Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1 города Буденновска Буденновского района» Ставропольского края
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «29»августа 2016 г. Руководитель МО______ | Согласовано: зам. директора по УВР ______________Арутюнян П.В. «30» августа 2016 г | Утверждено на педагогическом совете протокол № 1 от «30» августа 2016г. Директор МОУ СОШ №1 г. Буденновска _____К.И. Осипов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету физика
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) 7- е классы (основное общее образование)
Количество часов 2 часа в неделю; 35 учебных недель –70 часов за год;.
Программу разработала Мицкая Оксана Анатольевна
на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по физике 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А.В. Перышкин, Е.М. Гутник 7 класс. Дрофа 2015г.
2016-2017 учебный год
Планируемые предметные результаты освоения физики 7 класс.
Личностными результатами обучения физике являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда,
•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
• смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
• смысл физических законов: закона Паскаля; Архимеда
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време¬ни, силы;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна¬родной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно¬научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов.
Содержание курса физики 7 класс.
Содержание программы учебного предмета (70 часов).
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы. (3 часа).
Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления.
Наблюдения и опыты. Физические величины.
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора».
Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений.
Физические приборы
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (7 часов).
Строение вещества. Молекулы.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Контрольная работа№ 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Демонстрации: Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров
Раздел 3. Взаимодействия тел. (21 часов).
Механическое движение.
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.
Расчет скорости, пути и времени движения.
Расчет скорости, пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействия тел.
Масса тела. Единицы массы.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Плотность вещества.
Лабораторная работа № 4. «Измерение объема твердого тела».
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Сила. Сила – причина изменения скорости.
Явление тяготения. Сила тяжести.
Сила упругости. Вес тела.
Единицы силы. Связь между силой и массой тела.
Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины».
Графическое изображение силы. Сложение сил.
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».
Демонстрации: Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сила трения
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час)
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.
Давление твердых тел.
Давление газа.
Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Давление. Закон Паскаля.
Сообщающиеся сосуды, применение. Устройство шлюзов.
Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления.
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Манометры. Гидравлический пресс.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила.
Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Плавание тел.
Решение задач на плавание тел.
Плавание судов.
Лабораторная работа №8»Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Воздухоплавание.
Воздухоплавание.
Обобщающий урок темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Демонстрации: Зависимость давления твердого тела от площади опоры и приложенной силы. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия тел. (14 часов).
Механическая работа.
Мощность.
Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»
Простые механизмы. Рычаг.
Момент силы.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага».
Блоки. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида энергии в другой.
Решение задач по теме «Механическая энергия»
Обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия тел».
Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия тел».
Демонстрации: Простые механизмы. Превращение механической энергии из одной формы в другую.
Раздел 6. Повторение (3 часа).
Строение вещества, их свойства.
Взаимодействие тел.
Итоговая контрольная работа №4.
3. Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Количество часов | Дата проведения |
Планиров. | Фактич. |
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы. (3 часа). |
1 | Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления. | 1 | | | | | | | | |
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. | 1 | | | | | | | | |
3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | 1 | | | | | | | | |
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (7 часов). |
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | | | | | | | | |
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | | | | | | | | |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. | 1 | | | | | | | | |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | | | | | | | |
8 | Три состояния вещества. | 1 | | | | | | | | |
9 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | | | | | | | | |
10 | Контрольная работа№ 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | | | | | | | | |
Раздел 3. Взаимодействия тел. (21 часов). |
11 | Механическое движение. | 1 | | | | | | | | |
12 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | | | | | | | | |
13 | Расчет скорости, пути и времени движения. | 1 | | | | | | | | |
14 | Расчет скорости, пути и времени движения. | 1 | | | | | | | | |
15 | Инерция. | 1 | | | | | | | | |
16 | Взаимодействия тел. | 1 | | | | | | | | |
17 | Масса тела. Единицы массы. | 1 | | | | | | | | |
18 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | | | | | | | | |
19 | Плотность вещества. | 1 | | | | | | | | |
20 | Лабораторная работа № 4. «Измерение объема твердого тела». | 1 | | | | | | | | |
21 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | | | | | | | | |
22 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | | | | | | | |
23 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | | | | | | | |
24 | Сила. Сила – причина изменения скорости. | 1 | | | | | | | | |
25 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | | | | | | | |
26 | Сила упругости. Вес тела. | 1 | | | | | | | | |
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | 1 | | | | | | | | |
28 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины». | 1 | | | | | | | | |
29 | Графическое изображение силы. Сложение сил. | 1 | | | | | | | | |
30 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | 1 | | | | | | | | |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | 1 | | | | | | | | |
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час). |
32 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | | | | | | | | |
33 | Давление твердых тел. | 1 | | | | | | | | |
34 | Давление газа. | 1 | | | | | | | | |
35 | Закон Паскаля. | 1 | | | | | | | | |
36 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | | | | | | | | |
37 | Давление. Закон Паскаля. | 1 | | | | | | | | |
38 | Сообщающиеся сосуды, применение. Устройство шлюзов. | 1 | | | | | | | | |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причины появления атмосферного давления. | 1 | | | | | | | | |
40 | Измерение атмосферного давления. | 1 | | | | | | | | |
41 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | | | | | | | | |
42 | Манометры. Гидравлический пресс. | 1 | | | | | | | | |
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | | | | | | | | |
44 | Архимедова сила. | 1 | | | | | | | | |
45 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | | | | | | | | |
46 | Плавание тел. | 1 | | | | | | | | |
47 | Решение задач на плавание тел. | 1 | | | | | | | | |
48 | Плавание судов. | 1 | | | | | | | | |
49 | Лабораторная работа №8»Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | | | | | | | | |
50 | Воздухоплавание. | 1 | | | | | | | | |
51 | Воздухоплавание. | 1 | | | | | | | | |
52 | Обобщающий урок темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | | | | | | | | |
53 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых | 1 | | | | | | | | |
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия тел. (14 часов). |
54 | Механическая работа. | 1 | | | | | | | | |
55 | Мощность. | 1 | | | | | | | | |
56 | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность» | 1 | | | | | | | | |
57 | Простые механизмы. Рычаг. | 1 | | | | | | | | |
58 | Момент силы. | 1 | | | | | | | | |
59 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | | | | | | | | |
60 | Блоки. «Золотое правило» механики. | 1 | | | | | | | | |
61 | Коэффициент полезного действия механизма. | 1 | | | | | | | | |
62 | Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | 1 | | | | | | | | |
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | | | | | | | | |
64 | Превращение одного вида энергии в другой. | 1 | | | | | | | | |
65 | Решение задач по теме «Механическая энергия» | 1 | | | | | | | | |
66 | Обобщающий урок по теме «Работа и мощность. Энергия тел». | 1 | | | | | | | | |
67 | Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия тел» | 1 | | | | | | | | |
Раздел 6. Повторение (3 часа). |
68 | Строение вещества, их свойства. | 1 | | | | | | | | |
69 | Взаимодействие тел. | 1 | | | | | | | | |
70 | Итоговая контрольная работа №4. | 1 | | | | | | | | |
Всего 70