СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабоча программа предназначена для школ с углубленным изучением английского языка. Она содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и календарно-тематическое планирование из расчета 2 часа в неделю.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького
с углубленным изучением английского языка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4-Х КЛАССОВ
Учитель: Аксенова Н.С.
Арзамас
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сегодня, в изменившихся социально — политических и экономических условиях, происходят значительные перемены в системе отечественного образования, направленные на повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, формирование ключевых компетенций, среди которых в качестве важнейших, наряду с владением информационными технологиями, определено владение иностранными языками. Данный социальный заказ обозначил основные направления реформирования школьного языкового образования, развития научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам и инновационных процессов в общеобразовательной школе.
Данная программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углубленным изучением английского языка на основе линии УМК «Английский язык» авторов И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной, О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой.
Программа адресована общеобразовательным школам, в которых обучение английскому языку начинается со 2 класса, при этом на изучение предмета отводится 2 часа в IV классе.
Данная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа отвечает требованиям Государственного стандарта, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по иностранным языкам, и соотносится с действующей программой обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Данная программа включает три раздела:
пояснительную записку;
основное содержание с требованиями к необходимому уровню предметных знаний-умений, примерное распределением учебных часов по темам курса (календарно-тематическое планирование);
список литературы.
Цели обучения английскому языку.
В современной школе учебный предмет «иностранный язык» (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества, а также средством познания других народов и стран, их культуры, способом более глубокого осмысления родного языка, родной культуры, и это, в свою очередь, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное меж-личностное и межкультурное общение с носителями языка.
Специфика школ с углубленным изучением иностранных языков заключается в их ориентированности на подготовку учащихся к межкультурному общению, чему способствует участие школьников в международных акциях, международных обменных программах, выезды на учебу в летние языковые школы и другие формы межкультурного общения учащихся в школе и за ее пределами.
В соответствии с межкультурным подходом к обучению иностранным языкам, принятым в качестве методологической основы языкового образования в стране, целью обучения в школах с углубленным изучением ИЯ является формирование межкультурной компетенции, основанной на знаниях и умениях, способности осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата.
Это означает, что выпускник школы должен хорошо знать собственную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка в рамках изученных тем и ситуаций общения, выявлять общее и различное в культурах путем сопоставления, с тем чтобы правильно понимать поведение представителя другой культуры и правильно строить свое поведение. Таким образом межкультурная и коммуникативная компетенция призваны дополнять и обогащать друг друга. При этом становление первой возможно только при условии наличия определенного уровня второй. Но это не означает, что формирование межкультурной компетенции должно откладываться до овладения учащимся определенным уровнем коммуникативной компетенции, позволяющим ему участвовать в межкультурном общении. Процесс становления межкультурной компетенции должен начинаться с первого урока иностранного языка во 2 классе. С этой точки зрения целесообразно говорить о межкультурном обучении, нацеленном на формирование поликультурной личности, ее межкультурной компетенции, сформированной на базе более чем двух языков и культур - родной и иностранной. В таких школах изучаются, как правило, два, а в некоторых случаях и три иностранных языка, а также русский язык как язык межнационального общения.
Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и принятому за основу подходу, изучение иностранных языков в этих школах направлено на формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношений в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письменная речь), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция - готовность и способность учащихся применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические и грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами, ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родны языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция - готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; готовность и способность сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, объяснять эти различия представителям другой культуры, то есть быть медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность учащихся выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность учащихся осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями и навыками, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому язку в данной линии учебно-методических комплектов реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Трудно переоценить образовательное значение учебного предмета «иностранный язык» в структуре общего образования. Изучение ИЯ в межкультурном контексте предполагает систематическое обращение к родному языку и культуре с целью сравнения языковых систем для определения интерференции и переноса и сопоставления культур для выявления общего и различного в них, что дает возможность строить общение с учетом этих различий. В процессе такого сравнения и сопоставления учащиеся вовлечены в познание чужого языка и культуры через познание свой собственной. Это еще раз подтверждает мысль, высказанную Л.В. Щербой, что изучение иностранного языка является важным инструментом познания родного языка и культуры и осознания своей культурной идентичности.
Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ необходимо иметь в виду три аспекта цели: общее, филологическое и социокультурное образование.
Общее образование в рамках курса углубленного изучения английского языка нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политической, экономической, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе и Интернет.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе, неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, универсалий в языке и культуре, о человеке как о языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными категориями и терминами применительно к лингвистическому и культурологическому анализу языков и культур, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка. Филологическое образование обеспечивается:
а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах) и первый иностранный язык;
б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;
в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;
г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального поведения в культуре страны/ стран изучаемого языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащими к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны/ стран изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих и художественных видеофильмов на английском языке. Формирование и развитие социолингвистической компетенции обеспечивается введением в учебники с VII класса раздела Social English, который знакомит учащихся с социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, которые определяют выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения, в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними.
Развивающий аспект цели обучения английскому языку на основе данных УМК состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества.
Развитие школьника как личности предполагает:
развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);
развитие умений самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;
развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;
развитие потребности в дальнейшем самообразовании в ИЯ.
Развитие учащихся как членов общества предполагает:
развитие умений самореализации и социальной адаптации;
развитие чувства достоинства и самоуважения;
развитие национального самосознания.
Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в тексте проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и комму-никативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культур во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, оказывает большое влияние на формирование поликультурной личности школьников.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным мировоззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.
Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счете ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур и, на этой основе, к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа — ее носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, эмпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.
Процесс обучения выстраивается как модель реальной межкультурной коммуникации на основе принципов речевой направленности, интеграции и дифференциации овладения учащимися речевыми навыками и умениями, устной основы и устного опережения в организации учебного процесса, диалога культур, сознательности и активности, доступности и посильности, индивидуального подхода, наглядности.
В связи с тенденцией интеграции российского образования в европейское образовательное пространство встала проблема уточнения уровней владения иностранным языком в рамках данной концепции и приведение их в соответствие с уровнями владения ИЯ, принятыми в Евросоюзе.
В соответствии с принятыми в Евросоюзе уровнями считается возможным в школах с углубленным изучением иностранных языков достижение в начальной школе (2-4 классы) уровня А2 «Допороговый», в основной общеобразовательной школе (5-9 классы) уровня В1 «Пороговый» и в старшей школе (10-11 классы) уровня В2 «Пороговый продвинутый». Общеевропейская система уровней владения иностранным языком предполагает возможность асимметрии в достижении уровня владения отдельными видами речевой деятельности. Специфика обучения английскому языку в России по сравнению с его преподаванием в странах Европейского союза обусловлена недостаточным опытом межкультурного общения на английском языке и всё еще недостаточно широким доступом в Интернет, а также отсутствием англоязычных каналов на государственном телевидении и радио. Все это ограничивает достижение усиленных уровней В1 и В2 в овладении аудированием, говорением и письменной речью. Вместе в тем опыт работы с этой линией учебников свидетельствует о возможности достижения усиленных уровней владения чтением.
Этапы обучения в рамках УМК
Обучение английскому языку с помощью УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка осуществляется на трех этапах: в начальной школе (2-4 классы), основной общеобразовательной школе (5-9 классы) и старшей общеобразовательной школе (10- 11 классы).
В рамках основной общеобразовательной школы авторы выделяют два под-этапа: 5-7 классы и 8-9 классы. Такое деление определяется тем, что к концу 6 года обучения фактически завершается базовая подготовка учащихся в плане овладения языковым материалом и навыками оперирования им, умениями использования этих навыков во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письменной речи), что соотносится с уровнем А2 «Допороговый».
Каждый из этапов имеет свои особенности. В основу работы на начальном этапе обучения положены принципы устной основы обучения (2 класс) и устного опережения (3-4 классы).
На первом этапе происходит формирование произносительных, лексических, грамматических навыков на базе достаточно ограниченного лексического и грамматического материала. Лексика преимущественно носит конкретный характер. Значительное место занимает работа над артикуляцией звуков, звукосочетаний, интонационных моделей утверждения, общего и специального вопросов. В процессе формирования навыков происходит становление механизмов восприятия и порождения речи в ходе решения простых речевых задач — запрос и сообщение информации, подтверждение, побуждение.
Наряду с лексическими и грамматическими навыками в аудировании и говорении формируются навыки в чтении и письме. Большое внимание уделяется формированию навыка техники чтения, обучению правилам чтения. Уже в 3 классе большое место занимает чтение про себя с целью извлечения основной информации (ознакомительное чтение).
Письмо выступает преимущественно как средство обучения лексике и грамматике. В процессе обучения письму акцент в основном делается на его технической стороне — обучении графике слов и их орфографии.
Таким образом, во 2-4 классах формируется элементарная коммуникативная компетенция, закладываются основы практического владения языком в различных видах речевой деятельности. Учащиеся получают первые представления о странах изучаемого языка (Великобритании, Лондоне, США, открытии Америки Х.Колумбом, Вашингтоне), расширяются знания о России, символике государства, Москве. Учащиеся также овладевают базовыми учебными навыками, приемами работы с учебником, рабочей тетрадью, звуковым пособием, приемами работы в парах/группах, фронтальной устной тренировки в достаточно быстром темпе. В результате изучения английского языка в начальной школе данные УМК предполагают овладение учащимися уровнем А1 «Выживание» и А2 «Допороговый» согласно системе уровней, установленных Советом Европы.
Основной целью первого подэтапа основного общего образования (5 — 7 классы) является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в ее монологической и диалогической формах. Также значительно расширяется круг ситуаций речевого общения. Более разнообразными становятся ситуации по странам изучаемого языка. Изучение культур стран изучаемого языка происходит в сопоставлении с культурой России. С этой целью в УМК широко представлены материалы по России, ее политической, экономической и духовной жизни, что способствует совершенствованию социокультурной компетенции учащихся. Большое место занимают проблемы более общего характера (экологии, среды обитания, роди человека в ней, искусства, спорта и т.п.).
В процессе обсуждения данной проблематики учащиеся решают более сложные речевые задачи, связанные с выражением своего мнения, аргументацией суждений. Дальнейшее развитие получают умения в диалогической речи с учетом особенностей социолингвистических факторов коммуникативной ситуации. На данном подэтапе получают дальнейшее развитие умения в аудировании, чтении и письменной речи. Значительно увеличивается объем прочитанного или прослушанного текста. Происходит овладение стратегиями аудирования с пониманием основного содержания, детального понимания и понимания необходимой информации аудиотекстов. При обучении чтению учащиеся также овладевают умениями ознакомительного, изучающего и поискового чтения. На данном этапе получает дальнейшее развитие компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Учитывая особенности данного этапа, объема часов, отводимых на изучение языка в 5 — 7 классах, УМК предполагает овладение учащимися уровнем А2 «Допороговый», но для отдельных видов речевой деятельности, например, чтения, возможно достижение уровня В1 «Пороговый продвинутый». Подобная асимметрия в достижении уровня владения языком возможна и для наиболее одаренных школьников.
Второй подэтап обучения (8-9 классы), с одной стороны, закрепляет и совершенствует сформированные ранее навыки и умения, а с другой, является новым шагом в изучении языка. Ситуации речевого общения на этом подэтапе носят глобальный характер. Обучение устной речи проводится в ситуациях общения, предполагающих дискуссию и обмен мнениями. Таким образом, коммуникативная компетенция учащихся переходит на качественно иной уровень. Продолжается работа над диалогической речью с особым акцентом на этику общения, выраженную в языке. Более разнообразные формы приобретает работа над лексикой: большое внимание на втором этапе уделяется вопросам словообразования, синонимии, антонимии, фразовым глаголам, стилистической дифференциации лексики, национально-маркированной лексике, лексическим единицам, представляющим определенные трудности для учащихся, политкорректности в языке и дискурсе, особенностям английского языка электронных средств информации.
В 8-9 классах формируются достаточно прочные представления о закономерностях функционирования английского языка, в центре внимания оказываются сложные грамматические структуры сослагательного наклонения, пассивного залога, модальные глаголы, неличные формы глагола. Работа над чтением четко разделяется по трем различным направлениям, соответственно видам чтения, тексты носят исключительно аутентичный характер, и они весьма объемны. То же можно сказать и о текстах для аудирования, которые на данном этапе значительно усложняются и увеличиваются в объеме. Значительное изменение в 8-9 классах претерпевает работа над письменной речью. Именно здесь начинается последовательная работа над творческим письмом, начиная с техники написания параграфа, записки и заканчивая написанием открытки или письма личного характера.
На данном этапе становится реальной предпрофильная ориентация школьников сред-ствами изучаемого языка за счет расширения тематики общения, выполнения проектных заданий, которые могут иметь профессиональную направленность.
Важной отличительной особенностью обучения в 8-9 классах является активная подготовка школьников к Единому государственному экзамену. Большинство заданий на аудирование, говорение, чтение и письменную речь представлено в формате ЕГЭ.
Предложенный в УМК языковой и речевой материал, тексты для чтения и аудирования, предполагающие активное вхождение в культуру стран изучаемого языка и свою собственную, обилие речевых упражнений и творческих заданий, направленных на решение многообразных коммуникативных задач, обеспечивают овладение языком на уровне В1.
Специфика завершающего этапа обучения английскому языку в 10-11 классах состоит в том, что на данном этапе осуществляется систематизация и обобщение языкового материала, усвоенного на предыдущих этапах, расширение продуктивной и рецептивной лексики, дальнейшее совершенствование рецептивных лексических и грамматических навыков в процессе обильного чтения и аудирования аутентичных текстов, развитие умений рассуждения, аргументации по поводу прочитанного или прослушанного, обмена мнениями по широкому кругу обсуждаемых вопросов в пределах тем и ситуаций общения, предусмотренных в УМК, умений делать презентации, обобщать результаты проектной деятельности, выступать с сообщениями, небольшими докладами на уроках и на школьных конференциях.
Особенностью данного этапа является увеличение роли самостоятельной работы учащихся, связанной с поиском работы учащихся, связанной с поиском информации в различных источниках, в том числе и Интернете, в процессе выполнения творческих заданий, подготовки сообщений. Большое внимание уделяется формированию умений анализа словарных дефиниций в одноязычных словарях, которым авторы УМК рекомендуют отдавать предпочтение. Так же, как и в 8-9 классах, на завершающем этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ, которая органично вплетена в канву учебников, рабочих тетрадей, книг для чтения и звуковых пособий.
Изучение английского языка на основе данного УМК в 10-11 классах предполагает овладение учащимися уровнем В2 «Пороговый продвинутый». Безусловно, часть школьников может не достичь этого уровня по всем видам речевой деятельности, однако к этому нужно стремиться, а содержание УМК и технология обучения создают все условия для достижения этой цели.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
НАВЫКИ И УМЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
Содержание обучения включает в себя следующие компоненты:
Сферы общения (темы, ситуации, тексты).
Навыки и умения коммуникативной компетенции:
речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения и письма);
языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);
социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);
компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения);
учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы учебной работы).
Предметное содержание речи.
IV класс (третий год обучения)
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации для повторения:
Времена года (Seasons).
Одежда (Clothes).
Члены семьи (People In the Family).
Еда (Food).
Животные. Домашние любимцы (Pets and Other Animals).
Каникулы (Holidays).
Праздники, отмечаемые в Великобритании (The English Year).
Спорт (Sport).
Распорядок дня (Daily Life).
Природа вокруг нас (Nature).
Учащимся предлагаются следующие новые учебные ситуации для изучения:
Школьная жизнь. (School Life)
Распорядок дня; дни недели; учебные предметы; расписание занятий; классная комната; начальная школа в Великобритании и РФ; учебный год в Англии; типичный день английского школьника; времяпрепровождение после занятий.
Где мы живем. (The Place We Live In)
Дом; квартира; обстановка; дома в городе и за городом; типичный английский дом; обычное (традиционное) расположение комнат; занятия людей по дому; местоположение предметов в доме.
Жизнь в городе. (Town Life. London)
Лондон. Городские объекты; типичные названия английских улиц; Лондон — столица Великобритании; население Лондона; Лондон — деловой и культурный центр страны; театры, музеи, улицы, парки Лондона; история создания города; Великий Лондонский пожар; достопримечательности Лондона — Тауэр, собор Св.Павла, Трафальгарская площадь, Национальная галерея, Букингемский дворец, Гайд-парк, Вестминстер, Парламент, Биг Бен, Вестминстерское Аббатство, резиденция премьер-министра.
Путешествия и транспорт. (Travelling and Transport)
Путешествия поездом, самолетом; выезд за город; путешествие на взморье — типичное времяпрепровождение на выходных в английских семьях; пассажиры в аэропорту; сдача багажа; пассажиры на железнодорожном вокзале; виды поездов; покупка билетов; знаки дорожного движения; путешествие по морю.
Любимые занятия (увлечения). (Hobbies)
Коллекционирование (марок, монет, значков и т.д.); занятия спортом; посещение театров, кино, музеев; рисование, танцы, пение, чтение, игры, телевизионные программы; мультфильмы Уолта Диснея.
Америка. США. (America. The USA)
Открытие Америки Христофором Колумбом; путешествия Колумба; День Благодарения и первые американские колонисты; коренное население Америки; Новая Англия и Дикий Запад; ковбои; американские символы — флаг, статуя Свободы, орел; каждодневная жизнь американцев; города США; Вашингтон — столица США; Белый Дом — резиденция президента США.
Моя страна. (My Country)
Российские города, реки, озера, горы, моря; символы России — флаг, русская береза; Москва - столица нашей родины; Юрий Долгорукий — основатель Москвы; Санкт — Петербург; Россия в войне 1812 года, великая победа Росии; М.И. Кутузов и А.В.Суворов — великие полководцы России.
Речевая компетенция
Виды речевой деятельности
Аудирование
Восприятие и понимание речи учителя, одноклассников и других собеседников; восприятие и понимание аудиозаписей ритуализированных диалогов, небольших по объему монологических высказываний, коротких объявлений на повседневные темы, детских песен, рифмовок, стишков; понимание основного содержания небольших детских сказок, видеофильмов и мультфильмов на знакомые темы, детских телепередач с опорой на языковую и контекстуальную догадку.
Говорение.
Диалогическая речь
Участие в диалоге этикетного характера — умение приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться, вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), приняты в стране изучаемого языка.
Участие в диалоге — расспросе (одностороннем, двустороннем)- умение расспрашивать «кто?», «что?», «где?», «когда?», «куда?».
Участие в диалоге — побуждении к действию — умение обращаться с просьбой, вежливо переспрашивать, выражать согласие/отказ, приглашать к действию/взаимодействию, соглашаться/не соглашаться, принимать/не принимать в нем участие, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал.
Монологическая речь
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; называние предметов, их описание; описание картинки; сообщение о местонахождении; описание персонажа и изложение основного содержания прочитанного с опорой на текст; пересказ содержания мультфильма или детского видеофильма, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится); рассказ о своих планах и целях, надеждах, объяснение в краткой форме своих поступков.
Чтение.
Чтение вслух.
Чтение вслух и понимание небольших текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правильного ударения в словах и фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание); выразительное и фонетически правильное чтение текстов монологического характера и диалогов.
Чтение про себя
Чтение про себя и понимание текстов, построенных на изученном языковом материале, а также несложных текстов, содержащих единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки; понимание и выделение основных смыслов и главной идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки (ознакомительное чтение); нахождение в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение); чтение и понимание простых кулинарных рецептов, стихов, считалок, рифмовок, основного содержания комиксов, простейших инструкций, вывесок и указателей на улице, на вокзале, в ресторане; чтение и понимание вопросов анкеты, формуляров, связанных с именем, возрастом, местом жительства; чтение и умение найти необходимую информацию в меню, расписании, объявлении.
Письмо и письменная речь
Овладение графическими и орфографическими навыками написания букв, буквосочетаний, слов, предложений; списывание слов, предложений, небольших текстов с образца; выполнение лексико-грамматических упражнений; написание различных видов диктантов; написание вопросов плана прочитанного текста; написание ответов на вопросы к тексту.
Написание с опорой на образец поздравлений, коротких личных писем-приглашений или писем-благодарностей, включая адрес с учетом особенностей его оформления, принятого в англоязычных странах; написание короткого и простого рассказа, записки для передачи сообщения о местонахождении, описание места, предметов, событий, используя простые предложения; заполнение анкеты с указанием имени, фамилии, гражданства, места жительства, занятия, увлечения.
Языковая компетенция
Языковые знания и навыки оперирования ими
Графика и орфография
Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, транскрипции; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание слов, предназначенных для продуктивного усвоения, по памяти.
Фонетическая сторона речи
Адекватное с точки зрения принципа аппроксимации произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на синтагмы (смысловые группы); знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений.
Лексическая сторона речи
Объем лексического материала в 4 классе составляет более 1000 единиц, из них 250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные словообразовательные средства:
- деривационная модель N+ -or, N+ -er для образования существительных (collector, cooker, driver);
- деривационная модель V+ -tion для образования существительных от глаголов (celebration, collection, decoration);
- деривационная модель un-+ Adj для образования прилагательных с помощью отрицательного префикса un- (unkind, unfriendly);
- деривационная модель dis- + V для образования глаголов отрицательной семантики (dislike, disagree);
- деривационная модель N + -ful для образования прилагательных (peaceful,
colourful, useful);
- деривационная модель N + N для образования существительных с помощью словосложения (businessman, policeman, timetable, blackboard);
- модель V – N для образования существительных от глаголов по конверсии (to find – a find, to make – a make);
- модель Adj – V для образования глаголов от имен прилагательных по конверсии (warm – to warm, cold – to cold).
3. Полисемантические лексические единицы (field - 1)поле 2)отрасль; fire - 1)огонь 2)камин ; letter -1)буква 2)письмо).
4. Синонимы и синонимические обороты (city – town, begin – start, too – also, to be a great success – to have a great success).
5. Фразовые глаголы (to get on, to get off, to get up, to get on with somebody, to look around, to look through, to take off).
6. Омонимы (flour – flower, there-their).
7. Сходные по форме, но различные по употреблению слова (near – nearly).
8. Речевые клише, большая часть которых - это фразы повседневного обихода различной семантики:
I can't believe my eyes! Come and see me some day.
My God! Thank you!
Good luck! It's been a long time.
It depends. It was nice meeting you.
Таким образом, объем лексического материала, подлежащего усвоению в начальной школе должен составлять около 1000 единиц, из них не менее 750 единиц составляют продуктивный лексический минимум, т. е. слова, которые учащиеся узнают и понимают при аудировании и чтении, а также свободно используют в речи для решения коммуникативных задач в пределах тематики данного этапа обучения.
Грамматическая сторона речи
I. Морфология.
Имя существительное
- абстрактные имена существительные; использование артиклей с абстрактными именами существительными;
- неисчисляемые имена существительные (advice, work, weather, information, news, money); отсутствие неопределенного артикля перед данной группой субстантивов; замена их местоимением it; согласование вышеуказанных субстантивов с глаголами в единственном числе 3 -м лице (This news is important. - Where is the money? - It is on the table);
- Имена существительные (police — полиция; grapes — виноград; potatoes — картофель, etc), сочетающиеся с глаголами во множественном числе (The police are here. The potatoes are on the table);
- использование артикля с именами существительными, обозначающими:
горные цепи (the Alps)
океаны (the Indian Ocean)
моря (the Black Sea, the Baltic Sea)
реки (the Volga, the Thames)
озёра (the Baikal)
театры (the Bolshoi Theatre)
кинотеатры (the Odeon)
музеи (the British Museum)
картинные галереи (the National Gallery)
отели (the Metropol Hotel)
- отсутствие артиклей перед названиями:
континентов (Europe, Asia)
стран (Russia, Great Britain)
городов (Moscow)
площадей (Red Square, Trafalgar Square)
улиц (Tverskaya Street)
парков (Hyde Park)
месяцев (April)
дней недели (Tuesday);
- употребление неопределенного артикля в некоторых структурах (in a hurry, in a quiet voice, in a sad voice);
- отсутствие артиклей в некоторых сочетаниях (to go to school, to go to bed, to go to hospital, to be in hospital, to go to work, to be in town, to be out of town).
Имя прилагательное.
- обобщение данных по образованию степеней сравнения прилагательных, включая супплетивные формы:
good – better – (the) best
bad – worse – (the) worst
little – less – (the) least
many/much – more – (the) most
- образование двух рядов степеней сравнения у некоторых прилагательных (old – older/elder – oldest/eldest);
- спецификация возможностей функционирования единиц:
а) much (сочетания с неисчисляемыми именами существительными обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
б) many (сочетания с исчисляемыми именами существительными обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
в) a lot of / lots of (сочетания с любыми именами существительными предпочтительно в утвердительных предложениях).
Местоимение.
- особенности использования неопределенных местоимений some и any в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях.
Имя числительное.
- количественные числительные от 200 до 1 000 000;
- порядковые числительные от 200 до 1 000 000.
Глагол.
- временные формы Present Perfect (Resultative) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов. Знакомство с маркерами этого времени (already, just, ever, never, yet), их место в предложении;
- использование глаголов to be, to know, to have для обозначения действия, которое началось с прошлом и продолжается в момент речи (I have been here for three days. We have known each other since 1998); предлоги since и for как показатели этого времени в подобных предложениях;
- сопоставление структур have been to и have gone to в предложениях, используемых в Present Perfect;
- оборот to be going to для выражения действия в будущем;
- модальный глагол must и его эквивалент to have to; модальный глагол can и его эквивалент to be able to.
II. Синтаксис.
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, дополнительными и обстоятельственными; придаточные предложения времени, места и образа действия.
2. Общие, альтернативные, разделительные и специальные типы вопросов в Present Simple, Present Perfect, Present Progressive, Future Simple, Past Simple; вопросительные и союзные слова (who, whom, what, which, whose, where, when, why, how, how well, how long, how often, how much, how many).
Социокультурная компетенция.
Основные сведения о Британии:
исторически сложившиеся части страны, их народонаселение, столицы, крупные города, символы страны, ее достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
элементы детского фольклора, герои сказок и литературных произведений, некоторые популярные песни, пословицы и поговорки;
отдельные исторические личности, известные люди, члены королевской семьи;
отдельные особенности быта британцев, касающиеся их жилищ, досуга, еды.
В рамках социолингвистической составляющей социокультурной компетенции учащиеся овладевают:
этикетом общения во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr, Mrs, Ms, Miss, Sir, основными правилами и речевыми формулами вежливости;
правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имен и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
спецификой употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке;
некоторыми типичными сокращениями;
расхождением в семантике и употреблении некоторых английских и русских эквивалентов (дом — house/home; много — much/ many/ a lot of; завтрак — breakfast/ lunch; обед —lunch/ dinner; ужин – dinner/ supper).
Компенсаторная компетенция.
Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладевать рядом умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств с процессе устного общения, при чтении и аудировании:
умение запроса информации о значении незнакомых/ забытых слов () для решения речевой задачи говорения;
умение обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения;
умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (слова, созвучные с родным языком, опора на картинку, иллюстрации) при чтении и аудировании;
умение пользоваться двуязычным словарем;
умение выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты;
умение вместо незнакомого слова употребить другое, знакомое ученику слово, близкое по значению.
Учебно-познавательная компетенция.
Овладение следующими приемами учебной работы:
внимательно слушание учителя и реагирование на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
работа в парах;
работа в малой группе;
работа со звукозаписью в классе и дома;
работа с рабочей тетрадью в классе и дома;
нахождение нужных разделов учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам;
быстрое нахождение слов в англо-русском словаре в учебниках и книгах для чтения;
быстрое ориентирование в структуре учебника;
создание рисунков, подбор иллюстраций, создание надписей для использования в процессе общения на уроке;
участие в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
инсценировка диалога с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
использование вербальных и иллюстративных опор.
ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ УЧАЩИЙСЯ.
II – IV классы
В результате изучения английского языка во II – IV классах ученик должен знать/ понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;
основные правила чтения и орфографии английского языка;
интонацию основных типов предложений (утверждение, общий, специальный вопросы, побуждение к действию);
названия стран изучаемого языка, их столиц;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Ученик должен уметь:
Аудирование
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать аудиозаписи коротких ритуализированных диалогов, прочитанных носителями языка;
понимать основное содержание небольших по объёму монологических высказываний, детских песен, рифмовок, стихов;
понимать основное содержание небольших детских сказок с опорой на картинки, языковую догадку.
Говорение.
Диалогическая речь
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);
утвердительно отвечать на вопрос, используя все типы простого предложения;
возражать, используя отрицательные предложения;
выражать вежливую просьбу с помощью побудительных предложений и слова please;
положительно/ отрицательно реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише;
выражать мнение, оценочное суждение (It's interesting. How interesting. Fine. Great. I like it.);
целенаправленно вести диалог-расспрос, задавая простые вопросы «кто?», «что?», «где?», «куда?», «когда?» и переходить с позиции спрашивающего на позицию сообщающего.
Монологическая речь
кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;
описывать предмет, картинку, фотографию;
делать краткое сообщение о своем городе, селе, своих занятиях, увлечениях;
излагать основное содержание прочитанного или прослушанного текста.
Чтение.
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание небольших текстов;
полностью, детально понимать несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки, на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, а также используя словарь в учебнике или книге для чтения;
читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англо-русский словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
4. Письмо и письменная речь.
списывать текст на английском языке, выписывать из него или вставлять в него слова, словосочетания и предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
письменно задавать и отвечать на вопросы;
выполнять письменные упражнения;
писать по образцу краткое поздравление (с днем рождения, Новым годом);
вести словарь;
писать короткое личное письмо, записку;
заполнять анкету.
Ученик должен уметь использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями английского языка в доступных для учащихся II – IV классов пределах, развития дружеских отношений с представителями англоязычных стран;
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства межкультурного общения;
ознакомления с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
более глубокого осмысления родного языка в результате его сопоставления с изучаемым языком.
Предполагается, что по окончании начальной школы большинство учащихся, изучавших английский язык по данной серии учебных пособий, могут достичь уровня А2 «Допороговый» согласно Европейскому языковому портфелю для детей 7-10 лет.
Календарно — тематическое планирование
по английскому языку
4 класс
Номер урока | Тема урока | Запланированные даты прохождения | Номер урока | Скорректирован ные даты прохождения | |
I четверть | |||||
Повторение (8 часов, 2 часа в неделю) | |||||
1 | Времена года. Повторени лексики и грамматики. |
|
|
| |
2 | Одежда. Систематизация лексики и грамматики |
|
|
| |
3 | Семья. Систематизация лексики и грамматики |
|
|
| |
4 | Еда. Систематизация лексики и грамматики. Обучение диалогической речи. |
|
|
| |
5 | Животные. Систематизация лексики и грамматики |
|
|
| |
6 | Праздники. Обобщение лексико-граматического материала. Обучение аудированию. |
|
|
| |
7 | Природа. Спорт. Систематизация лексики и грамматики |
|
|
| |
8 | Распорядок дня. Обобщение лексико-граматического материала. Развитие навыков устной речи. |
|
|
| |
Тема: Школа (8 часов, 2 часа в неделю) | |||||
9 | Школа. Презентация и активизация лексического материала. |
|
|
| |
10 | Школа. Презентация и активизация грамматического материала. |
|
|
| |
11 | Школа. Формирование умений монологической речи и письма. |
|
|
| |
12 | Школа. Введение НЛЕ, активизация в речи. |
|
|
| |
13 | Школа. Обучение чтению и устной речи. |
|
|
| |
14 | Школа. Домашнее чтение №3. Развитие навыков чтения. |
|
|
| |
15 | Школа. Контроль сформированности лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
16 | Школа. Систематизация изученного, контроль умений аудирования, чтения, письма. |
|
|
| |
Итого: | по плану за 1 четверть— 16 ч | Фактически проведено - не проведено - … по причине | |||
II четверть. | |||||
Тема: Квартира (7 часов, 2 часа в неделю) | |||||
17 | Квартира. Введение НЛЕ, активизация в речи. |
|
|
| |
18 | Квартира. Обучение чтению и устной речи. |
|
|
| |
19 | Квартира. Формирование умений диалогической речи. Развитие лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
20 | Квартира. Контроль навыков монологической речи. Введение новой лексики. |
|
|
| |
21 | Квартира. Введение и активизация речевого материала. |
|
|
| |
22 | Квартира. Систематизация изученного. |
|
|
| |
23 | Квартира. Контроль навыков аудирования, письма, устной речи. |
|
|
| |
Тема: Лондон (9 часов, 2 часа в неделю) | |||||
24 | Лондон. Введение и активизация НЛЕ |
|
|
| |
25 | Лондон. Формирование умений чтения и устной речи. |
|
|
| |
26 | Лондон. Введение и активизация грамматического материала. |
|
|
| |
27 | Лондон. Обучение чтению и устной речи на основе текста. |
|
|
| |
28 | Лондон. Введение и активизация НЛЕ, формирование умений диалогической речи. |
|
|
| |
29 | Лондон. Введение и активизация речевого материала. |
|
|
| |
30 | Лондон. Контроль аудирования и устной речи. |
|
|
| |
31 | Лондон. Контроль сформированности лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
32 | Лондон. Домашнее чтение №5. Обучение чтению и устной речи. |
|
|
| |
| Итого: | По плану за 2 четверть — 16 часов | Фактически проведено - не проведено - ... по причине
| ||
III четверть. | |||||
Тема: Путешествие (7 часов, 2 часа в неделю) | |||||
33 | Путешествие. Введение и активизация речевого материала. |
|
|
| |
34 | Путешествие. Развитие навыков чтения и устной речи. |
|
|
| |
35 | Путешествие. Формирование лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
36 | Путешествие. Введение и активизация речевого материала. |
|
|
| |
37 | Путешествие. Формирование умений чтения и устной речи |
|
|
| |
38 | Путешествие. Формирование умений аудирования контроль понимания. |
|
|
| |
39 | Путешествие. Контроль сформированности лексико-граматических навыков, устной речи. |
|
|
| |
Тема: Увлечения (6 часов, 2 часа в неделю) | |||||
40 | Увлечения. Введение НЛЕ и грамматических структур. |
|
|
| |
41 | Увлечения. Развитие навыков чтения и устной речи. |
|
|
| |
42 | Увлечения. Введение и активизация речевого материала. |
|
|
| |
43 | Увлечения. Контроль монологической речи. |
|
|
| |
44 | Увлечения. Введение и активизация лексики. Развитие устной речи. |
|
|
| |
45 | Увлечения. Контроль сформированности лексико-граматических навыков и умений письма. |
|
|
| |
Тема: Америка (США) (7 часов, 2 часа в неделю) | |||||
46 | Америка (США). Введение и активизация нового лексико-граматического материала. |
|
|
| |
47 | Америка (США). Обучение чтению и устной речи на основе прочитанного. |
|
|
| |
48 | Америка (США). Введение нового лексико-граматического материала. Формирование лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
49 | Америка (США). Обучение диалогической речи и монологической речи. |
|
|
| |
50 | Америка (США). Развитие и контроль навыков аудирования. |
|
|
| |
51 | Америка (США). Контоль навыков чтения и устной речи. |
|
|
| |
52 | Америка (США). Контроль лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
| Итого: | По плану за 3 четверть — 20 часов | Фактически проведено - не проведено - по причине | ||
IV четверть. | |||||
Тема: Америка (США) (3 часа, 2 часа в неделю) | |||||
53 | Америка (США). Введение нового лексико-граматического материала. |
|
|
| |
54 | Америка (США). Обучение информативному чтению и аудированию |
|
|
| |
55 | Америка (США). Обучение монологической речи. |
|
|
| |
Тема: Моя страна (13 часов, 2 часа в неделю) | |||||
56 | Моя страна. Введение и активизация лексики. Развитие устной речи. |
|
|
| |
57 | Моя страна. Развитие навыков чтения и устной речи. |
|
|
| |
58 | Моя страна. Формирование лексико-граматических навыков. |
|
|
| |
59 | Моя страна. Введение и активизация лексики. Развитие устной речи. |
|
|
| |
60 | Моя страна. Формирование умений устной речи. |
|
|
| |
61 | Моя страна. Введение НЛЕ. Развитие навыков диалогической речи. |
|
|
| |
62 | Моя страна. Формирование навыков чтения и устной речи. |
|
|
| |
63 | Моя страна. Контроль аудирования. |
|
|
| |
64 | Моя страна. Введение нового лексико-граматического материала. |
|
|
| |
65 | Моя страна. Формирование умений устной речи. |
|
|
| |
66 | Моя страна. Формирование умений письма. |
|
|
| |
67 | Моя страна. Систематизация лексико-граматического материала. |
|
|
| |
68 | Моя страна. Контроль умений устной речи. |
|
|
| |
| Итого: | По плану за 4 четверть — 16 часов | Фактически проведено - не проведено - по причине | ||
| Итого: | По плану за год — 68 часов | Фактически проведено - не проведено - по причине |