СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для учителей.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 7 класса по программе Г.И.Беленько.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для учителей.»

Вульферт Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Куйбышевская СОШ»

Краснощёковского района

Алтайского края





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа для 7 класса разработана на 2013-2014 учебный год на основе Типового положения об образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919), «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 г. № 189, приказа Минобрнауки от 30.08.2010 г. № 889, приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. № 74, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), положения о рабочей программе МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 10.07.2013 г.), положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 09.10.2013 г.).


Рабочая программа для 7 класса строится в соответствии с примерной программой, на основе авторской программы: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Авторская программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет систему письменных работ в связи с изучением курса.


Отличительные особенности программы по сравнению с авторской

Согласно «Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 09.10.2013 г.) проводятся контрольные работы за I полугодие и за год.

В примерной программе основного общего образования по литературе сказано: «Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений)». В связи с этим в календарно-тематический план внесено 4 аудиторных сочинения и одно домашнее.


Общая характеристика учебного предмета,

роль учебного предмета в формировании умений и навыков



Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Цели и задачи курса в VII классе

Целью обучения в VII классе является создание условий для получения следующих знаний: понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступ­ки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;

понятия о родах и жанрах литературы.

Задачи: создать условия для выработки у учащихся следующих умений и навыков:

- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопо­ставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять принадлежность произведения к одному из литератур­ных родов и жанров;

- выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведе­ния и их фрагменты;

- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);

- пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;

- выражать личностное отношение к изображенному;

- писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;

- пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).

Ведущие формы и методы

Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Технологии, используемые в образовательном процессе


  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

  • Исследовательские технологии обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Игровые технологии обучения.


Формы текущего контроля:


  • пересказ художественного произведения,

  • беседа по вопросам к произведению,

  • выразительное чтение наизусть художественных произведений и отрывков из них,

  • тесты,

  • подготовка и защита проекта,

  • устное высказывание на заданную тему,

  • ответ на проблемный вопрос,

  • сочинение по изученному произведению,

  • составление плана произведения,

  • написание отзыва о произведении.




УМК


Программа

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Учебник

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2011.


Методическая литература

  1. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл.: Литература. Начальный курс: пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. – М.: Мнемозина, 2002.

  2. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к учебнику «Литература. 7 класс» размещён в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для ученика).

3. Поурочное планирование к учебнику «Литература.7 класс» размещено в

Интернете на сайте school-collection. edu.ru (каталог для учителя).

4. Методические рекомендации по использованию набо­ра ЦОР к учебнику «Литература.

7 класс» размещены в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для учи­теля).






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный курс «Литература» для VII класса относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».

Рабочая программа «Литература» для учащихся VII класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).









Содержание учебного курса

7 класс

(68 часов)


Введение. Художественное время и художественное простран­ство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.


I. «Минувшее проходит предо мною...»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значе­ние для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкно­вения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка пер­сонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А. К. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного ге­роя.

Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое това­рищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Ро­дине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Буль­бы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повество­вания, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.


А.С.ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественно­го вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагиче­ские судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтав­ской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исто­рический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность состра­дать, совестливость как выражение лучших черт русского наро­да. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Вели­кого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Ле­сков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А. К. Толстой. «Князь Серебряный».


II. «Художник — голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персона­жей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятель­ства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художествен­ных деталей, роль рассказчика в повествовании.


Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».


Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гне­тущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благород­ная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревен­ская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудо­любию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Услов­ность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».


А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рас­сказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С рабо­ты», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салты­ков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.


III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».


IV. Человек в движении времени

(Тема становления личности)

Л. Н. ТОЛСТОЙ автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писате­ля.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Нико­леньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в изда­нии для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприя­тие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снеги­рев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.


МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горько­го. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

B. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика
Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».


V. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

C. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...».

VI. Перекличка эпох

Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чте­нием и анализом отдельных сцен).

И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и ана­лизом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Кры­лова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

В. А. Рождественский. «Над книгой».

A. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как крите­рии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

* * *

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

B. П. Беляев. «Старая крепость»;

А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;

Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»;

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;

Н. Бараташвили. «Голубой цвет».

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;

П. Беранже. Избранная лирика;

Р. Бернс. Избранная лирика;

Г. Гейне. Избранная лирика;

А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;

О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;

A. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;

B. Гюго. «93-й год»;

Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;

Г. Джованьоли. «Спартак»;

А. Дюма. «Три мушкетера»;

Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;

Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;

М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;

Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;

Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);

Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;

Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексика­нец»;

У. Коллинз. «Лунный камень»;

Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;

А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;

С. Лем. «Магелланово облако»;

Г. Уэллс. «Машина времени»;

Д. Филипс. «Город слухов»;

Б. Флеминг. «Ловушка»;

О. Хаксли. «Улыбка Джоконды».




Заканчивая VII класс, учащиеся должны знать и уметь применять на практике:

понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступ­ки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;

понятия о родах и жанрах литературы.

Развивая умения читательской и литературно-творческой деятель­ности, учащиеся должны научиться:

характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопо­ставлять героев одного или нескольких произведений;

определять принадлежность произведения к одному из литератур­ных родов и жанров;

выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведе­ния и их фрагменты;

давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);

пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;

выражать личностное отношение к изображенному;

писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;

писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;

пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение

1

-

-

2

«Минувшее проходит предо мною…»

18

2

-

3

«Художник – голос своей эпохи»

15

-

1

4

Запечатлённые мгновения

3

-

-

5

Человек в движении времени

14

2

-

6

Содружество искусств

3

-

-

7

Перекличка эпох

6

1

-

8

Фантастика. Тема будущего

8

-

1

Итого

68

5

2




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю – 2.


урока

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Контрольные работы

Практические работы

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение урока

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Введение

1

Вводный урок



Учебник

Читать с. 4-6.




«Минувшее проходит предо мною…»

18








2

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Аналитическое чтение

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, аудиофрагмент "В лавке купца Калашникова". (ЦОР N 204100) , ноутбук

Читать с. 11-25.



3

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века

1

Урок изучения нового материала



Учебник,


портрет писателя,


иллюстрации:


«Боярский пир времён Ивана Грозного» (Худ. И.Я.Билибин),


«Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» (Худ. И.Я.Билибин),


«Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…» (Худ. И.Я.Билибин),


«Вышел я на страшный бой, на последний бой…» (Худ. И.Я.Билибин),


«Прощание с братьями» (Худ. И.Я.Билибин),


«Прощание с братьями» (Худ. В.М.Васнецов),


«Бой Кирибеевича с Калашниковым» (Худ. В.М.Васнецов,


репродукции картин:


«Гусляры» (Худ. В.М.Васнецов),


«Царь Иван Васильевич Грозный» (Худ. В.М.Васнецов);


тетрадь

Учить наизусть с. 20.



4

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оценка персонажей поэмы с позиций народа

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, тетрадь

Ответить на вопросы к гл.3 (с. 27-280).



5

А.К.Толстой. «Василий Шибанов»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 37-42.



6

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, аудиофрагмент «Начало первой главы повести "Тарас Бульба"» (ЦОР N 203880) , ноутбук

Читать с. 42-85.



7

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, иллюстрация «В Запорожской Сечи» (Худ. Е.Кибрик)

Читать с. 85-109.



8

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, фрагмент художественного фильма «Тарас Бульба», иллюстрация «Смерть Тараса» (Худ. Е.Кибрик)

Ответить на вопросы 1-7 (с. 109).



9

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, фрагмент художественного фильма «Тарас Бульба»

Ответить на вопросы 8-14 (с. 109-110).



10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Понятие о литературном характере

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Подготовиться к сочинению (с. 111-112).



11

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков


Практическая работа

Портрет писателя, тетрадь, текст произведения

Не задано.



12

А.С.Пушкин. «Полтава». Судьбы героев поэмы

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 116-158.



13

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины Полтавской битвы

1

Урок изучения нового материала



Учебник,


портрет писателя,


иллюстрации:

«Пётр I в Полтавском бою» (Худ. В.А.Серов)



«Полтавская битва» (Гравюра Симоно с картины Мартена-младшего),


«Полтавская победа». Из серии «Трофеи русского оружия» (Худ. Е.Е.Лансере)

Ответить на вопросы 13-17 (с. 160).



14

А.С.Пушкин. «Полтава». Картины украинской природы

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Подготовиться к сочинению (с.160).



15

Р/р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков


Практическая работа

Портрет писателя, тетрадь, текст произведения

Читать с. 160-164.



16

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Образ Постникова

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 169-187.



17

Н.С.Лесков. «Человек на часах». Проблема чувства и долга

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Анализ поведения одного из персонажей.



18

И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симонов. «Тарас Бульба»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Выразительное чтение (с. 191-193).



19

Рекомендации для самостоятельного чтения

1

Урок-презентация



Тексты произведений

Самостоятельное чтение произведений.




«Художник – голос своей эпохи»

15








20

И.С.Тургенев. «Бирюк».

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 198-206.



21

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Выучить наизусть одно стихотворение (с. 209-213).



22

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 215-216.



23

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа

1

Урок изучения нового материала



Учебник,


портрет писателя,


иллюстрации: «Ремонтные работы на железной дороге» (Худ. К.А.Савицкий),



«Железная дорога» (Худ. И.С.Глазунов),



«Каждый подрядчику должен остался…» (Худ. И.С.Глазунов)

Учить наизусть (с. 217-218).



24

Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Композиция стихотворения

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 223-226.



25

Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,


портрет писателя,


иллюстрация «По Проклу семья голосит…» (Худ. А.Ф.Пахомов),


аудиофрагмент: «Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос" (часть I, гл. IV)» (ЦОР N 204093),


интерактивное задание (ЦОР № 203888) , ноутбук

Ответить на вопросы (с. 234).



26

Подготовка к выполнению проектного задания (выпуск сборника стихов Н.А.Некрасова)

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков



Тексты произведений Н.А.Некрасова

Подготовить проектное задание (с. 235).



27

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,


портрет писателя,


иллюстрации:



«Мужик и генералы» (Худ. М.М.Черемных),


«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Худ. Кукрыниксы),


тест (ЦОР № 203830), ноутбук

Ответить на вопросы 3-11 (с. 245-246).



28

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Повторить изученное за полугодие.



29

Контрольная работа за I полугодие

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа


Тетрадь

Не задано.



30

А.П.Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя иллюстрация "А.П.Чехов«Хамелеон»" (Худ. Кукрыниксы)

Читать с. 257-261.



31

А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог, художественная деталь в рассказе

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, тестовые задания

Ответить на вопросы 4, 5 (с. 261).



32

А.П.Чехов. «На мельнице»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 261-266.



33

А.П.Чехов. «Тоска»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 204021) , ноутбук

Читать с. 267-272.



34

Рекомендации для самостоятельного чтения

1

Урок-презентация



Тексты произведений

Самостоятельное чтение произведений.




Запечатлённые мгновения

3








35

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Выучить наизусть (с. 4-5).



36

А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Выразительное чтение (с. 8-10).



37

Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Выучить наизусть одно из стихотворений (с. 8-13).




Человек в движении времени

14








38

Л.Н.Толстой. «Детство». Формирование характера Николеньки Иртеньева

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, иллюстрация " Л.Н.Толстой. «Детство»" (Худ. А.Вестфален)

Читать с. 19-39.



39

Л.Н.Толстой. «Детство». Особенности повествования

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Ответить на вопрос 5 (с. 39).



40

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 40-51.



41

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Особенности построения повести

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 204129) , ноутбук

Ответить на вопросы (с. 53).



42

Р/р. Сочинение по повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков


Практическая работа

Портрет писателя, тексты произведений, тетрадь

Не задано.



43

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие как добрые начала в человеке

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 56-77.



44

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обострённое восприятие страданий

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 77-94.



45

Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Образ Коли Красоткина

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 203942) , ноутбук

Ответить на вопросы 6-7 (с. 94-95).



46

Р/р. Сочинение по прочитанным страницам из романа Ф.М.Достоевского

1

Урок развития речи



Учебник, портрет писателя

Не задано.



47

М.Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, компьютер, проектор, презентация

Читать с. 98-120.



48

М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости жизни»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя иллюстрация " М.Горький. «Детство»" (Худ. Б.Дехтерев)

Читать с. 120-138.



49

М.Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Ответить на вопрос 21 (с. 141).



50

М.Горький. «Детство». Изображение быта и человеческих характеров

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР N 203895) , ноутбук

Написать сочинение (с. 141).



51

Рекомендации для самостоятельного чтения

1

Урок-презентация



Тексты произведений

Самостоятельное чтение произведений.




Содружество искусств

3








52

С.П.Шевырёв. «Звуки»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Читать с.160-162.



53

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Ответить на вопросы 1-3 (с. 170-171).



54

А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт. «Грусть»; К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Выразительное чтение (с. 176-179).




Перекличка эпох

6








55

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 187-206.



56

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, интерактивное задание; (ЦОР N 204156) , ноутбук

Читать с. 206-224.



57

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

1

Урок изучения нового материала




Учебник, портрет писателя

Читать с. 229-243.



58

И.А.Крылов. «Урок дочкам»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Ответить на вопросы 1-3 (с.243).



59

Проблематика комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Подготовить проектное задание (с. 243).



60

Проектное задание. Инсценировка сцены из комедии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков


Практическая работа

Реквизит для инсценировки

Не задано.




Фантастика. Тема будущего

8








61

В.А.Рождественский. «Над книгой»

1

Урок изучения нового материала



Учебник,

портрет поэта

Выразительное чтение (с. 244-245).



62

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя, рисунок А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц»

Читать с. 248-267.



63

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 267-277.



64

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Афоризмы в сказке

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Ответить на вопросы 6-8 (с. 278).



65

Р.Брэдбери. «Каникулы»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, портрет писателя

Читать с. 279-285).



66

Р.Брэдбери. «Земляничное окошко»

1

Урок изучения нового материала



Учебник, иллюстрация к рассказу (ЦОР N 203898) , ноутбук

Повторить изученное за год.



67

Годовая контрольная работа

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа


Тетрадь

Не задано.



68

Рекомендации для самостоятельного чтения

1

Урок-презентация



Тексты произведений

Самостоятельное чтение произведений.







































Комитет Администрации Краснощёковского района Алтайского края по образованию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на школьном МО

_______________/ /

Протокол № _____

«____»______________20_____г.


Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________/ /

«_____»____________20____г.

Утверждено:

директор МКОУ

«Куйбышевская СОШ»

__________________/ /

«_____»_______________20____г.








Контрольная работа

по предмету литература

для учащихся 7 класса

за I полугодие 2013-2014 учебного года


учитель русского языка и литературы

Вульферт О.А.





Автор учебника для 7 класса:

Беленький Г.И.


Задания взяты:

Вопрос 1: Литература. 7 класс.

Учебник для общеобразоват.

учреждений под ред. Г.И.Беленького –

М.: Мнемозина, 2011, часть 1, с.27.

Вопрос 2: Литература. 7 класс.

Учебник для общеобразоват. учреждений

под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,

2011, часть 1, с.109.

Вопрос 3: Литература. 7 класс.

Учебник для общеобразоват. учреждений

под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,

2011, часть 1, с.213.




Куйбышево

2013


Письменные ответы на вопросы:

  1. Как вы понимаете слова И.Андроникова о «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: «Поэма заставляла задумываться о судьбе и правах человеческой личности»?

  2. Какие эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» вызвали у вас наиболее сильное сопереживание её героям, заставили задуматься о «трудном и бранном времени», изображённом писателем?

  3. Чем стихотворения в прозе И.С.Тургенева отличаются от известных вам стихотворений? А что сближает их?











































Комитет Администрации Краснощёковского района Алтайского края по образованию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на школьном МО

_______________/ /

Протокол № _____

«____»______________20_____г.


Согласовано:

заместитель директора по УВР

___________________/ /

«_____»____________20____г.

Утверждено:

директор МКОУ

«Куйбышевская СОШ»

__________________/ /

«_____»_______________20____г.










Контрольная работа

по предмету литература

для учащихся 7 класса

(годовая)

за 2013-2014 учебный год


учитель русского языка и литературы

Вульферт О.А.





Автор учебника для 7 класса:

Беленький Г.И.


Задания взяты:

Литература. 7 класс.

Учебник для общеобразоват.

учреждений под ред. Г.И.Беленького –

М.: Мнемозина, 2011, часть 2, с.297.









с. Куйбышево

2013

Письменные ответы на вопросы:

  1. Перечитайте вступительную статью учебника «Путешествие без расстояний». Объясните, почему она так названа. Подтвердите своё мнение примерами.

  2. О каких жанрах литературы вы подробнее, чем прежде, узнали в текущем году?

  3. Исправьте ошибки в определении жанров произведений:

И.С.Тургенев. «Муму» - баллада;

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - поэма;

А.П.Чехов. «Смерть чиновника» - повесть;

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» - былина.


















































ЛИТЕРАТУРА



Дополнительные учебные пособия, методическая литература, справочная литература

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс/Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы. Волгоград, 2002.

  6. Олимпиады по литературе. 7-8 классы./ Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  7. Предметная неделя русского языка и литературы. /Сост. Бормотова Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей».

  8. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя/ Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Развитие речи учащихся IV-Xклассов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя/ Сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А.Смирнова, С.А.Джанумов, Л.М.Крупчанов и др. Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.

  11. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  12. Словарь литературоведческих терминов/ Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974.



Электронные ресурсы

  1. http://school.edu.ru – Российский образовательный портал.

  2. http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/.

  3. http://it-n.ru – Сеть творческих учителей.

  4. http://www.lib.ru - Электронная библиотека.

  5. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека.

  6. www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека.

  7. www.litera.ru/stixiya - Электронные тексты литературных произведений (поэзия).

  8. http://literpskov.narod.ru - Литература Пскова.

  9. http://www.kaverin.ru - Библиотека В. Каверина.

  10. http://www.chtenie-21.ru – Сайт «Чтение - 21 век».

  11. http://schoollibrary.ioso.ru - Школьная библиотека.

  12. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  13. http://www.academic.ru - Словари и энциклопедии.

  14. http://www.openclass.ru - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

  15. www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».

  16. www.krugosvet.ru – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

  17. www.rubricon.ru – Энциклопедия «Рубрикон».

  18. www.slovari.ru – Электронные словари.

  19. www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  20. www.myfhologi.ru – Мифологическая энциклопедия.




































Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

литература

Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе.

Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях перехода образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на новые государственные стандарты общего образования по литературе. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения.

Новизна разработанных требований

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по литературе настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по литературе предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся читательской компетенции, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на перспективу.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка промышленного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая литература, комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения

Помещение кабинета литературы должно быть оснащено книгопечатной продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей

Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видео-фильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по литературе позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения литературы

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения и соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 178-02.

Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).



Перечень основных писательских имен и произведений, изучение творчества которых должно быть обеспечено наглядными средствами обучения

(по ступеням образования)

Реализация программ основного общего образования

Русская литература

Русский фольклор (народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, былины)

Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров)

Русская литература XVIII века: творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Русская литература XIX века: басни И.А. Крылова, лирика В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести Белкина» «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», романы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Записки охотника», «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева; лирика Н.А. Некрасова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; рассказы В.М. Гаршина, А.П. Чехова.

Русская литература XX века: М. Горького, М.М. Зощенко, А.П. Платонова, К.Г. Паустовского; произведения А.С. Грина, М.М. Пришвина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского; рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова; рассказы В.М. Шукшина; рассказ «Матренин двор» А.И.Солженицына

Зарубежная литература

«Илиада» и «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон Кихот» М. Сервантеса; сонеты и трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира; комедии Ж.-Б. Мольера; «Фауст» И.-В. Гете; произведения Ф. Шиллера, Э.Т.А. Гофмана, Дж. Г. Байрона, П. Мериме, Э.А. По, О. Генри, Д. Лондона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Реализация программ среднего (полного) общего образования

Русская литература XIX века: драма «Гроза» А.Н. Островского; роман «Обломов» И.А. Гончарова; роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева; лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета; произведения А.К. Толстого; лирика и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; произведения Н.С. Лескова; «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина; роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого; рассказы и пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Русская литература XX века: лирика и рассказы И.А. Бунина; пьеса «На дне» М. Горького; поэзия конца XIX – начала XX вв.; лирика и поэма «Двенадцать» А.А. Блока; лирика и поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского; лирика и поэмы С.А. Есенина; лирика М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама; лирика и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; лирика и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака; романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; произведения А.П. Платонова; роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова; лирика А.Т. Твардовского, новеллы из цикла «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова; повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына; проза, поэзия, драматургия второй половины XX века; литература народов России.



Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

1

2

3

4

5

6


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Стандарт основного общего образования по литературе

Д



Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературе.


Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)


Д




Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)



Д



Примерная программа основного общего образования по литературе

Д





Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе


Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе



Д



Авторские программы по литературе

Д

Д

Д



Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл.

К



В учебный фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством.



При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.


Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл.

К




Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл.

К




Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл.

К




Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл.

К




Учебник по литературе. 10 кл.


К

К


Учебник по литературе. 11 кл.


К

К


Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы.

Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы.

К

К

К


Дидактические материалы по всему курсу литературы

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.


Художественная литература

Д

Д

Д

Основной фонд библиотеки образовательного учреждения должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся)


Методические пособия по литературе для учителя

Д

Д

Д



Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.)

Д

Д

Д



Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература», «Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.)

Ф

Ф

Ф


2

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.


Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д

Д

Д



Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.


Альбомы раздаточного изобразительного материала

Д

Д

Д

Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры).

3

информационно-коммуникативные средства


Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.


Электронные библиотеки по всему курсу литературы.

Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях.

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.


4

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы по основным разделам курса литературы

Д

Д

Д

Видеофильмы могут быть в цифровом (компьютерном) виде.


Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д

Д

Д



Слайды (диапозитивы) по литературе

Д

Д

Д


5

Технические средства обучения


Мультимедийный компьютер

д

д

д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных).


Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.


Сканер

Д

Д

Д



Принтер лазерный

Д

Д

Д



Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д



Экран на штативе или навесной

Д

Д

Д

Мин. размеры 1,25х1,25


Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон)

Д

Д

Д



Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см


Аудио-центр.

Д

Д

Д

С возможностью использования аудио-дисков CDR


Специализированная учебная МЕБЕЛЬ


Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч.






Компьютерный стол






Ящики для хранения таблиц






Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)






Штатив для карт и таблиц






Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)









































Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературе


Оценка устных ответов


  При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка сочинений


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

  • содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.



Оценка тестовых работ


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 76 – 89 %;

«3» - 50 – 75 %;

«2» - менее 50 %.


Оценка зачетных работ

Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.