СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого  и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Рабочая программа

для детей с тяжелыми нарушениями речи 
(общим недоразвитием речи)


Учитель 4 «А»класса Медоева Эмма Елкановна
Педагог-психолог: Хосонова Оксана Викторовна
Музыкальный руководитель: Бероева Дзерасса Казбековна
Инструктор по физическому воспитанию: Гусов Эльбрус Хадзбатырович

Данная рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ,

  • Федеральным государственным стандартом школьного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Образовательной программы школьного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н. В.,

  • программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.),

  • программы физического воспитания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (Кирилловой Ю. В.)


Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября

по 1 июня.


Целевой раздел


Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 10-11 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей школьников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и

обеспечение их всестороннего гармоничного развития. 

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач начального школьного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). 

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и

социально-коммуникативное развитие. 

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными

физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации младших школьников. 

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности школьников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. 

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. 

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под

  • руководством учителя-логопеда решают следующие задачи: 
    охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников,

  • формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

  • обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников; 

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.


В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;

  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;

  • учет запроса родителей;

  • особенности региона.


У школьников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже нижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). 

У школьников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме. 

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

Содержательный раздел 


Проектирование образовательного процесса 
Учебный план

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по

май (включительно) проводится в неделю …. подгрупповых или фронтальных

занятий продолжительностью … минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.


Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях. 


Образовательная область. Направление деятельности


Количество

занятий в неделю


Речевое развитиеВосприятие художественной литературы




Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность




Познавательное развитие. Развитие математических представлений




Художественно эстетическое развитие. Рисование





Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация




Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие


2


Физическое развитие. Физическая культура


3 (1 на свежем воздухе)


Лечебная физкультура 


2

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка.

Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.

В середине фронтального или интегрированного занятия проводится релаксационная пауза. 

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами. 

В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и

подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.