СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (черчение) - 8 кл. (Дети с ОВЗ)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагаетс рабочая программа по черчению для обучающихся 8 класса - детей с ОВЗ, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту по индивидуальному учебному плану (в том числе и с использованием дистанционных технологий). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (черчение) - 8 кл. (Дети с ОВЗ)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2014 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По черчению

для 8 класса

основной школы

(базовый уровень)

домашнее обучение







Составитель – учитель технических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория















2014

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по черчению для 8 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Черчение. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 8-го класса с ограниченными возможностями здоровья (универсальный профиль в общеобразовательной школе).

В основной школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Черчение» в 8-м классе выделено 8,5 часов в год (0,25 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Данная программа ориентирована на УМК:

  1. Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2011.

  2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 2013.

  3. Г. Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. - М. «ВАКО», 2011.

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений, графической грамоте и графической культуре. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.

Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (специфика заболевания, способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.

5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Цели обучения:

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Задачи курса:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- формировать знания о сборочных чертежах;

- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

II. Содержание программы.

Введение – 0,25 ч.


1. Правила оформления чертежей (2 ч)

1. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные метода выполнения чертежей с использованием ЭВМ (графопостроителей). Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

2. Понятие о государственных стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками тонкая. Форматы рамки и основные надписи на чертежах.

3. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.


2. Способы проецирования (2 ч)

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).


3. Технический рисунок (1 ч)

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.


4. Чтение и выполнение чертежей (3,25 ч)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геомет­рических тел. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей не­которых тел. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний.

Чтение чертежей детали.

III. Учебно-тематический план

Модуль программы

Количество часов

Вводный урок

0,25

Правила оформления чертежей

2

Способы проецирования

2

Технический рисунок

1

Чтение и выполнение чертежей

3,25


Итого:

8,5


Календарно - тематическое планирование по черчению в 8 классе


п/п

Тема и тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата

план

факт

Введение – 0,25 ч.

1

Введение. Значение черчения.

Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графических знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими.

Знать: историю развития чертежа;

об инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими.

Уметь работать с чертёжными принадлежностями




Правила оформления чертежей – 2 ч.

2

Понятие о стандартах. Линии.

Стандарты ЕСКД, их назначение.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная.

Знать: о стандартах ЕСКД; линии чертежа

Уметь выполнять линии чертежа в соответствии со стандартами.



3

Чертежный шрифт.

Стандарты ЕСКД, основная надпись, виды линий.

Чертежный шрифт: размер, ширина букв, расстояние между буквами, словами, строками. Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей

Уметь: выполнять чертёжный шрифт



Способы проецирования – 2 ч.

4

Расположение видов на чертеже.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Знать: определение вида; название видов, расположение видов; определение главного вида.

Уметь: выбирать главный вид; необходимое, но достаточное количество видов; правильно располагать виды.



5


Проецирование на несколько плоских проекций





Технический рисунок – 1 ч.

6

Эскиз.

Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза.

Требования к эскизам.

Инструменты для обмера деталей.

Последовательность выполнения эскиза.

Использование условных знаков, обозначений.

Знать: определение эскиза; требования к эскизам; инструменты для обмера деталей; последовательность выполнения эскиза;

использование условных знаков, обозначений.

Уметь выполнять эскизы.



Чтение и выполнение чертежей – 3,25 ч.

7

Деление окружности

Сопряжение

Познакомить с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей. Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей.

Знать: определения окружности, сопряжения, части окружности, требования к выполнению деления окружности, правила выполнения сопряжения на чертеже

Уметь работать с чертёжными инструментами



8

Выполнение технического рисунка детали

Развивать пространственное воображение, навыки построения чертежа детали

Знать: правила выполнения технического рисунка

Уметь работать над конструированием инструментов



9

Выполнение чертежа детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве

Развивать пространственное воображение, навыки построения чертежа детали

Знать: правила выполнения технического рисунка, чертежа при изменении положения детали в пространстве

Уметь работать над конструированием инструментов



0,25

Повторение и контроль знаний





IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображении;

- изученные правила выполнения и оформления чертежей и приемы построения основных сопряжении.

  • приемы работы чертежными инструментами;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о чертежном шрифте;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах постро­ения аксонометрических изображений.

  • основные правила выполнения чертежей

  • основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;

  • последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;

  • условные обозначения и изображение резьбы;

  • способы изоб­ражения разъемных и неразъемных соединений (на уровне на­чального знакомства);

  • особенности выполнения сборочных чертежей;

  • условности и упрощения, применяемые на чертежах;

  • правила деталирования.


Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображении;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое количество видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

  • выполнять графические работы;

  • строить правильные многоугольники;

  • строить сопряжения;

  • анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;

  • ана­лизировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и нагляд­ные изображения несложных предметов;

  • выбирать оптимальное количество видов на чертеже;

  • осуще­ствлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • проводить самоконтроль выполнения графических работ;

  • приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.

  • правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;

  • выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;

  • выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), спра­вочной литературой, учебником и учебными пособиями.

V. Перечень учебно-методических средств обучения


Методическое пособие для учителя:

  1. Б. В. Будасов. «Машиностроительное черчение» Москва, «Стройиздат»1996

  2. А.Д. Ботвинников «Об актуальных вопросах методики обучения черчению» Москва, «Просвещение» 1997

  3. В.В. Степакова «Карточки задания по черчению» Москва, «Просвещение» 2002

  4. Боголюбов С.К. Черчение. - М.: Машиностроение, 1989.


Дополнительная литература для учителя:

  1. С.В. Титов «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» Волгоград, «Учитель» 2007

  2. Н.Г. Михайлов «Обучение школьников элементам конструирования» Москва, «Просвещение» 1996

  3. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся. – Саратов: «Лицей», 2007.

  4. Журнал «Школа и производство».

  5. Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.

  6. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. – М; «Владос», 2004.

  8. Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.

  9. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. Учебное пособие для техникумов. – М.; Альянс , 2007.
  10. Дрягина В.Б., Кучукова Т.В., Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Преображенской Н.Г.)- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2004.

  11. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Черчение и графика. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Мнемозина, 2007.

  12. Подшибякин В. Черчение. Практикум. – М.; Лицей, 2006.

  13. Черчение: Основные правила оформления чертежей; Построение чертежа "плоской" детали: Рабочая тетрадь № 1 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  14. Черчение: Геометрические построения: Рабочая тетрадь № 2 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  15. Черчение: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: Рабочая тетрадь № 3 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  16. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  17. Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь № 5 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.)

  18. Изд. 2-е, перераб. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  19. Черчение. Рабочая тетрадь №7. Чертежи типовых соединений деталей. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2005.

  20. Г.В. Чумаченко. Техническое черчение: Учебное пособие.- М.; «Феникс», 2008.



















































Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г.

Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2014г.