СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 9
рабочая программа
по географии для 6 класса
(основное общее образование)
Количество часов - 1
Учитель Склянко М. Н.
Программа разработана на основе
программы курса географии
для 5 –9 классов общеобразовательных учреждений
/ О. А. Климанова .-М.: Дрофа,2012.)
П. Горняцкий
2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) на основе:
Настоящее «Положение о рабочей программе учителя» разработано в соответствии с рекомендациями:
- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г.№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы. География 5-9 кл.: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2013. Программы основного общего образования по географии. 5-9 кл. Авторы: О. А. Климанова, В. В. Климанов
- Письмо Минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24\4.11 -4851\м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Роль учебного курса в программе школы.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
Целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
Комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
Социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Школьный курс географии призван так же способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Количество часов в год - 34 ч. Контрольных работ - 3
Количество часов в неделю - 1ч. Практических работ - 5
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета географии
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.
Учащийся 6 класса должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; основами экологической культуры.
Метапредметные результаты.
Учащийся 6 класса должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
составлять описания объектов;
составлять простой и сложный план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников;
выявлять причинно - следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
давать характеристику географических объектов;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
создавать презентационные материалы.
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты:
Учащийся 6 класса должен уметь:
объяснять значение понятий: «полярные круги»,
«тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;
показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;
объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;
определять координаты точек и точек по их географическим координатам.
составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;
определять по карте местоположение объекта;
объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;
составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;
наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
описывать погоду и климат своей местности;
показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот;
объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;
объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
приводить аргументы для обоснования тезиса «почва— особое природное тело»;
приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;
доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;
использовать географические карты для поиска информации;
характеризовать природные зоны с использованием карт;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.
Личностные УУД
Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Регулятивные УУД
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
4. Содержание учебного предмета:
6 класс (1ч в неделю, всего 34 ч)
Раздел 4. Земля во Вселенной (4 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум№1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение (5 ч)
План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум№2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум№3. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
Раздел VI. Природа Земли ( 19 ч)
Тема 10.Планета воды (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
Тема 11. Внутреннее строение Земли(3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков? Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
Тема 12. Рельеф суши (4 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (7 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер? Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум №5. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
Тема 14. Гидросфера- кровеносная система Земли (3ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро? Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни (7 ч)
Тема 15. Живая планета (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
Тема 16. Географическая оболочка Земли и её закономерности (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
Тема 17. Природа и человек (1 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
6 класс
Урок-практикум№1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Урок-практикум№2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Урок-практикум№3. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
Урок-практикум№4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум№5. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
5. Тематическое планирование
№ п\ п | Название раздела , темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Раздел 4. Земля во Вселенной | 4ч | 1 | 1 |
2 | Раздел5. Путешествия и их географическое отражение | 5ч | 2 | |
3 | РазделVI. Природа Земли | 19 ч : | | 1 |
| -Тема 10.Планета воды. | 2 | | |
| -Тема11. Внутреннее строение Земли | 3 | | |
| -Тема 12. Рельеф суши | 4 | | |
| -Тема13. Атмосфера и климаты Земли | 7 | 2 | |
| - Тема 14. Гидросфера- кровеносная система Земли | 3 | | |
4 | Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни | 7ч | | |
| - Тема 15. Живая планета | 2 | | |
| -Тема16. Географическая оболочка Земли и её закономерности | 3 | | 1 |
| - Тема 17. Природа и человек | 1 | | |
итого | | 34 ч | 5 | 3 |
Планируемые результаты изучения предмета географии
Раздел 1. Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
1. Критерий выставления оценки за устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
2. Критерий выставления оценок за практические работы по географии
Оценка"5" ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка"4" ставится, если практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка"3"ставится, если практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
3. Критерий оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Оценка«5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
4. Требования к выполнению практических работ на контурной карте
1. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
3. При нанесении на контурную карту географических объектов использовать линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
4. Названия географических объектов писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
5. Географические названия объектов подписывать с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Календарно - тематическое планирование курса «География.» 6 класс (34 часа) О.А. Климанова
№ п\п | Дата
| Тема урока | Тип урока | Требование к результату | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Оборудование | Дополнит. литература | ||||||||||
понятия, номенклатура и персоналии | предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||
план | фактически | ||||||||||||||||
| Раздел 4. Земля во вселенной ( 4 ч) | ||||||||||||||||
1 | 01.09 |
| 1)Вращение Земли и его следствия
| Урок изучения нового материала | Формирование представлений о строении Солнечной системы, влиянии космоса на Землю | Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы | Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли
| Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи
| Понимание влияния космоса Землю | Карта полушарий, глобус, атлас, презентация «Вращение Земли» | Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
2 | 08.09 |
| 2)Диагностическая контрольная работа
| Урок обобщения знаний | Обобщить и систематизировать знания за 5 класс |
| Умение анализировать. Сравнивать. Обобщать знания | Умение выявлять причинно-следственные связи | Понимание роли и значения географических знаний | Раздаточный материал, атлас | Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
3 | 15.09 |
| 3)Географические координаты | Комбинированный урок | Формирование представлений о системе координат, умения определять географическую широту | Система координат, экватор, параллель, географическая широта | Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
| Понимание важности умения определять свои координаты | Глобус, карта полушарий, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты | География в таблицах В.В. Климанов | ||||||
4 | 22.09 |
| 4) П\ Р .Определение географических координат точки по глобусу | Комбинированный урок | Формирование представления о географических координатах, умения определять географическую долготу | меридиан, начальный (нулевой, Гринвичский) меридиан, географическая долгота, географические координаты
| Умение определять форму меридианов на глобусе и карте, определять географическую долготу, определять местонахождение объекта по географическим координатам | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя | Понимание важности умения определять свои координаты | Глобус, карта полушарий, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты |
| ||||||
Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение ( 5 ч) | |||||||||||||||||
5 | 29.09 |
| План местности | Комбинированный урок | Правила построения плана местности. Масштаб плана | Топография, условные знаки, основные приемы их написания | Освоение понятий «план местности», «масштаб», способов изображения объектов с помощью условных знаков |
Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя
| Понимание роли и значения географических знаний, жизненное самоопределение в условиях работы в коллективе
| Планшет, циркуль,линейка Карандаш, резинка | Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
6 | 06.10 |
| Ориентирование по плану и на местности | Комбинированный урок | Определение масштаба. Приемы измерения расстояний. Условные знаки. | Топография, условные знаки, основные приемы их написания | Умение проводить полярную и маршрутную съемки местности | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя | Проявления внимания, доброжелательного отношения к окружающим, интереса к новым знаниям | Планшет, циркуль, линейка Карандаш, резинка | Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
7 | 13.10 |
| П\ Р .Составление плана местности | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Правила построения плана местности. Масштаб плана | Топография, условные знаки, основные приемы их написания | Освоение понятий «план местности», «масштаб», способов изображения объектов с помощью условных знаков | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя |
Понимание важности умений работы с планом и картой
| Планшет, циркуль,линейка Карандаш, резинка |
| ||||||
| 20.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
8 |
|
| Многообразие карт | Урок изучения нового материала | Развитие представлений о географической карте, плане местности. Формирование представления о масштабе карты | Географическая карта, план местности, масштаб | Умение объяснять свойства географической карты и плана местности, масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умения определять расстояния по карте | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений
| Понимание значения географических карт | Географические Карты( полушарий, России) План местности | География(энциклопедия) А.А. Воротников «Основы учения о биосфере» Г.В.Войткевич | ||||||
9 | 27.10 |
| П\Р. Работа с картой. | Комбинированный урок | Формирование представления об азимуте, умения работать с азимутом, географическими координатами | Азимут, географические координаты Раздел 6. | Умение определять азимут по карте и на местности и географическиекоординаты Природа Земли ( 19ч) | Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя;
| Понимание важности умений работы с планом и картой | Карта полушарий, контурная карта |
| ||||||
| |||||||||||||||||
10
| 10.11 |
| Тема 10. Планета воды(2ч) 1)Свойства вод Мирового океана
|
Комбинированный урок
| Формирование представлений о частях Мирового океана. Основные свойства вод Мирового океана
|
Моря, проливы, заливы, остров, полуостров, архипелаг, промилле
| Понимание того, что Мировой океан - это часть гидросферы, выделение основных частей океана и основных свойств океанической воды
| Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
|
Проявление эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде
| Физическая карта Мирового океана и полушарий, таблицы Презентация «Мировой океан и его части»
| «Физическая география» А.М. Берлянт | ||||||
11 | 17.11 |
| 2)Движение вод в Мировом океане | Урок изучения нового материала | Сформировать представление о движении воды в океане – познакомить с течениями, свойствами и особенностями
| Течения, теплое течение, холодное течение, «бутылочная почта» | Понимание основных видов движений вод в океане, причин образования волн и течений, усвоение их видов и значения | Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя;
| Осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности |
Физическая карта Мирового океана и полушарий, таблицы
| Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
12 | 24.11 |
| Тема 11. Внутреннее строение Земли.(3ч) 1.Движение литосферных плит | Урок изучения нового материала | Сформировать по внешним признакам умение различать осадочные и магматические породы, и их использование человеком | Горст, грабен, вертикальные колебания земной коры, литосфера, литосферные плиты, ядро. Мантия, земная кора | Понимание внутреннего строения земной коры, различий материковой и океанической земной коры | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Проявление устойчивого познавательного интереса |
Карта полушарий, таблицы картины презентация «Движение земной коры» | «Занимательная география» (6-8кл) Н.А.Касаткина | ||||||
13 | 01.12 |
| 2.Землетрясения: причины и последствия | Комбинированный урок | Выявить виды движения земной коры и объяснить вызывающие их причины | Землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмограф | Понимание расположения подвижных участков земной коры, методов прогнозирования от опасных природных явлений и защиты от них | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
| Осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности |
Карта строения земной коры. Таблицы, схемы, атлас, контурные карты
| Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
14 | 08.12 |
| 3.Вулканы | . Комбинированный урок | Сформировать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения | Вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, действующий и потухший вулкан | Понимание расположения подвижных участков земной коры, механизма образования вулканов | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
| Проявление устойчивого познавательного интереса |
Карта строения земной коры. Таблицы, схемы, атлас, контурные карты
| «Физическая география» А.М. Берлянт | ||||||
15 | 15.12 |
| Тема 12. Рельеф суши(4ч) 1)Изображение рельефа на планах местности |
Комбинированный урок |
Формирование представления о способах изображения рельефа | Изолинии, бергштрихи, послойная окраска, абсолютная и относительная высота, шкала высот и глубин | Умение объяснять специфику способов картографического изображения; Умение определять абсолютную и относительную высоты
| Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя;
|
Проявление устойчивого познавательного интереса
| Карта полушарий, таблицы картины, атласы, схемы | География(энциклопедия) А.А. Воротников | ||||||
16 17 | 22.12 29.12 |
| 2)Горы 3)Равнины | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | Формирование представлений о видах горных пород Сформировать представление об основных формах рельефа суши, их различиях по высоте и характеру рельефа | Гора, холм, вершина, пик, горный хребет, перевал, Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, террикон, дюна, бархан | Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы Понимание основных понятий темы образование равнин, изменение равнин под действием текучей воды и ветра
| Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Осознание важности исследований Земли Осознание важности исследований Земли | Физическая карта полушарий, таблицы, макеты, схемы, атлас, контурные карты Физическая карта полушарий, таблицы, макеты, схемы, атлас, контурные карты
| «Физическая география» А.М. Берлянт Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
18 | 12.01 |
| 4)Урок обобщения и контроля по теме: « Природа Земли» | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Развитие навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Топография, условные знаки, основные приемы их написания Изолинии, бергштрихи, послойная окраска, абсолютная и относительная высота, шкала высот и глубин | Умение читать карту, определять азимут по плану, карте и на местности Умение объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах; Умение определять виды форм рельефа | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами | Осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности | Раздаточный материал, аьлас | Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (7 часов)
| |||||||||||||||||
19 |
|
| 1)Строение атмосферы. Температура воздуха | Урок изучения нового материала
| Формирование представлений о строении и составе атмосферы Формирование представлений о причинах изменения температуры воздуха | Атмосфера тропосферастратосфера, верхние слои атмосферы Температура, виды температур (максимальная и т.д., суточная и т.д.), амплитуда температур | Умение объяснять вертикальное строение атмосферы; умение определять существенные признаки понятий Умение объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры, амплитуду температур
| Планировать свою деятельность под руководством учителя уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Осознание важности атмосферы для жизни на Земле
| Глобус, таблицы,справочник, презентация «Атмосфера и ее строение» Физическая карта полушарий, термометр, атлас | «Занимательная география» (6-8кл) Н.А.Касаткина | ||||||
19.01 |
| ||||||||||||||||
20 | 26.01 |
| 2)Атмосферное давление | Комбинированный урок | Формирование представлений об атмосферном давлении | Э. Торричелли, атмосферное давление, барометр, виды барометров | Умение объяснять атмосферное давление, его изменение; умение определять атмосферное давление с помощью барометра | Планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого | Проявление потребности в самовыражении и самореализации | Барометр, таблицы, презентация «Атмосферное давление» | Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
21 | 02.02 |
| 3)Движение воздуха. Ветер | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах возникновения ветра | Ветер, бриз, флюгер, сила ветра, роза ветров | Умение объяснять причины возникновения ветра; умение определять направление, силу ветра | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого |
| Картины: анемометр, флюгер, роза ветров, схемы, презентация «Ветер» |
| ||||||
22 | 09.02 |
| 4)Облака и атмосферные осадки | Комбинированный урок | Формирование представлений о влажности воздуха и атмосферных осадках | Влажность воздуха, испарение, конденсация, облако, виды облаков, атмосферные осадки и их виды | Умение объяснять образование облаков и атмосферных осадков, | Определять критерии для сравнения фактов, явлений |
| Таблицы, схемы, презентация «Атмосферные осадки» | «Физическая география» А.М. Берлянт | ||||||
23 | 16.02 |
| 5)Погода . Климат. | Комбинированный урок | Формирование представлений о погоде и причинах её изменения | Погода, метеорология, воздушная масса, синоптические карты | Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды | Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
| Осознание важности метеорологических наблюдений | ТаблицыКлиматическая карта мира, презентация «Климат» | «Основы учения о биосфере» Г.В. Войткевич | ||||||
24 | 01.03 |
| 6) П \Р .Работа с климатическими картами | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах | Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амундсен | Умение различать понятия климат и погода, умение объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря | Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений
| Осознание влияния климата на жизнь и здоровье человека | Раздаточный материал( карточки, схемы), атлас, климатическая карта мира
| Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
25 | 15.03 |
| 7) П \Р. Наблюдение за погодой | Урок повторения знаний | Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах | Погода, метеорология, воздушная масса, синоптические карты | Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды | Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений | Осознание важности метеорологических наблюдений |
Раздаточный материал( карточки, схемы), атлас, климатическая карта мира
|
| ||||||
| Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли (3 часа)
| ||||||||||||||||
26 | 05.04 |
| 1)Реки в природе и на географических картах | Урок изучения нового материала | Формирование представлений о составе и значении гидросферы, речных системах | Гидросфера, круговорот воды, гидрология, река, исток, устье, приток, режим реки, половодье, паводок, русло, питание реки | Умение объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты, выделение существенных признаков частей Мирового океана | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание важности воды как основы жизни | Физическая карта полушарий, макеты, таблицы, контурные карты, атлас | География(энциклопедия) А.А. Воротников | ||||||
27 | 12.04 |
| 2)Озера | Комбинированный урок | Развитие представлений о реках и озёрах, о различиях между разными реками и озёрами | Речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера; Каспий, Анхель, Байкал | Умение объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; умение определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера | Определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание важности воды как основы жизни | Карта полушарий, атлас, контурные карты, таблицы Презентация «Озера» | «Занимательная география» (6-8кл) Н.А. Касаткина | ||||||
28 | 19.04 |
| 3)Воды суши: подземные воды. Болота. Ледники. | Комбинированный урок | Формирование представления о подземных водах и ледниках | Подземные воды, виды подземных вод, ледник, виды ледников, многолетняя мерзлота, Гренландия, Антарктида, Сев.Лед. океан | Умение объяснять условия залегания и использования подземных вод, условия образования природных льдов; умение определять вид природных льдов | Выявлять причинно-следственные связи; | Осознание важности воды как основы жизни | Презентация «Воды суши», таблицы, схемы, атлас, карта полушарий | Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова | ||||||
Раздел 7: Географическая оболочка- среда жизни. Тема 15. Живая планета ( 2 ч) | |||||||||||||||||
29 | 26.04 |
| 1)Закономерности распределения живых организмов | Урок изучения нового материала | Формирование представления о биосфере, ее разнообразии и значении | Биосфера, царства живых организмов круговорот веществ | Умение объяснять роль царств природы; Умение определять причины разнообразия растений и животных | Ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя | Понимание исключительного места Земли в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов
| Презентация « Биосфера», таблицы, атлас | География(энциклопедия) А.А. Воротников | ||||||
30 | 03.05 |
| 2)Почва ка особое природное тело | Комбинированный урок | Развитие представлений о круговороте веществ и охране природе Формирование представления о почве и условиях ее формирования | Почва, гумус, плодородие, В.В.Докучаев | Умение объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв | выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | Карта природных зон, таблицы, атлас, презентация «Почва» | «Основы учения о биосфере» Г.В.Войткевич | ||||||
| Тема 16. Географическая оболочка ее закономерности (4 ч)
| ||||||||||||||||
31 | 10.05 |
| 1)Понятие о географической оболочке | Урок изучения нового материала | Развитие представлений о круговороте веществ и охране природе | .И.Вернадский, биосфера, заповедникнациональный парк, всеобщий круговорот вещества и энергии, Красная книга | Умение объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира; умение определять сущность экологических проблем, характер взаимного влияния живого и неживого мира | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | Таблицы, атлас, | Репетитор по географии М.И. Кизицкий | ||||||
32 | 17.05 |
| 2)Природный комплекс как части географической о)Природные зоны Землиболочки.
| Комбинированный урок | Формирование представления о природном комплексе. Развитие представлений о природных зонах | Природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка | Умение объяснять особенности строения и состава географической оболочки, законы развития географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки | Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание необходимости бережного , гуманного отношения к окружающей среде | Карта природных зон, почвенная, таблицы, атлас | География(энциклопедия) А.А. Воротников | ||||||
33 34 | 24.05 31.05 |
| 3)Итоговая контрольная работа за год Тема 17. Природа и человек(2 ч) 1)Стихийные бедствия и человек | Урок обобщения и контроля урок Комбинированный урок |
Развитие представлений о стихийных бедствиях, их происхождении и последствиях | Природная зона, виды природных зон, закон географической зональности, экологическая угроза закон географической зональности, экологическая угроза | Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку; Умение определять характер размещения природных зон Земли Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку;
| Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого | Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли | Карта природных зон, почвенная, таблицы, атлас Карта природных зон, почвенная, таблицы, атлас |
Тесты по географии(6- 10 кл. Н.Н. Петрова Репетитор по географии М.И. Кизицкий |
7. Учебно –методическое и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Данный учебно - методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (по ред. О. А. Климановой).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
8. Результаты изучения предмета географии и система оценки планируемых результатов.
Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
В учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основного компонента образовательного процесса — учебного предмета.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Для оценки динамики на курсе основного общего образования формирования и уровня сформированности метапредметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать результаты в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предмету;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации
• защиты итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ предполагает выделение базового уровня достижений.
Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для оценки динамики формирования предметных результатов целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета - ____________ М.Н.Склянко
МБОУ СОШ № 9 от 28 августа 2015 г.
от 28 августа 2015 года № 1
-------------------Ломакина О. Н .