СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прогамма по физике, 7-9 кл, (УМК А.В.Первшкина)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль».( в перечне № 1.2.4.1.6.1; 1.2.4.1.6.2; 1.2.4.1.6.3)

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прогамма по физике, 7-9 кл, (УМК А.В.Первшкина)»

Рабочая программа

7—9 классы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль».( в перечне № 1.2.4.1.6.1; 1.2.4.1.6.2; 1.2.4.1.6.3)

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,

развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля. Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. В 7-9 классах с углубленным изучением предмета программа рассчитана на 3 часа в неделю.


Учебный план составляет 315 учебных часов, в том числе в 7,8, 9 классах по 105,108,102 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии.

Дополнительный час планирую использовать на более глубокое формирование экспериментальных умений, развитие умения работать с информацией и практическое применение предметных знаний для решения всех видов задач (качественных, количественных, графических и экспериментальных). Для этого на все основные темы курса добавлены часы на решение задач, в том числе и задач повышенного уровня сложности. Для обобщения и систематизации знаний увеличено количество часов итогового повторения и добавлен цикл уроков решения экспериментальных задач (физический практикум) в конце курса 7 и 8 класса.


Результаты освоения курса


Результаты

7 класс

8 класс

9 класс

Код из Стандарта

Личностные


формирование мотивации в изучении наук о природе, уважения к творцам науки, патриотизма

формирование мотивации в изучении наук о природе, уважения к творцам науки, патриотизма


формирование убежденности в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и техники на благо Родины

Л1






формирование устойчивого интереса к изучению нового

формирование ответственного отношения к учению

формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Л2

формирование представления о возможности познания мира

формирование целостного мировоззрения, соответствующее уровню развития науки и техники

формирование целостного мировоззрения, соответствующее уровню развития науки и техники

Л3

формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, окружающим

формирование социальных компетенций: уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим

формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог, достигать взаимопонимания

Л4

формирование умения выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками в ходе учебной деятельности

формирование умения выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, навыков самооценки и оценки работ сверстников

формирование коммуникативной компетентности в общении с людьми в процессе общеобразовательной, учебно-исследовательской деятельности

Л7


формирование ценности здорового образа жизни, усвоения правил поведения на транспорте и на дорогах

формирование основ безопасного поведения в различных ситуациях

формирование основ здорового образа жизни, безопасного поведения в различных ситуациях

Л8

Метапредметные результаты

Регулятивные

умение осознавать себя как движущую силу своего учения, способную к преодолению препятствий и самокоррекции.

М1

Познавательные


умение самостоятельно создавать алгоритм действий при выполнении лабораторных работ, оценивать результат

умение самостоятельно создавать алгоритм действий при выполнении физических опытов и лабораторных работ, оценивать результат, корректировать действия

умение решать учебные задачи разными методами, выделять наиболее эффективные, создавать алгоритм действий при выполнении учебных задач

М2

М3

М4

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений при работе с качественными задачами

умение строить логическую цепь рассуждений при работе с качественными задачами, умение выдвигать и обосновывать гипотезы при решении учебных задач

умение выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий, подведение под понятие

М6

умение преобразовывать информацию при решении физических задач, представлять в виде рисунка, графика, схемы

умение преобразовывать информацию при решении физических задач, представлять в виде рисунка, графика, схемы, диаграммы

умение читать и строить диаграммы, графики, представлять информацию различными способами при решении учебных и познавательных задач

М7

умение искать дополнительную информацию в интернете при выполнении заданий

умение искать, отбирать и представлять информацию при подготовке творческих работ

умение развивать ИКТ-компетенции при решении различных задач

М 11

коммуникативные

умение выделять главное при работе с текстом учебника

умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста

умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста и грамотно использовать ее при решении задач

М8

умение четко и грамотно выражать свою мысль при решении учебной задачи

развитие умения письменного аргументированного построения ответа при решении качественных задач

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

М 10

умение работать в паре и группе при решении УЗ.

умение выражать мысли, слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, корректировать и оценивать свои действия и партнера

М9


формирование экологического мышления

формирование экологического мышления

М12

Предметные:

сопоставление экспериментальных и теоретических данных с реалиями жизни

формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания

формирование понимания того, что физика является системообразующей наукой

П1

обобщение опыта наблюдений и объяснение физических явлений

формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных)

формирование представлений о движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики

П2

приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений. Выполнение прямых измерений длины, объема, массы, температуры, силы и т.д. при помощи физических приборов

умение планировать, выполнять проведения опытов, простых экспериментальных исследований, понимание неизбежности погрешностей любых измерений

формирование умения выполнять прямые и косвенные измерения с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценивание результата с учетом погрешности

П3


понимание принципов действия приборов и механизмов: термометра, барометра, манометра, гидравлической машины и др.

понимание физических основ и принципов действия (работы) тепловых машин, влияния их на окружающую среду


понимание физических основ и принципов действия механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф

П4


осознание необходимости поиска и использования альтернативных видов транспорта

осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

П5


овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей

овладение основами безопасного использования электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека

П6

умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением законов физики (механики, гидростатики)

развитие умения грамотного применения в повседневной жизни знаний о тепловых, электрический и световых явлениях.

умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и целью сбережения здоровья

П7


формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства тепловых машин

формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов

П8


Предметные результаты:

Семиклассник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движения, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы ( закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Семиклассник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментального закона сохранения механической энергии и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Восьмиклассник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Восьмиклассник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Девятиклассники научатся:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, преломление света, дисперсия света.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя закон преломления света и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа;

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Девятиклассник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза;

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс (105 ч, 3 ч в неделю)

Введение (6 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

—умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

—владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

—понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества (7 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

2. Определение размеров малых тел.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

—владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

—понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

—умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (31 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

—умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его

массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

—понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

—владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

—умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и

весом тела;

—умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

—понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (31 ч)

Давление. Единицы измерения давления. Способы измерения давления. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление на различных высотах. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение

уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

—умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

—понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (17 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Условия равновесия рычага. Момент силы. Центр тяжести тела. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной

плоскости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

—умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

—владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

—понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

—понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Повторение, физический практикум (11ч)

1.Определение коэффициента трения скольжения

2. Определение жесткости пружины.

3. Измерение скорости равномерного движения.

4. Определение работы и мощности механизма

5. Исследование зависимости силы трения от характеристик поверхности, ее независимость от площади.

6. Конструирование наклонной плоскости с заданным значение КПД.

7. Конструирование ареометра и испытание его работы.

8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.


8 класс (108 ч, 3 ч в неделю)

Тепловые явления (36 ч)

Тепловое равновесие. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты.

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание

кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Измерение температуры. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение влажности воздуха.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность. Изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

—умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

—владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной

температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

—понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

—овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (37 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Короткое замыкание. Правила безопасности при работе с электроприборами.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические

явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

—умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

—понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

—владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления (8 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной

стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления (13 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

11. Изучение свойств изображения в линзах.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

—умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла

падения света на зеркало;

—понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

—различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения,

даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Повторение, физический практикум (14ч)

1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика ртути от температуры.

2. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.

3.Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника напряжение складывать нельзя(можно).

4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

5. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

6. Конструирование электродвигателя.

7.Конструирование модели телескопа.

8. Оценка своего зрения и подбор очков.

9. Определение оптической силы линзы.


9 класс (102 ч, 3 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел (45 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная

скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.

3. Измерение ускорения свободного падения.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по

окружности с постоянной по модулю скоростью;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

—понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

—умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять

устройство и действие космических ракет-носителей;

—умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук (16 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах, связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические

волны, длина волны, отражение звука, эхо;

—знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания,

звук и условия его распространения; физических величин:

амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука,

скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

—владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле (24 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор.

Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин:

магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

—знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

—[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

Строение атома и атомного ядра (12 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.

Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

—знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

—умение приводить примеры и объяснять устройство и

принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

—умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

—знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

—владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения

продуктов распада радона от времени;

—понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

—умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

—представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

—умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

—знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные

в недрах планет);

—сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

—объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:

—умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

—развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

7 класс (2 часа в неделю)

Тема

Кол-во часов


Введение (4 часа)


1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины (§ 1-3)

1

2

Физические величины. Измерение физических величин.(§4-5).

1

3

ТБ. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин»

1

4

Физика и техника. §6 Входной контроль.

1


Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов)


5

Строение вещества. Молекулы. §7,8

1

6

Диффузия. Броуновское движение 9,10

1

7

ТБ. Лабораторная работа № 2 « Измерение размеров малых тел».

1

8

Взаимодействие молекул. §11

1

9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. §12,13

1

10

Повторительно- обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

11

Контрольная работа№1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

1


Взаимодействие тел (22 час)


12

Механическое движение. §14,15

1

13

Скорость. Единицы скорости. §16

1

14

Расчет пути и времени движения. §17

1

15

График пути и скорости равномерного прямолинейного движения

1

16

Инерция тела. §18

1

17

Взаимодействие тел. § 19

1

18

Масса тела. Единицы массы. § 20

1

19

ТБ. Лабораторная работа № 3,,Измерение массы тела на рычажных весах, §21

1

20

Плотность вещества.§22

1

21

Расчет массы и объема тела по его плотности § 23

1

22

ТБ. Лабораторная работа № 4«Измерение объема тел» ТБ. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

23

Решение задач

1

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. § 24-25

1

25

Сила упругости. Закон Гука..§26-27

1

26

Вес тела. Единицы силы Сила тяжести на других планетах. §28-29

1

27

Динамометр.§30 ТБ. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

28

Графическое изображение сил. Сложение сил.§31.

1

29

Сила трения. ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения и прижимающей силы §32

1

30

Трение покоя. Трение в природе и в технике. §33- 34

1

31

 Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил»

1

32

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

1

33

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1


Давление твердых тел, жидкостей и газов (22часа)


34

Давление. Единицы давления. § 35

1

35

Способы увеличения и уменьшения давления. § 36

1

36

Давление газа. § 37

1

37

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. §38

1

38

Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. §39, 40

1

39

Решение задач на расчет давления.

1

40

Сообщающие сосуды. Применение сообщающихся сосудов.§41

1

41

Вес воздуха. Атмосферное давление.§42,43

1

42

Измерение атмосферного давления. §44

1

43

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.§45, 46

1

44

Манометры. §47

1

45

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.§48, 49

1

46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.§50

1

47

Архимедова сила.§51

1

48

ТБ. Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

49

Плавание тел.§52

1

50

Решение задач на Архимедову силу.

1

51

ТБ. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тел»

1

52

Плавание судов. Воздухоплавание. §53, 54Решение задач.

1

53

Решение задач на выталкивающую силу

1

54

Повторение тем: «Давление твёрдых тел и жидкостей», «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

1

55

Контрольная работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкости и газа»

1


Работа и мощность. Энергия (14 часов+2 повторение)


56

Механическая работа. Единицы работы.§55

1

57

Механическая ощность.§56 Решение задач.

1

58

Простые механизмы. Рычаг. §57-58

1

59

Момент силы.§59, 60

1

60

ТБ. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

61

Блоки. «Золотое правило механики».§61,62

1

62

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. §63, 64

1

63

Коэффициент полезного действия. §65 ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

64

Потенциальная и кинетическая энергия. §66,67

1

65

Повторение курса 7 класса

1

66

Стандартизированная работа за 7 класс

1

67

Превращение одного вида механической энергии в другой §68

1

68

Решение задач на расчёт механической энергии

1

69

Контрольная работа №4 «Работа, мощность, энергия»

1

70

Коррекция знаний

1



7 класс ( 3ч в нед.-105 ч.)


Тема

Кол-во часов


Введение (6 часов)


1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§ 1—3)

1

2

Физические величины и их измерение. §4

1

3

Точность и погрешность измерений. § 5

1

4

Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин»

1

5

Физика и техника §6 Вводный контроль

1

6

Задачи на измерения физ. величин

1


Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)


7

Строение вещества. Молекулы. § 7-8

1

8

Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел»

1

9

Движение молекул (§9 10)

1

10

Взаимодействие молекул (§ 11)

1

11

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13)

1

12

Решение качественных задач по теме «Строение вещества»

1

13

Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

1


Взаимодействие тел -30ч


14

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15)

1

15

Скорость. Единицы скорости (§ 16)

1

16

Расчет пути и времени движения (§ 17)

1

17

Графическое представление движения. Решение экспериментальных задач

1

18

Контрольная работа «Механическое движение»

1

19

Инерция (§ 18)

1

20

Взаимодействие тел (§ 19)

1

21

Масса тела. Единицы массы Измерение тела на весах (§ 20,21)

1

22

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

23

Плотность вещества (§ 22)

1

24

Решение задач «Взаимодействие тел. Плотность»

1

25

Решение задач на нахождение плотности

1

26

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности тела»

1

27

Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23)

1

28

Решение задач «Механическое движение», «Масса»

1

29

Решение задач по темам « «Масса», «Плотность вещества»

1

30

Обобщение темы «Взаимодействие тел. Масса»

1

31

Контрольная работа №2 « Механическое движение .Плотность вещества»

1

32

Сила (§ 24)

1

33

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26)

1

34

Сила упругости. Закон Гука(§ 27)

1

35

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28, 29)

1

36

Решение задач на нахождение силы тяжести и веса тела

1

37

Динамометр (§ 30). Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра»

1

38

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил(§ 31)

1

39

Сила трения. Трение покоя(§ 32, 33)

1

40

Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № 7«Измерение силы трения с помощью динамометра»

1

41

Решение задач «Силы»

1

42

Обобщение темы «Силы»

1

43

Контрольная работа № 3«Силы»

1


Давление твердых тел. жидкостей и газов-30ч

1

44

Давление. Единицы давления (§ 35)

1

45

Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)

1

46

Решение экспериментальных задач

1

47

Обобщение, решение задач по теме «Давление твердых тел»

1

48

Давление газа (§ 37)

1

49

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38)

1

50

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда(§ 39, 40)

1

51

Решение задач «Гидростатика»

1

52

Сообщающиеся сосуды (§ 41)

1

53

Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43)

1

54

Решение задач по темам §39-43

1

55

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44)

1

56

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46)

1

57

Манометры (§ 47)

1

58

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс (§ 48,49)

1

59

Решение задач «Давление твердого тела, жидкости и газ»

1

60

Обобщающий урок-игра «Давление твердого тела, жидкости и газа»

1

61

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50)

1

62

Закон Архимеда (§ 51)

1

63

Решение задач на Ахмедову силу

1

64

Лабораторная работа № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

65

Плавание тел (§ 52)

1

66

Решение задач

1

67

Лабораторная работа № 9«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

68

Плавание судов. Воздухоплавание (§ 53, 54)

1

69

Решение экспериментальных задач

1

70

Решение задач «Архимедова сила, плавание тел»

1

71

Зачет «Архимедова сила, плавание тел».

1

72

Обобщение темы «Архимедова сила, плавание тел»

1

73

Контрольная работа №4 «Архимедова сила, плавание тел»

1


Работа и мощность. Энергия -17ч


74

Механическая работа. Единицы работы (§ 55)

1

75

Мощность. Единицы мощности (§ 56)

1

76

Решение задач «Механическая мощность и работа»

1

77

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58)

1

78

Момент силы (§ 59)

1

79

Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа №10«Выяснение условия равновесия рычага»

1

80

Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62)

1

81

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

1

82

Центр тяжести тела (§ 63)

1

83

Условия равновесия тел (§ 64)

1

84

Коэффициент полезного действия механизмов(§ 65)

1

85

Лабораторная работа № 11 «Определение ее КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

86

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67)

1

87

Превращение одного вида механической энергии в другой(§ 68)

1

88

Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»

1

89

Повторение «Работа. Мощность. Энергия»

1

90

Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия»



Обобщающее повторение (7 часов)


91

Повторение базовых понятий «Ведение».Решение задач

1

92

Повторение базовых понятий»Строение вещества».Решение задач

1

93

Повторение базовых понятий «Механическое движение».Решение задач

1

94

Повторение базовых понятий «Давление» Решение задач

1

95

Повторение базовых понятий «Силы. Работа. Мощность. Энергия». Решение задач

1

96

Решение задач по курсу 7 класса

1

97

Итоговая контрольная работа

1


Физический практикум(8 часов)


98

1.Определение коэффициента трения скольжения

1

99

2. Определение жесткости пружины.

1

100

3. Измерение скорости равномерного движения.

1

101

4. Определение работы и мощности механизма

1

102

5. Исследование зависимости силы трения от характеристик поверхности, ее независимость от площади.

1

103

6. Конструирование наклонной плоскости с заданным значение КПД.

1

104

7. Конструирование ареометра и испытание его работы.

1

105

8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью

1


8 класс (72ч.-2 часа в неделю)


Тема

Кол-во часов



Тепловые явления (26 часов)



1

Техника безопасности в кабинете физики. Тепловое движение. Температура.

1


2

Повторение курса физики 7 класса. Внутренняя энергия (§1,2)

1


3

Входной контроль. Способы изменения внутренней энергии тела. (§ 3)

1


4

Теплопроводность. (§ 4)

1


5

Конвекция. (§ 5)

1


6

Излучение(§ 6) Примеры теплопередачи а природе и технике.

1


7

Обобщение темы «Виды теплопередачи». Проверочная работа.

1


8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость. (§7,8).

1


9

Расчёт количества теплоты, получаемого телом при нагревании и выделяемого при охлаждении. (§9)

1


10

Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

1


11

Уравнение теплового баланса

1


12

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1


13

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. (§10)

1


14

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. (§11)

1


15

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

1


16

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. (§12,13,14)

1


17

Удельная теплота плавления. (§15)

1


18

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при конденсации пара. (§16,17)

1


19

Кипение. (§18)

1


20

Решение задач на фазовые переходы

1


21

Влажность воздуха. (§19) Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»

1


22

Удельная теплота парообразования и конденсации. (§20)

1


23

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. (§21,22)

1


24

Паровая турбина. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. (§23,24)

1


25

Решение задач на расчёт КПД

1


26

Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»

1



II. Электрические явления (29 часов)

1

1

27

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. (§25)

1


28

Электроскоп. Электрическое поле. (§26,27)

1


29

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. (§28,29)

1


30

Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества (§30,31)

1


31

Решение задач по теме «Электризация тел»

1


32

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1


33

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. (§32,33)

1


34

Электрический ток в металлах Действия электрического тока. Направление тока(§34,35)

1


35

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. (§37,38)

1


36

ТБ Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1


37

Электрическое напряжение. Единицы измерения напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. (§39,40,41)

1


38

ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1


39

Зависи­мость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление. (§42,43)

1


40

Закон Ома для участка цепи. (§44)

1


41

Решение задач на закон Ома для участка цепи. (§44)

1


42

Удельное сопротивление. Расчёт сопротивления проводника. (§45)

1


43

Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§46)

1


44

Реостаты.(§47)

1


45

ТБ. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» ТБ.

1


46

Последовательное соединение проводников. (§48)

1


47

Параллельное соединение проводников. (§49)

1


48

Экспериментальные задачи по теме «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

1


49

Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. (§50,51,52)

1


50

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». ТБ.

1


51

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. (§53)

1


52

Конденсатор. (§54)

1


53

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. (§55)

1


54

Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»

1


55

Контрольная работа № 4 «Постоянный ток».

1



IV. Электромагнитные явления (6 часов)



56

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. (§57,58)

1


57

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. (§59)

1


58

ТБ. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1


59

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. (§60,61)

1


60

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электродвигателя постоянного тока» ТБ. (§62) Электроизмерительные приборы

1


61

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления».

1



V. Световые явления (12 часов+2 часа повторение)



62

Источники света. Распространение света. (§63)

1


63

Видимое движение светил. (§64)

1


64

Отражение света. Закон отражения света. (§65)

1


65

Плоское зеркало. (§60)

1


66

Преломление света. Закон преломления света. (§67) Фронтальный эксперимент «Исследование зависимости угла преломления от угла падения».

1


67

Линзы. Оптическая сила линзы. (§68)

1


68

Изображения, даваемые линзой (§69)

1


69

Повторительно-обобщающий урок по курсу 8 класса

1


70

Стандартизированная работа за курс 8 класса.

1


71

ТБ. Лабораторная работа №11 «Получение изображений при помощи линзы».

1


72

Глаз и зрение. (§70) Оптические приборы

1



9 класс (68ч-2 часа в неделю)



Тема

Кол-во часов



Тема 1. Повторение. Входной контроль (2 часа)



1

Повторение

1


2

Входной контроль

1



Тема 2. Законы взаимодействия и движения тел ( 24 часа)



3

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

1


4

Определение координаты движущегося тела.

1


5

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1


6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1


7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1


8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1


9

Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости.

1


10

ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1


11

Относительность движения.

1


12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1


13

Второй закон Ньютона

1


14

Третий закон Ньютона

1


15

Свободное падение тел.

1


16

ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного паления»

1


17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1


18

Закон всемирного тяготения и условия его применимости.

1


19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1


20

Прямолинейное и криволинейное движение.

1


21

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1


22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1


23

Реактивное движение. Ракеты.

1


24

Вывод закона сохранения механической энергии. Повторение темы

1


25

Повторительно-обобщающий урок по теме

1


26

Контрольная работа №1 «Законы движения и взаимодействия тел»

1


Тема 3. Механические колебания и волны. Звук (12 часов)


1

27

Колебательное движение. Свободные колебания.

1


28

Величины, характеризующие колебательное движение

1


29

ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода T и частоты V свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1


30

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1


31

Резонанс.

1


32

Распространение колебаний в среде. Волны.

1


33

Длина волны. Скорость распространения волн.

1


34

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

1


35

Распространение звука. Звуковые волны.

1


36

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1


37

Повторительно-обощающий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1


38

Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук».

1



Тема 4. Электромагнитное поле (16 часов)

1


39

Магнитное поле. (§34)

1


40

Направление тока и направление линий его магнитного поля (§35)

1


41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. (§36)

1


42

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. (§37, §38)

1


43

Явление электромагнитной индукции. (§39) ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1


44

Направление индукционного тока. Правило Ленца. (§40)

1


45

Явление самоиндукции. (§41)

1


46

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. (§42)

1


47

Электромагнитное поле. (§43) Электромагнитные волны. (§44)

1


48

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. (§45)

1


49

Принципы радиосвязи и телевидения. (§46)

1


50

Электромагнитная природа света. (§47) Преломление света. Физический смысл показателя преломления. (§48)

1


51

Дисперсия света. Цвет тел. (§49) Типы оптических спектров. (§50)

1


52

Фронтальный эксперимент «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров». Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (§51)

1


53

Повторительно-обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле»

1


54

Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

1


Тема 4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 часов)


55

Радиоактивность. Модели атомов. (§52)

1


56

Радиоактивные превращения атомных ядер. (§53)

1


57

Экспериментальные методы исследования частиц. (§54) ТБ. Лабораторная работа №5«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1


58

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1


59

Состав атомного ядра. Ядерные силы. (§56)

1


60

Энергия связи. Дефект масс. (§57)

1


61

Деление ядер урана. Цепная реакция. (§58) ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1


62

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую. Атомная энергетика. (§59, §60)

1


63

Биологическое действие радиации». Лабораторная работа № 7 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

1


64

Закон радиоактивного распада. (§61) Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона

1


65

Термоядерная реакция. (§62). Повторение темы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1


66

Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1



Тема 5.Строение и эволюция Вселенной (2 часа)



67

Состав, стро­ение и происхож­дение Солнечной системы Большие планеты Солнеч­ной системы Малые тела Солнечной систе­мы (§63-65).

1


68

Строение, излучение и эво­люция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселен­ной (§66-67)

1






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник). УМК «Физика. 7 класс»

1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).

3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов,Т. А. Ханнанова).

5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, . А. Марон).

7. Электронное приложение к учебнику. УМК «Физика. 8 класс»

1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

2. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).

3. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов,Т. А. Ханнанова).

4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, . А. Марон).

6. Электронное приложение к учебнику. УМК «Физика. 9 класс»

1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).

2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс (автор Е. М. Гутник).

3. Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

6. Электронное приложение к учебнику.

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и

дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Шкала электромагнитных волн.

5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете

физики.

6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.

7. Порядок решения количественных задач.

Электронные учебные издания

1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

3. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).

4. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).



31