СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2017-2018 ОДНКНР 5 класс Сахаров

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса составлена в соттветствии с правовыми и нормативными документами.

Программа разработана к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России" 5 класс.-М.: "Русское слово", 2013 г. (ФГОС. Инновационная школа).

Программа содержит тематическое и календарно-тематическое планирование. Составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2017-2018 ОДНКНР 5 класс Сахаров»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


РАССМОТРЕНО

На заседании МС

Протокол №1

от «30» «08» 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ по школе

54

От «31» «08» 2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ


Уровень образования

Основное общее образование, 5 класс


Количество часов в неделю _1_

Количество часов в год _34



ФИО учителя ____Спиридонова Ирина Николаевна_

Должность ____ учитель

Категория _______высшая



Срок действия программы 2017-2018 учебный год










2017 г.

Сторожевое 2-е

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету основы духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.03.2013 г. № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Письмо Департамента образования Воронежской области  от 22.08.2016 №80-11_7071 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

  • Письмом Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761«Об изучении предметных областей: ОРКСЭ и ОДНКНР»

  • Учебный план МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» на 2017-2018 учебный год

  • Авторская программа. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс. - М.: «Русское слово», 2013 г. (ФГОС. Ин­новационная школа).


Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


Цель рабочей программы: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов Рос­сии.


Задачи:

  • формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;

  • способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • знакомить учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур;

  • развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;

  • развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


УМК:

Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. 5-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. - М.: «Русское слово», 2015.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Программа разработана для учащихся 5 класса.

Количество часов в неделю: 1 ч.

Всего в год: 34 ч.

Всего на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 34 ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Введение (1ч.)


Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Усвоение правил работы с учебником.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности, основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны.

Уметь характеризовать понятие «душа»


Урок 1.

Введение в тему. Традиционные религии России — неис­сякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.


Раздел 2. Православие (14 ч.)

Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Знание основ культурного наследия своего народа; Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Развитие морального сознания.

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем;

Установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами. Принятие позиции «другого».

Иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру. Объяснять смысл слов: поучение, уния, милосердие, нестяжание, справедливость, правдолюбие

Понимать и принимать идеалы и ценности заложенные в «Поучении Владимира Мономаха». Понимать. Знать о позиции церкви в смутное время. Заветы оптинских старцев.


Урок 2.

Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Рус­ское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.


Урок 3.

«Поучение» Владимира Мономаха». Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.


Урок 4.

Православная Церковь в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.


Урок 5.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Приоритеты Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Понимание важности для христианина нестяжания и приоритета духовных ценностей (любви к Родине, к семье, к ближнему) над духовными.


Урок 6.

Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.


Урок 7.

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».


Урок 8.

Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.


Урок 9.

Православие в современной России. Повторительно-обобщающий урок

Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Благовещенский кафедральный собор – главный храм Воронежа.


Урок 10,11

Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.


Урок 12

Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.


Урок 13.

Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православ­ных. Любовь к детям и почитание родителей.


Урок 14

Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.


Урок 15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России»


Раздел 3. Ислам (6 ч.)


Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре и религии. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости, существовавший в исламских государствах. Объяснять понятие верховный сеид. Отношение русского правительства к мусульманам. Смысл понятий: «медресе», имам

Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др.


Урок 16

Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Вхождение мусульманских народов в состав России.


Урок 17

Мусульмане в России. Терпимость русского правительства по отношению к мусульманам после их вхождения в состав России. Понятие «медресе».


Урок 18

Ислам в современной России. Мусульманское религиозное образование и мусульманские организации. Понятие имам.


Урок 19

Мусульманские ценности и идеалы. Ценности: милосердие, мир и согласие, здоровый образ жизни и др.


Урок 20

Дом и семья в исламе. Ценности семьи: уважения к старшим, милосердие.


Урок 21

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»


Раздел 4. Иудаизм (6 ч.)


Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Формирование ответственного отношения к учению.

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры».

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в России с древности до начала XX века. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.

Объяснять понятий: кагал, хедер и иешива, синагога.


Урок 22

Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.


Урок 23

Иудаизм в Российской империи. История иудаизма в Российской империи. Понятие «синагога


Урок 24

Иудаизм в СССР. История иудаизма в СССР. Трагедия Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.


Урок 25

Иудаизм в современной России. Историей иудаизма в современной России. Роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.


Урок 26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Особенности иудейской культуры, связанные с особенностями существования иудейских общин в России. Ценности семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.


Урок 27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»


Раздел 5. Буддизм (6 ч.)


Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики; Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами; принятия позиции «другого».

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий: гэлуг, лама, далай-лама, хурэ, хурул, даган. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимать важность связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.


Урок 28

Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета.


Урок 29

Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.


Урок 30

Буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимание важности связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.


Урок 31

Буддизм в современной России. События, связанные с историей буддизма в современной России.

Понимание важности ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.


Урок 32

Буддизм в культуре и традициях народов России. Буддийские традиции народов России, связанные с домом и семьей. Понимание важности буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Понятие лама, цам.

Урок 33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»


Раздел 6. Обобщение (1ч.)


Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные,

Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия.

Воспитание российской гражданской идентичности, усвоение традиционных ценностей российского многонационального народа

Совершенствование навыков целеполагания;

формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использование письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей;

создания моделей и схем; установления причинно-следственных связей; установления родовидовых отношений; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и принимать морально-нравственные ценности традиционных религий нашей страны


Урок 34

Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, вернос­ти долгу и дружбе.


График проведения практических работ

Период обучения

Письменный опрос

/самостоятельные, контрольные работы/

Творческая работа (проект)

1 четверть

-


2 четверть

1


3 четверть

-

-

4 четверть

1

1

Итого:

2

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе практические работы

Введение в тему

1


Православие

14

1

Ислам

6


Иудаизм

6


Буддизм

6

1

Обобщение

1

1

Итого:

34 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

Раздел 1 Введение в тему (1ч.)

1.

Введение в тему

1

07.09


Раздел 2 Православие (14ч.)

2.

Православие в Древней Руси

1

14.09


3.

«Поучение» Владимира Мономаха

1

21.09


4.

Православная Церковь в Московской Руси

1

28.09


5.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

1

05.10


6.

Православие в Российском царстве

1

12.10


7.

Заветы оптинских старцев

1

19.10


8.

Православие в Советской России

1

26.10


9.

Православие в современной России. Повторительно- обобщающий урок.

1

09.11


10.

11.

Православие в традициях русского народа

2

16.11


23.11


12.

Православие и традиционные ценности русского народа

1

30.11


13.

Дом и семья в православии

1

07.12


14.

Святые Петр и Феврония

1

14.12


15.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России»

1

21.12


Раздел 3 Ислам (6 ч.)

16.

Древняя история ислама на территории России

1

28.12


17.

Мусульмане в России

1

18.01


18.

Ислам в современной России.

1

25.01


19.

Мусульманские ценности и идеалы.

1

01.02


20.

Дом и семья в исламе

1

08.02


21.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России»

1

15.02


Раздел 4 Иудаизм (6 ч.)

22.

Появление и развитие иудаизма в России

1

22.02


23.

Иудаизм в Российской империи

1

01.03


24.

Иудаизм в СССР

1

15.03


25.

Иудаизм в современной России


1

22.03


26.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

05.04


27.

Повторительно-обобщающий урок ««Иудаизм в истории и культуре еврейского народа»»

1

12.04


Раздел 5 Буддизм (6 ч.)

28.

Тибетский буддизм

1

19.04


29.

Распространение буддизма среди народов России.

1

26.04


30.

Буддизм в СССР

1

03.05


31.

Буддизм в современной России

1

10.05


32.

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

17.05


33.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»

1

24.05


Раздел 6 Обобщение (1ч.)

34.

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

31.05


Итого:

34



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту












































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


Предметные результаты:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

  • воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

К оценочным материалам относятся материалы, позволяющие определить уровень подготовки

обучающихся по предмету. К таковым относятся:

Оценка творческих работ на каждом уроке. Собеседование по итогам освоения тем и разделов

программы. Тест-игра по проверке усвоения понятий и терминов. Чтение наизусть стихотворений.

Активное, осознанное участие в традиционных православных праздниках.

Устный опрос строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ,

тестирования при фронтальном, стартовом, рубежном и итоговом контроле с целью проверки

знаний и умений школьников.

Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение стихотворения, высказывание своего мнения, характеристика поступков героев, сравнение их со своими поступками.

Тематический контроль (рубежный) проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке проводится в виде контрольных работ тестового характера.


При оценивании устного ответа обучающегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные  индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с историческими источниками и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

 

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за исторический диктант

  • за сочинение по определённой теме

  • за тестовую  работу

  • за письменный реферат

 

Оценивание устного ответа.

Отметка «5» ставиться, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно – следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия

Отметка «4» ставиться, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно; допущены неточности.

Отметка «3» ставиться, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ неполон, непоследователен.


Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -    100-86 %

Оценка «4»    -      85-71 %

Оценка «3»    -      70-50 %

Оценка «2»    -      49-20 %


Критерии оценивания презентаций

Оценка

5

4

3

2

Содержание

   Работа полностью завершена 

   Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

   Не все важнейшие компоненты работы выполнены

   Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя


  Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

  Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

  Работа демонстрирует понимание, но неполное

  Работа демонстрирует минимальное понимание


  Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

   Научная лексика используется, но иногда не корректно.

  Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

   Минимум научных терминов


  Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

  Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

   Интерпретация ограничена или беспочвенна


   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

   Почти везде выбирается более эффективный процесс

   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

   Дизайн логичен и очевиден 

   Дизайн есть 

   Дизайн случайный

   Дизайн не ясен


   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

   Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

   Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.


  Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

  Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

  Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

  Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

  Графика соответствует содержанию

  Графика мало соответствует содержанию

  Графика не соответствует содержанию

Грамотность

   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

   Минимальное количество ошибок 

   Есть ошибки, мешающие восприятию

   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

Критерии оценивания творческих проектов обучающихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

 

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

(до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Технологический процесс

(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых техник

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования техник

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Оформление работы

(до 8 баллов)

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

0т 0 до 2

Итого:


28


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ»

«_____» августа 2017 г. № __