Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ишунский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №_от «_» __ 2016 г. __________ Н.А.Мыца | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________В.А.Мельник «___»______________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ишунский УВК __________Н.А.Бургу «___»____________2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
на 2016/2017 учебный год – 1 –Б класс
| | Составлена учителем начальных классов Плахотниковой Т.А. |
Рекомендована педагогическим советом Протокол № «___» _____________ 2016 г. | |
| | |
с. Ишунь, 2016 г.
Рабочая программа по крымоведческому курсу разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой к. и. н. Араджиони Маргаритой Анатольевной, Положения о рабочей программе МБОУ Ишунский УВК №327от 13.11.2015г.
Цели и задачи учебного курса
Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
– формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота;
– повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемых составляющих гражданственности;
– формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами «культуры мира»;
– развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
– привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
– формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
– подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае, формирование соответствующих компетентностей;
– приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
– возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Особенностями данного курса являются:
– его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
– воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
– направленность курса на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
– акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;
– изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в РК;
– привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
– приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к малой родине - Крыму.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я, МОЯ СЕМЬЯ И МОИ СОСЕДИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ДЛЯ 1-го КЛАССА
Содержание учебногоматериала | Требования к уровню подготовки учащихся |
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве. | Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» и программе «Я, моя семья и мои соседи». |
Раздел «Географическая среда» (5 часов) |
Крым на карте Украины. Представление о Крыме как полуострове. Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. | Находить на карте Украины Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. |
Раздел «История» (5 часов) |
Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей Кто такие крымчане. Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. | Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села). Знать, кого называют крымчанами, иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями, уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое добрососедство. |
Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов) |
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа. Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства. Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо. Праздники семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющих Крым. | Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм. Знать, что такое ремесло и декоративно-прикладное искусство, иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму. Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3–4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо. Знать и уметь назвать 2–3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников. Знать 2–3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющих Крым. |
Раздел «Язык соседа» (6 часов) |
Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа». Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Произведения национальных литератур о семье и соседях. | Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей. Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем. Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3 фольклорных произведений. Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях. |
Раздел «Аксиология» (4 часа) |
Отношение к родителям и старикам. Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Придумаем и проведем праздник нашего класса. | Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам. Иметь представление о том, что такое святыня, ценность. Знать и уметь назвать свои семейные святыни.Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы. |
Раздел «Конфликтология» (6 часов) |
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие. | Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами. Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение. Знать не менее 3 игр и уметь в них играть. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1. | Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве. | 1 | | |
2. | Раздел «Географическая среда» | 5 | | |
3. | Раздел «История» | 5 | | |
4. | Раздел «Традиционная и современная культура» | 6 | | |
5. | Раздел «Язык соседа» | 6 | | |
6. | Раздел «Аксиология» | 4 | | |
7. | Раздел «Конфликтология» | 6 | | |
| Итого: | 33 | | |
Формы организацииучебных занятий и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение – 1 класс на 2016/2017 учебный год.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема уроков | Примечание |
Планир. | Фактически |
1. | 07.09 | | Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве. | |
2. | 14.09. | | «Географическая среда» (5 часов) Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове. | |
3. | 21.09 | | Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. | |
4. | 28.09 | | Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). | |
5. | 05.10 | | Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. | |
6. | 12.10 | | Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой | |
7. | 19.10 | | «История» (5 часов) Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. | |
8. | 26.10 | | История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. | |
9. | 09.11 | | Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей | |
10. | 16.11 | | Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями. | |
11. | 23.11 | | Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство | |
12. | 30.11 | | «Традиционная и современная культура» (6 часов) Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа. | |
13. | 07.12 | | Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства. | |
14. | 14.12 | | Разнообразие блюд крымской кухни. | |
15. | 21.12 | | Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо. | |
16. | 11.12 | | Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). | |
17. | 18.01 | | Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. | |
18. | 25.01 | | «Язык соседа» (6 часов) Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа». | |
19. | 01.02 | | Учимся общаться на разных языках. | |
20. | 08.02 | | Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. | |
21. | 15.02 | | Лексика взаимодействия: элементарные диалоги. | |
22. | 01.03 | | Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. | |
23. | 15.03 | | Произведения национальных литератур о семье и соседях | |
24. | 22.03 | | «Аксиология» (4 часа) Отношение к родителям и старикам | |
25. | 05.04 | | Ценности моей семьи. | |
26. | 12.04 | | Понятие «святыня». Наши семейные святыни | |
27. | 19.04 | | Придумаем и проведем праздник нашего класса | |
28. | 26.04 | | «Конфликтология» (6 часов) Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. | |
29. | 03.05 | | Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. | |
30. | 10.05 | | Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. | |
31. | 10.05 | | Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. | |
32. | 17.05 | | Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. | |
33. | 17.05 | | Игры, направленные на знакомство и взаимодействие. | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ишунский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №_от «_» __ 2016 г. __________ Н.А.Мыца | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________В.А.Мельник «___»______________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ишунский УВК __________Н.А.Бургу «___»____________2016 г. |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов
Плахотниковой Т.А.
по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
в 1 –Б классе
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Корректирую- щее мероприятие | Дата проведе-ния по факту |
| | | | |
| |
| | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | |
| |
| | | | | |
|
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
18