Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 (МБ ДОУ №20)
Принято Утверждено
Педагогическим советом Приказом МБ ДОУ№20
МБ ДОУ №20 № 78 от 25.08.2017г
Протокол №1 от 25.08.2017г _________ Е.К. Павлятенко
Рабочая программа
кружка дополнительного образования
по ФЭМП, обучению грамоте и письму детей 6-7 лет
в подготовительной к школе группе №6 «Почемучки»
"РАЗВИВАЙКА"
Срок реализации программы: 1 год
Составлена воспитателем:
Друзякиной Е.В.
г. Батайск, 2017 год
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Рабочая программа « Развивайка» детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. «От звука к букве», Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте», Филичевой Л.Н. «Развитие графических навыков» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.
1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Задачи:
Обучающие задачи:
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развитие мотивации учения.
Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие задачи:
Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
Воспитательные задачи:
Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
1.3. Характеристика особенностей развития детей. Возрастные
особенности развития детей 6-7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.
8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
12. Произвольность : способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.
По направлению: "Обучение грамоте и письму"
Дети должны знать: буквы русского алфавита, писать буквы русского алфавита в клетке, понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», определять место звука в слове в начале, в середине и в конце. Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки. Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат), соотносить звук и букву.
Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения.
Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
По направлению "ФЭМП" к концу учебного года ребенок должен уметь:
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Находить части целого и целое по известным частям. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10. Называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; соотносить цифру с количеством предметов.
Измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. В простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей.
Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
Называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности с дошкольниками.
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет). Набор детей в группы по программе «Развивайка» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.
Продолжительность НОД: | Периодичность в неделю: | Количество академических часов в неделю: | Количество часов в год: |
Подготовка к обучению грамоте 25-30 мин. | 1 раз | 1 час | 36 |
Математическое развитие 25-30 мин. | 1 раз | 1 час | 36 |
Итого часов в год: 72 | | | |
понедельник | вторник | среда | четверг | |
Обучение Грамоте: 15.00-15.30 | ФЭМП: 15.45-16.10 | Обучение грамоте: 15.00-15.30 | ФЭМП: 15.30-16.00 | |
| | | | |
Этапы реализации программы:
Рабочая программа "Развивайка" реализуется в четыре этапа:
1 этап: диагностический.
Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения НОД ДПО на начало учебного года.
2 этап: адаптационный.
Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.
3 этап: развивающий.
Цель: проведение развивающей НОД с детьми.
4 этап: итоговый
Цель: мониторинг проведения НОД ДПО на конец учебного года.
Содержание рабочей программы по направлению " Обучение грамоте и письму"
В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.
На первых НОД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок. По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей НОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующей НОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных НОД закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).
Содержание программы по направлению " ФЭМП"
1. Общие понятия:
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу; совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства; установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав числа первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
2. Пространственно-временные отношения:
Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толше-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
3. Геометрические фигуры:
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами изменения различных величин.
2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности.
месяц | 1-2 неделя | 3-4 неделя |
сентябрь | Звук и буква А, игра «Подбери словечко». Звук и буква О, игра «Доскажи словечко». | Звук и буква У, игра «Подбери словечко». Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой» |
октябрь | Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании. | Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок. Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение. |
ноябрь | Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением. | Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов. Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы. |
декабрь | Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов. Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший. | Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
январь | Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч" Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом. | Звуки В- ВЬ,Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
февраль | Звуки 3 - 3Ь , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов | Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший. Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов |
март | Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко" | Звук и буква Й, чтение слов Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы. |
апрель | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление предложений, рифма Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов. | Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение" Закрепление пройденного материала, гласные буквы. |
май | Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные | Закрепление пройденного материала, звонкие согласные Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита. |
| 1-2 неделя | 3-4 неделя |
сентябрь | Понятие : слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между. Число и цифра 1. Первый, последний. | Больше, меньше, столько же. Знаки , =,+, Число и цифра 2. Пара. Первый, второй. |
октябрь | Решение задач, графические диктанты. Число 3. Состав числа 3. Равенство Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. | Число и цифра 4. Состав числа 4. |
ноябрь | Сложение; Решение задач. Логические задания. Число и цифра 5. Состав числа 5. | Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины. Работа со счёт, палочками .Проверочная работа. |
декабрь | Число и цифра 6, Состав числа 6. Вычитание; Развивающие задания. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Занимательная математика: решение логических заданий |
январь | Число и цифра 8. Состав числа 8. Число и цифра 9. Состав числа 9. | Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант Ориентация в пространстве и на плоскости. |
февраль | Знакомство с нулём. Математический диктант Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с | Решение примеров, знакомство с ромбом |
март | Определение понятий "шире", "уже", "выше", "ниже". Игра "вставь знак" Найди лишний предмет, цифры 14- 17 | Игра "следующий, предыдущий", порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20 |
апрель | Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.) Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания | Образование чисел второго десятка; составление примеров. Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий. |
май | Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 20 Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление) | ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление) Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре "Найди клад" |
|
2.3 Мониторинг результатов реализации программы.
Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе занятий, тренинги, тестирование, анализ рабочих тетрадей, проверочные задания, участие в олимпиадах для дошкольников, конкурсах, беседы с родителями и т.п. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов.
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:
Звуковая сторона и выразительность речи.
Фонематический слух.
Уровень развития моторики, графических навыков.
Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы).
Чтение.
По направлению «Математическое развитие»:
Числа и операции над ними.
Пространственно-временные представления.
Геометрические фигуры и величины.
2.4. Взаимодействие с родителями.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в разрешении проблем при подготовки детей к школе; установление доверительных и партнерских отношений.
Задачи: показать актуальность проблемы; применять дифференцированный подход в работе с родителями; привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей; применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Перспективное тематическое планирование по работе с родителями.
№ | Тема | Форма проведения | Цель | Участники | Время проведения |
1. | «Первоклассник! Какой он? » | Актуальная консультация. | Познакомить родителей с особенностями психофизического развития детей седьмого года жизни. Дать представление о качествах характерных для будущего школьника, и требованиях современной школы к будущим первоклассникам. | Родители детей, воспитатели, медицинская сестра ДОУ. | сентябрь |
2. | «Умеем ли мы слушать и слышать своих детей» | Семинар - практикум | Выведение формулы общения с ребенком, создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для семьи и определения активной воспитательной позиции в отношении собственного ребёнка | Родители детей, воспитатели, учитель начальных классов, психолог ДОУ. | октябрь |
3. | «Школьная готовность» | Мастер- класс | Познакомить родителей с психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность» | Родители детей, воспитатели, учитель- логопед | ноябрь |
4. | «Читать или не читать? Не вопрос!» | Ликбез | Дать рекомендации родителям, как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе | Родители детей, воспитатели, библиотекарь. | декабрь |
5. | «Буквы разные писать... Почерк – зеркало души и рентген для мозга» | Информационный центр | Показать родителям связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. | Родители детей, воспитатели, учитель начальных классов. | январь |
6. | «Успехи маленькими не бывают» | Игровой практикум | Познакомить родителей в игровой форме с этапами развития у ребенка мотива достижения успехов и дать советы как конкретно этому процессу поспособствовать, чтобы вырастить успешную личностью | Родители детей, воспитатели, педагог-психолог. | февраль |
7. | «Школьные проблемы и пути их решения» | Пресс- конференция | Оказать помощь родителям в разрешении проблем при подготовки детей к обучению в школе | Родители детей, воспитатели, учитель начальных классов. | март |
8. | "Мифы и легенды СОШ № 4, 6." | День открытых дверей | Ознакомить родителей с ФГОС второго поколения; рассказать о жизни школы. | Родители детей, воспитатели, учителя начальных классов. | март |
9. | «Готовь сани летом, или как собрать ребенка в школу» | Круглый стол | Дать рекомендации родителям как правильно собрать ребенка в школу и приобрести необходимые школьные принадлежности; определить основные условия, способствующие организации родителями полноценного отдыха и развития детей в летний период. | Родители детей, воспитатели, учитель-логопед, учитель начальных классов, педагог-психолог. | апрель |
3. Организационный раздел.
3.1 Материально - техническое обеспечение реализации программы.
Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается –игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов.
Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы разработали следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки кружка "Развивайка"
Месяц | Тема (раздел) | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Октябрь | Звуки и буквы Числа-цифры | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | Помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; | |
| | | | рабочие листы - прописи букв, цифр; игры со словами. | Проведение открытого занятия |
Ноябрь | Звуки и буквы Числа-цифры | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр; игры со звуками, с математическим содержанием | Проведение открытого занятия |
Декабрь | Звуки и буквы Арифметичес-кие задачи | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; | Проведение открытого занятия |
| | | | мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр | |
Январь | Звуки и буквы Арифметичес-кие задачи | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображе-нием звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; | Проведение открытого занятия |
Февраль | Звуки и буквы Арифметичес-кие задачи | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; \индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; рабочие листы- прописи букв, цифр. | Проведение открытого занятия |
|
Апрель | Звуки и буквы Логические задачи | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для со-ставления предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемо-таблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр. | Проведение открытого занятия |
Май | Звуки и буквы Логические задачи | Игровое | Игровые: использование игр и игровых персонажей Наглядные методы: показ способа написания буквы (цифры) Словесные: объяснение, беседа использование художественной литературы (стихи, загадки) Практические: - выполнение заданий | помещение группы азбука (наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий - согласный, зеленый - согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы - прописи букв, цифр. | Проведение открытого занятия |
3.2. Список литературы.
1. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет» Е. В, Колесникова.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
3. Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
5. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
6. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
7. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: Акалис, 1996.
8. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001
9. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005. – 48 с.
10. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 1. – М.: Ювента, 2009
11. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5 – 7 лет. Часть 2. – М.: Ювента, 2009
12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька... Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006
3.3 Список приложений.
Приложение №1
Справочный материал
В русском алфавите 33 буквы.
Гласных букв – 10. Согласных букв – 21.
Гласных звуков – 6. Согласных звуков – 36.
Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.
Гласные звуки и буквы
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.
Гласные образуют слог.
Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.
Гласные Я, Е, Ё, Ю, И обозначают мягкость согласных звуков.
Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.
Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.
Согласные без гласных не образуют слога.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Непарные звонкие, сонорные Л, М, Н, Р, Й (всегда мягкий).
Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш (всегда твердые).
Непарные глухие согласные Х, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).
Ь, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звуки не обозначают.
Схема фонетического разбора слова
Слоги, ударные.
Гласные звуки (ударные, безударные).
Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).
Количество звуков и букв.