – 2024 гг.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Контрольных работ |
| I четверть | 32 | 5 |
1. | Повторение пройденного в 1 классе. | 1 | |
2. | Предложение. Заглавная буква в начале предложения. | 1 | |
3. | Предложение и его схема. | 1 | |
4. | Распространённое предложение. | 1 | |
5. | Слово. | 1 | |
6. | Составление предложений с данными словам и. | 1 | |
7. | Звуки и буквы. | 1 | |
8. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
9. | Гласные звуки и буквы. | 1 | |
10. | Согласные звуки и буквы. | 1 | |
11. | Слова, которые различаются одним звуком. | 1 | |
12. | Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | |
13. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 1 | |
14. | Диктант по теме: «Предложение». | 1 | 1 |
15. | Работа над ошибками. | 1 | |
16. | Ударение в словах. | 1 | |
17. | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | |
18. | Деление слов на слоги. | 1 | |
19. | Гласные в образовании слогов. | 1 | |
20. | Перенос слов по слогам. | 1 | |
21. | Деление слов со звуками и – й на слоги. | 1 | |
22. | Различай л – р. | 1 | |
23. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
24. | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
25. | Различай б – п. | 1 | |
26. | Различай в – ф. | 1 | |
27. | Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные». | 1 | 1 |
28. | Работа над ошибками. | 1 | |
29. | Различай ж – ш. | 1 | |
30. | Различай з – с. | 1 | |
31. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
32. | Различай звонкие и глухие согласные. | 1 | |
| II четверть | 32 | 5 |
33. | Шипящие согласные. | 1 | |
34. | Свистящие согласные. | 1 | |
35. | Различай шипящие и свистящие согласные. | 1 | |
36. | Буква Е в начале слова или слога. | 1 | |
37. | Буква Ё в начале слова или слога. | 1 | |
38. | Буква Ю в начале слова или слога. | 1 | |
39. | Диктант по теме: «Гласные буквы». | 1 | 1 |
40. | Работа над ошибками. | 1 | |
41. | Буква Я в начале слова или слога. | 1 | |
42. | Буква Я в начале слова или слога. | 1 | |
43. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | |
44. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
45. | Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
46. | Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
47. | Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
48. | Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
49. | Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
50. | Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
51. | Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
52. | Гласная е после мягких согласных. | 1 | |
53. | Различай твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |
54. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
55. | Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | 1 | |
56. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | |
57. | Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. | 1 | |
58. | Диктант по теме: «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | 1 |
59. | Работа над ошибками. | 1 | |
60. | Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | 1 | |
61. | Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | 1 | |
62. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
63. | Повторение по теме: «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова». | 1 | |
64. | Закрепление пройденного материала. | 1 | |
| III четверть | 40 | 5 |
65. | Повторение пройденного во 2 четверти. | 1 | |
66. | Предмет и его название. | 1 | |
67. | Название предметов, отвечающих на вопрос что? | 1 | |
68. | Название частей предметов. | 1 | |
69. | Различай сходные предметы и их название. | 1 | |
70. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
71. | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 | |
72. | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | 1 | |
73. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | 1 | |
74. | Различай слова, отвечающие на вопрос кто? и что? | 1 | |
75. | Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | 1 | |
76. | Диктант по теме: «Название предметов». | 1 | 1 |
77. | Работа над ошибками. | 1 | |
78. | Большая буква в именах людей. | 1 | |
79. | Большая буква в именах людей. | 1 | |
80. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | |
81. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | |
82. | Большая буква в кличках животных. | 1 | |
83. | Большая буква в кличках животных. | 1 | |
84. | Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | |
85. | Диктант по теме: «Большая буква в именах собственных». | 1 | 1 |
86. | Работа над ошибками. | 1 | |
87. | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос: что делает? | | |
88. | Названия действий, отвечающие на вопрос: что делают? | 1 | |
89. | Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос падаёт? | 1 | |
90. | Кто как передвигается? | 1 | |
91. | Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос кто? | 1 | |
92. | Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос что? | 1 | |
93. | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | 1 | |
94. | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | 1 | |
95. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
96. | Предложение как отдельное слово. | 1 | |
97. | Употребление предметов в предложении. | 1 | |
98. | Выделение «трудной» гласной в словах. | 1 | |
99. | Диктант по теме: «Слова с непроверяемыми гласными». | 1 | 1 |
100. | Работа над ошибками. | 1 | |
101. | Написание гласных в словах – родственниках. | 1 | |
102. | Написание гласных в словах – родственниках. | 1 | |
103. | Повторение пройденного материала по теме: «название предметов и действий». | 1 | |
104. | Закрепление пройденного материала. | | |
| IV четверть | 32 | 4 |
105. | Выделение предложения из текста. | 1 | |
106. | Правила записи предложений. | 1 | |
107. | Предложение и его схема. | 1 | |
108 | Диктант по теме: «Предложение». | 1 | 1 |
109. | Работа над ошибками. | 1 | |
110. | Различай набор слов и предложений. | 1 | |
111. | Порядок слов в предложении. | 1 | |
112. | Порядок слов в предложении. | 1 | |
109. | Завершение начатого предложения. | 1 | |
113. | Завершение начатого предложения. | 1 | |
114. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
115. | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | |
116. | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | |
117. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | 1 | |
118. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | 1 | |
119. | Звонкие и глухие согласные (повторение). | 1 | |
120. | Звонкие и глухие согласные. | 1 | |
121. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |
122. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |
123. | Мягкий знак (ь) на конце слова. | 1 | |
124. | Мягкий знак (ь) на конце слова. | 1 | |
125. | Названия предметов. | 1 | |
126. | Названия предметов. | 1 | |
127. | Большая буква в именах собственных. | 1 | |
128. | Итоговый диктант. | 1 | 1 |
129. | Работа над ошибками. | 1 | |
130. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |
131. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |
132. | Контрольное списывание. | 1 | 1 |
133. | Названия действий. | 1 | |
134. | Названия действий. | 1 | |
135. | Предложение. | 1 | |
136. | Повторение пройденного материала за год. | 1 | |
| Итого | 136 | 19 |
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в конце 2 класса
1-й уровень
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)
2-й уровень
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; 1
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
Базовые учебные действия
Регулятивные УД
Учащиеся должны уметь:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Определить план выполнения заданий на уроках при написании букв, слогов, слов и предложений под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
С помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
Коммуникативные УД
Учащиеся должны уметь:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
Обращаться за помощью и принимать помощь;
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов
Достаточный уровень | 5 баллов: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. 4 балла: ученик допускает неточности в знании материала, допускает некоторые ошибки в речи, исправляет их с помощью учителя. |
Средний уровень | 3 балла: ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи. |
Минимальный уровень | 2 балла: ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в формулировке ответов, искажающие смысл; слабо использует помощь учителя. 1 балл: знания очень малы, фрагментарны; допускает грубые ошибки при ответах, формулирует ответы только с помощью учителя, помощь использует слабо. 0 баллов: полное непонимание программного материала, неадекватные ответы на поставленный вопрос, помощь не принимает. |
Оценка письменных
Достаточный уровень | 5 баллов: работа без ошибок. 4 балла: работа с 1-3 ошибками |
Средний уровень | 3 балла: работа с 4-5 ошибками |
Минимальный уровень | 2 балла: работа с 6-8 ошибками 1 балл: допустил более 8 ошибок 0 баллов: не справляется даже с облегчённым вариантом, неосознанно «срисовывает» буквы |
Начиная со 2 полугодия для обучающихся вводится традиционная система оценивания по 5-бальной шкале:
Устный опрос обучающихся
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет правил примерами и исправляет с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну- две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ.
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть семь
ошибок.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок и не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала. Не справляется с большинством грамматических заданий.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебно - методические и технические средства обучения:
Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
Трафареты;
Учебные модели;
DVD-фильмы;
Раздаточные карточки;
Проектор;
Графический планшет;
Мультимедийные образовательные программы
ЦОР;
Компьютер.
Раздаточный материал
Таблицы
Схемы
Картинки
Литература
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
Аксенова А.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы (I – IV классы). М., «Просвещение», 1968г.
Воронкова В.В. «Русский язык» 2 класс коррекционных образовательных учреждений VIII вида, М. Владос, 2006г.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.
Никитина Т.Б. Как развить память у детей. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2007г.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. - М., Просвещение, 2001г.
Дополнительная литература:
Алёхина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, М, МГППУ, 2012.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М., 1994.
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VШ вида, под редакцией А.М. Щербаковой. Кн. 1,2. Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Владос, 2007.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: Школа – Пресс, 1994.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников, М, 2002
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема урока Учебник: Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. Русский язык. 2 класс: для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М. Просвещение, 2017 г. | Дата 4 часа в неделю, всего 136 часов | Домашнее задание |
| I четверть | 32ч | |
1. | Повторение пройденного в 1 классе. | | |
2. | Предложение. Заглавная буква в начале предложения. | | |
3. | Предложение и его схема. | | |
4. | Распространённое предложение. | | |
5. | Слово. | | |
6. | Составление предложений с данными словам и. | | |
7. | Звуки и буквы. | | |
8. | Контрольное списывание. | | |
9. | Гласные звуки и буквы. | | |
10. | Согласные звуки и буквы. | | |
11. | Слова, которые различаются одним звуком. | | |
12. | Слова, которые различаются количеством звуков. | | |
13. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | | |
14. | Диктант по теме: «Предложение». | | |
15. | Работа над ошибками. | | |
16. | Ударение в словах. | | |
17. | Выделение ударного гласного в слове. | | |
18. | Деление слов на слоги. | | |
19. | Гласные в образовании слогов. | | |
20. | Перенос слов по слогам. | | |
21. | Деление слов со звуками и – й на слоги. | | |
22. | Различай л – р. | | |
23. | Контрольное списывание. | | |
24. | Парные звонкие и глухие согласные. | | |
25. | Различай б – п. | | |
26. | Различай в – ф. | | |
27. | Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные». | | |
28. | Работа над ошибками. | | |
29. | Различай ж – ш. | | |
30. | Различай з – с. | | |
31. | Контрольное списывание. | | |
32. | Различай звонкие и глухие согласные. | | |
| II четверть | 32ч | |
33. | Шипящие согласные. | | |
34. | Свистящие согласные. | | |
35. | Различай шипящие и свистящие согласные. | | |
36. | Буква Е в начале слова или слога. | | |
37. | Буква Ё в начале слова или слога. | | |
38. | Буква Ю в начале слова или слога. | | |
39. | Диктант по теме: «Гласные буквы». | | |
40. | Работа над ошибками. | | |
41. | Буква Я в начале слова или слога. | | |
42. | Буква Я в начале слова или слога. | | |
43. | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | | |
44. | Контрольное списывание. | | |
45. | Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных. | | |
46. | Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. | | |
47. | Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных. | | |
48. | Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. | | |
49. | Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных. | | |
50. | Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. | | |
51. | Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных. | | |
52. | Гласная е после мягких согласных. | | |
53. | Различай твёрдые и мягкие согласные. | | |
54. | Контрольное списывание. | | |
55. | Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. | | |
56. | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | | |
57. | Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. | | |
58. | Диктант по теме: «Твёрдые и мягкие согласные». | | |
59. | Работа над ошибками. | | |
60. | Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | | |
61. | Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. | | |
62. | Контрольное списывание. | | |
63. | Повторение по теме: «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова». | | |
64. | Закрепление пройденного материала. | | |
| III четверть | 40ч | |
65. | Повторение пройденного во 2 четверти. | | |
66. | Предмет и его название. | | |
67. | Название предметов, отвечающих на вопрос что? | | |
68. | Название частей предметов. | | |
69. | Различай сходные предметы и их название. | | |
70. | Контрольное списывание. | | |
71. | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | | |
72. | Названия предметов, отвечающих на вопрос кто? | | |
73. | Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | |
74. | Различай слова, отвечающие на вопрос кто? и что? | | |
75. | Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. | | |
76. | Диктант по теме: «Название предметов». | | |
77. | Работа над ошибками. | | |
78. | Большая буква в именах людей. | | |
79. | Большая буква в именах людей. | | |
80. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | | |
81. | Большая буква в именах и фамилиях людей. | | |
82. | Большая буква в кличках животных. | | |
83. | Большая буква в кличках животных. | | |
84. | Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. | | |
85. | Диктант по теме: «Большая буква в именах собственных». | | |
86. | Работа над ошибками. | | |
87. | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос: что делает? | | |
88. | Названия действий, отвечающие на вопрос: что делают? | | |
89. | Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос падаёт? | | |
90. | Кто как передвигается? | | |
91. | Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос кто? | | |
92. | Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос что? | | |
93. | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | | |
94. | Различай названия предметов и названия действий по вопросам. | | |
95. | Контрольное списывание. | | |
96. | Предложение как отдельное слово. | | |
97. | Употребление предметов в предложении. | | |
98. | Выделение «трудной» гласной в словах. | | |
99. | Диктант по теме: «Слова с непроверяемыми гласными». | | |
100. | Работа над ошибками. | | |
101. | Написание гласных в словах – родственниках. | | |
102. | Написание гласных в словах – родственниках. | | |
103. | Повторение пройденного материала по теме: «название предметов и действий». | | |
104. | Закрепление пройденного материала. | | |
| IV четверть | 32ч | |
105. | Выделение предложения из текста. | | |
106. | Правила записи предложений. | | |
107. | Предложение и его схема. | | |
108 | Диктант по теме: «Предложение». | | |
109. | Работа над ошибками. | | |
110. | Различай набор слов и предложений. | | |
111. | Порядок слов в предложении. | | |
112. | Порядок слов в предложении. | | |
109. | Завершение начатого предложения. | | |
113. | Завершение начатого предложения. | | |
114. | Контрольное списывание. | | |
115. | Составление предложений по предметной картинке. | | |
116. | Составление предложений по предметной картинке. | | |
117. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | | |
118. | Предложения – вопросы и предложения – ответы. | | |
119. | Звонкие и глухие согласные (повторение). | | |
120. | Звонкие и глухие согласные. | | |
121. | Твёрдые и мягкие согласные. | | |
122. | Твёрдые и мягкие согласные. | | |
123. | Мягкий знак (ь) на конце слова. | | |
124. | Мягкий знак (ь) на конце слова. | | |
125. | Названия предметов. | | |
126. | Названия предметов. | | |
127. | Большая буква в именах собственных. | | |
128. | Итоговый диктант. | | |
129. | Работа над ошибками. | | |
130. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | | |
131. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | | |
132. | Контрольное списывание. | | |
133. | Названия действий. | | |
134. | Названия действий. | | |
135. | Предложение. | | |
136. | Повторение пройденного материала за год. | | |
| Итого | 136 | |