ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствии:
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 на 2017-2018 учебный год,
авторской программой А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - (Москва, «Просвещение», 2014 г.)
Для реализации данной программы по окружающему миру используется УМК «Школа России» А. А. Плешаков.
Учебно-методический комплект содержит:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник в 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты: пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016.
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю 34 учебные недели). Темы уроков сформулированы согласно программе, авторским методическим рекомендациям для учителя и требованиям РМО. При составление данной программы произведена корректировка в названии тем уроков, учтён национально-региональный компонент, а так же включены 10 тем по ПДД с целью – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях. С целью развития представлений младших школьников о рациональном питании и здоровом образе жизни включены 7 тем из УМК для 1-2 класса «Разговор о правильном питании» автора Безруких М.М., Москва НЕСТЛЕ, 2016 год.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на курс «Окружающий мир» отводится 68 часов в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека,
режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков,
подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире
(в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, города.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(68 ч)
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
ОБЖ в курсе «Окружающий мир»
В рамках учебного плана стандарта 2011 года материал по ОБЖ включён в Окружающий мир. Поскольку он входит в минимум содержания, то автоматически он изучается в рамках самого предмета «Окружающий мир».
ПДД в курсе « Окружающий мир»
Согласно приказу Министерства образования Ставропольского края от 19 августа 2010 №576-пр. «О введении с 2010-2011 учебного года интегрированного курса по изучению правил дорожного движения» и программы Министерства образования Ставропольского края ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (г. Ставрополь, 2010 г., Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования») проводится интегрированный курс по изучению правил дорожного движения.
Региональный компонент по курсу:
региональный компонент составляет не менее 10% от общего количества часов по курсу за год.
Разговор о правильном питании (РПП) в курсе «Окружающий мир»:
Ужин.
Витамины весной.
На вкус и цвет товарищей нет.
Как утолить жажду.
Правильное питание.
Витаминные продукты.
Всякому овощу свое время.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах;
игровые;
практикумы;
экскурсии.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
работа с информационными источниками (учебником, справочной литературой);
работа с глобусом и картой;
наблюдение;
моделирование;
работа со схемами;
выполнение заданий в рабочей тетради.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру, 2 класс
УМК «Школа России»
Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, Москва: Просвещение, 2016 г. Автор: А.А Плешаков
Дата | № п/п | Тема | Страница учебника |
| | Где мы живем (4 ч) | |
| 1 | 1.Россия. Государственные символы. Государственный язык. | 4-7 |
| 2 | 2.Город и село. Занятия жителей города и села. | 8-11 |
| 3 | 3. Природа и рукотворный мир. ПДД «Движение транспорта и правила безопасного поведения на улицах и дорогах» | 14-17 |
| 4 | 4. Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём». Проект «Родное село». | 18-22 12-13 |
| | Природа (20 ч) | |
| 5 | 1. Неживая и живая природа. р/к «Природа Ставрополья» | 24-27 |
| 6 | 2.Явления природы. Практическая работа № 1 по теме «Термометр» | 28-31 |
| 7 | 3.Погода и погодные явления. р/к «Погодные условия СК» | 32-35 |
| 8 | 4.Экскурсия по теме «Осенние изменения в неживой и живой природе». РПП 1 Ужин. | |
| 9 | 5.Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. | 36-39 |
| 10 | 6.Звёздное небо. Созвездия. ПДД «История появления автомобиля и правил дорожного движения» | 40-43 |
| 11 | 7.Горные породы и минералы. Практическая работа № 2 по теме «Горные породы» | 44-47 |
| 12 | 8.Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. р/к «Уровень загрязнения воздуха в СК» | 48-51 |
| 13 | 9.Вода, её распространение в природе. р/к «Водные ресурсы Петровского района» | 52-55 |
| 14 | 10.Многообразие растений. р/к «Растительный мир Ставрополья» | 56-59 |
| 15 | 11.Многообразие животных. ПДД «Правила безопасного перехода улиц и дорог» | 60-63 |
| 16 | 12.Связи в природе, между природой и человеком. ПДД «Сигналы для регулирования движения» | 64-67 |
| 17 | 13.Дикорастущие и культурные растения, их различие. Самые полезные продукты. РПП 2 Витамины весной. | 68-71 |
| 18 | 14.Дикие и домашние животные. р/к «Редкие животные СК» | 72-75 |
| 19 | 15.Комнатные растения. ПДД «Правила перехода перекрестка» | 76-79 |
| 20 | 16.Животные живого уголка. | 80-83 |
| 21 | 17.Кошки и собаки в доме человека. | 84-87 |
| 22 | 18.Красная книга. Меры по сохранению растений и животных. | 88-91 |
| 23 | 19.Экологические знаки. Проект «Красная книга». | 92-97 |
| 24 | 20.Проверочная работа № 2 по разделу «Природа» | 98-102 |
| | Жизнь города и села (10 ч) | |
| 25 | 1.Экономика и её составные части. ПДД «Мы – пассажиры» | 104-107 |
| 26 | 2.Природные материалы для изготовления предметов. | 108-111 |
| 27 | 3.Технология строительства дома. Виды строительной техники. | 112-115 |
| 28 | 4.Виды транспорта. ПДД «Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Безопасный маршрут» | 116-119 |
| 29 | 5.Культура и образование. | 120-123 |
| 30 | 6.Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Проект «Профессии». | 124-129 |
| 31 | 7.Проверочная работа № 3 по теме: «Жизнь города и села». | 134-139 |
| 32 | 8.Экскурсия по теме «Зимние изменения в неживой и живой природе» | |
| 33 | 9.Зимние явления в неживой и живой природе. | 130-133 |
| 34 | 10.Презентация проектов «Родной город», Красная книга», «Профессии». | |
| | Здоровье и безопасность (9 ч) | |
| 35 | 1.Строение тела человека. РПП 3 На вкус и цвет товарищей нет. | 4-7 |
| 36 | 2.Режим дня. Правила личной гигиены. РПП 4 Как утолить жажду. | 8-11 |
| 37 | 3.Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. ПДД Экскурсия «Наши улицы и дороги» | 12-16 |
| 38 | 4.Правила безопасного перехода. Практическая работа № 3 по теме «Правила перехода» | 17 |
| 39 | 5.Правила безопасного поведения в быту. РПП 5 Правильное питание. | 18-21 |
| 40 | 6.Правила противопожарной безопасности. РПП Полдник. | 22-25 |
| 41 | 7.Правила безопасного поведения на воде и в лесу. р/к «Леса Ставропольского края» | 26-29 |
| 42 | 8.Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. | 30-35 |
| 43 | 9.Проверочная работа № 4 по теме: «Здоровье и безопасность» | 36-40 |
| | Общение (7 ч) | |
| 44 | 1.Семья. Культура общения в семье. | 42-45 |
| 45 | 2.Проект «Родословная» | 46-47 |
| 46 | 3.Классный и школьный коллектив. РПП 6 Витаминные продукты. | 48-51 |
| 47 | 4.Правила вежливости. ПДД «Я пешеход и пассажир» | 52-55 |
| 48 | 5.Правила поведения в гостях. РПП 7 Всякому овощу свое время. | 56-59 |
| 49 | 6.Правила поведения в общественных местах. | 60-63 |
| 50 | 7.Проверочная работа № 5 по теме: «Общение» | 64-68 |
| | Путешествия (18 ч) | |
| 51 | 1.Горизонт. Линия и стороны горизонта. Форма Земли. | 70-73 |
| 52 | 2.Ориентирование на местности. | 74-75 |
| 53 | 3.Ориентирование по компасу. Практическая работа № 4 по теме «Ориентирование на местности» | 75-77 |
| 54 | 4.Формы земной поверхности. | 78-81 |
| 55 | 5.Водные богатства нашей планеты. р/к» Водные богатства родного края» | 82-85 |
| 56 | 6.Экскурсия по теме «Весенние изменения в природе» | |
| 57 | 7.Весенние явления в неживой и живой природе. | 86-89 |
| 58 | 8.Карта. Изображение территории России на карте. Проект «Города России» | 90-97 |
| 59 | 9.Москва — столица нашей Родины. | 98-101 |
| 60 | 10.Московский Кремль — символ нашей Родины. | 102-107 |
| 61 | 11.Санкт-Петербург — северная столица России. | 108-113 |
| 62 | 12.Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. | 114-117 |
| 63 | 13.Части света: Европа и Азия. ПДД « Я пешеход и пассажир» | 118-123 |
| 64 | 14.Политическая карта мира. Проект «Страны мира» | 124-129 |
| 65 | 15.Итоговая комплексная работа. | |
| 16 | 16.Летние явления в неживой и живой природе. | 130-139 |
| 67 | 17.Проверочная работа № 6 по разделу «Путешествие» | |
| 68 | 18.Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | |
Итого: | 68 часов | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая отметка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы знаний различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
НОРМЫ ОТМЕТОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
ОТМЕТКА "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все поставленные вопросы.
ОТМЕТКА "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
ОТМЕТКА "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
ОТМЕТКА "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
При максимальном количестве баллов – 14.
баллы | уровень | отметка |
От 13 до 14 баллов | высокий | 5 |
От 10 до 12 баллов | достаточный | 4 |
От 7 до 9 баллов | средний | 3 |
Ниже 6 баллов | низкий | 2 |
14