
Пояснительная записка
Данный элективный курс составлен на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
авторской программы элективных курсов по математике для 8 – 9 классов (автор М.Е. Козина. Изд. «Учитель» Волгоград, 2006);
Учебного плана МКОУ Совхозной СОШ на 2017-2018 учебный год.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся, и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку, прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства: ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся
Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. Немаловажным является тот факт, что такие задачи выразительно демонстрируют практическую ценность математики.
Цель курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь обучающимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Место элективного курса «Такие нужные проценты» в учебном плане
Учебный план МКОУ Совхозной СОШ отводит на изучение элективного курса «Секреты квадратного трехчлена»11 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50%, 25%, 20%, 10%)
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти знания могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся.
Содержание курса
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты
Понятие процента. История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а) нахождение процентов от числа (величины) ; б) нахождение числа по его проценту; в) сколько процентов составляет одно число от другого?
Методы обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, бюджет, тарифы, пеня, скидка, распродажа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи на концентрацию.
Концентрация вещества. Процентное содержание. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий
Различные задачи на проценты.
Форма занятий: практическая работа.
Методы обучения: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа
Заключительное занятие..
Итоговая проверочная работа.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Количество часов |
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 2 |
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 4 |
3 | Задачи на концентрацию | 3 |
4 | Различные задачи на проценты. | 1 |
5 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
| Итого | 11 |
Литература
Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. - М., 1967.
Шарыгин, И. Ф. Математический винегрет. - М., 1991.
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. -112 с,
ГлейзерГ.И. История математики в школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Сборник элективных курсов – Волгоград: Учитель - 2007
Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений – «Математика в школе» 2001 - №4