СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе  Г. С. Меркина

Просмотр содержимого документа
«раб. пр. по лит. 5 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______










Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

(базовый уровень)

для 5 класса















Составитель:

Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы









г. Воскресенск

2016 год

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.— М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897., с. 14.

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской   программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, без изменений

На изучение предмета «Литература» в 5 классе отводится 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • мотивация к освоению содержания предмета «Литература», ин­терес к содержанию художественных произведений;

  • эмоциональное отношение к пос­тупкам и характерам героев литера­турных произведений различных жанров и форм;

  • представление о таких нравст­венных понятиях, как патриотизм, героизм и защита Родины, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость, сострадание и милосердие, толерантность и др.;

  • интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;

  • умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • адекватного понимания причин успешности в учебной деятельности;

  • интереса к чтению как особому спо­собу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;

  • ответственности за родных и близ­ких, за свое дело, понятия о деятель­ной любви, сердечности и совестли­вости, смелости, коллективизме;

  • чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметли­вости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нрав­ственном здоровье народа;

  • первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;

  • основ для самовыражения в твор­ческой деятельности.



Метапредметные результаты

    1. Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;

  • выразительно читать отрывки наизусть;

  • принимать учебную задачу, отби­рать способы ее достижения, коррек­тировать установленные правила ра­боты с художественным текстом в за­висимости от учебной задачи;

  • принимать установленные правила работы с текстом, работать со слова­рями учебника;

  • осуществлять самоконтроль и са­мопроверку усвоения учебного мате­риала каждого раздела программы;

  • соотносить внешнюю оценку и са­мооценку

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на ос­нове осознаваемых целей;

  • корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

  • работать с учебником и дополнительной литературой во внеурочное время;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

  • выполнять самостоятельную ра­боту в тетради;

  • адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.


    1. Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • пересказывать текст по плану;

  • выделять смысловые части текста и составлять простой план литературного про­изведения;

  • объяснять роль художественных средств, а также информацию, заложен­ную в выразительных средствах про­изведения, формулировать выводы;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы, по картине;

  • выявлять авторское отношение к героям

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать близко к тексту не­большие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

  • участвовать в обсуждении содер­жания и основной мысли текста;

  • ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

  • проявлять инициативу в поиске до­полнительной информации;

  • создавать художественные текс­ты разных жанров в устной и пись­менной форме;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • сопоставлять произведения разных видов искусства;


    1. Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать участие в групповом об­суждении заданий, в том числе твор­ческих;

  • участвовать в коллективных инсце­нировках;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • проявлять инициативу, самостоя­тельность в групповой работе;

  • использовать различные речевые средства для передачи своего впечат­ления;

  • выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

  • уважать мнение собеседников;

  • принимать участие в подготовке и проведении инсценировок;

  • проявлять инициативу и самосто­ятельность в построении коммуни­кации;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • оценивать групповую работу и результаты коллективной дея­тельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта;

  • читать художественные, научно-по­пулярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • выразительно читать вслух доступ­ные произведения;

  • пересказывать кратко текст, отве­чать на вопросы по тексту и формули­ровать свои вопросы;

  • определять принадлежность произведения к одному из трех родов, к одному из жанров;

  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный ответ ;

  • выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;

  • соотносить главную мысль и назва­ние произведения;

  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рас­суждение;

  • понимать и показывать на приме­рах особенности фольклорных жанров;

  • узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;

  • соотносить основное содержание литературного произведения и разно­образный иллюстративный материал;

  • самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и вы­ражения чувств героя

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать возможности литерату­ры передавать сложное настроение, развитие чувства;

  • находить способы создания харак­тера и изображения внутреннего ми­ра героя в произведениях разных жанров;

  • пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

  • определять роль портрета и пей­зажа в произведениях;

  • находить в юмористических текс­тах прием неожиданности в созда­нии комического;

  • понимать обусловленность харак­теров героев сказок разных наро­дов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;

  • создавать свои небольшие художе­ственные тексты.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»

(102 часа)

Введение (1ч)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).


Из мифологии (3ч)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.


Из устного народного творчества (8ч)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.


Из древнерусской литературы (2ч)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.


Басни народов мира (1ч)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.


Русская басня (6ч)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».


Из литературы ХIХ века (38ч)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.


Поэзия XIX века о родной природе (2ч)

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).


Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».


Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).


А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».


Из литературы XX века (27ч)

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».


Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.


А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.



А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.


С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».


А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».


П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.


Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).


Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.


Родная природа в произведениях писателей XX века (2ч)

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).


Из зарубежной литературы (10ч)

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.


М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.


А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.


Подведение итогов года. Литературная игра (1ч)


Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул (1ч)

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
















Внеклассное чтение - 12, развитие речи – 10.


Тематическое планирование.



раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1

Введение

1

№ 1

2

Мифология


3

№ 2 - № 4

3

Устное народное творчество


8 (6+2)

№ 5 -№ 12

4

Древнерусская литература


2

№ 13- № 14

5

Басни


7 (6+1)

№ 15- № 21

6

Литература XIX века

А.С. Пушкин.

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

36 (29+7)

№ 22 - № 57

7

Литература XX в.

28 (26+2)

№ 58 - № 85


А.А. Блок

И.А. Бунин

С.А. Есенин

Л.Н. Андреев

А.И. Куприн

А.П. Платонов

П.П. Бажов

Е.И. Носов


№ 86- № 92

8

Родная природа в произведениях писателей 20 века

3

№ 86 - №88

9

Зарубежная литература

14

№ 89 -№ 102


Д. Дефо

Х.Л. Андерсен

М. Твен

Ж. Рони-Старший

Дж. Лондон

А. Линдгрен



Итого


102











Календарно - тематический план

по литературе (5 класс)

на 2016-2017 учебный год.


уроков по порядку

урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения

Скорректированные сроки обучения



Введение (1 ч.)



1

Книга – твой друг.

01.09.-07.09


Из мифологии (3 ч.)

1

Античный миф. «Олимп».

01.09.-07.09


2

«Одиссей на острове циклопов. Полифем».

01.09.-07.09


3

Гомер «Одиссея. Песнь девятая» (Фрагмент)

08.09.-14.09.


Из устного народного творчества 8 (6 ч.+ 2 ч.р/р)

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Малые жанры фольклора. Загадки.

08.09.-14.09.


2

Пословицы и поговорки.

08.09.-14.09.


3

Литературная игра «Мир пословиц и поговорок»

15.09.-21.09.


4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка».

15.09.-21.09.



Сказки народов России. «Падчерица».

15.09.-21.09.


5

Вн. чт. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

22.09.-28.09


7

Р. р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.

22.09.-28.09


8

Р. р. Написание сочинения «Моя сказка»

22.09.-28.09


Из древнерусской литературы(2 ч.)

1

Анализ сочинения.

Возникновение древнерусской литературы. Летопись – жанр древнерусской литературы.

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

29.09.-05.10.


2

«Кий, Щек, Хорив»,

«Дань хазарам»

29.09.-05.10.


Из басен народов мира (1 ч.)

1

Истоки басенного жанра. Эзоп и Лафонтен.

29.09.-05.10.


Русские басни 6 (5 ч.+1 ч.р/р)

1

Русская басня 18 века. «Бродячий сюжет» в баснях.

М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

06.10.-18.10.


2

И.А.Крылов: слово о баснописце. Тематика басен. Аллегория и мораль.

06.10.-18.10.


3

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне»»- народный взгляд на войну 1812 года.

06.10.-18.10.


4

И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

19.10.-25.10.


5

Р.р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

19.10.-25.10.


6

Русская басня в XX веке.

19.10.-25.10.


Из литературы XIX века 36 (29 ч. + 7 ч. р/р)

1

А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А. С. Пушкина

26.10.-01.11.


2

А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

26.10.-01.11.


3

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

26.10.-01.11.


4

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

02.11.-08.11.


5

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» как собирательная картина сказок.

Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина.

02.11.-08.11.


6

А.С.Пушкин. Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».

02.11.-08.11.


7

Час поэзии «Родная природа в стихотворениях авторов 19 века»

09.11.-15.11.


8

Краткие сведения о М. Ю. Лермонтове.

09.11.-15.11.


9

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

09.11.-15.11.


10

Художественное богатство стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

16.11.-28.11


11

Р.р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

16.11.-28.11


12

Р.р. Написание сочинения «Путешествие на поле Русской славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

16.11.-28.11


13

Анализ письменных работ.

Н.В.Гоголь. Детство писателя в Малороссии. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство со сборником повестей.

29.11.-05.12.


14

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

29.11.-05.12.


15

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

29.11.-05.12.


16

И.С.Тургенев. Детство писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново. Биографическая основа рассказа «Муму

06.12.-12.12


17

«Муму»: жизнь в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна. Социальная проблематика рассказа.

06.12.-12.12


18

Герасим и Муму.

06.12.-12.12


19

Герасим и Муму.

13.12.-19.12.


20

Р. р. Написание сочинения «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

13.12.-19.12.


21

Анализ сочинений.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

13.12.-19.12.


22

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

20.12.-26.12.


23

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети»: особенности композиции произведения.

20.12.-26.12.


24

Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».

20.12.-26.12.


25

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

 27.12.-09.01.


26

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

 27.12.-09.01.


27

Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Толстой-учитель. Рассказы для детей.

 27.12.-09.01.


28

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

10.01.-16.01.


29

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.


10.01.-16.01.


30

Р.р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

10.01.-16.01.


31

Р.р. Написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

17.01.-23.01.


32

Анализ сочинений.

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов-врач и Чехов-писатель. Рассказы Антоши Чехонте.

17.01.-23.01.


33

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа.

17.01.-23.01.


34

«Пересолил» - осмеяние страха, трусости в рассказе. Мастерство Чехова-сатирика.

24.01.-30.01.


35

Р.р. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

24.01.-30.01.


36

Р. р. Написание сочинения. Юмористический рассказ о случае из жизни.

24.01.-30.01.


Из литературы XX века 28 (26 ч. + 2 ч. р/р.)

1

Анализ сочинения.

И.А.Бунин: детские годы, семья и ее влияние на становление личности. Книга в жизни И.А.Бунина

31.01.-06.02.


2

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

31.01.-06.02.


3

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

31.01.-06.02.


4

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

07.02.-13.02


5

Л.Андреев о детях и детстве. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче».

07.02.-13.02


6

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

07.02.-13.02


7

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.

Тематика и нравственная проблематика рассказа

14.02.-20.02.


8

А.И.Куприн: детские впечатления и их отражение в творчестве.

14.02.-20.02.


9

А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

14.02.-20.02.


10

А.А.Блок. Детские впечатления. Книга в жизни юного Блока.

27.02.-03.-03


11

Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

27.02.-03.03


12

С.А.Есенин: детские годы в с. Константиново. Малая и большая родина в творчестве.

27.02.-03.03


13

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

06.03.-10.03.


14

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

06.03.-10.03.


15

А.П.Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита»

06.03.-10.03.


16

А. П. Платонов.

Рассказ «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)

13.03.-17.03.


17

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

13.03.-17.03.


18

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с жанром сказа и сборником «Уральские сказы».

13.03.-17.03.


19

Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

20.03.-24.03.


20

П. П. Бажова «Каменный цветок».

Приемы создания художественного образа.

20.03.-24.03.


21

Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Понятия о добре, справедливости и настоящей дружбе в детских рассказах.

20.03.-24.03.


22

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

27.03.-31.03.


23

В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ«Васюткино озеро» - сибирская «робинзонада»

27.03.-31.03.


24

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

27.03.-31.03.


25

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

03.04.-07.04.


26

Р. р. Подготовка к сочинению

по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге»

03.04.-07.04.


27

Р. р. Написание сочинения

по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге»

03.04.-07.04.


28

Анализ сочинения.

Е.Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

10.04.-20.04.


Родная природа в произведениях писателей 20 века (3ч.)

1

Поэзия 20 века о родной природе. В. Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р. Гамзатов «Песня соловья»

10.04.-20.04.


2

Писатели 20 века о родной природе. «Природа- родина всех талантов». Рассказы В. И. Белова «Весенняя ночь» и

В. Г. Распутина «Век живи – век люби».

10.04.-20.04.


3

Вн.чт.“Мир природы и я” в рассказах В.Белова («Скворцы»), В.Астафьева («Родные березы», «Весенний остров», «Белогрудка»), Е.Носова(«Белый гусь»).

21.04.-27.04


Из зарубежной литературы (14ч.)

1

Д.Дефо.Краткие сведения о писателе. Робинзонада. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо..»

21.04.-27.04


2

«Робинзон Крузо» (отрывки): сюжетные линии романа, характеристика персонажей

21.04.-27.04


3

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве. Сказки Андерсена.

28.04.-04.05.


4

Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

28.04.-04.05.


5

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

28.04.-04.05.


6

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

05.05.-11.05.


7

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

05.05.-11.05.


8

Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь»: изображение древнего человека, его борьба за выживание и любовь.

05.05.-11.05.


9

Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»: тема взросления в произведении

12.05.-18.05.


10

Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

12.05.-18.05.


11

Астрид Линдгрен. Источник великолепного настроения и погружение в мир детства – повесть «Приключения Эмиля из Лённеберги» (обзор глав).

12.05.-18.05.


12

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

19.05.-25.05.


13

Литературная игра.

19.05.-25.05.


14

Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

19.05.-25.05.




уроков повторения

контрольных работ

развитие речи

По программе

102

1

-

10

Выполнено









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ / Соловьева О.В./


«______» августа 2016г.




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению.

протокол № 1 от «____» августа 2016г.

Руководитель ШМО

_____________ /_______________/