СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Биология.Подготовка к ОГЭ"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть реализована при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Биология.Подготовка к ОГЭ"»

МБОУ «Гимназия №184»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Биология. Подготовка к ОГЭ




























Учитель В.С.Мичурина



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Биология и профессия составлена на основе авторской программы Е.А.Титовской « Сборник программ элективных курсов»

Программа опирается на УМК:

  1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2009г.

  2. «Биология. Животные» 7 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2012г.

  3. «Биология. Человек» 8 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2012г.

4. «Введение в общую биологию» 9 кл. Криксунов А.А, Каменский Е.А. 2013

Программа рассчитана на учащихся 15-16 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Занятий - 68 часов.

Цели обучения биологии:

  • в направлении личностного развития

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к творчеству





  • в метапредметном направлении

формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • в предметном направлении

овладение знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления.

Задачи обучения биологии:


  • формирование и развитие коммуникативной (совершенствование навыков работы в группе, умения работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог), ценностно-смысловой (осмысленная организация собственной деятельности) и информационной (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники: справочники, учебники, словари, СМИ, передавать ее) компетенций.

  • развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно выполнять задания по биологии;

  • формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков.

  • сохранение теоретических и методических подходов.

  • компенсация пробелов в биологическом развитии учащихся, в развитии их внимания и памяти;

  • обеспечение уровневой дифференциации в ходе обучения;

  • обеспечение базовых биологических знаний, достаточных для изучения биологии, а также для продолжения образования;

  • формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;

  • выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 15-16 лет. Срок реализации программы 1 год.

.Данный курс является дополнением к основному общему образованию. Это обобщающий курс, направленный на углубление и расширение знаний научных основ учащихся 9 класса. При изучении разделов биологии следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органиоды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 68 часов, из них 46 часов теории и 21 час практики.





СОДЕРЖАНИЕ



п/п

Темы занятий

1

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (2 ч.).)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2

Тема 2 Признаки живых организмов (6 ч )

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

Вирусы – неклеточные формы жизни.


Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (18ч)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.


Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.


Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.


Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.


Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об


эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости

биосферы и результата эволюции.

4

Тема 4 Человек и его здоровье (30 ч)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.


Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.


Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.


Дыхание. Система дыхания.


Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.


Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.


Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.


Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.


Покровы тела и их функции.


Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.


Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.


Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.


Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,

темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.


Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.

5

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (6 ч)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.


Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.


Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (6 ч)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах

  • органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п



Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

1

Тема 1. Биология как наука. Методы биологии


2


Биология как наука. Методы биологии. Практическая работа №1.

2

2

Тема 2. Признаки живых организмов

6

    1. Клеточное строение организмов

2

    1. Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

2

    1. Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

2

3

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы

18

3.1 Царство Бактерии.

2

3.2 Царство Грибы.

2

3.3 Царство Растения Практическая работа №2

6

3.4. Царство Животные.

6

3.5 Учение об эволюции органического мира. Практическая работа №3

2

4

Тема 4. Человек и его здоровье

30

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

2

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа №4

2

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

2

4.4. Дыхание. Система дыхания. Практическая работа №5

2

4.5. Внутренняя среда организма.

2

4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

2

4.7. Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа №6

2

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

2

4.9. Покровы тела и их функции.

2

4.10. Размножение и развитие организма человека. Практическая работа №7

2

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

2

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа №8

2

4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

2

4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

2

4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа №9

2





5

Тема 5 .Взаимосвязи организмов и окружающей среды

6

5.1Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов

2

5.2Экосистемная организация живой природы.

2

5.3Учение о биосфере. Практическая работа №10

2







6

Тема 6 .«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»

6

6.1 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» Практическая работа №11

2

6.2 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» Практическая работа №12.

2

6.3 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» Практическая работа №13.

2

Итого: 68











Тематическое планирование занятий на 2015-2016 учебный год

№ п/п



Дата



Наименование темы.

Теория

Кол-во часов

Практика. Кол-во час.

Всего часов


1 .Биология как наука. Методы биологии ( 2 ч.)




1

07.10

Биология как наука. Методы биологии

Практическая работа №1.

1

1

2


2. Признаки живых организмов (6 ч)


2

14.10

Клеточное строение организмов

1

1

2


3

21.10

Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.

1

1

2


4


29.19

Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

1

2


Система, многообразие и эволюция живой природы (18ч)


5

04.11

Царство Бактерии.

2


2


6

11.11

Царство Грибы.

2


2


7

18.11

Царство Растения

2


2


8

25.11

Царство Растения

2


2


9

02.12

Царство Растения. Практическая работа №2


2

2


10

09.12

Царство Животные.

2


2


11

16.12

Царство Животные.

2


2


12

23.12

Царство Животные. Практическая работа №3


2

2


13

30.12

Учение об эволюции органического мира.

2


2


Человек и его здоровье (30 ч)


14

13.01

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

2


2


15

20.01

Нейро - гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа №4

1

1

2


16

27.01

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

2


2


17

03.02

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 5

1

1

2


18


Внутренняя среда организма.

2


2


19

10.02

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

2


2

20

17.02

Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа №6

1

1

2

21

24.02

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения

2


2

22

02.03

Покровы тела и их функции.

2


2

23

09.03

Размножение и развитие организма человека. Практическая работа №7

1

1

2


24

16.03

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

2


2


25

23.03

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа №8

1

1

2


26

30.03

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

2


2


27

06.04

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

2


2


28

13.04

Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. Практическая работа №9

1

1

2


Взаимосвязи организмов и окружающей среды (6 ч)


29

20.04

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов

2


2


30

27.04

Экосистемная организация живой природы.

2


2


31

04.05

Учение о биосфере. Практическая работа №10

1

1

2


«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (6)


32

11.05

«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»


2

2


33

18.05

«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»


2

2


34

25.05

«Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»


2

2




итого:

47

21

68




ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»

Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

Решение демонстрационного варианта ОГЭ прошлого года

Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года.

Решение демонстрационного варианта ОГЭ текущего года.

Итого: 13











































ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

  2. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

  3. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003

  5. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

  6. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

  7. Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

  8. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.

  9. Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

  10. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.

  11. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

  12. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

  13. Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

  1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2009г.

  2. «Биология. Животные» 7 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2009г.

  3. «Биология. Человек» 8 кл. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин 2009г.

4. «Введение в общую биологию» 9 кл. Криксунов А.А, Каменский Е.А. 2008

Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ

Пособия, разработанные в 2014- 2015 гг.

  1. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2014.

  2. ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Пособия, разработанные в 2014 г.

  1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2015.

  2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2014.

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2015.

Дополнительная литература

  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

  2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

  3. Биология.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

  4. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.

  5. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

  6. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

  7. Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.