СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа доп. образования . Кружок "Очумелые ручки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью-– это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы ,а. практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа доп. образования . Кружок "Очумелые ручки."»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью-– это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы ,а. практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс кружка “Очумелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Рабочая программа рассчитана для обучающихся школы. Занятия проводятся  2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Основные цели работы:

  • формирование практических трудовых навыков;

Задачи:- 

развитие:

  • творчества;

  • сенсорики, мелкой моторики рук;

  • пространственного воображения;

  • способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

овладение:

  • начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

  • опытом практической деятельности по созданию поделок;

  • способами планирования и организации досуговой деятельности;

  • навыками творческого сотрудничества.

воспитание:

  • уважительного отношения к результатам труда;

  • интереса к творческой и досуговой деятельности;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

  1. Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.

  2. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке

Иметь представление:

  • о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

  • о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

  • правила ТБ;

  • название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

  • правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила общения;

  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

  • что такое деталь (составная часть изделия);

  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

  • виды материалов;

  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы разметки: сгибание и по шаблону;

  • способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

  • различать материалы по их назначению;

  • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

  • качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

  • выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).














Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.

1 год обучения.

п/п

                 Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном.

26

2

24

3

Работа с тканью.

13

2

11

4

Работа с бросовым

материалом

13

2

11

5

Работа с пластилином

13

2

11

6

Итоговое занятие

2

2

-


Итого

68

11

57


Содержание:

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.

  • Знакомство с оригами.

  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

  • Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

  • Изготовление настольных игрушек (но образцу).

  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с  тканью.

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.

  • Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

Работа с бросовым материалом.

  • Конструирование дома для сказочных героев.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок,

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).

  • Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).

  • Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

2 год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном.

16

1

15

3

Работа с тканью, мехом

16

1

15

4

Работа с природным материалом

11

1

10

5

Работа с пластилином

11

1

10

6

Работа с бросовым материалом

11

1

10

7

Итоговое занятие

2

2

-


Итого

68

8

60



Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля.

  • Правила по технике безопасности.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бумагой и картоном.

  • Закладка с использованием вышивки.

  • Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик).

  • Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет).

  • Игрушки небывальщины (работа по замыслу).

  • Изготовление аппликации “Осенний лес”.

  • Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

  • Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.

  • Знакомство с папье-маше.

  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).

  • Вырезание снежинок.

Работа с тканью, мехом.

  • Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).

  • Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо.

  • Изготовление обложки для книги.

  • Шитье мягкой игрушки.

  • Изготовление сувениров.

Работа с природным материалом.

  • Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

  • Изготовление композиций из засушенных листьев.

  • Изготовление животных из шишек.

  • Составление композиции (коллективная работа).

  • Работа но замыслу детей.

  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных.

  • Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

  • Лепка-игра.

Работа с бросовым материалом.

  • Изготовление сувениров.

  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

  • Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.

  • Проведение итогового контроля.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  • бережно относиться к инструментам и материалам;

  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.


3 год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вязание крючком

16

2

14

3

Работа с бумагой.

12

1

11

4

Работа с тканью, мехом.

16

1

15

5

Работа с бросовым мат-м.

12

1

11

6

Работа с пластилином

9

-

9

7

Итоговое занятие

2

2

-


Итого

68

8

60


Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Вязание крючком.

  • Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа.

  • Игольница “Грибок”, “Ромашка”.

  • Вязание игрушек-сувениров.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление елочных игрушек.

  • Изготовление новогодних сувениров.

  • Изготовление карнавальных масок.

  • Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.

  • Изготовление гирлянд (коллективная работа).

  • Изготовление игрушек-сувениров.

Работа с тканью, мехом.

  • Шитье мягкой игрушки.

  • Изготовление игрушек-сувениров.

  • Изготовление настенного кармашка для мелочей.

Работа с бросовым материалом.

  • Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

  • Шитье игольницы (из открыток).

  • Изготовление подставки для чайника.

  • Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы).

  • Знакомство и изготовление чеканки (по образцу).

  • Работа по замыслу детей.

Работа с пластилином.

  • Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

  • Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек, листьев.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

4 год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бисером.

16

2

14

3

Работа с тканью, мехом

10

1

10

4

Работа с бумагой и бросовым материалом

16

-

16

5

Вязание на спицах

16

2

14

6

Работа с пластилином

7

-

7

7

Итоговое занятие

2

2

-


Итого

68

8

60

Содержание:

Вводное занятие.

  • Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

Работа с бисером.

  • Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций.

  • Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.

  • Плетение браслетов-“фенечек”.

  • Плетение колец.

  • Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

  • Плетение брошек (работа по схемам).

  • Плетение кулонов.

  • Ажурные браслеты.

  • Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях).

  • Панно “Стрекозы”.

  • Плетение одной нитью.

  • Плетение в две нити.

  • Плетение жгута.

  • Плетение крестиком.

  • Плетение столбиком.

  • Плетение салфетки из бисера.

  • Плетение пасхального яйца.

  • Работа по замыслу детей.

Работа с тканью, мехом. Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала).

Работа с бумагой и бросовым материалом.

  • Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

  • Изготовление карандашницы.

  • Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки).

  • Изготовление шкатулки-сувенира.

  • Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки).

  • Изготовление чеканки (по замыслу детей).

  • Работа по замыслу детей.

Вязание на спицах.

  • Приемы вязания.

  • Набор петель начального ряда.

  • Лицевые, изнаночные и кромочные петли.

  • Накиды.

  • Прибавление и убавление петель.

  • Вязание шапочки и шарфика для куклы.

  • Вязание детских варежек, носочек.

  • Вязание рисунка.

Работа с пластилином. Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

Итоговое занятие.

  • Подведение итогов.

  • Проведение итогового контроля.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы;

  • контролировать правильность выполнения работы.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Дети третьего и четвертого годов обучения учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.





Список литературы.

  1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007

  2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

  3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  4. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.

  5. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.

  6. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

  7. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

  8. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

  9. М.А.Гусакова “Аппликация”

  10. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

  11. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

  12. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

  13. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

  14. Т.И. Еременко “Рукоделие”

  15. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  16. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  17. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

  18. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

  19. Н.М.Конышева “Умелые руки”

  20. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

  21. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).

  22. Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”

  23. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”

  24. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

  25. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

  26. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”


















Приложение


Правила Техники безопасности


КОЛЮЩЕ- РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

  1. Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить.

  3. Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед.

  4. Пользоваться только исправными инструментами.

  5. Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы.

  6. Инструменты хранить на специальной доске.

У Т Ю Г

  1. Работать утюгом только под присмотром преподавателя.

  2. При включении в розетку утюга браться только за вилку.

  3. Утюг ставить только на жаростойкую подставку.

  4. Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра.

  5. Не допускать перегрева утюга.

  6. Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался.

  7. При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю.

  8. По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать.




СОВЕТЫ МАСТЕРУ


  1. Соблюдай правила безопасности труда.

  2. Проявляй в работе старание, терпение, творчество.

  3. Экономно используй материал.

  4. По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.


НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ - МАСТЕРУ.


Глаза страшатся, а руки делают.

Начиная дело, о конце размышляй.

Без труда ничего не получишь.

Мало хотеть, надо знать и уметь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Авось и как- нибудь до добра не доведут.

Семь раз примерь, один отрежь.








ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:


ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА и ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК.

ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения

Оловянный солдатик – вытянуться в струнку

Тряпичная кукла (например, Карабас – Барабас) – резко согнуть колени, наклониться вперед, расслабить спину, руки.

ПТИЧЬЯ СТАЙКА: Дети становятся в круг. Педагог за кругом. Выбирают, кто какой птичкой будет. По сигналу педагога дети прыгают по кругу, читают стихотворение «Птичья стайка».

ПАРЯЩАЯ ПТИЦА: Встали прямо, спиной к стенке. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Представьте себя птицей, свободно парящей по небу. Нет ни проблем, ни тревог – только бесконечная синь вокруг. Выполнять две- три минуты, концентрируясь на собственных ощущениях.

РОСТОК: Сели на пол. Изо всех сил полностью обхватили колени. Спина ссутулена. Представьте себя крошечным зернышком, находящимся в земле. Где-то там холодно, шумит зима, валит снег… А вам – тепло и уютно в вашем маленьком «домике». Но вот пригрело солнышко! Вы ощущаете странное покалывание – сначала в верхней части головы, которое затем постепенно переходит на все тело. Вы понимаете, что растете. Каждой клеточкой своего организма тянетесь к солнцу. Сначала мысленно, а потом и наяву поднимаетесь, встаете. Аккуратно поднимаете руки вверх – надо быть ближе к светилу!

СТРУНА: В той же позе (руки подняты вверх, глаза закрыты, мысли – к свету) представляете свою главную «струну» организма. Позвоночник! Какого он цвета? Темный, коричневый, желтый? Ваше внутреннее здоровье явно «пошаливает». Наполните позвоночник новой космической энергией, переливающейся ярко-белым, блестящим светом, периодически переходящим в нежно-зеленый, тоже блестящий! Несколько раз напрягите – расслабьте плечи и позвоночник.




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК И НОГ

«ОЛЕНИ»

А сегодня мы – олени (руки подняты и скрещены над головой, пальцы растопырены)

Ветер рвется нам на встречу

Ветер стих – расправим плечи,

Руки снова на колени

А теперь немного лени ….

( руки расслаблены)

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики.


Гимнастика для глаз

Задачи:

  • способствовать оздоровительному эффекту в процессе исполь­зования предлагаемых упражнений;

  • предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 уп­ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы­кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож­няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.


Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Бабочка

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли­вая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Ана­логичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

«На море»

(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»

1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают дви­жение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»

1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

3. «Радуга»

1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»

1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»

1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.