СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 кл. ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5 кл. ФГОС, Учебник Рыбченкова в 2х частях

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 кл. ФГОС»







Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учётом которых разработана программа

Программа учебного предмета «Русский язык» разработана с учётом нормативных документов:

- п.6 ст.28 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,

- ФГОС ОО (приказы Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с изменениями от 29.12.2014 года № 1644»

- Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- ООП ООО МАОУ Гостиловской ООШ;

- Примерный учебный план 5- 7 классов ОО Брянской области на 2017 – 18учебный год;

- Учебный план основного общего образования ( 5 -7 классы) МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;

- Календарный учебный график МАОУ Гостиловской ООШ на 2017/18 уч. год;

- Положение о программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, утв. приказом по МАОУ Гостиловской ООШ № 46 от 30.05.2016 года



Сведения об авторской программе

Программа учебного предмета «Русский язык» соответствует

- Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2017/2018 учебный год;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Программа учебного предмета «Русский язык» соответствует авторской Программе по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын издательство: М.: Просвещение,2012

Сведения об используемом учебнике

Для изучения учебного предмета «Русский язык» используется учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство Москва «Просвещение», 2016, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

Общие цели и задачи изучаемого предмета


     В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На основании учебного плана школы, разработанного в соответствии с примерным учебным планом для 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2017/2018 год, на изучение данного предмета отводится 5 часов в неделю. Итого 175 часов в год. Из них на уроки развития речи-35ч., на контрольные работы -11ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика , воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная её переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в прграмме перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,которые отрабатываются в прцессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. В Тематическом планировании определено количество часов на изучение каждой темы программы.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

       Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

     Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

   Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

     Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.  Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

     Раздел 7. Графика

1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

    Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

    Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.

  Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

    Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

     Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

 Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

    Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

    Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

 Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

   Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

    Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

    Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

  Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.   Морфология как раздел грамматики.

   Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

  Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

  Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

    Междометия и звукоподражательные слова.

    Омонимия слов разных частей речи.

    Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

  Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

    Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

 Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

   Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

    Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

     Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.





п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе на

Уроки

Р/р

Конт.раб.

1

Введение

7

4

3


2

Фонетика, графика,орфография

17

16

1

1

3

Морфемика, словообразование,орфография

14

9

5

1

4

Лексикология

40

32

8

2

5

Морфология

58

47

11

5

6

Синтаксис и пунктуация

39

32

7

2

7

Итого

175

140

35

11




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



№ п/п

Дата


Тема урока

Количество часов

План.


Факт.

ВВЕДЕНИЕ

7 ЧАСОВ (4 часа + 3 часа развития речи)

1



Введение. Язык и языкознание


1

2



Введение. Язык и языкознание


1

3



Введение. Язык и общение

1

4



Введение. Приёмы чтения

1

5



Р/р Введение. Текст.

1

6



Р/р. Основные признаки текста.

1

7



Р/р Введение. Основные типы речи

1

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

17 ЧАСОВ (16часов + 1 час развития речи)

8



Буква и звук. Алфавит.


1

9



Буква и звук. Понятие транскрипции.

1

10



Алфавит.


1

11



Согласные звуки и обозначающие их буквы.


1

12



Глухие и звонкие согласные.


1

13



Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные.


1

14



Непроизносимые согласные.  

1

15



Твёрдые и мягкие согласные  

1

16



Гласные звуки и обозначающие их буквы.


1

17



Гласные звуки.

Роли букв е, ё, ю, я

1

18



Слог и ударение.

1

19



Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».


1

20



Правописание безударных гласных в корне слова.

1

21



Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».


1

22



Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика, графика, орфография».

1

23



Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.

1

24



Работа над ошибками.

1

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

14 ЧАСОВ (9 часов + 5 часов развития речи)

25



Корень слова. Родственные слова.

1

26



Окончание и основа слова.

1

27



Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

1

28



Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

1

29



Приставки.

1

30



Суффиксы.

1

31



Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1

32



Сложные слова.

1

33



Повторение материала по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1

34



Обобщение и систематизация материала по теме: «Морфемика, словообразование, орфография».

1

35



Контрольное списывание.

1

36



Работа над ошибками.

1

37



Р/р Изложение с продолжением.

1

38



Р/р Изложение с продолжением.

1

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

40 ЧАСОВ (32 часа + 8 часов развития речи)

39



Лексическое значение слова.


1

40



Р/р  Устная и письменная речь.


1

41



Р/р  Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

1

42



Толковые словари

1

43



Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

1

44



Употребление буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

1

45



Однозначные и многозначные слова.

1

46



Р/р Лексическая сочетаемость.

1

47



Тематическая группа.

1

48



Синонимы.

1

49



Антонимы.

1

50



Омонимы.

1

51



Паронимы.

1

52



Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

53



Контрольная работа по теме «Лексика».Тест

1

54



Понятие о чередовании.

1

55



Буквы Е//И в корнях с чередованием.

1

56



Правописание букв Е//И в корнях с чередованием.

1

57



Чередование букв А//О в корнях.

1

58



Упражнение в правописании букв А//О в корнях с чередованием.

1

59



Буквы А//О в корнях с чередованием.

1

60



Р/р Изложение с продолжением.

1

61



Р/р Изложение с продолжением.

1

62



Суффиксы -чик-//-щик-.

1

63



Правописание суффиксов -чик-//-щик-.

1

64



Буквы И//Ы после приставок на согласные.

1

65



Употребление букв И//Ы после приставок

на согласные.

1

66



Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1

67



Р/р Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1

68



Приставки на З//С.

1

69



Особенности написания приставок на З//С.

1

70



Правописание приставок на З//С.

1

71



Фразеологизмы.

1

72



Источники фразеологизмов.

1

73



Крылатые слова.

1

74



Повторение по теме «Лексикология».

1

75



Обобщение и систематизация материала по теме «Лексикология».

1

76



Обобщение и систематизация материала по теме «Лексикология».

1

77



Контрольный диктант №2  с грамматическим заданием по теме “Лексикология”

1

78



Работа над ошибками.

1

МОРФОЛОГИЯ

58 ЧАСОВ (47 часов + 11 часов развития речи)

79



Части речи.

1

80



Имя существительное.

1

81



Род имён существительных .

1

82



Р/р Выборочное изложение.

1

83



Склонение имён существительных .

Падеж, число.

1

84



Склонение имён существительных .


1

85



Контрольная работа по аудированию.

1

86



Контрольная работа по аудированию.

1

87



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных.

1

88



Написание букв Е//И в падежных окончаниях имён существительных.

1

89



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

1

90



Написание букв О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

1

91



Правописание НЕ с именами существительными.

1

92



НЕ с именами существительными.

1

93



Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме “Морфология”.

1

94



Работа над ошибками.

1

95



Имя прилагательное.

1

96



Р/р Повествование с элементами описания.

1

97



Р/р Повествование с элементами описания.

1

98



Правописание окончаний имён прилагательных.

1

99



Краткие прилагательные.

1

100



НЕ с именами прилагательными.

1

101



Правопмсание НЕ с именами прилагательными.

1

102



Р/р Подготовка к сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг».

1

103



Р/р Сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг».

1

104



Имя числительное.

1

105



Имя числительное.

1

106



Местоимение.

1

107



Местоимение.

1

108



Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

1

109



Работа над ошибками.

1

110



Глагол.

1

111



Инфинитив.  

1

112



Правописание глаголов в инфинитиве.  

1

113



Р/р Средства связи предложений в тексте.

1

114



Р/р Средства связи предложений в тексте.

1

115



Время глагола.

1

116



Р/р Тип текста. Время в предложении и тексте.

1

117



Р/р Сочинение - описание.

1

118



Изменение глаголов по лицам и числам.

1

119



Спряжение глаголов.

1

120



Личные окончания глаголов.

1

121



Правописание личных окончаний глаголов.

1

122



Правописание окончаний глаголов.

1

123



Наречие как часть речи.

1

124



Правописание наречий.

1

125



Употребление наречий в речи.

1

126



Служебные части речи.

1

127



Служебные части речи. Предлог.

1

128



Служебные части речи. Союз.

1

129



Р/р Подготовка к сочинению по иллюстрации И.Билибина «Гвидон и царица».

1

130



Р/р Сочинение по иллюстрации И.Билибина «Гвидон и царица»..

1

131



Повторение материала по теме «Морфология».

1

132



Повторение материала по теме «Морфология».

1

133



Обобщение и систематизация материала по теме «Морфология».

1

134



Обобщение и систематизация материала по теме «Морфология».

1

135



Контрольный диктант  №4 с грамматическим заданием  по теме “Морфология”

1

136



Работа над ошибками.

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

39 ЧАСОВ (32 часа + 7 часов развития речи)

137



Что изучает синтаксис.

1

138



Словосочетание

1

139



Предложение.

1

140



Главные члены предложения.

1

141



Второстепенные члены предложения.

1

142



Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1

143



Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

1

144



Р/р Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1

145



Р/р Эмоции и их отражение в предложении.

1

146



Р/р Эмоции и их отражение в предложении.

1

147



Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”

1

148



Работа над ошибками.

1

149



Р/р Как писать отзыв.

1

150



Что такое грамматическая основа предложения.

1

151



Грамматическая основа предложения.

1

152



Подлежащее и сказуемое.

1

153



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

1

154



Второстепенные члены предложения.)

1

155



Определение.

1

156



Дополнение.

1

157



Р/рСочиение покартине А.Венецианова «Вот те и батькин обед»

1

158



Обстоятельство.

1

159



Виды обстоятельств по значению.

1

160



Однородные члены предложения.

1

161



Однородные члены предложения.

1

162



Р/р Сочинение по картине И.Машкова «Снедь московская.Хлебы»


163



Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

164



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

165



Р/р Вопросный план текста.

1

166



Обращение.

1

167



Способы выражения обращения.

1

168



Прямая речь.

1

169



Знаки препинания при прямой речи

1

170



Сложное предложение.

1

171



Сложное предложение.

1

172



Обобщение и систематизация материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

173



Р/р Описание картины З.Серебряковой «За завтраком»

1

174



Итоговый контрольный диктант №6 с грамматическим заданием Работа над ошибками.

1

175



Работа над ошибками

1

Контрольные диктанты – 6

Контрольное списывание – 1

Контрольная работа – 5

Изложение – 5

Сочинение – 12

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Сведения о программно-методическом обеспечении

1.Государственный стандарт общего образования.

2.Примерные программы по учебным предметам( стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы; 2 издание, Москва: «Просвещение»

3.Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова.-Москва: «Просвещение»2012.

Сведения об используемом УМК

1.Учебник «Русский чзык.5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой, Москва: «Просвещенние»,2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

Сведения о материальном обеспечении

1.Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, демонстрационные карточки).

2.Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»

Сведения об используемом методическом обеспечении

1.Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина; Москва: «Просвещение» 2011.

2.Г.А.Богданова Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы.

–М: Просвещение,2010.

3.Василенко М.В.,Лагутина Е.В.Грамматика русского языка 5-9 класс ( в таблицах).-М.:Издат-школа 1997.

Сведения об используемых дидактических материалах

1.Водолазькая С.В.Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на-Дону: «Феникс» 2008.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

3. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

4. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

5. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

6.Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

8. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

9. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981.

Сведения об используемом техническом обеспечении

1.Классная доска

2.Персональный компьютер