Управление образования и науки липецкой области
УТВерждаю: |
Директор Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум» |
| В.В. Дорохин |
« | | » | | 20 | | г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программное обеспечение ЭВМ
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Организация-разработчик: Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»
Разработчики:
В.И. Яковлева – преподаватель информатики Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»
СОГЛАСОВАНО:
Рассмотрено Педагогическим советом
Г(О) Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»
Одобрено: Председатель цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин | | Согласовано: Заместитель директора по учебной работе |
Т.Н. АКсенова | | Е.А.Позднякова |
1 паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программное обеспечение ЭВМ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессии 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» студент должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по предмету при освоении смежных дисциплин по выбранной профессии и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
назначение и общие принципы функционирования компьютеров;
принципы осуществления поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения;
методы установления причин сбоев в процессе обработки информации и их анализа;
способы устранения программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами;
уметь:
вести процесс обработки информации на ЭВМ;
готовить к работе вычислительную технику и периферийные устройства;
работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление;
работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами;
управлять работой текстовых редакторов;
работать с электронными таблицами, вести обработку текстовой и цифровой информации в них;
работать с базами данных;
работать с программами архивации данных;
работать с программами растровой (точечной) графики;
проверять файлы, диски и папки на наличие вирусов;
использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий вредоносных программ;
использовать в работе мультимедийные возможностей ЭВМ;
выполнять проектные работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ;
работать в вычислительных (компьютерных) сетях.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 172 час, включая обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 12 часов;
2.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 172 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 160 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 118 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
составление тестовых заданий; | |
подготовка рефератов; | |
работа с источниками информации; | |
составление презентаций; | |
индивидуальное проектное задание; | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Программное обеспечение ЭВМ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Состав и структура программного обеспечения ПЭВМ | Содержание учебного материала | 4 | |
Программное обеспечение ЭВМ. История развития, термины, определения, состав, структура. Понятие о командах и программах Классификация программного обеспечения. | 1 |
Практические занятия | | |
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение по теме: «Принципы построения работы с наиболее распространенными пакетными, системными, служебными и прикладными программами и инструментальными средствами». | 2 | |
Тема 2 Основы работы с операционной системой | Содержание учебного материала | 8 |
Общие сведения об операционной системе, различные операционные системы. Интерфейс операционной системы Windows. Навигация в файловой системе. Выбор логического диска. Перемещение по папкам, просмотр содержимого папок. Пути к папкам и полное имя файлов. Изменение размера окна. Свертывание окна. Автоматическое расположение окон. Работа с меню: выпадающее меню, всплывающее меню, подменю. Панели инструментов. Панель задач и ее элементы. Переключение между программами. Справочная система. Диалоговые окна. Операции с папками и файлами: создание папки, копирование и пересылка папок и файлов, переименование папок и файлов, удаление папок и файлов. |
Практические занятия | 14 |
Работа в операционной системе. Навигация по операционной системе. Замена фона рабочего стола. Добавление ярлыков на рабочий стол. Работа с корзиной. Перевод времени. Переключение между раскладкой клавиатуры. Работа с меню «Пуск». Выполнение операций с окнами. Запуск и завершение программ. Завершение работы системы. Работа с программой проводником. Навигация по дереву папок. Копирование, перемещение и удаление папок и файлов. |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат по теме: «История отечественных операционных систем». | 2 |
Тема 3. Работа в текстовом редакторе | Содержание учебного материала | 8 |
Основы работы в текстовом редакторе. Краткий обзор возможностей текстового редактора. Запуск редактора. Обзор функций меню. Открытие документа. Структура окна. Окна, таблицы, форматирование текста, понятие стилей. Настройка панели инструментов. Выравнивание текста, шрифты. Работа с таблицами. Создание простой таблицы. Ввод данных в таблицу. |
Практические занятия | 26 |
Создание нового документа. Ввод текста. Освоение навыков по вводу и редактированию текста, форматированию и просмотру документов в различных режимах. Изменение формата шрифта и абзаца. Приобретение навыков копирования и перемещения фрагментов текста. Использование различных стилей. Создание оглавлений и ссылок. Вставка объектов. Поиск и замена текста. Вставка рисунков в документ. Перемещение рисунков и изменение размеров. Добавление и форматирование таблиц. Использование и создание шаблонов. Подготовка документа к печати. Сохранение документов. Оформление работы в редакторе WORD. |
Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме: «Программы работы с текстом: классификация и функции». | 2 |
Тема 4 Работа в редакторе таблиц | Содержание учебного материала | 8 |
Основы работы в редакторе таблиц. Основные термины: электронная таблица, рабочая книга, рабочий лист, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка. Обзор функций меню. Элементы окна программы. Панели инструментов. Манипулирование рабочими листами: вставка, удаление, перемещение и копирование рабочих листов. Оформление рабочих листов. |
Практические занятия | 26 |
Создание, загрузка и сохранение книг. Адресация ячеек, ввод данных, формул и их редактирование. Форматирование текста: выбор шрифта, применение текстовых форматов, выравнивание данных. Диапазон ячеек. Автозаполнение ячеек. Создание формул. Поиск и исправление ошибок в формулах. Использование ссылок на ячейки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование функций: список доступных функций, кнопка Автосумма, редактирование функций. Работа со списками. Копирование и перемещение данных. Рамки и цвет фона, изменение ширины столбцов и высоты строк. Построение графиков Создание диаграмм и с помощью Мастера диаграмм. Параметры диаграммы. Перемещение диаграммы и изменение размера диаграммы. Копирование информации из электронных таблиц в документ Word и обратно. Оформление итогов и создание сводных таблиц. |
Самостоятельная работа: Составить доклад по теме: «Основные приемы работы табличном процессоре». | 2 |
Тема 5. Основные принципы работы с презентациями. | Содержание учебного материала | 8 | |
Презентация. Типы презентаций. Элементы графического дизайна. Размещение информации на экране. Цветовое оформление презентации. | |
Практические занятия | 26 | |
Знакомство с основными понятиями Microsoft PowerPoint 2010 и приемами создания и оформления презентаций Работа в программе Microsoft PowerPoint 2010, создание презентаций. Создание интерактивной презентации с применением триггеров, анимации, гиперссылок | |
Самостоятельная работа: Подготовить презентацию по теме: «Программное обеспечение ЭВМ». | 2 | |
Тема 6. Работа в Internet. Настройка почтового клиента | Содержание учебного материала | 6 | |
Программное обеспечение для работы в Интернет. Браузеры и почтовые клиенты. Правила поиска информации в Интернет. Поисковые системы, тематические каталоги, получение информации с FTP-серверов. Настройка почтового клиента. Основные понятия и назначение почтового клиента. Отправка и получение почты. Создание контакта. | |
Практические занятия | 26 | |
Выбор провайдера и подключение к Internet. Запуск программы браузера. Загрузка поисковых сайтов. Формирование корректных запросов к поисковым системам. Анализ результата поиска. Поиск информации в электронных каталогах. Поиск фразы на WEB-странице. Поиск информации на FTP-сервере. | |
Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме: «Линии связи, их основные характеристики». | 2 | |
| Всего | 172 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
2.3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
2.3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требуется наличие: учебного компьютерного кабинета, офисные программы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, маркерная доска, учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет, мультимедиапроектор.
2.3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Богатюк В.А., Кунгурцева Л.Н. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2013
Киселев С.В. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2011
Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности. Учебник. ОИЦ «Академия», 2013
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе: практические упражнения ОИЦ «Академия», 2013
Хандадашева Л. Н., Истомина И. Г. Программное обеспечение. Вычислительные сети: Базовый курс профильного цикла «Оператор ЭВМ». – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательские центр «МарТ», 2010. – 320 с.
Дополнительные источники:
Н. Угринович, Информатика и ИКТ, Бином,2012
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор WORD. ОИЦ «Академия», 2011
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. ОИЦ «Академия», 2013
Свиридова М.Ю. Создание презентации в Powerpoint. ОИЦ «Академия», 2013
Богатюк В.А., Кунгурцева Л.Н. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2013
Киселев С.В. Оператор ЭВМ. ОИЦ «Академия», 2011
Киселев С.В. Средства мультимедиа. ОИЦ «Академия», 2012
Киселев С.В. и др. Flash технологии. ОИЦ «Академия», 2012
Киселев С.В. и др. Web дизайн. ОИЦ «Академия», 2013
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ: Практические работы. ОИЦ «Академия», 2013
Интернет – ресурсы:
федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;
федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/;
федеральный портал «Российский портал открытого образования»;
сетевая энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/;
Интернет – университет http://www.intuit.ru/
Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
Учебная мастерская: http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru
Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
3 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: вести процесс обработки информации на ЭВМ; готовить к работе вычислительную технику и периферийные устройства; работать в основных операционных системах, осуществлять их загрузку и управление; работать в программах-оболочках (файловые менеджеры), выполнять основные операции с файлами и каталогами; управлять работой текстовых редакторов; работать с электронными таблицами, вести обработку текстовой и цифровой информации в них; работать с базами данных; работать с программами архивации данных; работать с программами растровой (точечной) графики; проверять файлы, диски и папки на наличие вирусов; использовать средства защиты информации от несанкционированного доступа и случайных воздействий вредоносных программ; использовать в работе мультимедийные возможностей ЭВМ; выполнять проектные работы с помощью наиболее распространенных пакетов графических программ; работать в вычислительных (компьютерных) сетях. | Практические задания, тестирование |
Знания: назначение и общие принципы функционирования компьютеров; принципы осуществления поддержки, своевременной модернизации и смены версий программного обеспечения; методы установления причин сбоев в процессе обработки информации и их анализа; способы устранения программных сбоев, возникающих при работе с ЭВМ и периферийными устройствами. | Практические задания, устный опрос |
5