СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с учебной программой основного общего и среднего  образования   Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Поронайска.  

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 10 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с учебной программой основного общего и среднего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Поронайска.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 10 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Данная программа выполняет две основные функции:

  1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

  2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа имеет базовый уровень и направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся всё более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда.

Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы и нужно уметь справляться с ними так, чтобы в результате и мир, и человек стали совершеннее.

Для этого необходимо учиться видеть и осознавать каждую проблему как задачу, для решения которой надо найти свои, оптимальные способы, т.е. разработать продуктивную технологию, «ноу-хау» (что буквально переводится как «знаю как»).

Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного развития творческих способностей личности. В программе рассмотрены некоторые методы решения творческих задач и методы оценки характеристик способности к творчеству, а также приёмы развития творческих способностей.

Программа направлена на социальную защиту учащихся в условиях рыночной экономики. Ее содержание призвано содействовать профессиональному самоопределению учащихся, реализации индивидуального потенциала, достижению сбалансированности между профессиональными интересами школьника, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда; помочь сориентироваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия; способствовать их профессиональному самоопределению на основе приобретения непосредственного опыта участия в разнообразной социально значимой деятельности.

Формирование общетехнических и общетрудовых знаний в области компьютерных технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовление объектов труда.

Для выполнения различных трудовых заданий, творческих практических работ использован комплексный обучающий метод – метод проектов, который позволяет в большей степени проявить самостоятельность обучающимся в принятии решений, обеспечить формирование умений и навыков конструировать, планировать, организовывать и контролировать свой труд.

Выполнение проектов совмещено с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Выполнение творческих проектов рассматривается как один из эффективных способов трудового воспитания и технологического образования.

В ходе выполнения проектов у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы и рынка вариант их реализации.

Программа рассчитана на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике, и предполагает широкое применение ПК. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.

Учебный план составляет в 10 классе 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. Согласно школьному базисному плану, общий минимальный объем учебного времени в 10 классе составил 34 часа в год; один час в неделю. В соответствии с учебным планом курсу технологии основной школы предшествует курс технологии в среднем звене.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения технологии ученик должен:

знать / понимать:

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров и услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

  • проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проектирования материальных объектов или услуг;

  • повышения эффективности своей практической деятельности;

  • организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

  • решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

  • самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

  • рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • составления резюме и проведения самопрезентации.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;

обучающие:

  • формировать политехнические знания и экологическую культуру;

  • обеспечить профессиональное самоопределение учащихся, реализацию индивидуального потенциала, достижение сбалансированности между профессиональными интересами школьника, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда;

  • обеспечить овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

развивающие:

  • развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

  • развивать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, способность к преодолению трудностей.

воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтного общения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.




Содержание учебного предмета

Профессиональное самоопределение и карьера – 27 часов.

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Понятие «профессиональное становление личности». Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия «карьера», «должностной рост» и «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Понятие «профессиональная мобильность».

Творческий проект – 5 часов.

Создание проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»-5 часов.

Виды нормативной информации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации.

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов.

Презентация результатов проектной деятельности.

Тематическое планирование.


урока

Тема урока

Кол-во час.

Дата проведения по плану


1

2

3

4-5

6-7

8

9

10

11-12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27



28

29

30

31

32

33

34

Профессиональное самоопределение и карьера.

Первичный инструктаж по ТБ.

Предмет и задачи курса.

Понятие профессиональной деятельности.

Классификация профессий.

Типы профессий.

Понятие специальности.

Понятие специализации.

Понятие квалификации.

Структура и организация производства.

Сферы, отрасли, предметы труда.

Процесс профессиональной деятельности.

Нормирование труда.

Система оплаты труда.

Повторный инструктаж по ТБ. Культура труда.

Профессиональная этика.

Профессиональное становление личности.

Этапы становления личности.

Профессиональное становление личности.

Профессиональная карьера.

Подготовка к профессиональной деятельности.

Рынок труда и профессий.

Виды профессионального образования.

Профессиональное резюме

Трудоустройство. 

Создание проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Цели и задачи.

Обоснование выбора специальности.

Обоснование выбора учебного заведения.

Свойства личности и выбор профессии.

Защита проекта.

Итоговая контрольная работа.

Итоговое занятие.

27

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5


1

1

1

1

1

1

1






Оценка достижения планируемых результатов освоения программы.

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

3. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.

4. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

5. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

6. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

7. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

Предметные результаты

В познавательной сфере: труда;

1. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда.

2. Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.

3. Применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности.

4. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

5. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.

Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами,

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами,

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ.

Отметка «5» ставится, если учащийся:

творчески планирует выполнение работы, самостоятельно и полностью использует знания программного материала, правильно и аккуратно выполняет задание, умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

правильно планирует выполнение работы, самостоятельно использует знания программного материала, в основном правильно и аккуратно выполняет задание, умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

допускает ошибки при планировании выполнения работы, не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала, опускает ошибки и неаккуратно выполняет задание, затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

 Проверка и оценка практической работы учащихся.

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

 Критерии оценки проекта.

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение:


№ п/п

Наименование

Кол-во

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  3. Электронный учебник. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, - М.: Московский рабочий, 1973г. (http://royallib.ru/read/altshuller_g/algoritm_izobreteniya.html#0)

  5. Амнуэль П.В. РТВ – это очень просто! Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих. (http://nkozlov.ru/library/samorazvit/d3805/)

  6. Высоков В.В. Доктор экономических наук, профессор. Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников: научно-практическое пособие / В.В. Высоков. – Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т. (РИНХ), 2010.

  7. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г.

  8. Евменова Г.М., Кнышова Л.М., Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Предпринимательство для всех. – М.: Просвещение, 1994.

  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012. (http://bookz.ru/authors/evgenii-il_in/psiholog_051.html)

Интернет-ресурсы:

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

Образовательный портал http://tehnologi.su

Открытый образовательный портал учителя технологии http://trudovik.narod.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Все о еде и кулинарии http://www.cooking.ru

Рукоделие http://www.rukodelie.ru

Кулинарный портал http://www.cooking-book.ru

Клуб любителей шитья http://www.season.ru

Электронный учебник http://school.xvatit.com/index.php?title

Идеи вашего дома http://www.ivd.ru

Портал информационной поддержки ремесел и народных промыслов http://remeslennik.ru

Каталог детских ресурсов http://www.kinder.ru

Щкольный сектор http://school-sector.relarn.ru

Центр дистанционного образования Эйдос http://www.eidos.ru

Учительская газета http://www.ug.ru/

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!