СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование  биология 9 класс по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по биологии 9 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2006, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов, и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

  • Биология. Общие закономерности.9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ . Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин –3 -е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2012.

  • С Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2014.

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику / С.Г.Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина« Биология. Общие закономерности». – 2-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2015

  • Диск к учебнику Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности.9 класс

Работа учащихся с рабочей тетрадью на печатной основе организуется по выборочным заданиям, поэтому у учащихся должна быть еще рабочая тетрадь.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

  • ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)

  • социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение 5 лабораторных и 2 практических работ.


В примерную программу Н.И.Сонина внесены некоторые изменения, которые, позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности уменьшено количество часов отводимых на изучение темы «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» т.к. этот материал логичнее изучать в теме « Микроэволюция», поэтому на изучение этой темы, добавлен один час.

По сравнению с авторской программой в рабочей программе увеличено количество часов, отводимых на изучение раздела « Структурная организация живых организмов» (с 10 до 12), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела « размножение и индивидуальное развитие организмов» (с 5 до 6). Из резерва добавлен 1 час на изучение темы « развитие жизни на Земле».

Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков.

Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Программа предусматривает подготовку учащимися сообщений, что не является обязательным заданием для учащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по ним сообщений.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны

      знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  • современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание курса

(68часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (22 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль»

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (3 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторные и практические работы

  • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

  • Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (1 час)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле (5часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (12 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (3 часов)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино - и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (6 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

  • Лабораторная работа

  • Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Тема 3.1

Размножение организмов (3часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша —гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа

  • Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (5часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа

  • Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (5 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (3 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

  • Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания).

  • Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Тема 5.2

Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны

  • Практическая работа

  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Обобщение пройденного материала 2 часа


































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов


Введение

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

\

2

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

4

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Тема 1.5. Микроэволюция

3

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

1

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

5

Всего

22

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

3

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Тема 2.3. Строение и функции клеток

6

Всего

12

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

3

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

6

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

5

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

5

Всего

20

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

3

Тема 5.2. Биосфера и человек

2

Всего

5

Повторение пройденного

2

Итого

68 часов




Учебно-методическое обеспечение рабочей программы 9 класс


  • Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: « Академия развития», 1997. – 128с., ил. ( Серия: « Учиться надо весело»).

  • Биология. Общие закономерности.9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ . Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин –3 -е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2012

  • С Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Ра­бочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2014.

  • Биология. Общие закономерности. 9 класс: Методическое пособие к учебнику / С.Г.Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина« Биология. Общие закономерности». – 2-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2015

  • Диск к учебнику Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности.9 класс

  • Богданов Н.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Н.А. Богданов, А.А Каменский, Н.Ю Сарычева, Н.А. Соколова. – М.: Издательство « Экзамен», 2010. – 349с.

  • Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД « МиМ», Издательство « Паритет», 1999. – 160с.

  • Газеты издательского дома « Первое сентября». Биология – гл. ред. Н. Иванова.

  • ГИА 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс/Г.И. Лернер.-М.:Эксмо, 2011.-240с.-(Государственна(итоговая)аттестация (в новой форме).

  • Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6- 11 классы: справочное пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2001. – 240с..

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы/ авт. – сост. И.Б. Морзунова. - 2- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 254с.

















раздел тема урока.

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности


Требования к уровню подготовки учащихся

д/з

дата

план

факт

1.

Введение.

Биология – наука о жизни.

Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого.

Объясняют единство всего живого.

Знать: методы изучения общей биологии, принципы, понятия.

Уметь: объяснить актуальность биологических знаний, значение общей биологии

Стр.3-5




2.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.Тема 1.1. Многообразие живого мира.

Многообразие живого мира.

Биология. Жизнь. Основные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный

Характеризуют различия химического состава объектов живой и неживой природы, общий принцип клеточной организации живых организмов.

Знать: уровни организации живой природы, определение «Жизнь»

Уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации

Стр.8-11



3.

Основные свойства живых организмов.



Царства живой природы краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов.

Характеризуют многообразие живого мира.

Знать: свойства живых организмов.

Уметь: называть

уровни организации жизни и эле­менты, образующие уровень; основные царства живой приро­ды; основные таксономические единицы

Стр.8-11




4

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Развитие биологии в додарвиновский период.

Принципы, положенные в основу классификаций. Труды К.Линнея. Теория Ж.Б.Ламарка.

Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея.

Знать: основные заслуги К. Линнея в становлении систематики

П.1



5

Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.





Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка


Знакомятся с основными положениями эволюционной теории Ж. Б. Ламарка

Знать: основные положения теории Ламарка, законы

Уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ламарка

П.2




6

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Развитие наук в первой половине 19 в. Ход экспедиции на корабле «Бигль»

Определяют достижения наука. Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч.Дарвина к поиску механизмов изменения живой природы.

Знать: научные и социально - экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

П.3



7.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.



Методы искусственного отбора. Мутации.

Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, дают определения формам отбора

Знать: понятия «Селекция», «сорт», «Порода», методы искусственного отбора

П.4



8.

Учение Дарвина о естественном отборе.

Учение Дарвина об естественном отборе.

Характеризуют формы борьбы за существование

Знать: понятие естественного отбора, формы естественного отбора

П.5



9.

Формы естественного отбора.


Учение Дарвина о естественном отборе.

Дают определение естественного отбора

Знать: формы борьбы за существование

Уметь: приводить примеры форм борьбы за существование

П.6




10.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Покровительственная окраска. Предупреждающая окраска. Приспособительное, демонстративное поведение. Мимикрия.

Приводят примеры приспособлений

Знать: основные виды приспособлений организмов к условиям среды

Умет :приводить примеры основных видов приспособлений

П. 7



11.

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Дают оценку типичного поведения животных и заботой о потомстве как приспособлениях, обеспечивающих успех в борьбе за существование.

Знать: основные формы заботы о потомстве


8-9




12.

Тема 1.5. Микроэволюция

Вид – как генетически изолированная система.

Л\Р№1.«Морфологические критерии вида»

Вид как генетически изолированная система. Репродуктивная изоляция и ее механизмы.

Характеризуют критерии вида: структурно-функциональный, цитогенетический, эволюционный, экологический, географический.

Знать: понятие «Вид», критерии и структуру вида

Уметь: сравнивать, делать выводы

П.10



13.

Популяция – элементарная эволюционная единица.

Популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяций.

Анализируют причины разделения видов на популяции: географическую и экологическую изоляцию.

Знать: понятие Популяция,

Уметь: давать характеристику популяции.

П.11




14.

Пути и скорость видообразования. Л\Р №2.«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование.

Знакомятся с путями видообразования: географическим и экологическим, дают оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах.

Знать: Понятие видообразования, пути видообразования.

П.11




15

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюционного процесса.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Характеризуют главные направления биологической эволюции.

Знать: Понятия «Макроэволюция», «Биологический прогресс», «Биологический регресс».

Уметь: приводить примеры



П.12



16

Основные закономерности эволюции.

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, привила эволюции групп организмов.

Приводят примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма.

Знать: понятия: дивергенция, конвергенция, правила эволюции групп организмов

Уметь: различать гомологичные органы, аналогичные органы

П.13



17

Результаты эволюции: многообразие видов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение орг.

Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции.

Знать: постепенное усложнение организации живого

Уметь: классифицировать организмы

П.12-13







18

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Основные гипотезы о возникновении жизни на Земле. Архейская эра. Протерозойская эра.

Характеризуют химический, биологический и социальный этапы развития живой материи

Знать: основные теории возникновения жизни на земле

Уметь: давать аргументированную оценку теориям возникновения жизни.




Стр.70-75






19.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.


Основные гипотезы о возникновении жизни на Земле. Архейская эра. Протерозойская эра. Периодизация архея и протерозоя. Процессы формирования почвы, атмосферы.

Характеризуют развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры

Знать: «развитие животных и растений в различные периоды существования Земли».

Уметь: объяснять процесс происхождения жизни на Земле.

Стр.78-80

сообщения



20.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.


Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных

Характеризуют развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.


Знать: «развитие животных и растений в различные периоды существования Земли».

Стр.81-87 таблица



21.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Покрытосеменные. Динозавры. Теплокровность. Млекопитающие.

Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений, птиц и млекопитающих

Знать: «развитие животных и растений в различные периоды существования Земли».

Уметь: использовать текст учебника для составления таблиц

Стр.88-92



22.

Происхождение человека. Человеческие расы.



Ледниковый период. Сумчатые и плацентарные млекопитающие Мамонты.

Австралопитеки Неандертальцы. Кроманьонцы. Расы.

Характеризуют место человека в природе, его систематическое положение.

Знать: «Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы».

Стр.93-100




23.

Обобщение по разделу: «Эволюция живого мира на земле»

обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Вода. Минеральные соли. Буферные свойства клетки.


Уметь: пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле.











24.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

Белки. Углеводы. Липиды.

Нуклеиновые кислоты. Гормоны. Пигменты.

Характеризуют химические элементы, образующие живое вещество.

Знать: значение воды и минеральных веществ в клетке.



Стр.104-106





25.

Органические вещества клетки. Углеводы, белки.


Органические молекулы. Биологические полимеры-белки.

Характеризуют органические молекулы, раскрывают особенности их организации

Знать: понятие органические вещества, образующие структурные компоненты клетки.

Стр.107-109





26.

Органические вещества клетки. Липиды, нуклеиновые кислоты.


Жиры - основной структурный элемент клеточных мембран и источник энергии.

Знакомятся со строением молекул ДНК

Знать: понятие органические вещества, образующие структурные компоненты клетки.

Стр.110-112







27.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен веществ.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Характеризуют транспорт веществ в клетку и из нее.

Знать: Понятие: «обмен веществ» Виды обмена веществ, значение.

Уметь: различать виды обмена веществ.





Стр.113



28.

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.



Биологические полимеры-белки. Строение и биологическая роль.

Знакомятся со строение молекул ДНК, характеризуют их как молекулы наследственности

Знать: Основные свойства генетического кода, фазы биосинтеза белка.

Стр.114-116



29.

Энергетический обмен веществ.

Обмен веществ и преобразование энергии

Приводят примеры энергетического обмена

Знать: этапы энергетического обмена

Уметь: объяснять рисунки и схемы учебника.

Стр.117-120





30.

Тема 2.3. Строение и функции клеток.

Строение и функции прокариотической клетки. Л\Р №3.

«изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах»ки.

Прокариотические клетки, их форма, размеры. Клеточная стенка. Спорообразование.

Характеризуют форму и размеры прокариотических клеток

Знать: понятие « прокариотической клетки», ее строение.

Уметь: работать с микроскопом и микропрепаратами

Стр.121-124




31.

Строение и функции эукариотической клетки. Органоиды мембранного строения


Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Цитоскелет.

Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки

Знать: понятие эукариотической, многообразие эукариот.

Стр.125-128




32

Строение и функции эукариотической клетки. Органоиды немембранного строения.

Включения, значение и роль в клеточном метаболизме.

Характеризуют включения, их значение и роль в клеточном метаболизме.

Уметь: находить на таблицах органоиды клетки

Стр.129-131



33.

Эукариотическая клетка. Ядро.

Хроматин. Хромосомы. Ядрышко. Кариотип.

Характеризуют клеточное ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки.


Знать: строение ядра, цитоплазмы, органоиды цитоплазмы.

Стр.132-136



34.

Деление клеток.

Митотический цикл.

Дают определение понятия митоз

Знать: знать митотический цикл, митоз. Биологический смысл митоза.

Стр.136-140

таблица



35.

Клеточная теория строения организма.

Ахроматиновое веретено. Фазы митоза.

Клетка. Т.Шванн, М.Шлейден. Положения клеточной теории.

Формулируют положения клеточной теории строения организмов

Знать: положения клеточной теории строения организмов.

Стр.141-143










36.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 3.1. Размножение организмов.

Бесполое размножение растений и животных

Деление, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение.

Формулируют сущность и формы размножения организмов

Знать: многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения.

Стр.146-149




37.

Половое размножение животных. Развитие половых клеток.

Профаза, кроссинговер, гаплоидность, диплоидность.

Описывают процесс образования половых клеток

Знать: половое размножение и его биологическое значение. Стадии развития половых клеток.

Стр.150-151

таблица



38.

Половое размножение растений. Биологическое значение полового размножения.

Образование половых клеток, осеменение и оплодотворение

Описывают биологическое значение полового размножения

Уметь: объяснять процесс мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения

Стр.152-155







39.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональный период развития.

Основные закономерности дробления. Бластула. Гаструла.

Характеризуют периодизацию индивидуального развития организмов.

Знать: Стадии эмбрионального развития.



Стр.156-161



40.

Постэмбриональный период развития.

Формы постэмбрионального развития. Прямое и непрямое развитие

Характеризуют постэмбриональный период развития и его формы.

Знать :стадии постэмбрионального развития

Уметь: приводить примеры

Стр.162-165




41.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Приводят формулировки закона зародышевого сходства

Знать: сущность биогенетического закона. Основоположников этого закона

Стр.166-168










42.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков.

Основные понятия генетики. Методы изучения генетики.

Основное понятие генетики.

Знакомятся с основными понятиями генетики.

Знать: понятия ген, генотип как система взаимодействующих генов организма.

- Признак, свойство фенотипа.





стр.172-174



43.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Моногибридное и полигибридное скрещивание

Характеризуют гибридологический метод изучения наследования признаков

Знать: суть метода

Уметь: приводит примеры:

Стр.174-175



44.

Первый и второй законы Менделя.

Законы Менделя.

Формулируют законы Менделя.

Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а т.ж. возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Стр. 176-179



45.

Решение задач на первый и второй законы Менделя.

Законы Менделя

Решают задачи

Уметь: объяснять результаты наследования признаков

Записи в тетради



46.

Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Законы Менделя

Формулируют законы Менделя.

Знать: сущность закона

Уметь: решать задачи на данный тип

Стр.180-185



47.

Решение задач на третий закон Менделя.


Законы Менделя

Решают задачи

Знать: генотипическое определение пола у растений и животных.

Уметь: составлять простейшие родословные и решать генетические задачи




48.

Сцепленное наследование генов. Генетическое определение пола

Законы Менделя

Объясняют механизмы хромосомного определения пола.

Знать: сущность закона

Уметь: решать задачи на данный тип

Стр.186-192



49.

Решение задач на сцепленное наследование генов.

Законы Менделя

Решают задачи

Уметь: решать задачи на данный тип




50.

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

Определяют формы взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков

Знать: основные понятия темы

Стр. 192-195




51.

Обобщение по теме: « Закономерности наследования признаков»

Л\Р №3.«Решение генетических задач»



Уметь: решать генетические задачи разных типов, анализировать родословные






52.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

Мутации. Кроссинговер. Кариотип. Полиплоидия.

Различают изменения признаков организма, сохраняющиеся в ряду поколений

Знать: определение и сущность наследственную и ненаследственную изменчивость,

Стр.196-197



53.

Мутации и их значение.

Наследственные изменения генетического материала

Различают мутации доминантные и рецессивные

Знать: определение мутации, ее формы и значение

Стр.198-200



54.

Комбинативная изменчивость.

Перегруппировка хромосом

Выявляют структуры клетки, перестраивающиеся при мутационной изменчивости

Знать: определение комбинативной изменчивости

Уметь: приводить примеры

Записи в тетради



55.

Фенотипическая или модификационная изменчивость. Л\Р №4.

«Построение вариационной кривой»

Факторы внешней среды. Норма реакции. Фенотип.

Выявляют влияние среды на проявление признака

Знать: особенности и примеры модификационной изменчивости.

Уметь: строить вариационную кривую

Стр.201-203




56.

Обобщение по теме: «закономерности изменчивости».



Знать: Эволюционное значение изменчивости





57.

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

Центры происхождения и многообразия культурных растений

Перечисляют центры происхождения и многообразия культурных растений

Знать: центры происхождения и многообразия культурных растений

Стр.204-206



58.

Методы селекции растений.

Селекция растений. Сорт, порода, штамм

Дают определения понятий: сорт, порода, штамм

Знать: основные методы селекции растений

Стр.207-208



59.

Методы селекции животных.

Методы селекции животных.

Характеризуют методы селекции

Знать: основные методы селекции животных

Стр209-211




60.

Достижения и основные направления современной селекции.

Значение селекции для развития с/х производства

Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции

Знать: основные методы селекции микроорганизмов, основные достижения современной селекции

Записи в тетради, сообщения



61.

Значение селекции для отраслей промышленности.

Значение селекции для с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Обосновывают значение селекции для развития с/х производства

Уметь: объяснять необходимость развития теоретической генетики и практической селекции.






62

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции.

Структура биосферы.

Биосфера-живая оболочка планеты.

Формулируют основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере.

Знать: понятия биосфера, биомасса Земли, живое вещество и его функции, компоненты биосферы

Стр.216-224



63.

Естественные сообщества живых организмов.

Л\Р №5.«Составление цепей питания»

Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов.

Определяют и анализируют понятия экология, среда обитания.

Знать: характеристику биоценозов

Стр.225-230



64.

Факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами.

Пр/р№1: «изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

Биотические и абиотические факторы среды.

Характеризуют абиотические факторы, биотические факторы на конкретных примерах.

Знать: основные формы взаимоотношений между организмами.

Уметь: приводить примеры.

Стр.231-260



65.

Тема 5.2. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование.

Природные ресурсы и их использование.

Характеризуют преобразование планеты живыми организмами

Знать: классификацию природных ресурсов

Стр.269-271



66.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Пр/р№2: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы

Анализируют антропогенные факторы воздействия на биоценозы

Знать: Воздействие человека на биосферу.

Стр.272-280 сообщения



67.

Обобщение по теме:

« Взаимоотношения организма и среды»

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному проживанию




68.

Повторение изученного материала








13