Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор МКОУ Большеалабухской СОШ
__________Юрченко С.В. ____________Чернышов В.А.
«__»_________2015г. «__»__________2015г.
Приказ № ______ от __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МУЗЫКА
1 КЛАСС
Разработана
Краснокутской Е.С.
Учителем начальных классов
Большие Алабухи
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2007.
Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 33ч. в год: 1 час в неделю.
Изучение музыки в 1 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Формирование личностных УУД.
Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Виды заданий:
2. Формирование регулятивных УУД.
Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса
и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
выполнять учебные действия в качестве слушателя;
выполнять учебные действия в качестве композитора;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
использовать установленные правила в контроле способа решения.
3. Формирование познавательных УУД.
В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
поиск и выделение необходимой информации;
формулировать учебную задачу;
ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
Виды заданий:
подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
инсценированние и драматизация;
рисуем музыку;
участие в диалоге;
уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке «Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок и в конце второго полугодия: урок «Ничего на свете лучше нету».
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы:
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание программы предмета «Музыка».
Содержание программы первого года делится на два раздела: «Музыка вокруг нас» (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия «Музыка и ты» (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте).
Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас».
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Раздел 2. «Музыка и ты».
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
Тема полугодия: «Музыка вокруг нас».
И Муза вечная со мной!
Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Хоровод муз.
Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и мира.
Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор.
Хоровод – древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Повсюду музыка слышна.
Музыка как средство общения между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Душа музыки - мелодия.
Песня, танец, марш как три составные области музыкального искусства, непрерывно связанные с жизнью человека.
Средства музыкальной выразительности: специфические – мелодия.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения.
Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома»
П.И.Чайковского в марше – поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня – напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец – движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики – «солдатики» маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Музыка осени.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.
Куплетная форма песен.
Сочини мелодию. НРК. Музыка народов Крайнего Севера.
Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Музыкальная азбука.
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Обобщающий урок.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.
Музыкальные инструменты.
НРК. Музыкальные инструменты народов Севера. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
«Садко». Из русского былинного сказа.
Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах.
Знакомство с народным былинным сказом «Садко». Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента – гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А. Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Музыкальные инструменты.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель – флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Звучащие картины.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля – на каких картинах «звучит» народная музыка, а каких – профессиональная, сочиненная композиторами.
Разыграй песню.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Обобщающий урок. Добрый праздник среди зимы.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т. Гофмана и музыкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Тема полугодия: «Музыка и ты ».
Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия – Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания.
Понятие «Родина» – через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь… Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Художник, поэт, композитор.
Образная природа музыкального искусства.
Средства музыкальной выразительности: специфические и неспецифические, присущие и другим видам искусства.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи – это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Музыка утра.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.
Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство – без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Музыка вечера.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Вхождение в тему через жанра – колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник – общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Музыкальные портреты.
Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С. Прокофьева на стихи А. Барто.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Знакомство со сказкой и народной игрой «Баба-Яга». Встреча с образами русского народного фольклора.
Мамин праздник.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Урок посвящен самому дорогому человеку – маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Обобщающий урок.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников.
Музыкальные инструменты.
У каждого свой музыкальный инструмент. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные игры. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического и народного.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.
Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов – лютня, клавеснн.
Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыка как средство общения между людьми. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку «Чудесная лютня».
Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой.
Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну?
Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Музыка в цирке.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Дом, который звучит.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер – поют, герои балета – танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах «встречаются» песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.
Герои опер могут петь по одному – солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету».
Детские музыкальные радио – и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Детские музыкальные радио – и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за год.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
Музыкальный материал.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»:
Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова.
«Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича.
«Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»:
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса, М., Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Т.С.Шмагина. - М., Просвещение, 2004.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009).
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
Календарно – тематический план
№ н/п | Тема урока (страницы учебника) | Решаемые проблемы | Понятия | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Музыка вокруг нас. |
1 | И муза вечная со мной. (Урок-экскурсия в природу) (ч. 1, с. 4-9) | Как воспринимать музыку? Цель: дать понятие о музыке, звуке, как в виде искусства. | Композитор, исполнитель, слушатель: звуки шумовые и музыкальные. | Учиться слушать музыку на примере произведения П.И. Чайковского «Щелкунчик». | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель! |
2 | Хоровод муз. (Урок-игра) (с.10-11) | Как водить хоровод? Цель: дать понятие танцевальной музыке разных народов мира о хороводе. | Хор, хоровод. | Научиться водить хоровод и петь хороводную песню. | Р.: преобразовывать познавательную задачу в практическую. П.: ориентация в способах решения задачи. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов. |
3 | Повсюду музыка слышна. (с. 12-13) | Как различить многообразие детских песенок-попевок? Цель: помочь войти в роль композитора. | Песня-считалка, песня-марш, колыбельная песня, песня-закличка. | Научиться сочинять и исполнять песенки-попевки с использованием ритмического сопровождения. | Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: ставить вопросы и обращаться за помощью. | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетических взглядов на мир в его целостности, художественной самобытности и разнообразии. |
4 | Душа музыки – мелодия. (Урок-игра) (с. 14-15) | Как определить мелодию, опираясь на жанры музыки: песню, танец и марш? Цель: дать понятия песни, танца и марша. | Мелодия, песня, танец и марш. | Научиться определять характерные черты различных жанров музыки (На примере произведений П.И.Чайковского) «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька». | Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе) | Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач. |
5 | Музыка осени. (Урок экскурсия в природу) (с. 16-17) | Как определить характер осенней музыки? Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе. | Музыка, живопись, литература. Характер музыки, динамика, напевность. | Научиться слушать мотивы осенних мелодий на примере произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня» Г.Свиридова «Осень». | Р.: формулировать учебную задачу. П.: ориентация в разнообразии решения способов задачи. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие и сопереживание. |
6 | Сочини мелодию. (Урок-игра) (с. 18-19) | Как сочинить музыку? Цель: познакомить с вариантами сочинения мелодий. | Мелодия аккомпанемент, ритм. | Научиться находить (выбирать) различные способы сочинять простейшие мелодии. | Р.: выполнять учебные действия в качестве композитора. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности |
7 | Азбука, азбука каждому нужна. (Урок-путешествие) (с.20-21) | Как песня помогает человеку? Цель: учить слушать песни, установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. | Песня. | Научиться слушать песню, различать части песни (куплет, припев). | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе) | Наличие эмоционального отношения к искусству. |
8 | Музыкальная азбука. (с. 22-23) | Как ты понимаешь музыкальную азбуку? Цель: учить различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; познакомить с элементами нотного письма. | Мелодия аккомпанемент, ритм, звук, нота, нотная запись. | Научиться различать понятия: звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы. (На примере произведений Д. Кабалевского). «Песенка о школе», Струве «Нотный бал». | Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. П.: ориентация в разнообразии решения способов задачи. К.: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач. | Принятие образа хорошего ученика. |
9 | Музыкальные инструменты; народные инструменты. (с. 24-25) | Какие бывают музыкальные инструменты? Цель: учить различать разные виды инструментов; познакомить с тембрами русских народных инструментов. | Свирель, дудочка, рожок, гусли, опера, былина. | Научиться различать разные виды музыкальных инструментов. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: ориентация в разнообразных способах решения. К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения. | Наличие эмоционального отношения к искусству. |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа. (с. 26-27) | Что такое жанры музыки? Цель: показать связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. | Жанры музыки. | Знать жанры музыки. | Р.: выполнять учебные действия в качестве былинного героя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - исполнитель! |
11 | Музыкальные инструменты. (с. 28-29) | Что такое «тембр»? Цель: познакомиться с тембровой окраской музыкальных инструментов. | «Тембр». | Научиться различать тембровую окраску музыкальных инструментов. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: ориентация в разнообразных способах решения. К.: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель. |
12 | Звучащие картины. (с. 30-31) | Что такое репродукции известных произведений живописи, скульптуры разных эпох? Цель: познакомиться с музыкой звучащих картин. | Репродукции. | Научиться различать – на каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких – профессиональная, сочиненная композиторами. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: ориентация в разнообразных способах решения. К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. |
13 | Разыграй песню. (с. 32-33) | Что такое выразительность и изобразительность музыкальной интонации? Цель: музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. | Выразительность. Изобразительность. | Научиться развитию умений и навыков выразительного исполнения песни. | Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П.: ориентация в разнообразных способах решения. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Мотивация учебной деятельности. Я - исполнитель! |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. (с. 34-35) | Что такое музыкальный фольклор народов России и мира? Цель: народные музыкальные традиции родного края. | Фольклор. | Узнать о религиозном празднике, традициях, песнях. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения П.: ориентация в разнообразных способах решения К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Чувство уважения к фольклорным традициям народов России и мира. |
15 | Родной обычай старины. (с. 36-37) | Сочини музыкальное пожелание тем людям, к которым ты идешь в гости. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образы музыкального фольклора и композиторского творчества. | Праздник Рождества Христова; колядки. | Научатся выразительно исполнять рождественские колядки. | Р.: формулировать и удерживать учебную задачу. П.: узнавать, называть и определять явление окружающей действительность. | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. |
16 | Обобщающий урок. Добрый праздник среди зимы. (с. 38-39) | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Цель: побывать в мире чудес, волшебства, приятных неожиданностей. | Балет. | Познакомиться со сказкой Т. Гофмана и музыкой балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: ориентация в разнообразных способах решения. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Внутренняя позиция и эмоциональное развитие. |
17 | Край, в котором ты живешь. (с. 42-43) | Что такое «Родина»? Цель: познакомиться с сочинениями отечественных композиторов о Родине. | «Родина». | Научиться знакомству с музыкой о родной стороне, утешающей в минуты горя и отчаяния, придававшей силы в дни испытаний и трудностей, вселяющей в сердце человека веру, надежду, любовь… | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решении. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе) | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
18 | Художник, поэт, композитор. (с.44-45) | Что такое образная природа музыкального искусства? Цель: познакомиться со средствами музыкальной выразительности. | Средства музыкальной выразительности. | Научиться находить взаимосвязь в разных видах искусства, к обращению жанру песни как единству музыки и слова. | Р.: выполнять учебные действия в качестве художника, поэта, композитора. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. |
19 | Музыка утра. (с. 46-47) | Как музыка рассказывает о жизни природы? Цель: познакомить детей с музыкальными интонациями как с основой музыкального искусства. | Музыкальные интонации. | Научиться выражать свои впечатления от музыки к рисунку. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие и сопереживание. |
20 | Музыка вечера. (с. 48-49) | Что такое жанр – колыбельной песни? Цель: продолжить знакомить детей с музыкальными интонациями как с основой музыкального искусства. | Жанр – колыбельная песня. | Научиться музыкальным интонациям как основе музыкального искусства, отличающего его от других искусств. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие и сопереживание. |
21 | Музыкальные портреты. (с. 50-51) | Что такое музыкальный портрет? Цель: общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | Музыкальная и речевая интонация. | Научиться интонационно-осмысленному воспроизведению различных музыкальных образов. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Эмоциональное развитие. |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. (с. 52-53) | Как понимать детский фольклор? Цель: познакомиться с музыкой в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. | Народные обряды и обычаи. | Научиться народным музыкальным играм. | Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: инсценирование и драматизация. | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - исполнитель! |
23 | У каждого свой музыкальный инструмент. (с. 4-55) | Что такое инструментовка и инсценировка песен? Цель: послушать звучание народных музыкальных инструментов. | Инструментовка и инсценировка. | Научиться инсценировать песни. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: подготовка устных рассказов в паре об услышанном. | Наличие эмоционального отношения к музыкальным инструментам разных народов. |
24 | Музы не молчали. (с. 56-57) | Что такое «Музы не молчали»? Цель: обобщить представление исторического прошлого в музыкальных образах. | Музы. | Научиться уважать Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Чувство уважения, поклонения к Памяти прошлого. |
25 | Музыкальные инструменты. (с. 58-59) | Как звучат инструменты: арфа, флейта, клавесин? Цель: послушать тембровую окраску музыкальных инструментов и изучить их выразительные возможности. | Арфа, флейта, клавесин. | Научиться особенностям звучания различных видов оркестров: симфонического и народного. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: использовать общие приемы решения задачи. К.: подготовка устных рассказов в группе об услышанном. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. |
26 | Мамин праздник. (с. 60-61) | Какова роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя? Цель: сопоставление поэзии и музыки. | Поэзия и музыка. | Научиться напевному, исполнению колыбельных песен, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Чувство уважения, любви к самому дорогому и близкому человеку – маме. |
27 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. (с. 62-63) | Что такое инструментовка и инсценировка песен? Цель: послушать звучание народных музыкальных инструментов. | Инструментовка и инсценировка. | Научиться инсценировать песни. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: подготовка устных рассказов в паре об услышанном. | Наличие эмоционального отношения к музыкальным инструментам разных народов. |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. (с. 64-67) | Что за инструмент эта лютня? Цель: размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. | Лютня. | Научиться слушать музыку как средству общения между людьми. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях. | Уважительное отношение к культуре других народов. |
29 | Музыка в цирке. (с. 68-69) | Как воспринимать музыку в цирке? Цель: цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. | Цирковое представление. | Научиться своеобразию музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. |
30 | Дом, который звучит. (с. 70-71) | Что такое опера, балет, мюзикл? Цель: песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров. | Опера, балет, мюзикл. | Научиться путешествовать в музыкальные страны. | Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: подготовка устных рассказов о личных впечатлениях. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. |
31 | Опера – сказка. (с. 72-73) | Что это такое виды музыки? Цель: познакомить детей с вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой музыкой в опере-сказке. | Вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая музыка. | Научиться различать вокальную, инструментальную; сольную, хоровую, оркестровую музыку в опере-сказке. | Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. П.: формулировать учебную задачу. К.: уметь участвовать в хоровом пении. (Работа в группе). | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель! |
32 | «Ничего на свете лучше нету». (с. 74-75) | Кто такие композиторы песенники? Цель: познакомиться с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы. | Композиторы песенники. | Научиться различать композиторов-песенников, от других композиторов. | Р.: использовать установленные правила в контроле способа решения. П.: формулировать учебную задачу. К.: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Приобретение средства обогащения музыкального опыта. |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт) (с.76-77) | Назовите своих любимых композиторов и музыку, которая запомнилась лучше всего. Цель: обобщить музыкальные впечатления первоклассников год. | Музыкальные впечатления. | Научиться обобщать свои музыкальные впечатления. | Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П.: ориентация в способах решения задачи. К.: адекватно оценивать собственное поведение в процессе музыкальных впечатлений. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. |