СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена в соответствии с ФГОС. В основе лежит авторская программа Б.М. Неменского. Рабочая программа содержит календарно-тематическое и тематическое планирование.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО На заседании МС Протокол №1 от «30» «08» 2017 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Приказ по школе № 54 От «31» «08» 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Уровень образования
Основное общее образование, 5-8 классы
5 класс
Количество часов в неделю _0,5_
Количество часов в год _17
6 класс
Количество часов в неделю _0,5_
Количество часов в год _17
7 класс
Количество часов в неделю _0,5_
Количество часов в год _18
8 класс
Количество часов в неделю _0,5_
Количество часов в год _18
ФИО учителя ____Спиридонова Ирина Николаевна_
Должность ____ учитель _
Категория _______высшая
Срок действия программы 2017-2018 учебный год
2017 г.
Сторожевое 2-е
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.03.2013 г. № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Учебный план МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» на 2017-2018 учебный год
Авторская программа по предмету Изобразительное искусство. Б.М. Неменского. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: Москва «Просвещение» 2015 г.
Цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределённости;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и в понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе
его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
УМК
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева О.В. Островская под редакцией Б.М. Неменского. Изд. "Просвещение" 2014
Изобразительное искусство. Л.А. Неменская. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ Л.А. Неменская. Москва «Просвещении» 2015.
Программа разработана для учащихся 5-8 классов.
Обучение в 2017-2018 учебном году по данной рабочей программе будет осуществляться в 5, 6,7
классах
5 класс
Количество часов в неделю: 0,5 ч.
Всего в год: 17 ч.
6 класс
Количество часов в неделю: 0,5 ч.
Всего в год: 17 ч.
7 класс
Количество часов в неделю: 0,5 ч.
Всего в год: 18 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС (17 ч)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1 РАЗДЕЛ ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (5 ч)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Урок №1 Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Группа главного художника выполняет фризовую композицию «Деревенский пейзаж»
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага, тетрадь, ручка.
Урок № 2 Внутренний мир и убранство русской избы
Беседа о традициях русского зодчества.
Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Задание (на выбор)
- создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
- изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага, ножницы, клей, тетрадь, ручка.
Урок № 3 Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в
вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др.
Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Задания: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы, тетрадь, ручка.
Урок № 4 Конструкция и декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда -
область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого
художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш- скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор - не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валёк и т. д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или рисунок сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Урок № 5 Народные обряды. Праздничный костюм. Воронежский край
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе -сарафан) и южнорусский (в основе - панёва) комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского
костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма.
Символика цвета в народной одежде.
Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) Воронежского края с использованием различных техник и материалов:
а) женский костюм;
б) мужской костюм.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель, тетрадь, ручка.
Раздел 2 СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (6 ч)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Урок № 6 Древние образы, единство формы и декора в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные
древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих
к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Задание: создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: глина или пластилин.
Урок № 7 Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративносюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов - от светлого к тёмному. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объёмной (основа - баночка) формы нарядной гжельской росписью.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Урок № 8 Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны - традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приёмы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево, тетрадь, ручка.
Урок № 9 Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности в изображении
цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.
Задания: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага, ручка, тетрадь.
Урок № 10 Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие
хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный
узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо затейливая роспись «кудрина».
Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
Задание: изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля- криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется жёлто-охристым цветом.
Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тетрадь, ручка.
Урок № 11 Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Выставка детских творческих работ «По мотивам народных промыслов», обобщение знаний о народных промыслах России. Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).
Задание: участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной экскурсии по импровизированной ярмарке, в систематизации зрительного материала по определённому признаку.
Раздел 3: ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (5 ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Урок № 12 Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента,
цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задания: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.
Урок № 13 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь
с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной
кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в
украшениях.
Задания (на выбор):
1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используются характерные знаки-символы.
Материалы: цветные мелки, гуашь тёплых оттенков, кисти.
2. Нанесение на пластину рисунка- узора и продавливание шариковой
ручкой рельефа.
Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.
Урок № 14 Одежда говорит о человеке.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же - выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы, тетрадь, ручка.
Урок № 15 О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль
геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.
Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.
Задания (на выбор):
1. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи:
продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.
2. Изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба.
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.
Урок № 16 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества .
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания:
• рассмотреть костюмы и определить их владельцев, систематизировать зрительный материал, увидеть неточности, допущенные художником;.
• систематизировать зрительный материал по стилистическому признаку
Раздел 4: ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1 ч)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика,
стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
Урок № 17 Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками - мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Нарядные декоративные вазы.
Декоративные куклы.
Задания: Выполнение индивидуального проекта (например, роспись кухонной доски) или коллективная работа в конкретном материале (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т. д.) разнообразных творческих замыслов (панно)
Материалы: материалы для аппликации и коллажа, мочало, цветная бумага, верёвки и шпагат, кусочки тканей и меха, ленты, бусинки и т. п.
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(17 ч.)
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.
Целевые установки для 6 класса: приобщение к искусству как способу художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества; получение представления о роли реалистического искусства в жизни общества; овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4 ч.)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Сравнивают два вида искусства по заданным критериям, знакомятся с художественными материалами. Самостоятельно формулируют тему, цели урока выбор материалов план пути достижения цели. Исследуют взаимодействие красочных фактур
Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов.
Выполняют творческий рисунок.
Учащиеся выбирает для себя технику выполнения работы, каждый выполняет задание в меру своих способностей и умений изображение формы предмета и украшение его.
Овладение навыками графического изображения карандашами разной твёрдости.
Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративные изобразительные
Рисунок. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
Рисунок- основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа карандашами разной твёрдости. Учебный рисунок
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких,
широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Основы цветоведения.
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно
Задание: изобразить различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени).
Объёмные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.
Задание: создание объёмных изображений животных в разных материалах.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт (4 ч.)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Поэтапное накопление и систематизация сведений о натюрморте; овладение навыками изображения натюрморта. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в
творчестве художников. Зарисовка.
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.
Изображение предметного мира - натюрморт. Форма. Объём. Перспектива.
Отвечая на вопросы, составляют название жанра по начальным буквам, тем самым определяя тему урока. Осмысливают цель. Получают исторические знания, занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Вспоминают основы композиции. Работают над картиной по предложенному описанию. Отвечают на вопросы и анализируют работы, оценивая результат.
Задание: Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного, ритмического размышления на листе (в технике аппликация)
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства.
Натюрморт в графике. Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине.
Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Печатная графика и её виды. Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма матрица). Эстамп — оттиск печатной формы
Задание :
Выполнение графического натюрморта с натурной постановки или по представлению.
Создание гравюры наклейками на картоне (работа предполагает оттиски с аппликации на картоне)
Цвет. Выразительные возможности натюрморта.
Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.
Задание:
1.Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт и т. д.)
2. Выполнение натюрморта в технике монотипии.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет (6 ч.)
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика
Задание: выполнение портрета в технике аппликации (изображение головы
с соотнесёнными по-разному деталями лица: нос, губы, глаза, брови, волосы и т. д.).
Изображение головы человека в пространстве.
Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Задание: зарисовки объёмной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.
Портрет в скульптуре.
Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературно
го героя.
Задание: создание скульптурного
портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером..
Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.
Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приёмом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и её разновидностями; учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору;
Задание: создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей
Образные возможности освещения в портрете.
Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.
Задание:
наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: создание портрета знакомого человека, автопортрета или портрета литературного героя.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж (3 ч.)
Изображение пространства. Воздушная перспектива.
Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже.
Задания:
1. Создание пейзажа настроения — работа по представлению и
памяти с предварительным выбором
яркого личного впечатления от состояния в природе (например, утро или вечернее солнце, впечатления наступающей весны).
2. Создание пейзажа на
передачу цветового состояния (например, «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Лунный свет», «Весенний мотив» и др.)
Пейзаж в русской живописи.
История формирования художественного образа природы в русском искусстве.
Образ природы в произведениях
А. Венецианова и его учеников. Натурные пейзажные наброски и зарисовки карандашом или ручкой;
Задание: создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины» или на основе выбранного литературного образа природы в творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина).
7 класс (18 ч.)
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Целевые установки для 7 класса: развитие у учащихся понимания архитектуры и дизайна как виды искусства и как часть духовной культуры общества.
Раздел 1: Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (4 ч.)
Основы композиции в конструктивных искусствах (1 ч.)
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст (1 ч.)
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе (1 ч.)
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов (1 ч.)
Многообразие форм графического дизайна.
Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 ч.)
Объект и пространство (1 ч.)
От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое (1 ч.)
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность (1 ч.)
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне (1 ч.)
Роль цвета в формотворчестве.
Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (6 ч.)
Город сквозь времена и страны (1 ч.)
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра (1 ч.)
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города (1 ч.)
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома (1 ч.)
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура (1 ч.)
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты - архитектор! (1 ч.)
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (4 ч.)
Мой дом - мой образ жизни (2 ч.)
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Одежда. (1 ч.)
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Мода, культура и ты. Автопортрет. (1 ч.)
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир.
8 класс (18 ч.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. (4 ч)
Искусство зримых образов. ( 1ч.)
Изображение в театре и кино. Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. (1 ч.)
Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения.(1 ч.)
Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. (1 ч.)
Спектакль: от замысла к воплощению.
Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (4 ч.)
Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. ( 1ч.)
Фотография - новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи.(1 ч.)
Вещь: свет и фактура. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. (1 ч.)
Операторское мастерство фотопортрета. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. (1 ч.)
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Раздел 3. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (6 ч.)
Многоголосый язык экрана. (1ч.)
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссёр - оператор. (1ч.)
Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. (2ч.)
Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.(2ч.)
Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
Раздел 4. Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство – зритель. (4 ч.)
Мир на экране: здесь и сейчас. (1ч.)
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. (1 ч.)
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? (1 ч.)
Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (1 ч.)
5 класс
Планируемые результаты | ||
Личностные УУД | Метапредметные УУД
| Предметные |
Раздел 1 ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (5 ч) | ||
Развитие эмоционально-ценностного эстетического сознания через освоение художественного наследия народного искусства своей Родины. Владеть навыками коллективной деятельности Понимание закономерностей создания вышивки, ее символики и эмоционального воздействия на личность. Желание осваивать технику аппликации, участвовать в творческом созидательном процессе создания эскиза. Формирование целостного взгляда на мир жилища человека, потребности в красоте жилища и осознание культурных традиций своего народа. | Познавательные: Поиск информации о традиционных образах народного прикладного искусства, применение методов информационного поиска. в том числе с помощью компьютерных средств. Создаёт выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов. Анализировать и сравнивать различные варианты конструкции. Знания по теме «Орнамент». Создаёт самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Коммуникативные: Задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог, проявлять активность, умение работать в коллективе. Регулятивные: Адекватно использовать речь. Применять установленные правила в решении задач. Осваивает навыки декоративного общения. Преобразовывать познавательную задачу в практическую | Научатся: создавать эскиз декоративного убранства избы солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами; создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи; придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. |
Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ. (6ч.) | ||
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природному миру и культурным традициям народных мастеров. Осваивать новые виды народной росписи Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Познавательные: Выполнение учебно-познавательных действий в материальной и умственной форме, направленных на ознакомление с разнообразием видов народной игрушки и их особенностями. Выполнение действий материализованного и информационного (в том числе с помощью компьютерных средств) поиска об истории и особенностях искусства Гжели, Городца, Жостова и Хохломы. Подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки Коммуникативные: Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам. Вступает в учебный диалог, сравнивает, оценивает форму и декор игрушки. Регулятивные: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Овладеют приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Знать историю возникновения гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели. Научиться выполнять несложную гжельскую и жостовскую и хохломскую композиции. Осознание специфики росписи. Воспитание уважения и интереса к родной культуре Обобщение знаний о народных промыслах . Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Тестирование. |
Раздел 3. ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (5ч.) | ||
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. Понимание роли символов в развитии человеческого общества, отдельной личности и государства | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Выполнение учебно-познавательных действий, направленных на поиск информации об искусстве геральдики Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. Проявлять активность в решении познавательных задач; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать, определять и называть символические элементы эмблемы Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Планировать последовательность выполнения эскиза и подбора цветового решения. | Выявлять и объяснять, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Научить выполнять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) Научить выполнять коллективную работу; соединять отдельные детали (мебель, фигуры людей в нарядных костюмах) в общую композицию. Научить создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов. |
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (1ч.) | ||
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д |
6 класс
Планируемые результаты | ||
Личностные УУД | Метапредметные УУД
| Предметные |
Раздел 1 ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (4 ч) | ||
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Осмысленное восприятие визуальных образов реальности, моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. Контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Осваивать навыки линейной графики в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей. Целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение, планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. Аргументировать свою позицию. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач | Научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструировать, декоративность, художественные материалы), подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям. сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике; развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений |
Раздел 2. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ.. (4ч.) | ||
Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов. развитие способности наблюдать реальный мир, способствовать воспринимать, анализировать. Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Познавательные: Составляют речевые высказывания по алгоритму; используют знания о выразительных особенностях в живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии. Устанавливают аналогии, создают модель объектов, сравнивают их; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Излагают своё мнение; выдвигают версии в дискуссии, делают вывод. Контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументировано оценивают свою работу; излагают своё мнение в диалоге. Регулятивные: Определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью. Оценивают свою работу, осознают правила контроля. | Научатся понимать условности и правдоподобие и изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников. Научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов, сравнивать их; строить логически обоснованные суждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта. узнают понятие «гравюра» и ее свойства, Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. |
Раздел 3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (6 ч.) | ||
Понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов Знать материалы и выразительные возможности. Осознают разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности, вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение, проявляют интерес к произведениям скульптурного искусства. | Познавательные: использовать речь для регуляции своего действия. осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Предвидеть возможности получения конкретного результата. | получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научаться определять понятия «конструкция», «пропорция»; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, творчески экспериментировать, использовать выразительные возможности художественных материалов. Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. Научаться пользоваться необходимой информацией; создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части. |
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ. (3 ч.) | ||
имеют желание учиться, проявляют познавательную активность, понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, идут на взаимные уступки в разных ситуациях. Знать правила воздушной и линейной перспективы. проявляют интерес к изучению нового материала, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, интересы и цель, свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | научаться показывать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом; знакомятся с перспективой как изобразительной грамотой; анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства. Определять понятие «точка зрения», сравнивать объекты по заданным критериям; определять особенности обратной перспективы, использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи. Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы научатся осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений, познакомятся с художниками-импрессионистами, особенностями их творчества. |
7 класс
Планируемые результаты | ||
Личностные УУД | Метапредметные УУД
| Предметные |
Раздел 1 АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН- КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ. МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЁТ ЧЕЛОВЕК. (4 ч) | ||
Личностные: понимать роль цвета в конструктивных искусствах; иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять эмоциональное отношение к искусству, эстетический взгляд на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. Контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. Добиваться эмоциональной выразительности. | Познавательные: понимать роль линий в организации пространства; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Осваивать навыки линейной графики в процессе выполнения практической творческой работы; использовать общие приемы решения задачи. Регулятивные: ставить новые учебные задачи; уметь организовать место занятий; целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение, планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных искусствах. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. Аргументировать свою позицию. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач | Познакомятся с понятиями: типы композиции (симметричная, ассимметричная, фронтальная и глубинная). Понимание таких понятий как гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость композиции. Разряженность и сгущенность. Образно- художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. |
Раздел 2. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (4ч.) | ||
Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов. развитие способности наблюдать реальный мир, способствовать воспринимать, анализировать. Развивают пространственное воображение. | Познавательные: понимают общее и различное во внешнем облике вещи и здания; анализируют композицию объёмов; составляют речевые высказывания по алгоритму; используют знания о влиянии цвета, колорите, композиции, цветовых отношениях; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии. Устанавливают аналогии, создают модель объектов, сравнивают их; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Излагают своё мнение; выдвигают версии в дискуссии, делают вывод. Контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументировано оценивают свою работу; излагают своё мнение в диалоге. Регулятивные: Определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью. Оценивают свою работу, осознают правила контроля. | Научатся проходить путь от плоскостного изображения- к макетированию объёмно-пространственных композиций. Познакомятся с основами формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий, основные элементы. Научатся модульному макетированию. Научатся видеть геометрическую структуру вещей. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. Взаимосвязь формы и материала. Понятия: рельеф местности.
|
Раздел 3 ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (6 ч.) | ||
Понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов Знать материалы и выразительные возможности. Осознают разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности, вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к архитектурно-художественным стилям разных эпох. | Познавательные: пути развития современной архитектуры и дизайна; использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Предвидеть возможности получения конкретного результата. | Узнают - о современном уровне развития технологий и материалов; - об исторических аспектах развития художественного языка конструкторских искусств; - о массово- промышленном производстве вещей и зданий, их влиянии на образ жизни и сознание людей; -о взаимосвязи дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Основа образной выразительности архитектуры. Научатся понимать взаимосвязь первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Понятия: образ, стиль, эволюция, эпоха. |
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. (4 ч.) | ||
имеют желание учиться, проявляют познавательную активность, понимают значение знаний для человека; совершенствуют приёмы работы с различными материалами; проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, интересы и цель, свои мировоззренческие позиции, учатся критически осмысливать результаты деятельности. Проявляют фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую; использовать графические навыки и технологии . Познавательные: понимают как применять законы композиции; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач; умение работать в коллективе. | Научатся организации пространства жилой среды как отражение индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Понятия: мода, социопсихология, культура, имидж. Научатся принципам организации и членения пространства на различные зоны, учитывать инженерно- бытовые и санитарно-технические задачи. Задачи зонирования. Значение материалов, фактур и цветовой гаммы. Функциональная красота и роскошь. Стиль и эклектика. Знают о роли дизайна и архитектуры в современном обществе. |
8 класс
Планируемые результаты | ||
Личностные УУД | Метапредметные УУД
| Предметные |
Раздел 1 ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (4 ч) | ||
Личностные: пониманию правды и условности в актёрской игре и сценографии; формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Осмысленное восприятие визуальных образов реальности, моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. Контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. Развивать свою зрительскую культуру. | Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с одноклассниками, учителем; уметь организовать место занятий. Целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение, планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, контролировать свои действия в коллективной работе. Аргументировать свою позицию. Формулировать собственное мнение. Проявлять активность для решения познавательных задач. Вести диалог. | Узнают о синтетических видах искусства, о визуально- эстетической общности театра, кино и изобразительного искусства. Языке изображений, зримых образов. О видах театрально-зрелищных и игровых представлений, о месте в них изобразительного компонента. Осознают роль актёра, сценографа, художника в театре. Научатся макетированию. Получат представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены. Узнают о творческой задаче художника- живописца и сценографа. Познакомятся с основами режиссёрско-сценографической и актёрской грамоты. Декорации. |
Раздел 2. ЭСТАФЕТА ИСКУССТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (4ч.) | ||
Проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов. развитие способности наблюдать реальный мир, способствовать воспринимать, анализировать, видеть, отбирать. | Познавательные: используют знания изобразительной грамоты в различных направлениях деятельности; сравнивают по заданным критериям; устанавливают аналогии. Устанавливают аналогии, создают модель объектов, сравнивают их; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Излагают своё мнение; выдвигают версии в дискуссии, делают вывод. Контролируют свои эмоции; понимают позицию другого; аргументировано оценивают свою работу; излагают своё мнение в диалоге. Регулятивные: Определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; работают по плану, сверяясь с целью. Оценивают свою работу, осознают правила контроля. | Научатся основам художественно-съёмочной культуры. Научатся фотографировать, понимать роль художника; познакомятся с особенностями фотоискусства, историей. Понятие эстетическая условность. Художественное видение. Поймут, что опыт изобразительного искусства- фундамент съёмочной грамоты. Узнают о значении света как средства выразительности и образности. Познакомятся с понятием фотопейзаж и применят знания на практике во время съёмки архитектурного пейзажа. Познакомятся с операторским мастерством фотопортрета. Научатся анализировать, выбирать момент, место съёмки, передаче эмоционально-психологического состояния. Научатся методам работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка. Роль компьютера. |
Раздел 3. ФИЛЬМ- ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУССТВЕ КИНО? (6 ч.) | ||
Понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека. Уметь творчески работать над предложенной темой. Осознают разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности, вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение. | Познавательные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Предвидеть возможности получения конкретного результата. | получат новые знания о кинематографе с точки зрения искусства. Узнают об основах экранной культуры и ходе анализа произведений киноискусства. Поймут синтетическую природу образа в фильме (слово, звук, музыка..). Узнают о многообразии жанров и возможностей кинозрелища. Научатся азам съёмочного процесса. Монтажу. Техника съёмки камерой в статике и движении. Узнают о роли художника-постановщика, режиссёра и оператора, в игровом фильме. Узнают об экранном изображении- эффекте последовательности смены кадров, их соединении (монтаже). |
Раздел 4. ТЕЛЕВИДЕНИЕ- ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ? ЭКРАН- ИСКУССТВО- ЗРИТЕЛЬ (4 ч.) | ||
имеют желание учиться, проявляют познавательную активность, понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, идут на взаимные уступки в разных ситуациях. Доброжелательное отношение к предмету, экранному искусству..
| Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Научатся практическому освоению грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий. Узнают о специфике телевидения., принципах творческого процесса. Отличие телевизионного и любительского видеосюжета. Узнают о силе художественного воздействия документальной тележурналистики, природе образности. Телевидение- средство массовой информации. Интернет- новейшее коммуникативное средство. Кинонаблюдение- основа видеотворчества. Понятия: видеоэтюд, зарисовки, видеоаппаратура, компьютерный монтаж. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
| Древние корни народного искусства | 5 | - |
| Связь времен в народном искусстве | 6 | - |
| Декор - человек, общество, время | 5 | - |
| Декоративное искусство в современном мире | 1 | 1 |
Итого: | 17 1 |
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 4 | - |
2. | Мир наших вещей. Натюрморт | 4 | - |
3. | Вглядываясь в человека. Портрет | 6 | - |
4. | Человек и пространство. Пейзаж. | 3 | 1 |
Итого: | 17 1 |
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры | 4 | - |
2. | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 4 | - |
3. | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 6 | - |
4. | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | 4 | 1 |
Итого: | 18 1 |
8 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 4 | - |
2. | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 4 | - |
3. | Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 6 | - |
4. | Телевидение- пространство культуры? Экран- искусство- зритель. | 4 | 1 |
Итого: | 18 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(17ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | |
Раздел 1. Древние корни народного искусства (5 ч.) | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы | 1 | 19.01 |
| |
2 | Внутренний мир и убранство русской избы. | 1 | 26.01 |
| |
3 | Русская народная вышивка. | 1 | 02.02 |
| |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | 09.02 |
| |
5 | Народные обряды. Праздничный костюм. Воронежский край. | 1 | 16.02 |
| |
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве. (6ч.) | |||||
6 | Древние образы, единство формы и декора в современных народных игрушках | 1 | 02.03 |
| |
7 | Искусство Гжели. | 1 | 09.03 |
| |
8 | Городецкая роспись. | 1 | 16.03 |
| |
9 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | 23.03 |
| |
10 | Хохлома | 1 | 06.04 |
| |
11 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | 13.04 |
| |
Раздел 3. Декор - человек, общество, время (5ч.) | |||||
12 | Зачем людям украшения. | 1 | 20.04 |
| |
13 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 | 27.04 |
| |
14 | Одежда говорит о человеке. | 1 | 04.05 |
| |
15 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Край родной. | 1 | 11.05 |
| |
16 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | 18.05 |
| |
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (1ч.) | |||||
17. | Современное выставочное искусство. Ты сам мастер. | 1 | 25.05 |
| |
Итого: | 17 |
6 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(17ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | |
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (4ч.) | |||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | 19.01 |
| |
2 | Рисунок. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | 26.01 |
| |
3 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Основы цветоведения. | 1 | 02.02 |
| |
4 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | 09.02 |
| |
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.. (4ч.) | |||||
5 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | 16.02 |
| |
6 | Изображение предметного мира - натюрморт. Форма. Объём. Перспектива.
| 1 | 02.03 |
| |
7 | Натюрморт в графике. Освещение. Свет и тень. | 1 | 09.03 |
| |
8 | Цвет. Выразительные возможности натюрморта.
| 1 | 16.03 |
| |
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (6ч.) | |||||
9 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | 23.03 |
| |
10 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | 06.04 |
| |
11 | Портрет в скульптуре. | 1 | 13.04 |
| |
12 | Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. | 1 | 20.04 |
| |
13 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 27.04 |
| |
14 | Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. | 1 | 04.05 |
| |
Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. (3ч.) | |||||
15 | Изображение пространства. Воздушная перспектива. | 1 | 11.05 |
| |
16 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | 18.05 |
| |
17 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | 25.05 |
| |
Итого: | 17 |
7 КЛАСС
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(18ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | |
Раздел 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (4ч.) | |||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах | 1 | 18.01 |
| |
2 | Буква — строка — текст | 1 | 25.01 |
| |
3 | Когда текст и изображение вместе | 1 | 01.02 |
| |
4 | В бескрайнем море книг и журналов | 1 | 08.02 |
| |
Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4ч.) | |||||
5 | Объект и пространство | 1 | 15.02 |
| |
6 | Конструкция: часть и целое | 1 | 22.02 |
| |
7 | Красота и целесообразность | 1 | 01.03 |
| |
8 | Цвет в архитектуре и дизайне | 1 | 15.03 |
| |
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (6ч.) | |||||
9 | Город сквозь времена и страны | 1 | 22.03 |
| |
10 | Город сегодня и завтра | 1 | 05.04 |
| |
11 | Живое пространство города | 1 | 12.04 |
| |
12 | Вещь в городе и дома | 1 | 19.04 |
| |
13 | Природа и архитектура | 1 | 26.04 |
| |
14 | Ты - архитектор! | 1 | 03.05 |
| |
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (3ч.) | |||||
15 | Мой дом - мой образ жизни | 1 | 10.05 |
| |
16 | Мой дом - мой образ жизни | 1 | 17.05 |
| |
17 | Мода, культура и ты. Одежда. | 1 | 24.05 |
| |
18 | Мода, культура и ты. Автопортрет. | 1 | 31.05 |
| |
Итого: | 18 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в виде практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодия после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Итоговый контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, тест и др.
Критерии оценивания творческих работ являются следующие параметры:
техническая реализация (как решена композиция): правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание, название рисунка);
техника выполнения (владение техникой): как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
оформление (общее впечатление от работы): оригинальность, цветовое решение, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.
Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.
Оценка «3»: замысел не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.
Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценки теоретических знаний учащихся при тестировании:
Все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Отметка | Процент выполнения задания | Комментарий |
«5» (отлично) | 91-100% | Выполнение работы без ошибок или с незначительными ошибками |
«4» (хорошо) | 76-90% | Верное решение не менее 75% заданий или неполные, неточные ответы в 50% заданий |
«3» (удовлетворительно) | 51-75% | Верное решение не менее 50% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы |
«2» (неудовлетворительно) | менее 50% | Верное решение менее 50% заданий |
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ»
«_____» августа 2017 г. № __