СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика учебного предмета

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс биология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по биологии 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования разработанного в соответствие с Законом РФ «Об образовании»(ст.7)

  • Настоящая рабочая программа разработана на основе примерных программ основного общего и среднего(полного) общего образования по биологии (базовы й уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень)

  • Образовательной программы МБОУ « Лесно-Калейкинской СОШ»


  • Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др.


  • Базисного учебного плана РТ

  • Учебного плана МБОУ «Лесно-Калейкинской СОШ» на 2014-2015 учебный год


  • Положение школы « О рабочей программе педагога»



  • Приказ МОиН РФ от 14.12. 2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год» ем самым ии. эффективности этоциалистами Роспотребнадзора ных факторов ний в этой области, но и формирует



Общая характеристика учебного предмета

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи

  • Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Количество часов по рабочей программе

Рабочая программа расчитана на 70 часов ( 2 урока в неделю)


7 часов – на контрольные и тестовые задания ( из них 1 час стартовая контрольная работа, 1 час – контрольная работа за полугодие,1час контрольная работа за четверть ,1 час итоговая контрольная работа , по 1 часу тестовые работа по темам)

В процессе изучения темы проводятся лабораторные и практические работы



Содержание программы

Согласно авторской программе на изучение биологии отводится 70 часов ; по учебному плану МБОУ «Лесно-Калейкинской СОШ» отводится 70 часов. Исходя из этого , предполагается следующее распределение часов






Содержание

Кол-во часов


По рабочей программе

Эволюция живого мира

2

Развитие биологии в додарвиновский период

2

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

3

Микроэволюция

3

Биологические последствия адаптации.Макроэволюция

3

Возникновение жизни на Земле

6

Химическая организация клетки

2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

2

Строение и функции клеток

7

Размножение организмов

2

Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)

4

Закономерности наследования признаков

9

Закономерности изменчивости

3

Селекция растений,животных и микрооганизмов

4

Биосфера, её структуры и функции

12

Итого

68
























Содержание программы.

Введение

Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости! всех частей биосферы Земли.

Эволюция живого мира на Земле.

Общие закономерности развития живой природы

Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.

Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.-Б. Ламарка.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.

Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Биологические свойства человеческого общества.

Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».

Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

Межпредметные связи. Физическая география. История континентов. Экономическая география. Население мира. География населения мира.


СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.

Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

. Общие принципы клеточной организации

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.

Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток.

Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.

Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.


РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

. Формы размножения организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

. Основы биологии развития

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до-

репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.

Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.

Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ

История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).

Закономерности изменчивости. Селекция.

Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных.

Лабораторная работа 4. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера

Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные. Иерархическая система организации организмов.

Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.

. Взаимоотношения организмов и среды обитания

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм

Охрана природы

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.






Учебно- методическое и программное обеспечение

  1. Учебника Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс: Учебник для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2009.

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.:»Глобус» 2009 г.

2)Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин . « Биология. Общие закономерности» 9 класс Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс .-М.: дрофа, 2009г.

Учебное пособие для ученика, дидактический материал: Учебник: Биология: Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2009г.

2002 г.






















Календарно- тематическое планирование.

2ч№

Название темы

Кол-во


часов

Тип урока

Оборудование

Вид контроля

Дом. задание

Планируемые

результаты освоения

материала

Кол-во часов

план

факт

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (2ч)



1

Глава 1.Введение.Биология наука о жизни.

1

Ввод

ный

Тб. «Аналогичню и гомол. органы»,раздаточный материал


ФО

Введение с.3-7

Знать что изучает биология.Главная цель этого учебника.Применение знании науки

03.09


2

Многообразие живого мира.Основные свойства живых организмов.

1

КУ

Тб. «Уровни организации жизни»т. «Развитие орган. мира»

Самост.раб.

с. 7-8

Знать биополимеры в составе живого организма.Структурные единицы.

06.09


Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2ч)




3

Становление систематики

1

КУ

Нагл. Пособ,разд. материал


ФО

с.12-14,в.4.

сообщение

Знать классификацию организмов

10.09



Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

КУ

портреты Линнея, Ламарка.,разд. мат.

ИО

с. 15-17,вопр после §

р.т. зад.1-7

Знать положительные и отрицательные стороны теории эволюции Ламарка

13.09


Глава 3.Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4ч)



5

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

КУ

портреты, рисунки из доп. литературы,геогр.карта

ИО

С.18-20,сообщ

Уметь определить предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина

17.09


6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

КУ

Тб. «Сорта рас.и породы жив»,гербариии

ИО

с. 20-24

Селекция.Породы животных и сорта растении.Изменчивость признаков.Мутации

20.09


7

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе

1


Тб.«Формы борьбы за сущ.», уч. кинофильм,

модели.

ИО

с.24-28

рассказать

Половое и бесполое размножение.Партеногенез.Хищничество и паразитизм.

24.09


8

Формы естественного отбора

1

КУ

графики форм е. о.,изображ севрюги,богомола

ИО

С.29-31

рассказать

Многообразие живого.Гаттерия.Гинкго,Латимерия

27.09


Глава 4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (3ч)



9





Приспособительные особенности строения окраски тела и поведения животных.

1

КУ

рисунки учебника, презентация,нагл.пособ.

ФО

с.35-44

Защитная и предупредительная окраска.Мимикрия.Приспособительное и демонстративное поведение

01.10


10

Лабораторная работа№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

КУ

Тб. С изобр.разл типов конечн.,изобр жив. из одного рода,определители

Л/р№1

с.45-49

Забота о потомстве

4.10


11

Физиологические адаптации

1

КУ

Нагл.пособ.,разд.матер

ИО

с.49-52,вопр после §

Знать что такое физиологическая адаптация.Примеры.

8.10


Глава 5.Микроэволюция(3ч)



12

Вид, его критерии и структура

1


демонстрация таблицы «Биоценоз дубравы»

ИО

с. 53-55,вопр.1-6

Знать структурные организации живого.Репродукция.Гибрид

11.10


13

Лабораторная работа№2 «Изучение изменчивости,критериев вида,результатов искусственного отбора»

1


Живые раст.,чучела жив.,гербарии с опред. карт.

Л/р№2

Оформл.л/р

Уметь использовать лабораторные оборудования для изучения изменчивости,критериев вида

15.10


14

Эволюционная роль мутаций

1


Тб. «Сукцессии»; «Видообр.»

тест

с. 55-58,вопр.1-4

Знать какую роль играет мутация в процессе эволюции

18.10


Глава 6 Биологические последствия адаптации.Макроэволюция(3ч)



15

Главные направления эволюции

1


Тб. «Основные пути эвол.процесса»

ФО

с. 59-66

Знать какие процессы в популяциях приводят к частоте встречи генов

22.10


16

Общие закономерности биологической эволюции

1

КУ

Нагл. Пособ.

ИО

с. 66-70,в.1-4

Ароморфоз.Идиоадаптация.Общая дегенерация

29.10


17



Контрольная работа№1 по разделам «макро- и микроэволюция»

1

УЗЗ


Контрольная работа


Знать основные закономерности биологической эволюции

25.10


Глава 7-8 Возникновение жизни на Земле (6ч)



18

Современные представления о развитии жизни на Земле.Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

1

КУ

Тб. «Геохронологическая таблица» «Матричный синтез»

ФО

с.71-80

Пыль-газовое облако.Теория Кант-Лапласа.Оболочка Земли.Ядро Земли.Мантия,Атмосфера,Гидросфера,Литосфера.Биополимеры,Обмен веществ

08.11


19

Жизнь в палеозойскую эру

1

КУ

Тб. «Геохронологическая таблица»,изображ. Рассм. животных

ИО

с. 81-89


Растения и животные в палеозойской эре

12.11


20

Жизнь в мезозойскую эру

1

КУ

Тб. «Геохронологическая таблица»

ИО

С.89-92

Растения и животные в мезозойской эре

15.11


21

Жизнь в кайнозойскую эру

1

КУ

Тб. «Геохронологическая таблица»,геогр.карта

ИО

с. 92-94


Растения и животные в кайнозойской эре

19.11


22

Происхождение человека

1

КУ

Тб. «Австралопитек.Ниандерталец»

Заолнение таблицы

с.94-101,подг к к/р

Австралопитеки,Неандерталец,Кроманьоны.АнтропологияПриматы.Гоминиды

22.11


23

Контрольная работа№2 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

УЗЗ


Контрольная работа

с.107-109

Признаки,по котрым человека отнесли к классу млекопитающих,подтип позвоночные

26.11


Раздел 2 Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки (2ч)



24

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

КУ

Тб. «Строение молекулы воды»

ИО

с. 105-106

Полярность молекул.Водородные и ковалентные связи.Катализаторы

29.11


25

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

КУ

Тб. «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты»

ИО

с.107-111

Полимеры,антитела,Антигены,Полисахариды,Нуклеиновые кислоты.Биологическая информация.Определение Жихни .

3.12


Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч)



26

Пластический обмен. Биосинтез белков


1

КУ

Тб. «Генетический код», «Биосинтез белка»

ИО

с. 113-116

Аминокислоты.Нуклеотиды,Рибосомы,Генетический код.РНК.ДНК

6.12


27

Контрольная работа №3Энергетический обмен

1

КУ

тб. «Этапы энергетического обмена», тб. «Фотосинтез»

КР

с.117-119

Дыхание,Брожение.Нитрифицирующие бактерии.Фотосинтез.Хемосинтез.Фототрофы,Хемотрофы.Митохондрии

.10.12


Глава 11. Строение и функции клеток (7ч)



28

Прокариотическая клетка

1

КУ

Тб. «Многообразие клеток», «Строение бактериальной клетки»

ИО

с.121-124

Основы образования споры в бактериальной клетке и её биологическое значение

13.12


29

Эукариотическая клетка.Цитоплазма

1

КУ

Тб. «Строение животной и растительной клеток»

ИО

с.125-131,подг. к л/р

Одноклеточные и многоклеточные организмы.Клеточная мембрана.Полупроводимость.Органоиды.Пиноцитоз.Фагоцитоз

17.12


30

Лабораторная работа№3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

1

КУ

Кожица чешуи лука,микроскоп,предметное и покровные стёкла,водный р-р йода,синие чернила

Л/р№3

оформл.л/р в тетради

Правильно оформить лабораторную работу

20.12


31

Эукариотическая клетка.Ядро.

1

КУ

Тб. «Строение ядра», «Различные форьы ядер»

ИО

с.132-136

Безядерные клетки.Генетическая информация.Хромосома

.ДНК.Ядрышко

24.12


32

Деление клеток

1

КУ

Тб. «Митоз»

ИО

С.137-141


Рост и развитие.Биосинтез.Хроматиды.Центриоли



33

Клеточная теория строения организмов

1

КУ

Тб. «Многообразие клеток»

ИО

с.142-144,подг. К к/р

Теория.Гипотеза.Постулат.Аксиома.Неклеточные формы организмов



34

«Структурная организация живых организмов»


1

УЗЗ

Тб.

тест

Повт.виды разм

основные положения

клеточной теории



Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Глава 12.Размножение организмов (2ч)



35

Бесполое размножение

1

КУ

Тб. «Вегетативное размножение растений»

ИО

с.146-149

Формы бесполого размножения



36

Половое размножение.Развитие половых клеток

1

КУ

тб. «Митоз», «Мейоз»

ИО

с.150-155

Спермаазоид.Яйцеклетка.Ген.Генотип.Гамета.Мейоз.ДНК.РНК.Хромосома



Глава 13. Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)(4ч)



37

Эмбриональный период развития

1

КУ

Тб. «Индивидуальное развитие,Строение яйца»

ИО

с.156-161

Зигота.Деление.Бластомер.Митотический цикл.Специализация



38

Постэмбриональный период развития

1

КУ

тб. «Развитие насекомых»

ИО

с.162-165

Оболочка яйцоа.Эмбриональная оболочка.Личинка.Метамарфоз.Борьба за существование



39


Общие закономерности развития.Биогенетический закон.

1

КУ

Тб. «Зародышевое сходство у позвоночных»

ИО

с.166-170,подгот. К к/р

Онтогенез.Филогенез.Осевой скелет.Наружный скелет.Нервная трубка.Дивергенция



40

Контрольная работа№4 Онтогенез

1

УЗЗ


Контрольная работа





Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов

Глава 14. Закономерности наследования признаков (9ч)



41

Основные понятия генетики

1

КУ

Портрет Менделя

ИО

с.171-173

Ген.Мутация.Генотип



42

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

1

КУ

Тб. «Гибридологический метод»,раздат. материал «Основные понятия и символика в генетике»

ИО

Выучить конспект,с.174-175

Покрытосеменные.Самоопыление.Перекрестное опыление.Наследственность



43

Первый закон Менделя.Второй закон Менделя.Закон чистоты гамет.Моногибридное скрещивание.Полное и неполное доминирование

1

КУ

тб. «Моногибридное скрещивание».

ФО

Конспект!

Половое развитие.Гомологичные хромосомы.Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.Аллельные гены.Фенотип.Генотип



44

Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя.Анализирующее скрещивание

1

КУ

дидактические карточки, тб. «Дигибридное скрещивание».

ИО

с.174-176


Моногибридное скрещивание..Доминантные и рецессивные признаки



45

Сцепленное наследование генов

1

КУ

рисунки учебника,тб. «Мейоз»

ИО

С.176-178

Мейоз.Гомологичные и негомологичные хромосомы.Коньюгацию.Кроссинговер



46

Генетика пола.Наследование признаков,сцепленных с полом

1

КУ

Тб. «Наследование признаков сцепленных с полом»

ИО

с.188-191

Первичные и вторичные половые признаки..Аутосомы.Полове хромосомы.Дальтонизм.Гемофилия



47

Взаимодействие генов

1

КУ

самодельные тб.,

ИО

Конспект,192-195

Генотип.Аллельные гены.Доминантность.Рецессивность



48

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и составление родословной»

1

КУ

Рисунки учебника,тб. с изобр жив из одного рода,опред карточки

Лабораторная работа№3

Конспект повт,подг. К к/р

Уметь решать генетические задачи



49

Контрольная работа №5по разделу «Закономерности наследования признаков»

1

УЗЗ


Контрольная работа





Глава 15. Закономерности изменчивости (3ч)



50

Наследственная (генотипическая)изменчивость

1

КУ

Тб. «Наследственная изменчивость»

ИО

Конспект,с.196-200

Мутации.Кроссинговер.Кариотип.Полиплоидия



51

Фенотипическая изменчивость

1

КУ

Тб. «Фенотипическая изменчивость»

ФО

с.201-203

Факторы внешней среды.Норма реакции.Фенотип



52

Лабораторная работа№4 «Изучение изменчивости.Построение вариационной кривой»

1

КУ

Листья берёзы,тополя,комн.раст.

Лабораторная работа№4

заполнить таблицу

Уметь строить вариационную кривую изменчивости



Глава 16. Селекция растений,животных и микрооганизмов (4ч)



53


Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

КУ

Тб. «Центры происхождения культурных раст.»

ИО

с.204-205

Зерновые дикие и культурные растения.Селекция.Генофонд



54

Методы селекции растений и животных

1

КУ

Изобр,фотогр,тб. по каждому методу

ИО

Сообщение, с.207-210

Порода.Сорт.Генофонд.Гомозиготные организмы.Полиплоидные организмы



55

Селекция микрооганизмов

1

КУ

рисунки учебника

ФО

с.211-214,подг. к/р

Прокариоты.Архебактерии Эубактерии.Витамины.Незаменимые аминокислоты.Интерферон.Инсулин.



56

Контрольная работа№6 по разделам «Закономерности изменчивости.Селекция растений….»

1

УЗЗ


Контрольная работа





Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (13ч)



57

Структура биосферы

1

КУ

дидактические карточки, тб. «Распространение организмов в биосфере»

Практическая работа

Сообщение,с.216-220

Биогенные элементы.Макроэлементы.Микроэлементы.Свойства воды



58

Круговорот веществ в природе

1

КУ

рисунки учебника Тб. «Круговорот в-в в пр.»

ИО

С.221-224

Обмен веществ.Хемосинтез.Фотосинтез



59

История формирования сообществ живых организмов

1

КУ

Тб. «Геологическая история материков»

ИО

с.225-228

Климат.Континенты.Острова



60

Биогеоценозы и биоценозы.Агроценозы Амурской области. Р.к

1

КУ

Рисунки учебника тб. «Схема биоценоза»

ФО

Конспект,с.229-230

Автотрофы.Гетеротрофы.Факторы среды.Луг.Лес.Озеро.Пшеничное поле.



61

Абиотические факторы среды

1

КУ


тест

Подготовить сообщение, с.231-235


Горячие источники.Снежные и ледяные водоросли.Миграции животных.Тенелюбивые, светолюбивые, жаростойкие и влаголюбивые растения.

Летняя и зимняя спячка животных



62

Интенсивность действия факторов среды

1

КУ


ИО

с.236-238

Онтогенез..Крабы.Минеральные удобрения



63

Биотические факторы среды

1

КУ

Тб. «Ярусная структура лиственного леса»

ИО

С.239-245

Царство,типы,и классы живых организмов.Автотрофы и гетеротрофы.Биоценоз



64

Взаимоотношения между организмами

1

КУ

рисунки учебника, тб. «Типы отношений»

ИО

С.246-268

Антибиотики.Микориза.Ленточные черви.Термиты.Волк.



65


Природные ресурсы Татарстана Р.к

1

КУ

тб. «Природные ресурсы»

ИО

конспект




66

Последствия хоз. Деятельности человека для окр.среды Р.к.

1

КУ


ИО

С.274-280

Серный ангидрид.Тэтраэтилкургаш.Бензопирен.Озон.ФреонПестициды.Ионизирующая радиация.Эрозия почвы



67

Охрана природы и основы рационального природопользования

1

КУ

Красная книга,фото охр. раст и жив

тест

Подг к итог. уроку

Биогенные вещества.Антропоценозы.Атмосфера.Обмен веществ в природе



68

Обобщающая Итоговая контрольная работа №7

1

УЗЗ


Контр.работа