Рассмотрено на заседании методического объединения учителей физической культуры, технологии, музыки МБОУ Калачеевская СОШ № 6 ________________Колотев А.М. Протокол № 1 от 29.08.2017 г. № 1 | Принято на заседании педагогического совета МБОУ Калачеевская СОШ № 6 Протокол №1 от 30.08.2017 г. | Утверждено Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 6 ______________ Кузнецова Г.П. Приказ по школе ОД №261 от 31.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
в 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классах
Кужим Ларисы Ивановны,
учителя технологии, изобразительного искусства
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-6 классов МБОУ Калачеевская СОШ №6 составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского 5-7классы: учебное, пособие для общеобразовательных организаций /(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-6 классов составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. №1015
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 г. № 413.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов изобразительного искусства с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально - пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, и изображение в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный материал представлен в примерной программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй — намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий - дает инструментарий для его практической реализации, четвертый — содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческой опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов по программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства.
Например, тема «Исторические эпохи и художественные стили» (одна из под тем блока «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества») подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с материальным миром, окружавшим человека в разные исторические эпохи, и его духовными ценностями, знание выразительных средств языка Искусства и художественных материалов для создания выразительного образа в собственной художественно-творческой деятельности. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Особенности построения содержания основаны на развитии традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика (ребенок выступает в роли художника) и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) - имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы и художественные техники. Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане.
По примерной программе в федеральном базисном учебном плане на изучение предмет «Изобразительное искусство» в 5—6 классах основной школы отводится всего 70 часов, по учебному плану МБОУ Калачеевская СОШ №6 на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» выделяется 70 часа по 35 часа в год. Урок в 6 классах проводится I раз в неделю.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явлении окружающего мира и искусства;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
В трудовой сфере:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
В познавательной сфере:
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
в трудовой сфере:
в познавательной сфере:
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
в познавательной сфере:
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры и т. д
3. Содержание учебного предмета.
6 класс
Искусство в жизни человека - 35 часов.
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч.)
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж (8 ч.)
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Тематическое планирование.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 11 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 8 |
Всего | 35 |
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
6 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Коли- чество часов |
Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности |
1 раздел. Виды изобразительного искусства (8часов) |
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. |
2. | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер |
3. | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. |
4. | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) . |
5. | Цвет, основы цветоведения. |
1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» |
6. | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). |
7. | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки |
8. | Основы языка изображения | 1 | Выполнение конкурсных заданий |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | 2 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. |
10. | Изображение предметного мира | 1 | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. |
11. | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). |
12. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. |
13. | Освещение. Свет и тень. | 2 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. |
14. | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) |
15. | Цвет в натюрморте. Марийские художники. | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. |
16. | Выразительные возможности натюрморта. | | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии |
3 раздел Вглядываясь в человека Портрет (11часов) |
17. | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. |
18. | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 2 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). |
19. | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 2 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. |
20. | Портрет в графике. | 2 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. |
21-22 | Портрет в скульптуре. | 2 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой |
23. | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. |
24. | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. |
25. | Портрет в живописи. Марийские портретисты. | 1 | Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама, папа, бабушка, дедушка. Груп. работа. |
26. | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портрете Материалы: гуашь, кисть. |
27. | Великие портретисты. | 1 | Повторяем и обобщаем. |
4 раздел. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) |
28. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия |
29. | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы Карандаш, акварель. |
30. | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти |
31. | Пейзаж- настроение. Природа и художник. Марийский пейзаж. | 1 | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. |
32. 33. | Городской пейзаж. Пейзажи нашей столицы. | 2 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Поставить оценки за конкурсные задания. |
35. | Итоговый урок | 1 | Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. |
| Приложение к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 6 классах |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Изобразительное искусство » в 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классах
Кужим Ларисы Ивановны,
учителя технологии, изобразительного искусства
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
2017 - 2018 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю, всего 35 ч.)
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Дата проведения | Кол-во Часов |
6 А | 6 Б | 6 В | |
Виды изобразительного искусства (8ч.) | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 06.09 | | 08.09 | | 08.09 | | 1 |
2. | Рисунок- основа изобразительного творчества. | 13.09 | | 15.09 | | 15.09 | | 1 |
3. | Линия и ее выразительные возможности. | 20.09 | | 22.09 | | 22.09 | | 1 |
4. | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. | 27.09 | | 29.09 | | 29.09 | | 1 |
5. | Цвет, основы цветоведения. | 04.10 | | 06.10 | | 06.10 | | 1 |
6. | Цвет в произведениях живописи. | 11.10 | | 13.10 | | 13.10 | | 1 |
7. | Объемные изображения в скульптуре. | 18.10 | | 20.10 | | 20.10 | | 1 |
8. | Основы языка изображения | 25.10 | | 27.10 | | 27.10 | | 1 |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.) |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | 08.11 | | 10.11 | | 10.11 | | 1 |
10. | Изображение предметного мира. | 15.11 |
| 17.11 | | 17.11 | | 1 |
11. | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 22.11 | | 24.11 | | 24.11 | | 1 |
12. | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 29.11 | | 01.12 | | 01.12 | | 1 |
13. | Освещение. Свет и тень. | 06.12 | | 08.12 | | 08.12 | | 1 |
14. | Натюрморт в графике. | 13.12 | | 15.12 | | 15.12 | | 1 |
15. | Цвет в натюрморте. Воронежские художники. | 20.12 | | 22.12 | | 22.12 | | 1 |
16. | Выразительные возможности натюрморта. | 27.12 | | 29.12 | | 29.12 | | 1 |
Вглядываясь в человека. Портрет (11ч.) |
17. | Образ человека, главная тема искусства | 17.01 | | 19.01 | | 19.01 | | 1 |
18. | Конструкция головы человека и ее пропорции | 24.01 | | 26.01 | | 26.01 | | 1 |
19. | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 31.01 | | 02.02 | | 02.02 | | 1 |
20. | Портрет в графике. | 07.02 | | 09.02 | | 09.02 | | 1 |
21. | Портрет в скульптуре. | 14.02 | | 16.02 | | 16.02 | | 1 |
22. | Портрет в скульптуре. | 21.02 | | 22.02 | | 22.02 | | 1 |
23. | Сатирические образы человека. | 28.02 | | 02.03 | | 02.03 | | 1 |
24. | Образные возможности освещения в портрете | 07.03 | | 09.03 | | 09.03 | | 1 |
25. | Портрет в живописи. Марийские портретисты. | 14.03 | | 16.03 | | 16.03 | | 1 |
26. | Роль цвета в портрете. | 21.03 | | 23.03 | | 23.03 | | 1 |
27. | Великие портретисты. | 04.04 | | 06.04 | | 06.04 | | 1 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8ч.) |
28. | Жанры в изобразительном искусстве. | 11.04 | | 13.04 | | 13.04 | | 1 |
29. | Правила воздушной и линейной перспективы. | 18.04 | | 20.04 | | 20.04 | | 1 |
30. | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 25.04 | | 27.04 | | 27.04 | | 1 |
31. | Пейзаж- настроение. Природа и художник. Марийский пейзаж. | 02.05 | | 04.05 | | 04.05 | | 1 |
32. | Городской пейзаж. | 10.05 | | 11.05 | | 11.05 | | 1 |
33. | Пейзажи нашей столицы. | 16.05 | | 18.05 | | 18.05 | | 1 |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 23.05 | | 25.05 | | 25.05 | | 1 |
35. | Итоговый урок. | 30.05 | | 29.05 | | 29.05 | | 1 |
Система оценивания
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ в классе.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Оценка «2» поставленные задачи не выполнены
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
Одной из современных эффективных форм оценивания является Портфолио, в который помещаются значимые достижения освоения учебного предмета, рисунки, фото проектов, видеозаписи. Портфолио служит механизмом отслеживания динамики по учебному предмету.
6