Рабочая программа
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Учитель 4 «А»класса Медоева Эмма Елкановна
Педагог-психолог: Хосонова Оксана Викторовна
Музыкальный руководитель: Бероева Дзерасса Казбековна
Инструктор по физическому воспитанию: Гусов Эльбрус Хадзбатырович
Данная рабочая программа разработана в соответствии с:
№ 273-ФЗ,
Федеральным государственным стандартом школьного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Образовательной программы школьного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н. В.,
программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.),
программы физического воспитания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (Кирилловой Ю. В.)
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября
по 1 июня.
Целевой раздел
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 10-11 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей школьников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач начального школьного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.
Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и
социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших школьников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под
руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
У школьников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже нижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
У школьников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.
Содержательный раздел
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по
май (включительно) проводится в неделю …. подгрупповых или фронтальных
занятий продолжительностью … минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Образовательная область. Направление деятельности | Количество
занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы |
|
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность |
|
Познавательное развитие. Развитие математических представлений |
|
Художественно эстетическое развитие. Рисование |
|
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация |
|
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Лечебная физкультура | 2 |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка.
Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
В середине фронтального или интегрированного занятия проводится релаксационная пауза.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и
подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.