Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель:
Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с
-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.— М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897., с. 14.
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, без изменений
На изучение предмета «Литература» в 5 классе отводится 102 ч. (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
мотивация к освоению содержания предмета «Литература», интерес к содержанию художественных произведений;
эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
представление о таких нравственных понятиях, как патриотизм, героизм и защита Родины, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость, сострадание и милосердие, толерантность и др.;
интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
адекватного понимания причин успешности в учебной деятельности;
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;
чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;
первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;
основ для самовыражения в творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;
выразительно читать отрывки наизусть;
принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;
принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
соотносить внешнюю оценку и самооценку
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
работать с учебником и дополнительной литературой во внеурочное время;
проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
выполнять самостоятельную работу в тетради;
адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
Обучающийся научится:
осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
пересказывать текст по плану;
выделять смысловые части текста и составлять простой план литературного произведения;
объяснять роль художественных средств, а также информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы, по картине;
выявлять авторское отношение к героям
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
Обучающийся получит возможность научиться:
пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сопоставлять произведения разных видов искусства;
Обучающийся научится:
принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
участвовать в коллективных инсценировках;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
уважать мнение собеседников;
принимать участие в подготовке и проведении инсценировок;
проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
контролировать свои действия в коллективной работе;
оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта;
читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
выразительно читать вслух доступные произведения;
пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
определять принадлежность произведения к одному из трех родов, к одному из жанров;
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный ответ ;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;
соотносить главную мысль и название произведения;
ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
понимать и показывать на примерах особенности фольклорных жанров;
узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;
соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;
самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства;
находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;
понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
создавать свои небольшие художественные тексты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»
(102 часа)
Введение (1ч)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии (3ч)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества (8ч)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы (2ч)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира (1ч)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.
Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня (6ч)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века (38ч)
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе (2ч)
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,
А.А. Фет. «Чудная картина...»
И.З. Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века (27ч)
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века (2ч)
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы (10ч)
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Подведение итогов года. Литературная игра (1ч)
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул (1ч)
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
Внеклассное чтение - 12, развитие речи – 10.
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1 | Введение | 1 | № 1 |
2 | Мифология | 3 | № 2 - № 4 |
3 | Устное народное творчество | 8 (6+2) | № 5 -№ 12 |
4 | Древнерусская литература | 2 | № 13- № 14 |
5 | Басни | 7 (6+1) | № 15- № 21 |
6 | Литература XIX века А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь И.С. Тургенев Н.А. Некрасов Л.Н. Толстой А.П. Чехов | 36 (29+7) | № 22 - № 57 |
7 | Литература XX в. | 28 (26+2) | № 58 - № 85 |
| А.А. Блок И.А. Бунин С.А. Есенин Л.Н. Андреев А.И. Куприн А.П. Платонов П.П. Бажов Е.И. Носов | | № 86- № 92 |
8 | Родная природа в произведениях писателей 20 века | 3 | № 86 - №88 |
9 | Зарубежная литература | 14 | № 89 -№ 102 |
| Д. Дефо Х.Л. Андерсен М. Твен Ж. Рони-Старший Дж. Лондон А. Линдгрен | | |
Итого | | 102 | |
Календарно - тематический план
по литературе (5 класс)
на 2016-2017 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения | Скорректированные сроки обучения |
| | Введение (1 ч.) | | |
-
| 1 | Книга – твой друг. | 01.09.-07.09 | |
Из мифологии (3 ч.) |
-
| 1 | Античный миф. «Олимп». | 01.09.-07.09 | |
-
| 2 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 01.09.-07.09 | |
-
| 3 | Гомер «Одиссея. Песнь девятая» (Фрагмент) | 08.09.-14.09. | |
Из устного народного творчества 8 (6 ч.+ 2 ч.р/р) |
-
| 1 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Малые жанры фольклора. Загадки. | 08.09.-14.09. | |
-
| 2 | Пословицы и поговорки. | 08.09.-14.09. | |
-
| 3 | Литературная игра «Мир пословиц и поговорок» | 15.09.-21.09. | |
-
| 4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». | 15.09.-21.09. | |
-
| | Сказки народов России. «Падчерица». | 15.09.-21.09. | |
-
| 5 | Вн. чт. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 22.09.-28.09 | |
-
| 7 | Р. р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. | 22.09.-28.09 | |
-
| 8 | Р. р. Написание сочинения «Моя сказка» | 22.09.-28.09 | |
Из древнерусской литературы(2 ч.) |
-
| 1 | Анализ сочинения. Возникновение древнерусской литературы. Летопись – жанр древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» «Расселение славян» | 29.09.-05.10. | |
-
| 2 | «Кий, Щек, Хорив», «Дань хазарам» | 29.09.-05.10. | |
Из басен народов мира (1 ч.) |
-
| 1 | Истоки басенного жанра. Эзоп и Лафонтен. | 29.09.-05.10. | |
Русские басни 6 (5 ч.+1 ч.р/р) |
-
| 1 | Русская басня 18 века. «Бродячий сюжет» в баснях. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 06.10.-18.10. | |
-
| 2 | И.А.Крылов: слово о баснописце. Тематика басен. Аллегория и мораль. | 06.10.-18.10. | |
-
| 3 | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне»»- народный взгляд на войну 1812 года. | 06.10.-18.10. | |
-
| 4 | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. | 19.10.-25.10. | |
-
| 5 | Р.р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 19.10.-25.10. | |
-
| 6 | Русская басня в XX веке. | 19.10.-25.10. | |
Из литературы XIX века 36 (29 ч. + 7 ч. р/р) |
-
| 1 | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в судьбе А. С. Пушкина | 26.10.-01.11. | |
| 2 | А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 26.10.-01.11. | |
| 3 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 26.10.-01.11. | |
| 4 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 02.11.-08.11. | |
| 5 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» как собирательная картина сказок. Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина. | 02.11.-08.11. | |
| 6 | А.С.Пушкин. Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога». | 02.11.-08.11. | |
| 7 | Час поэзии «Родная природа в стихотворениях авторов 19 века» | 09.11.-15.11. | |
| 8 | Краткие сведения о М. Ю. Лермонтове. | 09.11.-15.11. | |
| 9 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | 09.11.-15.11. | |
| 10 | Художественное богатство стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | 16.11.-28.11 | |
| 11 | Р.р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | 16.11.-28.11 | |
| 12 | Р.р. Написание сочинения «Путешествие на поле Русской славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | 16.11.-28.11 | |
| 13 | Анализ письменных работ. Н.В.Гоголь. Детство писателя в Малороссии. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: знакомство со сборником повестей. | 29.11.-05.12. | |
| 14 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | 29.11.-05.12. | |
| 15 | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 29.11.-05.12. | |
| 16 | И.С.Тургенев. Детство писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново. Биографическая основа рассказа «Муму | 06.12.-12.12 | |
| 17 | «Муму»: жизнь в доме барыни, Герасим и барыня, Герасим и Татьяна. Социальная проблематика рассказа. | 06.12.-12.12 | |
| 18 | Герасим и Муму. | 06.12.-12.12 | |
| 19 | Герасим и Муму. | 13.12.-19.12. | |
| 20 | Р. р. Написание сочинения «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 13.12.-19.12. | |
| 21 | Анализ сочинений. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | 13.12.-19.12. | |
| 22 | Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». | 20.12.-26.12. | |
| 23 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети»: особенности композиции произведения. | 20.12.-26.12. | |
| 24 | Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 20.12.-26.12. | |
| 25 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 27.12.-09.01. | |
| 26 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». | 27.12.-09.01. | |
| 27 | Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Толстой-учитель. Рассказы для детей. | 27.12.-09.01. | |
| 28 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 10.01.-16.01. | |
| 29 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 10.01.-16.01. | |
| 30 | Р.р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 10.01.-16.01. | |
| 31 | Р.р. Написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 17.01.-23.01. | |
| 32 | Анализ сочинений. А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов-врач и Чехов-писатель. Рассказы Антоши Чехонте. | 17.01.-23.01. | |
| 33 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Жанровое своеобразие рассказа. | 17.01.-23.01. | |
| 34 | «Пересолил» - осмеяние страха, трусости в рассказе. Мастерство Чехова-сатирика. | 24.01.-30.01. | |
| 35 | Р.р. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни. | 24.01.-30.01. | |
| 36 | Р. р. Написание сочинения. Юмористический рассказ о случае из жизни. | 24.01.-30.01. | |
Из литературы XX века 28 (26 ч. + 2 ч. р/р.) |
| 1 | Анализ сочинения. И.А.Бунин: детские годы, семья и ее влияние на становление личности. Книга в жизни И.А.Бунина | 31.01.-06.02. | |
| 2 | Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». | 31.01.-06.02. | |
| 3 | Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». | 31.01.-06.02. | |
| 4 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | 07.02.-13.02 | |
| 5 | Л.Андреев о детях и детстве. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». | 07.02.-13.02 | |
| 6 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 07.02.-13.02 | |
| 7 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа | 14.02.-20.02. | |
| 8 | А.И.Куприн: детские впечатления и их отражение в творчестве. | 14.02.-20.02. | |
| 9 | А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух») | 14.02.-20.02. | |
| 10 | А.А.Блок. Детские впечатления. Книга в жизни юного Блока. | 27.02.-03.-03 | |
| 11 | Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | 27.02.-03.03 | |
| 12 | С.А.Есенин: детские годы в с. Константиново. Малая и большая родина в творчестве. | 27.02.-03.03 | |
| 13 | Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | 06.03.-10.03. | |
| 14 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 06.03.-10.03. | |
| 15 | А.П.Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» | 06.03.-10.03. | |
| 16 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) | 13.03.-17.03. | |
| 17 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | 13.03.-17.03. | |
| 18 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Знакомство с жанром сказа и сборником «Уральские сказы». | 13.03.-17.03. | |
| 19 | Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | 20.03.-24.03. | |
| 20 | П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | 20.03.-24.03. | |
| 21 | Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Понятия о добре, справедливости и настоящей дружбе в детских рассказах. | 20.03.-24.03. | |
| 22 | Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника». | 27.03.-31.03. | |
| 23 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ«Васюткино озеро» - сибирская «робинзонада» | 27.03.-31.03. | |
| 24 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 27.03.-31.03. | |
| 25 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро». | 03.04.-07.04. | |
| 26 | Р. р. Подготовка к сочинению по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге» | 03.04.-07.04. | |
| 27 | Р. р. Написание сочинения по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». «Как Васютка выжил в тайге» | 03.04.-07.04. | |
| 28 | Анализ сочинения. Е.Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 10.04.-20.04. | |
Родная природа в произведениях писателей 20 века (3ч.) |
| 1 | Поэзия 20 века о родной природе. В. Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р. Гамзатов «Песня соловья» | 10.04.-20.04. | |
| 2 | Писатели 20 века о родной природе. «Природа- родина всех талантов». Рассказы В. И. Белова «Весенняя ночь» и В. Г. Распутина «Век живи – век люби». | 10.04.-20.04. | |
| 3 | Вн.чт.“Мир природы и я” в рассказах В.Белова («Скворцы»), В.Астафьева («Родные березы», «Весенний остров», «Белогрудка»), Е.Носова(«Белый гусь»). | 21.04.-27.04 | |
Из зарубежной литературы (14ч.) |
| 1 | Д.Дефо.Краткие сведения о писателе. Робинзонада. Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо..» | 21.04.-27.04 | |
| 2 | «Робинзон Крузо» (отрывки): сюжетные линии романа, характеристика персонажей | 21.04.-27.04 | |
| 3 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве. Сказки Андерсена. | 28.04.-04.05. | |
| 4 | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 28.04.-04.05. | |
| 5 | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 28.04.-04.05. | |
| 6 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 05.05.-11.05. | |
| 7 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | 05.05.-11.05. | |
| 8 | Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь»: изображение древнего человека, его борьба за выживание и любовь. | 05.05.-11.05. | |
| 9 | Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»: тема взросления в произведении | 12.05.-18.05. | |
| 10 | Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | 12.05.-18.05. | |
| 11 | Астрид Линдгрен. Источник великолепного настроения и погружение в мир детства – повесть «Приключения Эмиля из Лённеберги» (обзор глав). | 12.05.-18.05. | |
| 12 | А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 19.05.-25.05. | |
| 13 | Литературная игра. | 19.05.-25.05. | |
| 14 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 19.05.-25.05. | |
| | уроков повторения | контрольных работ | развитие речи |
По программе | 102 | 1 | - | 10 |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ / Соловьева О.В./
«______» августа 2016г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендуется к утверждению.
протокол № 1 от «____» августа 2016г.
Руководитель ШМО
_____________ /_______________/