ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по по музыке для 1- 4 классов составлена в соответ¬ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель и на основании следующих нормативных документов:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района;
• учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;
• годового календарного учебного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год;
• примерной программы начального общего образования по музыке
• авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель.
Цели изучения предмета
Главная цель программы — формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Для реализации данной цели ставятся задачи:
формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;
формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;
формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуко-ведения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использовапием методов музыкальной терапии).
Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет учителю эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в примерной программе для начальной школы. К ним относятся:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика учебного предмета
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
«Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).
«Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
«Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
«Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, .звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.)- Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.
Таким образом, в программе «Музыка» для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
«Музыка в жизни человека»;
«Основные закономерности музыкального искусства»;
«Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио- и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.
Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Государственным образовательным стандартом и Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации).
Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут «В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры па гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.
Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально-образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
Ещё одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.
При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии (сотворчества, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и др.), творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.
Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:
сквозного тематического планирования;
выявления общего и особенного в языке разных видовискусства;
общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1–4 классов общеобразовательных школ по УМК Т.И.Баклановой развивает концепцию массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности как представителя народа, гражданина России;
- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов;
- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации,
самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной
исполнительской деятельности;
- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности
обучающихся в сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и
коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и
инструментального);
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной
и творческой деятельности
Место учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах предусмотрено: в 1 классе – 33 часа ( 1 час в неделю – 33 учебных недели), во 2-4 классах - по 34 часа ( 1 час в неделю – 34 учебных недели)
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год в1 классе будет проведено 33 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
У обучающихся будет сформировано:
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки;
чувство гордости за талантливых земляков-поэтов, композиторов, исполнителей.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Отражают опыт учащихся в музыкально -творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение;
.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять упражнения арт-терапии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (и под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажи музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научаться:
выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1. | Где музыка берёт начало? С.6-7 | Слушать песню «Где музыка берёт начало?»из т/ф «Чехарда» (муз. Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина). Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений,о своих музыкальных впечатлениях и эмоциях. Связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. Исполнять песню «Где музыка берёт начало?». Дополнительные виды учебной деятельности Слушать записи звуков природы. Выполнять упражнение арт-терапии «Музыкальное знакомство». Рисунок на тему «Где музыка берёт начало?» |
2. | На зелёном лугу. С.8-9 | Пение русских народных песен. П.И.Чайковский «Песня жаворонка» - слушание Создавать звуковую импровизацию — озвучивание пейзажа «Звуки и краски лета» (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.). Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация «Вальс цветов» под музыку П.И. Чайковского (из балета «Щелкунчик»). Дополнительные виды учебной деятельности Слушать звучание синтезатора, имитирующего голоса птиц. Исполнять песни из программы по музыке для дошкольных учреждений, например: «Кто пасётся на лугу?» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных); «Кузнечик» (муз.В. Герчик, сл. А. Жилиной); «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова). Создать цветовую композицию «Цветы танцуют». Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства. |
3. | В вихрях грозы. С.10-11 | Н.А.Римский-Корсаков «Третья песня Леля» - слушание. «Громкая песенка» - пение. (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова). Создавать звуковую импровизацию «Музыка грозы» (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, металлофон). Дополнительные виды учебной деятельности Слушать записи звуков грозы. Выполнять упражнения арт-терапии: «Ветер», «Дождик». Рисовать на темы «Музыка грозы» и «Разноцветная музыка радуги». Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства. |
4. | У тихого пруда. С.12-13 | Беседа «Звуки природы «спрятанные» в картине В.Васнецова «Алёнушка». Песня «Алёнушка» (муз. Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой). Пьеса «Печальная история» Д.Кабалевский – слушание. Дополнительные виды учебной деятельности Выражать настроение средствами изобразительного искусства. Цветовая композиция «Весело–грустно». |
5. | Высоко в горах. С.14-15 | Пение: песня «Музыкальное эхо» муз. и сл. М.Андреевой; р.н. песня «Как под горкой». Создавать звуковуюимпровизацию «Камнепад в горах» (музыкальные инструменты: барабан, маракасы; звучащие предметы, например камушки). |
6. | В летнем лесу. С.16-17 | Беседа «Звуки леса и голоса его обитателей». Слушать пьесу «Кукушка» Л. Дакена, пьесу «Пение птиц» Э. Денисова. Исполнять песни: русская народная песня «Куда летишь, кукушечка?», «Лесная песенка» (муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой). Рисунок на тему «Музыка осени». |
Д/У | В осеннем лесу. С.18-19 . | Беседа «Звуки осени». Песня «Листопад» муз.Т.Потапенко, сл.Н.Найдёновой – пение. Слушать пьесу «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Исполнять песню: «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл.Н. Найдёновой). |
7. | Во владении его величества ритма. С.20-23 | Пьеса «Старый замок» М.П.Мусоргский – слушание.Исполнять песни: «Барабанщик» (муз. и сл. Ю. Литова). Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Исполнять различные ритмические рисунки (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен,колокольчик). |
8. | Во дворце королевы мелодии. С.24-25 | Пьеса «Мелодия» П.И.Чайковского – слушание. Повторять песни, разученные в первой четверти учебного года (по выбору). |
Д/У | В школе скрипичного ключа. С.26-27 | Пение: гамма до мажор. , исполнять песню «Песенкао гамме» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой), «музыкальные читалочки»: пение по образным записям нот коротких мелодий, например: мелодии звёзд, цветов, дождя, снежинок, солнышка и др. |
Д/У | В школе скрипичного ключа. С.28-29 | Пение по нотам. |
Д/У | В школе скрипичного ключа. С.30-31 |
9. | Сказочные картины. С.38-41 | Выставка книг. Слушать пьесу «Нянина сказка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; русскую народную песню «Ах, вы сени». Исполнять песню «Ковёр-самолёт» из к/ф «После дождичка в четверг» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Кима). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнить рисунок на тему «Сказочный герой» или «Сказочная красавица». |
10. | Курочка ряба. С.42-43 | Беседа «Музыка в театре». Пение: Р.Н.песня «Курочка-рябушечка». Участвовать в постановке музыкальной сказки «Курочка Ряба» М. Магиденко (проект). Дополнительные виды учебной деятельности Исполнять русскую народную песню «Ах, вы сени» (повторение). |
11. | Колобок. С.44-45 | Слушать песенку персонажей музыкальной сказки «Колобок» В. Герчик. Исполнять песню «Колобок» (муз. Г. Струве, сл. В. Татаринова). Участвовать в постановке музыкальной сказки В. Герчик «Колобок» (проект). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арт-терапии: «В лесу», «Колобок». Сочинить песенку Колобка. |
12. | Волк и семеро козлят. С.46-47 | Слушать фрагменты детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Исполнять песню «Песенка весёлых козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят» (муз. М. Коваля, сл. Е. Манучаровой). Создавать пластическую импровизацию «Танец весёлых козлят». Участвовать в постановке детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (проект). |
13. | Волшебное озеро. С.48-49 | Слушание музыки: симфоническая картина «Волшебное озеро» А.К.Лядова. «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский. |
14. | Сказочный лес. С.50-51 | Пение песен из мультфильмов (по выбору). Беседа «Музыка в кино». Слушание: пьеса «В сказочном лесу» Д.Б.кабалевского; «Частушки Бабок-ёжек» из м/ф «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина); «Песню Лешего» из т/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового). |
15. | В пещере горного короля. С.52-53 | Слушать пьесу «В пещере Горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига; тему Кикиморы из народного сказания «Кикимора» для симфонического оркестра А.К. Лядова. Исполнять песню «Пёстрый колпачок» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). |
16. | Царство деда Мороза. С.54-55 | Элементарное музицирование. Беседа «Праздники разных народов». |
Д/У | Рождественские чудеса. С.56-67 | Беседа «Как встречают Рождество». Слушать пьесу «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; фрагмент «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; пьесу «В церкви» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Исполнять песню-колядку «Добрый тебе вечер»; народное песнопение «Рождественское чудо». |
17. | Моя Россия. С.64-65 | Слушать песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Исполнять песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Наш край» (муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришельца); «Край, в котором ты живёшь» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). |
18. | В песне – душа народа. С.66-69 | Слушать пьесу «Русская песня» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; детский фольклор народов России (по выбору). Исполнять русские народные песни «У кота-воркота» (колыбельная); «Сорока, сорока» (прибаутка); «Ладушки» (потешка); «Дождик», «Жаворонушки» (заклички); «Бояре» (игровая); песни народов России (по выбору). |
19. | В гостях у народных музыкантов. С.70-71 | Слушать пьесу «Мужик на гармонике играет» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; звучание различных народных музыкальных инструментов. Исполнять песни-загадки о народных инструментах: «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» (муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой). |
20. | Большой хоровод. С.72-73 | Слушать песни народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору). Исполнять русские народные песни «Во поле берёза стояла», «В хороводе были мы»; песни «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Л.Жигалкиной и А. Хайта), «Дружат дети всей Земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова); песни народов России (по выбору). |
21. | Здравствуй, масленица! С.74-75 | Слушать пьесу «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; сцену проводов масленицы из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов. Исполнять масленичные народные песни: «А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица» и др.; хор «Прощай, Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (фрагмент). |
22. | Бравые солдаты. С.76-77 | Слушать марш «Прощание славянки» В.И. Агапкина; старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра. Исполнять русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды»; песню «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). |
23. | Мамин праздник. С.78-79 | Слушать пьесу «Мама» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Исполнять песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина), «Ты на свете лучше всех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского). |
Д/У | Путешествие по музыкальному городу. С.80-81 | Исполнять песни «Весёлый барабанщик» из к/ф «Друг мой Колька» (муз. и сл. Б. Окуджавы), «Песенку крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского), «Край, в котором ты живёшь» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Рисовать иллюстрации к пьесе «Клоуны» Д.Б. Кабалевского. |
24. | Океан – море синее. С.88-89 | Слушать вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; первую часть симфонической сюиты «Шехерезада» («Море и корабль Синдбада») Н.А. Римского-Корсакова;симфонический эскиз «Море» К. Дебюсси; фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Исполнять песни «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). |
25. | Три чуда. С.90-91 | Слушать сцену «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Исполнять русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Музицировать, исполнять по нотам на металлофоне русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». |
26. | Чудесные цветы. С.92-93 | Слушать пьесу «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; тему феи Сирени из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского; русскую народную купальскую песню «На святого Ивана». Исполнять русскую народную песню «Василёк»; «Песню о волшебном цветке» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского). Музицировать. Играть по нотам на металлофоне и детском синтезаторе русскую народную песню «Василёк». Рисунок на тему: «Волшебный цветок». |
27. | Карнавал животных. С.94-95 | Слушать цикл пьес «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Исполнять песню «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) —повторение; «Песенку Львёнка и Черепахи» из м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова). |
28. | Музыкальный клад: волшебная флейта С.96-97 | Слушать звучание флейты в опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта; звучание разновидностей флейты, многоствольной флейты Пана (кугикл). |
29. | Музыкальный клад: старая шарманка. С.98-99 | Слушать пьесу «Шарманщик поёт» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского (звучание шарманки); пьесу «Шарманка» из цикла «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; пьесу «Шарманщик» Ф. Шуберта. |
30. | Музыкальный клад: музыкальная шкатулка С.100-101 | Слушать пьесы «Музыкальная табакерка» А.К. Лядова; «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара; звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен. Исполнять песню «Музыкальная шкатулка» (муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой). Повторять песни из программы 1 класса (по выбору). |
31. | Музыкальный клад: музыкальные картинки С.102-103 | Слушать пьесы из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, например: «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота в Киеве». Исполнять песню «О картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Исполнять пластическую игру-импровизацию «Ожившие картинки» под музыку из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского (пьесы «Гном» и «Балет невылупившихся птенцов»). Рисовать фантастический музыкальный инструмент с Острова музыкальных сокровищ. |
32. | Музыкальный клад: музыкальный альбом С.104-105 | Слушать произведения П.И. Чайковского «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»). Песни разных народов мира. Исполнять песни разных народов мира (например, «Японскую детскую песню»). |
33. | Музыкальный клад: музыкальный альбом С.104-105 | Исполнять песни разных народов мира (например, «Японскую детскую песню»). |
Формы организации учебных занятий
В 1 классе: основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Образно-игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Во 2-4 классах: реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-диалог, урок-ролевая игра, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Сроки выполнения | Тема урока, страницы учебника Цель урока |
план | факт |
1 | 07.09 | | Тема: Где музыка берет начало? С.6-7. |
2 | 14.09 | | Тема: На зеленом лугу. С.8-9 Цель: формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы. |
3 | 21.09 | | Тема: В вихрях грозы. С.10-11. Цель: формирование первоначальных представлений о языке музыкального искусства, с помощью которого в музыкальных произведениях «изображаются» звуки и образы окружающего миры. |
4 | 28.09 | | Тема: У тихого пруда. С.12-13. Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку, выражающую грустное настроение природы и человека. |
5 | 05.10 | | Тема: Высоко в горах. С.14-15. Цель: дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях. |
Д/у | 12.10 | | Тема: В лесу (В осеннем лесу). С.18-19. Цель: развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки. |
7 | 19.10 | | Тема: Во владениях Его величества Ритма. С.20-23. Цель: формирование у детей образных представлений о всеединстве ритмов природы, человека и искусства, включая музыку. |
8 | 26.10 | | Тема: Во дворце королевы Мелодии. С.24-25. Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки в процессе дальнейшего освоения языка музыкального искусства. |
Д/у | 02.11 | | Тема: В школе Скрипичного ключа: Ноты и другие нотные знаки. С.26-31. Цель: знакомство детей с основами нотной грамоты, формирование у них первоначальных навыков чтения нот и музыкальной композиции. |
9 | 16.11 | | Тема: Сказочные картины С.38-39, Цель: формирование у детей первоначальных представлений о единой- художественно-образной природе искусства на примере взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. |
10 | 23.11 | | Тема: Курочка Ряба С.40-41. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической речи. |
11 | 30.11 | | Тема: Колобок. С.42-43. Цель: развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-сценического перевоплощения в различные образы сказочных героев. |
12 | 07.12 | | Тема: Волк и семеро козлят. С.44-45. Цель: Деятельностное знакомство учащихся с оперой как видом музыкально-театрального искусства. |
13 | 14.12 | | Тема: Волшебное озеро. С.46-47. Цель: знакомство учащихся с понятием «классическая музыка» и ее ролью в балетных спектаклях. |
14 | 21.12 | | Тема: Сказочный лес. С.48-49. Цель: развитие музыкально-образного воображения учащихся на основе формирования у них способности к «переводу» музыкальных образов в виртуальные и наоборот. |
15 | 28.12 | | Тема: В пещере Горного короля. С.50-51. Цель: развитие воображения и музыкально-творческих способностей учащихся на основе знакомства с отраженными в музыке образами древних мифов (преданий) разных народов мира. |
16 | 11.01 | | Тема: Царство Деда Мороза. С.52-53. Цель: формирование у детей способности к саморегуляции своего эмоционального состояния средствами музыки. Знакомство с Вотчиной Деда Мороза г. В-Устюга |
17 | 18.01 | | Тема: Моя Россия. С.64-65. Цель: патриотическое воспитание детей средствами вокально-хорового творчества. Знакомство с песней «Городищна» Николая Рожина |
18 | 25.01 | | Тема: В песне душа народа. С.66-69. Цель: развитие интереса учащихся к народному песенному творчеству как части традиционной российской культуры. |
19 | 01.02 | | Тема: В гостях у народных музыкантов. С.70-71. Цель: развитие у детей интереса к народной музыке как части традиционной российской культуры. Знакомство с самодеятельным народным ансамблем «Боркунцы» с. Нюксеница |
20 | 15.02 | | Тема: Большой хоровод. С.72-73. Цель: развитие у школьников интереса к музыкальному творчеству народов России. |
21 | 22.02 | | Тема: Здравствуй, масленица! С.74-75. Цель: формирование первоначальных представлений детей о календарных народных песнях и формах их бытования в традиционной русской культуре. Знакомство с традиционной культурой Нюксенского района (Масленица) |
22 | 01.03 | | Тема: Бравые солдаты. С.76-77. Цель: знакомство детей с музыкальными традициями русской армии. |
23 | 15.03 | | Тема :Мамин праздник С.78-79. Цель: развитие у детей позитивных эмоциональных реакций на образ-архетип матери в музыкальном искусстве. Знакомство «Мамина песенка» В.Жуковой |
Д/у | | | Тема: Путешествие по музыкальному городу. С.80-81. Цель: развитие музыкального кругозора учащихся в процессе знакомства с музыкальной жизнью современного города. |
24 | 22.03 | | Тема: Океан - море синее. С.88-89. Цель: развитие музыкально-творческого воображения учащихся с помощью музыкального изображения природы (водной стихии). |
25 | 05.04 | | Тема: Три чуда. С.90-91. Цель: знакомство учащихся с музыкальными образами сказочных героев в музыке. |
26 | 12.04 | | Тема: Чудесные цветы С.92-93 Цель: развитие эстетического отношения детей к природе средствами музыки на основе сочетания их музыкально-слуховых впечатлений с визуальными и двигательными. |
27 | 19.04 | | Тема: Карнавал животных. С.94-95. Цель: развитие творческого воображения детей в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц. Заочное путешествие по зоопарку на Вотчине Деда Мороза |
28 | 26.04 | | Тема: Музыкальный клад (Волшебная флейта). С.96-97. Цель: продолжение знакомства детей с музыкальным наследием зарубежных композиторов и со старинными музыкальными инструментами. |
29 | 03.05 | | Тема: Музыкальный клад (Старая шарманка). С.98-99. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о творческой роли исполнителя музыкального произведения как его интерпретатора |
30 | 10.05 | | Тема: Музыкальный клад (Музыкальная шкатулка). С.100-101. Цель: формирование первоначальных представлений детей о механических звуковоспроизводящих устройствах и имитации их звучания композиторами. |
31 | 17.05 | | Тема: Музыкальный клад (Музыкальные картинки). С.102-103. Цель: раскрытие изобразительных возможностей музыки и ее взаимосвязей с другими видами искусства. |
Д/у | 24.05 | | Тема: Музыкальный клад (Музыкальный альбом). С.104-105. Цель: знакомство детей с музыкальными образами разных стран, отраженными в русской классической и этнической музыке разных народов мира. |
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
1 класс
Т.И. Бакланова. Музыка. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
2 класс
Т.И. Бакланова. Музыка. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Т.И. Бакланова. Обучение во 2 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
3 класс
Т.И. Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Т.И. Бакланова. Обучение в 3 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
4 класс
Т.И. Бакланова. Музыка. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Т.И. Бакланова. Обучение в 4 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
Технические средства: