Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 17 имени генерал- лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области» |
Рассмотрено на заседании МО учителей ____________ Протокол № от «_____»________________2017г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ А.Н.Абдуллина | Согласовано Заместитель директора по НМР ___________Е.В. Кандидатова | Утверждено Директор школы ______________Е. Ю. Зорова |
__________________________ | «______»_______________2017г. | «______»_______________2017г. | «______»_________________2017г. |
Рабочая программа
Наименование курса: Биология
Класс: 7
Уровень общего образования – основное общее образование
Учитель – Неверова Наталья Федоровна
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 68 часа в год; в неделю - 2 часа
Планирование составлено на основе программы «Биология. 5—9 классы : учебно-Р13 методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 382, [2] с.
ISBN 978-5-358-11853-9»
Рабочую программу составила Неверова Наталья Федоровна – учитель биологии.
В сборнике представлены рабочие программы к УМК Н. И. Сонина «Биология. 5—9 классы (концентрический курс)».
Данная линия соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО
и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень учебников.
УДК 372.857
ББК 74.262.8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты обучения
- развитие и формирование интереса к изучению природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой ценности жизни здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности
бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний.
- основные понятия, относящиеся к строению прокариотической и эукариотической клеток;
- строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
- особенности организации шляпочного гриба;
- меры профилактики грибковых заболеваний.
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности
жизнедеятельности и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
- признаки организма как целостной системы; - основные свойства животных организмов;
- сходство и различия между растительным и животным организмами;
- что такое зоология, какова её структура.
- признаки одноклеточного организма;
- основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
- значение одноклеточных животных в экологических системах;
- паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
- современные представления о возникновении многоклеточных животных;
- общую характеристику типа Кишечнополостные;
- общую характеристику типа Плоские черви; - общую характеристику типа Круглые черви;
- общую характеристику типа Кольчатые черви;
- общую характеристику типа Членистоногие.
- современные представления о возникновении хордовых животных;
- основные направления эволюции хордовых;
- общую характеристику надкласса Рыбы;
- общую характеристику класса Земноводные;
- общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
- общую характеристику класса Птицы;
- общую характеристику класса Млекопитающие.
- общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
- пути проникновения вирусов в организм;
- этапы взаимодействия вируса и клетки;
- меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактерий; - характеризовать формы бактериальных клеток;
- отличать бактерии от других живых организмов;
-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа
учебника до или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
- давать общую характеристику бактерий и грибов;
- объяснять строение грибов и лишайников;- приводить примеры распространённости грибов и лишайников; - характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
- определять несъедобные шляпочные грибы; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений в биосфере;
- давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; - характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
- объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
- объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
- представлять эволюционный путь развития животного мира;
- классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам; - применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных,
выведения новых пород животных;
- использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
- распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; - раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
- применять полученные знания в повседневной жизни.
- определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
- использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
- определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
- работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
- понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
- характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
- оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
- объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
- характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
- выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
- осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
- пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать
и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
- давать характеристику методов изучения биологических объектов;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие живых
организмов. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Часть 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость
а роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.
Часть 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и
распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора .
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников, различные представители
лишайников.
Знание учащимися систематических таксонов не является обязательным.
Часть 3. Царство Растения (21 ч)
Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2ч)
Демонстрация
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения водорослей.
Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (4 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жйзненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения мха.
Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространённых растенийсвоей местности, определение их систематического положения.
Раздел 4. Царство Животные (35 ч)
Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1ч).
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные и практические работы
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.
Лабораторные и практические работы
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1ч).
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация
Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.
Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторные и практические работы
Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.
Тема 4.5. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах.
Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные и практические работы
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные и практические работы
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение дождевого червя
Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация
Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАССРЫБЫ (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевых (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация
Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (1 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация
Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни.
Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация
Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.
Лабораторные и практические работы
Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.
Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (3 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные и практические работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.
Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения млекопитающих.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.
Раздел 5. Вирусы (1 ч)
Тема 5.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация
Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Заключение (1ч)
Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Итоговая контрольная работа – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Всего | Теор.занятия | Лабор, практ, экскурсии и др. | Контрольные занятия |
1.Введение | 3 | 3 | - | 1 |
1 | | | Мир живых организмов. Уровни организации живого. | 1 | 1 | | |
2 | | | Ч. Дарвин и происхождение видов. | 1 | 2 | | |
3 | | | Многообразие видов и их классификация. Живые формы организмов. | 1 | 3 | | Входная к/р |
Часть 1. Царство прокариоты | 3 | 3 | - | - |
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ | 3 | 3 | - | - |
4 | | | Общая характеристика и происхождение прокариот. | 1 | 1 | | |
5 | | | Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии. | 1 | 2 | | |
6 | | | Подцарство Оксифотобактерии. | 1 | 3 | | |
Часть 2. Царство грибы | 4 | 1 | | |
Тема 2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ | 4 | 2 | 2 | - |
7 | | | Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека. | 1 | 1 | | |
8 | | | Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности. П/Р №1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | | П/Р №1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | |
9 | | | Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы. Л/Р №1«Строение плесневого гриба мукора» | 1 | | Л/Р №1«Строение плесневого гриба мукора» | |
10 | | | Отдел Лишайники. | 1 | 2 | | |
Часть 3. Царство Растения | 21 | 16 | 5 | - |
Тема 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ | 2 | 2 | - | - |
11 | | | Общая характеристика Царства Растения. | 1 | 1 | | |
12 | | | Жизненные формы растений. | 1 | 2 | | |
Тема 3.2. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ | 4 | 3 | 1 | - |
13 | | | Общая характеристика низших растений. | 1 | 1 | | |
14 | | | Размножение и развитие водорослей. | 1 | 2 | | |
15 | | | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | 1 | 3 | | |
16 | | | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Л/Р №2 «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б. | 1 | | Л/Р №2 «Изучение внешнего строения водорослей». Инстр. по Т. Б. | |
Тема 3.3. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ | 6 | 5 | 1 | - |
17 | | | Общая характеристика подцарства Высшие растения. | 1 | 1 | | |
18 | | | Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности. Л/Р №3 «Изучение внешнего строения мхов». Инстр. по Т. Б | 1 | | Л/Р №3 «Изучение внешнего строения мхов». Инстр. по Т. Б. | |
19 | | | Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | 2 | | |
20 | | | Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | 3 | | |
21 | | | Отдел Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | 4 | | |
22 | | | ПОУ по теме: «Подцарство Высшие растения». | 1 | 5 | | 1 |
Тема 3.4. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ | 2 | 1 | 1 | - |
23 | | | Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | 1 | | |
24 | | | Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение. П/Р №2 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | 1 | | П/Р №2 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | |
Тема 3.5. ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ | 7 | 5 | 2 | - |
25 | | | Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. | 1 | 1 | | |
26 | | | Размножение Покрытосеменных растений. | 1 | 2 | | |
27 | | | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства Розоцветных. Л\р №4 «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. | 1 | | Л\р №4 «Определение растений семейства Розоцветных». Инстр. по т\б. | |
28 | | | Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых. | 1 | 3 | | |
29 | | | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства Злаковых. Л\р №5 «Определение растений семейства Злаковых». Инстр. по т\б | 1 | | Л\р №5 «Определение растений семейства Злаковых». Инстр. по т\б | |
30 | | | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных. | 1 | 4 | | |
31 | | | ПОУ по теме: «Прокариоты, грибы, растения». | 1 | 5 | | |
Часть 4. Царство Животные | 35 | 22 | Л/Р 2, П/Р 10. | 1 |
Тема 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ. | 1 | 1 | - | |
32 | | | Общая характеристика Царства Животных. | 1 | 1 | | |
Тема 4.2 ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ. | 2 | 1 | 1 | |
33 | | | Особенности организации одноклеточных, их классификация. Л/Р №6 «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ. | 1 | | Л/Р №6 «Строение инфузории – туфельки». Инстр. по ТБ. | |
34 | | | Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека. | 1 | 1 | | |
Тема 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ | 1 | | 1 | |
35 | | | Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные. П/Р №3. «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры». | 1 | | П/Р №3. «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры». | |
Тема 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ | 3 | 3 | - | - |
36 | | | Особенности организации Кишечнополостных. | 1 | 1 | | |
37 | | | Особенности организации Кишечнополостных | 1 | 2 | | |
38 | | | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека. | 1 | 3 | | |
Тема 4.5.ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ | 2 | 2 | - | - |
39 | | | Особенности организации плоских червей. | 1 | 1 | | - |
40 | | | Плоские черви – паразиты. | 1 | 1 | | - |
Тема 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ | 1 | | 1 | |
41 | | | Тип круглые черви особенности их организации. П/Р №4. «Жизненный цикл человеческой аскариды». | 1 | | П/Р №4. «Жизненный цикл человеческой аскариды». | |
Тема 4.7. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ | 2 | 1 | 1 | - |
42 | | | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. П/Р №5 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | | П/Р №5 «Внешнее строение дождевого червя» | |
43 | | | Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые. | 1 | 1 | | |
Тема 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ | 2 | 1 | 1 | - |
44 | | | Особенности организации моллюсков. П/Р №6 «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ | 1 | | П/Р №6 «Внешнее строение моллюсков». Истр. по ТБ | |
45 | | | Значение и многообразие моллюсков. | 1 | 1 | | |
Тема 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ | 7 | 6 | 1 | - |
46 | | | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. П/Р №7. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. (речной рак) | 1 | | П/Р №7. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. (речной рак) | |
47 | | | Многообразие Ракообразных, их роль в природе. | 1 | 1 | | |
48 | | | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 2 | | |
49 | | | Многообразие Паукообразных, их роль в природе. | 1 | 3 | | |
50 | | | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 4 | | |
51 | | | Размножение и развитие насекомых. | 1 | 5 | | |
52 | | | Многообразие насекомых, их роль в природе и их практическое значение. | 1 | 6 | | |
Тема 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ | 1 | 1 | | - |
53 | | | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе. | 1 | 1 | | |
Тема 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ | 1 | 1 | | - |
54 | | | Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. | 1 | 1 | | |
Тема 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАССРЫБЫ | 2 | 1 | 1 | - |
55 | | | Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные. П/Р №8. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | 1 | | П/Р №8. «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | |
56 | | | Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека. | 1 | 1 | | |
Тема 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ | 1 | | 1 | - |
57 | | | Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. П/Р №9 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни». Инстр. по ТБ | 1 | | П/Р №9 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни». Инстр. по ТБ | |
Тема 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ | 2 | 1 | 1 | |
58 | | | Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных. П/Р №10 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи». | 1 | | П/Р №10 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи». | |
59 | | | Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 1 | | |
Тема 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ | 3 | 2 | 1 | - |
60 | | | Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | 1 | | |
61 | | | Особенности организации птиц, связанные с полётом. П/Р №11 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ | 1 | | П/Р №11 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Инстр. по ТБ | |
62 | | | Экологические группы птиц, их роль в жизни человека. | 1 | 2 | | |
Тема 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ | 4 | 2 | 2 | |
63 | | | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. | 1 | 1 | | |
64 | | | Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных. П/Р №12 «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б. | 1 | | П/Р №12 «Изучение строения млекопитающих» Инстр. по т. б. | |
65 | | | Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Сумчатые и Первозвери. Л/Р№7«Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б. | 1 | | Л/Р№7 «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни для человека». Инстр. по т. б. | |
66 | | | ПОУ по теме: «Царство Животных». | 1 | 2 | | |
6.Царство Вирусы. | 2 | 1 | | 1 |
67 | | | Царство Вирусы | 1 | 1 | | |
68 | | | Итоговая контрольная работа «Многообразие живых организмов». | 1 | | | 1 |
| | | Всего | 68 | 47 | Л/Р№7 , П/Р №12 | 2 |
17