СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа 7 класса по программе Г.И.Беленько.
Вульферт Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Куйбышевская СОШ»
Краснощёковского района
Алтайского края
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа для 7 класса разработана на 2013-2014 учебный год на основе Типового положения об образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919), «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 г. № 189, приказа Минобрнауки от 30.08.2010 г. № 889, приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. № 74, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), положения о рабочей программе МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 10.07.2013 г.), положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 09.10.2013 г.).
Рабочая программа для 7 класса строится в соответствии с примерной программой, на основе авторской программы: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Авторская программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса, определяет систему письменных работ в связи с изучением курса.
Отличительные особенности программы по сравнению с авторской
Согласно «Положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МКОУ «Куйбышевская СОШ» (утверждено 09.10.2013 г.) проводятся контрольные работы за I полугодие и за год.
В примерной программе основного общего образования по литературе сказано: «Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений)». В связи с этим в календарно-тематический план внесено 4 аудиторных сочинения и одно домашнее.
Общая характеристика учебного предмета,
роль учебного предмета в формировании умений и навыков
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели и задачи курса в VII классе
Целью обучения в VII классе является создание условий для получения следующих знаний: понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;
понятия о родах и жанрах литературы.
Задачи: создать условия для выработки у учащихся следующих умений и навыков:
- характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведения и их фрагменты;
- давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);
- пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;
- выражать личностное отношение к изображенному;
- писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;
- пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).
Ведущие формы и методы
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Исследовательские технологии обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии обучения.
Формы текущего контроля:
пересказ художественного произведения,
беседа по вопросам к произведению,
выразительное чтение наизусть художественных произведений и отрывков из них,
тесты,
подготовка и защита проекта,
устное высказывание на заданную тему,
ответ на проблемный вопрос,
сочинение по изученному произведению,
составление плана произведения,
написание отзыва о произведении.
УМК
Программа
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ под ред. Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Учебник
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2011.
Методическая литература
Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл.: Литература. Начальный курс: пособие для учителя/ Под ред. М.А.Снежневской. – М.: Мнемозина, 2002.
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к учебнику «Литература. 7 класс» размещён в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для ученика).
3. Поурочное планирование к учебнику «Литература.7 класс» размещено в
Интернете на сайте school-collection. edu.ru (каталог для учителя).
4. Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Литература.
7 класс» размещены в Интернете на сайте school-collection.edu.ru (каталог для учителя).
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Литература» для VII класса относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».
Рабочая программа «Литература» для учащихся VII класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»).
Содержание учебного курса
7 класс
(68 часов)
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
I. «Минувшее проходит предо мною...»
(Писатели о прошлом нашей Родины)
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
А. К. ТОЛСТОЙ.
Для чтения и бесед
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А.С.ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Для чтения и бесед
И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».
Для самостоятельного чтения (к разделу I)
Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А. К. Толстой. «Князь Серебряный».
II. «Художник — голос своей эпохи»
(Писатели-классики о своем времени)
И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».
Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.
Для чтения и бесед
«Дикий помещик».
А. П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
Для чтения и бесед
«На мельнице».
«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Для самостоятельного чтения (к разделу II)
И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
III. Запечатленные мгновения
(Художественное время в лирике)
Для чтения и бесед
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».
IV. Человек в движении времени
(Тема становления личности)
Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
Для чтения и бесед
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
Для самостоятельного чтения (к разделу IV)
B. А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика
Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».
V. Содружество искусств
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)
Для чтения и бесед
C. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны...».
VI. Перекличка эпох
Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.
Для чтения и бесед
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.
Для чтения и бесед
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.
Комедия как литературный жанр.
VII. Фантастика. Тема будущего
Для чтения и бесед
В. А. Рождественский. «Над книгой».
A. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Р. Брэдбери.
Для чтения и бесед
«Каникулы», «Земляничное окошко».
* * *
Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
B. П. Беляев. «Старая крепость»;
А. Н. Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»;
Г. Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»;
Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»;
Н. Бараташвили. «Голубой цвет».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
К. Гольдони. «Слуга двух хозяев»;
П. Беранже. Избранная лирика;
Р. Бернс. Избранная лирика;
Г. Гейне. Избранная лирика;
А. Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»;
О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист», «Родственные души»;
Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»;
A. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»;
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»;
B. Гюго. «93-й год»;
Ч. Диккенс. «Дэвид Копперфильд»;
Г. Джованьоли. «Спартак»;
А. Дюма. «Три мушкетера»;
Ш. де Костер. «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке...»;
Ф. Купер. «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан»;
М. Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»;
Р. Сабатини. «Одиссея капитана Блада»;
Г. Р. Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»;
Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (пер. И. А. Бунина);
Р. Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы;
Дж. Лондон. «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексиканец»;
У. Коллинз. «Лунный камень»;
Э. Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»;
А. Кристи. «Убийство на поле для гольфа»;
С. Лем. «Магелланово облако»;
Г. Уэллс. «Машина времени»;
Д. Филипс. «Город слухов»;
Б. Флеминг. «Ловушка»;
О. Хаксли. «Улыбка Джоконды».
Заканчивая VII класс, учащиеся должны знать и уметь применять на практике:
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героя (портрет, речь, авторская характеристика, поступки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;
понятия о родах и жанрах литературы.
Развивая умения читательской и литературно-творческой деятельности, учащиеся должны научиться:
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведения и их фрагменты;
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);
пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;
выражать личностное отношение к изображенному;
писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;
писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;
пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой (словарями).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе | ||||
Практические работы | Контрольные работы | ||||||
1 | Введение | 1 | - | - | |||
2 | «Минувшее проходит предо мною…» | 18 | 2 | - | |||
3 | «Художник – голос своей эпохи» | 15 | - | 1 | |||
4 | Запечатлённые мгновения | 3 | - | - | |||
5 | Человек в движении времени | 14 | 2 | - | |||
6 | Содружество искусств | 3 | - | - | |||
7 | Перекличка эпох | 6 | 1 | - | |||
8 | Фантастика. Тема будущего | 8 | - | 1 | |||
Итого | 68 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Контрольные работы | Практические работы | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение урока | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
1 | Введение | 1 | Вводный урок |
|
| Учебник | Читать с. 4-6. |
|
|
| «Минувшее проходит предо мною…» | 18 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Аналитическое чтение | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, аудиофрагмент "В лавке купца Калашникова". (ЦОР N 204100) , ноутбук | Читать с. 11-25. |
|
|
3 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник,
портрет писателя,
иллюстрации:
«Боярский пир времён Ивана Грозного» (Худ. И.Я.Билибин),
«Кирибеевич и Алёна Дмитриевна» (Худ. И.Я.Билибин),
«Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…» (Худ. И.Я.Билибин),
«Вышел я на страшный бой, на последний бой…» (Худ. И.Я.Билибин),
«Прощание с братьями» (Худ. И.Я.Билибин),
«Прощание с братьями» (Худ. В.М.Васнецов),
«Бой Кирибеевича с Калашниковым» (Худ. В.М.Васнецов,
репродукции картин:
«Гусляры» (Худ. В.М.Васнецов),
«Царь Иван Васильевич Грозный» (Худ. В.М.Васнецов);
тетрадь | Учить наизусть с. 20. |
|
|
4 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Оценка персонажей поэмы с позиций народа | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, тетрадь | Ответить на вопросы к гл.3 (с. 27-280). |
|
|
5 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 37-42. |
|
|
6 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, аудиофрагмент «Начало первой главы повести "Тарас Бульба"» (ЦОР N 203880) , ноутбук | Читать с. 42-85. |
|
|
7 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Запорожская Сечь, её нравы и обычаи | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, иллюстрация «В Запорожской Сечи» (Худ. Е.Кибрик) | Читать с. 85-109. |
|
|
8 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, фрагмент художественного фильма «Тарас Бульба», иллюстрация «Смерть Тараса» (Худ. Е.Кибрик) | Ответить на вопросы 1-7 (с. 109). |
|
|
9 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, фрагмент художественного фильма «Тарас Бульба» | Ответить на вопросы 8-14 (с. 109-110). |
|
|
10 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Понятие о литературном характере | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Подготовиться к сочинению (с. 111-112). |
|
|
11 | Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
| Практическая работа | Портрет писателя, тетрадь, текст произведения | Не задано. |
|
|
12 | А.С.Пушкин. «Полтава». Судьбы героев поэмы | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 116-158. |
|
|
13 | А.С.Пушкин. «Полтава». Картины Полтавской битвы | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник,
портрет писателя,
иллюстрации: «Пётр I в Полтавском бою» (Худ. В.А.Серов)
«Полтавская битва» (Гравюра Симоно с картины Мартена-младшего),
«Полтавская победа». Из серии «Трофеи русского оружия» (Худ. Е.Е.Лансере) | Ответить на вопросы 13-17 (с. 160). |
|
|
14 | А.С.Пушкин. «Полтава». Картины украинской природы | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Подготовиться к сочинению (с.160). |
|
|
15 | Р/р. Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
| Практическая работа | Портрет писателя, тетрадь, текст произведения | Читать с. 160-164. |
|
|
16 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». Образ Постникова | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 169-187. |
|
|
17 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». Проблема чувства и долга | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Анализ поведения одного из персонажей. |
|
|
18 | И.С.Никитин. «Русь»; К.М.Симонов. «Тарас Бульба» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Выразительное чтение (с. 191-193). |
|
|
19 | Рекомендации для самостоятельного чтения | 1 | Урок-презентация |
|
| Тексты произведений | Самостоятельное чтение произведений. |
|
|
| «Художник – голос своей эпохи» | 15 |
|
|
|
|
|
|
|
20 | И.С.Тургенев. «Бирюк». | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 198-206. |
|
|
21 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Выучить наизусть одно стихотворение (с. 209-213). |
|
|
22 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 215-216. |
|
|
23 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Мысль о величии народа | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник,
портрет писателя,
иллюстрации: «Ремонтные работы на железной дороге» (Худ. К.А.Савицкий),
«Железная дорога» (Худ. И.С.Глазунов),
«Каждый подрядчику должен остался…» (Худ. И.С.Глазунов) | Учить наизусть (с. 217-218). |
|
|
24 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Композиция стихотворения | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 223-226. |
|
|
25 | Н.А.Некрасов. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник,
портрет писателя,
иллюстрация «По Проклу семья голосит…» (Худ. А.Ф.Пахомов),
аудиофрагмент: «Отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос" (часть I, гл. IV)» (ЦОР N 204093),
интерактивное задание (ЦОР № 203888) , ноутбук | Ответить на вопросы (с. 234). |
|
|
26 | Подготовка к выполнению проектного задания (выпуск сборника стихов Н.А.Некрасова) | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
|
| Тексты произведений Н.А.Некрасова | Подготовить проектное задание (с. 235). |
|
|
27 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник,
портрет писателя,
иллюстрации:
«Мужик и генералы» (Худ. М.М.Черемных),
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Худ. Кукрыниксы),
тест (ЦОР № 203830), ноутбук | Ответить на вопросы 3-11 (с. 245-246). |
|
|
28 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Повторить изученное за полугодие. |
|
|
29 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Контрольная работа |
| Тетрадь | Не задано. |
|
|
30 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя иллюстрация "А.П.Чехов«Хамелеон»" (Худ. Кукрыниксы) | Читать с. 257-261. |
|
|
31 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог, художественная деталь в рассказе | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, тестовые задания | Ответить на вопросы 4, 5 (с. 261). |
|
|
32 | А.П.Чехов. «На мельнице» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 261-266. |
|
|
33 | А.П.Чехов. «Тоска» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 204021) , ноутбук | Читать с. 267-272. |
|
|
34 | Рекомендации для самостоятельного чтения | 1 | Урок-презентация |
|
| Тексты произведений | Самостоятельное чтение произведений. |
|
|
| Запечатлённые мгновения | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
35 | Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Выучить наизусть (с. 4-5). |
|
|
36 | А.А.Фет. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Выразительное чтение (с. 8-10). |
|
|
37 | Я.П.Полонский. «Дорога», «Зимний путь» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Выучить наизусть одно из стихотворений (с. 8-13). |
|
|
| Человек в движении времени | 14 |
|
|
|
|
|
|
|
38 | Л.Н.Толстой. «Детство». Формирование характера Николеньки Иртеньева | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, иллюстрация " Л.Н.Толстой. «Детство»" (Худ. А.Вестфален) | Читать с. 19-39. |
|
|
39 | Л.Н.Толстой. «Детство». Особенности повествования | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Ответить на вопрос 5 (с. 39). |
|
|
40 | Л.Н.Толстой. «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 40-51. |
|
|
41 | Л.Н.Толстой. «Отрочество». Особенности построения повести | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 204129) , ноутбук | Ответить на вопросы (с. 53). |
|
|
42 | Р/р. Сочинение по повестям Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
| Практическая работа | Портрет писателя, тексты произведений, тетрадь | Не задано. |
|
|
43 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие как добрые начала в человеке | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 56-77. |
|
|
44 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Обострённое восприятие страданий | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 77-94. |
|
|
45 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики». Образ Коли Красоткина | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР № 203942) , ноутбук | Ответить на вопросы 6-7 (с. 94-95). |
|
|
46 | Р/р. Сочинение по прочитанным страницам из романа Ф.М.Достоевского | 1 | Урок развития речи |
|
| Учебник, портрет писателя | Не задано. |
|
|
47 | М.Горький. «Детство». Автобиографическая основа повести | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, компьютер, проектор, презентация | Читать с. 98-120. |
|
|
48 | М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя иллюстрация " М.Горький. «Детство»" (Худ. Б.Дехтерев) | Читать с. 120-138. |
|
|
49 | М.Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Ответить на вопрос 21 (с. 141). |
|
|
50 | М.Горький. «Детство». Изображение быта и человеческих характеров | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, интерактивное задание (ЦОР N 203895) , ноутбук | Написать сочинение (с. 141). |
|
|
51 | Рекомендации для самостоятельного чтения | 1 | Урок-презентация |
|
| Тексты произведений | Самостоятельное чтение произведений. |
|
|
| Содружество искусств | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
52 | С.П.Шевырёв. «Звуки» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Читать с.160-162. |
|
|
53 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Ответить на вопросы 1-3 (с. 170-171). |
|
|
54 | А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт. «Грусть»; К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Выразительное чтение (с. 176-179). |
|
|
| Перекличка эпох | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
55 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 187-206. |
|
|
56 | Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, интерактивное задание; (ЦОР N 204156) , ноутбук | Читать с. 206-224. |
|
|
57 | И.А.Крылов. «Урок дочкам» | 1 | Урок изучения нового материала
|
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 229-243. |
|
|
58 | И.А.Крылов. «Урок дочкам» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Ответить на вопросы 1-3 (с.243). |
|
|
59 | Проблематика комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Подготовить проектное задание (с. 243). |
|
|
60 | Проектное задание. Инсценировка сцены из комедии | 1 | Урок совершенствования знаний, умений, навыков |
| Практическая работа | Реквизит для инсценировки | Не задано. |
|
|
| Фантастика. Тема будущего | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
61 | В.А.Рождественский. «Над книгой» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет поэта | Выразительное чтение (с. 244-245). |
|
|
62 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя, рисунок А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц» | Читать с. 248-267. |
|
|
63 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 267-277. |
|
|
64 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Афоризмы в сказке | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Ответить на вопросы 6-8 (с. 278). |
|
|
65 | Р.Брэдбери. «Каникулы» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, портрет писателя | Читать с. 279-285). |
|
|
66 | Р.Брэдбери. «Земляничное окошко» | 1 | Урок изучения нового материала |
|
| Учебник, иллюстрация к рассказу (ЦОР N 203898) , ноутбук | Повторить изученное за год. |
|
|
67 | Годовая контрольная работа | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | Контрольная работа |
| Тетрадь | Не задано. |
|
|
68 | Рекомендации для самостоятельного чтения | 1 | Урок-презентация |
|
| Тексты произведений | Самостоятельное чтение произведений. |
|
|
Комитет Администрации Краснощёковского района Алтайского края по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на школьном МО _______________/ / Протокол № _____ «____»______________20_____г.
| Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________/ / «_____»____________20____г. | Утверждено: директор МКОУ «Куйбышевская СОШ» __________________/ / «_____»_______________20____г. |
Контрольная работа
по предмету литература
для учащихся 7 класса
за I полугодие 2013-2014 учебного года
учитель русского языка и литературы
Вульферт О.А.
Автор учебника для 7 класса:
Беленький Г.И.
Задания взяты:
Вопрос 1: Литература. 7 класс.
Учебник для общеобразоват.
учреждений под ред. Г.И.Беленького –
М.: Мнемозина, 2011, часть 1, с.27.
Вопрос 2: Литература. 7 класс.
Учебник для общеобразоват. учреждений
под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,
2011, часть 1, с.109.
Вопрос 3: Литература. 7 класс.
Учебник для общеобразоват. учреждений
под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина,
2011, часть 1, с.213.
Куйбышево
2013
Письменные ответы на вопросы:
Как вы понимаете слова И.Андроникова о «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: «Поэма заставляла задумываться о судьбе и правах человеческой личности»?
Какие эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» вызвали у вас наиболее сильное сопереживание её героям, заставили задуматься о «трудном и бранном времени», изображённом писателем?
Чем стихотворения в прозе И.С.Тургенева отличаются от известных вам стихотворений? А что сближает их?
Комитет Администрации Краснощёковского района Алтайского края по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на школьном МО _______________/ / Протокол № _____ «____»______________20_____г.
| Согласовано: заместитель директора по УВР ___________________/ / «_____»____________20____г. | Утверждено: директор МКОУ «Куйбышевская СОШ» __________________/ / «_____»_______________20____г. |
Контрольная работа
по предмету литература
для учащихся 7 класса
(годовая)
за 2013-2014 учебный год
учитель русского языка и литературы
Вульферт О.А.
Автор учебника для 7 класса:
Беленький Г.И.
Задания взяты:
Литература. 7 класс.
Учебник для общеобразоват.
учреждений под ред. Г.И.Беленького –
М.: Мнемозина, 2011, часть 2, с.297.
с. Куйбышево
2013
Письменные ответы на вопросы:
Перечитайте вступительную статью учебника «Путешествие без расстояний». Объясните, почему она так названа. Подтвердите своё мнение примерами.
О каких жанрах литературы вы подробнее, чем прежде, узнали в текущем году?
Исправьте ошибки в определении жанров произведений:
И.С.Тургенев. «Муму» - баллада;
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - поэма;
А.П.Чехов. «Смерть чиновника» - повесть;
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» - былина.
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительные учебные пособия, методическая литература, справочная литература
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс/Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе) 5-11 классы. Волгоград, 2002.
Олимпиады по литературе. 7-8 классы./ Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Предметная неделя русского языка и литературы. /Сост. Бормотова Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей».
Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя/ Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.
Развитие речи учащихся IV-Xклассов в процессе изучения литературы в школе: Пособие для учителя/ Сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 1985.
Русская литература. Советская литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся ст. классов/ Л.А.Смирнова, С.А.Джанумов, Л.М.Крупчанов и др. Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение, 1989.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Словарь литературоведческих терминов/ Редакторы-составители Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
Электронные ресурсы
http://school.edu.ru – Российский образовательный портал.
http://lit.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Литература" /методические материалы/.
http://it-n.ru – Сеть творческих учителей.
http://www.lib.ru - Электронная библиотека.
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека.
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека.
www.litera.ru/stixiya - Электронные тексты литературных произведений (поэзия).
http://literpskov.narod.ru - Литература Пскова.
http://www.kaverin.ru - Библиотека В. Каверина.
http://www.chtenie-21.ru – Сайт «Чтение - 21 век».
http://schoollibrary.ioso.ru - Школьная библиотека.
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.academic.ru - Словари и энциклопедии.
http://www.openclass.ru - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru – Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru – Электронные словари.
www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhologi.ru – Мифологическая энциклопедия.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
литература
Пояснительная записка
Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе.
Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях перехода образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на новые государственные стандарты общего образования по литературе. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения.
Новизна разработанных требований
В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по литературе настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по литературе предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся читательской компетенции, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на перспективу.
В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка промышленного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая литература, комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено книгопечатной продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.
Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей
Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.
Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видео-фильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по литературе позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения литературы
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения и соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 178-02.
Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
Перечень основных писательских имен и произведений, изучение творчества которых должно быть обеспечено наглядными средствами обучения
(по ступеням образования)
Реализация программ основного общего образованияРусская литература
Русский фольклор (народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, былины)
Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров)
Русская литература XVIII века: творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Русская литература XIX века: басни И.А. Крылова, лирика В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести Белкина» «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», романы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; «Записки охотника», «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева; лирика Н.А. Некрасова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; рассказы В.М. Гаршина, А.П. Чехова.
Русская литература XX века: М. Горького, М.М. Зощенко, А.П. Платонова, К.Г. Паустовского; произведения А.С. Грина, М.М. Пришвина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского; рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова; рассказы В.М. Шукшина; рассказ «Матренин двор» А.И.Солженицына
Зарубежная литература
«Илиада» и «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон Кихот» М. Сервантеса; сонеты и трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира; комедии Ж.-Б. Мольера; «Фауст» И.-В. Гете; произведения Ф. Шиллера, Э.Т.А. Гофмана, Дж. Г. Байрона, П. Мериме, Э.А. По, О. Генри, Д. Лондона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.
Реализация программ среднего (полного) общего образования
Русская литература XIX века: драма «Гроза» А.Н. Островского; роман «Обломов» И.А. Гончарова; роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева; лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета; произведения А.К. Толстого; лирика и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова; произведения Н.С. Лескова; «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина; роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского; роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого; рассказы и пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехова.Русская литература XX века: лирика и рассказы И.А. Бунина; пьеса «На дне» М. Горького; поэзия конца XIX – начала XX вв.; лирика и поэма «Двенадцать» А.А. Блока; лирика и поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского; лирика и поэмы С.А. Есенина; лирика М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама; лирика и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; лирика и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака; романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова; произведения А.П. Платонова; роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова; лирика А.Т. Твардовского, новеллы из цикла «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова; повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына; проза, поэзия, драматургия второй половины XX века; литература народов России.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||||||
Основная школа | Старшая школа | ||||||||
Базовый уровень | Профильный уровень | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
| |||||||
| Стандарт основного общего образования по литературе | Д | | | Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературе. | ||||
| Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) | | Д | | | ||||
| Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) | | | Д | | ||||
| Примерная программа основного общего образования по литературе | Д | | | | ||||
| Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе | | Д | | | ||||
| Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе | | | Д | | ||||
| Авторские программы по литературе | Д | Д | Д | | ||||
| Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл. | К |
|
| В учебный фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. | ||||
| Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл. | К |
|
| |||||
| Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл. | К |
|
| |||||
| Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл. | К |
|
| |||||
| Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл. | К |
|
| |||||
| Учебник по литературе. 10 кл. |
| К | К | |||||
| Учебник по литературе. 11 кл. |
| К | К | |||||
| Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы. Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы. | К | К | К | |||||
| Дидактические материалы по всему курсу литературы | Ф | Ф | Ф | Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. | ||||
| Художественная литература | Д | Д | Д | Основной фонд библиотеки образовательного учреждения должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся) | ||||
| Методические пособия по литературе для учителя | Д | Д | Д |
| ||||
| Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.) | Д | Д | Д |
| ||||
| Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература», «Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.) | Ф | Ф | Ф |
| ||||
2 | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||||
| Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||||
| Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д | Д | Д |
| ||||
| Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||||
| Альбомы раздаточного изобразительного материала | Д | Д | Д | Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры). | ||||
3 | информационно-коммуникативные средства | ||||||||
| Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся. | ||||
| Электронные библиотеки по всему курсу литературы. Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях. | Д | Д | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.
| ||||
4 | Экранно-звуковые пособия | ||||||||
| Видеофильмы по основным разделам курса литературы | Д | Д | Д | Видеофильмы могут быть в цифровом (компьютерном) виде. | ||||
| Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д | Д | Д |
| ||||
| Слайды (диапозитивы) по литературе | Д | Д | Д |
| ||||
5 | Технические средства обучения | ||||||||
| Мультимедийный компьютер | д | д | д | Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных). | ||||
| Мультимедиапроектор | Д | Д | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | ||||
| Средства телекоммуникации | Д | Д | Д | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий. | ||||
| Сканер | Д | Д | Д |
| ||||
| Принтер лазерный | Д | Д | Д |
| ||||
| Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | ||||
| Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | Д |
| ||||
| Экран на штативе или навесной | Д | Д | Д | Мин. размеры 1,25х1,25 | ||||
| Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) | Д | Д | Д |
| ||||
| Телевизор | Д | Д | Д | Диагональ не менее 72 см | ||||
| Аудио-центр. | Д | Д | Д | С возможностью использования аудио-дисков CDR | ||||
| Специализированная учебная МЕБЕЛЬ | ||||||||
| Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч. |
|
|
|
| ||||
| Компьютерный стол |
|
|
|
| ||||
| Ящики для хранения таблиц |
|
|
|
| ||||
| Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
|
|
|
| ||||
| Штатив для карт и таблиц |
|
|
|
| ||||
| Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
|
|
|
|
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 76 – 89 %;
«3» - 50 – 75 %;
«2» - менее 50 %.
Оценка зачетных работ
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.