СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 7 класса по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 7 класса по русскому языку по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 7 класса по литературе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Менделеевского муниципального района РТ

«Принято»

педагогическим советом

протокол от 28.08.2017г . №1

Введено приказом от 29.08.2017 г. №9ОД

Директор школы___________ Степанов А.М.

Рабочая программа

по предмету литература

для 7 класса (2 часа в неделю, 70 часов год)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Минигалеева Татьяна Александровна



«Согласовано»

Заместитель директора:

_______________________________ Павлова Г.Ф.

от 29.08.2017г.



«Рассмотрено и принято» на заседании МО, протокол от 29.08.2017г. № 1

Руководитель МО :

______________________________ Красильникова О.Н.








Менделеевск 2017г.


Планируемые результаты


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русский фольклор


осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских былин,
видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать былины, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

оценивать систему персонажей;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

сочинять былину и/или придумывать сюжетные
линии;
сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Древнерусская литература


выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное;

определять черты
национального характера;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;


Русская литература


  • Осознавать значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • Воспринимать литературу как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • Обеспечивать культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • Быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способным аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • Развивать способность понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • Овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

сопоставлять текст и его
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
выделять нравственную проблематику текстов;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства;
определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения;выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к
ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять тему и основную мысль произведения;

владеть различными видами пересказа;

выявлять особенности композиции, основной конфликт;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы под
руководством учителя

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет

  • осуществлять редактирование и структурирование текста

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию


Зарубежная литература








Содержание учебного предмета

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 65

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


Н.А.Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…»

Древнерусская литература

«Повесть оПетре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»), «Поучение Владимира Мономаха»

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»(отрывок)

Г.Р. Державин « На птичку», «Признание», «река времен в своем стремленьи»

В.А. Жуковский баллада «Лесной царь»

А.С. Пушкин

«Борис Годунов»

«Станционный смотритель»

«Медный всадник» (отрывок)

«Полтава»

«Скупой рыцарь»

М.Ю. Лермонтов

«Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Когда волнуется желтеющая нива»

«Песня про царя ИванаВасильевича, молодогоопричника и удалого купца Калашникова»


Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба»


Н.А.Некрасов«Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

И.С. Тургенев«Бирюк»

«Два богача», «Русский язык», «Близнецы»


М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как одинмужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»


Л.Н. Толстой«Детство»


А.П. Чехов«Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»


В.В. Маяковский«Необычайное приключение,бывшее с ВладимиромМаяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»


А.П. Платонов «Юшка»


М.М. Зощенко«Беда»,«Аристократка», «Баня» и др.


А.Т. Твардовский «Снега темнеют синие», «Июль – матушка лета…», «На дне моей жизни».


Русский фольклор:

былина «Вольга и МикулаСелянинович»,былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

предание «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник», пословицы и поговорки








Проза конца XIX – начала XX вв.

М. Горький «Детство», «Легенда о Данко»

Л.Н. Андреев «Кусака»

И.А. Бунин «Цифры»


Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.А. Бунин «Родина»

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест»


Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»

Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»


Проза о детях

Ю.П. Казаков «Тихое утро»


Поэзия 2-й половины ХХ в.Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина»


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 5


М. де Сервантес«Дон Кихот» (главы по выбору)

Дж. Свифт«Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

Дж. Г. Байрон«Душа моя мрачна.Скорей, певец, скорей!», «ты кончил жизни путь, герой!»

Зарубежный фольклор

«Песнь о Ролланде»


Зарубежная новеллистика

О`Генри «Дары волхвов»

П. Мериме «Маттео Фальконе»

Зарубежная проза о детях и подростках

Р. Брэдбери «Каникулы»


Календарно-тематическое планирование

УМК (В.Я. Коровина и др., Литература, 7 класс, М.: Просвещение, 2017)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические сроки


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Художественная литература как искусство слова.

1

4.09


Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не то­ропясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составле­ние тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Участие в коллективном диалоге.

Подбор афоризмов, по­словиц и поговорок о писателях и книгах.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник».





1

6.09


Объяснение специфики происхождения, форм быто­вания, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литератур­ной. Выразительное чтение преданий. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников. Лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Различные виды переска­зов преданий. Подготовка устного рас­сказа о собирателе былин на основе самостоятельно­го поиска материалов о нём с использованием спра­вочной литературы и ресурсов Интернета

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств.

1

11.09


Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Состав­ление тезисов статей. Выразительное чтение былины о Вольге. Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников, характеристика героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин.

Работа со словарём литера­туроведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «гипербола».




Внеклассное чтение.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине.



1



13.09


Выразительное чтение фрагментов былин (в том чис­ле по ролям). Составление лексических и историко- культурных комментариев. Различные виды переска­зов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная харак­теристика героев. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поэтич­ность языка былин. Обсуждение произведений живо­писи, книжной графики и музыки на сюжеты былин.

5

Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.



1

18.09



Выразительноечтениебылины с соблюдением соответствующей интонацией «устного высказывания» выявление особенностей композиции. Составление устного портрета героя былины (с использованием цитирования).

Составление словарика «Устаревшие слова в былинах».

6

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

20.09


Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-фин­ский эпос „Калевала"». Выразительное чтение и раз­личные виды пересказа фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения однокласс­ников. Составление лексических и историко-куль­турных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Характеристи­ка героев эпоса. Нравственная оценка персонажей героического эпоса.

Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите

7

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1

25.09


Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение по­словицы и поговорки и осмысление их афористиче­ского характера. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений в пословицах и поговорках. Уст­ные рассказы о собирателях пословиц и поговорок. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему.

8

Развитие речи.

Обсуждение материалов и подготовка к домашнему сочинению (по произведениям устного народного творчества).Тема сочинения «Народная

мудрость в произведениях фольклора».

1

27.09


Обсуждение содержания пословиц и поговорок, жизненных ситуации, которые можно подтвердить пословицами. Работа над созданием собственного текста, обсуждение его в паре, работа над черновым вариантом сочинения.

9

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

2.10


Чтение статей учебника«Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“», составление вопросов и тезисного плана. Выразительное чтение отрывка. Оценивание чтения одноклассниками. Составление текста монологического высказывания об уважительном отношении к книге.

10

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.



1

4.10


Выступление с сообщениями. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Выполнение практической работы (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования).

11

«Повесть о Февронии и Петре Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности.





1

9.10


Работа в парах по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», выразительное чтение , пересказ повести, анализ эпизодов по вопросам.

12

Литературные роды (эпос, лирика) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма).

М.В. Ломоносов .

Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…».Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.




1

11.10


Работа с учебником (чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Ва­сильевич Ломоносов» и составление её плана). Устный рассказ о поэте. Чтение отрывков из произведений Ломоносова .Анализ

поэтического текста, определение особенностей

жанра оды (высокий слог, эмоциональность,

торжественность, использование ораторских

приемов), работа с теоретическим материалом, запись определений, приведение примеров, заполнение таблицы. Составление «Похвального слова Ломоносову»

13

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. Стихотворения «На птичку», «Признание», «Река времен в своем стремленьи…»Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

1

16.10


Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Ро­манович Державин». Устный рассказ о поэте. Выра­зительное чтение стихотворений. Устное рецензиро­вание выразительного чтения одноклассников, прослушивание ис­полнения актёров. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Формулирование вопросов по тексту. Участие в коллективном диалоге.

Составление таблицы «Вы­сокая, устаревшая, просторечная, разговорная лекси­ка в стихах Державина».


14

В.А. Жуковский

Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» — перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

1

18.10


Вступления с сообщениями о поэте. Знакомство с содержанием статьи учебника о Жуковском, сравнение с текстом сообщений. Выразительное чтение баллады, анализ по вопросам, запись теоретических понятий.

15

А.С. Пушкин

Внеклассное чтение.

Слово о поэте. Маленькие трагедии. «Скупой рыцарь» - герои, характеры, проблемы.

1

23.10


Выступления с сообщениями, комментированное чтение, анализ отрывков, определение жанра произведения, участие в конкурсе выразительного чтения, работа со словарём; выполнение групповой работы по тексту произведения.

16

Поэма «Полтава». Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, подвига русских солдат. Художественный образ. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель


1

25.10


Работа по учебнику, запись основных положений сообщения учителя, работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту произведения. Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения, оценивание ответов одноклассников. Запись теоретических понятий, приведение примеров, определение их роли в произведении.

17

Развитие речи. Сопоставительная характеристика Петра I и Карла ХII (по поэме «Полтава»). Классное сочинение.

1

6.11


Нахождение описания героев в тексте, анализ описаний, выделение деталей, сопоставление героев, составление план сравнительной характеристики, работа над составлением собственного текста по теме.

18

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Тема Петербурга в поэме. Прославление деяний Петра I.

1

8.11


Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения однокласс­ников, прослушивание исполнения актёров. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли ста­рославянизмов и слов высокого стиля.

Составление плана вступле­ния к поэме «Медный всадник» и определение на­строения каждой части. Выявление авторской пози­ции, выраженной в его гимне городу. Подготовка выразитель­ного чтения вступления наизусть.

19

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

1

13.11


Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина"». Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов пове­сти. Устное рецензирование выразительного чтения од­ноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Пересказ ключевых фрагмен­тов. Формулирование вопросов по тексту. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Составление плана характе­ристики Самсона Вырина.

Чтение библейского сюжета о блудном сыне

20

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.

1

15.11


Характеристика героев, составление плана ответа, пересказ эпизодов, Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником (истории Ду­ни с библейской притчей о блудном сыне). Работа со словарем литературных терминов(повесть).Анализ эпизода.

21

«Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

20.11


Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге"». Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Выявление особенностей композиции баллады. Выявление смысла авторской правки тек­ста баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе. Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге». Сопоставление текстов баллады и летописи. Составление плана сравнительной характе­ристики Олега и волхва. Подготовка выразитель­ного чтения баллады наизусть.

22

Драматургия Пушкина. «Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

1

22.11


Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-дра- матург». Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление устного и письменного рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии. Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древ­нерусского писателя».

23

Тестовая работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

27.11


Выполнение тестовой работы.

24

М.Ю. Лермонтов

Душа и лира поэта. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединённости между миром и человеком.

1

29.11


Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метри­ческих особенностей. Выявление художественно зна­чимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фи­гуры, фоника и др.) и определение их художествен­ной функции.

Подготовка к выразитель­ному чтению стихотворений наизусть (по выбору).

25

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

1

4.12


Выступления с сообщениями о воссозданной в поэме эпохе. Выразительное чтение отрывков, их комментирование. Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистиче­скими принципами изображения жизни и человека. Обсуждение произведений книжной графики.

26

Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Образ Алены Дмитриевны.

1

6.12


Анализ картин быта, сравнение с историческим материалом. Выразительное чтение отрывков наизусть.

Анализ образа Алены Дмитриевны по составленным коллективно вопросам. Монологические высказывания по теме урока.

27

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета, образы гусляров. Оценка героев с позиций народа. Языки стих поэмы. Герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей


1

11.12


Работа по учебнику, запись основных положений сообщения учителя, групповая работа по тексту произведения. Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения, оценивание ответов одноклассников. Выявление особенностей сюжета. Анализ отрывков по вопросам. Поиск цитатных при­меров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Нравственная оценка поступков героев.


28

Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Тема сочинения:

«Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича».

1

13.12


Нахождение описаний героев, побор необходимого цитатного материала к сравнительной характеристике героев, выделение важных деталей, сопоставление героев, составление план работы над сравнительной характеристикой, написание чернового варианта сочинения по теме.

29

Развитие речи. Написание сочинения по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

18.12


Работа над черновиком, переписывание отредактированной работы в тетрадь.

30

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

Внеклассное чтение

А.К.Толстой .

Роман «Князь Серебряный», исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.

1

20.12


Выступление с сообщениями о А.К.Толстом с показом пор­третов поэта и литературных мест, связанных с его именем,рассказ о героях его исторических баллад и романов, чтение и анализ отрывков из произведений писателя, составление плана сообщения по теме урока.

31

Н.В. Гоголь

Внеклассное чтение

Краткое слово о писателе.

Сборник «Миргород»

(по выбору учащихся).

1

8.01


Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Ва­сильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составле­ние тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.. Вырази­тельное чтение фрагментов повестей, входящих в сборник «Миргород» Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Пересказ различных видов. Ответы на вопросы. Обсуждение подготовленных иллюстраций к уроку.

32

«Тарас Бульба». Запорожская Сечь и ее законы. Историческая и фольклорная основа повести.Сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка


1

10.01


Выразительное чтение фрагментов повести.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Различные виды пересказов. Ответы на вопросы.

33

Тарас Бульба и его сыновья. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

15.01


Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя, сравнительная характеристика героя. Выразительное чтение отрывков. Пересказ эпизодов. Составление плана анализа эпизода. Выразительное чтение отрывков из повети наизусть.

34

Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей (героизм, верность товариществу и родной земле).

1

17.01


Выразительное чтение отрывков из повести, пересказ различных видов. Выделение проблем повести, подбор цитатного материала для их раскрытия. Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя.

Анализ фрагментов эпического произведения.


35

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя.

1

22.01


Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана анализа эпизода. Выразительное чтение отрывков, в том числе наизусть( «Степь»).

Наблюдения за картинами природы в повести. Выделение изобразительно-выразительных средств речи в фрагментах- описаниях повести. Составление таблицы, заполнение ее примерами.

36


Развитие речи.

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Темы: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия», «Прославление товарищества и осуждение предательства», «Изображение природы в повести».

1

24.01


Составление плана сочинения.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов . Написание чернового варианта сочинения.

37

Развитие речи. Написание сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


29.01


Редактирование чернового варианта сочинения в парах. Переписывание работы в чистовую тетрадь.

38

Р.р. Анализ сочинений, работа над ошибками.

И.С.Тургенев

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос «Бирюк», нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы.

1

31.01


Выступления с сообщениями о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников. Составление лексических и историко-куль­турных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Устная сравнительная характери­стика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев.

Наблюдения за картинами природы в повести. Выделение изобразительно-выразительных средств речи в фрагментах- описаниях повести.

39

Внеклассное чтение.

Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1

5.02


Выразительное чтение стихотворений в прозе.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Подбор примеров, иллю­стрирующих понятие «стихотворение в прозе». Со­ставление таблицы «Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе». Проект. Составление коллективного сборника «Со­чиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе»

40

Н.А. Некрасов

«Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению.

1

7.02


Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщи­ны"». Составление тезисов статей.

Выразительное чтение фрагментов поэмы.

Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление монологического высказывания на тему «Величие русской женщины»

41

«Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день, часу в шестом…» Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.




1

12.02


Выразительное чтение стихотворения. Чтение и об­суждение истории его создания (по воспоминаниям А. Я. Панаевой). Ответы на вопросы.Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение ил­люстраций к стихотворению.

Подбор цитат на тему «Рито­рические вопросы и восклицания — их функция в сти­хотворении „Размышления..."». Поиск цитатных при­меров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха

42

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности.

1

14.02


Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.

Устный ответ на проблемный вопрос.

43

Внеклассное чтение.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» Аллегория и сатира в сказке. Понятие о гротеске. Ирония, юмор, сатира.

1

19.02


Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге. Ответы на вопросы. Работа с литературоведческими понятиями по словарю. Составление таблицы терминов и заполнение ее примерами из текста сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.


44

Урок-конкурс. Пересказ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина с комментированием идеи сказки.

1

21.02


Выразительный художественный пересказ сказок, комментирование их идейной направленности. Оценивание ответов одноклассников.

45

Л.Н. Толстой

Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей.

1

26.02


Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение отрывков повести. Чтение по ролям. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.


46

Главный герой повести «Детство» Николенька Иртеньев, его чувства, поступки, духовный мир. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

1

28.02


Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение.

47

А.П. Чехов

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа.Язык художественного произведения.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова

1

5.03


Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев.

48

Стихотворения о родной природе

В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

1

7.03


Выразительное чтение стихотворений.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Анализ изобразительно-выразительных средств языка в поэтических текстах. Анализ стихотворения.

49

И.А.Бунин

Рассказ «Цифры». Изображение сложности взаимоотношений взрослых и детей в семье.

1

12.03


Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Алексе­евич Бунин» и «В творческой лаборатории И. А. Бу­нина». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям).

Устное рецензирование чтения одноклассников.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.


50.

М.Горький

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

14.03


Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горь­кий» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов пове­сти. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Различные виды пересказов. Ответы на вопросы с использова­нием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Художественный переска­з одного из эпизодов

51

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа в произведении М. Горького «Детство».



1

19.03


Чтение по ролям и инсценирование фрагментов по­вести. Устное рецензирование выразительного чте­ния одноклассников. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к повести.

Составление плана анализа эпизода. Анализ эпизода «Пляска Цыган­ка». Подбор цитатного материала.

52

Анализ эпизода «Пожар».

Портрет как средство характеристики героя.

1

21.03


Художественный пересказ эпизода. Выделение художественных деталей, важных для понимания идейного содержания эпизода. Работа по вопросам. Выявление особенностей портретной характеристики героя. Наблюдение за использованными изобразительно-выразительными средствами речи.

53

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристики.

1

4.04


Выразительное чтение легенды. Характери­стика особенностей русского романтизма (на уровне образа романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллю­страций к легенде.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «романтическое произ­ведение». Составление плана характеристики Данко. Устная характеристика Данко.


54

Л.Н. Андреев

«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

1

9.04


Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборато­рии Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Нравствен­ная оценка героев.

Выборочный письмен­ный пересказ «История Кусаки».

Проект. Образы собак в русской литературе: Каш- танка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др.

55

В.В.Маяковский

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

1

11.04


Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лабора­тории В. В. Маяковского». Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование чтения одноклассников.

Анализ стихотворения.


56

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

16.04


Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Анализ стихотворения.Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их ху­дожественной функции. Составление таблицы «Про­исхождение неологизмов Маяковского».


57

А.Платонов

«Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

1

18.04


Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Пла­тонович Платонов». Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материала о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.


58

Внеклассное чтение.

А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное — вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

1

23.04


Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя.

Подготовка сопоставитель­ной таблицы «Чем схожи платоновские герои (Ни­кита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Маль­цев)». Выявление особенностей языка писателя.

59

Поэзия 20 века.

Стихотворения о родной природе. «Тихая моя родина…»

Б.Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль»;

Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»;

Н.Рубцов «Тихая моя Родина»; В.Брюсов «Первый снег»; Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой»; С.Есенин «Топи да болота».

1

25.04


Презентация «Поэты 20 века». Выразительное чтение стихотворений, в том числе наизусть. Прослушивание исполнения стихотворений актерами. Работа с теоретическим материалом учебника по вопросам. Создание иллюстраций к стихам (художники).

60

А.Т. Твардовский «Снега темнеют синие», «Июль – матушка лета…», «На дне моей жизни».

Отражение темы Великой Отечественной войны в стихотворениях поэтов 20 века. «Час мужества».

1

30.04


Сообщение о поэте. Знакомство с материалом учебника и сравнение его с материалом сообщения.Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование.

61

Ф.А.Абрамов

«О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

2.05


Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Алек­сандрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Уст­ный рассказ о писателе. Выразительное чтение рас­сказа. Различные виды пересказов. Устный ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём

62

Е.И. Носов

«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.

1

3.05


Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии» Носова. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пере­сказов. Участие в кол­лективном диалоге. Нравственная оценка событий и героев.

Составление плана письмен­ной характеристики Акимыча.

Письменная характе­ристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?»


63


Проза о детях. Ю.П. Казаков «Тихое утро»,

Д. С. Лихачев «Земля родная»


1

7.05


Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Пав­лович Казаков». Устный рассказ о писателе. Выра­зительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Ответ на вопрос (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диа­логе. Сравнительная характеристика героев. Обсуж­дение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев. Письменный ответ на во­прос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» Чте­ние фрагментов публицистической прозы.

64

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на нравственную тему по одному из литературных произведений.Тема: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»,

«Поступок, которым я горжусь».

1

8.05


Составление плана сочинения. Отбор материала к сочинению. Подготовка набросков сочинения. Обсуждение в парах. Работа над черновиком.

65

Р.р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Аристократка», «Баня».

1

14.05


Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Ми­хайлович Зощенко». Устный рассказ о писателе. Вы­разительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, прослушивание исполнения актёров. Выявление элементов сюже­та и композиции рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произве­дений книжной графики. Игровые виды деятельно­сти: ответы на вопросы викторины и др. Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе ,,Беда“?»

66

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зарубежный фольклор «Песнь о Ролланде».

Д.Г.Байрон. «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (пер. М. Лермонтова), «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

16.05


Ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение с последующим его рецензированием.

Комментирование выставленных оценок. Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование

67

Зарубежная новеллистика.

О.Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

21.05


Устный рассказ о писателе. Выразительное чте­ние рассказа. Инсценирование фрагмента расска­за. Участие в коллективном диалоге. Ра­бота со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рожде­ственский рассказ». Обсуждение иллюстраций к рас­сказу.

Составление таблицы «Чер­ты рождественского рассказа в произведении О. Ген­ри „Дары волхвов"».

Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы .

68

Внеклассное чтение

М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору». Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

1

23.05


Выразительное чтение глав. Устное рецензирование чтения одноклассников, поиск в тексте незнакомых слов.

Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге.


69

Зарубежная проза о детях и подростках.

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы» Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.


1

28.05


Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Участие в коллективном диалоге.

Поиск примеров, иллюстри­рующих понятие «фантастический рассказ». Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р. Д. Брэдбери?». Со­ставление викторины по произведениям зарубежной литературылитературы

70

Урок монолога. Понравившееся произведение зарубежной литературы. Обзор произведений для летнего чтения и для чтения в 8 классе.


1

30.05


Монологические выступления учащихся. Оценивание выступлений одноклассников, комментирование оценок. Обсуждение списка литературы на лето. Подведение итогов года(Чему научились? Что больше понравилось? и др.)