СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Программное обеспечение ЭВМ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессии  16199 Оператор электронно-вычислительных  и вычислительных машин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Программное обеспечение ЭВМ"»

Управление образования и науки липецкой области

УТВерждаю:

Директор Г(О)Б ПОУ

«Задонский политехнический техникум»


В.В. Дорохин

«


»


20


г.

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программное обеспечение ЭВМ














2015



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин






Организация-разработчик: Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

Разработчики:

В.И. Яковлева – преподаватель информатики Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

СОГЛАСОВАНО:







Рассмотрено Педагогическим советом

Г(О) Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

Протокол №


от «


»


20


г.






Одобрено:

Председатель цикловой методической комиссией

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Согласовано:

Заместитель директора

по учебной работе

Т.Н. АКсенова


Е.А.Позднякова







1 паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программное обеспечение ЭВМ



1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл.



1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате изучения дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» студент должен:

иметь представление:

о роли и месте знаний по предмету при освоении смежных дисциплин по выбранной профессии и в сфере профессиональной деятельности;

знать:

  • назначение и общие принципы функционирования компьютеров;

  • принципы осуществления поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения;

  • методы установления причин сбоев в процессе обработки информации и их анализа;

  • способы устранения программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами;

уметь:

  • вести процесс обработки информации на ЭВМ;

  • готовить к работе вычислительную технику и периферийные устройства;

  • работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление;

  • работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;

  • управлять работой текстовых редакторов;

  • работать с электронными таблицами, вести обработку текстовой и цифровой информации в них;

  • работать с базами данных;

  • работать с программами архивации данных;

  • работать с программами растровой (точечной) графики;

  • проверять файлы, диски и папки на наличие вирусов;

  • использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий вредоносных программ;

  • использовать в работе мультимедийные возможностей ЭВМ;

  • выполнять проектные работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ;

  • работать в вычислительных (компьютерных) сетях.






1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 172 час, включая обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 12 часов;














2.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

172

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

160

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

118

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


составление тестовых заданий;


подготовка рефератов;


работа с источниками информации;


составление презентаций;


индивидуальное проектное задание;

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Программное обеспечение ЭВМ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Состав и структура программного обеспечения ПЭВМ

Содержание учебного материала

4


Программное обеспечение ЭВМ. История развития, термины, определения, состав, структура. Понятие о командах и программах

Классификация программного обеспечения.

1


Практические занятия



Самостоятельная работа: Подготовить сообщение по теме: «Принципы построения работы с наиболее распространенными пакетными, системными, служебными и прикладными программами и инструментальными средствами».

2


Тема 2 Основы работы с операционной системой

Содержание учебного материала

8

Общие сведения об операционной системе, различные операционные системы. Интерфейс операционной системы Windows. Навигация в файловой системе. Выбор логического диска. Перемещение по пап­кам, просмотр содержимого папок. Пути к папкам и полное имя файлов. Изменение размера окна. Сверты­вание окна. Автоматическое расположение окон. Работа с меню: выпадающее меню, всплывающее ме­ню, подменю. Панели инструментов.

Панель задач и ее элементы. Переключение между программами. Справочная система. Диалоговые окна. Операции с папками и файлами: создание папки, копирование и пересылка папок и файлов, переименование папок и файлов, удаление папок и файлов.

Практические занятия

14

Работа в операционной системе. Навигация по операционной системе. Замена фона рабочего стола. Добавление ярлыков на рабочий стол. Работа с корзиной. Перевод времени. Переключение между раскладкой клавиатуры. Работа с меню «Пуск». Выполнение операций с окнами. Запуск и завершение программ. Завершение работы системы. Работа с программой проводником. Навигация по дереву папок. Копирование, перемещение и удаление папок и файлов.

Самостоятельная работа: Подготовить реферат по теме: «История отечественных операционных систем».

2

Тема 3. Работа в текстовом редакторе

Содержание учебного материала

8

Основы работы в текстовом редакторе. Краткий обзор возможностей текстового редактора. Запуск редактора. Обзор функций меню. Открытие документа. Структура окна.

Окна, таблицы, форматирование текста, понятие стилей. Настройка панели инструментов. Выравнивание текста, шрифты.

Работа с таблицами. Создание простой таблицы. Ввод данных в таблицу.

Практические занятия

26

Создание нового документа. Ввод текста.

Освоение навыков по вводу и редактированию текста, форматированию и просмотру документов в различных режимах.

Изменение формата шрифта и абзаца.

Приобретение навыков копирования и перемещения фрагментов текста.

Использование различных стилей.

Создание оглавлений и ссылок.

Вставка объектов. Поиск и замена текста.

Вставка рисунков в документ. Перемещение рисунков и изменение размеров.

Добавление и форматирование таблиц.

Использование и создание шаблонов.

Подготовка документа к печати. Сохранение документов.

Оформление работы в редакторе WORD.

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме: «Программы работы с текстом: классификация и функции».

2

Тема 4 Работа в редакторе таблиц

Содержание учебного материала

8

Основы работы в редакторе таблиц. Ос­новные термины: электронная таблица, рабочая книга, ра­бочий лист, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка.

Обзор функций меню. Элементы окна программы. Панели инструментов.

Манипулирование рабочими листами: вставка, удале­ние, перемещение и копирование рабочих листов. Оформление рабочих листов.

Практические занятия

26

Создание, загрузка и сохранение книг.

Адресация ячеек, ввод данных, формул и их редактирование.

Форматирование текста: выбор шрифта, применение текстовых форматов, выравнивание данных. Диапазон ячеек. Автозаполнение ячеек.

Создание формул. Поиск и исправление ошибок в форму­лах.

Исполь­зование ссылок на ячейки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Использование функций: список доступных функций, кнопка Автосумма, редактирование функций.

Работа со списками.

Копирование и перемещение данных. Рамки и цвет фона, изменение ширины столбцов и высоты строк.

Построение графиков

Создание диаграмм и с помощью Мастера диаграмм. Па­раметры диаграммы. Перемещение диаграммы и изменение размера диа­граммы.

Копирование информации из электронных таблиц в документ Word и обратно.

Оформление итогов и создание сводных таблиц.

Самостоятельная работа: Составить доклад по теме: «Основные приемы работы табличном процессоре».

2

Тема 5. Основные принципы работы с презентациями.

Содержание учебного материала

8


Презентация. Типы презентаций.

Элементы графического дизайна.

Размещение информации на экране.

Цветовое оформление презентации.


Практические занятия

26


Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint 2010
и приемами создания и оформления презентаций

Работа в программе Microsoft PowerPoint 2010, создание презентаций.

Создание интерактивной презентации с применением триггеров, анимации, гиперссылок


Самостоятельная работа: Подготовить презентацию по теме: «Программное обеспечение ЭВМ». 

2


Тема 6. Работа в Internet. Настройка почтового клиента

Содержание учебного материала

6


Программное обеспечение для работы в Интернет. Браузеры и почтовые клиенты. Правила поиска информации в Интернет. Поисковые системы, тематические каталоги, получение информации с FTP-серверов.

Настройка почтового клиента.

Основные понятия и назначение почтового клиента. Отправка и получение почты. Создание контакта.


Практические занятия

26


Выбор провайдера и подключение к Internet.

Запуск программы браузера. Загрузка поисковых сайтов. Формирование корректных запросов к поисковым системам. Анализ результата поиска. Поиск информации в электронных каталогах. Поиск фразы на WEB-странице. Поиск информации на FTP-сервере.


Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме: «Линии связи, их основные характеристики».

2



Всего

172



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

2.3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


2.3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требуется наличие: учебного компьютерного кабинета, офисные программы.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, маркерная доска, учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет, мультимедиапроектор.

2.3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Богатюк В.А., Кунгурцева Л.Н. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2013

  2. Киселев С.В. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2011

  3. Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности. Учебник. ОИЦ «Академия», 2013

  4. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе: практические упражнения ОИЦ «Академия», 2013

  5. Хандадашева Л. Н., Истомина И. Г. Программное обеспечение. Вычислительные сети: Базовый курс профильного цикла «Оператор ЭВМ». – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательские центр «МарТ», 2010. – 320 с.

Дополнительные источники:

  1. Н. Угринович, Информатика и ИКТ, Бином,2012

  2. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор WORD. ОИЦ «Академия», 2011

  3. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. ОИЦ «Академия», 2013

  4. Свиридова М.Ю. Создание презентации в Powerpoint. ОИЦ «Академия», 2013

  5. Богатюк В.А., Кунгурцева Л.Н. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2013

  6. Киселев С.В. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2011

  7. Киселев С.В. Средства мультимедиа. ОИЦ «Академия», 2012

  8. Киселев С.В. и др. Flash технологии. ОИЦ «Академия», 2012

  9. Киселев С.В. и др. Web дизайн. ОИЦ «Академия», 2013

  10. Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ: Практические работы. ОИЦ «Академия», 2013

Интернет – ресурсы:

  1. федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

  2. федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/;

  3. федеральный портал «Российский портал открытого образования»;

  4. сетевая энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/;

  5. Интернет – университет http://www.intuit.ru/

  6. Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru

  7. Учебная мастерская: http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru

  8. Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru








































3 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

вести процесс обработки информации на ЭВМ;

готовить к работе вычислительную технику и периферийные устройства;

работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление;

работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;

управлять работой текстовых редакторов;

работать с электронными таблицами, вести обработку текстовой и цифровой информации в них;

работать с базами данных;

работать с программами архивации данных;

работать с программами растровой (точечной) графики;

проверять файлы, диски и папки на наличие вирусов;

использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий вредоносных программ;

использовать в работе мультимедийные возможностей ЭВМ;

выполнять проектные работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ;

работать в вычислительных (компьютерных) сетях.

Практические задания, тестирование


Знания:

назначение и общие принципы функционирования компьютеров;

принципы осуществления поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения;

методы установления причин сбоев в процессе обработки информации и их анализа;

способы устранения программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами.


Практические задания, устный опрос




5