СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа  учебного курса  «География. Землеведение»  для 6 класса составлена на основе следующих документов:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644;

Фундаментальное ядро содержания общего образования;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;

Примерные программы по учебным предметам. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса»





Пояснительная записка.

         Рабочая программа  учебного курса  «География. Землеведение»  для 6 класса составлена на основе следующих документов:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644;

Фундаментальное ядро содержания общего образования;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;

Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

Авторская программа для общеобразовательных школь: Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой – М., Дрофа, 2013г.

Изучение географии в 6 классе позволяет сформировать комплексное, системное представление о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневностью жизни. География – единственная наука, изучающая природные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частей, природных геосистем и их компонентов. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.

Изучение курса географии в 6 классе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных процессов в целях личной безопасности.

В системе основного общего образования курс географии 6 класса — школьный предмет, содержание которого одновре­менно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

целостное восприятие мира как иерархии формирую­щихся и развивающихся по определенным законам взаимо­связанных природно-территориальных систем;

комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посред­ством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

социально значимые качества личности: гражданствен­ность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответ­ственность.

География в 6 классе — учебный предмет, форми­рующий у учащихся систему комплексных знаний о Земле, закономерно­стях развития природы, размещении населения, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях глав­ных природных, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.

Целями изучения географии в 6 классе являются:

формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве;

понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания;

понимание зависимости проблем адаптации и здоровья человека от гео­графических условий проживания;

выработка у обучающихся понимания общественной по­требности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

развитие специфических географических и общеучебных умений;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Школьный курс географии играет важную роль в реали­зации основной цели современного российского образова­ния — формировании всесторонне образованной, инициатив­ной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической уста­новкой, в значительной мере определяющей отбор и интер­претацию содержания курса географии 6 класса, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивиду­ально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты Земля);

  • осознание целостности географической среды во взаи­мосвязи природы, населения и хозяйства Земли;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

  • гармонично развитые социальные чувства и каче­ства:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рациональ­ного использования.


Формы контроля.

Оценка динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируется и анализируется на основе результатов:

стартовой диагностики

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

защиты итоговых индивидуальных проектов.

Оценка динамики формирования предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений осуществляется через фиксирование и анализ данных о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, по материалам:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

На современном этапе развития образования к нему предъявляется основное требование, учащиеся должны не только осваивать основные образовательные программы, но и уметь применять их в практической деятельности. В процессе познания окружающего мира им необходимо подготовиться к жизни, уметь находить полезную информацию и применять её в реальной жизни.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, направленный на всестороннее развитие личности (интеллектуальное и нравственное), способной адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Интеграция, как процесс объединения частей в целое, позволяет реализовать поставленные законом «Об образовании в Российской Федерации» цели и задачи наиболее полно, так как все части образовательного процесса взаимозависимы и взаимодополняют другу друга, являясь элементами единой системы. Принцип интеграции является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интеграционный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Потенциал интеграционного изучения в географии очень велик. При любом изучении, исследовании происходит комплексный анализ природного объекта, ландшафта, территории. Где необходимо производить расчеты, сопоставления, вычисления, сравнения, выявление причин и объяснение следствий, которые наблюдаются.

Интеграция предметов способствует формированию целостных естественнонаучных знаний у обучающихся.

Интеграционный подход в преподавании географии, как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет:

не тратить дополнительные учебные часы при изучении материала;

повышает мотивацию и уверенность учащихся в интегрируемых учебных предметах;

учебным дисциплинам дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.

В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения — знания не передаются в готовом виде, а строятся самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Групповые технологии, как педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, позволяют лучше всего достигнуть цели современного образования.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Групповые формы работы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

планирование работы в группах;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение результатов;

сообщение о результатах;

подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета должны включать следующие типы средств обучения:

учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;

стенды для постоянных и временных экспозиций;

комплект технических и информационно-коммуникативных средство обучения:

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

- коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;

- выход в Интернет;

комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников);

библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ.



Общая характеристика учебного предмета


В курсе географии 6 класса у учащихся формируются зна­ния о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития климатических процессов, гидрографии, рас­пределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).


УМК.

Изучение курса географии 6 класса осуществляется по учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2014г.. Данный учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включён в федеральный перечень.

Рабочая программа разработана с использованием «Методическое пособие. География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией В.П. Дронова с Л.Е. Савельевой, М.: Дрофа, 2013г.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Для формирования умений работать с географической картой используется Атлас. География. 6 класс – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2014г. и Контурная карта. География. 6 класс – М.: «ДИК» Дрофа, 2013г.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 35 часов (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии 6 класса на ступни основного общего образования предшествует курс географии 5 класса, включающий освоение методов научного географического познания, знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа. Курс географии 6 класса является логическим продолжением формирования системы географических знаний.

В свою очередь, содержание географии 6 класса в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание изучения географии в 6 классе в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

конкретного учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;

  • овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.



Содержание тем учебного курса

Распределение учебных часов по разделам программы

Название темы

Количество часов

Практические работы

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

12

2

Биосфера – оболочка жизни

9

-

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

3

1

ИТОГО

35

5




Введение.

Знакомство с инструментами для измерения состояния атмосферы и заполнения полученными данными дневника наблюдения за погодой.

Проверочная работа № 1. «Стартовый контроль» (за курс 5 класса)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, тем­пература воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распре­деление влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измере­ния, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за пе­риод наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влаж­ности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасно­сти. Пути сохранения качества воздушной среды.

Практическая работа № 1 «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры».

Практическая работа № 2 «Анализ диаграмм количества осадков».

Практическая работа № 3 «Построение розы ветров».


Проверочная работа № 2 «Атмосфера».

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения мор­ских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских те­чений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных по­род. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Зем­ле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 4 «Виды поверхностных волн в Мировом океане».

Практическая работа № 5 «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана».

Практическая работа № 6 «Сравнение горных и равнинных рек».


Проверочная работа № 3 «Гидросфера».

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли. Особенности распространения живых ор­ганизмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность в рас­тительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гу­муса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (ус­ловия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика экваториальных лесов и лесов умеренного пояса».

Практическая работа № 8 «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь».

Проверочная работа «Биосфера».


Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — круп­нейший природный комплекс Земли. Широтная зональность.


































Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Проведения


Планируемые результаты обучения


Предметные

Метапредметные

Личностные


Атмосфера – 11 ч.

1.

Введение. Состав атмосферы и её устройство.

1

1.09.

Знают газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной её атмосферы; описывают роль отдельных газов атмосферы; объясняют значение атмосферы для природы Земли

(Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, используют основные и дополнительные средства получения информации.

(П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде.

(К) - умеют слушать и понимать точку зрения другого.

Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.


2

Нагревание атмосферы.

1

8.09.

Умеют называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.

(Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, составляют план выполнения задания совместно с учителем.

(П) - передают содержание учебной темы в сжатом и развернутом вида, а также выборочные вопросы.

(К) - умеют оформлять мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций.


Проявляют положительное отношение к урокам географии, оценивают свою учебную деятельность, применяют правила делового сотрудничества.


3

Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1

15.09.

Умеют определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха;

(Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми результатами. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной проблемы.

(К) - умеют критично относится к своему мнению и принимать мнение оппонента.

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения на всех этапах урока, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

4

Влага в атмосфере.

1

22.09.

Умеют определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности – от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха.

(Р) - определяют учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя.

(П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде.

(К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Применяют правила делового сотрудничества. Оценивают свою учебную деятельность.


5

Атмосферные осадки.

Практическая работа «Анализ диаграмм количества осадков

1

29.09.

Умеют называть единицу изменения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) виде.

(Р) - работают в соответствии с предложенным планом, используют наряду с основными и дополнительные средства.

(П) - передают содержание темы в сжатом, выборочном или развернутом виде.

(К) - умеют при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.


Объясняют себе свои наиболее заметные достижения. Проявляют мотивы учебной деятельности. Понимают личностный смысл учения. Оценивают свою учебную деятельность.


6

Атмосферное давление.

1

6.10.

Могут называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере.

(Р) - умеют ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.

(П) - умеют передать содержание темы в сжатом и развернутом виде.

(К) - умеют отстаивать свою точку зрения, работают в группе.


Применяют правила делового сотрудничества, оценивание своей учебной деятельности. Выражают положительное отношение к процессу познания.

7

Ветер. Виды ветров.

1

13.10.

Умеют называть ветра разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); объяснять образование ветров и их разную скорость.

(Р) - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства.

(П) - передают содержание в развернутом виде.

(К) - при необходимости отстаивают точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

8

Погода. Изучение и предсказание погоды.

1

20.10.

Умеют называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды.

(Р) - работают по составленному плану.

(П) - записывают выводы на каждом этапе урока самостоятельно.

(К) - умеют слушать других договариваться.

Выражают положительное отношение к процессу познания. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


9

Климат. Климатические пояса Земли.

1

27.10.

Умеют называть показатели, применяемые для характеристики климата территории; приводить примеры климатических поясов Земли; объяснять отличия погоды и климата.

(Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем.

(П) - записывают выводы на каждом этапе урока.

(К) - умеют уважительно относится к позиции другого, пытаются договорится.

Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


10

Человек и атмосфера.

1

10.11.

Умеют описывать опасные атмосферные явления; объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле.

(Р) - составляют план и работают по нему.

(П) - делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи.

(К) - умеют договориться, менять точку зрения.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


11

Итоговый урок по разделу «Атмосфера»

1

17.11.


(Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя;

(П) - учебно-логические: выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

(К) - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


Гидросфераводная оболочка Земли – 12 ч.

12

Вода на Земле. Круговорот воды в природе.

1

24.11.

Умеют называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их силы; определять соотношение между главными частями гидросферы.

(Р) - совершенствуют критерии оценки и самооценки.

(П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

(К) - оформляют мысль в устной и письменной речи.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Применяют правила делового сотрудничества.



13

Мировой океан – основная часть гидросферы.

1

1.12.

Умеют называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубины и размеры океанов, морей, заливов, проливов; объяснять условность границ между океанами.

(Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом.

(П) - Записывают выводы на всех этапах урока.

(К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения.


14

Свойства океанических вод.

1

8.12.

Умеют называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод.

(Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя.

(П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.

(К) - умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничают при решение поставленных проблем.


Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют мотивы своей учебной деятельности. Принимают личностный смысл учения.


15

Движение воды в океане. Волны.

2

15.12.

Умеют называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами.

(Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя. (П) - делают предположения об информации.

(К) - критично относятся к своему мнению.

Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения.


16

Течения. Практическая работа «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана»

1

22.12.

Умеют назвать и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климат и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений.

(Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя.

(П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде.

(К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе.


Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности.

17

Реки.

1

29.12.

Умеют называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, работают по составленному плану.

(П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде.

(К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе.

Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности.

18

Жизнь рек.

1

12.01.

Умеют называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по карте; описывать режим равнинных рек России.

(Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем.

(П) - - передают содержание в развернутом или сжатом виде.

(К) - умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Объясняют отличие в оценках одной и той же ситуации разными людьми, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


19

Озера.

1

19.01.

Умеют называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их воды; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока.

(Р) - определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П) делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

(К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждать аргументы фактами.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности.


20

Подземные воды.

1

26.01.

Умеют называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карта; описывать процесс образования подземных вод; объяснять условия образования карста.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

(К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.


Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности.


21

Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

2.02.

Умеют называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата.

(Р) - определяют цель учения, работают по составленному плану.

(П) - записывают самостоятельно выводы на всех этапах урока.

(К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.

Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности.


22

Человек и гидросфера.

1

9.02.

Умеют называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнений гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П)- передают содержание в сжатом , выборочном или развернутом виде.

(К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе.

Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности.


23

Итоговый урок по разделу «Гидросфера».

Проверочная работа «Гидросфера».

1

16.02.

Умеют называть, показывать и определять географическое положение на географической карте океанов, морей, заливов, проливов, островов, крупных рек, озер, ледников, районов многолетней мерзлоты, водохранилищ. Объяснять влияние на объекты гидросферы рельефа и климата. Описывать образование стихийных природных процессов происходящих в гидросфере. Приводить примеры и объяснять негативного и положительного влияния человека на гидросферу.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

(К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.

Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.


Биосфера Земли – 9 ч.

24

Что такое биосфера и как она устроена.

1

1.03.

Умеют называть современные границы биосферы; описывать расширение границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.

(Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.

(П) - записывают выводы на всех этапах урока.

(К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


25

Роль биосферы в природе.

1

15.03.

Умеют называть составные части (звенья) биологического круговорота; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.

(Р) - понимают причины неуспеха в учебной деятельности, ищут выход из сложившейся ситуации.

(П) - передают содержание в сжатом и развернутом виде.

(К) - критично относятся к своему мнению.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности.


26

Особенности жизни в океане.

1

15.03.

Умеют называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

(К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.

Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности

27

Распространение жизни в океане.

1

22.03.

Умеют описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берега

(Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

(П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

(К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения.

Дают позитивную самооценку результатам деятельности, понимают причины успеха в своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.


28

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1

5.04.

Умеют называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лес; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли.

(Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

(П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

(К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения.

Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности.


29

Жизнь в безлесных пространствах.

Практическая работа «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь»

1

12.04.

Умеют называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности.

(Р) - определяют цель учебных действий, работают по составленному плану.

(П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

(К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе, принимать точку зрения других, изменять свою точку зрения.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности.



30

Почва

1

19.04.

Умеют называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий её образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв.

(Р) - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

(П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде.

(К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.

Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности проявляют интерес к предмету.

31

Человек и биосфера.

1

3.05.

Умеют называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воздействия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и её составных частей.

(Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

(П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

(К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения.

Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности.


32

Итоговый урок по разделу «Биосфера».

Проверочная работа «Биосфера».

1

10.05.

Умеют называть составные части и границы биосферы и биологического круговорота, а так же растительные зоны; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте и их приспособления к жизни в Мировом океане и различных растительных зонах; описывать расширение границ биосферы, растительные зоны; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов и изменения в их распространении в Мировом океане и растительных зонах, а так же необходимость охраны биосферы.

(Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

(П) - записывают выводы на всех этапах урока.

(К) - умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения.

Проявляют положительное отношение к урокам географии, широкий интерес к решению проблем возникающих в ходе ознакомления с новым материалом.


Географическая оболочка Земли – 3 ч.

33

Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки.

1

17.05.

Умеют называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; объяснять уникальность географической оболочки.

(Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.

(П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.

(К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач.


34

Территориальные комплексы.

1

24.05.

Умеют называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности.

(Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.

(П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников.

(К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы объекта.

Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач.


35

Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка».

1

31.05.

Умеют называть составные части географической оболочки и природно-территориальных комплексов; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли и компонентов в территориальном комплексе; описывать этапы развития географической оболочки и разнообразные природные комплексы; объяснять уникальность географической оболочки и существование широтной и высотной зональности.

(Р) - понимают причины неуспеха.

(П) - делают предположения об информации, нужной для решения задач.

(К) - умеют критично относиться к своему мнению.

Объясняют себе свои наиболее заметные достижения.





Перечень учебно-методического обеспечения



В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011



География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013



География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013



География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику А. А. Лобжанидзе. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013


А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. Часть 1, 2. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013

О.Г.Котляр.

География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013


Л.Е.Савельева. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.





Список литературы:

А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013









Листок коррекции календарно-тематического планирования

п/п

Тема урока

Сроки по плану

Сроки фактические

























































































1