Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 1
«Рассмотрено» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № от «__» августа 20__года. Руководитель МО _______________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ «__» августа 20___ года. | «Утверждаю» Директор школы МБОУ СОШ №1 _________ «___» августа 20__ года. |
Образовательная программа кружка
“Literary Britain”
«Литературная Британия»
Автор программы (модифицированная): Носова Т. А., учитель английского языка
Срок реализации: 1 год (1 час в неделю)
Возраст детей:5А, 5 Б классы, 10 -12 лет
2017 – 2018 уч. год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности
«Литературная Британия» по английскому языку для уч-ся 5 класса
Пояснительная записка
Примерная программа для дополнительного образования «Literary Britain» разработана с учетом примерной программы начального общего и основного общего образования по английскому языку в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом возрастных особенностей школьников младшего и среднего звена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенция по правам ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в России» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования Российской Федерации "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" от 31.12.2015 N 1577;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» №253 от 31.03.2014г.;
Приказ Министерства образования Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253» , от 20.06.2017г. №581;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2017-2018 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» №24/4.11-485 от 08.08.2014г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189 от 29.12.2010г.;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Белая Калитва, Ростовской области;
Общеобразовательная программа МБОУ СОШ №1 на 2017-2018 уч. год;
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2017-2018 учебный год.
Данная программа определяет предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение при драматизации произведений на английском языке. Программа разработана для более успешного процесса социализации учащихся 5-6 классов, в ходе которого школьники обучаются английскому языку и азам актерского мастерства в тесной взаимосвязи. Программа рассчитана на детей от 10 до 12 лет. Театрально-литературный кружок является логическим продолжением урочной деятельности и неотъемлемой частью учебного процесса. Гуманное отношение к ученикам, индивидуальная оценка результатов их деятельности, учет их способностей помогает преодолеть психологический страх говорения и способствует оптимизации процесса мыслеизъявления на английском языке. Восполнение пробелов в обучении происходит через активизацию творческого потенциала ребенка в рамках театрально-языкового кружка.
Результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и творческого характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами в 5 классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметные результаты
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Применять основные правила чтения и орфографии.
Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.
Воспринимать на слух и понимать: небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале;
Воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни.
Образовательные результаты
В результате изучения английского языка посредством драматизации при параллельном изучении лексического и грамматического материала, ученики должны:
знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
особенности интонации основных типов предложений;
наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
уметь:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто? Что? Где? Когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0.5 стр.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
Грамотные постановки на иностранном языке приводят, как правило, к следующим результатам:
у детей повышается интерес к занятиям английским языком, быстрее формируются речевые навыки и умения;
многие начинают активнее использовать иностранный язык в игровой (внеучебной) деятельности;
театральная деятельность позволяет корректировать некоторые отклонения в поведении младших школьников (агрессивность, излишняя застенчивость); повышает самооценку; формирует социальную уверенность;
использование в театральной деятельности на английском языке элементов лингвострановедческих представлений позволяет формировать основу будущего межкультурного общения.
Формы занятий:
различные виды индивидуальной, парной, групповой работы;
проведение ролевых, сюжетных игр;
разучивание песен, стихов;
подготовка спектаклей;
ознакомительные занятия, посвященные английским праздникам и традициям;
интеллектуально-развлекательные игры, игра-путешествие.
Виды речевой деятельности (речевые умения)
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора при его драматизации: диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос – уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда?; диалог-побуждение к действию – уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря.
Письмо и письменная речь. Списывание текста; выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления и т.д.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Алфавит изучаемого иностранного языка, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции (для английского языка), основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме). Написание наиболее употребительных слов по каждой возрастной группе, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи).
Каждый из пяти представленных проектов-спектаклей имеет следующую структуру организации учебного материала. Работа над каждой драматизацией подразумевает изучение тем и учебных ситуаций, которые включают:
Собственно тематический блок, где
определяется основное содержание данной темы;
вводится и отрабатывается новая лексика;
формируются базовые коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
языковой и речевой раздел, в котором предлагаются дополнительные задания на отработку как языковых (лексических, грамматических, фонетических) навыков, так и речевых умений в различных ситуациях общения, главным образом в форме диалогической речи по широкому спектру проблем, характерных для учащихся данного возраста;
раздел культуроведения, который помогает учащимся получить дополнительную информацию об англоязычных странах и о мире в целом, сравнить культурные особенности различных стран и народов;
самоконтроль, который используется не столько для проверки усвоенного, сколько для выявления проблемных областей для дополнительных занятий;
проектная работа, которую учащиеся выполняют в группах, используя навыки и умения как речевого, так и неречевого характера.
Каждый поставленный спектакль представляет собой проектную работу. По окончании каждого курса учащиеся каждой группы представляют тематические презентации. Данная программа дает хорошую возможность поучаствовать всем коллективом в проектной деятельности по иностранному языку.
Содержание программы
№ п/п | Тема занятий | Всего часов |
1 1.1 1.2 | Карта литературной Британии для детей Путешествие на далекий остров Литературная карта острова | 10 6 4 |
2 2.1 2.2 2.3 | Английская детская поэзия. Мир сказки и театра У. Шекспир и театр «Глобус» Английский фольклор (пословицы и поговорки, небылицы) Народные сказки Британии. | 18 1 4 6 |
2.4 2.5
| Писатели и поэты для детей. Театральная студия. Леди и джентльмены. Этикет на каждый день.
| 6 1
|
3 3.1 3.2 3.3 | В гости к английским школьникам Английские праздники. Любимые традиции английских ребят. Викторина «Литературная Британия для детей» | 7 2 2 3 |
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки 5А (1ч) | Сроки 5Б (1ч) |
| Карта литературной Британии для детей. | 10 | | |
1-2 | Британия – живая история. Виртуальная экскурсия по стране. Этикет приветствия и прощания. Представление себя своему английскому другу | 2 | 01.09. 08.09. | 04.09. 11.09. |
3-4 | Королева Елизавета, ее резиденция. Королевская семья. Моя семья. | 2 | 15.09. 22.09. | 18.09. 25.09. |
5 | Климат Великобритании и характер британцев.
| 1 | 29.09. | 02.10. |
6 | Британия – страна традиций. Города Великобритании. | 1 | 06.10. | 09.10. |
7-8 | Литературная карта Шотландии и Англии | 2 | 13.10. 20.10. | 16.10. 23.10. |
9-10 | Литературная карта Уэльса и Ирландии | 2 | 27.10. 17.11. | 30.10. 13.11. |
| Английская детская поэзия. Мир сказки и театра. | 18 | | |
11 | У. Шекспир и театр «Глобус» | 1 | 24.11. | 20.11. |
12 | Английский фольклор: пословицы и поговорки | 1 | 01.12. | 27.11. |
13 | «Рифмы Матушки Гусыни» (“Mother Goose Rhymes” | 1 | 08.12. | 04.12. |
14-15 | Английский фольклор: лимерики | 2 | 15.12. 22.12. | 11.12. 18.12. |
16 | Народные сказки Британии. Обзор. | 1 | 29.12. | 25.12. |
17 | «Три медведя» (“The three bears”). Чтение, работа с текстом. Сравнение английского варианта сказки с русским. | 1 | 12.01. | 15.01. |
18 | «Три медведя» (“The three bears”). Знакомство со сценарием и распределение ролей.
| 1 | 19.01. | 22.01. |
19-21 | «Три медведя» (“The three bears”). Работа над текстом пьесы. | 3 | 26.01. 02.02. 09.02. | 29.01. 05.02. 12.02. |
22 | Писатели и поэты для детей. Обзор. | 1 | 16.02. | 19.02. |
23 | Л. Кэррол «Алиса в стране чудес» (“Alice in Wonderland”). Чтение, работа с текстом. Сравнение английского варианта сказки с русским. | 1 | 02.03. | 26.02. |
24 | Л. Кэррол «Алиса в стране чудес» (“Alice in Wonderland”). Знакомство со сценарием и распределение ролей. | 1 | 16.03. | 05.03. |
25-27 | Л. Кэррол «Алиса в стране чудес» (“Alice in Wonderland”). Работа над текстом пьесы. | 3 | 30.03. 06.04. 13.04. | 12.03. 19.03. 02.04. |
28 | Леди и джентльмены. Формулы речевого этикета. Thank you, please, will you, you are welcome. | 1 | 20.04. | 09.04. |
| В гости к английским школьникам | 7 | | |
29 | Английские праздники | 1 | 27.04. | 16.04. |
30 | Международный День детской книги – 2 апреля | 1 | 04.05. | 23.04. |
31-32 | Международный День английского языка. Игры, викторины. | 2 | 11.05. 18.05. | 28.04. 07.05. |
33 | Викторина «Литературная Британия для детей» | 1 | 25.05 | 14.05. |
34-35 | “Today a reader – tomorrow a leader”. Сегодня читатель – завтра лидер. Заключительное занятие. Презентации на темы: любимые детские писатели, сказки, повести и рассказы. | 2 | - | 21.05. 28.05. |
| Итого | 35 | 34 | 35 |
Список литературы, используемой для разработки автором программы «Литературная Британия»:
Нормативная база (см. Пояснительная записка)
Книга для чтения (3-5 классы). Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений (В. П. Кузовлев, Просвещение, 2012г.)
В.В.Копылова. Методика проектной работы на уроках английского языка. _ Москва, «Дрофа», 2006.
Т.О.Трубникова, Ю.С.Шеварихина. Сценарии тематических вечеров и предметной недели английского языка в 5,6,7 классах. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – Москва, изд-во «Аркти» , 2005.
Интернет – ресурсы.