СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прграмма по литературе для 9 класса (специальной) коррекционной школы V вида

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе

9 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Разработала: Кулагина С. Ю., учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СКОШИ V вида № 28

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма по литературе для 9 класса (специальной) коррекционной школы V вида»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат Vвида № 28


Рассмотрено Утверждено

на заседании МО учителей решением МС учреждения

гуманитарного цикла Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________ И.О. директора __________






Рабочая программа

по литературе

9 класс

Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования





Разработала: Кулагина С. Ю.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

ГБОУ СКОШИ V вида № 28












Москва, 2013

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных приобщает учащихся к гуманистическим ценностям культуры и развивает их творческие способности.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе для детей с ТНР определяется особенностями контингента учащихся Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида и способствует решению специфической задачи: развитию и совершенствованию устной речи учащихся.

Данная программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21\12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года.

Обучение литературе учащихся Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Для изучения литературы в 9 классе программой предусмотрено 105 часов по 3 часа в неделю. Из них 9 часов для письменного и устного контроля.

Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки. Они классифицируются по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.

Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения литературы (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического обучения речи (наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля уровня литературного образования применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя тесты и устные опросы, оценивающие:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • владение различными видами пересказа (подробного, краткого, выборочного, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • умение найти информацию на основе знания ее источников и умение работать с ними.

Учебники, реализующие рабочую программу для 9 класса:

Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 2 / авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2010. (стр. 258 – 368). Литература. 9 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 1. / авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009.

Содержание рабочей программы.

Из литературы 20 века.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование по­требности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разно­образие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, де­кламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмер­тии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писа­теле.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Об­зор.) Широкое изображение российской действитель­ности. Критика крепостничества. Автор и путешествен­ник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентимента­лизма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих цен­ностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повес­ти. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (началь­ные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско­го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко­вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер­ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи­тельным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Учебно-тематический план.


Содержание

Количество часов

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из русской литературы 20 века.

8

Из зарубежной литературы.

15

Литература и история.

1

Из древнерусской литературы.

5

Из русской литературы 18 века.

14

Шедевры русской литературы 19 века.

2

Из русской литературы 19 века.

50

Резервные уроки (повторение)

9


Всего: 105



Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса.

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути великих русских писателей 18 – 19 века;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • пользоваться разными видами пересказа;

  • строить устные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Литература и материально-технические средства обучения.

Литература. 8 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 2 / авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2010. (стр. 258 – 368). Литература. 9 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х частях. Ч. 1. / авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2009. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2011. Коровина В.Я., Збарский КС., Коровин В.И. Чи­таем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010. Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и твор­честве. М.: Русское слово, 2001. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творче­стве. М.: Русское слово, 2000. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и твор­честве. М.: Русское слово, 2001. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 клас­се: Пособие для учителей общеобразовательных уч­реждений. М.: Просвещение, 2009. Тимофеев Н. И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в шко­ле. М.: ВАКО, 2007 ТСО Наглядный и раздаточный материал.