Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «География. Землеведение» для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Авторская программа для общеобразовательных школь: Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой – М., Дрофа, 2013г.
Изучение географии в 6 классе позволяет сформировать комплексное, системное представление о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневностью жизни. География – единственная наука, изучающая природные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частей, природных геосистем и их компонентов. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.
Изучение курса географии в 6 классе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных процессов в целях личной безопасности.
В системе основного общего образования курс географии 6 класса — школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-территориальных систем;
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность.
География в 6 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных знаний о Земле, закономерностях развития природы, размещении населения, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
Целями изучения географии в 6 классе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
понимание зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии 6 класса, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты Земля);
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Формы контроля.
Оценка динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируется и анализируется на основе результатов:
стартовой диагностики
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итоговых индивидуальных проектов.
Оценка динамики формирования предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений осуществляется через фиксирование и анализ данных о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, по материалам:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
На современном этапе развития образования к нему предъявляется основное требование, учащиеся должны не только осваивать основные образовательные программы, но и уметь применять их в практической деятельности. В процессе познания окружающего мира им необходимо подготовиться к жизни, уметь находить полезную информацию и применять её в реальной жизни.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, направленный на всестороннее развитие личности (интеллектуальное и нравственное), способной адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Интеграция, как процесс объединения частей в целое, позволяет реализовать поставленные законом «Об образовании в Российской Федерации» цели и задачи наиболее полно, так как все части образовательного процесса взаимозависимы и взаимодополняют другу друга, являясь элементами единой системы. Принцип интеграции является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интеграционный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Потенциал интеграционного изучения в географии очень велик. При любом изучении, исследовании происходит комплексный анализ природного объекта, ландшафта, территории. Где необходимо производить расчеты, сопоставления, вычисления, сравнения, выявление причин и объяснение следствий, которые наблюдаются.
Интеграция предметов способствует формированию целостных естественнонаучных знаний у обучающихся.
Интеграционный подход в преподавании географии, как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет:
не тратить дополнительные учебные часы при изучении материала;
повышает мотивацию и уверенность учащихся в интегрируемых учебных предметах;
учебным дисциплинам дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.
В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения — знания не передаются в готовом виде, а строятся самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Групповые технологии, как педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, позволяют лучше всего достигнуть цели современного образования.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Групповые формы работы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должны включать следующие типы средств обучения:
учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средство обучения:
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет;
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников);
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе географии 6 класса у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития климатических процессов, гидрографии, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).
УМК.
Изучение курса географии 6 класса осуществляется по учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2014г.. Данный учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включён в федеральный перечень.
Рабочая программа разработана с использованием «Методическое пособие. География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией В.П. Дронова с Л.Е. Савельевой, М.: Дрофа, 2013г.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Для формирования умений работать с географической картой используется Атлас. География. 6 класс – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2014г. и Контурная карта. География. 6 класс – М.: «ДИК» Дрофа, 2013г.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
По базисному учебному плану основного общего образования на изучение базового уровня географии в 6 классе отводится 35 часов (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии 6 класса на ступни основного общего образования предшествует курс географии 5 класса, включающий освоение методов научного географического познания, знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа. Курс географии 6 класса является логическим продолжением формирования системы географических знаний.
В свою очередь, содержание географии 6 класса в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание изучения географии в 6 классе в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;
овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Содержание тем учебного курса
Распределение учебных часов по разделам программы
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 11 | 2 |
Гидросфера – водная оболочка Земли | 12 | 2 |
Биосфера – оболочка жизни | 9 | - |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | 3 | 1 |
ИТОГО | 35 | 5 |
Введение.
Знакомство с инструментами для измерения состояния атмосферы и заполнения полученными данными дневника наблюдения за погодой.
Проверочная работа № 1. «Стартовый контроль» (за курс 5 класса)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Практическая работа № 1 «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры».
Практическая работа № 2 «Анализ диаграмм количества осадков».
Практическая работа № 3 «Построение розы ветров».
Проверочная работа № 2 «Атмосфера».
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 4 «Виды поверхностных волн в Мировом океане».
Практическая работа № 5 «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана».
Практическая работа № 6 «Сравнение горных и равнинных рек».
Проверочная работа № 3 «Гидросфера».
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика экваториальных лесов и лесов умеренного пояса».
Практическая работа № 8 «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь».
Проверочная работа «Биосфера».
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата Проведения | Планируемые результаты обучения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Атмосфера – 11 ч. |
1. | Введение. Состав атмосферы и её устройство. | 1 | 1.09. | Знают газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной её атмосферы; описывают роль отдельных газов атмосферы; объясняют значение атмосферы для природы Земли | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют слушать и понимать точку зрения другого. | Дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
2 | Нагревание атмосферы. | 1 | 8.09. | Умеют называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, составляют план выполнения задания совместно с учителем. (П) - передают содержание учебной темы в сжатом и развернутом вида, а также выборочные вопросы. (К) - умеют оформлять мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций. | Проявляют положительное отношение к урокам географии, оценивают свою учебную деятельность, применяют правила делового сотрудничества. |
3 | Зависимость температуры воздуха от географической широты. | 1 | 15.09. | Умеют определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми результатами. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной проблемы. (К) - умеют критично относится к своему мнению и принимать мнение оппонента. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения на всех этапах урока, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
4 | Влага в атмосфере. | 1 | 22.09. | Умеют определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности – от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха. | (Р) - определяют учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - передают содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Применяют правила делового сотрудничества. Оценивают свою учебную деятельность. |
5 | Атмосферные осадки. Практическая работа «Анализ диаграмм количества осадков | 1 | 29.09. | Умеют называть единицу изменения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) виде. | (Р) - работают в соответствии с предложенным планом, используют наряду с основными и дополнительные средства. (П) - передают содержание темы в сжатом, выборочном или развернутом виде. (К) - умеют при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения. Проявляют мотивы учебной деятельности. Понимают личностный смысл учения. Оценивают свою учебную деятельность. |
6 | Атмосферное давление. | 1 | 6.10. | Могут называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере. | (Р) - умеют ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя. (П) - умеют передать содержание темы в сжатом и развернутом виде. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, работают в группе. | Применяют правила делового сотрудничества, оценивание своей учебной деятельности. Выражают положительное отношение к процессу познания. |
7 | Ветер. Виды ветров. | 1 | 13.10. | Умеют называть ветра разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); объяснять образование ветров и их разную скорость. | (Р) - работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. (П) - передают содержание в развернутом виде. (К) - при необходимости отстаивают точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, оценивают свою учебную деятельность, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
8 | Погода. Изучение и предсказание погоды. | 1 | 20.10. | Умеют называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды. | (Р) - работают по составленному плану. (П) - записывают выводы на каждом этапе урока самостоятельно. (К) - умеют слушать других договариваться. | Выражают положительное отношение к процессу познания. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
9 | Климат. Климатические пояса Земли. | 1 | 27.10. | Умеют называть показатели, применяемые для характеристики климата территории; приводить примеры климатических поясов Земли; объяснять отличия погоды и климата. | (Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем. (П) - записывают выводы на каждом этапе урока. (К) - умеют уважительно относится к позиции другого, пытаются договорится. | Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
10 | Человек и атмосфера. | 1 | 10.11. | Умеют описывать опасные атмосферные явления; объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле. | (Р) - составляют план и работают по нему. (П) - делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи. (К) - умеют договориться, менять точку зрения. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
11 | Итоговый урок по разделу «Атмосфера» | 1 | 17.11. | | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя; (П) - учебно-логические: выявлять причинно-следственные связи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. (К) - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
Гидросфера — водная оболочка Земли – 12 ч. |
12 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 | 24.11. | Умеют называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их силы; определять соотношение между главными частями гидросферы. | (Р) - совершенствуют критерии оценки и самооценки. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - оформляют мысль в устной и письменной речи. | Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Применяют правила делового сотрудничества. |
13 | Мировой океан – основная часть гидросферы. | 1 | 1.12. | Умеют называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубины и размеры океанов, морей, заливов, проливов; объяснять условность границ между океанами. | (Р) - работают в соответствии с поставленной учебной задачей, в соответствии с предложенным планом. (П) - Записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения. |
14 | Свойства океанических вод. | 1 | 8.12. | Умеют называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. (К) - умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничают при решение поставленных проблем. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Проявляют мотивы своей учебной деятельности. Принимают личностный смысл учения. |
15 | Движение воды в океане. Волны. | 2 | 15.12. | Умеют называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутриземными процессами. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя. (П) - делают предположения об информации. (К) - критично относятся к своему мнению. | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения. |
16 | Течения. Практическая работа «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана» | 1 | 22.12. | Умеют назвать и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климат и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений. | (Р) - ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют свою деятельность под руководством учителя. (П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности. |
17 | Реки. | 1 | 29.12. | Умеют называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, работают по составленному плану. (П) - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют принимать точку зрения другого, организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают причины успеха в учебной деятельности. Проявляют познавательный интерес к учению. Дают адекватную оценку своей деятельности. |
18 | Жизнь рек. | 1 | 12.01. | Умеют называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по карте; описывать режим равнинных рек России. | (Р) - составляют план выполнения заданий совместно с учителем. (П) - - передают содержание в развернутом или сжатом виде. (К) - умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. | Объясняют отличие в оценках одной и той же ситуации разными людьми, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
19 | Озера. | 1 | 19.01. | Умеют называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их воды; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. | (Р) - определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждать аргументы фактами. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
20 | Подземные воды. | 1 | 26.01. | Умеют называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карта; описывать процесс образования подземных вод; объяснять условия образования карста. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
21 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 | 2.02. | Умеют называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата. | (Р) - определяют цель учения, работают по составленному плану. (П) - записывают самостоятельно выводы на всех этапах урока. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
22 | Человек и гидросфера. | 1 | 9.02. | Умеют называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнений гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П)- передают содержание в сжатом , выборочном или развернутом виде. (К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
23 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера». Проверочная работа «Гидросфера». | 1 | 16.02. | Умеют называть, показывать и определять географическое положение на географической карте океанов, морей, заливов, проливов, островов, крупных рек, озер, ледников, районов многолетней мерзлоты, водохранилищ. Объяснять влияние на объекты гидросферы рельефа и климата. Описывать образование стихийных природных процессов происходящих в гидросфере. Приводить примеры и объяснять негативного и положительного влияния человека на гидросферу. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми. |
Биосфера Земли – 9 ч. |
24 | Что такое биосфера и как она устроена. | 1 | 1.03. | Умеют называть современные границы биосферы; описывать расширение границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
25 | Роль биосферы в природе. | 1 | 15.03. | Умеют называть составные части (звенья) биологического круговорота; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов. | (Р) - понимают причины неуспеха в учебной деятельности, ищут выход из сложившейся ситуации. (П) - передают содержание в сжатом и развернутом виде. (К) - критично относятся к своему мнению. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
26 | Особенности жизни в океане. | 1 | 15.03. | Умеют называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности |
27 | Распространение жизни в океане. | 1 | 22.03. | Умеют описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берега | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Дают позитивную самооценку результатам деятельности, понимают причины успеха в своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. |
28 | Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 | 5.04. | Умеют называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лес; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли. | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
29 | Жизнь в безлесных пространствах. Практическая работа «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь» | 1 | 12.04. | Умеют называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик саванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности. | (Р) - определяют цель учебных действий, работают по составленному плану. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют организовать учебное взаимодействие в группе, принимать точку зрения других, изменять свою точку зрения. | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы своей учебной деятельности, дают адекватную оценку своей учебной деятельности. |
30 | Почва | 1 | 19.04. | Умеют называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий её образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв. | (Р) - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки. (П) - передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К) - умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | Дают положительную адекватную самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности проявляют интерес к предмету. |
31 | Человек и биосфера. | 1 | 3.05. | Умеют называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воздействия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и её составных частей. | (Р) - обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) - умеют слушать других, принимают другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Понимают необходимость учения, осваивают и принимают социальную роль обучающегося, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности. |
32 | Итоговый урок по разделу «Биосфера». Проверочная работа «Биосфера». | 1 | 10.05. | Умеют называть составные части и границы биосферы и биологического круговорота, а так же растительные зоны; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте и их приспособления к жизни в Мировом океане и различных растительных зонах; описывать расширение границ биосферы, растительные зоны; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов и изменения в их распространении в Мировом океане и растительных зонах, а так же необходимость охраны биосферы. | (Р) - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. (П) - записывают выводы на всех этапах урока. (К) - умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения. | Проявляют положительное отношение к урокам географии, широкий интерес к решению проблем возникающих в ходе ознакомления с новым материалом. |
Географическая оболочка Земли – 3 ч. |
33 | Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. | 1 | 17.05. | Умеют называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; объяснять уникальность географической оболочки. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. (К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач. |
34 | Территориальные комплексы. | 1 | 24.05. | Умеют называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить примеры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности. | (Р) - работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П) - сопоставляют и отбирают информацию, полученную из разных источников. (К) -умеют выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы объекта. | Дают позитивную самооценку учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач. |
35 | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка». | 1 | 31.05. | Умеют называть составные части географической оболочки и природно-территориальных комплексов; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли и компонентов в территориальном комплексе; описывать этапы развития географической оболочки и разнообразные природные комплексы; объяснять уникальность географической оболочки и существование широтной и высотной зональности. | (Р) - понимают причины неуспеха. (П) - делают предположения об информации, нужной для решения задач. (К) - умеют критично относиться к своему мнению. | Объясняют себе свои наиболее заметные достижения. |
Перечень учебно-методического обеспечения
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
География. Планета Земля. Атлас. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
География. Планета Земля. Контурные карты. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
География. Планета Земля. Электронное приложение к учебнику А. А. Лобжанидзе. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. Часть 1, 2. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
О.Г.Котляр.
География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
Л.Е.Савельева. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.
Список литературы:
А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. Предметная линия «Сферы» 5-6 класс. – М.: Просвещение, 2013
Листок коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Тема урока | Сроки по плану | Сроки фактические |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1