Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ Павлова Г.Л. Протокол № 1 от «28» августа 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Холина Н.Н. «29» августа 2014г. | «Утверждаю» Директор школы _______ Лазарева О.И. Приказ № 110 от « 1» сентября 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного часа
по русскому языку
«Русская орфография»
в 5 классе
Павловой Галины Леонидовны,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «Новошешминская СОШ»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2014 г.
2014 - 2015 учебный год
Учебно-тематическое планирование
дополнительного часа по русскому языку
Классы – 5
Учитель – Павлова Г.Л.
Количество часов
Всего – 35; в неделю – 1 часа
Плановых уроков:
Планирование составлено на основе ФГОС основного общего образования второго поколения и на основе Методической рекомендации «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» в 2014-2015 учебном году, г. Казань, 2014, адаптировано на основе рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2012 г.
Учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. М.: Просвещение, 2012г.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Новошешминская СОШ»
Дополнительная литература:
«Рабочая программа. Русский язык. 5-9 класса»Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение,2011
«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях».Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2012
«Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2012
О. В. Волкова «Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся 5 классов с учетом требований ФГОС ООО», Казань, 2013
Пояснительная записка
Дополнительный час «Русская орфография» разработан на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения, а также на основе Методической рекомендации «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» в 2014-2015 учебном году, г. Казань, 2014, рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2012 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
В связи с тем, что в учебном плане школы на преподавание русского языка в 5 классе отведено 3 часа в неделю (Программа М.Т. Баранова рассчитана на 6 часов) появилась необходимость корректировки программы. Отработка орфографических умений и навыков учащихся, помимо урочного времени, вынесена на дополнительный час.
Цель – повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Дополнительный час «Русская орфография» поможет пятиклассникам не только вспомнить орфографические и пунктуационные правила, но и отработать умения применять их на практике, преодолеть трудности в написании словарных слов, совершенствовать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты курса
Учащиеся будут знать:
1) правописание морфем;
2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов;
5) правила графического сокращения слов.
Учащиеся будут понимать:
что русская орфография представляет собой систему правил правописания;
суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом).
Учащиеся будут уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Учащиеся приобретут навык:
Календарно-тематическое планирование
Дополнительного часа «Русская орфография»
(35 ч.)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Форма занятия |
1. | | | Краткие сведения из истории русской орфографии. Разделы русской орфографии. | Беседа |
| | | Правописание корней (5 ч.) | |
2-3. | | | Правописание безударных гласных в корнях слов. | Практикум |
4-5. | | | Правописание согласных в корнях слов. | Практикум |
6. | | | Самостоятельная работа по теме «Правописание корней» | |
| | | Правописание окончаний (5 ч.) | |
7-8. | | | Правописание безударных окончаний –е и –и в именах существительных. | Практикум |
9-10 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Практикум |
11. | | | Проверочный тест по теме «Правописание окончаний» | |
| | | Правописание слов с Ь и Ъ (4 ч.) | |
12. | | | Написание Ь после шипящих | Практикум |
13. | | | Правописание –тся и - ться | Практикум |
14 | | | Разделительные Ъ и Ь. | Практикум |
15. | | | Проверочная работа по теме «Правописание слов с Ь и Ъ» | Практикум |
| | | Чередование гласных в корне слова (5 ч.) | |
16-17 | | | Правописание букв О/А в корнях с чередованием (КОС-КАС, ЛОЖ-ЛАГ- и др.) | Практикум |
18-19 | | | Чередование Е – И в корнях (БИР-БЕР, ТИР-ТЕР и др.). | Практикум |
20. | | | Проверочная работа по теме «Чередование гласных в корне слова» | |
21-23 | | | Слитные, дефисные и раздельные написания слов (3 ч.) | |
| | | Правописание приставок (4 ч.) | |
24. | | | Правописание приставок на – з и - с | Практикум |
25-27 | | | Правописание приставок при- и пре- | Практикум |
28-29 | | | Буквы О-Ё после шипящих в корнях (2 ч.) | Практикум |
30 | | | Правописание букв И-Ы после Ц (2 ч.) | Практикум |
31. | | | Проверочная работа по теме «Слитные, дефисные и раздельные написания слов» | |
| | | Правописание суффиксов (2 ч.) | |
32. | | | Правописание суффиксов –чик, –щик–. | Практикум |
33. | | | Правописание суффиксов –ек, –ик (–чик). | Практикум |
34. | | | Зачётная работа | |
35 | | | Обобщение изученного материала. | Беседа |
Литература
Для учащихся
Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М.,2005.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 5 класс. Пособие для учащихся. Автор: Людмила Ахременкова
Для учителя
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. – М., 2000.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 5-6 классы: Пособие для учителя. – М., 2003.
5