Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса. Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Интересная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения. В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся . Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой. Программа предназначена для детей 6кл. Объём программы составляет 34часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год. Цели и задачи программы: 1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии. 2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей. 3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами. 4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники 5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике. 6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии. 7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать, 8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру. Основные направления и содержание деятельности. Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии. По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми. Прогнозируемые результаты В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России: - истории их возникновения, - их архитектуре, - их географии; приобретут практические навыки и умения: - работы с картой, - работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами, - навыки организации работы в группе. - правила поведения при выходе на экскурсии. Основное содержание программы Тема 1. Введение – 1 час - знакомство с деятельностью кружка, планирование. Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов - история изобретения компаса - упражнения и движение на местности с компасом и без него - определение направлений, расстояний по плану местности и карте - решение географических задач на определение координат. Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов - современные гипотезы о происхождении гор на земле. - вулканы, гейзеры, горячие источники. - землетрясения. - разнообразие форм рельефа на Земле. - рельеф своей местности. Тема 4. Голубая планета -7часов. - современные способы изучения морей и океанов. - водяные смерчи, бури и ураганы в море.. - растительный и животный мир океанов и морей. - тайны Мирового океана. - крупнейшие реки Земли. - крупнейшие озера земли, озера-диковинки. Тема5. Воздушное покрывало – 5часов. - современные методы изучения атмосферы. - обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. - грозные явления в атмосфере. - местные признаки и приметы для предсказания погоды Тема 6: Зеленая планета -5часов. - удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены. - уникальный подводный мир,планктон,его значение, морские сообщества, коралловые рифы. - крупные заповедники и охраняемые природные территории - экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях. Тематическое планирование. № п/п | Название темы | Количество часов | Экскурсии | Практическая работа | 1. | Вводное занятие | 1 1 0 | | | 2. | Ориентирование на местности | 11 | 2 | 2 | 3. | Жизнь земной коры | 7 | 1 | 1 | 4. | Голубая планета | 5 | - | 1 | 5 | Воздушное покрывало. | 5 | - | 2 | 6. | Зеленая планета | 5 | 1 | 1 | | Итого | 34 | 4 | 7 | Календарно-тематическое планирование работы кружка: «Интересная география» 6класс -34ч 1час/неделю № п/п | Тема | Вид деятельности | Умения и навыки | дата | 1. | Введение | Обсуждение, планирование тестирование | Высказывать свои мысли, предложения для интересной работы кружка. | | 1 | Тема: Ориентирование 11ч. | | | | 2. | Время по которому мы живем. | Работа с источниками географической информации | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | | 3. | Солнце как маяк. Определяем время по солнцу | Экскурсия на местность | Уметь определять время суток по расположению солнца | | 4. | Ориентирование по звездам и луне. | Обсуждение полученной информации | | | 5. | Кто придумал компас | Сбор информации и подготовка к созданию презентации | Уметь распределять цели и задачи в группе | | 6. | Загадочная стрелка | Обсуждение полученной информации | Уметь выражать свои мысли высказывать предположения, выдвигать гипотезы. | | 7. | Компасы без магнитной стрелки | Обсуждение полученной информации | | | 8. | Движение по азимутам | Практическая работа на определение азимута школьных обьектов | Умение общаться, работать в группе, помогать товарищам. | | 9. | Географические координаты | Решение географических задач на определение координат | Применять полученные знания | | 10. | Местность и карта | Практическая работа по составлению плана своей местности, используя условные обозначения | Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение | | 11. | Подготовка к походу | Составление правил безопасного похода в природу. | Знать что необходимо брать в поход. Уметь определять главное. | | 12. | Местные ориентиры, приметы и признаки. | Экскурсия на местность | Уметь применять полученные знания по ориентированию в природе. | | | Тема: Жизнь земной коры 5ч | | | | 13. | Плавают ли материки | Знакомство с гипотезами о движения земной коры | Уметь высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. | | 14. | Как растут горы | Просмотр видеофильма. Обсуждение. | | | 15. | О чем расскажут камни | Экскурсия. | Уметь сравнивать, определять, предполагать. | | 16. | Как ищут полезные ископаемые. | Практическая работа по сбору коллекции горных пород своей местности.. | Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам. | | 17. | Есть ли бесполезные ископаемые | Сбор информации, работа с географическими источниками информации Обсуждение темы | Уметь работать с атласами, справочниками. статистическим материалом. | | | Тема: Голубая планета 7ч. | | | | 18. | Великие реки Земли | Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик. | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | | 19 | Удивительные озера мира | Сбор информации и совместная подготовка презентации | Умение применять полученные знания работать в группе, распределять обязанности. | | 20 | Твердый океан | Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами. | Уметь делать выводы по данной теме. | | 21 | «Белая смерть» - лавины | Обсуждение полученной информации | Уметь сопоставлять, логически мыслить, делать выводы. | | 22 | Бермудский треугольник | Выступление с сообщениями. Обсуждение | Уметь находить информацию, выделять главное, высказывать свое мнение. | | 23. | Водяное отопление материков | Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов. | Уметь работать с источниками информации | | 24. | Опасный океан: смерчи, цунами. | Просмотр видеофильма, обсуждение | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | | | Тема: Воздушное покрывало -5ч. | | | | 25. | Одежда Земли | Обсуждение полученной информации | | | 26. | Миф или правда: искусственный дождь. | Работа с источниками географической информации | Уметь находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | | 27. | Учимся предсказывать погоду | Практическая работа. Как работает школьная метеостанция. | Уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы | | 28. | Живые барометры | Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая работа по наблюдению за поведением живых организмов перед изменением погоды. | Уметь применять полученные знания в жизни. | | 29. | Грозные явления в атмосфере. | Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. | Умение применять полученные знания на уроках информатики. | | | Тема: Зеленая планета -5ч. | | | | 30. | Уникальные растения и животные | Практическая работа определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде. | Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы. | | 31. | Зеленое богатство океанов | Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами. | Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их | | 32. | Природные лаборатории-заповедники. | Экскурсия | Знать правила поведения во время групповых экскурсий. Уметь собирать | | 33. | Человек и природа. Экстремальные условия жизни. | Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами. | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать. | | 34. | Обобщение полученных знаний. | Урок-конференция Выступление с защитой презентаций. | | | Список литературы. Для учащихся: 1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997. 2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997. 3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. 4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002 6. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г. 7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г Для учителя: 1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г. 2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г. 3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г. 4. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000 5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ 6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н. 7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт:http://www.danilova.ru 8. География:Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru 9. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru |