Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Рабочая программа составлена на основе Программы по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель- Апальков В.Г. Серия «Английский в фокусе». Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011г.
Описание места курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций РФ отводит 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5-11 классах. Таким образом, на каждый класс предполагается выделить по 105 часов. Так как, учебный план для 11 класса утвержден длительностью в 34 недели согласно приказу от 28.08.2015г, то количество часов составит 102 (3 часа в неделю). Поэтому 3 часа, оставленные в качестве резервных уроков были исключены из календарного планирования.
Цели курса
В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:
-развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
- развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры;
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Задачи курса
На основе сформулированных выше целей изучение английского языка в старшей школе решает следующие задачи:
-расширение лингвистического кругозора старших школьников; обобщение ранее изученного языкового материала, необходимого для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на Допороговом уровне (А2);
-использование двуязычных и одноязычных (толковых) словарей и другой справочной литературы;
-развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке;
-развитие умений обобщать информацию, выделять её из различных источников;
-использование выборочного перевода для достижения понимания текста;
-интерпретация языковых средств, отражающих особенности культуры англоязычных стран;
-участие в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием Интернета.
Учебный аспект
В плане развития речевых умений для 11-го класса характерно равноценное внимание к формированию коммуникативной компетенции в говорении, чтении и письме.
Говорение. Овладение говорением ориентировано на реальные ситуации общения, которые затрагивают как личностно, так и общественно значимые темы. Много внимания уделяется повышению роли инициативы учащихся, особенно в речевых ситуациях, предполагающих творческое монологическое и диалогическое высказывания, существенное внимание уделяется парным, групповым и коллективным формам работы.
Чтение. Предусматривается овладение тремя основными стратегиями – ознакомительным, изучающим и просмотровым чтением на текстах разных жанров (публицистических, художественных и т.д.). Ведётся целенаправленная работа по развитию механизма языковой догадки за счёт знания правил словообразования (аффиксация, конверсия, словосложение). Это в целом способствует расширению потенциального словарного запаса учащихся и подводит их к чтению аутентичных текстов.
Аудирование. Школьники продолжают учиться понимать на слух с различной степенью полноты и точности высказывания собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных текстов разных жанров.
Письмо. Основной целью обучения письму является развитие умений учащихся в связной письменной речи в таких жанрах, как развёрнутые личные письма, письма в редакцию журналов, вопросники, анкеты, автобиографии, статьи, эссе и др.
Существенная часть программы и учебника посвящена подготовке к экзамену, поскольку для выпускников школы данный вопрос является наиболее актуальным.
Развивающий аспект
Наряду с развитием речевых умений продолжается работа по формированию их интеллектуальных и речевых способностей. Во всех компонентах УМК практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий.
Продолжается работа над формированием устойчивого интереса к мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка
Воспитательный аспект
Воспитательный аспект УМК определяется содержанием, ориентированным на усвоение общечеловеческих ценностей. Главная задача компонентов УМК – воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое освоение своей родной культуры.
Содержание курса на ступени среднего полного образования
Содержание курса отражает содержание Примерной программы среднего (полного) общего образования по английскому языку (Базовый уровень).
Весь учебный материал УМК “Spotlight” для 11‐го класса разделен на 8 блоков, каждый из которых включает в себя уроки из учебника, рабочей тетради и книги для чтения.
Предметное содержание
Предметное содержание речи реализуется в воспитательном, познавательном (социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры.
Взаимоотношения - Лексика по теме «Семья», «Внешность и характер человека», написание статьи, видо-временные формы глагола, словообразование;
Стресс – Лексика по теме: «Стресс», сложноподчиненные предложения, прямые и косвенные вопрос, союзы, написание письма: «Стрессовые ситуации», «Взаимоотношения в школе»;
Криминал и Закон- Лексика по теме: «Криминал и закон», инфинитив, написание эссе: «Права и обязанности»;
Опасность. Риск – Лексика по теме: «Опасность и риск», «Болезни», пассивный залог, написание истории по плану: «Мои приключения», «В ловушке»;
Кто ты? – Лексика по теме: «Бездомные», модальные глаголы, написание письма: «Предложения и рекомендации», «Как улучшить работу парка»;
Коммуникация – Лексика по теме: «Масс Медиа», косвенная речь, эссе: «За и против»;
Мечты и планы - Лексика по теме: «Мечты», условные предложения, написание письма: «Деловое письмо»;
Путешествия – Лексика по теме: «Путешествия», инверсия, число существительных, написание письма: «Описание местности»
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1.Взаимоотоношения | 12 | 1 |
2. Стресс | 12 | 1 |
3. Криминал и закон | 11 | 1 |
4. Опасность. Риск. | 13 | 1 |
5. Кто ты? | 13 | 1 |
6. Коммуникация | 16 | 1 |
7. Мечты и планы | 8 | 1 |
8. Путешествие | 17 | 1+1(итоговая) |
Итого | 102 | 9 |
Языковая компетенция
Произносительная сторона речи. Орфография
На старшем этапе совершенствуются следующие навыки:
применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового лексического материала, изучаемого в 10-11-х классах;
соблюдать словесное и фразовое ударение, в том числе в многосложных словах;
соблюдать интонацию различных типов предложений. Выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.
Лексическая сторона речи
К завершению полной средней школы (11 класс) продуктивный лексический минимум составляет около 1400 ЛЕ, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов. Объем рецептивного словаря, включая продуктивный лексический минимум, увеличивается за счет текстов для чтения и аудирования.
Расширяется потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой и новыми значениями известных слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.
Осуществляется систематизация лексических единиц, изученных в 2-11-х классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Систематизируются способы словообразования: словосложения, аффиксации, конверсии.
Развиваются навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих речевые ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования лингвострановедческого справочника учебника и различных словарей, в том числе виртуальных.
Грамматическая сторона речи
В 10-11-х классах происходит коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые были усвоены рецептивно в основной школе.
Систематизируются способы выражения будущего, вероятности, цели, предпочтения, запрещения, разрешения, предположения (expressing the future, probability, purpose, preference, forbidding, obligation, necessity, permission, prediction, etc.).
Формируются и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных и структурных типов предложения; систематизируются знания о сложносочиненных и сложносочиненных предложениях, в том числе:
условных предложениях с разной степенью вероятности: Conditionals I, II, III, в том числе условных предложениях, относящихся к настоящему и будущему (If ...V + ed... would...);
условных предложениях смешанного типа (Conditionals II и III);
придаточных предложениях причины (to / in order to; so /such + that);
предложениях с конструкциями be used to / get used to; I wish...;
эмфатических предложениях с конструкцией It's him who... .
Совершенствуются навыки распознавания и употребления косвенной речи (reporting commands, requests, instructions, suggestions).
Совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present/Future/Past Simple,Present/Future/ Past Continuous, Present / Past Perfect; Present Perfect Continuous / Past Perfect Continuous; модальных глаголов и их эквивалентов (can/could/ be able to / must).
Систематизируются знания о признаках и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive и способов их перевода на русский язык.
Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола без различения их функций (infinitive / V-ing forms).
Систематизация знаний употребления определенного / неопределенного и нулевого артикля и совершенствование соответствующих навыков. Употребление артиклей с названиями стран и языков.
Совершенствование навыков употребления имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений); навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных (Determiners: articles, indefinite pronouns, personal pronouns, relative pronouns, question words, comparatives, expressions of quantity, numerals).
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (Linking devices).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Говорение
1. Диалогическая речь:
Учащиеся должны уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.
Объем диалога – до 7-8 реплик со стороны каждого учащегося.
2. Монологическая речь
Учащиеся должны знать и уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания – до 12-15 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью,стихотворение и др. Время звучания текстов 3-4 мин.
Чтение
Учащиеся должны уметь читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
Учащиеся должны знать правила написания и уметь писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками,
выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес); заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,адрес); писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма около 100-140 слов, включая адрес; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности, писать эссе.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение)
Оценка «5» - учащийся понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке.
Оценка «4» - учащийся понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
Оценка «3» - учащийся не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов и у него совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» - учащийся не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определённых фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» - учащийся полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или др.). Он использовал при этом все известные приёмы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» - учащийся полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» - учащийся понял текст не полностью, не владеет приёмами его смысловой переработки.
Оценка «2» - текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации
Оценка «5» - учащийся может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» - учащийся находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» - учащийся практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух
Оценка «5» - учащийся понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию, догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи.
Оценка «4» - учащийся понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» - учащийся понял только 50% текста. Отдельные факты он понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» - учащийся понял менее 50% текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Высказывание
Оценка «5» - учащийся в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объём высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена.
Оценка «4» - учащийся в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объём языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена.
Оценка «3» - учащийся сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объём высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был довольно замедленным.
Оценка «2» - учащийся только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объёму (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнёрами.
Участие в беседе
Оценка «5» - учащийся сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» - учащийся решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» - учащийся решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнёра вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» - учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнёра. Коммуникация не состоялась.
За письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Контрольные работы
От 50% до 69%
От 70% до 90%
От 91% до 100%
Самостоятельные работы, словарные диктанты
От 60% до 74%
От 75% до 94%
От 95% до 100%
Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений) оцениваются по пяти критериям:
а) Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ЗА СОДЕРЖАНИЕ ОСТАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ;
б) Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
в) Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
г) Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
д) Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
2.Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2010.
3.УМК «Английский в фокусе» для 11 класса / Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д. Дули, О.Е. Подоляко. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013:
учебник;
рабочая тетрадь;
книга для учителя;
CD для занятий в классе
Веб-сайт курса www.prosv.ru/umk/spotlight
Тренировочные тесты подготовка к ЕГЭ
Устные темы для ЕГЭ
Книга для внеклассного чтения: «Гамлет»
Аудио курс для самостоятельных занятий дома
Электронное приложение к учебнику с аудио курсом для самостоятельных занятий дома
Мультимедийная обучающая программа по английскому языку
4. Английский язык:2770 упражнений и тестов для школьников и поступающих
5. Т. Николенко. Тесты по английскому языку, ЕГЭ 11 класс-М.: Айрис, 2007
6. С.Вели. Ускорение(уровень средний):учебник для учащихся 11 классов- Макмиллан - Гонконг, 1998
7. В.Эван. Вверх по течению: учебник для учащихся 11 классов – Экспресс-Англия, 2005
8. Р.Фин. Грамматика английского языка, 11 класс-Англия: Хеблинг,2010
9. М. Хобс. По настоящему. Учебник английского языка для 11 классов - Англия: Хеблинг,2010
10. Д. Рейли. Практическая грамматика.-Сунгапур: Охара, 2010
11. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015 11 класс-М.: Легион, 2015
12. ЕГЭ. Английский язык. Типовые тестовые задания / С.В. Мичугина, Е.И.Михалева.– М.: Издательство «Экзамен», 2010.
13. ЕГЭ 2010.Английский язык. Типовые тестовые задания /Е.И.Михалева, С.В. Мичугина.– М.: Издательство «Экзамен», 2010.
14. New Millennium English. Электронная рабочая тетрадь для 11 класса (5 год обучения) - Компьютерная программа
15. Интуитивный английский. Уроки с Elvis Presley Magna Media Developer,2007
Видео ресурсы:
16. Easy English, экспресс-курс для отправляющихся в путешествие
17. Английский язык с extra удовольствием (эпизоды 1 - 10)Кафедра английского
языка РГГУ
Интернет ресурсы:
18. http://www.hello-online.ru
19. www.titul.ru
20. www.pedsovet.org
21. www.prezi.com
22. www.laem.ru
23. www.festival.1 september.ru
24. www.lingua.ru
25. http://americanhistory.si.edu/onthemove
26. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/
27. http://www.study.ru/grammar
28. english-test.net
29. nonstopenglish.com/lang/ru
30. testland.ru
31.efl.ru
32. english.ru
33. englishlearner.com
34. http://www.usingenglish.com/handouts
35. www.ege.edu.ru
36.www.fipi.ruhttp://4ege.ru
37.http://www.ctege.org/
38.study.ru
39.www.toefl.ru
40. http://engblog.ru/english-in-pictures
41. http://m9nythings.org www.urfodu.ru