СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ по химии. 8-9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по химии. 8-9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЗЖУХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КЕМЕРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА




Рассмотрено на заседании

Педагогического совета



Утверждаю

Директор школы

________ А.Б. Трофимов

Протокол №____

От «____»_________2016г.


Приказ № ____ от _____________




Согласовано:



Зам. директора по УВР



________________

Н.В. Кубышкина

«_____»_______2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по химии, 8-9 класс



предмет, класс



Рязанова А.Д., учитель химии, высшей категория



Ф.И.О., должность,категория

























д. Мозжуха, 2016 г.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении химии должна быть направлена на достиже­ние обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере

  • чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по химии являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, -применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирова­ние) для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

  • давать определения изученных понятий: вещество (хими­ческий элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решет­ка, вещество, простые и сложные вещества, химическая фор­мула, относительная атомная масса, относительная молеку­лярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, пери­одическая система, периодическая таблица, изотопы, хими­ческая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролити­ческая диссоциация, скорость химической реакции);

  • описывать демонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

  • описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изучен­ных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую ин­формацию, полученную из других источников;

  • моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным обо­рудованием.



Содержание предмета «Химия»


8кл

1.Введение (9 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи.

1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

2.Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.


Тема 2. Атомы химических элементов (8ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Тема 3. Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


Тема 4. Соединения химических элементов (14 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи.

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа № 3

Приготовление раствора вещества и определение массовой доли его в растворе.



Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (10ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 4

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.


Тема 6. Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов
(20 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 5

Условия протекания химических реакций до конца.

Реакции ионного обмена.

Практическая работа №6

Решение экспериментальных задач.


9 класс

1. Введение.

Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (6 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации.

Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1.Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами, от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации, от площади соприкосновения реагирующих веществ, от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

5. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

6. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.


Тема 2. Металлы (18 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .

Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

1. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.

2. Ознакомление с рудами железа.

3. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.

4. Взаимодействие кальция с водой.

5.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.

6. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

7. Взаимодействие железа с соляной кислотой.

8. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.


Тема 3. Неметаллы (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород.

Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

1. Получение и распознавание водорода.

2.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.

3. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).

4. Ознакомление с составом минеральной воды.

5. Качественная реакция на галогенид-ионы.

6. Получение и распознавание кислорода.

7. Горение серы на воздухе и в кислороде.

8.Свойства разбавленной серной кислоты.

9. Изучение свойств аммиака.

10. Распознавание солей аммония.

11. Свойства разбавленной азотной кислоты.

12. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

13. Горение угля в кислороде.

14. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

15. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

16. Разложение гидрокарбоната натрия.


Тема 4. Органические вещества. (12 ч.)

Многообразие органических веществ. Химическое строение органических веществ.

Углеводороды (метан, этан, этилен, ацетилен) их практическое значение. Природные источники углеводородов. Кислородсодержащие органические соединения (этиловый спирт, метиловый спирт, уксусная кислота, липиды(жиры), глюкоза, сахароза, крахмал (клетчатка) и др.). Нахождение в природе, значение. Физиологическое действие спиртов на организм. Белки, их роль и значение.

Практикум 3. (1 ч)

1.Решение экспериментальных задач по распознаванию органических веществ.


Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (7 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8кл

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов


Введение- 4 часа

1

Предмет химии. Вещества

1

2

Роль химии в нашей жизни

1

3

Знаки химических элементов

1

4

Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная масса

1


Тема 1. Атомы химических элементов- 10 часов

1

Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер

1

2

Порядковый номер элемента. Изотопы

1

3

Структура периодической таблицы элементов

1

4

Строение электронных оболочек атомов

1

5

Ионная связь

1

6

Ковалентная неполярная связь

1

7

Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность

1

8

Металлическая связь

1

9

Обобщение по теме «Атомы химических элементов»

1

10

Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»

1


Тема 2. Простые вещества- 7 часов

1

Простые вещества- металлы

1

2

Простые вещества- неметаллы. Аллотропия

1

3

Количество вещества

1

4

Молярная масса

1

5

Молярный объём

1

6

Урок- упражнение

1

7

Обобщение по теме «Простые вещества»

1


Тема 3. Соединения химических элементов- 12 часов

1

Степень окисления. Бинарные соединения

1

2

Водородные соединения. Оксиды

1

3

Основания

1

4

Кислоты

1

5

Соли

1

6

Урок-практикум

1

7

Кристаллические решетки

1

8

Чистые вещества и смеси

1

9

Массовая и объёмная доля компонентов в смеси

1

10

Массовая доля примесей

1

11

Расчеты, связанные с понятием «доля»

1

12

Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов»

1


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами- 15 часов

1

Физические явления

1

2

Химические явления. Закон сохранения массы веществ

1

3

Химические уравнения

1

4

Реакции разложения

1

5

Реакции соединения

1

6

Реакции замещения

1

7

Реакции обмена

1

8

Типы химических реакций на примере свойств воды

1

9

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

10

Расчеты по химическим уравнениям

1

11

ПР1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

1

12

ПР2 Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

1

13

ПР3 Анализ почвы и воды

1

14

ПР4 Признаки химических реакций

1

15

ПР5 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

1


Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов-

20 часов

1

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов

1

2

Электролитическая диссоциация веществ

Степень электролитической диссоциации

1

3

Диссоциация оснований, кислот, солей

1

4

Основные положения ТЭД

1

5

Ионные уравнения реакций

1

6

Кислоты, их классификация

1

7

Свойства кислот в свете ТЭД

1

8, 9

Свойства оснований в свете ТЭД

2

10

Оксиды, их классификация

Свойства оксидов в свете ТЭД

1

11

Свойства солей в свете ТЭД

1

12

Генетический ряд металлов и неметаллов

1

13

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

14

Контрольная работа № 4 по теме «Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

15

Окислительно-восстановительные реакции

1

16

Урок- упражнение

1

17

Классификация химических реакций

1

18

Составление уравнений ОВР и РИО

1

19

П/р № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.


20

П/р № 7. Решение экспериментальных задач.



9кл

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)

1

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

2

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева.

Генетические ряды металлов и неметаллов

1

3

Химические свойства оксидов, кислот, основании.

Ионные уравнения реакций

1

4

Переходные элементы.

1

5

Решение упражнений

1

6

Контрольная работа по повторению По теме 1

1

Тема2. Металлы (18 часов)

7


Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов

1

8


Физические и

химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.

1

9

Металлы в при­роде. Способы их получения

1

10

Общие понятия о коррозии. Сплавы

1

11-12

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

2

13-14

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения . Соединения кальция..

2

15-16

Алюминий и его соединения.

2

17

Решение задач

1

18-19

Железо и его со­единения.

2

20

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

1

21

Контрольная ра­бота № 1 по теме 2

1

22


Практическая работа 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов .

1

23

Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.

1

24

Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.

1

Тема 3. Неметаллы (25 часов)

25

Общая характе­ристика неме­таллов.

1

26

Водород, его физические и химические свойства.

1

27

Общая характе­ристика галоге­нов.

1

28

Соединения га­логенов.

1

29

Кислород, его физические и химические свойства.

1

30-31

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства. Оксиды серы.

2

32

Серная кислота и её соли.

1

33

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

1

34

Аммиак и его свойства.

1

35

Решение задач

1

36

Соли аммония.

1

37

Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

1

38

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1

39

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

1

40

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

1

41

Оксиды угле­рода.

1

42

Угольная ки­слота и её соли.

1

43-44

Кремний и его соединения.Силикатная промышленность

2

45

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

1

46

Контрольная ра­бота № 2 по те-ме 3

1

47

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

1

48

Практическая работа № 5 Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

1

49

Практическая работа № 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

1

Тема 3. Органические соединения (12 часов)

50

Предмет орга­нической химии.

1

51

Предельные уг­леводороды (алканы)

1

52

Непредельные углеводороды (алкены).

1

53

Спирты.

1

54

Альдегиды. Карбоновые ки­слоты.

1

55

Сложные эфиры. Жиры

1

56

Аминокислоты.

Белки

1

57

Углеводы

1

58

Полимеры

1

59

Обобщающий урок по теме №3

1

60

Решение задач

1

61

Контрольная работа №3

1


Обобщение знаний (7 часов)

62

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

1

63

Строение ве­ществ.

1

64

Классификация химических ре­акций.

1

65-66

Классификация веществ.

2

67

Итоговая контрольная работа

1

68

Решение задач

1