СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для младших школьников "Уроки добра"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа «Уроки добра» предназначена для воспитанников СРЦН 7-11 лет

Одной из важнейших задач младшего школьного возраста является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Одним из способов оказания помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально – одобряемых форм поведения, сохранению позитивного образа Я, ограждение сфера сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, снижение тревоги и повышения самооценки является реализация данной программы «Уроки добра».

Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование таких умений и навыков, которые важны для любого человека, независимо от характера его дальнейшей профессиональной деятельности. Это умение быть самим собой, понимать свои истинные намерения, предъявлять себя. Работа по программе основывается не на теоретизировании, а на непосредственное формирование навыков и способностей коммуникабельности, на накоплении личностной содержательности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для младших школьников "Уроки добра"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЧАПАЕВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

отделение пгт Осинки













Адаптированная рабочая программа

«Уроки добра»






составитель: Жаркова Е.В.

педагог-психолог первой категории








«Принято МО воспитателей и педагогов учреждения


Рекомендована к утверждению

Протокол от

«_____»_________________2017 г.

№ ___________



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКУ СО

«Чапаевский СРЦН»


____________А.А. Трясунова









2017 год

  1. Пояснительная записка

Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества. В последние годы интерес к данной проблеме значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей,  педагогической запущенности.

Социально-реабилитационные центры взяли на себя решение этих важных проблем в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В Чапаевском социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних, отделении пгт Осинки обслуживаются дети от 0 до 18 лет. Работа педагогов направлена на успешную социализацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на создание психологического комфорта для ребенка.

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в жизни и занять собственное место в обществе. У детей, поступающих в социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних существует ряд проблем, одной из которых является отсутствие способности нормального человеческого общения. Зачастую они просто не знают, что кроме окриков, грубости, побоев существуют и другие формы общения между людьми. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не умеют свободно выражать свою точку зрения, делиться чувствами и эмоциями, устанавливать социальные контакты.

Адаптированная рабочая программа «Уроки добра» предназначена для воспитанников 7-11 лет

Одной из важнейших задач младшего школьного возраста является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Одним из способов оказания помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально – одобряемых форм поведения, сохранению позитивного образа Я, ограждение сфера сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, снижение тревоги и повышения самооценки является реализация данной программы «Уроки добра».

Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование таких умений и навыков, которые важны для любого человека, независимо от характера его дальнейшей профессиональной деятельности. Это умение быть самим собой, понимать свои истинные намерения, предъявлять себя. Работа по программе основывается не на теоретизировании, а на непосредственное формирование навыков и способностей коммуникабельности, на накоплении личностной содержательности.

  1. Общая характеристика программы.

Адаптированная рабочая программа «Уроки добра» составлена на основе коррекционно-развивающей программы С. И.Семенака «Уроки добра»/ СеменакаС.И. Урокидобра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет DOC. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с. В содержании занятий использованы игры, упражнения, имеющиеся в отечественной литературе (М.И. Чистякова, Н.Л. Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина и др.).

Цели программы: развитие коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к коллективу, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

Задачи программы:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2.  Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

3.  Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

4. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Основные методы и приемы:

- имитационные игры;

- беседы;

- психологические игры;

- чтение обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

- диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них.


Форма работы: групповые коррекционно-развивающие занятия, поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера.

Принципы реализации программы:

В коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей младшего школьного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Данная программа входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24 занятия, которые проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью  – 30-40 мин. каждое во внеурочное время. Количество участников группы-5- 7 человек.

Срок реализации программы: 6 месяцев.

Адаптированная рабочая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, воспитанников. Она направлена на работу детьми 7-11 лет.

Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:

- первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создаёт ситуации для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам.

- вторая группа занятий направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создаёт на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.

-в третьей группе занятий акцент сделан на формировании осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой задачи поможет использование на занятии «Волшебной книги», в которую взрослый записывает после обсуждения добрые поступки детей как на занятии, так и в повседневной жизни.

Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида), детям волшебники дарят сказочную тарелочку и волшебное яблоко, с помощью которых неожиданно появляются разнообразные объекты. Дети знакомятся с мальчиком Антошей, которому они стремятся помочь и т.п.

Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приёмов, указанных ранее. Каждый ребёнок имеет право высказать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Для самовыражения ребёнка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением весёлых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

  1. Ожидаемые результаты:

По окончании занятий по программе «Уроки добра»» дети:

1. Сформируют знания об эмоциональном мире человека и способах управления им; осознают свои характерные особенности и предпочтения.

2. Поверят в свою уникальность и неповторимость; преодолеют эмоциональные проблемы;

3. Разовьют коммуникативные навыки, научатся замечать и принимать индивидуальные особенности других людей,

4. Сформируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Критерием эффективности проводимой коррекционно- развивающей работы служит: исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности; преобладание положительных эмоций; способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим).

IV. Содержание тем программы

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

1

Знакомство

1

Беседа о характере и эмоциях. Знакомство со сказочными персонажами. Беседа о добрых и злых людях. Тренинг эмоций. Рисование на тему «Добрый и злой»

2

Наше настроение

1

Выставка детских рисунков и их анализ. Диагностика настроения детей. Упражнения: «Волшебный мешочек», «Расскажи о своём настроении». Текст для слушания- беседа с детьми, разбор ситуаций. Рисование «Моё настроение». Исполнение песенки «Бременские музыканты».

3

Хорошо ли быть злым?

1

Беседа по рисункам о настроении взрослых. Игры: «Цветик – семицветик»; «Гневная гиена», «Разъярённая медведица». Беседа с детьми по итогам игр. Упражнение «Придумывание историй». Чтение и разбор отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (Диалог). Игра «Кляксы». Прослушивание песенки В.Шаинского «По секрету».

4

Учимся справляться с гневом

1

Тренинг эмоций. Упражнение- релаксации. Игра «Жужжа». Диагностика агрессивности – беседа. «Потопать ногами», «Надуть воздушный шарик злостью». Рисование на тему «Злость». Песенка Шаинского «В мире много сказок»

5

Что делать, если ты злишься?

1

Разбор рисунков на тему «Злость». Упражнения: «Замесить тесто понарошку», «Высказать свои чувства», «Попросить помощи», «Смыть дурные чувства». Раскрашивание рисунков.

6

Настроение Бабы –Яги

1

Знакомство с Бабой-Ягой. Тренинг эмоций. Придумывание историй. Упражнение «Угадай настроение Бабы Яги». Рисование Бабы – Яги. Прослушивание частушек Бабок –Ёжек из мультфильма.

7

Поговорим о доброте..

1

Игра: «Угадай настроение по рисунку», Упражнения: «Помоги волшебнику», «Выручи из беды». «Сказка о птицах». Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблоки». Игра «Чунга – чанга». Упражнение «Рисуем музыку».

8

Ссора

1

Беседа по стихотворению «Поссорились». Тренинг эмоций. Упражнение «Дружба начинается с улыбки…». Проблемная ситуация. Рисование на тему «Бабочки». Прослушивание песенки «Голубой вагон»

9

Как справиться с упрямством?

1

Узбекская народная сказка: «Упрямые козы». Тренинг эмоций. Игры: «Сказка наоборот», «Два барана». Правила доброжелательного поведения «Будь внимателен к другому». Смешной рисунок.

10

Чувства одинокого человека

1

«Цветопись настроения». Разыгрывание сценки. Просмотр мультфильма «Первый раз». Беседа по содержанию мультфильма. Игры: «Тень», «Закончи предложение». Тренинг эмоций. Прослушивание песенки.

11

Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль»

1

Примеры добрых дел детей; История лягушонка. Тренинг эмоций . Беседа с детьми по истории про лягушонка. Разбор физической и эмоциональной боли.. Текст для чтения- беседа по тексту. Рисование на тему «Медвежонок выздоровел». Прослушивание музыки.

12

Учимся понимать чувства других людей

1

Добрые дети – обыгрывание ситуаций (Поведенческий тренинг). Упражнение «Негаданная радость», рисование на тему «Волшебные цветы». «Игра в цветы». Прослушивание музыки «Фея сирени».

13

Учимся доброжелательности

1

Просмотр мультфильма «Варежка»- беседа по содержанию мультфильма. Чтение стихотворение «Утешение»- беседа по содержанию. Работа по содержанию рассказа «Самое страшное». Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа. Рисование на тему: «Мой верный друг – собака» . Песенка «Пропала собака».

14

Животные – наши друзья

1

Угадывание имени котёнка. Игра «Мышь и мышеловка». Работа по иллюстрации «Ничья кошка». История «Котёнок», разыгрывание сценки парами. Рисование на тему «Мой котёнок»

15

Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации

1

Обыгрывание сценки – встреча гостей. Тренинг эмоций. Анализ конфликтных ситуаций. (Как бы ты поступил?). Прослушивание рассказа «Лучший друг» - беседа по содержанию рассказа. Игра: «Угадай настроение». Рисование на тему «Моё настроение». Исполнение песенки «Антошка».

16

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.,

1

Беседа с детьми о добрых делах. «Антошкина история»- дискуссия с детьми. Чтение рассказа В.Осеевой «Отомстила». Поведенческий тренинг. Игра «Падающая башня». Рисование на тему «Дерево радости».

17

Добрые и злые поступки

1

Чтение стихотворения «Доброта»- дискуссия по стихотворению. Работа по иллюстрации. Тренинг эмоций. Упражнение «Добрый – злой». Игра «По кочкам». Рисование «Дорисуй картину». Упражнение «Танец».

18

Хорошо - плохо

1

Просматривание фрагмента мультфильма «Ну, погоди!» - беседа по содержанию мультфильма. Тренинг эмоций. Сочинение новой версии «Ну, погоди!». Поведенческий тренинг. Анализ собственных поступков. Игра «Хорошо – плохо». Рисование на тему «Графическая музыка».

19

Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

1

«Ссора с родителями» - тренинг. История «Кто наказал его?» (В.Осеева). Рисование на тему «Какой я?»

20

Дружба-неприязнь


1

Мультфильм «Трям, здравствуйте!». Тренинг эмоций «Три подружки». Рисование «Три подружки Плакса, Злюка, Резвушка». Песня В. Шаинского «Облака».

21

Наши мечты

1

Сказка «Лиса и заяц». Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы. Просмотр мультфильма «Осенние корабли»- беседа по содержанию. Игра «Цветик- семицветик». Рисование на тему «Моя мечта».

22

«В царстве доброты»

1

«Письмо девочки». «Угадай мелодию» (фрагменты разных детских песен). Рассказ о девочке Кате и щенке по кличке Верный. Обсуждение. Рисунок по рассказу.

23.

«Милосердие»


Чтение стихотворения «Милосердие»- дискуссия по стихотворению. Работа по иллюстрации. Тренинг эмоций. Упражнение «Добрый – злой». Игра «Разноцветный торт». Рисование «Самый добрый день»

24.

Итоговое занятие



Чтение стихотворения «Что такое доброта?» - дискуссия по прочитанному стихотворению. Оформление плаката «В царстве доброты». Сердечки с пожеланиями друг другу..


Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, столы, стулья, доска,

мультимедийный проектор, компьютер, цветная и белая бумага, цветные карандаши,



V. Литература


  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.в. Учим детей общению. —Ярославль, 1997 г.

  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1996 г.

  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 2005 г.

  4. И.Семенака «Уроки добра»/СеменакаС.И. Урокидобра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет DOC. М.: АРКТИ, 2003.

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. - М., 1990 г.