СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии для учебников "Ракурс" издательского дома "Русское слово"
Приложение к ООП ООО
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
5-9 классы
5 классы 35 ч (1 ч в неделю)
6-8 классы -по70 ч (2 ч в неделю)
9 классы -68ч (3 ч в неделю)
УМК: «Русское слово» линия «Ракурс» авт.-сост. Н.И. Романова.
Составила учитель биологии
1 категории Маяк Марина Анатольевна
МБОУ «Школа №27»
Нижний Новгород
2016
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Школа №27»
Примерной программы по биологии, Программы курса «Биология». 5—9 классы. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. Н.И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,
Планируемые результаты освоения биологии.
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе , основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника , научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему , ставить вопросы , выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных , растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека, растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно – ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препарировальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учебно- тематический план
Тема | Кол-во часов (авторская программа) | Кол-во часов (рабочая программа) |
5 класс | ||
Введение | 2 | 2 |
Глава 1. Мир биологии | 18 | 18 |
Глава 2. Организм и среда обитания | 14 | 14 |
Резерв |
| |
Итого | 34
| 34 |
6 класс | ||
Введение | 1 | 1 |
Глава 1. Общая характеристика царства Растения | 5 | 5 |
Глава 2. Клеточное строение растений | 4 | 4 |
Глава 3. Строение и функции органов цветкового растения | 28 | 28 |
Глава 4. Основные отделы царства Растения. | 20 | 20 |
Глава 5. Царство Бактерии. Царство Грибы | 12 | 12 |
Итого | 70 | 70 |
7 класс | ||
Введение | 7 | 7 |
Глава 1. Подцарство Одноклеточные животные | 3 | 3 |
Глава 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | 3 |
Глава 3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | 5 |
Глава 4. Тип Моллюски | 3 | 3 |
Глава 5. Тип Членистоногие | 9 | 9 |
Глава 6. Тип Хордовые | 7 | 7 |
Глава 7. Класс Земноводные | 3 | 3 |
Глава 8. Класс Пресмыкающиеся | 5 | 5 |
Глава 9. Класс Птицы | 9 | 9 |
Глава 10. Класс Млекопитающие | 10 | 10 |
Глава 11. Развитие животного мира на Земле | 2 | 2 |
Глава 12. Природные сообщества | 4 | 4 |
Итого | 70 | 70 |
8 класс | ||
Тема 1. Место человека в живой природе | 4 | 4 |
Тема 2. Общий обзор организма человека | 5 | 5 |
Тема 3. Регуляторные системы организма | 12 | 12 |
Тема 4. Опора и движение | 6 | 6 |
Тема 5. Внутренняя среда организма | 4 | 4 |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы | 4 | 4 |
Тема 7. Дыхание | 4 | 4 |
Тема 8. Питание | 5 | 5 |
Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии | 3 | 3 |
Тема 10. Выделение продуктов обмена | 2 | 2 |
Тема 11. Покровы тела | 2 | 2 |
Тема 12. Размножение и развитие | 6 | 6 |
Тема 13. Органы чувств. Анализаторы | 4 | 4 |
Тема 14. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность | 6 | 6 |
Тема 15. Человек и окружающая среда | 3 | 3 |
Итого | 70 | 70 |
9 класс | ||
Тема 1. Многообразие мира живой природы | 2 | 2 |
Тема 2. Химическая организация клетки | 4 | 4 |
Тема 3. Строение и функции клеток | 7 | 7 |
Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 4 | 4 |
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | 6 |
Тема 6. Генетика | 7 | 7 |
Тема 7. Селекция | 4 | 4 |
Тема 8. Эволюция органического мира | 13 | 13 |
Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле | 8 | 8 |
Тема 10. Основы экологии | 14 | 14 |
Итого | 70 | 70 |
Содержание тем учебного курса.
Биология. 5—9 КЛАСС
Раздел учебного курса, | кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
5 класс
| ||||
Введение | 2 | Объекты изучения естественных наук. Основные правила работы в кабинете биологии. Ознакомление с методами исследования живой природы.
| Называть науки о природе и область их изучения. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | Вводный
Комбинированный
|
Глава 1. Мир биологии | 18 | Многообразие биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Принципы современной классификации организмов. Выделение существенных особенностей строения и функционирования клеток представителей разных Царств. Особенности строения половых клеток. Основные способы размножения живых организмов Роль организмов разных царств живой природы в круговороте веществ. Роль биологии в практической деятельности человека | Определяют предмет изучения биологии. Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Работают с различными источниками информации, готовят сообщения и презентации и представляют результаты работы. Учатся различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки и описывать их. Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы. Определяют принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Сравнивают представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы. Описывают и сравнивают разные способы размножения, особенности оплодотворения растений, животных и человека. Выделяют существенные признаки биологических процессов: роста и развития. Сравнивают представителей отдельных царств, делают выводы на основе сравнения. Объясняют роль бактерий, растений, грибов. животных в природе и жизни человека
| Вводный Изучение нового материала Комбинированный Итоговое повторение
|
Глава 2. Организм и среда обитания | 14 | Основные компоненты природы. Представление о многообразии обитателей разных сред обитания. Выявление приспособлений организмов к обитанию в определенной среде. Классификация экологических факторов, форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Пищевые связи в сообществах, круговорот веществ. составлять элементарные пищевые цепи. Роль Мирового океана в формировании климата на планете. Основные природные особенности материков | Называют и характеризуют основные абиотические факторы сред обитания. Приводят примеры обитателей различных сред обитания, выделяют характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях среды. Учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Характеризуют виды биотических отношений. Анализируют и оценивать последствия деятельности человека в природе. Наблюдают и описывают экосистемы своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют элементарные пищевые цепи. Описывают природные особенности материков. Объясняют отличия растительного и животного мира материков.
| Изучение нового материала Комбинированный
|
6 класс
| ||||
Введение | 1 | Что изучает наука биология, какие науки входят в состав биологии, что они изучают. Какое значение имеет классификация растительных организмов | Называют таксоны растений в определенном порядке; различают критерии для помещения растения в определенный таксон | Вводный
|
Глава 1. Общая характеристика царства Растения | 5 | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма: питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость; Основные систематические единицы царства Растения: вид, род, семейство, класс и отдел (критерии, на основании которых они выделены); главные органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники и травы; какое влияние оказывают факторы среды на растения.
| Различают на рисунках и таблицах представителей царства растения. Характеризуют значение органов растения, как частей целого организма. Характеризуют особенности различных жизненных форм растений. Характеризуют приспособления растений к воздействию факторов среды, выясняют оптимальные условия роста и развития растений. | Изучение нового материала Комбинированный
|
Глава 2. Клеточное строение растений | 4 | Приборы для изучения клеток; Химический состав клетки и их значение; типы тканей формирующих организм растения | Знакомятся с устройством различных увеличительных приборов и правил работы с ними. Учатся определять увеличение лупы и микроскопа. Знакомятся с основными правилами приготовления микропрепаратов. Изучают строение клетки на готовых микропрепаратах. Зарисовывают клетки в тетради. Различают неорганические и органические вещества клетки. Называют ткани растений по рисункам учебника и таблицам, характеризуют их строение, объясняют их функции. | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторные работы Итоговое повторение
|
Глава 3. Строение и функции органов цветкового растения | 28 | Строение семян однодольного и двудольного растений; условия, необходимы для прорастания семян. Правила посева семян. Строение корня, виды корней и типы корневых систем. Функции различных зон корня; функции видоизмененных корней. Строение и значение побега; листо расположение. Функции почек. Значение, внешнее и внутреннее строение листа; листья простые и сложными. Типы жилкования листьев; Сущность процесса фотосинтеза, воздушное питание растений. Дыхание у растений. Испарении влаги; Внутреннее строение стебля, значение стебля в жизни растения. Видоизменения побегов. Причины листопада. Фотопериодизм. Строение и значение цветка. Однодомные и двудомные растения. Виды и значение соцветий. Опыление у растений. Отличия насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых. Двойное оплодотворение у растений. Распространение плодов и семян. Влияние окружающей среды на растительный организм.
| Изучают строение семян, зарисовывают и описывают их. Различают на рисунках и таблицах и натуральных объектах основных частей семени. Определяют опытным путем условия необходимые для прорастания семян. Учатся закладывать опыты и оценивать их результаты. Пользуясь материалом учебника, выполняют лабораторные работ Распознают и описывают зоны корня и ткани, составляющие их. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями зон корня. Учатся пользоваться увеличительными приборами. Проводят простейшие исследования. Называют факторы, влияющие на рост корня. Распознают и описывают корни растений разных условий обитания. Объясняют причины возникновения видоизменений корней. Изучают особенности строения корня и образующие его тканей. Различать на рисунках и таблицах части побега. Определяют тип листорасположения на побегах, приводят примеры растений. Изучают особенности строения почек растения. Различают на рисунках и таблицах вегетативные и генеративные почки, Изучают особенности внешнего строения листа. Различают на рисунках и таблицах простые и сложные листья. Учатся определять тип жилкования. Изучают особенности клеток растительных тканей, входящих в состав листа. Описывают строение устьиц. Решают познавательную задачу о космической роли зелёных растений. Определяют понятие «фотосинтез» Выясняют условия, необходимых для протекания фотосинтеза. Называют вещества, участвующие в процессе фотосинтеза, и продукты этой реакции. Сравнивают процессы дыхания и питания растений. Изучают особенности внутреннего строения древесного стебля. Называют и показывают слои древесного стебля, Различают растительные ткани, их образующие. Определяют возраст дерева по годичным кольцам. Объясняют функции видоизмененных побегов. Решают биологические задачи. Работают с различными источниками информации, преобразовывают ее из одной формы в другую. Различают на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Объясняют различия между однодомными и двудомными растениями. Выделяют существенные признаки простых и сложных соцветий. Различают на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий. Выделяют особенности строения цветков опыляемых насекомыми и ветром. При помощи рисунков и таблиц дают описание процесса двойного оплодотворения. Объясняют его значение. По внешнему виду растения определяют условия, в которых оно произрастало.
| Изучение нового материала Комбинированный лабораторные работы Итоговое повторение
|
Глава 4. Основные отделы царства Растения. | 20 | Строение водорослей, среда обитания, значение в природе и хозяйственной деятельности человека. Происхождение наземных растений. Споровые и семенные растения. Низшие(группа отделов Водорослей) и Высшие растения (отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные, отдел Покрытосеменные). Жизненные циклы споровых растений. Прогрессивные черты семенных растений по сравнению со споровыми. Отличия однодольных растений от двудольных. Основные семейства классов Двудольные (семейство Пасленовые, семейство Розоцветные, семейство Крестоцветные, семейство Сложноцветные, семейство Бобовые); и Однодольные (семейство Злаки, семейство Лилейные). Значение различных семейств растений для хозяйственной деятельности человека. | Знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей как представителей царства Растения. Приводят доказательства древнего происхождения водорослей. Работают в составе творческих групп. Знакомятся с особенностями строения моховидных растений на примере кукушкина льна и сфагнума; папоротника и хвоща Различают на рисунках, таблицах и гербарных материалах представителей водорослей, моховидных, папоротниковидных и хвощевидных растений. Понимание роли воды в размножении споровых растений. Знакомятся с особенностями строения органов голосеменных на примере хвойных растений. Приводият доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности и размножения голосеменных по сравнению со споровыми. Знакомятся с ролью голосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Изучают особенности строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различают органы цветковых на таблицах и рисунках. Приводят доказательства сложности организации цветковых по сравнению с растениями других отделов. Изучают общие признаки растений каждого семейства двудольных и однодольных растений – строение цветков, соцветий, плодов и листьев. Сравнивают и делают выводы на основании сравнений. Учатся различать представителей разных семейств на рисунках и гербарных материалах, объясняют значение растений разных семейств в природе и жизни человека. Изучают центры происхождения и многообразия сортов культурных растений по Н.И. Вавилову, показывают их на карте мира и называют растения. Определяют понятие «эволюция».
| Изучение нового материала Комбинированный лабораторные работы Итоговое повторение
|
Глава 5. Царство Бактерии. Царство Грибы | 12 | Строение и форма клетки бактерий; Отличие споры бактерии от спор папоротников и грибов; Дыхание (аэробные и анаэробные бактерии) и питание (гетеротрофный тип питания, автотрофный тип питания; бактерии сапрофиты, симбионты, паразиты) бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека. Строение клетки и тела гриба. Разнообразие представителей царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные. Лишайники. Значение грибов и лишайников в природе и жизни человека. Состав и структура природных сообществ. Причины смены фитоценозов. Меры по охране редких и исчезающих видов растений.
| Изучают особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Объясняют причины способности бактерий заселять практически любые среды обитания и выдерживать неблагоприятные условия среды. Описывают процесс спорообразования. Объясняют сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различают свойства прокариот и эукариот. Сравнивают и оценивают роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе, приводят доказательства важности гнилостных бактерий в природе, их участия в круговороте веществ. Знакомятся с правилами гигиены. Устанавливают сходство гриба с растениями и животными. Описывают внешнее строение тела гриба, называют его части. Различают на таблицах, рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы. Различают ядовитые и съедобные шляпочные грибы. Изучают правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Выделяют и характеризуют главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Объясняют роль лишайников в природе и жизни человека. Знакомятся с многообразием растений своей местности, распознают признаки положительного и негативного влияния человека на растительное сообщество. Объясняют важность применения мер, позволяющих сохранить растительный мир планеты. Учатся различать на рисунках и таблицах виды охраняемых растений.
| Изучение нового материала Комбинированный лабораторные работы Итоговое повторение
|
7 класс
| ||||
Введение | 7 | Особенности строения и жизнедеятельности животных как представителей к отдельного царства живой природы. Строение клеток и тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) организма животных. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная), обеспечивающих целостность организма животного; Значение представителей царства Животные в природе и жизни человека. Принципы современной классификации животных, основные таксоны : вид, род, семейство, отряд, класс, тип). | Перечислять черты сходства и различия у растений и животных; делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие). Распознавать на рисунках части клетки и виды тканей; узнавать на таблицах органы и системы органов; доказывать, что особенности строения ткани обеспечивают выполнение ими соответствующих | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 1. Подцарство Одноклеточные животные | 3 | Особенности строения и жизнедеятельности простейших организмов. Классификация Одноклеточных. Значение простейших в природе и жизни человека. | Давать характеристику простейших; узнавать на рисунках и таблицах основных представителей; рассматривать простейших под микроскопом и делать рисунки; сравнивать строение простейших организмов; соблюдать меры профилактики заболеваний. | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 2. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные | 3 | Особенности строения, характерные для многоклеточных животных, как устроены наиболее просто организованные многоклеточные, относящиеся к типу Кишечнополостные( лучевая симметрия тела; кишечная полость; эктодерма; энтодерма). Основные типы клеток (стрекательные, кожно-мускульные, промежуточные, нервные, чувствительные, железистые, пищеварительно-мускульные), Понятия рефлекс, регенерация, почкование. Каковы особенности их жизнедеятельности; какое значение имеют кишечнополостные в природе и жизни человека. | Давать характеристику типа; называть процессы жизнедеятельности; уметь пользоваться рисунками, схемами, таблицами | Изучение нового материала Комбинированный
|
Глава 3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | Характерные особенности червей. Особенности строения и жизнедеятельности представителей плоских, круглых, кольчатых червей. Чем организация червей сложнее организации кишечнополостных. Значение червей в природе и в жизни человека. Профилактика заражения червями-паразитами. | Называть признаки типов и классов; узнавать на рисунках представителей разных типов и классов; наблюдать за объектами, сравнивать их; показывать усложнение плоских, круглых и кольчатых червей в процессе эволюции. | Изучение нового материала Комбинированный
|
Глава 4. Тип Моллюски | 3 | Особенности животных типа Моллюски; системы органов этих животных. Полость тела; Усложнение строения. Многообразие и значение моллюсков, относящихся к разным классам в природе и жизни человека. | Называть признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности к среде обитания; узнавать представителей типа на рисунках; работать с натуральными объектами | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 5. Тип Членистоногие | 9 | Особенности типа Членистоногие; Членистые конечности, хитиновый покров, отделы тела, системы органов этих животных. Усложнение организации по сравнению с моллюсками. Принципы классификации. Многообразие. Размножение и развитие членистоногих (прямое и непрямое). Значение членистоногих в природе и жизни человека. | Распознавать на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп; находить их отделы тела; зарисовывать внешнее строение насекомых; сравнивать представителей разных классов и отрядов; доказывать, что членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 6. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы | 7 | Особенности характерные для животных типа Хордовые. Системы органов животных: бесчерепных и черепных (позвоночных). Чем организация хордовых сложнее организации моллюсков и членистоногих. Как происходит размножение и развитие хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Значение хордовых, относящихся к бесчерепным животным и надклассу Рыбы, в природе и жизни человека. | Находить отделы тела и органы рыб; распознавать на рисунках представителей разных отрядов; зарисовывать внешнее строение рыбы; обосновывать необходимость охраны рыб, рыболовство и рыбоводство | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 7. Класс Земноводные | 3 | Особенности характерные для животных класса Земноводные. Системы органов этих животных. Чем организация строения этих животных сложнее организации рыб. Какие особенности позволяют им обитать как в водной, так и в наземно-воздушной среде. Как происходит размножение и развитие амфибий. Происхождение земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека. | Называть признаки класса; находить у земноводных отделы тела; распознавать на рисунках представителей разных отрядов; сравнивать представителей разных отрядов | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 8. Класс Пресмыкающиеся | 5 | Особенности характерные для животных класса Пресмыкающиеся. Системы органов этих животных. Чем организация строения этих животных сложнее организации земноводных. Какие особенности позволяют им менее зависеть от воды и заселять засушливые территории. Как происходит размножение и развитие рептилий. Как появились рептилии, от кого произошли. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. | Называть признаки класса; распознавать представителей разных классов на рисунках; доказывать происхождение пресмыкающихся от древних земноводных; находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся, объяснять, чем это обусловлено. | Изучение нового материала Комбинированный
|
Глава 9. Класс Птицы | 9 | Особенности характерные для животных класса Птицы. Системы органов этих животных. Чем организация строения этих животных сложнее организации пресмыкающихся. Какие особенности позволяют им заселять территории независимо от климатических условий. Как происходит размножение и развитие Птиц. От кого произошли птицы. Значение в природе и жизни человека. | Распознавать представителей разных экологических групп; распознавать отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета; зарисовывать строение пера; применять знания для охраны птиц; находить особенности во внешнем и внутреннем строении, связанные с полетом; доказывать происхождение птиц от древних пресмыкающихся | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 10. Класс Млекопитающие | 10 | Особенности характерные для животных класса Млекопитающие. Системы органов этих животных. Чем организация строения этих животных сложнее организации пресмыкающихся и птиц. Какие особенности позволяют им заселять территории независимо от климатических условий. Как происходит размножение и развитие зверей. От кого произошли млекопитающие. Значение зверей в природе и жизни человека.
| Узнавать представителей разных отрядов; определять систематическое положение представителей разных отрядов; находить черты усложнения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении; доказывать происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Глава 11. Развитие животного мира на Земле | 2 | Что такое эволюция. В каком направлении шли эволюционные преобразования животного мира. Какие существуют доказательства эволюции. Какой вклад внес Ч.Дарвин в развитие представлений об эволюции органического мира. Каковы основные этапы эволюции животного мира. | Называть доказательства эволюции; использовать знания для доказательства эволюции животного мира. | Изучение нового материала Комбинированный
|
Глава 12. Природные сообщества | 4 | Какие факторы действуют в различных средах обитания. Как организмы реагируют на действие биотических и абиотических факторов, как к ним приспосабливаются. Каков характер взаимоотношений между совместно обитающими существами. Что такое экосистема. Чем понятие «биоценоз» отличается от «биогеоценоза». Как формируются пищевые цепи и сети в сообществах. В чем причина необходимости охраны природы. | Давать определение понятий «биоценоз», «биогеоценоз». Составлять пищевые цепи. Различать на рисунках и таблицах продуцентов, консументов и редуцентов. Описывать структуру природных сообществ. Объяснять необходимость охраны редких и исчезающих видов животных. Демонстрация знаний способов защиты природных сообществ. | Изучение нового материала Комбинированный
|
8 класс
| ||||
Тема 1. Место человека в живой природе | 4 | Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести человека к царству Животные; какое место занимает вид Человек разумный в современной системе живой природы; какие науки занимаются изучением организма человека; когда появились и кто были предки современного человека; какие человеческие расы известны; какими особенностями отличаются друг от друга представители разных рас.
| Объяснять место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают и делают выводы§ | Изучение нового материала Комбинированный
|
Тема 2. Общий обзор организма человека
| 5 | Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Химический состав клеток тела человека. Функции органических и неорганических веществ в клетке. Строение тканей организма человека. Методы изучения организма человека | Рассматривать клетки и ткани на готовых микропрепаратах; распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов; распознавать на микропрепаратах разные виды тканей; обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей. | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа |
Тема 3. Регуляторные системы организма | 12 | Какие системы организма регулируют его работу; чем отличаются нервная и гуморальная регуляции; как классифицируют нервную систему по местоположению и по выполняемым функциям; на какие группы делятся железы и какие функции они выполняют; как устроен головной и спинной мозг человека, какие функции они выполняют; какие заболевания возникают в следствие нарушений в работе нервной системы и желез внутренней и смешанной секреции.
| находить на таблице железы внутренней секреции; сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества. Показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга; | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый опрос |
Тема 4. Опора и движение
| 6 | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Какие вещества входят в состав костей и мыщц. Различие скелета человека от скелета млекопитающих и с чем это связано. На какие группы делят мышцы, их особенности и строение. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | Показывать отделы скелета и отдельные кости; узнавать типы мышечной ткани; распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани оказывать первую помощь при травмах; уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие; обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией, выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры. | Изучение нового материала Комбинированный Лабораторная работа Фронтальный опрос
|
Тема 5. Внутренняя среда организма | 4 | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровь, ее функции. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. | Распознавать клетки крови на рисунках; определять пульс; оказывать первую помощь при кровотечениях; сравнивать строение клеток крови человека и других животных; описывать клетки крови на готовых микропрепаратах; знать и соблюдать правила общения с инфекционными больными; | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы
| 4 | Транспорт веществ. Кровеносная система и лимфатическая системы, их функции. Строение и работа сердца. Автоматия сердечной мышцы. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему; определять кровяное давление; описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 7. Дыхание
| 4 | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения | Различать на рисунках и таблицах органы дыхания; владеть приемами искусственного дыхания; сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы; осваивать приемы определения ЖЕЛ, профилактики простудных заболеваний, оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 8. Питание
| 5 | Питание. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Оказание первой помощи при отравлениях. | Овладеть приемами оказания первой помощи при отравлениях; различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы; выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии
| 3 | Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. | Характеризовать сущность пластического и энергетического обменов, их противоположность и единство. Применять правила гигиены на практике; составлять суточный рацион питания | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Практикум |
Тема 10. Выделение продуктов обмена
| 2 | Выделение. Строение и функции выделительной системы. Как идет процесс образования мочи. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | Распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы; обосновывать гигиенические правила | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 11. Покровы тела
| 2 | Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. | Овладевают приемами оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах; устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 12. Размножение и развитие | 6 | Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. | Характеризуют отличия половых клеток. Выделять факторы, влияющие на здоровье потомства; составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 13. Органы чувств. Анализаторы | 4 | Органы чувств. Из каких частей состоит анализатор. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушение зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние и вкус | Узнавать на моделях части органов зрения и слуха; составлять схемы зрительных и слуховых восприятий; объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций, соблюдение мер профилактики нарушений зрения и слуха. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль |
Тема 14. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность | 6 | Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Каково значение второй сигнальной системы человека. | Применять упражнения по тренировке внимания и памяти; составлять режим дня школьника; сравнивать условные и безусловные рефлексы; вырабатывать условные рефлексы у домашних животных. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
Тема 15. Человек и окружающая среда
| 2 | Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Обосновывать значение ЗОЖ , влияние двигательной активности, закаливания и рационального питания на сохранение и укрепление здоровья | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос
|
9 класс
| ||||
Тема 1. Многообразие мира живой природы
| 2 | Отличительные признаки живых организмов. Уровни организации живой материи. Что можно считать биологической системой. Свойства присущие живым (биологическим системам). | давать определения; перечислять черты сходства и различия у растений и животных; делать выводы (о чем говорит сходство растений и животных, а о чем – различие); выделять отличительные признаки живых организмов. | Изучение нового материала Комбинированный
|
Тема 2. Химическая организация клетки
| 4 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | сравнивать химический состав живых организмов, делать выводы на основе сравнения | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль |
Тема 3. Строение и функции клеток
| 7 | Клеточное строение организмов. Строение прокариотической и эукариотической клетки. Основные отличия растительной и животной клетки. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Процесс деления соматических клеток. Положения клеточной теории. Внеклеточная форма жизни | Применять знания о клеточной теории для объяснения единств органического мира; различать на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять взаимосвязь между строением и функциями клетки | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль |
Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
| 4 | Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Процесс фотосинтеза в растительной клетке. Глобальное значение воздушного питания растений. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организм | Характеризовать особенности пластического и энергетического обменов. Сравнивать и делать выводы на основе сравнения. Доказывать, что обмен веществ- главное отличие живых организмов | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль |
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов
| 6 | Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток. Оплодотворение. Значение двойного оплодотворения цветковых растений. Этапы эмбрионального развития. Типы постэмбрионального развития. Значение развития с превращением. | Характеризовать различные способы размножения и приводить примеры организмов; различать и характеризовать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития; Давать сравнительную характеристику сперматогенеза и овогенеза; применять знания о гомологии зародышевых листков для доказательства единства животного мира | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль |
Тема 6. Генетика
| 7 | Мендель – основоположник науки генетики. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Закономерности наследования, законы Менделя. Значение генетики для народного хозяйства. | Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, возникновение отличий от родит. форм у потомков; составление родословных; строить вариационные кривые на растительном и живом материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект; доказывать важность развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продуктов; объяснять механизмы наследственности и изменчивости. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль Практикум |
Тема 7. Селекция
| 4 | Понятия сорт, порода, штамм Методы селекции. Центры происхождения культурных растений. | Излагать основное содержание параграфа; находить в тексте ответы на вопросы; на основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия сортов и пород живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды; использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, работать с дополнительными источниками информации; применять знания в новой ситуации. | Изучение нового материала Урок-лекция
|
Тема 8. Эволюция органического мира
| 13 | Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды; использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, выделять существенные признаки вида, выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, объяснять причины многообразия видов. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Тестовый контроль Видеоуроки |
Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле
| 7 | Гипотезы происхождения жизни. Современная теория Опарина. Этапы развития жизни на земле. Крупные ароморфозы в процессе эволюции. Причины возникновения человека. Антропогенез: основные этапы эволюции человека. Человеческие расы. | Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле; работать с дополнительными источниками информации; применять знания в новой ситуации.на основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения человека и приспособленность его к условиям окружающей среды; использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития человека на Земле; объяснять происхождение человека от животных; объяснять единство происхождения человеческих рас. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Видеоуроки Тестовый контроль |
Тема 10. Основы экологии
| 14 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологические факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. | Приводить примеры взаимоотношений организмов; характеризовать круговороты веществ; приводить примеры природных и искусственных сообществ обитания; последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ; составлять цепи питании; характеризовать среды обитания, экологические факторы; обосновывать роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду; применять знания об экологических закономерностях на практике, выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере., овладевать умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. | Изучение нового материала Комбинированный Фронтальный опрос Видеоуроки Тестовый контроль |
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 7кл (70час)
№ | №урока в теме | Тема урока | ЭОР | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | Примечания |
Введение (7ч) | |||||||
Личностные результаты: представление о животных как сложных организмах, осознание единства живой природы Метапредметные результаты: умение работать с разными источниками информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками | |||||||
1 | 1 | Животный мир- составная часть живой природы |
|
|
| §1 |
|
2 | 2 | Строение клетки животного организма | Презентация
|
|
| §2,термины |
|
3 | 3 | Ткани животных : эпителиальная и соединительная | Презентация
|
|
| §3 |
|
4 | 4 | Ткани животных : мышечная и нервная | Презентация
|
|
| §4 |
|
5 | 5 | Л.Р №1 « Строение животных тканей» | Презентация
|
|
| §3-4 повт |
|
6 | 6 | Органы и системы органов животных | Презентация
|
|
| §5 |
|
7 | 7 | Значение животных в природе и жизни человека. Классификация животных | Презентация
|
|
| §6-7 |
|
Глава 1 Подцарство Одноклеточные животные или Простейшие (3 ч) | |||||||
Личностные результаты: представление о существовании животных микроскопических размеров Метапредметные результаты: умение работать с разными источниками информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, развитие навыков самооценки | |||||||
8 | 1 | Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиковые.( кл Саркодовые , кл. Жгутиковые) | презентация |
|
| §8 |
|
9 | 2 | Тип Инфузории. Л.Р. №2 « Строение инфузории-туфельки» | презентация |
|
| §9, сообщения |
|
10 | 3 | Значение одноклеточных животных в природе и жизни человека | презентация |
|
| §10 |
|
Глава 2 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии Метапредметные результаты: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации. | |||||||
11 | 1 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные | Презентация
|
|
| §11 |
|
12 | 2 | Тип Кишечнополостные. Особенности жизнедеятельности | видеофрагмент |
|
| §12, сообщения, презентации |
|
13 | 3 | Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека | Презентация
|
|
| §13 |
|
Глава 3. Типы Плоские черви, круглые черви, кольчатые черви (5 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития Метапредметные результаты: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации. | |||||||
14 | 1 | Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви | презентация |
|
| §14, сообщения |
|
15 | 2 | Многообразие плоских червей | Презентация
|
|
| §15 |
|
16 | 3 | Тип Круглые черви. (нематоды) | Презентация
|
|
| §16 |
|
17 | 4 | Тип Кольчатые Черви. Л.Р. №3 « Строение и передвижение дождевого червя» | презентация |
|
| §17,презентации сообщения |
|
18 | 5 | Класс Многощетинковые черви. Роль кольчатых червей в природе и жизни человека. | Презентация, видеофрагмент |
|
| §18 |
|
Глава 4. Тип Моллюски (3 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития, осознание необходимости охраны моллюсков Метапредметные результаты: умение определять цель и ставить задачи для ее достижения, умение анализировать результаты своей работы. | |||||||
19 | 1 | Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски | презентация |
|
| §19 |
|
20 | 2 | Класс Двустворчатые моллюски . Л.Р. №4 « Строение раковин моллюсков» | презентация |
|
| §20 |
|
21 | 3 | Класс Головоногие моллюски | презентация |
|
| §21 |
|
Глава 5. Тип Членистоногие (9 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, осознание многообразия членистоногих как результата их приспособляемости с различным условиям Метапредметные результаты: развитие умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме, навыки исследовательской работы | |||||||
22 | 1 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л.Р. №5 «Внешнее строение речного рака» | презентация |
|
| §22 |
|
23 | 2 | Многообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека. | презентация |
|
| §23 |
|
24 | 3 | Класс Паукообразные | презентация |
|
| §24 презентации сообщения |
|
25 | 4 | Многообразие паукообразных | Презентация
|
|
| §25 |
|
26 | 5 | Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых. Л.Р. №6 «Внешнее строение насекомых» | презентация |
|
| §26 |
|
27 | 6 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности насекомых. | презентация |
|
| §27, сообщения |
|
28 | 7 | Отряды насекомых с неполным превращением | презентация |
|
| §28, сообщения |
|
29 | 8 | Отряды насекомых с полным превращением | презентация |
|
| сообщения §29 |
|
30 | 9 | Роль насекомых в природе и жизни человека | презентация |
|
| §30 |
|
Глава 6.Тип хордовые. Надкласс Рыбы (7 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития. Метапредметные результаты: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. | |||||||
31 | 1 | Подтип Бесчерепные . Класс Ланцетники | Презентация
|
|
| §31 |
|
32 | 2 | Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыб. Л.Р. №7 «Внешнее строение рыб» | презентация |
|
| §32 |
|
33 | 3 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб | презентация |
|
| §33
|
|
34 | 4 | Особенности размножения и развития рыб | презентация |
|
| §34 сообщения
|
|
35 | 5 | Класс Хрящевые рыбы. | презентация |
|
| §35 сообщения
|
|
36 | 6 | Класс Костные рыбы | презентация |
|
| §36 сообщения
|
|
37 | 7 | Значение рыб в природе и жизни человека. | Видеоурок
|
|
| §37 |
|
Глава 7.Тип хордовые. Класс Земноводные (3 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития. Метапредметные результаты: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставлены, делать выводы на основе полученной информации | |||||||
38 | 1 | Класс Земноводные . особенности внешнего строения Л.Р. №8 «Внешнее строение лягушки». | презентация |
|
| §38 |
|
39 | 2 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных | презентация |
|
| §39, презентации сообщения |
|
40 | 3 | Многообразие и значение земноводных | презентация |
|
| §40
|
|
Глава 8.Тип хордовые. Класс пресмыкающиеся (4 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития. Метапредметные результаты: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. | |||||||
41 | 1 | Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения | презентация |
|
| §41 |
|
42 | 2 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | Презентация
|
|
| §42 презентации сообщения |
|
43 | 3 | Многообразие пресмыкающихся | Презентация
|
|
| §43 |
|
44 | 4 | Происхождение пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека. | презентация |
|
| §44 |
|
Глава 9.Тип хордовые. Класс Птицы (8 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития. Метапредметные результаты: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. | |||||||
45 | 1 | Класс Птицы. Особенности внешнего строения и опорно- двигательной системы птиц. Л.Р. №9 «Внешнее строение птицы». | презентация |
|
| §45 |
|
46 | 2 | Особенности внутреннего строения птиц. | Презентация
|
|
| §46 |
|
47 | 3 | Размножение, развитие и происхождение птиц. | презентация |
|
| §47 |
|
48 | 4 | Сезонные изменения в жизни птиц. | Презентация
|
|
| §48 |
|
49 | 5 | Многообразие птиц | Презентация
|
|
| §49 |
|
50 | 6 | Экологические группы птиц | Презентация
|
|
| §50 |
|
51 | 7 | Значение птиц в природе и жизни человека. | Презентация
|
|
| §51 |
|
52 | 8 | Обобщающий урок по теме «Класс Птицы». | Презентация
|
|
|
|
|
Глава 10.Тип хордовые. Класс Млекопитающие (10 ч) | |||||||
Личностные результаты: познавательный интерес к изучению биологии, представление о постепенном усложнении животных в процессе исторического развития. Метапредметные результаты: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставлены, делать выводы на основе полученной информации | |||||||
53 | 1 | Особенности внешнего строения и опорно- двигательной системы млекопитающих | презентация |
|
| §52 |
|
54 | 2 | Особенности внутреннего строения млекопитающих | презентация |
|
| §53 |
|
55 | 3 | Размножение, развитие и происхождение млекопитающих | презентация |
|
| §54 |
|
56 | 4 | Размножение, развитие и происхождение млекопитающих | презентация |
|
| §54 |
|
57 | 5 | Многообразие млекопитающих. Подклассы: Первозвери и Настоящие звери. | презентация |
|
| §55 |
|
58 | 6 | Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны | презентация |
|
| §56 |
|
59 | 7 | Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Хищные, ластоногие, Китообразные. | презентация |
|
| §57 |
|
60 | 8 | Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы | презентация |
|
| §58 |
|
61 | 9 | Сезонные явления в жизни млекопитающих | Презентация
|
|
|
|
|
62 | 10 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | презентация |
|
| §59 |
|
Глава 11.Развитие животного мира на Земле (2 ч) | |||||||
Личностные результаты: представления о наличии доказательст процесса эволюции Метапредметные результаты: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи | |||||||
63 | 1 | Доказательства и причины развития животного мира | презентация |
|
| §60 |
|
64 | 2 | Основные этапы эволюции животного мира | Презентация
|
|
| §61 |
|
Глава 12. Природные сообщества (4 ч) | |||||||
Личностные результаты: понимание причин возникновения биоразнообразия на основании знаний о приспособляемости организмов к условиям среды Метапредметные результаты: умение работать с различными источниками информации, структурировать и анализировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | |||||||
65 | 1 | Среда обитания организмов и ее факторы | Презентация
|
|
| §62 |
|
66 | 2 | Биотические и антропогенные факторы | Презентация
|
|
| §63 |
|
67 | 3 | Природные сообщества | Презентация
|
|
| §64 |
|
68 | 4 | Экскурсия «Природное сообщество» |
|
|
| отчеты |
|
Заключение (2 ч) | |||||||
Личностные результаты: понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний Метапредметные результаты: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятиям, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи | |||||||
69 | 1 | Повторение и обобщение |
|
|
|
|
|
70 | 2 | Повторение и обобщение |
|
|
|
|
|