№ Уроков п.п | Кол. час –ов по разделам | Наименование раздела и темы урока | Дата про- ведения по распис., | Практические и лабораторные работы | Цели и задачи урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы учеб- ной деятел. | Оснаще ние урока | Домашнее задание |
Фактичес- кая дата проведен. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | Введение (1 час) | | | | | | | |
1 | 1 | Введение. Повторение материала прошлого учебного года. | | | Восстанавливать знания учащихся изученных разделов прошлого учебного года; -ознакомить общебиологическими проблемами , которые раскрываются в содержании данного курса. | | | | Отв. на вопр. |
| 3 | Организм (17 +2 часа) | | | | | | | |
| 3,5 | Наследственность и изменчивость (13+ 2) | | | | | | | |
2 | 1 | Генетика- наука о зако- номерностях наслед- ственности и изменчи- вости. Г. Мендель – ос- новоположник генети- ки. | | | Познакомить с истоками генетики, историей воз- никновения генетики как науки; - углубить знания о мате- риальных носителях нас- ледственности. | Давать определе- ние ключевым по- нятиям. Характеризовать сущность биологи- ческих процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: - причины наслед- ственности и из- менчивости; - роль генетики в формировании современной ес- тественно - науч- ной картины мира - значение гибри- дологического ме- тода Г. Менделя. | Комбин урок | Портре- ты учё- ных- ге- нетиков | Изуч.& 3.10 учеб. Отв.на вопр. для повт.изл. на стр.139 |
3 | 2 | Основные генетические понятия | | | Формировать у старше- классников убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных био- логических закономер- ностей; - познакомить с логикой научного открытия гене- тики. | Комбин урок | | Повторить& 3.10 учеб. и зап. в тетради. |
4 | 3 | Законы Г. Менделя. Гибридологический ме- тод изучения наследова- ния признаков. Первый Закон Г. Менделя. | | | Познакомить уч- ся с ге- нетическими опытами Г. Менделя; - раскрыть сущность ос- новного метода генетики- гибридологического; -сформировать знания о первом законе и дать определение первого закона Г. Менделя. | Воспроизводить формулировки правила едино- образия и прави-ла расщепления . Описывать меха- низм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; - механизм непол-ного доминирова-ния. Анализировать со- держание схемы наследования при знаков при моног. скрещивании. Составлять : - схему моногибр., анализирующего скрещив. и непол-ного доминиров. . | Урок изуче-я и пер-вичногозакреп-ления знаний. | таблица по моноги-бридн.скрещив. рис. учебни-ка. | Изуч. & 3.11 учебн. на стр. 140- 141. Ответ. на вопр.1-4 изл.на стр. 146 |
5 | 4 | Моногибридное скрещи- вание. Второй закон Г. Менделя. | | Лаборат. работа№1 «Составление прос-тейших схем скре- щиваний». | Раскрыть сущность Второ- го закона Г. Менделя; - объяснить цитологичес-кие основы расщепления признаков во втором пок- колени; - показать статистический характер явления расщеп- ления; - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользо- ваться генетической сим- воликой. | Комбин урок. | таблица по мо- ногибр. скрещ., рис. учебн. | Изуч.& 3.11 учеб. на стр.141- 143. Ответ. на вопр. 5 изл. на стр. 146. |
6 | 5 | Полное и неполное до- минирование. Закон чистоты гамет. | | Лаборат. работа№2 « Составление простейших схем скрещивания и родословных». | Способствовать восприня- тию знания о полном и неполном доминирова- нии, промежуточном нас- ледовании при неполном доминировании; - сформировать закон чис тоты гамет. | Частич.- поисков Проб-лемный. | Таблиц. « Моно- гибрид. скрещ.»рис. учебник | Изуч.& 3.11 на стр. 143 -145 учеб. Ответ. на вопр. 6- 7 к пар. |
7 | 6 | Решение элементарных генетических задач по теме « моногибридное скрещивание». | | Практич. Работа№1 | Продолжить формирова- ние умений использовать генетические символики; - способствовать умению накопления навыков ре- шения генетических за- дач на моногибридное скрещивание. | Частич.- поисков проб- лемный | | Повт. && 3.10-3.11 учебн. |
8 | 7 | Закономерности наследо- вания . Дигибридное скрещивание. | | | Показать на примерах ди- и полигибридного скре- щивания проявление Третьего закона Г.Менде- ля; - раскрыть цитологичес- кие основы и статистичес- кую природу закона независимого комбини- рования признаков; - продолжить формирова- ние навыков решения генетических задач. | Давать определе- ние ключевым понятиям . Описывать меха- низм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Формулировать закон независи-мого наследова- ния. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов. | Комбин урок | таблица «Дигибридное скрещ.» | Изуч.& 3.12 на стр. 146-148 учеб. Отв. на воп. 1-2 и 4-5 к пар. |
9 | 8 | Анализирующее скрещи- вание | | Лаборат. работа№3 « Решение генети- ческих задач по теме « дигибрид-ное скрещивание». | Охарактеризовать анали- зирующее скрещивание; - показать необходимость этого типа скрещивания для практики с х ; - продолжить формирова- ние навыков решения ге- нетических задач. | Репрод. частич- поисков | Таблиц рис. учеб. | Изуч.& 3.12на стр. 149- 150 учеб. Ответ.на вопр. 3 к пар. |
10 | 9 | Хромосомная теория нас- летственности. Закон Моргана. | | | Углубить знания о лока- лизации генов в хромосо- мах; - сформировать основные положения хромосомной теории , раскрыть о её становлении и развитии. - раскрыть сущность явле- ния сцеплённого насле- дования признаков- закон Моргана; -рассмотреть возможнос- ти анализа расстояния между генами по коли- чественным характерис- тикам рекомбинации признаков в потомстве. | Сформулировать закон сцепленно-го наследования Т. Моргана. Объяснять сущ- ность сцеплено- го наследования; - причины нару- шения сцепления; - биологическое значение перек- реста хромосом. | Репрод. частич- поисков | Таблиц рис. учеб. | Изуч.& 3.13 учеб. Ответ. на вопр.изл. на стр. 153 |
| | | | | | | | | |
11 | 10 | Современные представ- ления о гене и геноме. Взаимодействие генов. | | | Изучить современных достижений в области генетики; - раскрыть взаимосвязь и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков. | Описывать строе- ние гена эукариот Приводить приме-ры взаимодейст- вия генов. | Комбин урок | Рис. учебник | Изуч. & 3.14 учеб. Отв. на вопр. для повтор. излож. на стр.157 |
12 | 11 | Генетическое определе- ние пола. Наследование признаков , сцеплённых с полом. | | Лабор. работа№4 «Решение простей-ших генетических задач на сцеплён-ное с полом насле-дование» | Конкретизировать знания о хромосомном механиз- ме определения пола, об особенностях половых хромосом , аутосом; -объяснить причины некоторых генетических болезней сцеплённых с полом; -повторить изученный материал и прокоменти- ровать знание учащихся о сцеплённом наследова- нии генов. | Назвать типы хро- сом в генотипе; - число аутосом и половых хромо- сом у человека и у дрозофилы. Объяснять причи- ну соотношения полов 1:1; - механизм насле- дования болез- ней. Решать простей- шие задачи на сцеплённое с по- лом наследование | Репрод. частич.-посков., пробл. | Таблиц. рис. учебн. | Изуч.& 3.15 учебн. Пригот. отв. на воп. изл. на стр.164 |
13 | 12 | Основные формы измен- чивости. Наследственная изменчивость. | | | Ознакомить с изменчи- востью как одним из важ- нейших свойств живого; - раскрыть сущность нас- ледственной и ненаслед- ственной изменчивости; - систематизировать зна-ния уч- ся о формах нас- ледственной изменчивос- ти,их причинах и влиянии на организм; - развивать у школьников умение классифицировать формы изменчивости , сравнивать их друг с друг. | Давать определение клю- чевым понятиям. Назвать различныевиды изменчивости; - уровни изменчивости генотипа, виды мутаций. Приводить приме- ры различных групп мутагенов. | Репрод. частич.-посков., пробл. | Таблиц. рис. учебн. | Изуч. & 3.16 на стр.166-169 учебн. Пригот. отв. на воп. для повт. 1, 4- 6 изл. в кон. пар. |
14 | 13 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость | | Практич. работа№2 «Изучение модифи- кационной измен- чивости на основе изучения фенотипа комнатных и с/ х растений». | Доказать влияние среды на проявление генов в форме признаков; - сформировать знание о модификационной из-менчивости, причинах её проявления; - показать, что только взаимодействием внеш- ней среды, без измене- ния генотипа , нельзя ка- чественно изменить тот или другой признак. | Характеризовать проявление моди- фикационной из- менчивости. Объяснять меха- низм возникнове- ния различных ви- дов изменчивости | Репрод. частич.-посков., пробл. | Таблиц. «Фенот.измен. жив. и раст.» Рис. учеб. | Изуч. & 3.16 на стр.164-166 учебн. Пригот. отв. на воп. для повт. 1- 3 изл. в кон. пар. |
15 | 14 | Генетика и здоровье человека | | Лабор. Работа№5 «Выявление источ- ников мутагенов в окружающей среде (коственно) и оценка возможных последствий их вли- яния на организм.» | Ознакомить уч- ся нас- ледственными болезня- ми человека, причинами их возникновения и мето- дами профилактики нас- ледственных болезней. | Назвать основные причины наслед- ственных заболе- ваний человека; - методы дородо -вой диагностики; - объяснить опас -ность близкород -ственных браков; - выявлять источ- ники мутагенов в окружающей сре -де (косвенно). | Комбин урок | Таблиц. рис. учебн. | Изуч.& 3.17 учебн. Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 176 |
16 | 15 | Обобщающее повторение по теме«Генотип как целостная система». | | | Обобщить и углубить зна- ния о генотипе как целост ной, исторически сложив- шейся системы; - продолжить формирова- ние умений работать с генетической символикой | | Урок обобщения | | Повт. && 3.14-3.17 учебн. |
| 3.6 | Основы селекции. Биотехнология (4 часа) | | | | | | | |
17 | 1 | Создание пород животных и сортов растений. | | | Познакомить школьников с краткой историей селек- ции; - сформировать знания о важной роли разнообраз-ного исходного материа- ла в селекции; - раскрыть значение уче- ния Н. И. Вавилова о цент рах многообразия и про- исхождения культурных растений для развития се- лекции в нашей стране и во всём мире. | Давать определе- ние ключевым понятиям. Назвать основные методы селекции растений и живот- ных. Характеризовать значение учения Н. И. Вавилова о центрах происхож дения культурных растений для раз- вития селекции. Объяснять причи- ны затухания гете- розиса; - причины труднос ти постановки меж видовых сре- щиваний. | Пробл., частич.- поисков | Таблиц. «Селек. раст. и с х жив.» рис. учебн. | Изуч.&3.18 учеб. на стр.176- 179. Отв. на воп. 1- 2 к параг. |
18 | 2 | Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация. | | | Сформировать знания об основных методах селек- ции- отборе и гибридиза-ции; - раскрыть их биологичес- кие основы, добиться ус- воения понятий сорт и порода. | Репрод. | Таблиц. по се- лекции, рис. учебник | Изуч.&3.18 учеб. на стр.180- 183 Ответ. на вопр. для повторен. на стр. 183 |
19 | 3 | Биотехнология: достижения и переспек- тивы развития. | | Лабор. Работа№6 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | Сформировать знания об основных направлениях современной селекции; - познакомить уч- ся дос- тижениями селекции рас- тений, животных, микро- организмов; - углубить знания о мето- дах селекции; - продолжить формирова- ние умения применять знания генетических зако- номерностей для объяс- нения особенностей ме- тодов селекции растений. | Приводить приме- ры промышлен- ного получения и использования продуктов жизне- деятельности микроорганизмов Выделять пробле- мы и трудности генной инжене- рии. Выявлять преиму- щество клониро-вания . Анализировать и оценивать значе- ние биотехноло- гии для развития разных отраслей народного хозяй- ства. | Комбин пробл. | Таблиц. рис. учебн. | Изуч. & 3.19 учебн. Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 191 |
20 | 4 | Обобщающее повторение по теме « Основы генетики и селекции». | | | Расширить и углубить базовые знания данной темы: Селекция, её зада- чи; - основные методы селек- ции: Отбор и гибридизаця виды гибридизации- от- далённая и межвидовая, полиплоидия и гетерозис. | Урок обобще ния | | Повт. && 3.18-3.19 учебн. |
| 4 | Вид ( 24 часа ) | | | | | | | |
| 4. 1 | История эволюционных идей (5 часов) | | | | | | | |
21 | 1 | Развитие биологии в додарвинский период. Работа К. Линнея | | | Рассказать об античных и средневековых представ- лениях о сущности и развитии жизни; - рассмотреть метафизи- ческое направление в раз витии биологии- креацио- низм; -дать представление о трнсформизме и его сто-рониках; - познакомить учащихся с принципами классифика- ции живых организмов разработанными К. Лин- неем; - раскрыть значение ра- бот К. Линнея. | Назвать учённых и их вклад в разви- тие биологичес- кой науки. Объяснять роль биологии в фор- мировании науч- ного мировоззрения. | Репрод. частич.-посков. | Порт- реты учёных разных эпох. | Изуч.& 4.1 учебн. Пригот. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 200 |
22 | 2 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | | | Показать вклад Ж. Б. Ла- марка в развитие биологии; - охарактеризовать вер- ные и ошибочные поло-жения теории эволюции Ж. Б. Ламарка ; - изложить учащимся тео- рию катастров Ж. Кювье. | Формулировать законы «Упражне- ния и неупражне- ние органов» и «Наследования благоприятных признаков». Объяснять единст-во живой и нежи-вой природы. | Репрод. частич.-посков. | Порт- реты учёных разных эпох, таблиц. | Изуч.& 4.2 учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 204 |
23 | 3 | Предпосылки развития теории Ч. Дарвина. | | | Рассмотреть естественно- научные и социально- экономические предпо- сылки и раскрыть их роль в возникновении учения Дарвина. | Назвать естествен- но- научные и со- циально- эконо- мические предпо- ссылки возникно- вения учения Ч. Дарвина; - основные поло- жения учения о естественном и искусственном от- боре. Характеризовать сущность дейст- вия искусствен-ного отбора. Сравнивать искус-ственный и естест-венный отбор. Объяснять вклад эволюционной теории в форми-ровании совре- меной естествен- но- научной кар-тины мира. | Репрод. частич.-посков. | Порт- реты учёных разных эпох, таблиц. | Изуч.& 4.3 учебн. Приготов. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 209 |
24 | 4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение об ис- кусственном отборе. | | | Добиться усвоения уча- щимися учения Ч. Дарви- на об эволюции: Движу-щие силы (наследствен- ность , изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, их взаимосвязанное дейст- вие); - результаты эволюции (возникновение приспо- собленний и видообразо- вание); - сформулировать прин-цип искусственного отбо- ра. | Комбин пробл. | Порт- реты учёных таблиц. | Изуч.& 4.4 учебн. на стр.209-214 Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 214 |
25 | 5 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | | | Не давая готовые факты постараться выйти на вы-деление основных поло- жений теории Ч. Дарвина путём постановки проб- лемных для теории эволю Ции вопросов; - показать заслугу Ч. Дар-вина перед наукой откры- тие принципа естествен- ного отбора как важней- шего фактора эволюции. | Комбин репрод, частич- поисков | Таблиц. | Изуч.& 4.4 учебн. на стр.214-217 Отв. на воп.5-6 для повт. изл. на стр. 217 |
| 4.2 | Современное эволюцион ное учение (9 часов) | | | | | | | |
26 | 1 | Вид: критерии и структура | | Лаборат. работа№7 «Описание особей вида поморфологи- ческому критерию» | Сосредоточить внимание уч- ся на усвоении знаний вида, его критериев и структуры; - выяснить различия в по- нимании вида Линнеем , Ламарком, Дарвином; - дать понятие о популя- ции как структурной еди- нице вида; - показать значение каж- дого вида для целостнос- ти живой природы и не-обходимости их охраны. | Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Составлять харак- теристику видов с использованием основных крите- риев. | Пробл., Частич.-поисков | Таблиц. по тем., рис. учебник | Изуч.& 4.5 учебн. Приготов. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 221 |
27 | 2 | Популяция как структурная единица вида. | | | Познакомить уч- ся со структурой и динамикой численности популяции; - дать представление о популяции как элемен- тарной биологической части вида, способной к эволюционным измене- ниям. | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида; - популяцию как единицу эволю- ции. Находить информацию о популяциив раз- личных источни-ках и критически её оценивать. | Комбин репрод, частич- поисков | Таблиц. по тем., рис. учебник | Изуч. & 4.6 -4.7 учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 225 и 228 |
28 | 3 | Факторы эволюции. | | Лабор. работа№8 «Выявление измен- чивости у особей одного вида». | Дать знания о наслед- ственной изменчивости, популяционных волнах и изоляции как факторах эволюции создающих условия для действия естественного отбора. | Называть факторы эволюции. Характеризовать их и объяснять причины изменяя- емости видов. | Пробл., Частич.-поисков | | Изуч.& 4.8 учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 232 |
29 | 4 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. | | | Показать роль естествен- ного отбора в природе; - изучить формы естест- венного отбора. | Назвать причину борьбы за сущест- вование. Характеризовать естественный от- бор как результат борьбы за сущест- вование; - формы естест- венного отбора. Сравнивать дей- ствия движущего и стабилизирую- щего отбора. | Репрод. частич.-посков. | Таблиц. и схемы рис. учебник | Изуч. & 4.9 учебн. приг. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 238 |
30 | 5 | Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | | Лабор. работа№9 « Выявление прис- пособлений у орга- низмов к среде обитания». | Показать разнообразие приспособленности орга- низмов к среде обитания; - привлеч предыдушие за- ния уч- ся для объяснения механизма возникнове- ния приспособлений. | Характеризовать приспособления как закономер- ный результат эволюции. Объяснять взаимосвязи орга-низмов и окружа-ющей среды; - механизмы воз- никновения прис- пособленний. Выявлять приспо- собленность орга- низмов к среде обитания. | Комбин репрод, частич- поисков | Таблиц. и схемы рис. учебник | Изуч.&4.10 учебн. Отв. на воп для повт. изл. на стр. 246 |
31 | 6 | Видообразование как результат эволюции. | | | Рассказать о способах видообразования; - охарактеризовать меха- низмы основных путей видообразования; - раскрыть роль изоляции в процессе видообразования. | Назвать способы видообразования и приводить при- меры. Описывать меха- низмы основных путей видообра- зования. | Репрод. частич.-посков. | Таблиц. рис. учебник | Изуч.&4.11 учебн. приг. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 250 |
32 | 7 | Сохранение многообра- зия видов как основа ус- тойчивого развития био- сферы. | | | Дать характеристику двум процессам , имеющим место в органическом ми- ре: биологическому прог- рессу и биологическому регрессу; - раскрыть причины вымирания видов; - показать необходимость генетического разиообра- зия как материала эволю- ции, способствующего прогрессивному разви- тию биосферы. | Приводить приме-ры процветающих вымерших или исчезнувших видов растений и животных. Характеризовать причины и усло- вия сохранения видов. Прогнозировать результаты изме- ний в биосфере в связи с изменение нием биоразно- образия. | Комбин пробл.,частич.-посков. | Таблиц.по теме | Изуч.&4.12учебн. Отв. на воп. для повт. изл. на стр. 254 |
33 | 8 | Доказательства эволюции органического мира. | | | Объяснить сущность сравнительно- морфоло- гического метода иследо-вания и научить поль- зоваться им сходства и различия; - добиться понимания учащимися сущности эмбриологических дока- зательств: установления родственных связей меж- ду таксонами на основа- нии сходства зародышей; - познакомить с доказа- тельствами эволюции , которые исследует полеонтология. | Находить и систе- матизировать ин – формацию о кост- венных и прямых доказательств эволюции. Приводить дока- зательства эволю- ции на основании комплексного ис- пользования всех групп доказа- тельств | Урок комплексного примен. знаний. Конфер. | | Изуч.&4.11 учебн. Приг. отв. на воп.1-5 для повт. |
34 | 9 | Эволюция. Микро - и макроэволюции. | | | Углубить и закрепить зна- ния о движущих силах эволюции, их биологичес-кой сущности; - систематизировать, зак- репить знания о виде , популяции , наследствен- ности и изменчивости ес- тественном отборе, борбе за существование,биоло- гическом прогрессе и регрессе. | | Обобщение. Семинар | | Повт. &&4.5-4.11 учебн. |
| 4.3 | Происхождение жизни на Земле. (5 часов) | | | | | | | |
35 | 1 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | | | Познакомить уч-ся с раз- личными теориями и ги- потезами о происхожде-нии жизни на Земле; - дать представление о концепции биогенеза и абиогенеза. | Давать определе-ния ключевым по- нятиям. Описывать и ана- лизировать взгля- ды учёных на про- исхождениежизни | Проблемный, репрод.частич.- поисков | Таблиц.по общ. Биолог., учебник | Изуч.&4.14 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 266 |
36 | 2 | Современные взгляды на развитие жизни. | | Прак. работа№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». | Показать путь образова- ния первых биологичес- ких мембран; - раскрыть характерные черты живых организмов у пробионтов; - назвать способы пита- ния первых живых орга- низмов. | Находить и систе- матизировать ин- формацию по проблеме проис- хождения жизни . Анализировать и оценивать работыС. Милле- ра и А. И. Опарина по разрешению проблемы проис- хождения жизни на Земле. Выявлять черты биологического прогресса и рег- ресса в живой природе на протя- жении эволюции. Устанавливать взаимосвязь зако- номерностей раз- вития органичес-кого мира на Зем- ле с геологически- ми и климатичес- кими факторами. | Проблемный, репрод.частич.- поисков | Таблиц.по общ. биолог., учебник | Изуч.&4.15 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
37 | 3 | Развитие жизни в архей- скую, протерозойскую и палеозойскую эры. | | | Расширить представления уч- ся о главных событиях ранней жизни на Земле- фотосинтезе , многокле- точности , половом про- цессе; - продолжить формиро- вание понятия о биологи- ческой эволюции как о необратимом и направ- ленном историческом развитии живой природы, сопровождающимся фор- мированием адаптаций образованием и вымира- нием видов, преобразо- ванием биосферы; - организовать самостоя- тельную работу уч-ся; - показать роль идиоадап- таций в возникновении приспособлений у господ- стующих организмов, рас- тений и животных в кай-нозойской эре. | Репрод.частич- поисков проблемный | Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем. | Изуч.&4.16 на стр 273- 278 учебн. Приг. отв. на воп.1-6 для повт. изл. на стр. 281 |
38 | 4 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. | | | Репрод.частич- поисков проблемный | Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем., стенды | Изуч.&4.16 на стр 278- 282 учебн. Приг. отв. на воп.7- 9 для повт. изл. на стр. 281 |
39 | 5 | Развитие жизни на Земле. | | | Репрод.частич- поисков проблемный, обобщающий | Таблиц. иллюст. развит. жизни на Зем., стенды | Повт.&4.16 учеб. Подг. вопр. для повт. изад. |
| 4.4 | Происхождение человека (5 часов) | | | | | | | |
40 | 1 | Гипотезы происхождения человека | | Практ. работа№4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». | Познакомить уч-ся с разн- ными гипотезами проис- хождения человека, оце-нивая степень их научнос-ти и достоверности; - охарактеризовать разви-тие взглядов учёных на проблему антропогенеза. | Называть положе- ния гипотез проис хождения челове- ка. Характеризовать развитие взглядов учёных на пробле-му антропогенеза. Анализировать и оценивать степень научности и досто верность гипотез происхождения человека . | Частич- поисков проблемный, | Портрет учёных, стенды, учебник | Изуч.&4.17 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 284 |
41 | 2 | Положение человека в системе животного мира. | | Лаб. раб.№10 «Выявление приз- наков сходства зародышей челове- ка и других млеко- питающих как дока- зателство их родства». | Обеспечить уч- ся прочны ми знаниями доказа-тельств происхождения человека от животных, о родстве человека с живот ными; - проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биологи-ческой сущности челове- ка. | Назвать место че- ловека в системе животного мира. Обосновывать при надлежность чело века к животному миру, используя данные сравни- тельной анатомии эмбриологии и др. наук. | Репрод.частич- поисков | Таблиц.по общ. биолог., учебник | Изуч.&4.18 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 290 |
42 | 3 | Эволюция приматов. Стадии эволюции челове- ка. | | | Продолжить формирова- ние знаний о естествен- ном происхождении че- ловека от общих предков с обезьянами; - вскрыть движущие силы антропогенеза . | Назвать стадии эволюции челове-ка; - представителей каждой эволю- ционной стадии. Характеризовать особенности пред ставителей каж- дой стадии эволю- ции человека с биологических и социальных пози- ций. - роль биологичес- кого и социально-го факторов антро погенеза в дли- тельной эволюции людей. | Репрод.частич- поисков проблемный, | Таблиц. рис. учебник макеты | Изуч.&4.19 на стр 290- 293 учебн. |
43 | 4 | Основные этапы эволюции человека. Роль труда в происхождении человека. | | | Рассмотреть этапы эволю- ции человека, раскрыть характерные особенности каждого этапа и роль факторов антропогенеза в длительной эволюции че ловека; - обсудить с уч- ся роль труда в происхождении человека и развитии сов- ременного человека. | Репрод.частич- поисков проблемный, | Таблиц. рис. учебник макеты | Изуч.&4.19 на стр 293- 295 учебн. |
44 | 5 | Современный этап эво- люции человека. Человеческие расы. | | | Показать единство и взаимосвязь человека и среды; - доказать существование одного вида- Человек ра- зумный, представленного расами; - раскрыть механизмы формирования рас чело- века. | Называть и разли- чать человеческие расы. Объяснять механи змы формирова- ния расовых приз- наков. Доказывать на ос- новее научных фактов несостоя- тельность расизма и социал- дарви- низма. | Комбин Репрод. Проблемный. | Таблиц. рис. учебник макеты | Изуч.&4.20 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
| 5 | Экосистемы ( 18- 1= 17 часов) | | | | | | | |
| 5.1 | Экологические факторы (5- 1=4 часа). | | | | | | | |
45 | 1 | Что изучает экология. История развития эколо- гии как науки. | | | Сформировать у уч- ся зна ния о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; - объяснить основные на- правления современного развития науки экологии; - раскрыть теоретическое значение и практическое значение экологических знаний для человека. Раскрыть понятия «эколо- гия» , «задачи экологии», « экосистема»; - углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономернос тях влияния их на орга- низм. | Называть задачи экологии; - экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практ- ческих задач . Объяснять взаимо связи организмов и окружающей среды, биологи- ческое действие экологических фак торов. Называть абиоти- ческие факторы . Описывать приспо собления организ- мов к абиотичес- ким факторам. Называть виды взаимоотношений между организма- ми. Характеризовать основные типы взаимоотношений | Комбин Репрод. | Рис. учебник таблиц. иллюст. среды жизни организ | Изуч. мат. Урока по записям в тетради. |
46 | 2 | Организмы и среды их обитания. Экологические факторы среды. | | | Репрод.частич- поисков | Таблиц. рис. учебник | Изуч. &5.1 учебн. приг. отв. на воп. для Повт. изл. на стр. 308- 309 |
47 | 3 | Абиотические факторы среды. | | | Раскрыть взаимодействие факторов неживой приро- ды на живые организмы; - рассматривать прис- способления живых орга- низмов к изменениям температуры, недостатку волы и т. д. | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. рис. учебник | Изуч.&5.2 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
48 | 4 | Биотические факторы среды. | | | Рассмотреть различные виды взаимоотношений организмов в природе; - роль разных видов орга- низмов в формировании биологического разнооб- разия и равновесия в эко- системах. | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. рис. учебник | Изуч . &5.3 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
| 5.2 | Структура экосистем. (5 часов). | | | | | | | |
49 | 1 | Структура экосистем. | | | Углубить знания о биогео- ценозе, биоценозе и эко- системе; - рассказать о пространственной, видо- вой и экологической структуре экосистемы. | Описывать струк- туру экосистемы. Назвать компонен ты и их характери- зовать. Приводить приме- ры организмов представляющих трофические уров- ни. Характеризовать трофическую структуру биоце- ноза; - роль организмов (продуцентов, кон сументов, реду- центов) в потоке веществ и энергии - солнечный свет как энергетичес- кий ресурс. | Комбин Репрод. | Таблиц. рис. учебник | Изуч . &5.4 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 325 |
50 | 2 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | | Лаб. работа№11 « Составление схем передачи веществ и энергии (цепей пи- тания) в экосисте- ме». | Углубить знания о пищев- вых взаимоотношениях в экосистеме, о трофичес- ких звеньях пищевой цепи; - ввести понятия «паст- | Проблемный, репрод.частич- поисков | Таблиц. иллюст. пастб. и дентр. цепи питан. | Изуч .&5.5 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
| | | | | бищной» и «детритной» пищевой цепи; - объяснять закономер-ность- правило экологи- ческой пирамиды. | | | |
51 | 3 | Причины устойчивости и смены экосистем. | | Прак. работа №5 «Сравнительная характеристика природных экосис-тем и агроэкосис-тем своей мест-ности». | Рассмотреть причины устойчивости и смены эко систем; - охарактеризовать внеш- ние и внутренние причи- ны устойчивости и смены экосистем; - продолжить углубление знаний о саморегуляции экосистем. | Объяснять причи- ну устойчивости экосистем; - причины смены экосистем; - необходимость сохранения много образия видов. Описывать этапы смены экосистем. | Проблемный, репрод. | Таблиц. иллюст. пастб. и дентр. цепи питан. | Изуч . &5.6 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 332 Под. реф. |
52 | 4 | Влияние человека на экосистемы. | | | Изучить негативное и по- зитивное влияние челове- ка на окружающую среду - рассмотреть особеннос- ти структуры и функции агроценоза; - продолжить формирова- ние ответственного отно- шения к природе. | Приводить приме- ры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуетации агро ценозов; - способы сохране ния естественных экосистем. Сравнивать экосис темы и агросисте- мы своей местнос ти и делать выво-ды на основе их сравнения. Прогнозировать результаты эколо- гических наруше- ний по заданным параметрам. | Проблемный, репрод. | Таблиц. картин. | Изуч .& 5.7 учебн. Приг. отв. на воп.для повт. |
| | | | | | | | | |
53 | 5 | Применение экологичес- ких знаний в практичес- кой деятельности челове- ка. | | Лабор. работа№11 «Решение экологи- ческих задач». | Раскрыть роль человека в сохранении биологичес- кого равновесия как необходимого условия дальнейшего существо- вания биосферы. | | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. картин. рис. уч. | Изучить матер. урока по зап. в тет. |
| 5.3 | Биосфера- глобальная экосистема (4- 1= 3 часа). | | | | | | | |
54 | 1 | Понятие о биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. | | | Углубить знания о биосфе ре , её составе и границах - усвоить понятие «Живое вещество» и его основ- ные свойства. Систематизировать , углу- бить знания уч- ся об обо- лочке Земли, населённой живыми организмами; - ознакомить с учением В. И. Вернадского о биосфе- ре как оболочке Земли , населённой живыми ор- ганизмами. Определить роль живых организмов в биосфере; - рассмотреть роль круго- ворота веществ в сщест- вовании биосферы. | Знать и понимать учение В. И. Вер- надского о биосфе ре. Назвать структур- ные компоненты и свойства биосфе- ры; - границы биосфе- ры и факторы их обуславливающие Характеризовать живое вещество, биокосное и кос-ное вещество биосферы. Описывать биохи- мические циклы воды, углевода, сущность и значе- ние круговорота веществ и превра- щения энергии; - роль живых орга- низмов в жизни планеты и обеспе- чении устойчивос- ти биосферы. | репрод.частич- поисков | Портр. В. И. Вернад. Рис. учеб. | Изуч .& 5.8 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 339 |
55 | 2 | Биосфера- глобальная экосистема. | | | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. Рис. учебн. | Изуч .&5.8 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 344 |
56 | 3 | Роль живых организмов в биосфере | | | репрод.частич- поисков | Таблиц. Рис. учебн. стенд | Изуч.&5.9 учеб. Приг. отв. на воп для повт. к пар. |
| 5.4 | Биосфера и человек (4+ 1=5часов). | | | | | | | |
57 | 1 | Биосфера и человек | | | Углубить представление уч- ся о целостности био- сферы , о различных пос- ледствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов; - заострить внимание на проблемах охраны при-роды. | Приводить приме- ры прямого и кос- венного воздейст- вия человека на живую природу. Анализировать и оценить последст- ствия прямого и косвенного воз- действия челове-ка на природу. | Комбин Репрод. Проблемный. | Таблиц. по ох-ране природ. Рис. учебник | Изуч.&5.10 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. изл. на стр. 352 |
58 | 2 | Анализ и оценка послед- ствий собственной дея- тельности в окружающей среде. | | Лаб. работа№12 | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. дополн. литерат рис. учебник | Изучить матер. урока по зап. в тет. |
59 | 3 | Основные экологические проблемы современнос- ти. | | | Раскрыть сущность основ- ных экологических проб- лем современности, при- чины их возникновения; - направить процесс об- суждения экологических проблем на формирова- ние умений; - мыслить глобально, рас-сматривая биосферу как сферу, пригодную для жизни; - видеть будущее челове- чества с учётом современ ного состояния экологи- ческой ситуации. | Характеризовать причины и послед ствия современ- ных экологичес- ких проблем. Обосновывать необходимость разработки прин- ципов рациональ- ного природополь зования. Предлагать пути решения регио- нальных, мировых глобальных проб- лем. | Проблемный, частич- поисков | Таблиц. дополн. литерат рис. учебник | Изуч.&5.11 учебн. Приг. отв. на воп. |
60 | 4 | Пути решения эколог- ческих проблем. | | Практич. работа№6 «Анализ и оценка глобальных эколо- гических проблем». | Подвести уч- ся к форми- рованию принципов рационального природо- пользования как пути сохранения экологичес- кого равновесия в биосфе ре. | Проблемный, частич- поисков | | Изуч.&5.12 учебн. Приг. отв. на воп. для повт. |
61 | 5 | Меры по образованию экологических комплек- сов. Экологическое образование. | | | Выявить основные харак- теристики экологического кризиса, экологической катастрофы; - выяснить значимость формирования эколог- ческого сознания населе- ния; - познакомить с типами экологического сознания; - использовать получен- ные знания для нахожде- ния путей решения эколо- гических роблем. | Репрод. Проблемный, частич- поисков | | Изучить матер. урока по зап. в тет. |
62 | 1 | Обобщающее повторе- ние по теме раз- дела «Экосистемы». | | | Проверить усвоение ведущих понятий темы; - закрепить и обобщить знания по темам раздела. | | | | Повт.&& 5.10-5.12 учеб. |
| | Повторение (6 часов). | | | | | | | |
63 | 1 | Биология как наука. Методы научного позна- ния. | | | | | | | Повторить &&1.1-1.3 учебника. |
64 | 2 | Клетка- структурно- функциональная единица живого. | | | | | | | Повторить&& 2.1-2.11 учебника. |
65 | 3 | Организм- единое целое. | | | | | | | Повторить &&3.1- 3.9 учебника. |
66 | 4 | Генетика- наука о закономерностях наслед- ственности и изменчивос- ти. | | | | | | | Повторить&&3.10-3.18 учебника. |
67 | 5 | Решение генетических задач. | | | | | | | Решить задачи. |
68 | 6 | Основы селекции. Биотехнология . | | | | | | | Повторить&&3.18-3.19 учебника. |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |