СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа для 7 класса по русскому языку по ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Менделеевского муниципального района РТ
«Принято»
педагогическим советом
протокол от 28.08.2017г . №1
Введено приказом от 29.08.2017 г. №9ОД
Директор школы___________ Степанов А.М.
Рабочая программа
по предмету литература
для 7 класса (2 часа в неделю, 70 часов год)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Минигалеева Татьяна Александровна
«Согласовано»
Заместитель директора:
_______________________________ Павлова Г.Ф.
от 29.08.2017г.
«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1
Руководитель МО :
______________________________ Красильникова О.Н.
Менделеевск 2017г.
Планируемые результаты
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||||
Русский фольклор
| осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы | сочинять былину и/или придумывать сюжетные | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
Коммуникативные УУД
| 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). | ||
Древнерусская литература
| выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, | определять черты оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; | ||||
| ||||||
Русская литература
|
сопоставлять текст и его определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа; выявлять особенности композиции, основной конфликт; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; | оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
| ||||
Зарубежная литература
|
Содержание учебного предмета
А | В | С |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 65 | ||
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Н.А.Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» | Древнерусская литература «Повесть оПетре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»), «Поучение Владимира Мономаха» М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»(отрывок) Г.Р. Державин « На птичку», «Признание», «река времен в своем стремленьи» В.А. Жуковский баллада «Лесной царь» А.С. Пушкин «Борис Годунов» «Станционный смотритель» «Медный всадник» (отрывок) «Полтава» «Скупой рыцарь» М.Ю. Лермонтов «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Когда волнуется желтеющая нива» «Песня про царя ИванаВасильевича, молодогоопричника и удалого купца Калашникова»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Н.А.Некрасов«Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») И.С. Тургенев«Бирюк» «Два богача», «Русский язык», «Близнецы»
М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как одинмужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»
Л.Н. Толстой«Детство»
А.П. Чехов«Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»
В.В. Маяковский«Необычайное приключение,бывшее с ВладимиромМаяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
А.П. Платонов «Юшка»
М.М. Зощенко«Беда»,«Аристократка», «Баня» и др.
А.Т. Твардовский «Снега темнеют синие», «Июль – матушка лета…», «На дне моей жизни».
| Русский фольклор: былина «Вольга и МикулаСелянинович»,былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», предание «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник», пословицы и поговорки Проза конца XIX – начала XX вв. М. Горький «Детство», «Легенда о Данко» Л.Н. Андреев «Кусака» И.А. Бунин «Цифры» Поэзия конца XIX – начала XX вв. И.А. Бунин «Родина» А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест» Поэзия 20-50-х годов ХХ в. Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль» Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой» Проза о детях Ю.П. Казаков «Тихое утро» Поэзия 2-й половины ХХ в.Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»
|
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 5 | ||
| М. де Сервантес«Дон Кихот» (главы по выбору) Дж. Свифт«Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) Дж. Г. Байрон«Душа моя мрачна.Скорей, певец, скорей!», «ты кончил жизни путь, герой!» | Зарубежный фольклор «Песнь о Ролланде»
Зарубежная новеллистика О`Генри «Дары волхвов» П. Мериме «Маттео Фальконе» Зарубежная проза о детях и подростках Р. Брэдбери «Каникулы» |
Календарно-тематическое планирование
УМК (В.Я. Коровина и др., Литература, 7 класс, М.: Просвещение, 2017)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
Планируемые сроки | Фактические сроки
| |||||
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Художественная литература как искусство слова. | 1 | 4.09 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Участие в коллективном диалоге. Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах. | |
| Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник». |
1 | 6.09 |
| Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Выразительное чтение преданий. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды пересказов преданий. Подготовка устного рассказа о собирателе былин на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | |
| Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. | 1 | 11.09 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Выразительное чтение былины о Вольге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, характеристика героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «гипербола».
| |
| Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. |
1
| 13.09 |
| Выразительное чтение фрагментов былин (в том числе по ролям). Составление лексических и историко- культурных комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героев. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. | |
5 | Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. |
1 | 18.09 |
|
Выразительноечтениебылины с соблюдением соответствующей интонацией «устного высказывания» выявление особенностей композиции. Составление устного портрета героя былины (с использованием цитирования). Составление словарика «Устаревшие слова в былинах». | |
6 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | 20.09 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос „Калевала"». Выразительное чтение и различные виды пересказа фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев эпоса. Нравственная оценка персонажей героического эпоса. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите | |
7 | Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | 25.09 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословицы и поговорки и осмысление их афористического характера. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений в пословицах и поговорках. Устные рассказы о собирателях пословиц и поговорок. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему. | |
8 | Развитие речи. Обсуждение материалов и подготовка к домашнему сочинению (по произведениям устного народного творчества).Тема сочинения «Народная мудрость в произведениях фольклора». | 1 | 27.09 |
| Обсуждение содержания пословиц и поговорок, жизненных ситуации, которые можно подтвердить пословицами. Работа над созданием собственного текста, обсуждение его в паре, работа над черновым вариантом сочинения. | |
9 | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. Древнерусская литература «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | 2.10 |
| Чтение статей учебника«Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“», составление вопросов и тезисного плана. Выразительное чтение отрывка. Оценивание чтения одноклассниками. Составление текста монологического высказывания об уважительном отношении к книге. | |
10 | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. |
1 | 4.10 |
| Выступление с сообщениями. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Выполнение практической работы (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования). | |
11 | «Повесть о Февронии и Петре Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности.
|
1 | 9.10 |
| Работа в парах по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», выразительное чтение , пересказ повести, анализ эпизодов по вопросам. | |
12 | Литературные роды (эпос, лирика) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма). М.В. Ломоносов . Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…».Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа. |
1 | 11.10 |
| Работа с учебником (чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана). Устный рассказ о поэте. Чтение отрывков из произведений Ломоносова .Анализ поэтического текста, определение особенностей жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов), работа с теоретическим материалом, запись определений, приведение примеров, заполнение таблицы. Составление «Похвального слова Ломоносову» | |
13 | Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Стихотворения «На птичку», «Признание», «Река времен в своем стремленьи…»Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс. | 1 | 16.10 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, прослушивание исполнения актёров. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Формулирование вопросов по тексту. Участие в коллективном диалоге. Составление таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».
| |
14 | В.А. Жуковский Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» — перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания. | 1 | 18.10 |
| Вступления с сообщениями о поэте. Знакомство с содержанием статьи учебника о Жуковском, сравнение с текстом сообщений. Выразительное чтение баллады, анализ по вопросам, запись теоретических понятий. | |
15 | А.С. Пушкин Внеклассное чтение. Слово о поэте. Маленькие трагедии. «Скупой рыцарь» - герои, характеры, проблемы. | 1 | 23.10 |
| Выступления с сообщениями, комментированное чтение, анализ отрывков, определение жанра произведения, участие в конкурсе выразительного чтения, работа со словарём; выполнение групповой работы по тексту произведения. | |
16 | Поэма «Полтава». Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, подвига русских солдат. Художественный образ. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель
| 1 | 25.10 |
| Работа по учебнику, запись основных положений сообщения учителя, работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту произведения. Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения, оценивание ответов одноклассников. Запись теоретических понятий, приведение примеров, определение их роли в произведении. | |
17 | Развитие речи. Сопоставительная характеристика Петра I и Карла ХII (по поэме «Полтава»). Классное сочинение. | 1 | 6.11 |
| Нахождение описания героев в тексте, анализ описаний, выделение деталей, сопоставление героев, составление план сравнительной характеристики, работа над составлением собственного текста по теме. | |
18 | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Тема Петербурга в поэме. Прославление деяний Петра I. | 1 | 8.11 |
| Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, прослушивание исполнения актёров. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли старославянизмов и слов высокого стиля. Составление плана вступления к поэме «Медный всадник» и определение настроения каждой части. Выявление авторской позиции, выраженной в его гимне городу. Подготовка выразительного чтения вступления наизусть. | |
19 | «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. | 1 | 13.11 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина"». Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Пересказ ключевых фрагментов. Формулирование вопросов по тексту. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Составление плана характеристики Самсона Вырина. Чтение библейского сюжета о блудном сыне | |
20 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести. | 1 | 15.11 |
| Характеристика героев, составление плана ответа, пересказ эпизодов, Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником (истории Дуни с библейской притчей о блудном сыне). Работа со словарем литературных терминов(повесть).Анализ эпизода. | |
21 | «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | 1 | 20.11 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге"». Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Выявление особенностей композиции баллады. Выявление смысла авторской правки текста баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе. Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге». Сопоставление текстов баллады и летописи. Составление плана сравнительной характеристики Олега и волхва. Подготовка выразительного чтения баллады наизусть. | |
22 | Драматургия Пушкина. «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 1 | 22.11 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-дра- матург». Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление устного и письменного рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии. Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя». | |
23 | Тестовая работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | 27.11 |
| Выполнение тестовой работы. | |
24 | М.Ю. Лермонтов Душа и лира поэта. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединённости между миром и человеком. | 1 | 29.11 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Подготовка к выразительному чтению стихотворений наизусть (по выбору). | |
25 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. | 1 | 4.12 |
| Выступления с сообщениями о воссозданной в поэме эпохе. Выразительное чтение отрывков, их комментирование. Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Обсуждение произведений книжной графики. | |
26 | Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Образ Алены Дмитриевны. | 1 | 6.12 |
| Анализ картин быта, сравнение с историческим материалом. Выразительное чтение отрывков наизусть. Анализ образа Алены Дмитриевны по составленным коллективно вопросам. Монологические высказывания по теме урока. | |
27 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета, образы гусляров. Оценка героев с позиций народа. Языки стих поэмы. Герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей
| 1 | 11.12 |
| Работа по учебнику, запись основных положений сообщения учителя, групповая работа по тексту произведения. Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения, оценивание ответов одноклассников. Выявление особенностей сюжета. Анализ отрывков по вопросам. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Нравственная оценка поступков героев. | |
28 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Тема сочинения: «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича». | 1 | 13.12 |
| Нахождение описаний героев, побор необходимого цитатного материала к сравнительной характеристике героев, выделение важных деталей, сопоставление героев, составление план работы над сравнительной характеристикой, написание чернового варианта сочинения по теме. | |
29 | Развитие речи. Написание сочинения по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | 18.12 |
| Работа над черновиком, переписывание отредактированной работы в тетрадь. | |
30 | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. Внеклассное чтение А.К.Толстой . Роман «Князь Серебряный», исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | 1 | 20.12 |
| Выступление с сообщениями о А.К.Толстом с показом портретов поэта и литературных мест, связанных с его именем,рассказ о героях его исторических баллад и романов, чтение и анализ отрывков из произведений писателя, составление плана сообщения по теме урока. | |
31 | Н.В. Гоголь Внеклассное чтение Краткое слово о писателе. Сборник «Миргород» (по выбору учащихся). | 1 | 8.01 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составление тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.. Выразительное чтение фрагментов повестей, входящих в сборник «Миргород» Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Пересказ различных видов. Ответы на вопросы. Обсуждение подготовленных иллюстраций к уроку. | |
32 | «Тарас Бульба». Запорожская Сечь и ее законы. Историческая и фольклорная основа повести.Сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка
| 1 | 10.01 |
| Выразительное чтение фрагментов повести. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Ответы на вопросы. | |
33 | Тарас Бульба и его сыновья. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | 15.01 |
| Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя, сравнительная характеристика героя. Выразительное чтение отрывков. Пересказ эпизодов. Составление плана анализа эпизода. Выразительное чтение отрывков из повети наизусть. | |
34 | Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей (героизм, верность товариществу и родной земле). | 1 | 17.01 |
| Выразительное чтение отрывков из повести, пересказ различных видов. Выделение проблем повести, подбор цитатного материала для их раскрытия. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Анализ фрагментов эпического произведения.
| |
35 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя. | 1 | 22.01 |
| Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа эпизода. Выразительное чтение отрывков, в том числе наизусть( «Степь»). Наблюдения за картинами природы в повести. Выделение изобразительно-выразительных средств речи в фрагментах- описаниях повести. Составление таблицы, заполнение ее примерами. | |
36
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Темы: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия», «Прославление товарищества и осуждение предательства», «Изображение природы в повести». | 1 | 24.01 |
| Составление плана сочинения. Письменный ответ на один из проблемных вопросов . Написание чернового варианта сочинения. | |
37 | Развитие речи. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». |
| 29.01 |
| Редактирование чернового варианта сочинения в парах. Переписывание работы в чистовую тетрадь. | |
38 | Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками. И.С.Тургенев Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос «Бирюк», нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы. | 1 | 31.01 |
| Выступления с сообщениями о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Устная сравнительная характеристика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев. Наблюдения за картинами природы в повести. Выделение изобразительно-выразительных средств речи в фрагментах- описаниях повести. | |
39 | Внеклассное чтение. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | 1 | 5.02 |
| Выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «стихотворение в прозе». Составление таблицы «Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе». Проект. Составление коллективного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе» | |
40 | Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению. | 1 | 7.02 |
| Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины"». Составление тезисов статей. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление монологического высказывания на тему «Величие русской женщины» | |
41 | «Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день, часу в шестом…» Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. |
1 | 12.02 |
| Выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания (по воспоминаниям А. Я. Панаевой). Ответы на вопросы.Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания — их функция в стихотворении „Размышления..."». Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха | |
42 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности. | 1 | 14.02 |
| Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге. Устный ответ на проблемный вопрос. | |
43 | Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» Аллегория и сатира в сказке. Понятие о гротеске. Ирония, юмор, сатира. | 1 | 19.02 |
| Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге. Ответы на вопросы. Работа с литературоведческими понятиями по словарю. Составление таблицы терминов и заполнение ее примерами из текста сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
| |
44 | Урок-конкурс. Пересказ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина с комментированием идеи сказки. | 1 | 21.02 |
| Выразительный художественный пересказ сказок, комментирование их идейной направленности. Оценивание ответов одноклассников. | |
45 | Л.Н. Толстой Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. | 1 | 26.02 |
| Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение отрывков повести. Чтение по ролям. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.
| |
46 | Главный герой повести «Детство» Николенька Иртеньев, его чувства, поступки, духовный мир. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 1 | 28.02 |
| Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение. | |
47 | А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа.Язык художественного произведения. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова | 1 | 5.03 |
| Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. | |
48 | Стихотворения о родной природе В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | 1 | 7.03 |
| Выразительное чтение стихотворений. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Анализ изобразительно-выразительных средств языка в поэтических текстах. Анализ стихотворения. | |
49 | И.А.Бунин Рассказ «Цифры». Изображение сложности взаимоотношений взрослых и детей в семье. | 1 | 12.03 |
| Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Алексеевич Бунин» и «В творческой лаборатории И. А. Бунина». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование чтения одноклассников. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.
| |
50. | М.Горький «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | 1 | 14.03 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Различные виды пересказов. Ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Художественный пересказ одного из эпизодов | |
51 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа в произведении М. Горького «Детство».
| 1 | 19.03 |
| Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к повести. Составление плана анализа эпизода. Анализ эпизода «Пляска Цыганка». Подбор цитатного материала. | |
52 | Анализ эпизода «Пожар». Портрет как средство характеристики героя. | 1 | 21.03 |
| Художественный пересказ эпизода. Выделение художественных деталей, важных для понимания идейного содержания эпизода. Работа по вопросам. Выявление особенностей портретной характеристики героя. Наблюдение за использованными изобразительно-выразительными средствами речи. | |
53 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристики. | 1 | 4.04 |
| Выразительное чтение легенды. Характеристика особенностей русского романтизма (на уровне образа романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «романтическое произведение». Составление плана характеристики Данко. Устная характеристика Данко.
| |
54 | Л.Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф. | 1 | 9.04 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборатории Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Выборочный письменный пересказ «История Кусаки». Проект. Образы собак в русской литературе: Каш- танка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др. | |
55 | В.В.Маяковский Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. | 1 | 11.04 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование чтения одноклассников. Анализ стихотворения.
| |
56 | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | 16.04 |
| Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Анализ стихотворения.Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Составление таблицы «Происхождение неологизмов Маяковского».
| |
57 | А.Платонов «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. | 1 | 18.04 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов». Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.
| |
58 | Внеклассное чтение. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. | 1 | 23.04 |
| Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя. Подготовка сопоставительной таблицы «Чем схожи платоновские герои (Никита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Мальцев)». Выявление особенностей языка писателя. | |
59 | Поэзия 20 века. Стихотворения о родной природе. «Тихая моя родина…» Б.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»; Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»; Н.Рубцов «Тихая моя Родина»; В.Брюсов «Первый снег»; Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой»; С.Есенин «Топи да болота». | 1 | 25.04 |
| Презентация «Поэты 20 века». Выразительное чтение стихотворений, в том числе наизусть. Прослушивание исполнения стихотворений актерами. Работа с теоретическим материалом учебника по вопросам. Создание иллюстраций к стихам (художники). | |
60 | А.Т. Твардовский «Снега темнеют синие», «Июль – матушка лета…», «На дне моей жизни». Отражение темы Великой Отечественной войны в стихотворениях поэтов 20 века. «Час мужества». | 1 | 30.04 |
| Сообщение о поэте. Знакомство с материалом учебника и сравнение его с материалом сообщения.Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование. | |
61 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | 2.05 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём | |
62 | Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. | 1 | 3.05 |
| Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии» Носова. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка событий и героев. Составление плана письменной характеристики Акимыча. Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?»
| |
63
| Проза о детях. Ю.П. Казаков «Тихое утро», Д. С. Лихачев «Земля родная»
| 1 | 7.05 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Павлович Казаков». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев. Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» Чтение фрагментов публицистической прозы. | |
64 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на нравственную тему по одному из литературных произведений.Тема: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», «Поступок, которым я горжусь». | 1 | 8.05 |
| Составление плана сочинения. Отбор материала к сочинению. Подготовка набросков сочинения. Обсуждение в парах. Работа над черновиком. | |
65 | Р.р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Аристократка», «Баня». | 1 | 14.05 |
| Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Михайлович Зощенко». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, прослушивание исполнения актёров. Выявление элементов сюжета и композиции рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины и др. Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе ,,Беда“?» | |
66 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Зарубежный фольклор «Песнь о Ролланде». Д.Г.Байрон. «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (пер. М. Лермонтова), «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | 16.05 |
| Ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение с последующим его рецензированием. Комментирование выставленных оценок. Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование | |
67 | Зарубежная новеллистика. О.Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | 21.05 |
| Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Составление таблицы «Черты рождественского рассказа в произведении О. Генри „Дары волхвов"». Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы . | |
68 | Внеклассное чтение М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору». Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) | 1 | 23.05 |
| Выразительное чтение глав. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов. Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.
| |
69 | Зарубежная проза о детях и подростках. Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы» Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.
| 1 | 28.05 |
| Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Участие в коллективном диалоге. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «фантастический рассказ». Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р. Д. Брэдбери?». Составление викторины по произведениям зарубежной литературылитературы | |
70 | Урок монолога. Понравившееся произведение зарубежной литературы. Обзор произведений для летнего чтения и для чтения в 8 классе.
| 1 | 30.05 |
| Монологические выступления учащихся. Оценивание выступлений одноклассников, комментирование оценок. Обсуждение списка литературы на лето. Подведение итогов года(Чему научились? Что больше понравилось? и др.) |