СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» 2 класс, 1 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Тематическое планирование тоже входит.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» 2 класс, 1 вариант»


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________ Т. А. Лущай

Приказ № 248 от «28» 08 2020 г.












РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся, воспитанников

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету «Русский язык»

2 класс, 1 вариант

2020/21 учебный год











Составитель

учитель:


___________/Хазарова Ю.С./

(Ф.И.О.)









ст. Незлобная

Ставропольский край


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы «ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на период 2019-2024 годы (вариант 1)

- Авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.

Рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы с лёгкой умственной отсталостью.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказами Минобрнауки РФ:

  1. от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  2. от 08.06.2017 г № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

Для реализации программного содержания используется учебник:

- Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова «Русский язык» (М., Просвещение, 2017 г.)

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22» на 2020 – 2021 учебный год и рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).

Составленная программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения.

Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Русский язык».

Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.



Задачи обучения русскому языку:

  • научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • выработать элементарные навыки грамотного письма;

  • повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • формировать нравственные качества.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основополагающие принципы.

        В основу программы по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2  класса положены следующие принципы.

Общедидактические принципы:

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • систематичности и последовательности;

  • прочности;

  • научности;

  • доступности;

  • связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

  • динамичность восприятия;

  • продуктивной обработки информации;

  • развития и коррекции высших психических функций;

  • мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Виды  работ обучающихся:

 Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении, разнообразные виды диктантов: зрительный, слуховой, объяснительный, предупредительный, письмо по памяти.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 4 часа в неделю и 136 часов в год.

  1. Основное содержание тем по предмету «Русский язык»

Разделы

Кол час.

Краткое содержание раздела

Повторе-ние


Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.


Звуки и буквы


Звуки гласные и согласные, их различение.

·         Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

·         Слова с гласной э.

·         Слова с буквами и и й, их различение.

·         Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

·         Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

·         Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

·         Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

·         Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.


Слово


Изучение слов, обозначающих предметы:

·         называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

·         называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);

·         различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);

·         сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Изучение слов, обозначающих действия:

·         называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

·         группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

·         различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

·         умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.


Предло-жение


Практическое знакомство с построением простого предложения:

·         составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

·         заканчивание начатого предложения (Собака громко...);

·         составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

·         выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.


Связная письменная речь


Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

·         Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

·         Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.


Письмо и чистописание


Совершенствование техники письма.

·         Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

·         Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

·         Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

·         Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

·         Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

·         Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

·         Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

·         Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.


Устная речь


Повторение пройденного за год.

·         Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

·         Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.

·         Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).



Распределение часов по четвертям


Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


год

Русский язык

4

32

32

40

32

136

Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.
















  1. Нормативная база для рабочих программ

Программы разработаны на основе следующих документов:

  1. Конституции Российской Федерации от 12.12.1993;

  2. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  3. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  4. Федерального закона от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

  5. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010, Приказ №-271).

  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  8. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

  9. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  10. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями)

  11. Приказ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

  12. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

  13. Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

  14. Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  15. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. №АФ-150/06;

  16. Письма Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» от 27 марта 2000г. № 27/901-6;

  17. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528);

  18. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  19. примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в редакции от 30.03.2015 года;

  20. адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительный – 9 классы. Сроки реализации: 2019 – 2024 гг.
















  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Контрольных работ


I четверть

32

5

1.

Повторение пройденного в 1 классе.

1


2.

Предложение. Заглавная буква в начале предложения.

1


3.

Предложение и его схема.

1


4.

Распространённое предложение.

1


5.

Слово.

1


6.

Составление предложений с данными словам и.

1


7.

Звуки и буквы.

1


8.

Контрольное списывание.

1

1

9.

Гласные звуки и буквы.

1


10.

Согласные звуки и буквы.

1


11.

Слова, которые различаются одним звуком.

1


12.

Слова, которые различаются количеством звуков.

1


13.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1


14.

Диктант по теме: «Предложение».

1

1

15.

Работа над ошибками.

1


16.

Ударение в словах.

1


17.

Выделение ударного гласного в слове.

1


18.

Деление слов на слоги.

1


19.

Гласные в образовании слогов.

1


20.

Перенос слов по слогам.

1


21.

Деление слов со звуками и – й на слоги.

1


22.

Различай л – р.

1


23.

Контрольное списывание.

1

1

24.

Парные звонкие и глухие согласные.

1


25.

Различай б – п.

1


26.

Различай в – ф.

1


27.

Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».

1

1

28.

Работа над ошибками.

1


29.

Различай ж – ш.

1


30.

Различай з – с.

1


31.

Контрольное списывание.

1

1

32.

Различай звонкие и глухие согласные.

1



II четверть

32

5

33.

Шипящие согласные.

1


34.

Свистящие согласные.

1


35.

Различай шипящие и свистящие согласные.

1


36.

Буква Е в начале слова или слога.

1


37.

Буква Ё в начале слова или слога.

1


38.

Буква Ю в начале слова или слога.

1


39.

Диктант по теме: «Гласные буквы».

1

1

40.

Работа над ошибками.

1


41.

Буква Я в начале слова или слога.

1


42.

Буква Я в начале слова или слога.

1


43.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

1


44.

Контрольное списывание.

1

1

45.

Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных.

1


46.

Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных.

1


47.

Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных.

1


48.

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.

1


49.

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.

1


50.

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных.

1


51.

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных.

1


52.

Гласная е после мягких согласных.

1


53.

Различай твёрдые и мягкие согласные.

1


54.

Контрольное списывание.

1

1

55.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

1


56.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

1


57.

Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова.

1


58.

Диктант по теме: «Твёрдые и мягкие согласные».

1

1

59.

Работа над ошибками.

1


60.

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

1


61.

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

1


62.

Контрольное списывание.

1

1

63.

Повторение по теме: «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова».

1


64.

Закрепление пройденного материала.

1



III четверть

40

5

65.

Повторение пройденного во 2 четверти.

1


66.

Предмет и его название.

1


67.

Название предметов, отвечающих на вопрос что?

1


68.

Название частей предметов.

1


69.

Различай сходные предметы и их название.

1


70.

Контрольное списывание.

1

1

71.

Обобщающие слова для группы однородных предметов.

1


72.

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?

1


73.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

1


74.

Различай слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

1


75.

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

1


76.

Диктант по теме: «Название предметов».

1

1

77.

Работа над ошибками.

1


78.

Большая буква в именах людей.

1


79.

Большая буква в именах людей.

1


80.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1


81.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1


82.

Большая буква в кличках животных.

1


83.

Большая буква в кличках животных.

1


84.

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.

1


85.

Диктант по теме: «Большая буква в именах собственных».

1

1

86.

Работа над ошибками.

1


87.

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос: что делает?



88.

Названия действий, отвечающие на вопрос: что делают?

1


89.

Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос падаёт?

1


90.

Кто как передвигается?

1


91.

Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос кто?

1


92.

Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос что?

1


93.

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

1


94.

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.

1


95.

Контрольное списывание.

1

1

96.

Предложение как отдельное слово.

1


97.

Употребление предметов в предложении.

1


98.

Выделение «трудной» гласной в словах.

1


99.

Диктант по теме: «Слова с непроверяемыми гласными».

1

1

100.

Работа над ошибками.

1


101.

Написание гласных в словах – родственниках.

1


102.

Написание гласных в словах – родственниках.

1


103.

Повторение пройденного материала по теме: «название предметов и действий».

1


104.

Закрепление пройденного материала.




IV четверть

32

4

105.

Выделение предложения из текста.

1


106.

Правила записи предложений.

1


107.

Предложение и его схема.

1


108

Диктант по теме: «Предложение».

1

1

109.

Работа над ошибками.

1


110.

Различай набор слов и предложений.

1


111.

Порядок слов в предложении.

1


112.

Порядок слов в предложении.

1


109.

Завершение начатого предложения.

1


113.

Завершение начатого предложения.

1


114.

Контрольное списывание.

1

1

115.

Составление предложений по предметной картинке.

1


116.

Составление предложений по предметной картинке.

1


117.

Предложения – вопросы и предложения – ответы.

1


118.

Предложения – вопросы и предложения – ответы.

1


119.

Звонкие и глухие согласные (повторение).

1


120.

Звонкие и глухие согласные.

1


121.

Твёрдые и мягкие согласные.

1


122.

Твёрдые и мягкие согласные.

1


123.

Мягкий знак (ь) на конце слова.

1


124.

Мягкий знак (ь) на конце слова.

1


125.

Названия предметов.

1


126.

Названия предметов.

1


127.

Большая буква в именах собственных.

1


128.

Итоговый диктант.

1

1

129.

Работа над ошибками.

1


130.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1


131.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

1


132.

Контрольное списывание.

1

1

133.

Названия действий.

1


134.

Названия действий.

1


135.

Предложение.

1


136.

Повторение пройденного материала за год.

1



Итого

136

19


  1. Ожидаемые результаты

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в конце 2 класса

1-й уровень

  • дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);

  • определять значение слов, соотнося их с картинками;

  • делить слова на слоги;

  • группировать слова-названия предметов и названия действий;

  • приводить в качестве примеров слова этих категорий:

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;

  • грамотно писать по памяти словарные слова;

  • писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не    расходится с произношением (8-10 слов)

2-й уровень

  • различать сходные по начертанию буквы;

  • называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;        1

  • составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

  • списывать по  слогам слова с рукописного и печатного текстов;

  • составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;

  • делить слова на слоги;




Базовые учебные действия

Регулятивные УД

Учащиеся должны уметь:

  • Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • Определить план выполнения заданий на уроках при написании букв, слогов, слов и предложений под руководством учителя;

  • Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД

Учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

  • С помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;

  • Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

  • Под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

Коммуникативные УД

Учащиеся должны уметь:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

  • Обращаться за помощью и принимать помощь;

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

  • Оформлять свои мысли в устной речи;

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка устных ответов

Достаточный уровень

5 баллов: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

4 балла: ученик допускает неточности в знании материала, допускает некоторые ошибки в речи, исправляет их с помощью учителя.

Средний уровень

3 балла: ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи.

Минимальный уровень

2 балла: ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в формулировке ответов, искажающие смысл; слабо использует помощь учителя.

1 балл: знания очень малы, фрагментарны; допускает грубые ошибки при ответах, формулирует ответы только с помощью учителя, помощь использует слабо.

0 баллов: полное непонимание программного материала, неадекватные ответы на поставленный вопрос, помощь не принимает.


Оценка письменных

Достаточный уровень

5 баллов: работа без ошибок.

4 балла: работа с 1-3 ошибками

Средний уровень

3 балла: работа с 4-5 ошибками

Минимальный уровень

2 балла: работа с 6-8 ошибками

1 балл: допустил более 8 ошибок

0 баллов: не справляется даже с облегчённым вариантом, неосознанно «срисовывает» буквы

Начиная со 2 полугодия для обучающихся вводится традиционная система оценивания по 5-бальной шкале:

Устный опрос обучающихся

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет правил примерами и исправляет с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну- две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть   семь

ошибок.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок и не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала. Не справляется с большинством грамматических заданий.

  1. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие  учебно - методические и технические средства обучения:

  1. Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения,  методику их получения);

  2. Трафареты; 

  3. Учебные модели;

  4. DVD-фильмы;

  5. Раздаточные карточки;

  6.  Проектор;

  7.  Графический планшет;

  8. Мультимедийные образовательные программы

  9. ЦОР;

  10.  Компьютер.

  11. Раздаточный материал

  12. Таблицы

  13. Схемы

  14. Картинки

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

  2. Аксенова А.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы (I – IV классы). М., «Просвещение», 1968г.

  3. Воронкова В.В. «Русский язык» 2 класс коррекционных образовательных учреждений VIII вида, М. Владос, 2006г.

  4. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988г.

  5. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2007г.

  6. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982г.

  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

  8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. - М., Просвещение, 2001г.

Дополнительная литература:

  1. Алёхина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, М, МГППУ, 2012.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М., 1994.

  3. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VШ вида, под редакцией А.М. Щербаковой. Кн. 1,2. Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Владос, 2007.

  5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: Школа – Пресс, 1994.

  6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников, М, 2002
























Календарно – тематическое планирование

п/п

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Тема урока

Учебник: Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. Русский язык. 2 класс: для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М. Просвещение, 2017 г.



Дата

4 часа в неделю,

всего 136 часов



Домашнее задание


I четверть

32ч


1.

Повторение пройденного в 1 классе.



2.

Предложение. Заглавная буква в начале предложения.



3.

Предложение и его схема.



4.

Распространённое предложение.



5.

Слово.



6.

Составление предложений с данными словам и.




7.

Звуки и буквы.




8.

Контрольное списывание.




9.

Гласные звуки и буквы.



10.

Согласные звуки и буквы.



11.

Слова, которые различаются одним звуком.



12.

Слова, которые различаются количеством звуков.



13.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.



14.

Диктант по теме: «Предложение».



15.

Работа над ошибками.



16.

Ударение в словах.



17.

Выделение ударного гласного в слове.



18.

Деление слов на слоги.



19.

Гласные в образовании слогов.



20.

Перенос слов по слогам.



21.

Деление слов со звуками и – й на слоги.



22.

Различай л – р.



23.

Контрольное списывание.



24.

Парные звонкие и глухие согласные.



25.

Различай б – п.



26.

Различай в – ф.



27.

Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».



28.

Работа над ошибками.



29.

Различай ж – ш.



30.

Различай з – с.



31.

Контрольное списывание.



32.

Различай звонкие и глухие согласные.




II четверть

32ч


33.

Шипящие согласные.




34.

Свистящие согласные.




35.

Различай шипящие и свистящие согласные.




36.

Буква Е в начале слова или слога.




37.

Буква Ё в начале слова или слога.



38.

Буква Ю в начале слова или слога.



39.

Диктант по теме: «Гласные буквы».



40.

Работа над ошибками.



41.

Буква Я в начале слова или слога.



42.

Буква Я в начале слова или слога.



43.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.



44.

Контрольное списывание.



45.

Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных.



46.

Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных.



47.

Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных.



48.

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.



49.

Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных.



50.

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных.



51.

Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных.



52.

Гласная е после мягких согласных.



53.

Различай твёрдые и мягкие согласные.



54.

Контрольное списывание.



55.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.



56.

Письмо слов с мягкими согласными на конце.



57.

Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова.



58.

Диктант по теме: «Твёрдые и мягкие согласные».



59.

Работа над ошибками.



60.

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.



61.

Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце.



62.

Контрольное списывание.



63.

Повторение по теме: «Твёрдые и мягкие согласные на конце слова».



64.

Закрепление пройденного материала.




III четверть

40ч


65.

Повторение пройденного во 2 четверти.



66.

Предмет и его название.



67.

Название предметов, отвечающих на вопрос что?



68.

Название частей предметов.



69.

Различай сходные предметы и их название.



70.

Контрольное списывание.



71.

Обобщающие слова для группы однородных предметов.



72.

Названия предметов, отвечающих на вопрос кто?



73.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.



74.

Различай слова, отвечающие на вопрос кто? и что?



75.

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.



76.

Диктант по теме: «Название предметов».



77.

Работа над ошибками.



78.

Большая буква в именах людей.



79.

Большая буква в именах людей.



80.

Большая буква в именах и фамилиях людей.



81.

Большая буква в именах и фамилиях людей.



82.

Большая буква в кличках животных.



83.

Большая буква в кличках животных.



84.

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.



85.

Диктант по теме: «Большая буква в именах собственных».



86.

Работа над ошибками.



87.

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос: что делает?



88.

Названия действий, отвечающие на вопрос: что делают?



89.

Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос падаёт?



90.

Кто как передвигается?



91.

Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос кто?



92.

Подбор нужного названия действий к словам отвечающим на вопрос что?



93.

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.



94.

Различай названия предметов и названия действий по вопросам.



95.

Контрольное списывание.



96.

Предложение как отдельное слово.



97.

Употребление предметов в предложении.



98.

Выделение «трудной» гласной в словах.



99.

Диктант по теме: «Слова с непроверяемыми гласными».



100.

Работа над ошибками.



101.

Написание гласных в словах – родственниках.



102.

Написание гласных в словах – родственниках.



103.

Повторение пройденного материала по теме: «название предметов и действий».



104.

Закрепление пройденного материала.




IV четверть

32ч


105.

Выделение предложения из текста.



106.

Правила записи предложений.



107.

Предложение и его схема.



108

Диктант по теме: «Предложение».



109.

Работа над ошибками.



110.

Различай набор слов и предложений.



111.

Порядок слов в предложении.



112.

Порядок слов в предложении.



109.

Завершение начатого предложения.



113.

Завершение начатого предложения.



114.

Контрольное списывание.



115.

Составление предложений по предметной картинке.



116.

Составление предложений по предметной картинке.



117.

Предложения – вопросы и предложения – ответы.



118.

Предложения – вопросы и предложения – ответы.



119.

Звонкие и глухие согласные (повторение).



120.

Звонкие и глухие согласные.



121.

Твёрдые и мягкие согласные.



122.

Твёрдые и мягкие согласные.



123.

Мягкий знак (ь) на конце слова.



124.

Мягкий знак (ь) на конце слова.



125.

Названия предметов.



126.

Названия предметов.



127.

Большая буква в именах собственных.



128.

Итоговый диктант.



129.

Работа над ошибками.



130.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.



131.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.



132.

Контрольное списывание.



133.

Названия действий.



134.

Названия действий.



135.

Предложение.



136.

Повторение пройденного материала за год.




Итого

136