СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для 9 класса, базового уровня

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса, базового уровня, содержащая вопросы регионального компонента. Составлена программа на основе авторской Габриеляна О.С. Для изучения по двухчасовой программе.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 9 класса, базового уровня»


Пояснительная записка


Рабочая программа по химии для 9 класса базового уровня составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

-Примерной программы основного общего образования по химии сб. серии «Стандарты второго поколения»,М.:Просвещение .2010г

- Авторской программы О. С. Габриеляна «Химия 8-9» ( Программа курса химии для 8-9 классов ОУ .- М.:Дрофа, 2012)

- Программы курса «Прикладная химия. Природные соединения Архангельской области» УЛГ, 2006г.

Изучение химии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химических знаний для каждого человека, умение сравнивать факты и формулировать и обосновывать собственную позицию.

  2. Формирование ценностного представления о мире, о роли химии в создании современной естественно – научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы действительности, используя химические знания.

  3. Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, ключевых навыков – навыков решения проблемы, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни

Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, подробном освещении свойств групп элементов. В курсе раскрываются свойства важнейших в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями. В программе нашли отражение основные содержательные линии: вещество, химические реакции, применение веществ, язык химии.

Методологической основой организации обучения при изучении курса является личностно-ориентированный деятельностный подход, сущность которого кратко может быть выражена в следующих положениях:

  1. построение обучения на высоком, но посильном для учащихся уровне трудности, обеспечивающем усвоение предмета на базовом уровне. Соблюдение меры трудности обеспечивает не механическое, а сознательное усвоение учащимися учебного материала;

  2. изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом;

  3. повышение удельного веса навыков по решению комбинированных задач;

  4. осознание учащимися процесса учения, в том числе сознательное использование умственных приемов, направленных на целенаправленное формирование универсальных учебных действий.

Построение процесса обучения на всех этапах курса направлено на решение ключевых метапредметных задач:

  1. обеспечивать высокий уровень образования учащихся, постоянно повышать уровень их индивидуальных достижений;

  2. строить образовательную деятельность на основе ценностно-смыслового подхода: формировать стремление к саморазвитию, активную жизненную позицию, созидательную ценностную направленность;

  3. создавать условия для самореализации учащихся в образовательном пространстве учебного заведения с целью формирования исследовательской позиции, творческого отношения к действительности;

  4. в ходе образовательной деятельности формировать у учащихся культуру взаимоотношений, навыки конструктивного взаимодействия.

  5. создавать условия для самоопределения учащихся, формирования самосознания и рефлексивной позиции.


Согласно учебному плану ГНОУ «Архангельская Университетская Гимназия» на изучение химии в 9 классе отводится 68 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю. В учебный процесс включены 6 практических и 3 контрольных работы. Практические проводятся по мере изучения учебного материала: 3 работы – в рамках изучения темы «Металлы» и 3 работы – «Неметаллы». Резерв времени -2 часа. Материал регионального компонента в содержании программы выделен шрифтом.


Содержание.


Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса

и введение в курс 9 класса (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Радиоактивные изотопы. Использование ядерной энергии: АЭС, космические исследования.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема 2. Металлы (18 ч)


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Распространение редких, благородных, цветных металлов в области. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а щ е л о ч н ы х м е т а л л о в. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Поваренная соль( каменная соль и рассолы), пласты каменной соли в Коряжме, Шангалах, Сольвычегодске., на побережье Белого моря.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а э л е м е н т о в г л а в н о й п о д г р у п п ы II г р у п пы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Известняки и доломиты области. Промышленные месторождения флюорита в районе Амдермы, Вайгача, Новоземельской тундры.
А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Североонежское (Иксинское) месторождение бокситов. Железистые бокситы Среднего Тимана(Четласский камень).
Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Месторождение болотных и озерных железных руд осадочного происхождения в бассеинах рек Северной Двины и Онеги, магнетитовые и титаномагнетитовые рудопроявления в районе Ветряного пояса, Пай –Хоя, Коношская и Няндомская магнитные аномалии.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.

Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов, 2.Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


Тема 3. Неметаллы (24 ч)


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Неметаллы в природе области.
В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а г а л о г е н о в. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений
в народном хозяйстве.
С е р а. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая. кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серы в промышленности Архангельской области, непромышленные проявления самородной серы в Плесецком районе, на Каменке – притоке Мезени.
А з о т. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Азотсодержащие загрязнители атмосферы.
Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Апатиты и фосфориты области.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Оценка запасов месторождения угля. Алмазы бассейна Золотицы. Экологические проблемы, связанные со сжиганием углеродсодержащего топлива.
К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Пески для силикатного производства, кварцевые пески. Глины области.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 4. Органические соединения (12 ч)


Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Природный газ и нефть как примеры смесей веществ и полезных ископаемых. Перспективы добычи на Севере. Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Этанол как продукт гидролизного производства. Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Варка целлюлозы.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.


Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 ч)


Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.


Учебно - тематическое планирование


Тема

Количество часов

  1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс

9 класса.

6 ч.

  1. Металлы.

Из них контрольных работ:

Из них практических работ:

18 ч.

1 ч.

3ч.

  1. Неметаллы.

Из них контрольных работ:

Из них практических работ:

24 ч.

1 ч.

3 ч.

  1. Органические соединения.



Из них контрольных работ:

12 ч.

1 ч.


  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

6ч.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  1. В познавательной сфере

  • давать определения важнейшим химическим понятиям: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, индикатор, периодический закон, скорость химической реакции.

  • описывать эксперименты, используя химический язык

  • описывать и различать изученные классы соединений

  • классифицировать изученные объекты и явления

  • структурировать изученный материал и информацию

  • моделировать строение атомов и молекул

  • наблюдать опыты и реакции, происходящие в быту и природе

  • делать выводы и умозаключения

  1. В ценностно – ориентационной сфере:

  • делать анализ и оценивать последствия для окружающей среды деятельности человека

  1. В трудовой сфере:

  • проводить химический эксперимент

  1. В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Оказывать первую помощь


Результаты обучения можно характеризовать и с точки зрения достижения обучающимися личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордос­ти за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми школы программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирова­ние) для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать "идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации



Критерии и нормы оценки знаний учащихся


1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учащихся, отсутствие ответа.


2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за

работу Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с

веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы.

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом

эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с

веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в

оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена

нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого

материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Организация и формы контроля



Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в следующих формах:

текущий контроль – в форме устных и письменных опросов, индивидуальных заданий; тематический контроль – в форме практических и контрольных работ, тестов(тексты работ тематического контроля прилагаются) ;

итоговый контроль – в форме ГИА (по выбору)




Учебно- методическое обеспечение


В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, коллекции, необходимая лабораторная посуда, реактивы, приборы и аппараты. Широко используются модели и наборы для моделирования, учебные пособия на печатной основе.


Литература


  1. О. С. Габриелян, «Химия 9»,М.: Дрофа2012

  2. О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8 классе. Москва «Дрофа» 2010.

  3. О. С. Габриелян, Остроумов И.Г., А.В. Яшукова «Настольная книга учителя 9 класс» Москва «Дрофа» 2010

  4. О. С. Габриелян. Контрольные и проверочные работы «Химия 9 класс». Москва «Дрофа» 2012.

  5. О. С. Габриелян, А.В. Яшукова Рабочая тетрадь. 9 кл. М.: Дрофа, 2015



Перспективно – тематическое планирование




урока


Тема урока



эксперимент

Повторение основных вопросов курса 8 класса


1,2.






Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Радиоактивные изотопы. Использование ядерной энергии: АЭС, космические исследования.

Д.о. Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов, основания и кислоты




3, 4.


Свойства электролитов в свете ТЭД.

Генетические ряды Ме и неМе.

Д.о. Опыты, подтверждающие свойства солей, генетические связи

5.




Переходные элементы. Амфотерность оксидов и гидроксидов.


Л.о.№1. Получение и свойства гидроксида цинка


6.

Периодический закон и система химических элементов.






Металлы (18 часов).


1,2 (7,8).






Положение металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов. Физические свойства. Сплавы. Распространение редких, благородных, цветных металлов в области.


Д.о. Коллекции образцов Ме и сплавов.

Лаб.2. Ознакомление с образцами Ме.






3,4

(9,10).


Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов

Д.о. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, растворами кислот и солей.

Лаб.3. Взаимодействие Ме с растворами кислот и солей

5(11).

6(12).


Щелочные металлы. Соединения. Калийные удобрения.

Поваренная соль( каменная соль и рассолы), пласты каменной соли в Коряжме, Шангалах, Сольвычегодске., на побережье Белого моря.

Д.о. Взаимодействие натрия и лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом.

Образцы щелочных ме. Лаб.4. Ознакомление с образцами природных соединений

7,8

(13,14).


Металлы 2 группы гл. подгруппы. Щелочноземельные элементы. Применение соединений. Известняки и доломиты области. Промышленные месторождения флюорита в районе Амдермы, Вайгача, Новоземельской тундры.

Д.о. Взаимодействие кальция с водой. Взаимодействие магния с кислородом. Образцы

9(15)

Алюминий. Свойства оксида и гидроксида. Североонежское (Иксинское) месторождение бокситов. Железистые бокситы Среднего Тимана(Четласский камень).


Образцы.

Получение и свойства гидроксида алюминия. Лаб.4. Ознакомление с образцами природных соединений.

Лаб.5. Получение и свойства гидроксида алюминия

10(16).


Практическая работа №1

« Осуществление цепочки химических превращений металлов»


11,12

(17,18).


Железо и его свойства. Соединения. Качественные реакции на ионы железа. Месторождение болотных и озерных железных руд осадочного происхождения

Д.о. Получение гидроксидов железа.

Лаб.6. Качественные реакции на ионы железа.



13(19).


Практическая работа №2

«Получение и свойства соединений металлов».


14(20).

Коррозия металлов и способы борьбы с ней.


15(21).


Практическая работа №3

« Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».


16(22).


Обобщение знаний по теме «Металлы».



17(23).

Решение задач различных типов.



18(24).

Контрольная работа №1

« Металлы и их соединения».



Неметаллы (24 часа)


1(25).


Общая характеристика неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Неметаллы в природе области.



2(26).

Водород.



3,4

(27,28)


Галогены. Соединения.

Д.о. Образцы галогенов и соединений. Взаимодействие с натрием, алюминием. Вытеснение из растворов солей.

Лаб.7. Качественная реакция на хлорид-ион.

5,6

(29,30)


Сера. Соединения. Значение серной кислоты. Применение серы в промышленности Архангельской области, непромышленные проявления самородной серы в Плесецком районе, на Каменке – притоке Мезени.


Д.о.Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Образцы серы и соединений. Лаб.8. Качественная реакция на сульфат-ион.


7(31)

Практическая работа №4

« Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


8(32)

Азот, его свойства. Азотсодержащие загрязнители атмосферы.

Лаб.9. Распознавание солей аммония.


9(33)

Аммиак. Соли аммония.




10(34)

Практическая работа №5

« Получение собирание и распознавание газов».




11,12

(35,36)

Кислородсодержащие соединения азота. Азотная кислота.


Д.о. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.


13(37)

Нитраты. Нитриты. Азотные удобрения

Д.о. Образцы важнейших нитратов.


14(38)

Решение задач.




15,16

(39,40)

Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения. Апатиты и фосфориты области.


Д.о. Образцы важнейших фосфатов.


17,18

(41,42)

Углерод. Оксиды углерода. Оценка запасов месторождения угля. Алмазы бассейна Золотицы. Экологические проблемы, связанные со сжиганием углеродсодержащего топлива.


Д.о. Поглощение углем растворенных веществ и газов. Восстановление меди из оксида углем.

Лаб 10. Получение углекислого газа и его распознавание.


19(43)

Карбонаты, их значение.



Д.о. Образцы важнейших карбонатов.

Лаб.11.Качественная реакция на карбонат-ион.

20(44)

Практическая работа №6

«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».




21,22

(45,46)

Кремний. Силикатная промышленность. Пески для силикатного производства, кварцевые пески. Глины области.


Д.о. Образцы керамики, стекла, цемента.

Лаб.12.Ознакомление с природными силикатами.

Лаб.13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.


23(47)

Обобщение материала по теме «Неметаллы».



24(48)

Контрольная работа №2

« Неметаллы и их соединения».


Органические соединения (10 час)


1(49)

Предмет органической химии.


2(50)

Алканы. Химические свойства и

применение. Природный газ и нефть как примеры смесей веществ и полезных ископаемых. Перспективы добычи на Севере.

Д.о. Модели молекул метана и др.






3(51)

Урок-упражнение на отработку навыков определения названия и написания формул изомеров

Д.о. Взаимодействие этилена с бромной водой и р-ром перманганата калия. Лаб 14. Изготовление моделей углеводородов.

4(52)

Алкены- непредельные углеводороды. Полиэтилен.





5(53)




6(54)

Кислородсодержащие соединения: спирты и альдегиды. Этанол как

продукт гидролизного производства


Кислородсодержащие соединения: карбоновые кислоты и сл. эфиры

Д.о. Качественная реакция на многоатомные спирты. Лаб.15. Свойства глицерина.



Д.о. Получение сл. эфира.

7(55)

Жиры- сложные эфиры

Д.о. Омыление жиров.

8(56)

Углеводы. Глюкоза. Крахмал и целлюлоза. Варка целлюлозы.



Д.о. Взаимодействие глюкозы с р-ром оксида серебра.

Качественная реакция на крахмал. Лаб.16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди.

Лаб.17. Взаимодействие крахмала с иодом.

9,10

(57,58)


Аминокислоты и белки.




Д.о. Док-во наличия функцион. групп в растворах аминокислот. Горение белков. Цветные реакции на белки.

11(59)

Обобщение материала по теме.



12(60)

Контрольная работа №3.

Органические вещества.



Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 часов).


1(61)

Периодический закон и система в свете учения о строении атомов.


2(62)

Строение вещества. Виды связей и типы кристаллических решеток.


3(63)

Классификация химических реакций.


4(64)

Классификация веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов.


5,6

(65,66)

Химические свойства классов соединений в свете ОВР и ТЭД.



Резерв- 2часа.