Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 129/3 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
по литературе
Уровень образования (класс) основное общее, 6 класс__
Общее количество часов ___105____
Количество часов в неделю ___3____
Учитель русского языка и литературы Каплина Марина Владимировна______
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы учебного предмета «Литература» 5-9 классы, Программы курса «Литература» 5—9 классы:_____ основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г.
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2018-2019 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- Программы курса «Литература» 5—9 классы: основное общее образование/ под ред. И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014г - УМК:
1. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс, Вирина Г.Л. /под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
2. Литература в 6 классе. Книга для учителя с тематическим планированием: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова, И.Н. Гуйс. – М.: Издательский центр рекомендации и тематическое планирование по литературе для 6 класса: методическое пособие: основное общее образование / Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Цели изучения учебного предмета:
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение основной цели литературного образования, обеспечивающей культурный рост обучающихся, – литературное развитие, понимаемое как трёхсторонний процесс, включающий:
совершенствование читательской деятельности: повышение качества воспроизведения и, как результат, создание интерпретаций художественного произведения в единстве его формы и содержания, выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;
развитие литературно-творческих способностей обучающихся – способности адекватно выразить себя в слове;
расширение культурного кругозора и культурного опыта обучающихся.
Достижение цели литературного образования – литературного развития обучающихся – обеспечивается решением следующих задач:
Расширение читательского кругозора, культурных представлений, воспитание у обучающихся потребности в чтении, изучение литературы в широком культурном контексте.
Развитие литературных способностей обучающихся (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению).
Обучение приёму аналитической деятельности, необходимому для постижения художественного произведения, что обеспечивается формированием и совершенствованием системы читательских умений, теоретико-литературных знаний и развитием литературных способностей обучающихся.
Обучение приёмам литературно-творческой и, шире, художественной деятельности, в которой ученик создаёт собственные литературные произведения или произведения других видов искусства, что обеспечивается развитием литературных способностей и системы речевых умений.
Обучение интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и письменной речи и в художественном творчестве и исполнительской деятельности), что предполагает развитие речевых и творческих способностей. Подготовка к интерпретационной деятельности осуществляется в процессе аналитической, художественной и проектной деятельности.
Продолжение совершенствования техники чтения в 6 классе и работы над выразительным чтением на протяжении всего обучения.
Развитие эстетического вкуса и ценностных ориентаций.
Развитие общих психических качеств: внимания, памяти, эмоций, воображения, разных типов мышления.
Данная программа составлена для реализации курса литературы в 6 классе, который является частью филологического образования и разработана в логике современных требований и методической традиции. Ключевая идея курса заключается в том, что последовательность изучения произведений в 6 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия Человека ребёнком, а потому и курс называется «Открытие Человека».
Данный курс подразумевает знакомство шестиклассников с образами персонажей, созданными в разные эпохи и в разных странах с помощью художественных средств, выбор которых продиктован особенностями литературных направлений и индивидуальной манерой писателей. Системообразующими элементами становятся понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится отношение авторов к своим героям и произведениям.
На изучение программы отводится 105 часов, однако в связи с праздничными днями за счёт объединения будет реализована за … часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по учебно-методическому комплекту на основе примерной программы основного общего образования И.Н.Сухих с учётом требований ФГОСООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что обучающиеся 6 класса по завершении обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературы
Личностные результаты:
• нравственные качества личности, чувство любовь к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
• умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения обучающимися 6 класса основной школы программы по литературе:
Планируемые результаты изучения литературы в основной школе в соответствии с авторской концепцией выбранного УМК объединены в следующие блоки:
читательская деятельность: эмпатия и воображение, читательские и аналитические умения, формируемые в ходе работы с художественным текстом; умения, связанные с формированием основ смыслового чтения в ходе работы с научно-популярными текстами
литературно-творческая деятельность: умения, связанные с творческой переработкой, интерпретацией исходного текста: творческий пересказ, редактирование, сочинения в разных жанрах, стилизация, художественная интерпретация, сообщение, дискуссия;
учебно-исследовательская и проектная деятельность:
Читательская деятельность
Чтение и анализ художественного текста
Обучающийся научится:
- воспринимать прочитанные или прослушанные произведения разных жанров, понимать их смысл;
- различать стихи и прозу;
- выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть и по ролям, соблюдая нормы литературного произношения и правила декламации;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному) тексту; отвечать на вопросы, подтверждая ответ примерами из текста;
- самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту;
- сопоставлять героев одного или нескольких произведений, эпизоды или целые произведения одного или разных авторов со сходной тематикой, проблематикой;
- планировать свой круг чтения художественной литературы;
- участвовать в коллективном обсуждении (в том числе групповом) прочитанного или прослушанного произведения, вести диалог с учителем и одноклассниками: задавать вопросы, обосновывать собственное мнение, понимать чужую точку зрения, участвовать в диспуте;
- различать художественное и документальное;
- иметь представление о художественной условности, о художественной правде и вымысле, о романтическом произведении и романтическом герое, о народности в искусстве, о двоемирии в произведении, о реалистическом произведении;
- сопоставлять черновой и окончательный вариант произведения;
- различать жанры легенды, героического эпоса, былины, летописи, исторической баллады, песни, повести, поэмы, сказа, приключенческого романа; феерии; дружеского послания как жанра лирики, новеллы;
- различать тему и проблему, определять с помощью учителя проблематику произведения;
- иметь представление о лирическом цикле, об особенностях драмы как рода литературы, о способах выражения авторского отношения в драме, о конфликте в драме;
- находить фольклорные элементы (мифы и легенды) объяснять их роль в литературном произведении;
- анализировать конфликт драматического произведения по плану;
- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по предложенному плану;
- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по заданным критериям;
- характеризовать мифологического героя по самостоятельно составленному плану;
- самостоятельно выявлять систему персонажей в произведении;
- иметь представление о способах создания образов персонажей в драме;
- анализировать образ персонажа драматического произведения по плану;
- сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по заданным критериям;
- иметь представление о гиперболе и литоте, находить гиперболу и литоту в художественном произведении, объяснять их роль в тексте;
- находить устаревшую лексику в качестве средства художественной изобразительности и выразительности;
- иметь представление о гекзаметре;
- сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по наводящим вопросам и плану;
- сопоставлять переводы одного произведения под руководством учителя;
- иметь представление об антитезе, находить антитезу в художественном произведении;
- иметь представление о сатире и юморе, определять, какой вид комического (юмор, сатира) использованы автором в произведении;
- характеризовать аллегорические образы в басне;
- составлять вопросы на знание текста произведения, вопросы для викторины по творчеству писателя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить свою точку зрения с другими, участвовать в дискуссии;
- различать тему и проблему, самостоятельно определять проблематику произведения;
- анализировать эпизод или художественное произведение (рассказ, стихотворение) по самостоятельно составленному плану;
- сопоставлять эпизоды одного литературного произведения и сравнивать произведения разных авторов, близких по теме на уровне сюжета, системы персонажей по самостоятельно выделенным критериям;
- самостоятельно сопоставлять стихотворения на одну тему разных поэтов по настроению и выражению авторской позиции по своему плану;
Основы смыслового чтения научно-популярных текстов:
Обучающийся научится:
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании научно-популярного текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- пересказывать текст статьи учебника подробно, сжато и выборочно;
- работать с определениями: заучивать, находить толкование, пользуясь справочными материалами учебника и других источников, подбирать примеры, объяснять;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания…), заданную в явном виде и скрытой форме;
- задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- готовить сообщения по заданной теме и материалам;
- различать темы и подтемы текста, выделять главную и избыточную информацию;
- комментировать текст;
- преобразовывать текст в таблицу, схему самостоятельно;
- составлять развёрнутый план учебного текста, писать тезисы;
- ставить вопросы и искать ответы на них в научно-популярных текстах;
- под руководством учителя ставить проблему исследования, формулировать проблемные вопросы;
- находить ответы на поставленные вопросы в научных текстах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
- проводить небольшое исследование, представлять результаты исследования в классе
Литературно-творческая деятельность
Обучающийся научится:
- выразительно читать текст художественного произведения;
- инсценировать эпизоды произведения;
- создавать устные словесные портреты, пейзажи, картины на основе художественного текста;
- готовить творческий пересказ художественного произведения (от лица другого героя);
- писать сочинение-рассуждение в форме развёрнутого ответа на вопрос на основе художественных и учебных текстов;
- писать сочинение по картине;
- писать сочинение-повествование о человеке с включением его портрета;
- писать сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой и др.)», сохраняя особенности речи рассказчика;
- писать сочинение-рассуждение о смысле названия произведения;
- писать сочинение-описание внешности человека с включением элементов комического;
- писать сочинение-рассказ от лица героя;
- писать сочинение-сопоставление образов главных героев рассказов;
- сочинять юмористический рассказ-сказ;
- сочинять продолжение художественного произведения;
- писать отзыв об изученном или самостоятельно прочитанном произведении;
- составлять аннотацию к прочитанному произведению по образцу;
- анализировать иллюстрации разных художников к одному произведению, сопоставлять их;
- создавать обложку к произведению;
- оформлять программу, декорации к предполагаемой театральной постановке по художественному произведению;
- давать устный и письменный отзыв об одном из произведений античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись);
- писать отзыв о фрагменте кинофильма или анимационного фильма по мотивам былины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать цветовые и музыкальные лейтмотивы к главам произведения;
- подбирать музыкальные произведения к стихотворным текстам;
- составлять аннотацию к прочитанному произведению самостоятельно
- писать сочинение-сопоставление образов героев в произведении и кинофильме;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении
- давать отзыв о балетном спектакле по мотивам литературного произведения
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по литературе
Обучающийся научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- под руководством учителя формулировать цель и задачи исследования;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
- работать по составленному плану;
- использовать в работе дополнительные источники информации;
- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы под руководством учителя;
- подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- давать оценку результатам проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать проблему проекта или исследования, цель и задачи
- самостоятельно отбирать источники информации, анализировать их, отбирать необходимый материал
- давать оценку результатам исследовательской деятельности.
Содержание учебного предмета «Литература»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Герой в мифах Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей). Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека. 1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. 2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера. 3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Теоретико-литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление о легенде. Миф и литература. Внеклассное чтение. Н. А. Кун.«Легенды и мифы Древней Греции»; | 7 | Выразительное чтение Устное высказывание |
2 | Герой и человек в фольклоре Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли. 1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения. 2. Баллада «Авдотья Рязаночка» Отражение трагических событий монголо- татарского нашествия в балладе «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Теоретико-литературные знания. Представление о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм. | 7 | Выразительное чтение Творческая работа |
3 | Герой и человек в литературе Р а з д е л 1. Человек в историческом времени Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий. 1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе») Теоретико-литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза. 2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Теоретико-литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Строфа. Художественная идея. Стилизация. 3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов» Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге»А. С. Пушкина. Теоретико-литературные знания. Баллада на исторический сюжет. Представление о романтическом произведении и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация. 4. И. А. Крылов. «Волк на псарне» Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо-аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни. Теоретико-литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм. Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права 1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении. «Песня пахаря» — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность Печаль лирического героя в стихотворении «Горькая доля». Теоретико-литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Символика песен. 2. И. С. Тургенев. «Муму» Отношение Тургенева к крепостному праву. Повесть «Муму» - история освобождения человеческой души. Композиция, конфликт и система образов персонажей Теоретико-литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. 3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро-эпическое произведение. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Теоретико- литературные знания. Лиро-эпическое произведение. Поэма. Образ автора в поэме. Отличия лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя. 4. Н. С. Лесков. «Левша» Сказ Н. С. Лескова и его художественная идея. Образ повествователя и средства его создания. История Левши и история русского народа. Роль художественной условности, гиперболы в сказе. Теоретико-литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола. Внеклассное чтение. И. . Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание». Р а з д е л 3. Человеческие недостатки 1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом» Сатирическое изображение невежества. Вклад Крылова в развитие басенного жанра. Теоретико-литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе. 2. А. П. Чехов. «Хамелеон» Проблема рассказа и художественные средства ее раскрытия. Композиция рассказа и конфликт. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор-творец. Повествователь. Художественная деталь. 3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша» Особенности послереволюционного быта Советской России. Сюжет, композиция и конфликт в рассказе «Аристократка». Конфликт в рассказе «Галоша». Способы создания образа героя- рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Средства создания комического. Теоретико-литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства. Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа 1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Представления об эпохе Просвещения. Испытания Робинзона как проверка человеческих возможностей. Робинзон как вечный тип; понятие «робинзонада». Теоретико-литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное. Символ. Метафорические образы. Антитеза. 2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом …», «Учись у них - у дуба, у березы…» Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга, вызванного пробуждением мира. Значение эпитетов и метафор. Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека с миром природы. Динамика авторских эмоций в стихотворении и художественные средства выражения авторского отношения к миру в лирике. 3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева. «С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций —от восторга до горькой иронии — и ее причины. «Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Символическое значение образа фонтана. Теоретико-литературные знания. Лирическое стихотворение. Антитеза. Композиция лирического стихотворения. Чувство и мысль в стихотворении. Тропы. 4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…» Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор. 5. Б. Л. Пастернак. «Июль» Своеобразие авторского взгляда на мир. Очеловеченный образ летнего месяца и роль тропов в его создании. Характер необычного жильца и авторское отношение к нему. 6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны») Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзажи способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого. Теоретико-литературные знания. Авторский взгляд, авторское отношение. Метафора, сравнение, эпитет. Цикл лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях. 7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход» Повесть-сказка Ч. Т. Айтматова. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Смысл названия и авторская идея. Теоретико-литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа. Легенда. Тропы. Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья 1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» Волшебный мир Гофмана. Страна Щелкунчика как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения. Теоретико-литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемирии, образы- двойники. Идея. 2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».Автор и рассказчик — Рудый Панько. Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Теоретико-литературные знания. Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Второстепенные персонажи. Тропы. 3. А. Грин. «Алые паруса» А. Грин - писатель-романтик. Жанровый подзаголовок повести «Алые паруса» — «феерия» — и его смысл. Теоретико-литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы-символы. Антитеза. 4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо». Волшебное и обыденное и их противостояние. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Авторское отношение к героям и их поступкам. Теоретико-литературные знания. Драма как род литературы. Пьеса. Спектакль. Представление о конфликте в драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме. Р а з д е л 6. Дружба в жизни человека 1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..») Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Теоретико-литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа. 2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Образ героя в стихотворении Маяковского и его конфликт с обывателями. Финал стихотворения и источник оптимизма. Теоретико-литературные знания. Экспрессия, антитеза, метафора, звукопись. Ритм, рифма. 3. В. Г. Распутин. «Уроки французского» Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Идея произведения. Теоретико-литературные знания. Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея. Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации 1. А. С. Пушкин. «Выстрел» События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Цель Сильвио и способ ее достижения. Теоретико-литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя. 2. П. Мериме. «Маттео Фальконе». Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Теоретико-литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя. | 88 | Сочинение-рассуждение Сочинение-повествование с элементами описания Диагностическая работа Устный журнал Диагностическая работа Сочинение юмористического рассказа-сказа Сочинение-рассуждение Сочинение-миниатюра Диагностическая работа Сочинение Итоговая диагностическая работа |
Календарно-тематическое планирование
| Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Герой в мифах | 7 | | |
| Представление о мифах и мифологии. Космогонические мифы. | 1 | 03.09 | |
| Мифологический герой. Мифы о Геракле. | 1 | 05.09 | |
| Мифы о Геракле. | 1 | 06.09 | |
| ВЧ Двенадцать подвигов Геракла. | 1 | 09.09 | |
| Мифы об Ахиллесе. Миф и легенда. | 1 | 12.09 | |
| Легенда об Арионе. | 1 | 13.09 | |
| РР Устное высказывание «Герои мифов». | 1 | 17.09 | |
| Герой и человек в фольклоре | 7 | | |
| Героический эпос и былины. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | 1 | 19.09 | |
| Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | 20.09 | |
| Образ богатыря в русском фольклоре. | 1 | 23.09 | |
| Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка». | 1 | 26.09 | |
| Фольклорная баллада «Авдотья Рязаночка». | 1 | 27.09 | |
| ВЧ Былины Киевского цикла. | 1 | 30.09 | |
| РР Былинные образы в русском искусстве. | 1 | 03.10 | |
| Герой и человек в литературе | 88 | | |
| Представление о летописи. «Повесть временных лет». | 1 | 04.10 | |
| Сказание о походе князя Олега на Царьград. | 1 | 07.10 | |
| Сказание о Кожемяке. Сказание о белгородском киселе. | 1 | 10.10 | |
| А.С. Пушкин - поэт-историк. Летопись как источник художественного творчества. | 1 | 11.10 | |
| Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | 14.10 | |
| Образ князя Олега и образ кудесника. | 1 | 17.10 | |
| Историческая баллада А.К. Толстого «Курган». | 1 | 18.10 | |
| Историческая баллада А.К. Толстого «Василий Шибанов». | 1 | 21.10 | |
| Смысл образов в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». | 1 | 24.10 | |
| ВЧ Выразительное чтение басни И.А. Крылова. | 1 | 25.10 | |
| Сочинение-рассуждение «Что сильнее времени?». | 1 | 2 четверть 07.11 | |
| Песня как жанр лирики. А.В. Кольцов «Песня пахаря». | 1 | 08.11 | |
| Реальная основа повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | 11.11 | |
| Герасим в деревне и в городе. | 1 | 14.11 | |
| Муму в жизни Герасима и барыни. | 1 | 15.11 | |
| Выбор ценностей - выбор пути. | 1 | 18.11 | |
| Сочинение-повествование с элементами описания по повести И.С. Тургенева «Муму». | 1 | 21.11 | |
| Художественная правда о крестьянской жизни в поэме Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | 22.11 | |
| Образы крестьянских детей. | 1 | 25.11 | |
| Образ героя-поэта. | 1 | 28.11 | |
| Жанровое своеобразие стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». | 1 | 29.11 | |
| Особенности прозы Н.С. Лескова. Чтение сказа «Левша». | 1 | 02.12 | |
| Чтение сказа «Левша». | 1 | 05.12 | |
| Чтение сказа «Левша». | 1 | 06.12 | |
| Обсуждение сказа «Левша». | 1 | 09.12 | |
| Диагностическая работа. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка». | 1 | 12.12 | |
| Устный журнал «Русские мастера и ремёсла». | 1 | 13.12 | |
| Представление о сатире и юморе. И.А. Крылов «Свинья под дубом». | 1 | 16.12 | |
| Диагностическая работа. Ж. де Лафонтен. «Желудь и тыква», Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб». | 1 | 19.12 | |
| Юмористический рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». | 1 | 20.12 | |
| Обсуждение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». | 1 | 23.12 | |
| Рассказ М.М. Зощенко «Аристократка». | 1 | 26.12 | |
| Смысл названия рассказа М.М. Зощенко «Аристократка». | 1 | 27.12 | |
| Рассказ М.М. Зощенко «Галоша». | 1 | 3 четверть 09.01 | |
| Смешное и грустное в рассказе М.М. Зощенко «Галоша». | 1 | 10.01 | |
| Выразительное чтение рассказов М.М. Зощенко по выбору. | 1 | 13.01 | |
| РР Как составить юмористический рассказ. | 1 | 16.01 | |
| Главный герой романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо». | 1 | 17.01 | |
| Как выжить на необитаемом острове? | 1 | 20.01 | |
| Робинзон как вечный тип. Понятие «робинзонада». | 1 | 23.01 | |
| Сочинение-рассуждение «Почему по роману можно воспитать человека?» | 1 | 24.01 | |
| ВЧ Рассказ А.П. Чехова «Мальчики». | 1 | 27.01 | |
| Пейзажная лирика А.А. Фета. | 1 | 30.01 | |
| Выразительное чтение стихотворений А.А. Фета. | 1 | 31.01 | |
| Философская проблематика стихотворений Ф.И. Тютчева. | 1 | 03.02 | |
| Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева. | 1 | 06.02 | |
| Единство природы и человека в стихотворениях С.А. Есенина. | 1 | 07.02 | |
| Единство природы и человека в стихотворениях С.А. Есенина. | 1 | 10.02 | |
| Средства выразительности в лирике С. А Есенина. (Стихи в папке) | 1 | 13.02 | |
| Выразительное чтение стихотворений С. А Есенина. | 1 | 14.02 | |
| Творческая работа. Лирика С. А Есенина. | 1 | 17.02 | |
| Вечные ценности в повести Ч.Т. Айтматова «Белый пароход». | 1 | 20.02 | |
| Можно ли одолеть Орозкула? | 1 | 21.02 | |
| Почему дед Момун убил маралиху? | 1 | 27.02 | |
| Почему уплыл мальчик? | 1 | 28.02 | |
| Волшебный мир Гофмана. «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | 02.03 | |
| Особенности сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | 05.03 | |
| Как Мари стала королевой? | 1 | 06.03 | |
| Сборник Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор и рассказчик — Рудый Панько. | 1 | 12.03 | |
| Повесть «Ночь перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. | 1 | 13.03 | |
| Герои повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 16.03 | |
| Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. | 1 | 19.03 | |
| Сочинение-миниатюра по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 4 четверть 30.03 | |
| Повесть-феерия А. Грина «Алые паруса». | 1 | 02.04 | |
| Развитие событий в повести А. Грина «Алые паруса». | 1 | 03.04 | |
| Живая душа Артура Грея. | 1 | 06.04 | |
| Мечта Ассоль и её исполнение. | 1 | 09.04 | |
| Удивительный мир в драме Е.Л. Шварца «Обыкновенное чудо». | 1 | 10.04 | |
| Конфликты в пьесе-сказке «Обыкновенное чудо». | 1 | 13.04 | |
| Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. | 1 | 16.04 | |
| Авторское отношение к героям и их поступкам. | 1 | 17.04 | |
| Диагностическая работа. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | 20.04 | |
| Мотив дружбы в стихотворении А.С. Пушкина «И.И. Пущину». | 1 | 23.04 | |
| Гуманистический пафос стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 24.04 | |
| Сибирский характер главного героя повести В.Г. Распутина «Уроки французского». | 1 | 27.04 | |
| Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. | 1 | 30.04 | |
| Идея произведения. | 1 | 07.05 | |
| РР Сочинение «Уроки доброты». | 1 | 08.05 | |
| Повесть А.С. Пушкина «Выстрел». События и композиция повести А.С. Пушкина «Выстрел». | 1 | 14.05 | Объединение 94 и 95 |
| Обсуждение повести А.С. Пушкина «Выстрел». | 1 | 15.05 | |
| Представление о новелле. Новелла П. Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | 18.05 | |
| Художественная правда и вымысел в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе». | 1 | 21.05 | |
| Сопоставление новелл А.С. Пушкина и П. Мериме. | 1 | 22.05 | |
| Итоговая диагностическая работа. | 1 | 25.05 | |
| ВЧ Новеллы А.С. Пушкина и П. Мериме. | 1 | 28.05 | |
| ВЧ По страницам любимых книг. Выразительное чтение «Любимые страницы». | 1 | 29.05 | Объединение 93 и 101 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г.________ Старун Е.С.
_______________________________
21