ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, которым интересна как сама математика так и процесс познания нового.
Занятия по математике рассчитаны на 1 час в неделю.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Цели данного курса:
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Основные принципы:
- обязательная согласованность курса с курсом алгебры как по содержанию, так и по последовательности изложения. Каждая тема курса начинается с повторения соответствующей темы курса алгебры. Факультатив является развивающим дополнением к курсу математики.
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Предполагаемая результативность курса:
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Освоение факультативного курса завершается итоговой диагностикой (контрольная работа) и анкетированием с целью определения обучающимися полезности для них данного курса.
Содержание курса
1.Математический язык. Математическая модель (3 часа)
Математический язык. Математическая модель. Решение задач с помощь математической модели
2. Уравнения с одной переменной (5 часов)
Уравнения с одной переменной Уравнения с одной переменной. Решение линейных уравнений с модулем. Решение линейных уравнений с параметрами. Решение олимпиадных задач
3. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (4 часа)
Как узнать вероятность события? Таблицы. Диаграммы Формулы. Решение задач ОГЭ
4.Решение геометрических задач (4 часа)
Решение задач по теме «Углы». Решение задач по теме «Треугольники». Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика.Урок решения одной геометрической задачи на доказательство
5. Функции. Графики функций (4 часов)
Графическое решение линейных уравнений с модулем. Графическое решение уравнений. Построение графиков кусочных функций.
6.Буквенные выражения. Многочлены (4 часа)
Преобразование буквенных выражений. Формулы сокращенного умножения и их применение. Преобразование выражений. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
7. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы ( 4часа)
Решение систем линейных уравнений разными способами.. Графический метод решения систем линейных уравнений Решение задач повышенной сложности на смеси, сплавы и растворы. Линейные неравенства с двумя переменными и их системы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы курса | Дата |
по плану | по факту |
1.Математический язык. Математическая модель (3 часа) |
1.1 | Математический язык. Математическая модель | 16.10 | |
1.2 | Решение задач с помощью математической модели | 23.10 | |
1.3 | Решение задач с помощью математической модели | 6.11 | |
2. Уравнения с одной переменной (5 часов) |
2.1 | Решение линейных уравнений с модулем | 13.11 | |
2.2 | Решение линейных уравнений с модулем | 20.11 | |
2.3 | Решение линейных уравнений с параметрами | 27.11 | |
2.4 | Решение линейных уравнений с параметрами | 4.12 | |
2.5 | Решение олимпиадных задач | 11.12 | |
3. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики (4 часа) |
3.1 | Как узнать вероятность события? | 18.12 | |
3.2 | Таблицы.Диаграммы. | 25.12 | |
3.3 | Формулы | 15.01 | |
3.4 | Решение задач ОГЭ | 22.01 | |
4. Решение геометрических задач (4 часа) |
4.1 | Решение задач по теме «Углы» | 29.01 | |
4.2 | Решение задач по теме «Треугольники» | 05.02 | |
4.3 | Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. | 12.02 | |
4.4 | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | 19.02 | |
5. Функции. Графики функций (4 часов) |
5.1 | Графическое решение линейных уравнений с модулем | 26.02 | |
5.2 | Графическое решение линейных уравнений с модулем | 04.03 | |
5.3 | Построение графиков кусочных функций | 11.03 | |
5.4 | Построение графиков кусочных функций | 18.03 | |
6.Буквенные выражения. Многочлены (4 часа) |
6.1 | Преобразование буквенных выражений | 01.04 | |
6.2 | Формулы сокращенного умножения и их применение. | 08.04 | |
6.3 | Преобразование выражений | 15.04 | |
6.4 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 22.04 | |
7. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы ( 4часа) |
7.1 | Решение систем линейных уравнений разными способами | 29.04 | |
7.2 | Графический метод решения систем линейных уравнений | 06.05 | |
7.3 | Решение задач повышенной сложности на смеси, сплавы и растворы | 13.05 | |
7.4 | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы | 20.05 | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
Б.Г.Зив,В.М.Мейлер, А.Г.Баханский, «Задачи по геометрии для 7-11 классов»М.,Просвещение, 1991г.
Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 1990г.
А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40
имени Героя Советского Союза Г. Д. Ермолаева»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Е.И.Карпенко/ Протокол № от « » ___________ 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №40 им. Г. Д. Ермолаева» ___________/Е.П. Лукина/ «___»____________2019г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №40 им. Г. Д. Ермолаева» ________/М.М.Кочугуева/ Приказ № _________________________ от «______»__________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
(платные услуги)
7 класс
Оленниковой Татьяны Вячеславовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №40 им. Г. Д. Ермолаева» протокол № ______от______ 2019 года. |
2019 – 2020 учебный год
1