СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 11 класса по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для 11 класс по программе Сонина. Расчитана программа на 2 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 11 класса по биологии»

Календарно - тематическое планирование на 2017- 2018 учебный год.

Уроков

п.п

Кол. час –ов по

разделам



Наименование раздела и темы урока



Дата про- ведения по распис.,



Практические и лабораторные работы



Цели и задачи урока


Требования к уровню подготовки учащихся

Методы и формы учеб-

ной деятел.



Оснаще ние урока



Домашнее задание

Фактичес- кая дата проведен.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Введение (1 час)








1

1

Введение. Повторение материала прошлого учебного года.



Восстанавливать знания учащихся изученных разделов прошлого учебного года;

-ознакомить общебиологическими проблемами , которые раскрываются в содержании данного курса.




Отв. на вопр.


3


Организм (17 +2 часа)









3,5

Наследственность и изменчивость (13+ 2)








2

1

Генетика- наука о зако-

номерностях наслед-

ственности и изменчи-

вости. Г. Мендель – ос-

новоположник генети-

ки.



Познакомить с истоками генетики, историей воз-

никновения генетики как науки;

- углубить знания о мате-

риальных носителях нас-

ледственности.



Давать определе-

ние ключевым по-

нятиям.

Характеризовать сущность биологи-

ческих процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять:

- причины наслед-

ственности и из-

менчивости;

- роль генетики в формировании современной ес-

тественно - науч-

ной картины мира

- значение гибри-

дологического ме-

тода Г. Менделя.


Комбин

урок


Портре-

ты учё-

ных- ге-

нетиков

Изуч.& 3.10 учеб. Отв.на вопр. для повт.изл. на стр.139

3

2

Основные генетические понятия



Формировать у старше-

классников убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных био-

логических закономер-

ностей;

- познакомить с логикой научного открытия гене-

тики.

Комбин

урок


Повторить& 3.10 учеб. и зап. в тетради.

4

3

Законы Г. Менделя. Гибридологический ме-

тод изучения наследова-

ния признаков. Первый

Закон Г. Менделя.



Познакомить уч- ся с ге-

нетическими опытами Г. Менделя;

- раскрыть сущность ос-

новного метода генетики-

гибридологического; -сформировать знания о первом законе и дать определение первого закона Г. Менделя.

Воспроизводить формулировки правила едино-

образия и прави-ла расщепления .

Описывать меха-

низм проявления закономерностей моногибридного скрещивания;

- механизм непол-ного доминирова-ния.

Анализировать со- держание схемы наследования при знаков при моног. скрещивании.

Составлять :

- схему моногибр.,

анализирующего скрещив. и непол-ного доминиров. .

Урок изуче-я

и пер-вичногозакреп-ления знаний.

таблица по моноги-бридн.скрещив.

рис. учебни-ка.

Изуч. & 3.11 учебн. на стр. 140- 141.

Ответ. на вопр.1-4 изл.на стр. 146

5

4

Моногибридное скрещи- вание. Второй закон Г. Менделя.


Лаборат. работа№1

«Составление прос-тейших схем скре- щиваний».

Раскрыть сущность Второ- го закона Г. Менделя;

- объяснить цитологичес-кие основы расщепления признаков во втором пок- колени;

- показать статистический характер явления расщеп- ления;

- продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользо- ваться генетической сим- воликой.

Комбин урок.

таблица по мо- ногибр. скрещ.,

рис. учебн.

Изуч.& 3.11 учеб. на стр.141- 143.

Ответ. на вопр. 5 изл. на стр.

146.

6

5

Полное и неполное до- минирование. Закон чистоты гамет.


Лаборат. работа№2

« Составление простейших схем скрещивания и родословных».

Способствовать восприня- тию знания о полном и неполном доминирова- нии, промежуточном нас- ледовании при неполном доминировании;

- сформировать закон чис

тоты гамет.

Частич.- поисков

Проб-лемный.

Таблиц.

« Моно- гибрид.

скрещ.»рис. учебник

Изуч.& 3.11 на стр. 143 -145 учеб.

Ответ. на вопр. 6- 7 к пар.

7

6

Решение элементарных генетических задач по теме « моногибридное скрещивание».


Практич. Работа№1

Продолжить формирова- ние умений использовать генетические символики;

- способствовать умению накопления навыков ре- шения генетических за- дач на моногибридное скрещивание.

Частич.-

поисков

проб-

лемный


Повт. && 3.10-3.11 учебн.

8

7

Закономерности наследо- вания . Дигибридное скрещивание.



Показать на примерах ди- и полигибридного скре- щивания проявление Третьего закона Г.Менде- ля;

- раскрыть цитологичес- кие основы и статистичес- кую природу закона независимого комбини- рования признаков;

- продолжить формирова- ние навыков решения генетических задач.


Давать определе- ние ключевым понятиям .

Описывать меха- низм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Формулировать закон независи-мого наследова-

ния.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов.

Комбин урок

таблица

«Дигибридное скрещ.»


Изуч.& 3.12 на стр. 146-148 учеб.

Отв. на воп. 1-2 и 4-5 к пар.

9

8

Анализирующее скрещи- вание


Лаборат. работа№3

« Решение генети- ческих задач по теме « дигибрид-ное скрещивание».

Охарактеризовать анали- зирующее скрещивание;

- показать необходимость этого типа скрещивания для практики с х ;

- продолжить формирова- ние навыков решения ге- нетических задач.

Репрод.

частич- поисков

Таблиц

рис. учеб.

Изуч.& 3.12на стр. 149- 150 учеб. Ответ.на вопр. 3 к пар.

10

9

Хромосомная теория нас-

летственности. Закон Моргана.



Углубить знания о лока-

лизации генов в хромосо- мах;

- сформировать основные положения хромосомной теории , раскрыть о её становлении и развитии.

- раскрыть сущность явле-

ния сцеплённого насле- дования признаков- закон Моргана;

-рассмотреть возможнос- ти анализа расстояния между генами по коли- чественным характерис- тикам рекомбинации признаков в потомстве.

Сформулировать закон сцепленно-го наследования Т. Моргана.

Объяснять сущ- ность сцеплено- го наследования;

- причины нару- шения сцепления;

- биологическое значение перек- реста хромосом.

Репрод.

частич- поисков

Таблиц

рис. учеб.

Изуч.& 3.13 учеб.

Ответ. на вопр.изл. на стр. 153











11

10

Современные представ- ления о гене и геноме. Взаимодействие генов.



Изучить современных

достижений в области

генетики;

- раскрыть взаимосвязь и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.

Описывать строе- ние гена эукариот Приводить приме-ры взаимодейст- вия генов.

Комбин

урок

Рис. учебник

Изуч. & 3.14 учеб.

Отв. на вопр. для повтор. излож. на стр.157

12

11

Генетическое определе- ние пола. Наследование признаков , сцеплённых с полом.


Лабор. работа№4

«Решение простей-ших генетических задач на сцеплён-ное с полом насле-дование»

Конкретизировать знания о хромосомном механиз- ме определения пола, об особенностях половых хромосом , аутосом;

-объяснить причины некоторых генетических болезней сцеплённых с полом;

-повторить изученный материал и прокоменти- ровать знание учащихся о сцеплённом наследова- нии генов.

Назвать типы хро- сом в генотипе;

- число аутосом и половых хромо- сом у человека и у дрозофилы.

Объяснять причи- ну соотношения полов 1:1;

- механизм насле- дования болез- ней.

Решать простей- шие задачи на сцеплённое с по- лом наследование


Репрод.

частич.-посков.,

пробл.

Таблиц.

рис. учебн.

Изуч.& 3.15 учебн.

Пригот. отв. на воп. изл. на стр.164

13

12

Основные формы измен- чивости. Наследственная изменчивость.



Ознакомить с изменчи- востью как одним из важ- нейших свойств живого;

- раскрыть сущность нас- ледственной и ненаслед- ственной изменчивости;

- систематизировать зна-ния уч- ся о формах нас- ледственной изменчивос- ти,их причинах и влиянии на организм;

- развивать у школьников умение классифицировать формы изменчивости , сравнивать их друг с друг.

Давать определение клю- чевым понятиям.

Назвать различныевиды изменчивости;

- уровни изменчивости генотипа, виды мутаций.

Приводить приме- ры различных групп мутагенов.

Репрод.

частич.-посков.,

пробл.

Таблиц.

рис. учебн.

Изуч. & 3.16 на стр.166-169 учебн.

Пригот. отв. на воп. для повт. 1, 4- 6 изл. в кон. пар.

14

13

Фенотипическая (модификационная) изменчивость


Практич. работа№2

«Изучение модифи- кационной измен- чивости на основе изучения фенотипа комнатных и с/ х растений».

Доказать влияние среды на проявление генов в форме признаков;

- сформировать знание о модификационной из-менчивости, причинах её проявления;

- показать, что только взаимодействием внеш- ней среды, без измене- ния генотипа , нельзя ка- чественно изменить тот или другой признак.

Характеризовать проявление моди- фикационной из- менчивости.

Объяснять меха- низм возникнове- ния различных ви- дов изменчивости

Репрод.

частич.-посков.,

пробл.

Таблиц.

«Фенот.измен. жив. и раст.»

Рис. учеб.

Изуч. & 3.16 на стр.164-166 учебн.

Пригот. отв. на воп. для повт. 1- 3 изл. в кон. пар.

15

14

Генетика и здоровье человека


Лабор. Работа№5

«Выявление источ- ников мутагенов в окружающей среде (коственно) и оценка возможных последствий их вли- яния на организм.»

Ознакомить уч- ся нас- ледственными болезня- ми человека, причинами их возникновения и мето- дами профилактики нас- ледственных болезней.


Назвать основные причины наслед- ственных заболе- ваний человека;

- методы дородо -вой диагностики;

- объяснить опас -ность близкород -ственных браков;

- выявлять источ- ники мутагенов в окружающей сре -де (косвенно).


Комбин

урок

Таблиц.

рис. учебн.

Изуч.& 3.17 учебн.

Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 176

16

15

Обобщающее повторение по теме«Генотип как целостная система».



Обобщить и углубить зна- ния о генотипе как целост

ной, исторически сложив- шейся системы;

- продолжить формирова- ние умений работать с генетической символикой


Урок обобщения


Повт. && 3.14-3.17 учебн.

3.6

Основы селекции. Биотехнология (4 часа)








17

1

Создание

пород животных и сортов растений.



Познакомить школьников с краткой историей селек- ции;

- сформировать знания о важной роли разнообраз-ного исходного материа- ла в селекции;

- раскрыть значение уче- ния Н. И. Вавилова о цент

рах многообразия и про-

исхождения культурных растений для развития се- лекции в нашей стране и во всём мире.

Давать определе- ние ключевым понятиям.

Назвать основные методы селекции растений и живот- ных.

Характеризовать значение учения Н. И. Вавилова о центрах происхож

дения культурных растений для раз- вития селекции.

Объяснять причи- ны затухания гете- розиса;

- причины труднос

ти постановки меж видовых сре- щиваний.

Пробл.,

частич.- поисков

Таблиц.

«Селек.

раст. и

с х жив.»

рис.

учебн.

Изуч.&3.18 учеб. на стр.176- 179. Отв. на воп. 1- 2

к параг.

18

2

Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация.



Сформировать знания об основных методах селек- ции- отборе и гибридиза-ции;

- раскрыть их биологичес- кие основы, добиться ус- воения понятий сорт и порода.

Репрод.

Таблиц.

по се- лекции,

рис. учебник

Изуч.&3.18 учеб. на стр.180- 183

Ответ. на вопр. для повторен. на стр. 183

19

3

Биотехнология: достижения и переспек- тивы развития.


Лабор. Работа№6

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Сформировать знания об основных направлениях современной селекции;

- познакомить уч- ся дос-

тижениями селекции рас-

тений, животных, микро-

организмов;

- углубить знания о мето-

дах селекции;

- продолжить формирова-

ние умения применять знания генетических зако-

номерностей для объяс-

нения особенностей ме-

тодов селекции растений.

Приводить приме-

ры промышлен-

ного получения и использования продуктов жизне-

деятельности микроорганизмов

Выделять пробле-

мы и трудности генной инжене-

рии.

Выявлять преиму-

щество клониро-вания .

Анализировать и оценивать значе- ние биотехноло- гии для развития разных отраслей народного хозяй- ства.

Комбин пробл.

Таблиц.

рис. учебн.


Изуч. & 3.19 учебн.

Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 191

20

4

Обобщающее повторение по теме « Основы генетики и селекции».



Расширить и углубить базовые знания данной темы: Селекция, её зада- чи;

- основные методы селек- ции: Отбор и гибридизаця

виды гибридизации- от-

далённая и межвидовая, полиплоидия и гетерозис.

Урок обобще ния


Повт. && 3.18-3.19 учебн.

4

Вид ( 24 часа )









4. 1

История эволюционных идей (5 часов)








21

1

Развитие биологии в додарвинский период.

Работа К. Линнея



Рассказать об античных и средневековых представ- лениях о сущности и развитии жизни;

- рассмотреть метафизи- ческое направление в раз

витии биологии- креацио- низм;

-дать представление о трнсформизме и его сто-рониках;

- познакомить учащихся с принципами классифика- ции живых организмов разработанными К. Лин- неем;

- раскрыть значение ра- бот К. Линнея.

Назвать учённых и их вклад в разви- тие биологичес- кой науки.

Объяснять роль биологии в фор- мировании науч- ного мировоззрения.

Репрод.

частич.-посков.


Порт- реты учёных разных эпох.

Изуч.& 4.1 учебн.

Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 200

22

2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.



Показать вклад Ж. Б. Ла- марка в развитие биологии;

- охарактеризовать вер- ные и ошибочные поло-жения теории эволюции Ж. Б. Ламарка ;

- изложить учащимся тео- рию катастров Ж. Кювье.

Формулировать законы «Упражне- ния и неупражне- ние органов» и «Наследования благоприятных признаков».

Объяснять единст-во живой и нежи-вой природы.


Репрод.

частич.-посков.


Порт- реты учёных разных эпох,

таблиц.


Изуч.& 4.2 учебн.

Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 204

23

3

Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.



Рассмотреть естественно- научные и социально- экономические предпо- сылки и раскрыть их роль в возникновении учения Дарвина.




Назвать естествен- но- научные и со- циально- эконо- мические предпо- ссылки возникно- вения учения Ч. Дарвина;

- основные поло- жения учения о естественном и искусственном от- боре.

Характеризовать сущность дейст- вия искусствен-ного отбора.

Сравнивать искус-ственный и естест-венный отбор.

Объяснять вклад эволюционной теории в форми-ровании совре- меной естествен- но- научной кар-тины мира.

Репрод.

частич.-посков.


Порт- реты учёных разных эпох,

таблиц.


Изуч.& 4.3 учебн. Приготов.

отв. на воп. для повт. изл. на стр. 209

24

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об ис- кусственном отборе.



Добиться усвоения уча- щимися учения Ч. Дарви- на об эволюции: Движу-щие силы (наследствен- ность , изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, их взаимосвязанное дейст- вие);

- результаты эволюции

(возникновение приспо- собленний и видообразо- вание);

- сформулировать прин-цип искусственного отбо- ра.


Комбин пробл.

Порт- реты учёных таблиц.

Изуч.& 4.4 учебн. на стр.209-214

Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 214

25

5

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.



Не давая готовые факты постараться выйти на вы-деление основных поло- жений теории Ч. Дарвина путём постановки проб- лемных для теории эволю

Ции вопросов;

- показать заслугу Ч. Дар-вина перед наукой откры- тие принципа естествен- ного отбора как важней- шего фактора эволюции.

Комбин

репрод,

частич-

поисков

Таблиц.

Изуч.& 4.4 учебн. на стр.214-217

Отв. на воп.5-6 для повт. изл. на стр. 217


4.2

Современное эволюцион

ное учение (9 часов)








26

1

Вид: критерии и структура


Лаборат. работа№7

«Описание особей вида поморфологи- ческому критерию»

Сосредоточить внимание уч- ся на усвоении знаний вида, его критериев и структуры;

- выяснить различия в по- нимании вида Линнеем , Ламарком, Дарвином;

- дать понятие о популя- ции как структурной еди- нице вида;

- показать значение каж- дого вида для целостнос- ти живой природы и не-обходимости их охраны.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять харак- теристику видов с использованием основных крите- риев.




Пробл.,

Частич.-поисков

Таблиц.

по тем., рис. учебник


Изуч.& 4.5 учебн. Приготов.

отв. на воп. для повт. изл. на стр. 221


27

2

Популяция как структурная единица вида.








Познакомить уч- ся со структурой и динамикой численности популяции;

- дать представление о популяции как элемен- тарной биологической части вида, способной к эволюционным измене- ниям.





Характеризовать популяцию как структурную единицу вида;

- популяцию как единицу эволю- ции.

Находить информацию о популяциив раз- личных источни-ках и критически её оценивать.

Комбин

репрод,

частич-

поисков

Таблиц.

по тем., рис. учебник


Изуч. & 4.6 -4.7 учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 225 и 228

28

3

Факторы эволюции.


Лабор. работа№8

«Выявление измен- чивости у особей одного вида».





Дать знания о наслед- ственной изменчивости, популяционных волнах и изоляции как факторах эволюции создающих условия для действия естественного отбора.

Называть факторы эволюции.

Характеризовать их и объяснять причины изменяя- емости видов.

Пробл.,

Частич.-поисков


Изуч.& 4.8 учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 232

29

4

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.



Показать роль естествен- ного отбора в природе;

- изучить формы естест- венного отбора.


Назвать причину борьбы за сущест- вование.

Характеризовать естественный от- бор как результат борьбы за сущест- вование;

- формы естест- венного отбора.

Сравнивать дей- ствия движущего и стабилизирую- щего отбора.

Репрод.

частич.-посков.


Таблиц. и схемы рис. учебник

Изуч. & 4.9 учебн. приг. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 238

30

5

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.


Лабор. работа№9

« Выявление прис- пособлений у орга- низмов к среде обитания».

Показать разнообразие приспособленности орга- низмов к среде обитания;

- привлеч предыдушие за- ния уч- ся для объяснения механизма возникнове- ния приспособлений.

Характеризовать приспособления как закономер- ный результат эволюции.

Объяснять взаимосвязи орга-низмов и окружа-ющей среды;

- механизмы воз- никновения прис- пособленний.

Выявлять приспо- собленность орга- низмов к среде обитания.


Комбин

репрод,

частич-

поисков

Таблиц. и схемы рис. учебник

Изуч.&4.10 учебн. Отв. на воп для повт. изл. на стр. 246

31

6

Видообразование как результат эволюции.



Рассказать о способах видообразования;

- охарактеризовать меха- низмы основных путей видообразования;

- раскрыть роль изоляции в процессе видообразования.


Назвать способы видообразования и приводить при- меры.

Описывать меха- низмы основных путей видообра- зования.

Репрод.

частич.-посков.

Таблиц. рис. учебник

Изуч.&4.11 учебн. приг. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 250

32

7

Сохранение многообра- зия видов как основа ус- тойчивого развития био- сферы.



Дать характеристику двум процессам , имеющим место в органическом ми- ре: биологическому прог- рессу и биологическому регрессу;

- раскрыть причины вымирания видов;

- показать необходимость генетического разиообра- зия как материала эволю- ции, способствующего прогрессивному разви- тию биосферы.

Приводить приме-ры процветающих вымерших или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать причины и усло- вия сохранения видов.

Прогнозировать результаты изме- ний в биосфере в связи с изменение

нием биоразно- образия.


Комбин пробл.,частич.-посков.

Таблиц.по теме

Изуч.&4.12учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 254

33

8

Доказательства эволюции органического мира.



Объяснить сущность сравнительно- морфоло- гического метода иследо-вания и научить поль- зоваться им сходства и различия;

- добиться понимания учащимися сущности эмбриологических дока- зательств: установления родственных связей меж- ду таксонами на основа- нии сходства зародышей;

- познакомить с доказа- тельствами эволюции , которые исследует полеонтология.


Находить и систе- матизировать ин – формацию о кост- венных и прямых доказательств эволюции.

Приводить дока- зательства эволю- ции на основании комплексного ис- пользования всех групп доказа- тельств

Урок комплексного примен. знаний.

Конфер.


Изуч.&4.11 учебн. Приг. отв. на воп.1-5 для повт.

34

9

Эволюция. Микро - и макроэволюции.



Углубить и закрепить зна- ния о движущих силах эволюции, их биологичес-кой сущности;

- систематизировать, зак- репить знания о виде , популяции , наследствен- ности и изменчивости ес- тественном отборе, борбе за существование,биоло- гическом прогрессе и регрессе.



Обобщение. Семинар


Повт. &&4.5-4.11 учебн.


4.3

Происхождение жизни на Земле. (5 часов)








35

1

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.



Познакомить уч-ся с раз- личными теориями и ги- потезами о происхожде-нии жизни на Земле;

- дать представление о концепции биогенеза и абиогенеза.

Давать определе-ния ключевым по- нятиям.

Описывать и ана- лизировать взгля- ды учёных на про- исхождениежизни

Проблемный, репрод.частич.- поисков

Таблиц.по общ. Биолог., учебник

Изуч.&4.14 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 266

36

2

Современные взгляды на развитие жизни.


Прак. работа№3

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Показать путь образова- ния первых биологичес- ких мембран;

- раскрыть характерные черты живых организмов у пробионтов;

- назвать способы пита- ния первых живых орга- низмов.

Находить и систе- матизировать ин- формацию по проблеме проис- хождения жизни .

Анализировать и оценивать работыС. Милле- ра и А. И. Опарина по разрешению проблемы проис- хождения жизни на Земле.

Выявлять черты биологического прогресса и рег- ресса в живой природе на протя- жении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь зако- номерностей раз- вития органичес-кого мира на Зем- ле с геологически- ми и климатичес- кими факторами.

Проблемный, репрод.частич.- поисков

Таблиц.по общ. биолог., учебник

Изуч.&4.15 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.

37

3

Развитие жизни в архей- скую, протерозойскую и палеозойскую эры.



Расширить представления уч- ся о главных событиях ранней жизни на Земле- фотосинтезе , многокле- точности , половом про- цессе;

- продолжить формиро- вание понятия о биологи- ческой эволюции как о необратимом и направ- ленном историческом развитии живой природы, сопровождающимся фор- мированием адаптаций образованием и вымира- нием видов, преобразо- ванием биосферы;

- организовать самостоя- тельную работу уч-ся;

- показать роль идиоадап- таций в возникновении приспособлений у господ- стующих организмов, рас- тений и животных в кай-нозойской эре.

Репрод.частич- поисков проблемный

Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем.

Изуч.&4.16 на стр 273- 278 учебн. Приг. отв. на воп.1-6 для повт. изл. на стр. 281


38

4

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.



Репрод.частич- поисков проблемный

Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем., стенды

Изуч.&4.16 на стр 278- 282 учебн. Приг. отв. на воп.7- 9 для повт. изл. на стр. 281


39

5

Развитие жизни на Земле.



Репрод.частич- поисков проблемный, обобщающий


Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем., стенды

Повт.&4.16 учеб. Подг. вопр. для повт. изад.


4.4

Происхождение человека (5 часов)









40

1

Гипотезы происхождения человека


Практ. работа№4

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».


Познакомить уч-ся с разн- ными гипотезами проис- хождения человека, оце-нивая степень их научнос-ти и достоверности;

- охарактеризовать разви-тие взглядов учёных на проблему антропогенеза.

Называть положе- ния гипотез проис хождения челове- ка.

Характеризовать развитие взглядов учёных на пробле-му антропогенеза.

Анализировать и оценивать степень научности и досто верность гипотез происхождения человека .


Частич- поисков проблемный,

Портрет учёных, стенды, учебник

Изуч.&4.17 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 284


41

2

Положение человека в системе животного мира.


Лаб. раб.№10 «Выявление приз- наков сходства зародышей челове- ка и других млеко- питающих как дока- зателство их родства».

Обеспечить уч- ся прочны ми знаниями доказа-тельств происхождения человека от животных, о родстве человека с живот ными;

- проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биологи-ческой сущности челове- ка.

Назвать место че- ловека в системе животного мира.

Обосновывать при надлежность чело века к животному миру, используя данные сравни- тельной анатомии эмбриологии и др. наук.


Репрод.частич- поисков

Таблиц.по общ. биолог., учебник

Изуч.&4.18 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 290


42

3

Эволюция приматов. Стадии эволюции челове- ка.



Продолжить формирова- ние знаний о естествен- ном происхождении че- ловека от общих предков с обезьянами;

- вскрыть движущие силы антропогенеза .



Назвать стадии эволюции челове-ка;

- представителей каждой эволю- ционной стадии.

Характеризовать особенности пред ставителей каж- дой стадии эволю- ции человека с биологических и социальных пози- ций.

- роль биологичес- кого и социально-го факторов антро погенеза в дли- тельной эволюции людей.

Репрод.частич- поисков проблемный,

Таблиц. рис. учебник макеты

Изуч.&4.19 на стр 290- 293 учебн.

43

4

Основные этапы эволюции человека. Роль труда в происхождении человека.



Рассмотреть этапы эволю- ции человека, раскрыть характерные особенности каждого этапа и роль факторов антропогенеза в длительной эволюции че ловека;

- обсудить с уч- ся роль труда в происхождении человека и развитии сов- ременного человека.



Репрод.частич- поисков проблемный,

Таблиц. рис. учебник макеты

Изуч.&4.19 на стр 293- 295 учебн.

44

5

Современный этап эво- люции человека. Человеческие расы.



Показать единство и взаимосвязь человека и среды;

- доказать существование одного вида- Человек ра- зумный, представленного расами;

- раскрыть механизмы формирования рас чело- века.

Называть и разли- чать человеческие расы.

Объяснять механи змы формирова- ния расовых приз- наков.

Доказывать на ос- новее научных фактов несостоя- тельность расизма и социал- дарви- низма.


Комбин

Репрод.

Проблемный.

Таблиц. рис. учебник макеты

Изуч.&4.20 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.


5

Экосистемы ( 18- 1= 17 часов)










5.1

Экологические факторы

(5- 1=4 часа).








45

1

Что изучает экология. История развития эколо- гии как науки.



Сформировать у уч- ся зна ния о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях;

- объяснить основные на- правления современного развития науки экологии;

- раскрыть теоретическое значение и практическое значение экологических знаний для человека.

Раскрыть понятия «эколо- гия» , «задачи экологии», « экосистема»;

- углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономернос тях влияния их на орга- низм.


Называть задачи экологии;

- экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практ- ческих задач .

Объяснять взаимо связи организмов и окружающей среды, биологи- ческое действие экологических фак торов.

Называть абиоти- ческие факторы .

Описывать приспо собления организ- мов к абиотичес- ким факторам.

Называть виды взаимоотношений между организма- ми.

Характеризовать основные типы взаимоотношений


Комбин

Репрод.


Рис. учебник

таблиц. иллюст.

среды жизни организ




Изуч. мат.

Урока по записям в тетради.

46

2

Организмы и среды их обитания. Экологические факторы среды.



Репрод.частич- поисков

Таблиц. рис. учебник

Изуч. &5.1 учебн. приг. отв. на воп. для Повт. изл. на стр. 308- 309




47

3

Абиотические факторы среды.



Раскрыть взаимодействие факторов неживой приро- ды на живые организмы;

- рассматривать прис- способления живых орга- низмов к изменениям температуры, недостатку волы и т. д.


Проблемный, частич- поисков

Таблиц. рис. учебник

Изуч.&5.2 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.

48

4

Биотические факторы среды.



Рассмотреть различные виды взаимоотношений организмов в природе;

- роль разных видов орга- низмов в формировании биологического разнооб- разия и равновесия в эко- системах.

Проблемный, частич- поисков

Таблиц. рис. учебник

Изуч . &5.3 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.


5.2

Структура экосистем.

(5 часов).








49

1

Структура экосистем.



Углубить знания о биогео- ценозе, биоценозе и эко- системе;

- рассказать о пространственной, видо- вой и экологической структуре экосистемы.

Описывать струк- туру экосистемы.

Назвать компонен ты и их характери- зовать.

Приводить приме- ры организмов представляющих трофические уров- ни.

Характеризовать трофическую структуру биоце- ноза;

- роль организмов

(продуцентов, кон сументов, реду- центов) в потоке веществ и энергии

- солнечный свет как энергетичес- кий ресурс.

Комбин

Репрод.


Таблиц. рис. учебник

Изуч . &5.4 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 325

50

2

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.


Лаб. работа№11

« Составление схем передачи веществ и энергии (цепей пи- тания) в экосисте- ме».

Углубить знания о пищев- вых взаимоотношениях в экосистеме, о трофичес- ких звеньях пищевой цепи;

- ввести понятия «паст-


Проблемный, репрод.частич- поисков

Таблиц.

иллюст.

пастб. и

дентр. цепи питан.


Изуч .&5.5 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.






бищной» и «детритной» пищевой цепи;

- объяснять закономер-ность- правило экологи- ческой пирамиды.






51

3

Причины устойчивости и смены экосистем.


Прак. работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосис-тем и агроэкосис-тем своей мест-ности».

Рассмотреть причины устойчивости и смены эко систем;

- охарактеризовать внеш- ние и внутренние причи- ны устойчивости и смены экосистем;

- продолжить углубление знаний о саморегуляции экосистем.

Объяснять причи- ну устойчивости экосистем;

- причины смены экосистем;

- необходимость сохранения много образия видов.

Описывать этапы смены экосистем.

Проблемный, репрод.

Таблиц.

иллюст.

пастб. и

дентр. цепи питан.


Изуч . &5.6 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 332 Под. реф.

52

4

Влияние человека на экосистемы.



Изучить негативное и по- зитивное влияние челове- ка на окружающую среду

- рассмотреть особеннос- ти структуры и функции агроценоза;

- продолжить формирова- ние ответственного отно- шения к природе.

Приводить приме- ры экологических нарушений.

Называть способы оптимальной эксплуетации агро ценозов;

- способы сохране ния естественных экосистем.

Сравнивать экосис темы и агросисте- мы своей местнос ти и делать выво-ды на основе их сравнения.

Прогнозировать результаты эколо- гических наруше- ний по заданным параметрам.

Проблемный, репрод.

Таблиц.

картин.

Изуч .& 5.7 учебн. Приг. отв. на воп.для повт.











53

5

Применение экологичес- ких знаний в практичес- кой деятельности челове- ка.


Лабор. работа№11

«Решение экологи- ческих задач».

Раскрыть роль человека в сохранении биологичес- кого равновесия как необходимого условия дальнейшего существо- вания биосферы.


Проблемный, частич- поисков

Таблиц.

картин.

рис. уч.

Изучить матер. урока по зап. в тет.


5.3

Биосфера- глобальная экосистема (4- 1= 3 часа).








54

1

Понятие о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере.










Углубить знания о биосфе ре , её составе и границах

- усвоить понятие «Живое вещество» и его основ- ные свойства.

Систематизировать , углу- бить знания уч- ся об обо- лочке Земли, населённой живыми организмами;

- ознакомить с учением В. И. Вернадского о биосфе- ре как оболочке Земли , населённой живыми ор- ганизмами.

Определить роль живых организмов в биосфере;

- рассмотреть роль круго- ворота веществ в сщест- вовании биосферы.


Знать и понимать учение В. И. Вер- надского о биосфе ре.

Назвать структур- ные компоненты и свойства биосфе- ры;

- границы биосфе- ры и факторы их обуславливающие

Характеризовать живое вещество, биокосное и кос-ное вещество биосферы.

Описывать биохи- мические циклы воды, углевода, сущность и значе- ние круговорота веществ и превра- щения энергии;

- роль живых орга- низмов в жизни планеты и обеспе- чении устойчивос- ти биосферы.


репрод.частич- поисков

Портр. В. И. Вернад.

Рис. учеб.

Изуч .& 5.8 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 339

55

2

Биосфера- глобальная экосистема.












Проблемный, частич- поисков

Таблиц.

Рис. учебн.

Изуч .&5.8 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 344

56

3

Роль живых организмов в биосфере



репрод.частич- поисков

Таблиц.

Рис. учебн.

стенд

Изуч.&5.9 учеб. Приг. отв. на воп для повт. к пар.


5.4

Биосфера и человек (4+ 1=5часов).








57

1

Биосфера и человек



Углубить представление

уч- ся о целостности био- сферы , о различных пос- ледствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов;

- заострить внимание на проблемах охраны при-роды.

Приводить приме- ры прямого и кос- венного воздейст- вия человека на живую природу.

Анализировать и оценить последст- ствия прямого и косвенного воз- действия челове-ка на природу.

Комбин

Репрод.

Проблемный.

Таблиц. по ох-ране природ. Рис. учебник


Изуч.&5.10 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 352

58




2




Анализ и оценка послед-

ствий собственной дея- тельности в окружающей среде.



Лаб. работа№12

Проблемный, частич- поисков

Таблиц. дополн. литерат рис. учебник

Изучить матер. урока по зап. в тет.

59

3

Основные экологические проблемы современнос- ти.



Раскрыть сущность основ- ных экологических проб- лем современности, при- чины их возникновения;

- направить процесс об- суждения экологических проблем на формирова- ние умений;

- мыслить глобально, рас-сматривая биосферу как сферу, пригодную для жизни;

- видеть будущее челове- чества с учётом современ ного состояния экологи- ческой ситуации.


Характеризовать причины и послед ствия современ- ных экологичес- ких проблем.

Обосновывать необходимость разработки прин- ципов рациональ- ного природополь зования.

Предлагать пути решения регио- нальных, мировых глобальных проб- лем.

Проблемный, частич- поисков

Таблиц. дополн. литерат рис. учебник

Изуч.&5.11 учебн. Приг. отв. на воп.







60

4

Пути решения эколог- ческих проблем.


Практич. работа№6

«Анализ и оценка глобальных эколо- гических проблем».

Подвести уч- ся к форми- рованию принципов рационального природо- пользования как пути сохранения экологичес- кого равновесия в биосфе ре.


Проблемный, частич- поисков


Изуч.&5.12 учебн. Приг. отв. на воп. для повт.

61

5

Меры по образованию экологических комплек- сов. Экологическое образование.



Выявить основные харак- теристики экологического кризиса, экологической катастрофы;

- выяснить значимость формирования эколог-

ческого сознания населе- ния;

- познакомить с типами экологического сознания;

- использовать получен- ные знания для нахожде- ния путей решения эколо- гических роблем.

Репрод. Проблемный, частич- поисков


Изучить матер. урока по зап. в тет.

62

1

Обобщающее повторе- ние по теме раз- дела «Экосистемы».



Проверить усвоение ведущих понятий темы;

- закрепить и обобщить знания по темам раздела.




Повт.&& 5.10-5.12 учеб.



Повторение (6 часов).








63

1

Биология как наука. Методы научного позна- ния.







Повторить &&1.1-1.3

учебника.

64

2

Клетка- структурно- функциональная единица живого.








Повторить&& 2.1-2.11

учебника.


65

3

Организм- единое целое.








Повторить

&&3.1- 3.9

учебника.

66

4

Генетика- наука о закономерностях наслед- ственности и изменчивос- ти.







Повторить&&3.10-3.18

учебника.

67



5

Решение генетических задач.







Решить задачи.

68



6

Основы селекции. Биотехнология .







Повторить&&3.18-3.19

учебника.










































Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:


Для учителя:


  1. Т.А. Козлова, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы: методические пособия к учебнику В.Б.Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология» - М.: Дрофа 2009г.

  2. Т.А.Козлова Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы; методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Г.Т.Захаровой Общая биология. Базовый уровень. –М.: Дрофа, 2009 г.

  3. Т.В. Затрудная. Биология. Поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, С.Г. Захаровой. Волгоград; «учитель» 2008г.

  4. Т.И. Чайка Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина 10 класс. – М.: Дрофа 2009г.

  5. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. –М.: Дрофа 2009г.

  6. Сборник нормативных документов. Биология (Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев) -М.: Дрофа 2007г.

  7. Н. Грин, У.Стаут, Д. Тейлор Биология 3 томах. – М.: «Мир», 1993г.

  8. Н.А. Лемеза, М.С. Морозик и др. Пособие для поступающих в Вузы. Минск; «Университетское» 1993г.


Для учащихся:

  1. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену, Общая биология. –М.: Дрофа 2004г.

  2. Г.И.Лернер Общая биология. Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы. –М.: Эксмо 2007г.

  3. Общая биология. 10-11 классы, Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О. Рувинского. 6-ое изд. –М.: Дрофа, 2009г.

  4. А.С. Батуев М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. –М.: Дрофа, 2004г.