Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 с. Березняки
Утверждаю директор
МБОУ СОШ № 34
В.И. Левина
от « » 08. 201
Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах среднего общего образования на 2014 - 2015 учебный год.
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования утверждённого Министерством Образования и Науки РФ (Приказ за № 1089 от 0.03. 2004.)
Разработчик: учитель истории С.А. Веремьёва
от 08. 2015.
Составлена на МО учителей ГЦ протокол №1
от 08. 2015.
Принята на МС
протокол № 1
Согласована зам. директора по УВР
Г.П. Зинина
08. 2015.
Южно - Сахалинск
2014
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание 10 - 11 классы, «профильный уровень" (210 ч) под редакцией JI. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; JL Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2009 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 104 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
Содержание среднего полного обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели курса:
развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию
(профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть
учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 11 -х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом использование элементов причинно-следственного и структурно функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Класс | Кол. часов всего |
10 | 102 |
11 | 102 |
итого | 204 |
Программа рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с БУП -2004г.
34 учебные недели 3 часа в неделю = 102 часа в год
Распределение учебного материала
№ | Наименование раздела | Кол- во часов | Темы контрольных работ | Дата проведения |
10 класс |
1 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 16 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | |
2 | Общество и человек | 25 | Общество и человек | |
3 | Деятельность как способ существования людей | 12 | Деятельность как способ существования людей | |
4 | Сознание и познание | 17 | Сознание и познание | |
5 | Личность. Межличностные отношения | 32 | Личность. Межличностные отношения | |
| Итого | 102 | | |
11 класс |
6 | Социальное развитие современного общества | | Социальное развитие современного общества | |
7 | Политическая жизнь современного общества | | Политическая жизнь современного общества | |
8 | Духовная культура | | Духовная культура | |
9 | Современный этап мирового развития | | Современный этап мирового развития | |
| Итого | 102 | | |
Календарно-тематическое планирование в 10 кл.
№ урока | Тема раздела, урока | кол-во часов | дата прове-дения | Материалы и оборудование | основные понятия и термины | дом. задание | примечания |
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 16 ч. |
1 2 3 | Наука и философия. | 3 | | ЦОР по теме | общество, социальный институт, общественные отношения, культура, сфера общественной жизни | §1 | |
4 5 6 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. | 3 | | ЦОР по теме | Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство | §2 | |
|
7 8 9 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время. | 3 | | ЦОР по теме | Гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм, технократизма, экзистенциализм | §3 | |
10 11 12 | Из истории русской философской мысли | 3 | | ЦОР по теме | Деизм, культурный тип, культурный раскол | §4 | |
13 14 15 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 3 | | ЦОР по теме | профессии социально-гуманитарного профиля | §5-6 | |
16 | Обобщение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 | | тесты | Основные понятия и термины к § 1- § 6 | §1-6 | |
Тема 2. Общество и человек 25 ч. |
17 18 19 | Происхождение человека и становление общества | 3 | | ЦОР по теме | антропогенез, социальная память, гоминиды | §7 | |
20 21 | Сущность человека как проблема философии | 2 | | ЦОР по теме | человек, субъект, деятельность, мышление, язык, философская антропология, субъектность, субъективность | §8 | |
22 23 24 | Общество и общественные отношения | 3 | | ЦОР по теме | общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития | §9 | |
25 26 | Общество как развивающаяся система | 2 | | ЦОР по теме | общество как система, общественный институт, сфера жизни общества. | §10 | |
27 28 29 | Типология обществ | 3 | | ЦОР по теме | традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа. | §11-12 | |
30 31 32 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории | 3 | | ЦОР по теме | цивилизация, общественно-экономическая формация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории. | §13 | |
33 34 35 | Исторический процесс | 3 | | ЦОР по теме | процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса. | §14 | |
36 37 | Проблема общественного прогресса | 2 | | ЦОР по теме | общественный прогресс, регресс, много вариантность общественного развития.
| §15 | |
38 39 40 | Свобода в деятельности человека | 3 | | ЦОР по теме | свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | §16 | |
41 | Обобщение по теме «Общество и человек» | 1 | | тесты | Основные понятия и термины к § 7- § 16 | §7-16 | |
Тема 3. Деятельность как способ существования людей 12 ч. |
42 43 | Деятельность людей и ее многообразие | 2 | | ЦОР по теме | деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество. цель, средства достижения цели, действия, бессознательное. | §17 | |
44 45 46 | Содержание и формы духовной деятельности | 3 | | ЦОР по теме | духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности. | §18 | |
47 48 49 | Трудовая деятельность | 3 | | ЦОР по теме | труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, условия труда, дисциплина труда, культура труда, человеческий фактор производства. | §19 | |
50 51 52 | Политическая деятельность | 3 | | ЦОР по теме | политика, власть, политическая власть, легитимность власти, политические действия, властвование, харизма | §20 | |
53 | Обобщение по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 | | тесты | Основные понятия и термины к § 17- § 20 | эссе | |
Тема 4. Сознание и познание 17 ч. |
54 55 | Проблема познаваемости мира | 2 | | ЦОР по теме | знание, познавательная деятельность, онтология, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение. агностицизм, априорные идеи, мыслительные операции, абстрагирование. | §21 | |
56 57 | Истина и ее критерии | 2 | | ЦОР по теме | эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина. | §22 | |
58 59 60 | Многообразие путей познания мира | 3 | | ЦОР по теме | виды и уровни человеческих знаний, мифологическое и рационально-логическое знание, жизненный опыт и здравый смысл, гносеология, эсхатология, художественный образ, пара наука. | §23 | |
61 62 | Научное познание | 2 | | ЦОР по теме | научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция | §24 | |
63 64 | Социальное познание | 2 | | ЦОР по теме | научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание. культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип. | §25 | |
65 66 | Знание и сознание | 2 | | ЦОР по теме | общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология. сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение. | §26 | |
67 68 69 | Самопознание и развитие личности | 3 | | ЦОР по теме | самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, образ-Я, идентичность. | §27 | |
70 | Обобщение по теме «Сознание и познание» | 1 | | тесты | Основные понятия и термины к § 21- § 27 | §21-27 | |
Тема 5. Личность. Межличностные отношения 32 ч. |
71 72 73 | Индивид, индивидуальность, личность | 3 | | ЦОР по теме | индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, Ид, Эго, супер-Эго. | §28 | |
74 75 | Возраст и становление личности | 2 | | ЦОР по теме | периодизация развития личности, персонализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность. | §29 | |
76 77 78 | Направленность личности | 3 | | ЦОР по теме | социальная установка, направленность личности, социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, альтруизм, фрустрация. | §30 | |
79 80 81 | Общение как обмен информацией | 3 | | ЦОР по теме | общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, невербальное общение. | §31 | |
82 83 84 | Общение как взаимодействие | 3 | | ЦОР по теме | общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте, интеракция, доминантный собеседник, не доминантный собеседник, экстраверт, интроверт. | §32 | |
85 86 87 | Общение как понимание | 3 | | ЦОР по теме | взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения. | §33 | |
88 89 | Малые группы | 2 | | ЦОР по теме | малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения. групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация. | §34 | |
90 91 92 | Групповая сплоченность и конформное поведение | 3 | | ЦОР по теме | межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность, нонконформность, самоопределение личности | §35 | |
93 94 | Групповая дифференциация и лидерство | 2 | | ЦОР по теме | групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства | §36 | |
95 96 97 | Семья как малая группа | 3 | | ЦОР по теме | семья как малая группа, психология семейных взаимоотношений, гендер, гендерное поведение, семейное воспитание, расширенная (многопоколенная) семья, нуклеарная семья, функции семьи, | §37 | |
98 99 | Антисоциальные и криминальные молодежные группировки | 2 | | ЦОР по теме | неформальные молодежные группы, антисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, «дедовщина». | §38 | |
100 101 | Конфликт в межличностных отношениях | 2 | | ЦОР по теме | Конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры, толерантность. | §39 | |
104 | Итоговое повторение по курсу. | 1 | | | Основные понятия и термины к § 1- § 39 | | |
Календарно-тематическое планирование в 11 кл.
№ урока | Тема раздела, урока | кол-во часов | дата прове-дения | Материалы и оборудование | основные понятия и термины | дом. задание | примечания |
Тема 6. Социальное развитие современного общества 35 ч. |
1 2 3 | Социальная структура и социальные отношения | 3 | | ЦОР по теме | социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность, социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы | §1 | |
4 5 | Социальные институты | 2 | | ЦОР по теме | социальный институт, институциализация, социальная инфраструктура, дисфункция, деперсонализация. | §2 | |
|
6 7 8 | Роль экономики в жизни общества | 3 | | ЦОР по теме | экономика, экономическая сфера общества, экономические институты, экономические механизмы, уровень жизни. потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности. | §3 | |
9 10 | Социальные статусы и роли | 2 | | ЦОР по теме | социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация, авторитет, престиж, манипуляция | §4 | |
11 12 | Социальные ценности и нормы | 2 | | ЦОР по теме | ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения, нормы морали, нормы права | §5 | |
13 14 15 | Отклоняющееся поведение и социальный контроль | 3 | | ЦОР по теме | отклоняющееся поведение, социальный контроль. преступность | §6 | |
16 17 | Социальные интересы и формы социального взаимодействия | 2 | | ЦОР по теме | социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, социальный конфликт, пути разрешения социального конфликта, соперничество, стадии социального конфликта | §7 | |
18 19 20 | Этнос и нация | 3 | | ЦОР по теме | этнос, нация, национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности. | §8 | |
21 22 | Межэтнические отношения и национальная политика | 2 | | ЦОР по теме | межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика. этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность | §9 | |
23 | Демография современной России | 1 | | ЦОР по теме | демографическая политика, депопуляция, миграция, воспроизводство населения | §10 | |
24 25 | Институт семьи и брака | 2 | | ЦОР по теме | семья и брак как социальные институты. семейная роль, неполная семья | §11 | |
26 27 | Быт и бытовые отношения | 2 | | ЦОР по теме | быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений, типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация | §12 | |
28 29 30 | Молодежь в современном обществе | 3 | | ЦОР по теме | молодежь как социальная группа, тинэйджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура. | §13 | |
31 32 33 | Социальная структура российского общества | 3 | | ЦОР по теме | стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение, социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина. | §14 | |
34 35 | Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества» | 2 | | тестовые задания, КИМ ЕГЭ | Основные понятия и термины к § 1- § 14. | §1-14 | |
Т е м а 7. Политическая жизнь современного общества 34 ч. |
36 37 38 | Политическая система и политический режим | 3 | | ЦОР по теме | политическая система, политический режим, тоталитаризм, авторитаризм | §15 | |
39 40 | Демократия | 2 | | ЦОР по теме | демократия, политический плюрализм, многопартийность, политическое и правовое равенство, парламентаризм, защита прав меньшинства, свобода, легитимность, гласность. | §16 | |
41 42 43 | Государство в политической системе | 3 | | ЦОР по теме | бюрократия, бюрократизм, государственная служба, должностной регламент. | §17 | |
44 45 46 | Гражданское общество и правовое государство | 3 | | ЦОР по теме | правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов. | §18 | |
47 48 | Место и роль СМИ в политической жизни | 2 | | тесты | средства массовой информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение. | §19 | |
49 50 51 | Политическая идеология | 3 | | ЦОР по теме | политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал-демократическая идеология, коммунистическая идеология, национализм, идеология фашизма, политическая психология, политическое поведение, социально-политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда. | § 20-21 | |
52 53 54 | Политические партии и движения | 3 | | ЦОР по теме | политическая партия, партийная система, типы партийных систем, общественно-политическое движение, политическая мобилизация, политическая социализация. | §22 | |
55 56 | Лидеры и элита в политике | 2 | | ЦОР по теме | политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления, управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование. | §23 | |
57 58 59 | Выборы в демократическом обществе | 3 | | ЦОР по теме | избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания, политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм | §24 | |
60 61 | Человек в политической жизни | 2 | | ЦОР по теме | политическое участие, политическая культура, типы политической культуры, политическая роль, политическая субкультура. | §25 | |
62 63 64 | Истоки и опасность политического экстремизма. Политический конфликт | 3 | | ЦОР по теме | политический конфликт, переговоры, компромисс, арбитраж. | §26 | |
65 66 67 | Политический процесс, его формы | 3 | | ЦОР по теме | политический процесс, агрегация. | § 27. Стр.285-288 | |
68 69 | Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества» | 2 | | тестовые задания, КИМ ЕГЭ | Основные понятия и термины к § 15- § 27 | §21-27 эссе | |
Т е м а 8. Духовная культура 21 ч. |
|
70 71 | Духовное развитие общества | 2 | | ЦОР по теме | культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность, преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд). | §28 | |
72 73 | Духовный мир личности | 2 | | ЦОР по теме | духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет. | §29 | |
74 75 | Мораль и нравственность | 2 | | ЦОР по теме | нравственная культура, мораль, нравственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство личности, моральный идеал, этические категории, моральное сопротивление | §30 | |
76 77 | Наука. | 2 | | ЦОР по теме | наука, этика науки. «большая наука», инновации. | §31 | |
78 79 80 | Образование | 3 | | ЦОР по теме | образование, непрерывное образование, модернизация, компетентность | §32 | |
81 82 83 | Роль религии в жизни общества | 3 | | ЦОР по теме | религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог. | §33 | |
84 85 | Место искусства в духовной культуре. | 2 | | ЦОР по теме | искусство, виды искусства, жанры искусства, знак, символ. | §34 | |
86 87 88 | Массовая культура | 3 | | ЦОР по теме | народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ, желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер | §28-35 | |
89 90 | Обобщение по теме «Духовная культура» | 2 | | тестовые задания, КИМ ЕГЭ | Основные понятия и термины к § 28- § 34 | эссе стр. 369-371 | |
Т е м а 9. Современный этап мирового развития 12 ч. |
91 92 93 | Многообразие современного мира | 3 | | ЦОР по теме | единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологический кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация. | §36 | |
94 95 | Глобализация и ее последствия. | 2 | | ЦОР по теме | маргинализация, геоэкономика, ВВП, ВТО, МВФ. | §37 | |
96 97 | Сетевые структуры в современной мировой политике | 2 | | ЦОР по теме | сети политические, терроризм, экстремизм, субсидиарность | §38 | |
98 99 | Целостность и противоречивость современного мира | 2 | | ЦОР по теме | глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг, цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция | §39 | |
100 101 | Обобщение по теме «Современный этап мирового развития» | 2 | | тестовые задания, КИМ ЕГЭ | Основные понятия и термины к § 36- § 39 | § 36-39 Стр.402-415 | |
102 | Итоговое обобщение по курсу. | 1 | | тестовые задания, КИМ ЕГЭ | Основные понятия и термины к § 1- § 39. | | |
Основное содержание 10 класс.
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 16 ч.
Наука и философия
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Из истории русской философской мысли
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
Обобщение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
Раздел 2. Общество и человек 25 ч.
Происхождение человека и становление общества.
Сущность человека как проблема философии.
Общество и общественные отношения.
Общество как развивающаяся система.
Типология обществ.
Историческое развитие человечества: поиски
социальной макро теории
Исторический процесс
Проблема общественного прогресса
Свобода в деятельности человека
Обобщение по теме «Общество и человек»
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей 12 ч.
Деятельность людей и ее
Трудовая деятельность.
Политическая деятельность.
Обобщение по теме «Деятельность как способ существования людей»
Тема 4. Сознание и познание 17 ч.
Проблема познаваемости мира.
Истина и ее критерии.
Многообразие путей познания мира.
Научное познание.
Социальное познание.
Знание и сознание.
Самопознание и развитие личности.
Обобщение по теме «Сознание и познание». Тема 5. Личность. Межличностные отношения 32 ч.
Индивид, индивидуальность, личность.
Возраст и становление личности.
Направленность личности.
Общение как обмен информацией.
Общение как взаимодействие.
Общение как понимание.
Малые группы.
Групповая сплоченность и конформное поведение.
Групповая дифференциация и лидерство.
Семья как малая группа.
Антисоциальные и криминальные молодежные группировки.
Конфликт в межличностных отношениях.
Итоговое повторение по курсу.
Основное содержание 11 класс.
Раздел 6. Социальное развитие современного общества 35 ч.
Социальная структура и социальные отношения.
Социальные институты.
Роль экономики в жизни общества.
Социальные статусы и роли.
Социальные ценности и нормы.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Социальные интересы и формы социального взаимодействия.
Этнос и нация.
Межэтнические отношения и национальная политика.
Демография современной России .
Институт семьи и брака.
Быт и бытовые отношения.
Молодежь в современном обществе.
Социальная структура российского общества.
Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества».
Раздел 7. Политическая жизнь современного общества 34 ч.
Политическая система и политический режим.
Демократия.
Государство в политической системе.
Гражданское общество и правовое государство.
Место и роль СМИ в политической жизни.
Политическая идеология.
Политические партии и движения.
Лидеры и элита в политике .
Выборы в демократическом обществе.
Человек в политической жизни.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический конфликт.
Политический процесс, его формы.
Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества».
Раздел 8. Духовная культура 21 ч.
Духовное развитие общества.
Духовный мир личности.
Мораль и нравственность.
Наука.
Образование
Роль религии в жизни общества.
Место искусства в духовной культуре.
Массовая культура.
Обобщение по теме «Духовная культура».
Раздел 9. Современный этап мирового развития 12 ч.
Многообразие современного мира.
Глобализация и ее последствия.
Сетевые структуры в современной мировой политике.
Целостность и противоречивость современного мира.
Обобщение по теме «Современный этап мирового развития» .
Итоговое обобщение по курсу.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать \ понимать:
-биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-характеризировать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); -раскрыть на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; -извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-критическое восприятие информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной действительности; -ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
-приведения возможных последствий определенных социальных действий;
-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Критерии оценок и нормы знаний учащихся
Уровень | Предметно информационная | Деятельностно коммуникативная | Ценностно ориентированная |
Уровень неудовлетворительный «2» | Знания слабые, неглубокие (на уровне отдельных фактов) | Отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная. | Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов. |
Уровень удовлетворительный «3» | Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако есть попытки их связать в единое целое | Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником | Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточны, несистемны, неглубоки |
Уровень хороший «4» | Знание фактов на достаточно хорошем уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов | Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие грамотной устной речи. | Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. |
Уровень отличный «5» | Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Наличие сведений о региональной истории. Используется Дополнительный материал в виде знаний о памятниках культуры и искусства. | Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качеств устной речи. | Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества. |
Список литературы:
Для учителя:
Учебник «Обществознание» 10 класс (профильный уровень), Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Иванова, М., «Просвещение» 2007.
Авторская программа по обществознанию (профильный уровень) Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Иванова, М., «Просвещение» 2007.
Тесты по ЕГЭ 2012, 2013 г.г.
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс.
Семейный кодекс.
Трудовой кодекс.
Административный кодекс.
Для учеников:
Учебник «Обществознание» 10 класс (профильный уровень), Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Иванова, М., «Просвещение» 2007.
Тесты по ЕГЭ 2012, 2013 г.г.
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс.
Семейный кодекс.
Трудовой кодекс.
Административный кодекс.