Пояснительная записка
Данная программа по элективному курсу «Комплексный анализ текста» для 10-11 класса разработана на основе авторской программы А.М. Гращенковой (Сборник программ элективных курсов. Выпуск 4. № 1 Гуманитарно-эстетический блок./ Сборник программ элективных курсов, разработанных педагогами-победителями краевого конкурса в 2004-2005 учебном году. – Краснодар 2005.)
Анализ художественного текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Цель элективного курса – развить у учащихся умение анализировать художественный текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.
Программа занятий рассчитана на 69 учебных часа и знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя все приобретённые учащимися знания и умения.
Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части 2 в ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной направленности.
Основные цели курса:
- формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,
осознанного восприятия художественного текста;
- умение видеть структурно-семантические особенности текста.
Задачи курса:
Развитие навыка аргументированного анализа художественного текста.
Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.
Развитие навыка осознанного правописания.
Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей
программы
Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта и целям и задачам образовательной программы МБОУ СОШ № 20.
Настоящая программа определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка илитературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета.
В связи с тем, что данный курс рассчитан на контингент учащихся 9 класса, рабочая программа адаптирована для учащихся 10-11 классов. Учебный материал расширен.
Задачи курса: воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.
Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Курс «Комплексный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности. учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.
Организация деятельности учащихся.
Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.
Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.
В процессе работы с текстом- мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.
В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.
В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:
1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Актуальность разработки и новизна рабочей программы элективного курса заключается в том, что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части 2, при написании сочинения (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы , комментирование проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть сочинения).
К концу ХI класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.
по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по элективному курсу «Комплексный анализ текста»
Ученик должен знать и уметь к концу элективного курса( планируемый результат):
-уметь анализировать смысловую структуру текста.
-уметь видеть особенности стиля художника слова.
-уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории текста -уметь определять стиль и жанр текста -уметь определять способы и средства связи предложений в текстах разных типов речи
-уметь исследовать текст на основе творческих заданий.
-уметь выявлять стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
-уметь составлять цитатный , сложный план к тексту
-знать основные признаки текста
-знать формальную связность, относительную завершенность высказывания
-знать актуальное членение предложений в тексте
-знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста
III. Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения курса «Комплексный анализ текста» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
В 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч. в неделю (35 недель). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 20 на 2016 – 2017 учебный год данная программа рассчитана на 35 часов.
В 11 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 20 на 2016 – 2017 учебный год данная программа рассчитана на 34 часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса русского языка в 11 классе, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи материала по теме: «Структура произведения»
IV.Содержание тем учебного курса
10 класс
(35 часа)
Введение (2 часа)
Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.
Ритмико-интонационный анализ текста (9 часов)
Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.
Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.
Лексико-семантический анализ текста (12 часов)
Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.
Лингвостилистический анализ текста (8 часов)
Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.
Хронотопический анализ текста (1 час)
Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.
Идейно-образный анализ текста (1 час)
Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.
Всесторонний анализ текста (2 часа)
Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.
Содержание обучения
11 класс
(34 часа)
Введение (2 ч)
Исторический или биографический комментарий. Связь произведения с эпохой для понимания основных идей.
Анализ лирического произведения (6ч.)
Тема и идея стихотворения. Композиция. Мироощущение лирического героя.
Пафос стихотворения. Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.
Практическая работа № 1
Структура стихотворения (5 ч)
Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...).
Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей). Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая).
Строфика: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм).
Лексико-семантический анализ текста (7ч )
Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Практическая работа №2.Омонимы.
Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.
Практическая работа №3. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.
Средства выразительности языка. (3 ч.)
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,). Практическая работа № 4
Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,). Практическая работа № 5. Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). Практическая работа № 6 Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). Практическая работа № 7
Отличие стихотворного произведения от прозаического. Практическая работа № 8
Хронотопический анализ текста (2ч.)
Идейно-образный анализ художественного текста. Практическая работа № 9.
Всесторонний анализ текста (2ч.)
Практическая работа № 10. Всесторонний итоговый анализ текста
V. Тематическое планирование.
«Комплексный анализ текста» для 10 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Ритмико-интонационный анализ текста | 9 |
III | Лексико-семантический анализ текста | 12 |
IV | Лингвостилистический анализ текста | 8 |
V | Хронотопический анализ текста | 1 |
VI | Всесторонний анализ текста | 3 |
| Итого: | 35 |
Практические работы – 6
Всесторонний итоговый анализ текста - 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Комплексный анализ текста» для 11 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
I | Введение | 2 |
II | Анализ лирического произведения | 6 |
III | Структура стихотворения | 5 |
IV | Лексико-семантический анализ текста | 7 |
V | Средства выразительности языка. | 10 |
VI | Хронотопический анализ текста | 2 |
VII | Всесторонний анализ текста. | 2 |
| Итого: | 34 |
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 20 планирование уроков в 11 классе производится на 34 учебные недели, что составляет 34 часа
Практические работы – 10
Всесторонний итоговый анализ текста - 1
VI. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. | «Филологический анализ художественного текста». — М., «Русское слово» 2010. |
Иванова Е.В. | Анализ произведений русской литературы ХХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011 |
Иванова Е.В. | Анализ произведений русской литературы ХIХ века. – М.: Издательство «Экзамен» 2011 |
Михальская А.К. | Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996. |
Аникушкин В.И. | Риторика. 10-11 классы. М.: Просвещение 2012 |
Граудина Л.К. | Русская риторика: хрестоматия. М.: Просвещение 1996 |
Горшков А.И. | Русская словесность: от слова к словесности. М.: Просвещение 1996 |
Никитина Е.И. | Русская речь: Развитие речи. 10 класс. М.: Дрофа 2005 |
Шанский Н.Н. | Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987. |
Малюшкин А.Б. | Комплексный анализ текста . Рабочая тетрадь 10-11 классы |
1) ТСО
компьютер; проектор; экран; интерактивная доска; система голосования MIMIO VOTE
2) Комплекты:
видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц; программные иллюстрации.
3) Программное обеспечение:
4) Электронные пособия:
5) Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
http://www.gramma.ru
http://www.gumer.info
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.krugosvet.ru
http://www.Lib.ru
Библиотека Максима Мошкова.
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
«СОГЛАСОВАНО» | | «СОГЛАСОВАНО» |
Протокол № 1 заседания Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 20 от 31.08.2016 г. | | Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 20 31.08.2016 г. |
Руководитель ШМО ГЦ __________ Лакштанова И.В. | | __________________Лысенко Е.Е. |
Приложение №1
Текст №1
Но вот начинается смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот Люди играют в горелки.
А солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало: вскоре они замолкли совсем, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя … и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто-то ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется хрустит под его ногой.*
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей. Торжественной тишины природы. Те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
З. Определите стилистическую роль однородных членов предложения.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы.
5. Какое состояние человека и природы передает автор. Используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
9. Сделайте морфемный анализ наречий ВЗАПУСКИ, НЕПЕРЕКОР.
10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
11. Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.
12. Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.
Приложение №2
Текст №2
Вчера я приехал в Пятигорск, Нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускат…ся до моей кровли. Нын…чев пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в моем палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письме…ый стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бештау сине…т, «как последняя туча рассея…ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мной пестрее…т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн…язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и тума…ее, а на краю горизонта тян…тся серебря…ая цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и окан…чиваясь двуглавым Эльбрусом…
Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо – синё – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож…ления?.. днако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рается все водя…ое общество.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
2. По содержанию текста определите его автора и назовите произведение. Кому из героев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?
3. Отметьте в тексте слова эмоционально-оценочной лексики. Какое настроение они создают?
4. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
5. Найдите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.
6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте орфограммы.
7. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами –Л- и –Н-/-НН-. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
8. Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.
9. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
10. Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены, и объясните, почему их нужно обособить.
11. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, в которых использованы двоеточие и точка с запятой. Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в БСП двоеточия и точки с запятой.
12. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Приложение №3
Текст №3
Человеческие страдания – основа основ всего творчества Достоевского. Нет другого художника в мировой литературе, который (бы) с большей остротой и глубиной передал все мног…образие (не)счастий, горестей, соц…ального зла, которые испытало человечество. Во…приимч…вость к страданиям людей подавляла самого художника. Тем не менее он не уст…вал нагр…мождать сцены страданий. Находя все новые формы их художестве…ого выр…жжения. Им двигала бе..мерная жалость и любовь к людям. Боль за поруга…ое человеческое досто…нство. Но к великому ужасу Достоевского развитие обществе…ых противоречий. Какое он мог наблюдать в 60 - 70-е годы, (не) только (не) улучшало жизнь людей, но безмерно увелич…вало их страдания. Достоевский ясно вид…л, что в пореформе…ой России к старым формам эксплуатац… народа пр…бавляются всё новые. Всё более бе…пощадные и бе…жалостные. Капиталистическая эксплуатац…я, денежный Ра…чет влекли за собой (не)вида…ую раньше нищету масс. Всё большее порабощение человеческой личности. И…чезали всякие патриархальные и м…ральные основы отношения людей. За деньги покупалось всё: ум, чу…ства, здоровье, красота, человеческая (не)завис…мость, гордость, женская честь, любовь, материнская пр…вязанность, семейный уют.
По силе разоблачения того, как деньги извр…щали все нормальные отношения людей, Достоевский ср…вним лиш… с великим француз…ким реалистом Бальзаком, которого он ещё в молодости пререводил на русский язык.
Наибольшего реализма в изображении… власти денег как движущей силы человеческих отношений в эксплуататорском обществе Достоевский достиг в романах «Пр…ступление и нак…зание», «Идиот», «Подросток». Роман «Пр…ступление и нак…зание» в художестве…ом отношении… наиболее совершенен и закончен.
Вопросы и задания.
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
2.Выразительно прочитайте текст, определите его тему и идею.
3.Найдите ключевые слова в тексте, расскажите. Какими частями речи они являются, прокомментируйте их лексико-стилистическую принадлежность.
4.К какому стилю принадлежит данный текст и почему? Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных признаков.
5.Какие средства связи предложений использовал автор в 1-ом абзаце?
6.Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните их стилистическую роль.
7. Разберите по членам 1-ое предложение, объясните постановку в нем тире.
8. Сделайте полный синтаксический разбор выделенных предложений.
9. Выпишите из текста слова, в суффиксах которых всегда пишется буква И. Расскажите о стилистических функциях этих суффиксов.
10.Расскажите о правописании И/Ы после Ц в разных морфемах. Приведите примеры из текста.
11.Какова стилистическая роль приставок БЕЗ-/БЕС-? Подберите синонимы и антонимы к словам БЕЗМЕРНО и БЕСПОЩАДНЫЙ.
12.Расскажите о правописании приставок на З/С и приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры из текста.
13. Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.
Приложение №4
Текст №4
О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал только одни долги. Муж мой умер от шампанского, - он страшно пил, - и на несчастье я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время, - это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут, на реке… утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки… Я закрыла глаза, бежала себя не помня, а он за мной… безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла. А в прошлом году, когда дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться… Так глупо, так стыдно… И потянуло меня вдруг в Россию, на родину, к девочке моей… (Утирает слёзы). Господи, господи, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше! (Достает из кармана телеграмму). Получила сегодня из Парижа… Просит вернуться… (Рвет телеграмму). Словно где-то музыка.(Прислушивается).
Вопросы и задания.
1.Докажите, что данный отрывок является текстом. Назовите его основные признаки.
2. Выразительно прочитайте текст, определите его тип.
3. Назовите автора, произведение, из которого взят отрывок, и героиню, произносящую этот монолог.
4. Найдите примеры семантических и ассоциативных связей, объясните их роль в создании текста.
5. Подберите синонимы к слову БЕЖАЛА.
6.Какие синтаксические средства использует автор в монологе, чтобы передать внутреннее эмоциональное состояние героини?
7. Что такое инверсия? Какова её роль в тексте?
8. Что изменится, если поменять местами слова: «О мои? грехи»; «муж? мой умер»; «удар? прямо в голову»; «купила? я дачу»?
9. Какие члены предложения называются уточняющими? Для чего они служат в предложении?
10. Как в данном тексте выделяются уточняющие члены предложения? Объясните, когда уточняющие члены обособляются тире, а когда запятыми. Приведите примеры.
11. Объясните правописание наречий, выделенных в тексте.
12. Расскажите о правописании НЕ с наречиями, приведите примеры из текста.
13. Сделайте морфологический разбор любого глагола и числительного из текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
| Введение | 2 | | | |
1 | Что такое анализ художественного текста. | 1 | 7 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
2 | Виды анализа. | 1 | 14 | |
| Ритмико-интонационный анализ текста | 9 | - | | |
3 | Фонетика: связь звука, цвета, смысла. | 1 | 21 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
4 | Явление звукописи в художественной литературе. | 1 | 28 | |
5 | Фонетический анализ художественного текста. Практикум. | 1 | 5.10 | |
6 | Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста. | 1 | 12 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
7 | Ритм художественного текста. | 1 | 19 | |
8 | Интонация предложений. | 1 | 26 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
9 | Стихотворная речь. | 1 | 9.11 | |
10 | Ритмико-интонационный анализ художественного текста. | 1 | 16 | |
11 | Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ художественного текста. | 1 | 23 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
| Лексико-семантический анализ текста | 12 | - | | |
12 | Лексика: сила слова. | 1 | 30 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
13 | Изобразительные возможности слов. | 1 | 7.12 | |
14 | Омонимы. | 1 | 14.12 | |
15 | Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов. | 1 | 21.12 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
16 | Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления. | 1 | 11.01 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
17 | Средства выразительности языка. | 1 | 18 | |
18 | Практическая работа № 1 | 1 | 25 | |
19 | Стилистические фигуры. | 1 | 1.02 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
20 | Практическая работа № 2 | 1 | 8 | |
21 | Практическая работа № 3 | 1 | 15 | |
22 | Лексико-семантический анализ художественного текста. Практикум. | 1 | 22 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
23 | Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ художественного текста. | 1 | 1.03 | |
| Лингвостилистический анализ текста | 8 | - | | |
24 | Стили речи | 1 | 15 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
25 | Изобразительные возможности словообразовательных средств. | 1 | 22 | |
26 | Практическая работа № 4 | 1 | 5.04 | | |
27 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 1 | 12.04 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
28 | Практическая работа № 5 | 1 | 19 | |
29 | Практикум: лингвостилистический анализ художественного текста. | 1 | 26 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
30 | Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ художественного текста. | 1 | 29 | |
31 | Пространство и время в художественных произведениях. | 1 | 3 | |
| Хронотопический анализ текста | 1 | - | | |
32 | Идейно-образный анализ художественного текста. | 1 | 10 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
| Всесторонний анализ текста | 3 | - | | |
33 | Практическая работа № 6 | 1 | 17 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
34 | Всесторонний итоговый анализ текста | 1 | 24 | |
35 | Итоговый урок | 1 | 24 | |
| Итого: | 35 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
I | Введение | 2 | - | | |
1 | Исторический или биографический комментарий. | 1 | 6.09 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
2 | Связь произведения с эпохой для понимания основных идей. | 1 | 13.09 | |
II | Анализ лирического произведения | 6 | - | | |
3 | Тема и идея стихотворения. | 1 | 20 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
4 | Композиция. | 1 | 27 | |
5 | Мироощущение лирического героя. | 1 | 4.10 | |
6 | Пафос стихотворения. | 1 | 11 | |
7 | Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста. | 1 | 18 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
8 | Практическая работа № 1 | 1 | 25 | |
III | Структура стихотворения: | 5 | - | |
9 | Метрика (тоническое стихосложение, силлабо-тоническое, дольник, тактовик, свободный стих...). | 1 | 8.11 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
10 | Размер ( ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей). | 1 | 15 | |
11 | Рифмика (точная, неточная, каламбурная, богатая, простая, составная, мужская, женская. Дактилическая, гипердактилическая). | 1 | 22 | |
12 | Строфика( двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, девятистишие, одическая строфа, сонет). | 1 | 29 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
13 | Способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая, игра рифм). | 1 | 6 | |
IV | Лексико-семантический анализ текста | 7 | - | | |
14 | Лексика: сила слова. | 1 | 13 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
15 | Изобразительные возможности слов. | 1 | 20 | |
16 | Практическая работа №2 | 1 | 10.01 | |
17 | Омонимы. | 1 | 17 | |
18 | Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов. | 1 | 24 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
19 | Практическая работа №3 | 1 | 31 | |
20 | Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления. | 1 | 7.02 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
V | Средства выразительности языка. | 10 | - | |
21 | Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (инверсия, повтор, анафора, эпифора, рефрен,). | 1 | 14.02 | |
22 | Практическая работа №4 | 1 | 21 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
23 | Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (плеоназм, пропуск, умолчание, антитеза,). | 1 | 28 | |
24 | Практическая работа №5 | 1 | 7.03 | |
25 | Интонационно-синтаксические фигуры и их речевые особенности (риторическое обращение, риторический вопрос, градация, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм). | 1 | 14 | |
26 | Практическая работа №6 | 1 | 21 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
27 | Лексико-морфологические средства языка (славянизмы, варваризмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы). | 1 | 4.04 | |
28 | Практическая работа №7 | 1 | 11 | |
29 | Отличие стихотворного произведения от прозаического | 1 | 18 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
30 | Практическая работа №8 | 1 | 22 | |
VI | Хронотопический анализ текста | 2 | - | | |
31 | Идейно-образный анализ художественного текста. | 1 | 25 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
32 | Практическая работа № 9 | | 2.05 | |
VII | Всесторонний анализ текста | 2 | - | | |
33 | Практическая работа № 10 | 1 | 16 | | Мультимедийный ПМК «Наставник», дидактический материал |
34 | Всесторонний итоговый анализ текста | 1 | 23 | |
| Итого: | 34 | | | |