СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ, авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1г. Макарьева Костромской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу

«Биология. Покрытосеменные растения»

6 класс

( Базовый уровень)



Программа составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5 – 9 классы.

Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.: «Дрофа», 2011г.



Учебник для 6-го класса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений», автор В. В. Пасечник, 2016 год.



Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.




Составила:

учитель биологии

Чистякова Елена Руслановна



Пояснительная записка.

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;

  • методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;

  • письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Программа основного общего образования по биологии для 6 класса « Биология. Многообразие покрытосеменных растений» автор В. В. Пасечник



Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 5—9 КЛАССЫ, авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

2. Цели и задачи:

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном;

Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.





3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 1 г.Макарьева отводится 35 часов в год для обязательного изучения учебного предмета биология на этапе основного образования в 6 классах, из расчёта одного учебного часа в неделю. Продолжительность учебного года в 6 классах составляет 35 учебных недель.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления, дифференцированное обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.


4. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом


раздела рабочей программы

Название раздела рабочей программы

Количество часов по примерной образовательной программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование целесообразности внесённых изменений

Раздел 1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

14


Раздел 2.

Жизнь растений

10

11

На изучение данного раздела добавлен 1 час с целью повторения полового и бесполого (вегетативного) размножения покрытосеменных растений.


Раздел 3.

Классификация растений

6

7

На изучение данного раздела добавлен 1 час с целью осуществления системного повторения морфологических характеристик семейств (с учетом местных условий).


Раздел 4.

Природные сообщества

3

3


Итого:


33 +2 часа резерв

35 часов



Использование резервного времени


В раздел «Жизнь растений» на повторение полового и бесполого (вегетативного) размножения покрытосеменных растений добавлен 1 час. В раздел «Классификация растений» добавлен 1 час с целью осуществления системного повторения морфологических характеристик семейств растений (с учетом местных условий).

5. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Личностные результаты обучения:

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир;

- признавать право каждого на собственное мнение;


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.


Раздел 2. Жизнь растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.


Раздел 3. Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


6. Система оценки планируемых результатов по предмету


Шкалы оценки

5-балльная;

100-балльная (по результатам тестов);

При использовании 100-балльной шкалы принята следующая система перевода ее в 5-балльную:

100 - 90 баллов = «5»

89 - 65баллов = «4»

64 - 30 балла = «3»

29 - 0 балла = «2»

Критерии и нормы оценочной деятельности.


Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



7. Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов).

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.


Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро - и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.


Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.



Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.


Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.


Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.


Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



Содержание учебного предмета, курса


№ раздела рабочей программы

Название раздела рабочей программы

Количество часов по рабочей программе

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

Слушание объяснений учителя.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.Самостоятельная работа с учебником. Демонстрация:

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные расте

ния», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семя

ножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выпол

нения лабораторных работ. Изучают инструктаж -памятку последова

тельности действий при проведении анализа.Выполнение лаборатор

ных работ.Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Раздел 2.

Жизнь растений

11

Демонстрация.Определяют понятия: «минеральное питание», «корне

вое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют сущес

твенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходи

мость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использова

нием значительных доз удобрений.Приводят доказательства. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фото

синтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Лабораторные и практические работы Передвижение воды и мине

ральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Проведе

ние исследовательского эксперимента.Экскурсии Зимние явления в жизни растений.Слушание объяснений учителя и анализ выступле

ний своих товарищей.Самостоятельная работа с учебником.

Раздел 3.

Классификация растений

7

Демонстрация.Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Определяют понятия: «вид», «род»,«семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют приз

наки, характерные для двудольных и однодольных.Лабораторные и практические работы .Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.Проведение исследовательского эксперимента. Постановка опытов для демонстрации классу. Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные, Слож

ноцветные , Бобовые и др.. Знакомятся с определительными карточка

ми.Экскурсии.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.Самостоятельная работа с учебником.

Раздел 4.

Природные сообщества

3

Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Экскурсии

Природное сообщество и человек.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают задание на лето

Итого:


35 часов



8. Календарно – тематическое планирование

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Тип и форма проведения урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)


предметные

метапредметные

УУД


личностные

Дата урока

Дата по факту

Ученик научится. Ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)



1

Строение семян двудольных растений.


1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

л/р №1

Изучение строения семян двудольных растений

Особенности строения семян двудольных растений


Ученик научится:

Определять понятия «двудольные и однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»; функции корня, виды стержневой системы;

определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни»;

Ученик получит возможность научиться

— различать и описывать органы цветковых растений;


— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;


Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: уме

ние работать с текстом, выде

лять в нем главное.

Регулятивные УУД: органи

зация лабораторной работы

Коммуникативные УУД: уме

ние слушать учителя и отве

чать на вопросы лаборатор

ной работы. Работают по плану

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассни-кам.



2

Строение семян однодольных растений.


1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа№2

Изучение строения семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений


Познавательные УУД: уме

ние выбирать смысловые еди

ницы текста и устанавлива

ют отношения между ними

Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-па

мятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Коммуникативные УУД:Уме

ют слушать и слышать друг другаУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме

умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклассни-ков



3

Виды корней. Типы

корневых систем



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа№3

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.


Познавательные УУД:

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение за

даний учителя согласно уста

новленным правилам работы в кабинете. Развитие навы-

ков самооценки и самоанали

за.Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,



4

Строение корней


1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа№4

Корневой чехлик и корневые волоски

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

проведения».

Ученик научится:

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона

Познавательные УУД:Уме

ние выделять главное в тек

сте, грамотно формулиро

вать вопросы,

РегулятивныеУУД:Устанав

ливают цели лабораторной работы Анализируют строе

ние клеток коря

Коммуникативные УУД

умение работать в составе групп

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях



5

Условия произрастания и видоизменения корней



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней дыхательные корни».

Ученик научится:

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные;

Ученик получит возможность научиться

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

Познавательные УУД:Уме

ние работать с различными источниками информации,.

Регулятивные УУД:Устанав

ливают причинно-следствен

ные связи между условиями существования и видоизмене

ниями корней

Коммуникативные УУД

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассни-кам.



6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега



1


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа№5

Строение почек. Расположение почек на стебле


Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.


Ученик научится:Опре

деляют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная поч

ка», придаточная почка», «вегетативная почка», «ге

неративная почка»,«конус

нарастания»,«узел»,«меж

доузлие», «пазуха листа». Жилкования листьев:«оче

редное листорасположе

ние», «супротивное листо

расположение», «мутовча

тое расположение».

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновы

вать собственную позицию

Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе



7

Внешнее строение листа



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа№6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.


Ученик научится:Опре

деляют понятия «листо

вая пластинка»,«чере

шок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «слож

ный лист». Жилкования листа: «сетчатое жилкова

ние», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решенийУмеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Эстетическое восприятие природы



8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторные работы №7

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа.

Ученик научится:

Определять понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты». Понятия: «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна». Виды листьев - «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

. Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

Коммуникативные УУДУ

умеют слушать и слышать друг друга

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.



9

Строение стебля. Многообразие стеблей



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №8

Внутреннее строение ветки дерева


Строение стебля. Многообразие стеблей

Ученик научится:

определять понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель». Что такое «чечевички», «пробка», «кора», «луб». Понятия: «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

формирование бережного отношения к окружающей природе



10

Видоизменение побегов



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №9

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)


Строение и функции видоизмененных побегов

Ученик научится:

Определять понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: зна

комятся с видоизмененными побегами -клубнем и лукови

цей.Регулятивные УУД:Вы

полняют лабораторную ра

боту и обсуждают ее резуль

таты.Коммуникативные УУД Обмениваются знани

ями для принятия эффектив

ных совместных решений. Умеют представлять конк

ретное содержание и сооб

щать его в письменной и устной форме

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях



11

Цветок и его строение.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №10

Изучение строения цветка

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.


Ученик научится:Опре

делять понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик»,«чашелистики», « чашечка», «цветонож

ка», «цветоложе». Опреде

ляют «простой околоцвет

ник», «двойной околоцвет

ник». В строении главных частей цветка: «тычиноч

ная нить», «пыльник»,«ры

льце», «столбик», «за

вязь», «семязачаток». По

нятия: «однодомные и

«двудомные растения».

Ученик получит возмож

ность научиться:Ста

вить биологические экс

перименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Эстетическое восприятие природы



12

Соцветия.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №11

Ознакомление с различными видами соцветий


Виды соцветий. Значение соцветий

Ученик научится:

Оформлять результаты лабораторной работы в тетради.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:Знако

мятся с простыми и сложны

ми соцветиями, делают вы

вод о биологическом значе

нии соцветий

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с тек

стом учебника и дополни

тельной литературой

Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Эстетическое восприятие природы



13

Плоды и их классификация.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №12

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Строение плодов. Классификация плодов.


Ученик научится:Опре

делять понятия: «около

плодник», «простые пло

ды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды». Отличие «односе

мянных плодов» от «мно

госемянных плодов». По

нятия: «ягода», « костян

ка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стру

чок», «коробочка»,«сопло

дие».Ученик получит возможность научиться:

Правильно использо

вать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

Знакомятся с классифика

цией плодов

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и срав

нивают различные плоды

Коммуникативные УУД

Обсуждают результаты работы. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья



14

Распространение плодов и семян. Обобщение материала по разделу «Признаки однодольных и двудольных растений»



1

№ 1. Контрольный урок по разделу «Признаки однодольных и двудольных растений»


Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Ученик научится:

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:Наблю

дают за способами распро

странения плодов и семян в природе. Работают с текстом учебника, коллекциями, гер

барными экземплярами.Ре

гулятивные УУД:Выделяют и осознают то, что уже усво

ено и что еще подлежит усво

ению, осознают качество и уровень усвоения.Комму

никативные УУД: Готовят сообщение «Способы распро

странения плодов, семян и их значение для растений»

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации




Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

15

Минеральное питание растений.



1

Фронтальный опрос

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений.

Ученик научится:

Определять понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Познавательные УУД:

Выделяют существен

ные признаки почвен

ного питания расте

ний. Объясняют необ

ходимость восполне

ния запаса питатель

ных веществ в почве путём внесения удобре

ний. Регулятивные УУД:Учатся самостоя

тельно обнаруживать учебную проблему, оп

ределять цель учебной деятельности.Коммуни

кативные УУД : Оцени

вают вред, наносимый окружающей среде ис

пользованием значите

льных доз удобрений.

Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды



16

Фотосинтез.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тест

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза..

Ученик научится:

Объяснять роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего

Познавательные УУД:

Выявляют приспособ

ленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

Принимают познава

тельную цель, сохраня

ют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД:Интересуются чужим мнением и вы

сказывают свое. Уме

ют слушать и слышать друг друга ,делать выводы

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека



17

Дыхание растений



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

«транспирация», «устьица»

Ученик научится:

Описывать дыхание растений, его сущность

Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза


Познавательные УУД:

Выделяют существен

ные признаки дыхания

Регулятивные УУД:

Объясняют роль дыха

ния в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в про

цессе дыхания. Раскры

вают значение дыха

ния в жизни растений.

Коммуникативные УУД:Вступают в диа

лог, участвуют в кол

лективном

обсуждении

Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза



18

Испарение воды растениями. Листопад.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тест

Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения

Ученик научится:

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Познавательные УУД:

Определяют значение испарения воды и лис

топада в жизни расте

ний.Регулятивные УУ

Д:Выделяют и осозна

ют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают ка

чество и уровень усвое

ния.Коммуникативные УУД:Адекватно испо

льзуют речевые сред

ства для дискуссии и аргументации своей позиции

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.




19

Передвижение воды и питательных веществ в растении.



1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №13

Передвижение веществ по побегу растения

Передвижение веществ в расте

нии, транспорт веществ как со

ставная часть об

мена веществ. Проводящая фун

кция стебля. Пе

редвижение во

ды,минеральных и органических веществ в расте

нии, запасание органических веществ в орга

нах растений, их использование на процессы жиз

недеятельности. Защита растений от повреждений

Ученик научится:

Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений


Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

Объясняют роль тран

спорта веществ в про

цессе обмена веществ, механизм осуществле

ния проводящей функ

ции стебля, особенно

сти передвижения во

ды, минеральных и ор

ганических веществ в растениях.Регулятив

ные УУД:Анализиру

ют информацию о про

цессах, протекающих в растении.КоммуникативныеУУД:Проявляют готовность к обсужде

нию разных точек зре

ния и выработке об

щей позиции

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.



20

Прорастание семян.


1


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Лабораторная работа №14

Определение всхожести семян растений и их посев

Роль семян в жизни растений..


Ученик научится:Опреде

лять условия, необходимые для прорастания семян. Посев се

мян. Рост и питание проростков

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Познавательные УУД:

Объясняют роль семян в жизни растенийРегу

лятивные УУД:Выяв

ляют условия, необхо

димые для прораста

ния семян.Коммуника

тивные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ



21

Способы размножения растений.



1

Фронтальный опрос. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение.

Ученик научится: Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные УУД

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира



22

Размножение споровых растений.



1

Работа с карточками. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий».

Ученик научится:

Характеризовать размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Ученик получит возможность научиться:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Познавательные УУД:

Объясняют роль усло

вий среды для полово

го и бесполого размно

жения, а также значе

ние чередования поко

лений у споровых рас

тений.Регулятивные УУД:уме­ние планиро

вать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выво

ды по результатам работы.Коммуникативные УУД:умение слу

шать учителя, высказы

вать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету



23

Размножение голосеменных растений.




















1

Тест. Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Ученик научится:

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка»

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Познавательные УУД:

Сравнивают различ

ные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворе

ния и образования пло

дов и семян.Регулятив

ные УУД:умение орга

низовать выполнение заданий учителя,разви

тие навыков самооцен

ки и самоанализа. Ком

муникативные УУД: Вступают в диалог,уча

ствуют в коллектив

ном обсуждении, нахо

дят дополнительную информацию в ‘элек

тронном приложении

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода



24

Половое размножение покрытосеменных растений


1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Ученик научится:

Определять понятия: «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».


Познавательные УУД:

Сравнивают различ

ные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворе

ния и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУДВступают в диа

лог, участвуют в кол

лективном обсужде

нии, находят допол

нительную информа

цию в ‘электронном приложении




25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.



1



Тип урока. Урок – практикум Лабораторная работа№15

Вегетативное размножение комнатных растений


Способы вегетативного размножения.


Ученик научится:

Определять понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

Объясняют значение вегетативного размно

жения покрытосемен

ных растений и его ис

пользование челове

ком.Регулятивные УУД:Составляют план и последовательность действий.Коммуника

тивные УУД:Обмени

ваются знаниями для принятия эффектив

ных совместных решений

Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы




Раздел 3. Классификация растений (7 часов)

26

Систематика растений.



1

Тип урока. Урок - лекция

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Ученик научится:

Определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Ученик получит возможность научиться:

Обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений

Познавательные УУД: Выделяют признаки, ха

рактерные для двудоль

ных и однодольных рас

тений.Регулятивные УУД:раз­витие умения планиро­вать свою рабо

ту при выполнении зада

ний учителя.Коммуни

кативные УУД:знание и соблюдение правил рабо

ты в кабинете биологии

Сформирован

ность познава

тельных инте

ресов и моти

вов, направлен

ных на изуче

ние живой при

роды; интеллек

туальных умений



27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.



1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Ученик научится:Выделять основные особенности расте

ний семейств: Крестоцветные и Розоцветные;Ученик получит возможность научиться:Всту

пать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию в электронном приложении

Познавательные УУД: Знакомятся с определи

тельными карточками

Регулятивные УУД:Оп

ределяют растения по карточкам.Коммуникативные УУД:знание и соб

людение правил работы в кабинете биологии

Работать с гер

бариями, опре

делять расте

ния различных классов; выде

лять признаки

изучаемых рас

тений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.




28

Семейства Пасленовые и Бобовые.


1

Урок - практикум

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые;

Ученик получит возможность научиться:

Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД:

сравнение биологичес

ких объектов, умение де

лать выводы и умозаклю

чения на основе сравне

ния;Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам.Коммуникативные УУД:знание и соб

людение правил работы в кабинете биологии



29

Семейство Сложноцветные.


1


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с гербарными растениями.

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Познавательные УУД:

сравнение биологиче

ских объектов и процес

сов, умение делать выво

ды и умозаключения на основе равнения;Регуля

тивные УУД:Определя

ют растения по карто

чкам.Коммуникативные УУД:знание и соблюде

ние правил работы в кабинете биологии

Работать с гер

бариями, опре

делять растен

ия различных классов; выде

лять признаки

изучаемых раст

ений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.



30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.



1

Устный опрос

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные;

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные УУД:

сравнение биологиче

ских объектов и процес

сов, умение делать выво

ды и умозаключения на основе сравнения;Регу

лятивные УУД:Опреде

ляют растения по карто

чкам.Коммуникативные УУД:умение работать в со­ставе творческих групп

Работать с гер

баримия, опре

делять расте

ния различных классов; выде

лять признаки

изучаемых рас

тений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.



31

Важнейшие сельскохозяйственные растения.


1

Защита проектов

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Знакомятся с важней

шими с/х. растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнитель

ной литературы и мате

риалов Интернета

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,



32

Промежуточная аттестация. Контрольно – обоб

щающий урок по определению призн

аков семейств одно

дольных и двудоль

ных растений

1

№ 2. Контрольно – обобщающий урок. Тестовая контрольная работа


Ученик научится:

Находить признаки, характеризующие особенности растений разных семейств


Тестовая контрольная работа



Раздел 4. Природные сообщества (3 часа).

33

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.


1

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Ученик научится:

Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность»;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Характеризуют разли

чные типы раститель

ных сообществ. Устана

вливают взаимосвязи в растительном сообще

стве.Регулятивные УУ

Д:Устанавливают при

чинноследственные связи .Коммуникатив

ные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при вы

полнении учебных действий

формирование личностных представлений о целостности природы



34

Развитие и смена растительных сообществ.


1

Экскурсия Природное сообщество и человек

Правила поведения в природе, разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания

Ученик научится:

Определять понятие «смена растительных сообществ»

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Смена растительныхсо

обществ. Типы растите

льности родного края

Регулятивные УУД:

Самостоятельно фор

мулируют познаватель

ную цель и строят дей

ствия в соответствии с ней

Коммуникативные УУД Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

Узнавать и различать растения различных экологических групп



35



















Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.


1

№ 3. Контрольный урок. Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Костромской области»

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Ученик научится:

Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование»;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии

Регулятивные УУД:

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Выбирают задание на лето.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;



9. Лабораторно-практические и контрольные работы


п/п


Наименование разделов и тем




Всего часов


В том числе на:



Лабораторно-практические работы

Дата

Обобщающие и контрольные работы

Дата

1

Строение покрытосеменных растений

14

1.Строение семян двудольных растений.

2. Строение семян однодольных растений

3..Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

4.Корневой чехлик и корневые волоски.

5. Строение почек. Расположение почек на стебле.

6. Листья простые и сложные, их жилкова

ние и листорасположение.Клеточное строение листа

7. Строение кожицы листа

8.Внутреннее строение ветки дерева.

9.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

10.Строение цветка.

11.Различные виды соцветий.

12.Многообразие сухих и сочных плодов




№1.. Обобщение материала по разделу «Признаки однодольных и двудольных растений». Тестирование




2

Жизнь растений

11

13. Передвижение веществ по побегу растения

14. Определение всхожести семян растений и их посев

15. Вегетативное размножение комнатных растений








3

Классификация растений

7




№ 2.Контрольно – обобщающий урок по определению признаков семейств однодольных и двудольных растений Тестовая контрольная работа



4

Природные сообщества

3.




№3. Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Костромской области»




Итого

35







10. Направления проектной деятельности обучающихся

п/п

Направления проектной деятельности

Сроки реализации проекта

Обучающиеся, реализующие проект

1

1. Защита проектов «Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком»

24 - 30 апреля

 

 

 

2

2. Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Костромской области»

 19 – 24 мая

 

  



11. Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса УМК.

К – комплект

Д – демонстрационный

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количест­во

Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)

1






Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2014 г.

К

Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся)

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.


2

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое

издание после 2012 г.

_ Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа,

любое издание после 2012 г.

К


Модели, гербарии растений, коллекции, муляжи.

3

Модели:

Цветок яблони, картофеля, василька, лилии. крестоцветных.

Гербарии: 

Деревья и кустарники, Дикорастущие растения, к курсу основ общей биологии, Культурные растения, Лекарственные растения, Морфология растений, Основные группы растений, Растительные сообщества, Сельскохозяйственные растения России, ядовитых растений (20 видов), "Эволюция высших растений".

Коллекции: семян, плоды сельскохозяйственных растений

Муляжи: Дикая форма и культурные сорта томатов, Дикая форма и культурные сорта яблони

Набор муляжей: Плоды яблок, томатов.


Д