СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» 23.03.01 Нефтегазовое дело Профиль: "Сооружение и ремонт объектов и систем трубопроводного транспорта" Профиль: "Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (коммуникационный модуль) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО+) и основной образовательной программы ВО по направлению подготовки 23.03.01 «Нефтегазовое дело»

Рабочая программа предназначена для преподавателей и студентов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» 23.03.01 Нефтегазовое дело Профиль: "Сооружение и ремонт объектов и систем трубопроводного транспорта" Профиль: "Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти"»


Частное образовательное учреждение

высшего образования

«Камский институт гуманитарных и инженерных технологий»

Кафедра гуманитарных дисциплин, социальных технологий и коммуникаций





УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ЧОУ ВО КИГИТ

______________ В.А.Никулин

____________________ 20__г.

Решение УМС

Протокол №___ от «___»____20__г.







Рабочая программа

дисциплины «Русский язык и культура речи»

23.03.01 Нефтегазовое дело

Профиль: "Сооружение и ремонт объектов и систем трубопроводного транспорта"

Профиль: "Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти"



Направление подготовки


Степень выпускника: бакалавр


Форма обучения: заочная






Ижевск 2016



Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, социальных технологий и коммуникаций

Протокол № ____ от «___»___________г.

Зав. кафедрой__________________А.В. Емельянов


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ

______________ Н.Г.Русинова


Составитель: ст. преподаватель ГДСТК Каткова С.В.







Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (коммуникационный модуль) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы ВО по направлению подготовки 23.03.01 «Нефтегазовое дело»

Рабочая программа предназначена для преподавателей и студентов.



















© Каткова С.В., 2016

© ЧОУ ВО «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», 2016

СОДЕРЖАНИЕ


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

    1. Цели и задачи освоения дисциплины ………………………………………………….…4

    2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)……… 4

    3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ……………………………………………………………………….4

  1. Объем дисциплины (модуля) ……………………………………………………………….5

  2. Содержание дисциплины (модуля) ………………………………………………………6

  3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) ……………..……………………………………………………….……7

  4. Лабораторный практикум …………………………………………………………………..18

  5. Практические занятия ………………………………………………………………….........18

  6. Перечень информационных технологий……………….…………………………………..18

  7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ……………………………… ……………………………………………18

  8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) ……………..…………………….……21

  9. Ресурсное обеспечение ……….……………………... …………………………………........21

    1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины …………………………………………….………21

10.3 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) ………………………………………….23

11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ….. ………………23
















  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине


    1. Цели и задачи освоения дисциплины


Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи является овладение выразительными ресурсами современного русского литературного языка, формирование устойчивой языковой и речевой компетенции в разных областях и ситуациях использования литературного языка.


Задачи дисциплины:

  • Формирование представления о современном русском языке как универсальном средстве общения, обеспечивающем коммуникативные потребности индивидов, социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных и пр.) и слоев российского общества в широчайшем спектре коммуникативных ситуаций.

  • Выработка теоретических представлений, позволяющих разграничивать такие области явлений, как русский литературный язык и русский общенародный язык, а также выработка практических умений разграничивать конкретные факты языка и речевого поведения, относящиеся к двум названным областям.

  • Выработка понимания коммуникативных последствий, связанных с использованием говорящим литературного языка либо явлений, находящихся за его пределами.


1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла и входит в состав базовой части ООП (Б1.Б.01). Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения русского языка в общеобразовательной школе.

Дисциплина обеспечивает расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплин ООП подготовки бакалавра по направлению 23.03.01 «Нефтегазовое дело».

Дисциплина «Русский язык и культура речи» тесно связана с другими дисциплинами учебного плана: с историей, культурологией, а также с иностранным языком, так как в процессе изучения русского языка проводятся аналогии с иностранным языком, находятся различия.


1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи язык» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5).







Таблица. Перечень общекультурных (ОК) компетенций.


номер индекс

компетенц.

в результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

Знать

Уметь

Владеть

ОК-5



- социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям

- использовать знания основных закономерностей социальной коммуникации на практике;

- аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать профессионально-ориентированную риторику

- культурой общения, способен к социальной адаптации;

- методами создания понятных текстов.



2. Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

2.1. Для заочной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных

единиц

Семестры

1



Аудиторные занятия (всего)

10/0,27

10/0,27


В том числе:

-

-


Лекции

4/0,1

4/0,1


Практические занятия (ПЗ)

4/0,1

4/0,1


Лабораторные работы (ЛР)

-

-


Контроль самостоятельной работы (КСР)

4/0,1

4/0,1


Самостоятельная работа (всего)

94/2,6

94/2,6


В том числе:

-

-


Курсовой проект (работа)

-

-


Расчетно-графические работы

-

-


Реферат

-

-


Контрольная работа

1

1


Другие виды самостоятельной работы




Подготовка к занятиям

65/0,14

65/0,14


Подготовка к деловой игре

29/0,8

29/0,8


Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2

2



3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание модулей дисциплины

Модуль 1.Нормы современного русского языка.

Тема 1. Литературный язык как высшая форма национального языка. Предмет и задачи культуры речи. Введение в стилистику.

Литературный язык как высшая форма национального языка. Язык и речь. Понятие языковой нормы. Типы норм. Понятие речевой ошибки.


Тема 2. Нормы произношения и ударения.

Основные тенденции постановки ударения в русском языке. Книжные и разговорные варианты постановки ударения. Профессиональные, устарелые варианты. Грамматические тенденции постановки ударения. Особенности современного литературного произношения.


Тема 3. Морфологические нормы культуры речи.

Колебания в грамматическом роде имён существительных. Вариативность падежных окончаний родительного падежа единственного числа мужского рода, предложного падежа единственного числа мужского рода, именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа существительных. Синонимия полных и кратких форм прилагательных. Ошибки в образовании и употреблении форм имени прилагательного. Употребление глагольных форм. Ошибки в употреблении местоимений и числительных.


Тема 4. Лексические нормы речи.

Понятие точности речи. Точность словоупотребления. Синонимы, паронимы, омонимы в речи. Нормы лексической сочетаемости слов. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Точность употребления терминов.


Тема 5. Синтаксические нормы культуры речи.

Порядок слов в предложении. Варианты форм, связанных с управлением. Варианты координации главных членов предложения. Простое и сложное предложение.


Модуль 2. Система функциональных стилей современного русского языка.

Тема 6. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.

Типы официально-деловых текстов. Особенности структуры и оформления официально-деловых текстов. Язык делового письма: языковые средства, приемы, речевые нормы. Приёмы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Типичные ошибки в языке деловых бумаг. Правила делового этикета. Язык и стиль рекламы.


Тема 7. Языковые средства научного стиля.

Жанры научной речи. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Реферат как вид научного текста. Трансформация текстов разных жанров, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, сокращение текста или распространение подробностями.


Тема 8. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Общая характеристика средств массовой информации. Информационное поле и информационная норма в СМИ. Прагматика и риторика дискурса в периодической печати. Сфера субъекта и выражение оценки. Средства речевой выразительности.


Модуль 3. Основы риторики.

Тема 9. Речевое общение. Речевое взаимодействие и его эффективность.

Структура речевого общения. Ситуация общения. Правила речевого общения. Речевое поведение. Виды речевого поведения. Эффективность речевого взаимодействия. Особенности русского речевого этикета. Этикетные формулы русского языка. Поздравление. Выражение соболезнования. Выражение благодарности. Переспрос. Выражение согласия/несогласия. Вступление в разговор, выход из него.


Тема 10. Культура ораторской речи.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материалов, начало, развёртывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.


3.2. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Всего час./

зачетн. ед.

Виды учебной работы (в час./ЗЕ)

Кол-во баллов за модуль

Кол-во

компетенций


Л.час/ЗЕ

ПЗчас/ЗЕ

СРС час/ЗЕ



1.

Нормы современного русского языка

40

2

2

35

30

1

2.

Система функциональных стилей современного русского языка

40

1

1

35

20

1

3.

Основы риторики

28

1

1

24

10

1


Всего:

108/3

4/0,1

4/0,1

94/2,6

60




Зачет




40



Итого:





100



4. Фонд оценочных средств

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении по учебной дисциплине или требуемых для обучения по учебной дисциплине.

Устанавливаются три вида текущего контроля:

- входной контроль,

- рубежный контроль,

- контроль остаточных знаний.

Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Проводится до начала обучения по дисциплине.

Рубежный контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, полученных в ходе обучения. Проводится во время обучения по дисциплине.

Контроль остаточных знаний – повторная проверка отдельных знаний, навыков и умений студента, полученных в ходе обучения. Проводится через полгода-год после обучения по дисциплине.


Тестовые материалы для входного, рубежного контроля

и контроля остаточных знаний


Входной контроль

1. Тире на месте пропуска ставится в предложении:

а)    Ни у кого не оставалось сомнений в том, что он ___ честный, порядочный человек.

б)    Разве Природа сама по себе ___ не есть вечный двигатель?

в)    Но описание этого горя ____ не есть подлинные слезы.

г)    Самый быстрый и верный способ овладеть профессией ____ работать вместе с тем, кто уже хорошо освоил свое дело.


2. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

а) осе...ий вечер

б) лошадь подкова...а

в) некоше...ый луг

г) большое прида...ое


3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) трущ...бы

б) пораж…нный

в) деньж...нки

г) плеч...м


4. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поднявшись по этим ступеням (1) к самому пьедесталу (2) старый музыкант обращался лицом на бульвар (3) к дальним Никитским воротам (4) и трогал струны на скрипке.

а)1,2,3

б) 2, 3, 4

в)1,4

г) 1, 2, 3, 4



5. В каком из причастий пишется буква Ю?

а) пил...щий дрова

б) бор...щиеся стихии

в) стро...щиеся здания

г) вер...щий в победу


6. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

а) фальш..., стрич..., тираж..., вездесущ...

б) похож..., пренебреч..., саквояж..., танцуеш...

в) наотмаш..., утеш...те, помоч..., глуш...

г) мякиш..., молодеж..., бережеш..., могуч...


7. В какой паре пишется одна и та же буква?

а) пр…ступить закон – пр…ступить к делу

б) пр...бывать в печали - пр...бывать на вокзал

в) пр...дать друга - пр...дать суду

г) пр...вратности судьбы - пр...вратник у входа



8. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) молодц…м, ш...рты, моряч...к, свеж...

б) прож...рливый, уч...ба, нож...м, чуж...й

в) ч...ткий, алыч…вый, увлеч...т, свеж...

г) маж...рный, ч...рточка, сожж...шь, вооруж...нный


9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

а) В блокноте был записан (не)московский телефон.

б) И вовсе ты (не)любовь ищешь, а так, за чином его погналась.

в) Прямо среди улицы, как будто (не)взначай, начинались рельсы.

4) (Не)намерен я был разглашать страшной этой тайны.


10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить ударением?

а) в...ренье, закл...вать, нак...лить (лампу)

б) неприм…римый, в...тчина, ст...кан

в) прож…вать (по адресу), ябл...ки, агр...ном

г) заш...гать, м...лина, т...рмометр


Рубежный контроль 1.

1.   В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? а)   красивЕе всех   б) они прАвы в)   на прОстынях  г) свежие тортЫ

2.   В каком слове ударение падает на второй слог? а) осужденный б) звонит в) апостроф г) псевдоним

3.   В каком слове ударение падает на третий слог?

а) намерение

б) украинский

в) нефтепровод

г) откупорить

4.   В каком ряду в обоих словах буквы ЧН обозначают звуки [ШН]? а) дачный, скворечник   б) конечно, съёмочный в) яичница, вечный   г) скучный, нарочно

5.   В каком слове ударение падает на первый слог? а) кухонный  б) ракушка  в) эксперт  г) щавель

6.   В каком слове ударение падает на первый слог? а) начала б) благовест в) звонишь   г) коклюш

7.   Укажите слово, в котором выделенный согласный произносится мягко. а) ОДесса б) гроТеск в) антиТеза г) проТекция

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) семьюстами пятидесяти пяти штуками

б) высочайший

в) шесть грузин

г) пара носков


9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) в шкафу

б) пять полотенец

в) шестисот человек

г) ихние дела


10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) не хватило духу

б) много баклажанов

в) красивая тюль

г) нет осетин


11. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Отдохнув несколько дней,

а) я вернулся к обычной работе.

б) мною была прочитана книга.

в) часто забываются все дела.

г) у нас появились новые силы.


12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) несколько полотенец

б) пара тёплых чулок

в) на восьмиста гектарах

г) до две тысячи пятого года


13. Укажите пример с ошибкой.

а) семьюстами пятьюдесятью пятью посетителями

б) более широкий

в) милосердные господа

г) килограмм помидор.


14. Укажите пример с ошибкой:

а) чёрный кофе

б) новый туфель

в) красивый тюль

г) новый фильм.


15. Укажите пример с ошибкой в употреблении существительного в форме родительного числа множественного числа.

а) яблок

б) блюдец

в) полотенцев

г) устьев.


16. Укажите существительное, которое в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание – а.

а) договор

б) инженер

в) директор

г) порт.


17. Укажите пару существительных, состоящую из стилистических, а не из семантических ( различающихся по смыслу) вариантов.

а) учители-учителя

б) поясы - пояса

в) тормозы-тормоза

г) договоры-договора.



18. Укажите пример с грамматической ошибкой.

а) самый красивый

б) более красивый

в) лучше всех

г) самый высочайший.



19. Найдите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

а) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

б) Наш город находится в полуторастах километров от областного центра.

в) Каждому дали по пять тетрадей.

г) Ветер дул с обоих сторон.


20. Найдите пример с ошибкой в склонении числительного.

а) восьмисот студентов

б) о восьмистах студентах

в) восьмистами студентами

г) восемьсот студентов.


Рубежный контроль 2

1. В каком предложении нарушены нормы лексической сочетаемости?

а)    Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

б)    По оценкам специалистов, компании по всему миру понесли огромные убытки.

в)    Мы уделяем большое значение образованию наших детей.

г)    Мы получили неожиданные результаты.


2. В каком предложении соблюдены нормы лексической сочетаемости?

а)    Оплатите, пожалуйста, проезд!

б)    Результаты выборов мэра будут подведены после решения суда.

в)    Задачи, поставленные нами, достигнуты.

г)    Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.


3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:

а)    антураж – окружение, среда, окружающая обстановка

б)    импозантный - презрительный, недоброжелательный;

в)    каллиграфия - искусство рисовать тушью по шелку, писать ровным и красивым почерком;

г)    геноцид - политика уничтожения отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам.


4. Укажите фразеологическое выражение, обозначающее человека, прикидывающегося несчастным, чтобы вызвать сочувствие у людей:

а) калиф на час;

б) кисейная барышня;

в) казанская сирота;

г) последний из могикан;


5. Какая речевая ошибка допущена в предложении: «В последний год уровень безработицы в нашем регионе значительно ухудшился».

а) тавтология;

б) плеоназм;

в) нарушение лексической сочетаемости;

г) искажение фразеологического оборота;


 6. Отметьте предложения, где все слова употреблены с учетом их значения. а) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство. б) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными, так и новейшими методами диагностики. в) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его. г) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.


7. Отметьте предложение, в котором есть слово, употреблённое без учёта его значения. а) Все экспонаты были подготовлены и сложены в ящики. б) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и гордыней. в) Он не понимает существа происходящих событий. г) От воспоминаний в душе , явственно всколыхнулось чувство тоски.


8. Отметьте вариант, где есть нарушение нормы лексической сочетаемости слов. а) взыскать материальный ущерб б) удовлетворять современным потребностям в) предпринять меры г) заслужить уважение


9. Отметьте вариант, в котором не нарушены нормы лексической сочетаемости слов. а) не играет значения б) дешёвые цены в) скрытная угроза г) изъявлять признательность


10. Отметьте предложение, где нет плеоназма. а) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу. б) Наружная внешность героини достаточно привлекательна. в) Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века. г) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.


11. Укажите ошибки в употреблении предлогов:

а)    Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась.

б)    Предприятие понесло убытки благодаря пожару.

в)    Согласно приказу все вышли на субботник.

г)    По окончании университета он нашел хорошую работу.


12. Отметьте словосочетание, в котором не допущены ошибки в управлении.

а) занять место согласно боевого расписания

б) сдать вовремя благодаря четкой работы

в) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

г) поступить наперекор установленных принципов


13. Отметьте ряд, где не допущены ошибки в управлении.

а) гордиться успехом, радоваться успехам

2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру

3) стремление к деятельности, потребность к деятельности

4) тосковать по вас, скучать по вам



14. Отметьте предложение, в котором не допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

а) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

б) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

в) В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.

г) У Акима было четверо детей, у Петра никого.


15. Отметьте предложение, в котором не нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

а) Сотня ребят разбежались во все стороны.

б) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

в) Большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

г) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек


16. Отметьте предложение, в котором нет ошибок при употреблении однородных членов.

а) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

б) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

в) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

г) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие год.


17. Отметьте предложения, в котором не допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.

а) Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

б) Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

в) Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

г) Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.


18. Отметьте предложение, в котором не допущена ошибка в форме причастия.

а) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии "Мосфильм".

б) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

в) Кажется, что сам становишься участником описуемых событий.

г) Воспылавший было жаждой отмщения, гость вел себя более чем тихо.


19. Отметьте предложение, в котором не допущена ошибка в построении сложных предложений.

а) Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.

б) Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.

в) Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.

г) Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.


20. Отметьте предложение, в котором не допущена ошибка в построении сложных предложений.

а) Лиза, сама не зная почему, сказала ему, что жизнь не удалась, и все надо перестраивать, и она не в состоянии найти выход.

б) На берегу кто-то развел огромный костер, дым от которого далеко тянулся над лесом, который виднелся вдалеке.

в) Мы ясно слышали отголоски жестокого боя в той стороне, откуда, кажется, что только и могло прийти подкрепление.

г) Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения.

.

Контроль остаточных знаний


1. Стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:

а)    научный;

б)    художественный;

в)    официально-деловой;

г)    разговорный.


2. Художественный стиль употребляется в:

а)    общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;

б)    научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности;

в)   словесно-художественном творчестве;

г)    агитационно-массовой деятельности.


3. В разговорном стиле употребляются:

а)    сложноподчиненные предложения, вводные слова, указывающие на порядок мыслей;

б)   терминология для точного выражения мыслей;

в)    слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, величия, сочувствия, иронии, негодования;

г)    диалог, неполные предложения.


4. Определите стиль текста:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

а)    художественный;

б) научный;

в)   разговорный;

г)    публицистический.


5. Для разговорного стиля характерно:

а)    использование неполных предложений;

б)    создание образа природы, человека, эпохи;

в)   использование сложных синтаксических конструкций;

г)    использование вводных слов, указывающих на порядок мыслей;


6. Укажите, какая лексика уместна во всех стилях?

а)    просторечная;

б)    книжная;    

в)   жаргонная;

г)    нейтральная.


7. В каком стиле используются все языковые средства?

а)    в научном стиле;

б)   в языке художественной литературы;

в)    в газетно-публицистическом;

г)    в официально-деловом;


8. Определите стиль текста:

«Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго поднимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа».

а)    публицистический;

б)    официально-деловой;

в)   научный с элементами художественного;

г)    художественный.


 9. Укажите слова, относящиеся к стилю распорядительной документации?

а)    во исполнение, в соответствии, приказываю, указ, комиссия, устанавливать

б)    стоимость, температура, допустим, феномен, препарировать, обозначить

в)    департамент, электорат, гласность, подчеркнуть, сообщить, сверхмощный,

г)    идти, плестись, говорить, лепетать, лапушка, кассирша, домище, глазастый


10. Укажите, какие уровни языка деловых документов охватывает процесс стандартизации и унификации:

а)    лексику      

б)    морфологию          

в)   синтаксис   

г)    все ответы верны


11. Риторика относится к … наукам

а) философским

б) гуманитарным

в) лингвистическим

г) филологическим


12. Частная риторика делится на:

а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую

б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную

г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную


13. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

а) Египет

б) Греция

в) Китай

г) Рим


14. Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий


15. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит

а) Платону

б) Аристотелю

в) Демосфену

г) Цицерону


16. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат

а) Лисию

б) Цицерону

в) Аристотелю

г) Сократу


17. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»

а) Сократ

б) Платон

в) Цицерон

г) Горгий


18. Автором первого русского учебника по риторике был

а) И. С. Рижский

б) М. В. Ломоносов

в) А. Ф. Мерзляков

г) М. М. Сперанский


19. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел

а) во второй половине 18 в.

б) в первой половине 19 в.

в) в первой половине 20 в.

г) во второй половине 20 в.


20. К невербальным средствам общения не относится

а) дистанция между партнерами по общению

б) голос

в) улыбка

г) жесты


5. Лабораторный практикум (не предусмотрен)

  1. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)/ЗЕ

1.

Нормы современного русского языка

Язык, его природа, функции, структура. Язык и речь. Литературный язык как высшая форма национального языка. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы. Лексические нормы и речевые ошибки. Словообразовательные и морфологические нормы и их нарушение. Синтаксические нормы.

2

2.

Система функциональных стилей современного русского языка

Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Культура разговорной речи.

1

3.

Основы риторики

Речевое общение и взаимодействие. Культура ораторской речи.

1


ИТОГО


4/0,1


7. Рекомендуемые образовательные технологии

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.

Семестр

Вид занятия

(Л, ПЗ, ЛЗ)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов/ЗЕ

1

Л

Дискуссии

4/0,01

ПЗ

Дебаты

4/0,1

ПЗ

Круглый стол

4/0,1

Итого час./ЗЕ


12/0,3


8. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине

8.1 Условия организации самостоятельной работы студента

Для организации самостоятельной работы каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам и к электронно-образовательной среде ЧОУ ВПО «КИГИТ». Информационно- образовательная среда ЧОУ ВПО «КИГИТ» обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории Института, так и вне его.

Компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости осуществляется на базе электронных обучающих тестов с применением системы электронной поддержки учебных курсов на базе программного обеспечения ИСУ ВУЗ (ресурс виртуального класса), а так же на базе информационного портала i-exam в рамках проекта «Интернет-тренажеры в сфере образования».



8.2 Таблица - Самостоятельная работа студентов

Код формируемой компетенции

          1. Тема

Вид

Форма

отчетности

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы (номера из списка осн. и доп. литературы)

ОК-5


Нормы современного русского языка

подготовка к контрольной работе

контрольная работа

40

Осн. – 1, 2; Доп. - 2,5,6, 7-10


ОК-5


Система функциональных стилей современного русского языка

подготовка к контрольной работе

контрольная работа

40

Осн. – 1, 2; Доп. – 1-4,6, 9-10


ОК- 5

Основы риторики

подготовка доклада

доклад

11

Осн. – 1, 2; Доп. – 3,5,8

Итого




91



8.3 Контроль освоения дисциплины

Контроль освоения дисциплины проводится в соответствии с Положением о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Текущий контроль студентов проводится в следующих формах:

  1. тестирование;

  2. выполнение контрольных работ.

  3. защита курсовых проектов.

Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходят в форме зачёта, включающего в себя ответы на теоретические и вопросы и выполнение практических заданий.




    1. График СРС

недели



форма

отчетности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Письменная

ВК

-

-

д

-

к

-

д

РК1

-

-

к

-

-

кр

-

д

РК2


Условные обозначения:

кр – контрольная работа,

к – коллоквиум,

д – доклад,

ВК - входной контроль

РК - рубежный контроль

КОЗ – контроль остаточных знаний


Учебная карта

самостоятельной работы студента____________________________________

________1______курса ____________гр. _________заочной формы обучения

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи»

Преподаватель___________________________________________________________

Модуль

Вид самостоятельной работы

Плановые сроки выполнения

Форма отчетности

Фактические сроки выполнения

Сумма баллов

1


подготовка доклада

4 неделя

Доклад


8

подготовка к колоквиуму

6 неделя

Выступление на практическом занятии


12

подготовка доклада

8 неделя

Доклад


8

подготовка к коллоквиуму

12 неделя

Выступление на практическом занятии


12

подготовка к контрольной работе

15 неделя

Контрольная работа


8

подготовка доклада

17 неделя

Доклад


12

Итого:




60


Подпись преподавателя:

Подпись студента: дата


Сумма баллов по СРС, включаемая в итоговую оценку по дисциплине:

Подпись преподавателя: дата



9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине


Материально-техническое обеспечение по направлению подготовки 23.03.01 «Нефтегазовое дело»

программы «Русский язык и культура речи» для проведения аудиторных занятий включает:

  • лекционные аудитории, оборудованные компьютерами с установленным программным обеспечением (Microsoft Office версии не ранее 2007) и проектором для демонстрации презентаций;

  • аудитории для проведения практических занятий, которые в том числе включают компьютерные классы с установленным программным обеспечением (Microsoft Office версии не ранее 2007 с надстройками SolverTable, TreePlan, Statgraphics Centurion XV, EViewes, Mathcad, Matlab, Statistica) и доступом к сети Интернет.

Студенты имеют свободный доступ в компьютерный класс в любое удобное для них время.

В учебном процессе используются современные програмные средства (CASE-системы Aris Collaborative Suite), благодаря чему студенты получают необходимые практические навыки работы с компьютером.

Все компьютеры вуза подключены к системе Интернет

Материально-техническое обеспечение практических занятий по дисциплине:

  • компьютерный класс;

  • презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук)


10. Ресурсное обеспечение


10.1 Перечень основной и дополнительной литературы,

необходимой для освоения дисциплины

Литература

а) основная:

1.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.; 2010

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. пособ. для вузов. / Л.А.Введенская, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. - изд. 27-е. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. - 539с. – (Высшее образование) МО РФ

б) дополнительная литература

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. — М., 2008

2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. - М.: АСТ – Пресс, 2009. - 943с.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 2009

4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. — М., 2009.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 2010.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 2009.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. — М., 2009.

8. Букчина Б.З. и др. Орфографический словарь русского языка./ Б.З.Букчина, И.К.Сазонова, Л.К.Чельцова. – 6-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 1296с. – (Настольные словари русского языка)

9. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение: Около 110 000 слов. - М.: АСТ – Пресс, 2009. - 794с.

10. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. /Ред.Телия В.Н. М.: АСТ – Пресс, 2008. - 782 с.

МОиН РФ

в) программное обеспечение «IPRbooks»

1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ М.В. Невежина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8576.


2. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Е.Н. Бегаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 276 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6332.


3. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Штрекер Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15462.


4. Михайлова О.Ю. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2011.— 99 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10299.


5. Большакова Л.И. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Большакова Л.И., Мирсаитова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2015.— 70 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29876.


6. Любичева Е.В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любичева Е.В., Болдырева Л.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010.— 131 c.


7. Крылова В.П. Русский язык и культура речи в таблицах [Электронный ресурс]: орфоэпические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка. Учебное пособие/ Крылова В.П., Мастюгина Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 112 c


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный портал.

2. http://www.gramma.ru Культура письменной речи.


10.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

Рекомендации: перечень ресурсов сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) составляется на усмотрение преподавателя без предъявления специальных требований.


10.3 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине


Показатели

Количество единиц

Аудитории

21

Специализированные аудитории

9

Актовый зал

1

Лаборатории

2

Методический кабинет

1

Кабинет врача/ медсестры

1

Библиотека

1

Электронный читальный зал

2

Архив

1

Количество точек свободного доступа к сети Интернет

100%

Учебный фонд (обеспеченность УП, УМК по всем направлениям подготовки)

100%

Электронные образовательные ресурсы (100% доступ ко всем ресурсам электронно-библиотечных систем)

ЭБС IPRbooks - http://www.iprbookshop.ru

Доля классов, оснащенных мультимедийным проектором/ интерактивной доской/ экраном

100%

Телевизор

12

Видеоплеер

1

Музыкальный центр

2

DWD

3

Компьютер

30

Ноутбук

44

Интерактивная доска

2

Проектор

5

Копировальная техника

55

Лабораторное оборудование (комплект)

2


11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


11.1. Требования к выполнению и оформлению контрольных работ
1. Письменная контрольная работа должна быть оформлена в отдельной тетради. На обложке тетради студент пишет свою фамилию, имя и отчество, номер контрольной работы, вариант, дату выполнения.

2. Письменная контрольная работа должна быть выполнена авторучкой, аккуратно, четким почерком (или в машинописном виде). При выполнении контрольной работы следует оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и указаний преподавателя-рецензента.

3. Если контрольная работа выполнена без соблюдения вышеизложенных требований, она возвращается без проверки.

4. В конце работы поставьте свою личную подпись.

5. При получении от рецензента проверенной контрольной работы студент обязан проанализировать отмеченные в работе орфографические и грамматические ошибки или неточности, исправить их в письменном виде в конце данной работы или на отдельном листе, который должен прилагаться к данной работе.

6. Отрецензированные письменные контрольные работы необходимо сохранять и
предъявлять на зачете и экзамене.

7. Перед выполнением контрольного задания рекомендуется изучить грамматические
явления, проверяемые в контрольной работе, в учебной литературе по русскому
языку.

11.2. Требования к самостоятельной работе студентов.

Самостоятельную работу рекомендуется проводить посредством работы с дополнительной литературой: индивидуальное чтение, выполнение упражнений по лексике и грамматике. Из письменных видов работ рекомендуется составление планов, сообщений, конспектов, резюме, написание писем, эссе. Результаты самостоятельной работы проверяются в первую очередь в ходе консультаций, практических занятий, дискуссий, выполнения контрольных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Консультативная функция преподавателя:

- помощь в самостоятельной работе студентов;

- помощь студенту в выборе методов работы, необходимых для усвоения учебного материала;

- способствование углубленному изучению учебного материала.

Контролирующая функция СРСП осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового учета и оценки знаний студентов для повышения мотивации.






Приложение


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

к рабочей программе


В связи с указать причину в РП дисциплины____________________________________________________________

для направления подготовки ____________________________________________________

автора ______________________________ вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рассмотрено на заседании кафедры «____________________________»

Протокол от «____» _________ 20__ г. № ______

Зав. кафедрой, степень, звание ____________________И.О.Ф.


СОГЛАСОВАНО

Решение Учебно-методического совета

Протокол от «____» __________ 20__г. № ______











25