СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Школа России.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
2 класс
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | Контрольное списывание | Проверочные работы | Работы по развитию речи | Проектная деятельность |
Наша речь (3ч.) | |||||||
1 | Виды речи | 2 |
|
|
|
|
|
2 | Диалог и монолог | 1 |
|
|
|
|
|
Текст (4ч.) | |||||||
3 | Текст | 2 |
|
|
|
|
|
4 | Части текста | 2 |
|
|
| 1 |
|
Предложение (12ч.) | |||||||
5 | Предложение | 3 | 1 |
|
|
|
|
6 | Члены предложения | 9 |
| 1 |
| 1 |
|
Слова, слова, слова… (18ч.) | |||||||
7 | Слово и его значение | 4 |
|
|
|
|
|
8 | Синонимы и антонимы | 4 |
|
|
| 1 |
|
9 | Однокоренные слова | 4 |
|
|
|
|
|
10 | Слог. Ударение. Перенос слова. | 6 | 1 |
|
| 2 |
|
Звуки и буквы (59ч.) | |||||||
11 | Звуки и буквы. | 1 |
|
|
|
|
|
12 | Русский алфавит, или Азбука. | 3 |
|
| 1 |
|
|
13 | Гласные звуки | 2 |
|
|
| 1 |
|
14 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 15 | 1 | 1 |
|
|
|
15 | Согласные звуки (повторение и углубление представлений) | 1 |
|
|
|
|
|
16 | Согласный звук [й], и буква «и краткое» | 1 |
|
|
|
|
|
17 | Слова с удвоенными согласными | 2 |
|
|
|
| 1 |
18 | Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 2 |
|
|
|
|
|
19 | Мягкий знак | 3 |
|
|
| 1 | 1 |
20 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 8 | 1 |
|
| 1 | 1 |
21 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 |
|
|
|
|
|
22 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным | 14 | 1 |
|
|
|
|
23 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | 2 |
|
|
| 1 |
|
24 | Разделительный ь | 4 |
|
| 1 | 1 |
|
Части речи (58ч.) | |||||||
25 | Части речи | 2 |
|
|
|
|
|
Имя существительное (19ч.) | |||||||
26 | Имя существительное как часть речи | 3 |
|
|
|
|
|
27 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 4 |
|
|
|
|
|
28 | Собственные и нарицательные имена существительные | 5 |
|
|
|
|
|
29 | Число имён существительных | 2 |
|
|
|
|
|
30 | Обобщение знаний об имени существительном | 5 |
| 1 |
| 1 |
|
Глагол (12ч.) | |||||||
31 | Глагол как часть речи (общее представление) | 4 |
|
|
| 1 |
|
32 | Число глагола | 2 |
|
|
|
|
|
33 | Правописание частицы НЕ с глаголом | 1 |
|
|
|
|
|
34 | Обобщение знаний о глаголе | 2 |
|
|
| 1 |
|
35 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 3 | 1 |
|
| 1 |
|
Имя прилагательное (13ч) | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | Имя прилагательное как часть речи | 6 |
|
|
|
|
|
37 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 2 |
|
|
|
|
|
38 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 2 | 1 |
|
|
|
|
39 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных | 3 |
|
|
| 1 |
|
Местоимение (4ч) | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
40 | Местоимение (личное)как часть речи | 2 |
|
|
| 1 |
|
41 | Текст – рассуждение | 2 |
|
| 1 | 1 |
|
Предлоги (8ч.) | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
42 | Предлоги | 8 |
|
| 1 | 1 | 1 |
Повторение (16ч) | |||||||
43 | Повторение | 16 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44 | Резерв | 5 |
|
|
|
|
|
| Итого | 170+5 | 8 | 4 | 4 | 18 | 4 |
| |
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция.
Учебники:
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
5.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
6.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
7.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради (Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
7. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.
Печатные пособия.
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2.Касса букв и сочетаний.
3. Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Обучение грамоте . 1 класс.
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
4. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
5.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
6. Словари по русскому языку.
7. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Аудиоцентр.
4. Компьютер.
5. Фотокамера цифровая.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | ||
1 четверть (45 часов) | ||||||||
Наша речь (4 часа) | ||||||||
1. |
| Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
| Урок повторения и систематизации. | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль; умение оформлять на письме начало и конец предложения, соблюдать правильную интонацию при устных высказываниях; составлять предложения; умение устанавливать связь между словами в предложении при помощи вопросов.
| Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. | ||
2. |
| Что можно узнать о человеке по его речи? | Урок изучения нового материала
| Воспринимать и понимать звучащую речь. |
|
| ||
3. |
| Как отличить диалог от монолога? | Урок повторения и системати-зации | Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисунка диалог и монолог.
| Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. |
| ||
4. |
| Проверка знаний.
Входная диагностическая работа.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание всех орфограмм, изученных в 1 классе. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. | ||
|
|
|
| Текст (5 часов) |
|
| ||
5 |
| Что такое текст? | Урок изучения нового материала. | Воспринимать и понимать звучащую речь. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Аргументировать свою позицию. | ||
6. |
| Что такое тема и главная мысль текста? | Урок изучения нового материала | Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. |
|
| ||
7. |
| Части текста. | Урок изучения нового материала |
|
|
| ||
8. |
| Диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
9. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематиза-ции.
Словарный диктант.
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение определять виды предложений по цели высказывания. Знание звучащих слов; умение записывать слова, диктуя их себе по слогам. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
Предложение (12 часов) | ||||||||
10. |
| Что такое предложение? | Урок изучения нового материала | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. | Определять границы предложения в деформированном тексте. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
11. |
| Как из слов составить предложение? | Урок изучения нового материала | Определять границы предложения в деформи-рованном тексте. Обосновывать знания препинания в конце предложения. | Составлять из каждой группы слов предложение. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
12. |
| Контроль-ное списывание .
| Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
13. |
| Что такое главные члены предложения?
| Урок изучения нового материала. | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание признаков главных членов предложения; умение определять главные члены в предложении, составлять схемы предложений, умение выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
14. |
| Что такое второстепенные члены предложения? | Урок изучения нового материала | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание признаков второстепенных членов предложения; умение определять второстепенные члены в предложении, составлять схемы предложений | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
15. |
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Урок изучения нового материала. | Воспринимать и понимать звучащую речь. | Знание признаков главных членов предложения; умение определять подлежащее и сказуемое в предложении, составлять схемы предложений, умение выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | ||
16. |
| Что такое распространён-ные и нераспространённые предложения? | Урок изучения нового материала | Различать распространённое и нераспространённое предложения. Составлять предложения.
| Различать распространённое и нераспространённое предложения. Составлять предложения. Моделировать предложения. Разбирать предложение по членам. | Умение с достаточной полнотой и точностью Выражать свои мысли. | ||
17. |
| Как установить связь слов в предложении? | Урок изучения нового материала | Различать слова, словосочетания и предложения. Выявлять связи слов в предложении. | Умение вычленять предложения из потока речи; составлять предложения по деформированному тексту; оформлять предложения в письменной речи. Знание понятий о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
18. |
| Обучающее сочинение по картине. | Комбинированный урок. | Анализировать результаты рассматривания картины и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
19. |
| Анализ сочинений. | Урок повторения и систематизации.
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение определять виды предложений по цели высказывания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
20. |
| Диктант по теме «Прдложе-ние».
| Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
| Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
21. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации.
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение определять виды предложений по цели высказывания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
|
|
|
| Слов, слова, слова… (22 | часа) |
| ||
22-23. |
| Что такое лексическое значение слова? | Урок развития умений и навыков. | Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём с помощью учителя. | Определять значение слова по тексту, работать с толковым словарём учебника. |
| ||
24. |
| Что такое однозначные и многозначные слова. | Урок изучения нового материала |
|
|
| ||
25. |
| Что такое прямое и переносное значение многозначных слов. | Урок изучения нового материала |
|
|
| ||
26.-28. |
| Что такое синонымы? | Урок изучения нового материала |
|
|
| ||
29. |
| Контроль-ный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Воспринимать речь на слух и записывать в соответствии с орфографическими нормами. | Знание звучащих слов; умение записывать слова, диктуя их себе по слогам. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность написания словарных слов. | ||
30. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации.
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв; умение определять виды предложений по цели высказывания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | ||
31-32. |
| Что такое родственные слова? | Комбинированный урок. |
|
|
| ||
33-34. |
| Что такое корень слова? Однокоренные слова. | Комбинированный урок. |
|
|
| ||
35. |
| Какие бывают слоги? | Комбинированный урок. | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Знание терминов «односложные», «двусложные», «трехсложные» слова; уточнение знаний о словообразующей роли гласных звуков; умение записывать слова с делением на слоги. | Определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний. | ||
36-37. |
| Как определить ударный слог?
| Комбинированный урок | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Умение распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам. | Определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний. | ||
38. |
| Деление слов на слоги и для переноса.
| Комбинированный урок | Делить слова на слоги. Выявлять закономерности. | Умение анализировать звучащее слово; записывать слова, диктуя их себе по слогам; Умение правильно произносить согласные звуки и правильно называть буквы, которые их обозначают. | Построение логической цепи рассуждений, доказательств. | ||
39. |
| Перенос слов.
| Комбинированный урок. | Делить слова на слоги, используя правила переноса. | Знание правила деления слов на слоги. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
40. |
| Обучающее сочинение по серии картинок. | Комбинированный урок. | Анализировать результаты рассматривания картинок и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
41. |
| Проверочная работа. | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Знание всех орфограмм, изученных в 1 классе. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. | ||
42. |
| Диктант за 1 четверть.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знание и умение находить словарные слова. Развить навыки грамотного, каллиграфического письма. | Учитывать правило в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
43. |
| Работа над ошибками. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знания признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
Звуки и буквы (34 часа) | ||||||||
44. |
| Как различить звуки и буквы. | Урок изучения нового материала. | Распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знание признаков гласных звуков, количества гласных звуков в русском языке. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
45. |
| Как мы используем алфавит? | Комбинированный урок |
|
|
| ||
2 четверть (35 часов) | ||||||||
46. |
| Как мы используем алфавит? | Комбинированный урок |
|
|
| ||
47. |
| Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Комбинированный урок |
|
|
| ||
48. |
| Как определить гласные звуки? | Комбинированный урок | Распознавать гласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знания способов графического обозначения звукового состава слова транскрипцией; звуко-буквенного анализа звучащего слова; сравнивнение буквенног и звукового состава слова. | Определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний. | ||
49. |
| Контроль-ный диктант | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
50. |
| Работа над ошибками. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знания признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
51-55. |
| Правописа-ние слов с безударным гласным корне.
| Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание, что в ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой. Знание правила проверки безударных гласных. Уметь распознавать ед. и мн. Число. Умение самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
56-58. |
| Слова с непроверяемыми безударными гласными. | Урок-тренинг. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. | Умение объяснять написание гласных, не проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
59. |
| Обучающее сочинение. | Комбинированный урок. | Анализировать результаты рассматривания картины и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
60. |
| Диктант.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение самостоятельно находить на конце слов согласные буквы, которые нужно проверять; знание и умение находить словарные слова. Развить навыки грамотного, каллиграфического письма. | Учитывать правило в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
61. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
62. |
| Как определить согласные звуки? | Урок изучения нового материала. | Распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давать им характеристику. | Знание признаков гласных звуков, количества гласных звуков в русском языке. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
63. |
| Согласный звук Й и буква И краткое. | Комбинированный урок. | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | Знание различия букв й, и; умение правильно произносить данные звуки и верно записывать слова с этими буквами. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
64. |
| Согласный звук Й и буква И краткое. | Комбинированный урок. Словарный диктант. | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | Знание различия букв й, и; умения правильно произносить данные звуки и верно записывать слова с этими буквами. | Сравнивать и обобщать информацию. | ||
65. |
| Слова с удвоенными согласными. . | Урок-тренинг. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. | Умение объяснять написание удвоенной сгласной. Умение комментировать свой ответ. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
66. |
| Развитие речи. Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси». | Комбинированный урок. | Анализировать результаты рассматривания картины и запись предложений и текста. | Умение находить нужную орфограмму. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
67. |
| Наши проекты. И в шутку и в серьёз. |
|
|
|
| ||
68-69. |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
| Урок-исследование. | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. | Знание отличительных признаков согласных звуков и букв. | Постановка и формулирование проблемы. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
70. |
| Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | Урок изучения нового материала. | Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | Знание, что согласные звуки бывают мягкие и твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
71-72.. |
| Правописа-ние Ь в конце и середине слова перед согласными. | Комбинированный урок. | Наблюдать за словами с мягким знаком. Классифицировать слова.
| Знание правила употребления мягкого знака и правила правописания слов с мягким знаком; умение делать звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
73. |
| Контроль-ный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знания разновидности предложений по цели высказывания; правила проверки безударных гласных в корне слова, мягкого знака, разделительного. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
74. |
| Контрольное списывание. | Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | Учитывать правило в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
75. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке, изученных орфограмм. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, выполнять работу над ошибками. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
76. |
| Наши проекты. Пишем письмо. |
| Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений.
| Знание, что согласные звуки бывают мягкие и твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
77. |
| Обобщающий урок. | Промежуточная стандартизированная диагностика
|
|
|
| ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов). | ||||||||
78. |
| Буквосочета-ния чк, чн, чт, щн, нч.
| Урок изучения нового материала | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | Знание правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН; умение заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов.
| Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
79. |
| Обучающее изложение. | Комбинированный урок. | Анализ и запись предложений и текста. | Знание правила оформления предложений; умение составлять предложения, используя текст и вопросы к нему.
| Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
80. |
|
Контроль-ный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знание признаков и роли гласных и согласных звуков в русском языке; изученные орфограммы. Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
81. |
| Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | Урок повторения и систематиза-ции. | Отработать и повторить изученную тему. | Знание, что согласные звуки бывают мягкие и твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме.
| Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
3 четверть (50 часов) | ||||||||
82. |
| Работа над ошибками. Закрепление знаний. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение самостоятельно объяснять написание гласных, проверяемых ударением. Умение комментировать свой ответ. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
83. |
| Наши проекты. Рифма. |
|
|
|
| ||
84-86. |
| Буквосочета-ния ЖИ-ШИ ,ЧА-ЩА ,ЧУ-ЩУ. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | Умение писать сочетания жи-ши, Знание правописания сочетаний ЧА-ЩА; отработать до автоматизма безошибочное написание слов с данными сочетаниями; сформировать навык правописания сочетаний ЧУ-ЩУ; умение распознавать звуки Ч, Щ. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
87. |
| Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. | Урок изучения нового материала. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание правила проверки парных согласных на конце слова. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
88. |
| Произноше-ние и написание звонких глухих согласных звуков. | Комбинированный урок. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умения писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
89. |
| Проверка парных согласных в корне слова. | Комбинированный урок. | Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умения писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
90. |
| Распознава-ние проверя-емых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Урок повторения и систематиза-ции. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Умения писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
91. |
| Изложение повествовательного текста. | Комбинированный урок. | Анализ и запись предложений и текста. | Знание способов обозначения мягкости согласных на письме, о правописании сочетаний; умение выделять предложение из сплошного текста. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
92-94. |
| Правописа-ние парных согласных в конце слова. | Упражнения в правописании парных и непарных согласных в конце слова. | Комбинированный урок. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | Знание правила написания парных согласных на конце слов. Умение самостоятельно подбирать проверочные слова, записывать их через тире; закрепить написание парных согласных на конце слова. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | |
95. |
| Редактирова-ние текста изложения. | Комбинированный урок. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; выполнять работу над ошибками. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | ||
96. |
| Проверка знаний. | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание о проверяемых и проверочных словах. Умение подбирать проверочные слова. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
97. |
| Диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Знания разновидности предложений по цели высказывания; правила проверки парных звонких и глухих согласных, безударных гласных в корне слова, мягкого знака, разделительного. Умение писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
98. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Умение находить нужную орфограмму. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | ||
99-101. |
| Правописа-ние слов с разделитель-ным Ь. | Комбинированный урок. Словарный диктант .
| Разделительный мягкий знак. Отработка алгоритма правописания. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. | Знание буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак, умение правильно записывать слова с ним. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | |
102. |
| Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». | Урок повторения и систематизации. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме.
| Знание буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак, умение правильно записывать слова с ним. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | ||
103. |
| Контрольное списывание.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения.
| Знание правописания слов с разделительным мягким знаком; умение определять границы предложений. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | ||
104. |
| Обучающее сочинение «Зимние забавы». | Комбинированный урок. | Анализировать результаты наблюдений и воспоминаний и запись предложений и текста.
| Умение находить нужную орфограмму. | Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
105. |
| Свободный зрительно-слуховой диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Знание изученные правила правописания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
106. |
| Обобщение изученного материала. | Урок-игра. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать свои ошибки. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
Части речи (47 часов) | ||||||||
107-108. |
| Что такое части речи? | Урок изучения нового материала | Усвоить понятия о трёх самостоятельных частях речи. Наблюдать за словами. Выявлять им. существительные, им. прилагательные, глаголы. | Умение использовать терминологию при определении частей речи. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений. | ||
109. |
| Что такое имя существительное?
| Урок изучения нового материала | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают предметы. | Умение различать предмет и слово как часть речи; умение соотносить вопросы КТО? и ЧТО? и слово – название предмета. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений. | ||
110. |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
| Урок изучения нового материала. | Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые имена существительные» и «неодушевлённые имена существительные». | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные. | Подведение под понятие; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
111. |
| Имена собственные и нарицатель-ные. Правописа-ние собственных имён существительных. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | Знание правил правописания заглавных букв в именах собственных; умение отличать имена собственные от нарицательных. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Подведение под понятие. | ||
112. |
| Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | Знание правил правописания заглавных букв в именах собственных; умение отличать имена собственные от нарицательных. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Подведение под понятие. | ||
113. |
| Особенности написания названий книг, журналов и газет. | Урок повторения и систематиза-ции. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Подведение под понятие. | ||
114. |
| Заглавная буква в написании кличек животных. | Урок изучения нового материала. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Подведение под понятие. | ||
115. |
| Заглавная буква в географических названиях.
| Урок изучения нового материала. | Упражняться в написании имён собственных. | Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Подведение под понятие. | ||
116. |
| Обучающее изложение.
| Комбинированный урок. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение составлять предложения – ответы на вопросы плана; устанавливать связь слов в предложении | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
117. |
| Обобщение о написании слов с заглавной буквы.
| Урок повторения и систематизации. | Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | Умение писать заглавную букву в именах собственных; умение анализировать предложения с именами собственными. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
118. |
| Диктант . | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. Знание изученных орфограмм. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
119. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание правил употребления заглавной буквы в именах собственных. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
120-122. |
| Изменение имён существительных по числам.
| Урок изучения нового материала. | Различать имена существительные в единственном и во множественном числе. Менять число имён существительных. | Умение классифицировать имена существительные по группам; различать одушевленные и неодушевленные существительные; изменять по числам.
| Подведение под понятие; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||
123. |
| Обучающее изложение.
| Комбинированный урок. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение составлять предложения – ответы на вопросы; определять главную мысль текста; устанавливать связь слов в предложении. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. | ||
124. |
| Проверка знаний. | Урок-игра. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать свои ошибки. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
125. |
| Диктант по теме «Имя существительное».
| Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. Знание изученных орфограмм. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
126. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание правил употребления заглавной буквы в именах собственных. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
127. |
| Что такое глагол?
| Урок изучения нового материала. | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. | Умение сопоставлять вопрос и значение слова; самостоятельно сделать вывод: слова, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? обозначают действие предмета. | Актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств. | ||
128-129. |
| Что такое глагол?
| Урок изучения нового материала. | Ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. | Знание, что между вопросом и словом есть связь; умение различать в тексте слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
130. |
| Изменение глаголов по числам. Наблюдение. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за изменением глагола по числам. | Знание понятия «глагол». Знание вопросов, на которые отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
4 четверть (40 часов) | ||||||||
131. |
| Изменение глаголов по числам. Правило. | Комбинированный урок. | Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. | Знание понятия «глагол». Знание вопросов, на которые отвечают глаголы в ед. числе и во мн. числе. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
132. |
| Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок изучения нового материала. |
|
|
| ||
133. |
| Обобщение знаний о глаголе.
| Урок повторения и систематиза-ции. | Давать характеристику глаголам, используя изученные правила. | Умение различать в тексте слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Знание понятия «время глагола». Умение изменять глаголы по временам. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений. | ||
134. |
| Что такое текст-повествование | Урок изучения нового материала. |
|
|
| ||
135. |
| Проверка знаний.
| Комбинированный урок. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | ||
136. |
| Что такое имя прилагатель-ное?. | Урок-исследование | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета. | Знание, что обозначают в речи слова, называющие признаки предметов. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
137. |
| Связь имени прилагательного с именем существитель-ным. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. | Умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
138. |
| Прилагатель-ные, близкие и противополож-ные по значению.
| Комбинированный урок. | Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. | Умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным; уметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
139. |
| Число имён прилагатель-ных.
| Урок изучения нового материала. | Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. | Знание смыслового значения имен прилагательных; умение изменять имена прилагательные по числам; знание зависимости имени прилагательного от имени существительного. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. | ||
140. |
| Что такое текст-описание? |
|
|
|
| ||
141. |
| Проверка знаний. | Контроль знаний, умений и навыков. Свободный диктант. | Анализ и запись предложений и текста. | Умение записывать предложения, используя свои знания. Знание изученных орфограмм. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
142. |
| Общее понятие о предлоге. | Урок изучения нового материала. | Выяснить роль предлогов в речи. | Умение оформлять предложения на письме; систематизировать знания о предлогах. | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
143. |
| Раздельное написание предлогов со словами. | Урок изучения нового материала. | Упражняться в написании предлогов. | Умение записывать текст с комментированием, объясняя по ходу все орфограммы. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. | ||
144. |
| Восстановле-ние предложений. |
|
|
|
| ||
145. |
| Проверка знаний. | Урок-игра. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение анализировать свои ошибки. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
146. |
| Диктант.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
147. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематиз-ации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | ||
148-149. |
| Что такое местоимение? | Урок-исследование | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые указывают на предмет, но не называют его.. | Знание, что обозначают в речи местоимения. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||
150. |
| Что такое текст-рассуждение? |
|
|
|
| ||
151. |
| Контрольное списывание с грамматичес-ким заданием. | Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | Умение каллиграфически правильно списывать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. Знать правила списывания, уметь списывать текст без ошибок. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
152. |
| Диктант.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
153. |
| Работа над ошибками.
| Урок повторения и систематиза-ции. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Умение находить ошибки, выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. | ||
Повторение (17 часов) | ||||||||
154. |
| Повторение по теме «Текст». |
|
|
|
| ||
155. |
| Сочинение по картине. |
|
|
|
| ||
156-157. |
| Повторение по теме «Предложение. |
|
|
|
| ||
158. |
| Повторение по теме «Слово и его значение». |
|
|
|
| ||
159-160. |
| Повторение по теме «Части речи».
|
|
|
|
| ||
161. |
| Повторение по теме «Звуки и буквы». |
|
|
|
| ||
162. |
| Повторение по теме «Правила правописания» |
|
|
|
| ||
163. |
| Контрольное списывание.
| Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. | Умение каллиграфически правильно списывать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв. Знание правил списывания, умение списывать текст без ошибок. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
164-168. |
| Повторение и за крепление изученного материала. |
|
|
|
| ||
169. |
| Итоговая стандартизированная диагностика. | Контроль знаний, умений и навыков. | Применить свои знания для выполнения итоговой работы. | Умение анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Знание правописания слов на изученные темы. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | ||
170. |
| Обобщение знаний по курсу «Русский язык».
| Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Знание признаков главных членов предложения; умение выделять в тексте подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении. Знание правописания слов на изученные темы.
| Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся.
Для работы учащимся необходимы:
Печатные пособия
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.
Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Модели
Модели звукового состава слова.
Лента букв.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала
8