ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Чусовской индустриальный техникум»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право»
по специальностям 100701.01 «Продавец, контролер - кассир»,
100116.01«Парикмахер»
Очное отделение
2014
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦК Зам. директора по УР
_________________ _______________________
«___»__________2014г. «___»______________2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) профессии начального профессионального образования (далее - НПО).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчики:
Кашапов Руслан Тахирович преподаватель общеобразовательных дисциплин, первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАВО
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир»; 100116.01 «Парикмахер» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины
Разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет Право относится к разделу общеобразовательные дисциплины, профильные.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Студент, освоивший дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате изучения учебной дисциплины «Право» студент должен:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 100 часов;
самостоятельной работы студента 50 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: Реферат Что появилось раньше – государство или право? Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Местное самоуправление. Право собственности. Предпринимательство в РФ и зарубежных странах (сравнить). Особенности современной криминогенной обстановки в России. Старый и новый кодекс РФ: сравнительный анализ. Опека и попечительство над детьми. Почему закон не разрешает вступать в брак слишком молодым людям? Способны ли присяжные заседатели честно выполнять свои функции в нынешних криминальных условиях? Брак и «неофициальные отношения»: сравнение достоинств и недостатков. Развод родителей и судьба детей. Труд – благо или наказание. Что выгодно для наемного работника: коллективный договор или трудовой договор? Брак по любви и брак по расчету: что крепче? Почему легче и охотнее всего эксплуатируют детей и женщин? Сильные и слабые стороны забастовки как средства отстаивания интересов трудящихся. Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические проблемы. Последствия нарушения Правил дорожного движения. Достаточно ли защищен водитель в случае «общения» с инспектором ГИБДД? Штрафы как вид административного наказания:проблемы и перспективы. С какого возраста (в каких случаях) человек становится налогоплательщиком? Какой смысл в делении всех налогоплательщиков на физические и юридические лица? Почему люди не любят платить налоги? Почему государство наказывает тех, кто неисправно платят налоги? Целесообразно ли обязывать граждан декларировать свои крупные расходы? Как право связано с культурой? Право и закон: общее и специфическое. Поиск информации Таблица Презентация Работа с учебником | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет 3 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 2 | 1 |
| Содержание учебного материала: 1. Юриспруденция как общественная наука 2. Виды и формы правовой информации. Самостоятельная работа: Работа с конспектами, литературой по теме. | 2 3 | |
Раздел №1 Правовое регулирование общественных отношений 17 | |
Тема 1.1. Право в системе социальных норм | Содержание учебного материала: Право в системе социальных норм Правовые и моральные нормы Нормативные правовые акты и их характеристика Система права Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме. | 4 3 | 2 |
Тема 1.2. Право и законодательство | Содержание учебного материала: Основные формы права Правовые отношения и их структура Юридическая ответственность и ее задачи Правоспособность и дееспособность Частное и публичное право Классическое римское право Практическая работа № 1 «Классическое римское право» Юстиция и ее отрасли Юстиция и ее отрасли Правовая культура История становления правового государства Практическая работа № 2«История становления правового государства Разделение властей Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме. | 13 5 | 2 |
Раздел№2 Основы конституционного права Российской Федерации | 20 | 2 |
Тема 2.1. Основы государственного права | Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Практическая работа № 3 «Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Практическая работа № 4 «Нотариат» Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, Конституция РФ. | 9 4 | 2 |
Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан Право на благоприятную окружающую среду Практическая работа № 5 «Избирательная система РФ Обязанность защиты Отечества и основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика Практическая работа № 6 «Составление исковых документов Контрольная работа №1 «Система права» Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, Конституция РФ. | 11 4 | 2 |
Раздел №3 Отрасли российского права | 50 | |
Тема 3.1. Гражданское право и процесс | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица и юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Практическая работа № 7«Гражданский иск». Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, ГК РФ. | 6 3 | 2 |
Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения | Семейное право и семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Практическая работа №8 «Составление брачного договора» Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, СК РФ. | 7 3 | 2 |
Тема 3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения | Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Практическая работа № 9 «Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Практическая работа № 10«Составление трудового договора» Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, СК РФ. | 9 3 | 2 |
Тема 3.4. Административное право | Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность Несовершеннолетние и административная ответственность Практическая работа №11 «Административное право» Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, КоАП РФ. | 4 3 | 2 |
Тема 3.5. Уголовное право и уголовный процесс | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Практическая работа № 12 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Практическая работа № 13 «Уголовное право» Контрольная работа №2 «Уголовное право» Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, УК РФ. | 9 3 | 2 |
Тема 3.6. Защита прав потребителей | Основы законодательства о защите прав потребителей Право потребителей на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и о товарах, работах, услугах Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей Практическая работа № 14 по теме: «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» Практическая работа № 15 по теме: «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» Практическая работа № 16 по теме «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» Последствия продажи товара ненадлежащего качества Практическая работа № 17 по теме: «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» Последствия продажи товара ненадлежащего качества» Исковые требования потребителя Практическая работа № 18 по теме: «Исковые требования потребителя» Инстанции по защите прав потребителя Практическая работа №19 по теме: «Органы, защищающие права потребителей» Правовое регулирование статуса органов, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства о защите прав потребителей Контрольная работа №3 «Защита прав потребителей» Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме. | 15 5 | 2 |
Раздел №4 Международное право и его особенности 8 | |
Тема 4.1.Международное право | Содержание учебного материала: Международное право Международные документы по правам человека Самостоятельная работа: Работа с конспектом, литературой по теме, НПА по международному праву. | 2 2 | 2 |
Тема 4. 2.Международное гуманитарное право | Содержание учебного материала: Международное гуманитарное право Практическая работа №20 по теме «Европейский суд по правам человека» | 2 |
Тема 4.3. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | Содержание учебного материала: Международное публичное право Международные судебные инстанции Ювенальное право Контрольная работа №4 «Российское право» Самостоятельная работа: Выполнение реферата (с презентацией), защита. | 4 9 |
Раздел № 5 Дифференцированный зачет | 3 | |
Всего: | 150 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Рабочее место студента.
Рабочее место преподавателя.
Плакаты к основным темам курса.
Методические указания для практических работ.
Мультимедийные обучающие программы.
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Технические средства обучения:
Мультимедийный компьютер (наличие колонок, устройства записи и чтения компакт-дисков);
Электронная доска;
Мультимедийный проектор;
Сканер;
Принтер;
Видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники:
1. Власов, Ю.В. Нотариат в РФ: учеб. пособие для студ. начального проф.образования/ Ю.В.Власов. – М: Юрайт-М, 2012. – 143 с.
2. Кашанина, Т.В. Основы права: Учеб.. /Т.В.Кашанина, Сизикова Н.М. – М.: Юрайт-М, 2010. –413с.
3. Маилян С.С., Эриашвили М.И., Петров Н.В., Косякова Н.И., Маркина Э.В., Эриашвили М.И., Петрик М.Ю., Кирсанов А.Л. Правоведение: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011– 319 с. Серия: профессиональное образование.
4. Мелихова Л.В. Основы права: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008-416 с.
5. Никитин А.Ф. Правоведение 10-11 кл: Учебник. – М.: Просвещение, 2010. – 360 с. Серия: история.
6. Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие. – М.: Изд-во Форум, 2009. – 320 с. .,
Дополнительные источники:
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2010 г.]. – СПб: Victory : Стаун-кантри, 2010. – 94,11.
Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ. Форма доступа http://www.biblioclub.ru/book/56341//
12. Законодательство для бухгалтера: приложение к журналу «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Учрежден издательским домом «Панорама».
13. Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы. Учрежден Издательским домом "МедіаПро".
14. Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
15. «Электронная библиотека. Право России» Форма доступа http://www/allpravo.ru/library
16. Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.
17. «Федеральные органы исполнительной власти» - cайт. Форма доступа http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Раздел №1 Правовое регулирование общественных отношений | Будет уметь правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) | Умеет правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) | Форма контроля: Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Экспертная оценка по результатам выполнения практической работы |
Раздел№2 Основы конституционного права Российской Федерации | Будет уметь : характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу | Умеет : характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу | Форма контроля: Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Устный зачет Презентация Практическая работа Экспертная оценка по результатам выполнения практической, работы |
Раздел №3 Отрасли российского права | Будет уметь: объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской; Будет уметь различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; Будет знать порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности Будет уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); будет уметь извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | Умеет различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; Знает порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности Умеет осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); будет уметь извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | Форма контроля: Фронтальный опрос Устный зачет Презентация Практическая работа Экспертная оценка по результатам выполнения , контрольной работы |
Раздел №4 Международное право и его особенности | Будет уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью Будет знать права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента); человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России | Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью Знает права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента); человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России | Форма контроля: Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Экспертная оценка по результатам выполнения Итоговой контрольной работы |
Результаты обучения (развитие общих компетенций) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Шифр | Наименование |
ОК 1. | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности. |
ОК 2. | Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Экспертная оценка - направлена на оценку сформированности компетенций, проявленных в ходе практической работы. Обратная связь - направлена на анализ и обсуждение результатов деятельности, выявление сильных/слабых компетенций студента. |
ОК 3. | Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своей работы. | Диагностика - направлена на выявление типовых способов принятия решений. Кейс – метод - направлен на оценку способностей к анализу, контролю и принятию решений |
ОК 4. | Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Количественная оценка - направлена на оценку количественных результатов практической деятельности. Качественная оценка - направлена на оценку качественных результатов практической деятельности. |
ОК 5. | Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Практическая работа - направлена на оценку практических навыков. Технический тест - направлен на оценку технических навыков. |
ОК 6. | Работает в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимооценка - направлена на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников. Социометрия - направлена на оценку командного взаимодействия и ролей участников. |
ОК 7. | Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Тест - направлен на оценку практических навыков. Практическая работа - направлена на оценку практических навыков. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
6