СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 6 класса ФГОС "Учим успешному чтению. Время открытий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Место в образовательном процессе: целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.Характер организации деятельности: является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Данная программа предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на 1 год. Программа имеет ориентационно-прикладной характер. Прикладной компонент программы направлен на формирование у обучающихся умения решать образовательные задачи, путем использования различных когнитивных стратегий работы с текстами разной природы. Ориентационный компонент программы – создает условия для выбора индивидуального образовательного маршрута читателя с учетом профильно-предметной направленности и приоритетов круга свободного чтения. Совокупность прикладного и ориентационного компонентов позволяет комплексно решать проблему приобщения школьников к чтению на функциональном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 6 класса ФГОС "Учим успешному чтению. Время открытий"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

города Магнитогорска

Утверждено

директором МОУ «СОШ № 60»

г. Магнитогорска

_______________Ж.К. Орешко

Рассмотрена и принята на

Педагогическом совете Учреждения

Протокол №1 от 30.08.2016г.

Рабочая программа факультативного курса

«уЧИМ УСПЕШНОМУ ЧТЕНИЮ. время открытий»

для 6 класса

на 2016 / 2017 учебный год

Программу составила

Громова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы



Магнитогорск, 2016


Структура рабочей программы



Структура документа

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Практическая часть

4. Планируемые результаты освоения изучения курса



5 Календарно-тематический план

6 Перечень компонентов учебно-методического комплекса

7 Система оценивания результатов обучения.

8 Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

9 Характеристика контрольно-измерительных материалов

10 Приложение

11 Лист коррекции











  1. Пояснительная записка


Рабочая программа факультативного курса «Учим успешному чтению» для обучащихся 6 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами



1.1 Нормативные документы (общие, для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)


Федеральный уровень

1.Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования» (ЗарегистрированМинюстом России 01.02.2011г. №19644) // http://vvvvvv.consultant.ru/;http://wvvvv.garant.ru/

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ЗарегистрированМинюстом России 07.06.2012 г. № 24480) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/


Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543

2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. №03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»

3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от22.03.2016 г. №03-02/2257 «О систематизации работы по реализации ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях Челябинского области»

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»

6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов,Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. -Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.

7. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

8. Годовой календарный график МОУ «СОШ № 60»г. Магнитогорска на 2016-2017 учебный год


Программа детализирует, раскрывает и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами факультативного курса «Учим успешному чтению. Время открытий».

Объём учебного времени, отводимого на факультативный курс в 6 классе, составляет 1 час в неделю. Общий объём учебного времени – 34 часа. Срок реализации программы – 1 год.


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО, а также основной образовательной программой ООО. Данная программа разработана с учетом особенностей второй ступени общего образования. Она учитывает возрастные и психологические особенности подростка.

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции, разрушается преемственность поколений: подростки не владеют «межпоколенной» информацией. Смещение культурных ценностей, изменение традиционного круга чтения ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников

Считается, что общий язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Создание «языка культуры» не может обойтись без чтения некоторого набора одинаковых текстов.

Традиция чтения вслух в семье уходит из культуры. Визит школьника в библиотеку является скорее исключением, чем правилом. Это означает, что школа оказывается единственным обязательным местом, в котором не избежать встречи с книгой. Получается, что именно школа и несет основную ответственность за формирование будущего поколения читателей.

Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Чем характеризуются нечитающие дети? Прежде всего, тем, что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Доказано, что читатели, в отличие от «нечитателей», способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью; точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Читающий человек – культурный человек, культурная личность, социально защищенный человек – залог устойчивости социума, членом которого он является.

По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство факторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства:

уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия. И даже на оборону и безопасность страны.

Цель: при помощи чтения обогатить ум, развить интеллект, расширить кругозор школьников. Стимулировать читательский интерес, повысить престижность чтения среди школьников.

Задачи:

- формирование и развитие читательской компетенции;

- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

Планируемые результаты: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Место в образовательном процессе: Целесообразно использование в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в классе.

Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

Данная программа предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на 1 год. Программа имеет ориентационно-прикладной характер. Прикладной компонент программы направлен на формирование у обучающихся умения решать образовательные задачи, путем использования различных когнитивных стратегий работы с текстами разной природы. Ориентационный компонент программы – создает условия для выбора индивидуального образовательного маршрута читателя с учетом профильно-предметной направленности и приоритетов круга свободного чтения. Совокупность прикладного и ориентационного компонентов позволяет комплексно решать проблему приобщения школьников к чтению на функциональном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Уровень готовности детей - дети с разным уровнем читательского развития. Учебный материал программы предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В программу включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, конструирование, ролевая игра.

Программа составлена с учетом интересов детей к определенным областям знаний(история, география, математика, литература, изобразительное искусство, музыка, физкультура и спорт, технология). Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Активизации деятельности школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные работы, выставки, конкурсы, доклады, создания коллажей и видеороликов.

Принципы программы:

  • интеграция;

  • систематичность;

  • наглядность;

  • деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

Принцип интегративности позволяет осознать взаимообусловленность и взаимодополняемость педагогический усилий, что, в конечном счете, способствует преодолению эпизодичности и фрагментарности в решении проблем приобщения к чтению, формирует у учащихся целостное устойчивое понимания значимости читательской деятельности. Оптимальным способом реализации данного принципа в пространстве школы является модель надпредметной или междисциплинарной образовательной программы. Такая образовательная программа является способом приобщения к чтению как достижению метапредметного образовательного результата, возникающего в процессе интеграции различных учебных дисциплин, потенциала воспитательной системы школы и дополнительного образования.


Методическое сопровождение: «Портфель читателя».

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка (в дополнение к формальному табелю успеваемости).


Содержание курса: Содержательная характеристика программы определяется 5-тью блоками: диагностическим, функционально-прикладным, культурологическим, социо-коммуникативным, рефлексивно-оценочным.

Диагностический блок представлен рядом диагностических методик (см. Портфели читателя «Большая энциклопедия шестиклассника»), результаты которых являются поводом для моделирования индивидуального образовательного маршрута приобщения к чтению с опорой на наиболее сильные стороны личности школьника, доминирующие интересы и тип образовательной деятельности.

Целевой доминантой функционально-прикладного блока является ключевая компетентность «умение учиться». Результаты в этой области могут быть описаны через такие действия как: озаглавить материал, составить план, составить тезисный плана, составить план-схему, подобрать аргументы в защиту позиции, подобрать аргументы к антитезису, выявить причинно-следственные связи, построить кластер, таблицу, выявить противоречия, оценить достоверность, сформулировать и аргументировать собственную позицию и др.

Содержание культурологического блока программы составляют художественные произведения на русском и иностранных языках, дополняющие обязательный перечень программных текстов, литературные произведения, отражающие содержательные стороны предметных областей знания и позволяющие обогатить предметный контекст образно-художественным началом; а также научно-популярные произведения различной направленности. Формирование круга чтения строится в «зоне ближайшего читательского развития» школьника с учетом его актуальных потребностей и интересов. Общей тенденцией является переход от чтения адаптированных и переводных источников к работе с первоисточниками и оригиналами.

Освоение социо-коммуникативного блока предполагает достижение таких метапредметных результатов как социальные навыки и проектная культура. При этом чтение фигурирует как инструмент и содержание коммуникативной и проектной деятельности, а сама деятельность соответственно является поводом для обращения к тексту, а значит и способом приобщения к чтению. Организационной формой данного блока является участие в различных проектах, имеющих прямое или косвенное отношение к чтению.

5 класс – «Книжное дерево моей семьи»

6 класс – «Большая энциклопедия шестиклассника»

7 класс – «Реклама книги»

8 класс – «Рифма и ритм»

9 класс – «Литературная мистификация» или «Литературный квест»

Рефлексивно-оценочный блок ориентирован на развитие ряда общеучебных умений и навыков применительно к чтению, в частности: владение различными формами самоконтроля; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; постановка цели самообразовательной деятельности; определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности

Преемственность в освоении программы обеспечивается за счет согласованности основных целей каждой ступени образования.

Приобщение к чтению в начальной школе на первой ступени общего образования осуществляется на основе

- развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к чтению, формирование желания и умения читать;

- воспитания нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к чтению;

- освоения системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта читательской деятельности;

- охраны зрения детей;

- сохранения и поддержки читательской индивидуальности ребенка.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

Освоение программы строится в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Содержание программы ориентировано не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию чтения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Программа данного этапа образования направлена на реализацию следующих основных целей:

- формирование целостного представления о мире, и в частности мире чтения, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах читательской деятельности;

- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной: дискуссии, проекты), опыта познания и самопознания на основе прочитанных произведений;

- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуального читательского маршрута с учетом профильного обучения.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, актуализируется задача индивидуализации обучения. На этом этапе целенаправленное формирование круга чтения рассматривается как одна из эффективных форм предпрофильной подготовки. Отличительная черта программы этой ступени – направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к чтению для самостоятельной созидательной работы. Одним из основных средств достижения этих целей является выполнение каждым учащимся в течение учебного года персонального или коллективного проекта. Проект рассматривается как способ альтернативного образования и позволяет существенно расширить сферу познавательных интересов учащихся, обогатить их опытом совместной деятельности, продемонстрировать значение чтения в решении целого ряда актуальных личностно значимых и социальных вопросов. Доминирующий вид деятельности в приобщении к чтению - проектное творчество. Реализация программы «Учим успешному чтению. Время открытий» на третьей, завершающей ступени общего образования имеет ряд существенных структурных, организационных и содержательных изменений. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности читательского маршрута, его дифференциации и индивидуализации. Приобщение к чтению рассматривается как способ формирования, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Принципиальным условием является обеспечение равных возможностей читательского самоопределения с учетом специфики выбранного профиля.

Основной целью программы «Учим успешному чтению. Время открытий» на этом этапе образования является развитие критического мышления школьников, освоение различных когнитивных стратегий работы с текстом и навыка рефлексии, которые являются основными условиями проведения самостоятельной исследовательской работы по интересующей их теме. Формой итоговой аттестации является защита учебного исследования «Большая энциклопедия 6-классника»

2. Тематический план

Тематическое планирование для обучающихся 6 класса составлено из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа.

Технологическая карта проекта

Сентябрь Знакомство с Портфелем.

Визит в библиотеку «на разведку» Знакомство со справочно-информационными

изданиями. Первичная диагностика


Октябрь Выполнение заданий раздела «В мире энциклопедий» Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения. Отбор слов для собственной энциклопедии. Подготовка и представление своих статей (не менее 3х)

Ноябрь Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка своих статей (не менее 3х)

Декабрь представление своих статей (не менее 3х)

Январь Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения. Отбор слов для собственной энциклопедии. Подготовка своих статей (не менее 3х)

Февраль Представление своих статей (1-2 х)

промежуточная диагностика

Март представление своих статей (1-2х)

Апрель Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка своих статей (не менее 3х)

Май Коллективная сборка «Большой энциклопедии шестиклассника»

Подготовка творческого выступления класса

«Живая энциклопедия»

Итоговая диагностика






3.Практическая часть.

Первичная диагностика 1ч

Промежуточная диагностика 1ч

Итоговая диагностика 1ч

4.Планируемые результаты освоения изучения курса


Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.



Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Ученик научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.


Ученик получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации, её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Ученик получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Ученик получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

















5.Календарно-тематическое планирование:

П/п

Дата


Тема раздела, урока

Планируемые результаты освоения обучающимся курса внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

НРЭО

Корректировка

План

Факт





Освоение предметных знаний (базовые понятия), УУД




1

7.09


Ознакомление с курсом.

Знакомство с Портфелем читателя. Время открытий.

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;


Выполнение заданий в Портфеле читателя



2

14.09


Визит в библиотеку «на разведку». Работа на абонементе и в читальном зале.

- выделять главную и избыточную информацию

Запись в читальный зал библиотеки, обзор энциклопедий.



3

21.09


Знакомство со справочно -информационными

изданиями(структура, специфика изложения)

-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выделять главную и избыточную информацию;


Выбор энциклопедий для работы.



4

28.09


Первичная диагностика

- соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его .

- поиск ответов на вопросы проблемного характера

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы


Анализ продуктов деятельности



5

5.10


Выполнение заданий раздела «В мире энциклопедий»


- понимать информацию, заданную в неявном виде

- сравнивать и противопоставлять информацию по нескольким основаниям

- дать оценку отдельным элементам содержания и формы

Найти определения слов. Записать результат.



6

12.10


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

-поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации

Вопрос для исследования.

Найти определения слов. Записать результат



7

19.10


Отбор слов для собственной энциклопедии.


-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- интерпретировать текст — обнаруживать в тексте доводы;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (в подтверждение выдвинутых тезисов) ; своей точки зрения;

-определять назначение разных видов текстов

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



8

26.10


Подготовка и представление своих статей (не менее 3х)

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



9

9.11


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.


- поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации

Вопрос для исследования.

В каких еще странах есть широко известные национальные энциклопедии? Результат поиска оформить в таблице.



10

16.11


Отбор слов для собственной энциклопедии.


-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- интерпретировать текст — обнаруживать в тексте доводы;

-формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (в подтверждение выдвинутых тезисов) ; своей точки зрения;

-определять назначение разных видов текстов


Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



11

23.11


Отбор слов для собственной энциклопедии.


Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



12

30.11


Подготовка своих статей (не менее 3х)

• структурировать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



13

7.12


Представление своих статей (не менее 3х)

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

Анализ продуктов деятельности.



14

14.12


Представление своих статей (не менее 3х)

Анализ продуктов деятельности.



15

21.12


Представление своих статей (не менее 3х)

Анализ продуктов деятельности.



16

28.12


Представление своих статей (не менее 3х)

Анализ продуктов деятельности.



17

11.01


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.


-поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации

Вопрос для исследования.

Определить круг чтения.

Выбрать не менее трех областей, которые хотелось бы изучить более основательно.



18

18.01


Отбор слов для собственной энциклопедии.


-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- интерпретировать текст — обнаруживать в тексте доводы;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (в подтверждение выдвинутых тезисов) ; своей точки зрения;

-определять назначение разных видов текстов


Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



19

25.01


Отбор слов для собственной энциклопедии.




20

1.02


Представление своих статей (1-2 х)


-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

Анализ продуктов деятельности.



21

8.02


Представление своих статей (1-2 х)

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста

Анализ продуктов деятельности.



22

15.02


Представление своих статей (1-2 х)

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

Анализ продуктов деятельности.


















23

22.02


Промежуточная диагностика

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления

-ознакомительное чтение заданий,

-изучающее чтение,

поисковое/просмотровое чтение



24

1.03


Представление своих статей (1-2 х)

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;


Анализ продуктов деятельности.



25

15.03


Представление своих статей (1-2 х)

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

Анализ продуктов деятельности.



26

22.03


Представление своих статей (1-2 х)

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте

Анализ продуктов деятельности.



27

5.04


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.


-поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация информации

оценка информации

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы



28

12.04


Отбор слов для собственной энциклопедии.


-определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- интерпретировать текст — обнаруживать в тексте доводы;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (в подтверждение выдвинутых тезисов) ; своей точки зрения;

-определять назначение разных видов текстов

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



29

19.04


Отбор слов для собственной энциклопедии



30

26.04


Подготовка своих статей (не менее 3х)

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы, сопоставительный анализ



31

10.05


Коллективная сборка «Большой энциклопедии шестиклассника»


- понимать информацию, заданную в неявном виде

- сравнивать и противопоставлять информацию по нескольким основаниям

- дать оценку отдельным элементам содержания и формы

Исследовательская работа с текстом, составление таблицы



32

17.05


Подготовка творческого выступления класса


- обобщать информацию, расположенную в различных частях текста,

- соотносить текст со своим жизненным опытом,

- понимать информацию, заданную в неявном виде

- сравнивать и противопоставлять информацию по нескольким основаниям

- дать оценку отдельным элементам содержания и формы

Выразительное чтение, толкование слов.



33

24.05


«Живая энциклопедия»

Магнит знаний

- понимать информацию, заданную в неявном виде

- сравнивать и противопоставлять информацию по нескольким основаниям

- дать оценку отдельным элементам содержания и формы

Самоанализ



34

31.05


Итоговая диагностика.

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления

Составление списка литературы на лето « Мои планы летнего чтения»




  1. Перечень компонентов учебно-методического комплекса


  1. Галактионова, Т.Г Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 кл. «Время открытий». 6 класс [Текст]: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А. Ширяева - М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам

  2. Галактионова Т.Г., Назаровская Я.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.6 класс – М: Просвещение, 2013

  3. Загашев И.О. «Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”. – Педагогический университет «Первое сентября»., № 17-24, 2004

  4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках, - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=565413



  1. Система оценивания результатов обучения.

Оценить результаты проекта можно по двум самым важным параметрам:

А) успешность ученика Б) эффективность учителя.

Трудно не согласиться, что оба параметра весьма актуальны и в конечном итоге определяют жизнеспособность проекта.

Успешность ученика

Образовательные результаты, представленные в материалах ФГОС, достижению которых будет способствовать работа с портфелем Читателя и реализация проекта «Большая энциклопедия шестиклассника»

Личностные результаты

Характеристика результатов

Вид образовательной деятельности в проекте

Диагностический инструментарий учителя

формирование познавательных интересов к определенным областям знания

Выполнение задания

"Выбери три области, которые ты хочешь изучить более основательно, узнать что-то новое.

Беседа

Список выбора Ранжирование

Метапредметные результаты

Характеристика результатов

Вид образовательной деятельности

Диагностический инструментарий учителя

Регулятивные планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

Выбор энциклопедий для работы.

Выбор слов.

Подготовка статей.

Собеседование.

Анализ выбора.

Регулятивные

Самостоятельно оценивать свой труд

Оценка учеником качества своей статьи по образцу. Сколько позиций удалось отразить ? Содержание и оформление представленных материалов.

Собеседование по результатам самооценки.

Анализ выводов

Познавательные

определять круг своих интересов в различных областях знания..

Выбор предметных областей для более основательного изучения в этом году

Собеседование

Анализ выбора школьника

Познавательные

расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Подготовка своей «энциклопедической статьи»

Анализ продуктов деятельности

Познавательные

перерабатывать информацию, преобразовывать её и представлять в виде схем, моделей, сообщений

Выполнение задания "Мир энциклопедий" (создание кластера)

Использование мультимодального формата текста статьи (различные способы представления материала)

Анализ продуктов деятельности

Коммуникативные

договариваться с людьми иных позиций.

Подготовка и составление коллективного сборника «Живая энциклопедия».

Обсуждение его содержания.

наблюдение

Эффективность учителя

Реализация данного проекта также дает возможность провести открытый урок, внеклассное мероприятие. Организовать проектную и исследовательскую деятельность шестиклассников.

Эффективность проекта в плане актуальных задач современной школы

Деятельность при реализации проектов организуется таким образом, чтобы ребята могли самостоятельно ставить и решать конкретные задачи, учиться соотносить свои интересы и интересы своих одноклассников, критически относиться к своему мнению, принимать решения, искать информацию, выражать свои мысли, помогать друг другу.

Проект позволяет успешно работать ученикам с разной успеваемостью и стартовым уровнем знаний. Более того – возможность выбора (темы, источника, слова) позволяет каждому ребенку максимально проявить себя.

Работа над проектом «Большая энциклопедия шестиклассника» становится поводом к взаимодействию:

- учеников друг с другом

- учителей разных предметов

- родителей со своими детьми


8. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу


1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


2.К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи;

– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По связной речи.

Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к словарным статьям с учетом темы и основной мысли. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный текст.





  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов

1.Галактионова Т.Г., Назаровская Я.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.6 класс – М: Просвещение, 2013



  1. Приложение

Первичная диагностика

Попробуй определить какой тип открытия представлен и какой метод для этого использовался. (обведи ответ, который ты считаешь правильным)


  1. В конце XYIII века Кавендиш, исследуя воздух, обнаружил некую, ни с чем не соединяющуюся часть. Этот факт был достаточно известен среди ученых, считался аномалией, но не привлекал внимания. Только столетие спустя Рамсэй, продолжив это исследование, открыл аргон (и явление химической инертности вообще).

    1. Открытие явления 1, 2, 3, 4, 5, 6

    II.Открытие закономерностей 1, 2, 3, 4, 5

  2. Притяжение - как более или менее частное явление - было широко известно до Ньютона. Но Ньютон провозгласил всемирность притяжения (это привело к выводу о том, что планеты притягиваются Солнцем).

  1. Открытие явления 1, 2, 3, 4, 5, 6

II.Открытие закономерностей 1, 2, 3, 4, 5


3. И до Менделеева существовали различные системы периодизации элементов. Однако все эти системы наталкивались на трудности, главная из которых состояла в том, что периодичность, очевидная в начале ряда элементов, затем нарушалась. Менделеев устранил эту трудность введением гипотетических элементов. Это была "натяжка", снявшая затруднение и позволившая впервые провести принцип периодичности на протяжении всего ряда элементов

  1. Открытие явления 1, 2, 3, 4, 5, 6

II.Открытие закономерностей 1, 2, 3, 4, 5

Ответ: 1)I.2; 2)II.4; 3)II.2



Промежуточная диагностика

СИНКВЕЙН

Происходит от французского «cinq» — пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

В нем нет рифмы, но есть ритм, и пишется оно очень легко.

1.

(первая строка — тема стихотворения, выраженная одним

словом, обычно именем существительным);

2.

(вторая строка — описание темы в двух словах, как правило,

именами прилагательными);

3.

(третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя

словами, обычно глаголами);

4.

(четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая

отношение автора к данной теме);

5.

(пятая строка — одно слово — синоним к первому).

Задание: Написать свой синквейн.




11Лист коррекции

Уроки, которые требуют коррекции

Уроки, содержащие коррекцию

дата

урока

Тема урока

Причины коррекции

дата

Форма коррекции