
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2014 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По черчению
для 8 класса
основной школы
(базовый уровень)
домашнее обучение
Составитель – учитель технических дисциплин
Ивлев Александр Владимирович
Высшая квалификационная категория
2014
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по черчению для 8 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Черчение. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 8-го класса с ограниченными возможностями здоровья (универсальный профиль в общеобразовательной школе).
В основной школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Черчение» в 8-м классе выделено 8,5 часов в год (0,25 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Данная программа ориентирована на УМК:
Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2011.
Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 2013.
Г. Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. - М. «ВАКО», 2011.
Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств.
Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений, графической грамоте и графической культуре. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.
Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (специфика заболевания, способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
Цели обучения:
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Задачи курса:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- формировать знания о сборочных чертежах;
- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
II. Содержание программы.
Введение – 0,25 ч.
1. Правила оформления чертежей (2 ч)
1. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные метода выполнения чертежей с использованием ЭВМ (графопостроителей). Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
2. Понятие о государственных стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и штрихпунктирная с двумя точками тонкая. Форматы рамки и основные надписи на чертежах.
3. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
2. Способы проецирования (2 ч)
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
3. Технический рисунок (1 ч)
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
4. Чтение и выполнение чертежей (3,25 ч)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
III. Учебно-тематический план
№ | Модуль программы | Количество часов |
-
| Вводный урок | 0,25 |
-
| Правила оформления чертежей | 2 |
-
| Способы проецирования | 2 |
-
| Технический рисунок | 1 |
-
| Чтение и выполнение чертежей | 3,25 |
| Итого: | 8,5 |
Календарно - тематическое планирование по черчению в 8 классе
№ п/п | Тема и тип урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата |
план | факт |
Введение – 0,25 ч. |
1 | Введение. Значение черчения. | Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графических знаний для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей. Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. | Знать: историю развития чертежа; об инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. Уметь работать с чертёжными принадлежностями | | |
Правила оформления чертежей – 2 ч. |
2 | Понятие о стандартах. Линии. | Стандарты ЕСКД, их назначение. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная. | Знать: о стандартах ЕСКД; линии чертежа Уметь выполнять линии чертежа в соответствии со стандартами. | | |
3 | Чертежный шрифт. | Стандарты ЕСКД, основная надпись, виды линий. Чертежный шрифт: размер, ширина букв, расстояние между буквами, словами, строками. Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей | Уметь: выполнять чертёжный шрифт | | |
Способы проецирования – 2 ч. |
4 | Расположение видов на чертеже. | Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). | Знать: определение вида; название видов, расположение видов; определение главного вида. Уметь: выбирать главный вид; необходимое, но достаточное количество видов; правильно располагать виды. | | |
5 | Проецирование на несколько плоских проекций | | | | |
Технический рисунок – 1 ч. |
6 | Эскиз. | Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза. Требования к эскизам. Инструменты для обмера деталей. Последовательность выполнения эскиза. Использование условных знаков, обозначений. | Знать: определение эскиза; требования к эскизам; инструменты для обмера деталей; последовательность выполнения эскиза; использование условных знаков, обозначений. Уметь выполнять эскизы. | | |
Чтение и выполнение чертежей – 3,25 ч. |
7 | Деление окружности Сопряжение | Познакомить с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей. Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей. | Знать: определения окружности, сопряжения, части окружности, требования к выполнению деления окружности, правила выполнения сопряжения на чертеже Уметь работать с чертёжными инструментами | | |
8 | Выполнение технического рисунка детали | Развивать пространственное воображение, навыки построения чертежа детали | Знать: правила выполнения технического рисунка Уметь работать над конструированием инструментов | | |
9 | Выполнение чертежа детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве | Развивать пространственное воображение, навыки построения чертежа детали | Знать: правила выполнения технического рисунка, чертежа при изменении положения детали в пространстве Уметь работать над конструированием инструментов | | |
0,25 | Повторение и контроль знаний | | | | |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображении;
- изученные правила выполнения и оформления чертежей и приемы построения основных сопряжении.
приемы работы чертежными инструментами;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о чертежном шрифте;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.
основные правила выполнения чертежей
основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;
последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;
условные обозначения и изображение резьбы;
способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне начального знакомства);
особенности выполнения сборочных чертежей;
условности и упрощения, применяемые на чертежах;
правила деталирования.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображении;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое количество видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
выполнять графические работы;
строить правильные многоугольники;
строить сопряжения;
анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать оптимальное количество видов на чертеже;
осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
проводить самоконтроль выполнения графических работ;
приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.
правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;
выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;
выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой, учебником и учебными пособиями.
V. Перечень учебно-методических средств обучения
Методическое пособие для учителя:
Б. В. Будасов. «Машиностроительное черчение» Москва, «Стройиздат»1996
А.Д. Ботвинников «Об актуальных вопросах методики обучения черчению» Москва, «Просвещение» 1997
В.В. Степакова «Карточки задания по черчению» Москва, «Просвещение» 2002
Боголюбов С.К. Черчение. - М.: Машиностроение, 1989.
Дополнительная литература для учителя:
С.В. Титов «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» Волгоград, «Учитель» 2007
Н.Г. Михайлов «Обучение школьников элементам конструирования» Москва, «Просвещение» 1996
Сборник заданий по техническому черчению для учащихся. – Саратов: «Лицей», 2007.
Журнал «Школа и производство».
Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. – М; «Владос», 2004.
Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.
- Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. Учебное пособие для техникумов. – М.; Альянс , 2007.
Дрягина В.Б., Кучукова Т.В., Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Преображенской Н.Г.)- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2004.
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Черчение и графика. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Мнемозина, 2007.
Подшибякин В. Черчение. Практикум. – М.; Лицей, 2006.
Черчение: Основные правила оформления чертежей; Построение чертежа "плоской" детали: Рабочая тетрадь № 1 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Геометрические построения: Рабочая тетрадь № 2 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: Рабочая тетрадь № 3 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь № 5 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.)
Изд. 2-е, перераб. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение. Рабочая тетрадь №7. Чертежи типовых соединений деталей. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2005.
Г.В. Чумаченко. Техническое черчение: Учебное пособие.- М.; «Феникс», 2008.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г. Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова/ '' ___ '' _______________ 2014г. |